Вербальные характеристики. Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Использование речи является необходимым атрибутом современной жизни. Невозможно себе представить человеческое общение без речи. Устная речь используется как в повседневной жизни, так и на деловых переговорах. Сама речь обладает рядом особенностей, таких как: эмоционально – эстетические, биофизические, индивидуально – личностные показатели и т.д. Речь помогает не только понять собеседника во время разговора, но и отражает собственное индивидуальное мнение говорящего, дает ему раскрыться. По тому, как именно человек строит фразы, произносит отдельные слова, можно определить, насколько интересно ему самому то, о чем он говорит. Вербальное общение – неотъемлемая сторона жизни современного человека. Без него не смог бы состояться ни один диалог, сделалось бы невозможным принятие серьезного решения.

Преимущества вербального общения

Именно взаимодействие людей с помощью слов имеет большие выгоды, чем общение невербальное. Два человека гораздо лучше смогут объясниться, понять друг друга, если станут использовать язык как знаковую систему. Итак, какие же преимущества имеет вербальное общение? Что здесь стоит отметить существенного?

Возможность формулировать и точно передавать информацию

Вербальное общение в отличие от невербального позволяет максимально четко воспринимать собеседника, делиться своими мыслями, проявлять собственное участие. Только слова имеют такую большую силу. Иногда любые домысливания кажутся неуместными и неприличными. Например, на деловых переговорах требуется обладать достаточно точной информацией и связно выражать свои мысли. Этого нельзя сделать с помощью только жестов и мимики.

Вербальное общение – это наиболее удобный способ выражения мыслей и чувств. Мы с детства привыкаем именно с помощью слов объясняться с собеседником. Никто не пытается полноценно общаться, используя только жесты или мимику, это было бы слишком сложно.

Возможность анализировать

С помощью слов человек, чаще всего, высказывает свое видение и отношение к происходящим событиям. Именно вербальное общение предоставляет людям возможность оценивать действия других и обозначать свою точку зрения. Когда мы проговариваем вслух собственное мнение, то оно становится очевидным для собеседника, тем проще ему понять нас.

Информация, которая пришла к нам посредством слова, запоминается гораздо лучше, чем различные предположения. Известно, что если человеку дать точный, не предполагающий никакой двойственности ответ на поставленный вопрос, он гораздо скорее примет его за истину, сможет понять суть предмета разговора. Силу слова ничто не заменит, как ничто не сможет ее опровергнуть.

Возможность коммуникации

Ни один человек не может достичь состояния счастья без человеческого общения, без эффективного взаимодействия с другими людьми. Возможность выражать свое отношение к говорящему, слушать его, обмениваться впечатлениями составляет главную эмоциональную необходимость личности. В каждом из нас заложена потребность в том, чтобы быть услышанными. Общение необходимо человеку, чтобы иметь возможность обмениваться эмоциями, получать дополнительный заряд энергии от коллег и друзей. Тот, кто сильно ограничивает себя в общении, как правило, со временем начинает страдать от его недостатка: появляется депрессия, настроение часто портится буквально на ровном месте, дела идут не очень хорошо, возникает сильное чувство одиночества и ненужности.

С помощью коммуникативных навыков личность пополняет свои знания о мире, расширяет собственные возможности, нередко обнаруживает новые перспективы. Мы все учимся друг у друга, в одиночку способны идти единицы, но даже им необходимо присутствие близких людей.

Особенности вербального общения

Речь человека имеет ряд особенностей, которые и являются существенным доказательством ее значимости. Что это за компоненты и как они проявляются во взаимодействии с людьми? Попробуем разобраться!

Эмоциональная составляющая

Во время общения люди не просто обмениваются между собой значимой или не очень важной информацией. Не эта цель является истинной потребностью. Гораздо в большей степени они хотят получить эмоций, отклик на собственные мысли и чувства. Человеку на самом деле не так важно, что именно ему скажут, лишь бы общение имело место. Данный феномен можно заметить по людям, которые ведут замкнутый образ жизни и мало взаимодействуют с окружающими: такие личности могут намеренно придумывать различные истории, в которых якобы побывали, и рассказывать о них, как о реально произошедших. Именно поэтому каждый из нас так жаждет внимания и проявления участия, неравнодушия со стороны других людей, выражения себя как индивидуальности.

Эмоциональная составляющая крайне важна для гармоничного развития личности, для ее продуктивной работы над собой и возможности самосовершенствования. На самом деле это весьма трудоемкий труд, который, однако, одолевают немногие.

Общие особенности

Слушая голос человека, мы, даже не видя его в живую, можем практически безошибочно определить, сколько ему лет, какого пола субъект, примерный тип темперамента, состояние здоровья и даже основные взгляды на жизнь. Всю эту информацию собеседник способен считывать подсознательным образом. Дело в том, что у каждого имеются представления о том, как устроен этот мир. И хотя взгляды на жизнь могут быть различными, все же бессознательно человек определяет, говорят ли ему правду или хотят просто произвести впечатление.

Личностные особенности

Каждая личность обладает уникальными чертами характера, особенными преимуществами, отличающими ее от других людей. Соответственно и в беседе с разными людьми мы испытываем порой весьма противоречивые и контрастные эмоции. Одни собеседники нам нравятся, другие нет, с третьими приятно, четвертые удивляют своей экстравагантностью. У каждой личности имеется свой уникальный голос, всякий произносит слова с определенной скоростью, и эти отличия составляют особенности индивидуальности. Чаще всего собеседники выбирают друг друга по голосу и подсознательно тянутся к тем, с кем обнаруживаются яркие совпадения представлений о жизни. Случается и такое, что личность по каким – то необъяснимым причинам отталкивает от себя, и мы не можем себе объяснить почему. Если голос собеседника явно не понравился, понимания в разговоре можно и не достичь.

Схожесть интересов и взглядов

Общие предпочтения – это весьма важное условие для установления контакта между незнакомыми людьми. Человек никогда нами не заинтересуется, если у него в беседе не возникнет чувства внутренней сопричастности к тому, о чем идет речь. Вот почему у людей иногда возникают моменты, когда рассказы незнакомых людей трогают до глубины души. Дело здесь не столько в неравнодушии сердца и умении сопереживать. Если есть эмоциональный отклик, значит, какие – то слова задели собеседника за живое, позволили ему переосмыслить значимые моменты из своей жизни, помогли осознать что – то важное.

Таким образом, вербальное общение играет большую роль в процессе взаимодействия между людьми. Речь здесь выступает и средством коммуникации и инструментом для достижения понимания.

Вербальное общение – это выражение своих мыслей с помощью слов и речи, обмен информацией. Также для полной передачи информации человек использует и невербальную систему общения, то есть «говорит» с помощью жестов, мимики.

Выразить себя с помощью слов

Общение составляет огромную часть нашей жизни. Каждому человеку хочется донести свои мысли, быть услышанным и понятым правильно. Человек использует для общения вторую сигнальную систему, то есть речь. Существует мнение, что вербальное общение по значимости во многом уступает невербальному (передача информации жестами, мимикой, переменой позы). Такое утверждение может быть по-своему справедливо только при аффилиативном общении между близкими людьми или родственниками. И действительно, обилие жестов и богатство интонаций характерно для разговора с человеком, который близок духовно. В деловой же сфере важен именно информационный аспект, то есть что сказано, а не как.

Коммуникация с помощью речи довольна сложна. Она бывает в виде диалога, монолога, дискуса и т.д. Также важно помнить, что даже в пределах одного языка встречается масса диалектов, которые не всегда схожи.

Классификация видов вербального общения

К одному из видов вербального общения относится дактильная речь или общение с помощью жестов. Жестовый язык во многих странах мира имеет статус государственного, в Российской Федерации он является таковым с 2013 года.

Как развить речь

Общение с помощью слов на данном этапе развития человечества считается наиболее совершенным способом передачи информации. Именно поэтому высоко ценится умение грамотно и максимально точно донести свои мысли и соображения. Для этой цели существует масса упражнений, с помощью которых можно улучшить и развить навыки общения. Нередко они приобретают форму игры и проводятся в группах.


Кинестика(невербальное общение)

Важность невербального общения сложно переоценить. Оно возникло задолго до появления первого слова. Человечество на заре зарождения общалось с помощью кивков головы, взмахов рук, поворотов тела. Больше половины информации мы «выдаем» с помощью невербальных знаков, которые и помогают установить психологический контакт с собеседником. Самые известные из них: мимика, жесты, пантомимика.

Этот вид общения, несомненно, довольно информативный, но выделяют несколько проблем его понимания. Во-первых, передача информации с помощью жестов и мимики происходит на уровне подсознания и «говорящий» не всегда контролирует этот процесс. Во-вторых, тонкое понимание методов невербального общения позволяет воздействовать на подсознание оппонента и является одним из способов манипуляции.

Жесты при этом виде общения составляют львиную его долю. Около 60% информации мы сообщаем именно таким образом. По смысловой нагрузке их подразделяют на:

  • Коммуникативные, которые несут «осознанную» смысловую нагрузку (взмахи рукой в знак приветствия и прощания, запрещающие знаки, кивок или покачивание головы и другие);
  • Модальные, которые несут эмоциональную окраску;
  • Описательные, то есть те жесты, которые используются как подспорье в описании чего-либо.

Движения мимических мышц помогают передать около 15% информации.
Мимика диманична, существует более 20 тысяч описаний выражений лица. Основная нагрузка при этом лежит на мышцах лба и нижней части лица. Также большую роль в процессе общения играет взгляд. Он может быть деловой, интимный, социальный. Все зависит от длительности зрительного контакта и точке его сконцентрированности (лоб, носогубный треугольник, грудь). Замечено, что если человек лжет, то зрительный контакт уменьшается на 1/3.

Также большую роль играет положение тела, походка, осанка, то есть пантомимика. Выразительные движения человека могут многое рассказать о его образе жизни, уверенности в себе, внутреннем психическом состоянии.

Невербальные средства общения важны в современном мире. С их помощью можно не только «вывести собеседника на чистую воду», но и лучше понять переживания и мысли близкого человека. Одна из самых известных книг «Язык тела» Алана Пиза легла в основу множества вебинаров ведущих психологов и психотерапевтов.

Особенности кинестики

Невербальное общение и его значимость трудно переоценить. Психологи выделяют несколько важных функций этого вида коммуникации:

  • Подтверждение и дополнение речи. Например, мы подтверждаем утвердительное заявление кивком головы;
  • Обогащение значения слов и придание тексту эмоциональной окраски;
  • Регулятивная функция, то есть мимическая реакция на слова собеседника.

Правильное толкование невербальных символов направлено на полноценное поддержание и ведение беседы. На эту тему написано множество книг и снято большое количество фильмов.

Каждый из нас замечает невербальные сигналы подсознательно и интерпретирует их согласно своему пониманию ситуации. Существуют специальные упражнения по невербалике, которые помогают развить этот навык.

В первую очередь необходимо научиться замечать и контролировать собственный язык тела, а потом уже учиться понимать окружающих. Можно проводить самостоятельные упражнения перед зеркалом. Для этого достаточно просто воспроизвести мимику актеров из известных сцен фильмов или разыграть собственную эмоцию (грусть, печать, смех, ярость). Таким же способом прорабатываются походка, жесты, поза тела.

Для понимания чужих чувств необходимо не только иметь багаж знаний. Не менее важна практика. Важно обращать внимание не только на слова и действия окружающих вас людей, но и стараться фиксировать изменение их мимики и жестов в каждой конкретной ситуации. Невербальное общение и специальные навыки развиваются годами, и в первую очередь важна внимательность и даже некая щепетильность в этом вопросе.

«Битва» полов

Не секрет, что вербальное и невербальное общение у мужчин и женщин немного различается. Женщинам интереснее обсуждать, а мужчинам – действовать. Женщины познают мир через обсуждение, разговоры, а мужчинам ближе мир свершений и открытий. В этом и лежит секрет разного восприятия мира.

В приемах невербального общения женщины чувствуют себя уверенней и более раскрепощенными . Им проще выражать свои эмоции с помощью жестов, их мимика более яркая и богатая. Мужчины же более сдержаны, они уделяют больше внимания самоконтролю.

Пантомимика также во многом различается. Для женщин важен зрительный контакт, они открыто смотрят собеседнику в глаза во время беседы, их беседы сопровождаются обилием жестов и прикосновений. Мужчины же уделят внимание вербальному общению, их взгляд блуждает по сторонам, а жесты скупы и лаконичны.

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вер-бальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возни-кают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важней-шим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- коммуникативная (язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полно-ценного общения с себе подобными);
- познавательная (язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык);
- аккумулятивная (язык как средство накопления и хранения знаний. При-обретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невоз-можна без существования письменного языка);
- конструктивная (язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная сло-весно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего);
- эмоциональная (язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональ-ное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация);
- контактоустанавливающая (язык как средство установления контакта меж-ду людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения);
- этническая (язык как средство объединения народа).

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с дру-гими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание – восприятие содержания звучащей речи;
- письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и не-литературные формы языка.

Литературная форма языка (литературный язык) понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка – наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая – зву-чащая речь, а вторая – графически оформленная. Устная форма изначальна. К не-литературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помо-щи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Чем отличаются первичные языки от вторичных? В первичных языках сиг-налы непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами за-кодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы. Напри-мер, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обо-значают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы.
Собственно, вербальный язык, то есть человеческая речь – это тоже пер-вичный язык. Если же мы возьмем невербальные средства общения, то среди них к первичным языкам относятся: мимика, жесты, индийский язык танца и т.п. При этом язык глухонемых, обозначающий слова, уже является вторичным языком.
Ко вторичным невербальным языкам относятся уже упомянутая азбука Морзе, система нотной записи, язык программирования, система сигнализации флажками на флоте, системы дымовой сигнализации, система оповещения граж-данской обороны и т.п.
Как видим, естественные языки первичны, искусственные языки – вторич-ны.
Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жес-ты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела.
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникан-тов. К примеру, женщины при ходьбе отставляют в сторону запястья, а мужчи- ны – локти. Потому что женщинам нужно балансировать более тяжелый бедрен-ный пояс, а мужчинам – более тяжелый плечевой. Такова анатомия мужского и женского тел. Но иногда можно наблюдать, как мужчины, особенно некрупной комплекции, излишне, нарочито при ходьбе оставляют локти специально дальше от туловища. Будто бы их плечевой пояс настолько мощный, что нуждается в уси-ленной балансировке. Избыточная балансировка за счет отставления локтей не нужна для ходьбы. Это подсознательный сигнал, с помощью которого мужчина старается дополнительно акцентировать свою мужественность, придать фигуре более внушительный вид. Ну, а о том, что манекенщиц специально учат правиль-но балансировать развернутыми запястьями при ходьбе – известно всем. Это тоже язык тела, передающий дополнительные сигналы женственности.
Между тем язык поз и движений человека может посылать сигналы не толь-ко биологической, но и культурной природы. К примеру, поза лотоса может быть знаком индийской культуры. А сидение на корточках на остановке – признаком принадлежности к уголовному миру, так как эта поза вышла из тюремных камер и распространилась по каналам блатной моды в подростковой субкультуре.
В целом язык тела включает четыре способа передачи информации.
1. Жесты – способ знакового использования рук. Можно, например, при-зывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно пока-зывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойман-ной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отма-хивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим привет-ствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед мо-литвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные ап-лодисменты. С древних времен до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жес-тов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалис-тов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытя-нутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановить-ся, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вто-ричного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного язы-ка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые рас-пространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, по-нимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика – способ использования выражения лица. Человек способен раз-личать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть припод-няты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогноми-кой – занимался еще Аристотель.
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетни-чают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Пря-мой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного чело-века. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни.



3. Положение тела – способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время со-беседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собе-седнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек на-пряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. На-пример, известен феномен личного пространства, который в европейской куль-туре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личнос-тями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть марке-ром, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собесед-ников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собе-седниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что америка-нец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для амери-канца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у япон-ца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, стара-ется сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Напри-мер, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время раз-говора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.
4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Ис-пользование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных от-ношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях.

Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопыва-ниями по плечу. Подростки, ровно как детеныши животных, бывает, имитируют потасовки – они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах.
Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации может передавать какой-то смысл, то есть вос-приниматься как проявление коммуникативного намерения.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ, МЕЖПЕРСОННОЕ, РОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Межличностное общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Межличностное общение может приносить как радость, так и негатив-ные переживания.

Межличностное общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух лю-дей, при котором они по очереди выступают в роли говорящего и слушающе-го. Умение слушать собеседника – один из важнейший навыков общения. Люди, неумеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении.

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика . Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт , также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция : Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе « На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция : Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 2 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель : упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция : Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций : Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.

Педагог-психолог: Баркова Л.И


Общение – неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Благодаря обмену информацией, выражению своих мыслей, мнения, советов и чувств мы можем нормально жить в обществе, ставить перед собой цели и уверенно приближаться к их достижению.

Не всегда в спорах, дружеских разговорах и простого обмена информацией собеседники откровенно выражают свои мысли и чувства.

Вербальное и невербальное общение – эти две составляющие присуще в общении каждого из нас. Умея распознавать признаки невербального общения в процессе беседы человеку гораздо проще составить правильное мнение о своем окружении.

Суть вербального общения – что это и зачем оно нужно

Под вербальным общением подразумевают устную, а также письменную речь. Именно с их помощью мы можем выражать свое мнение, мысли, откровенно спорить с компаньоном, приводить аргументы, делиться впечатлениями с друзьями, рассказывать об увиденном, услышанном, прочитанном и т.д.

Когда один говорит, второй очень внимательно слушает и ответно реагирует. Это может быть согласие, возмущение, спор или просто поглощение новой интересной информации. Отсутствие вербального общения делает каждого человека одиноким, замкнутым и изолированным от окружающего мира. Именно благодаря спорам, разъяснениям и изложению своих мыслей люди приходят к компромиссу, находят выход из сложных ситуаций.

Правильно поставленная речь – важный фактор вербального общения, которое играет на пользу каждому. От того насколько быстро человек умеет ориентироваться в беседе, отвечать на поставленные вопросы, налаживать новые связи и выражать мысли будет напрямую зависеть его место в этом мире. При устройстве на работу начальство особое внимание уделяет этим факторам.

Кроме простых слов и предложений особенно важную роль имеет эмоциональный посыл. По интонации, тону, скорости разъяснений можно понять настроение собеседника. Крик, недовольство, критика чаще всего вызывают ответную реакцию в виде агрессии, игнорирования собеседника. Когда начальник (друг, родители) правильно подбирает слова и говорит спокойно, сотруднику проще переработать полученную информацию, найти допущенную ошибку и исправить ее.

Средства вербального общения

Основным средством данного варианта общения является человеческая речь. Именно благодаря произнесенным (написанным) словам человек может передать свои слова, мысли, а также узнать новую для себя информацию. Кроме понимания и знания слов нужно уметь их правильно строить в предложение и доносить до собеседника.

Помогают в этом такие средства вербального общения:

  1. Интонация играет важную роль в процессе общения и помогает показать свою позицию касательно сложившейся ситуации. Для более комфортной беседы она должна быть ровной и спокойной. В этом случае вся информация легче понимается и воспринимается слушателем.
  2. Качество голоса – еще один важный аспект. Безусловно каждый имеет свой тембр и голос. Но его тренировка и умение им обладать играет на пользу. Ведь довольно часто встречаются люди с очень громкими или тихими голосами от природы. Это приносит неудобство в разговорах, так как другим приходится прислушиваться или испытывать дискомфорт из-за шума. Неуверенные в себе личности чаще всего говорят почти шепотом, быстро и проглатывая окончание. Амбициозные и целеустремленные – произносят фразы четко, громко и понятно.
  3. Темп речи еще одно средство, которое может многое рассказать о чувствах человека в той или иной ситуации. Тип темперамента также играет весомую роль. Меланхолики и флегматики в отличие от сангвиников и холериков медлительны в разговоре.
  4. Логические и фразовые ударения позволяют каждому человеку выделять наиболее важные в его рассказе детали. Именно от правильно поставленного ударения в словах зависит наше восприятие услышанной информации.

Что такое невербальное общение?

Не обращая внимания на признаки невербального общения, люди могут допускать большую ошибку. Многие слушают ушами, несмотря на то, что “язык тела” собеседника кричит о противоположном.

Невербальный язык выражается сразу в нескольких формах, отличающихся между собой.

1. Кинесика включает в себя пантомимику, мимику и жесты. Довольно часто в эмоциональной беседе человек начинает размахивать руками (жесты), кривляться (мимика) или занимать закрытую позу скрестив руки на груди (пантомимика). Любые даже неприметные движения в процессе беседы могут стать признаком пренебрежения, недоверия, высокомерия, привязанности или уважения.

Научившись замечать мелочи и понимать настроение собеседника можно избежать ссор и ненужных конфликтов, а также выждать нужный момент для достижения цели и спокойного настроения. Ведь довольно часто по человеку видно, в каком настроении он вернулся с работы (учебы). Это может быть тяжелая, сутулая походка, длительное молчание, нежелание отвечать на вопросы или закрытые позы. Если подойти к родственнику (другу) с упреками и агрессией из-за пустяка ответного всплеска эмоций невозможно будет избежать.

2. Такесика – еще одна форма невербального общения. Не зная ее основ, довольно часто между людьми возникают конфликты и недопонимание. Прикосновения – основная составляющая данного вида. Рукопожатия, объятия, похлопывания по плечу и много другого включает в себя такесика. В зависимости того как именно осуществляются эти движения (дистанции, сила сжатия и прочее) напрямую зависит настрой или отношение человека к своему собеседнику.

Довольно часто в общественном транспорте во время час пика людям приходится тесниться между собой. В этом случае многие терпят дискомфорт и чувствуют себя неуютно. Сильная близость вследствии столпотворения приводит к тому, что не нарочно люди врываются в личное пространство друг друга (диапазон которого от 115 до 45 см). На подсознательном уровне это расценивается как опасность и вызывает ответные реакции в виде недовольства, скованности.

3. Составляющими просодики являются громкость, интонация и высота голоса. Они являются более распознаваемыми и понятными признаками для большинства людей. Практически все известно, что обозначают повышенный голос и резкая интонация.

4. Экстралингвистика – это дополнительные реакции в ходе разговора. Сюда входят смех, вздохи, удивительные возгласы и паузы в речи.

Экстралингвистика и просодика выступают как дополнение при вербальном общении. С их помощью можно определить настроение и эмоциональное состояние собеседника.

Построение отношений, учитывая секреты невербального общения

В процессе общения для человека одинаково важны и вербальный и невербальный типы общения. Хорошая ориентированность и понимание «языка тела» позволит избежать обмана, увидеть истинные чувства оппонента или срыть свои. Ораторы особенно хорошо осведомлены и ориентированны с принципами беседы и коммуникациями на двух языках. Артисты, меценаты, политики и прочие ораторы во всех интервью, выступлениях применяют самоконтроль. Это помогает не выдавать истинные мысли и чувства и избежать осуждений со стороны общественности.

Учитывая все нюансы невербального общения, а также правильно распознавая его суть, каждый человек сможет понять собеседников, завязать выгодные отношения и достигнуть своей цели. Умение правильно говорить и располагать к себе слушателей гарантирует доверие, желание сотрудничать и помогать.

Наладить личные и деловые отношения или избежать аферы, обмана – все это можно, если правильно распознать посыл, проявляющейся на подсознательном уровне собеседника. Порой выражения лица, поза и жестикуляция говорят гораздо больше слов.

Основные секреты, которые помогут распознать истинные эмоции человека в процессе общения:

1. Чрезмерно интенсивное жестикулирование руками говорит об эмоциональном возбуждении. Слишком резкие движения являются признаком того что рассказчик изо всех сил старается донести слушателю передаваемую информацию. Чаще всего друзья подобным способом рассказывают о своих победах и свершениях, произошедших в их жизни ситуациях.

Стоит отметить, что национальность и темперамент человека играет весомую роль в этом факторе. Известно, что португальцы и итальянцы практически всегда применяют жестикуляцию в процессе бесед. Финны же являются более замкнутыми и сдержанными. Наша страна находится центре этой планки.

2. Многие из нас привыкли читать эмоции по лицу своего собеседника. Ехидная ухмылка говорит о злорадстве. Поднятые вверх брови об удивлении. Прищуренный взгляд о недоверии. Вглядываясь в мимику знакомых, можно отметить для себя много полезной информации.

Зрительный контакт – важный элемент любого диалога. От того насколько просто людям смотреть друг другу в глаза и зависит уровень их отношения. При дискомфорте, лукавстве, лжи и лицемерии человек всегда отводит взгляд в сторону или пытается избежать прямого контакта. Очень длительный и пристальный взгляд малознакомого человека или незнакомца является свидетельством негатива и агрессивного настроя с его стороны. В процессе общения каждому участнику беседы должно быть комфортно и легко.

3. Походка входит в пантомимику и может много рассказать о человеке. Посмотрев со стороны можно увидеть внутренне состояние и настроение идущего. Поднятая вверх голова и широкий шаг всегда свидетельствует об уверенности и положительном настрое. Сутулые плечи, тяжелое передвижение ног, опущенный взгляд всегда говорит об обратном, а именно – плохом настроении, задумчивости и озабоченности. Находясь в гневе, походка чаще всего является резкой и быстрой.

4. Поза собеседника – еще один очень важный момент, который может многое рассказать о настрое собеседника на общение, его отношении к рассказчику и всему происходящему. Всем известно, что скрещенные на груди руки говорят о замкнутости, нежелании общаться или разделать точку зрения своего оппонента.

Подобные мелочи играют весомую роль в процессе построения карьеры. Ведь если во время дискуссии (создании проекта, раздачи обязанностей) начальник или сотрудники кивают и соглашаются, находятся при этом в закрытой позе – стоит усомниться в их искренности и желании поддерживать.

Дав человеку что-либо подержать, можно подтолкнуть его к тому, чтобы он открылся. Об открытости, искренности и желании общаться говорит повернутый корпус и свободное (не скрещенное) расположение ног и рук. Чтобы снять дискомфорт во время обещания, который ощущается при первом знакомстве можно прислушаться к советам психологов и постараться зеркально отображать его позы, мимику и жесты. Таким образом, можно настроиться на волну собеседника и установить контакт.

зеркально отображать, то есть повторять позу, жесты и мимику собеседника. Таким образом, можно настроиться на одну волну и облегчить общение.

5. Рукопожатие также может многое рассказать об отношении мужчин друг к другу. Слишком крепкое сжатие свидетельствует о властности и агрессивности человека. Едва ощутимое сжатие пальцев рук говорит о неуверенности.

Завоевать доверие и расположить к себе слушателей, заставить их довериться и заключить дружбу – все это возможно если обуздать свои эмоции и научиться правильно использовать невербальное общение. Довольно часто основа доверия миссиям из сектантских церквей, менеджерам, политикам, ораторам лежит в их правильно расположении к себе. Поза, интонация, подача информации, взгляд – все эти мелочи имеют особое значения в процессе выступлений, деловых переговоров, поиска инвесторов и т.п.

Для того чтобы научиться полностью брать свои чувства под контроль и доказывать невербальным общением сказанное могут уйти годы.

Почему познание невербального общения так важно в современном мире?

Довольно часто люди неправильно воспринимают чувства и намерения своих знакомых. Кроме языка тела еще присущи внутреннее состояние или привычки. Не всегда закрытая поза обозначает предвзятое отношение к собеседнику. Бывает, что у человека что-то произошло или у него нет настроения для того, чтобы пускаться в веселые обсуждения и делиться своими мыслями. Все зависит от эмоций и внутреннего настроя.

Именно поэтому умение замечать все мелочи и сопоставлять их между собой помогает находить друзей, понимать родственников (знакомых), не спешить с выводами и составлять правильное мнение.

Внутренние особенности также играют весомую роль. Большинству людей присущи свои привычки. Некоторые цыкают, другие скручивают губы в трубочку (грызут их), вскидывают бровь вверх и прочее. Подобные привычки нельзя относить к невербальному общению и приравнивать к личностным отношениям.

Начиная познавать секреты невербального общения и сопоставлять сигналы подсознания с произнесенными фразами, следует обратить внимание на свое поведение. Проведя самоанализ, понаблюдав за тем, как реагирует тело на разные фразы, людей и события каждый человек сможет поболее адекватно понять других.

Умея распознавать (понимать) язык тела, человек сможет находить настоящих друзей и единомышленников, достигать поставленных целей, завоевывать интерес у слушателей и видеть негативно настроенных завистников, лжецов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Top