Что такое онтология определение кратко. Основной вопрос онтологии: что существует? · "Оно" или "Id" - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения

Лекция 1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ .

    Краткая характеристика онтологии.

    Исторические концепции бытия.

    Основные формы бытия.

    Основные понятия онтологии и их соотношение.

Краткая характеристика онтологии.

Онтология – раздел философии, в котором идет речь идет о бытии . Сюда входят такие философские категории как материя, движение, пространство, время, а также существование, сущее, субстанция и т.д. Следует отметить, что онтология изучает не то, как мир реально существует, а то, как его можно мыслить. Категория бытия является центральным понятием онтологии и важнейшей проблемой для философии в целом, т.к. именно через нее человек осмысливает мир в целом и свое место в нем. Понятие бытия является предельно широким по объему и бедным по содержанию, поэтому не имеет фиксированного значения и употребляется в самых разных смыслах, например:

    Бытие – это существование во всех многообразных формах.

    Бытие – это ничто.

    Бытие – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

    Бытие – это то, что прошло через мышление.

Исторические концепции бытия.

Впервые ввел понятие бытия и сделал его предметом философского анализа древнегреческий философ Парменид (6 – 5 вв. до н.э.). Следует вспомнить, что основной проблемой того времени был поиск первоначал, причем в основном натурфилософы предлагали материальные первоначала (вода, воздух, огонь и т.д.), однако не все явления могут быть объяснены материальными первопричинами (идеальное нельзя вывести из материального). Поэтому требовалось понятие более общее: «Бытие – то, что находится за миром чувственных вещей, и это есть мысль… Оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет» (Парменид). Итак, по Пармениду, бытие обладает следующими характеристиками:

    истинно сущее;

    не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени;

    единственно и едино (неделимо);

    ни в чем не нуждается;

    лишено чувственных качеств, постигается только умом, мыслью.

Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить (все, что можно мыслить, - бытие).

Гуманистический период в лице Сократа и софистов (5 в. до н.э.) сделал бытие человекоразмерным.

Платон показал, что бытие существует в двух родах: бытие по истине и бытие по мнению.

Аристотель , продолжая поставленную Парменидом тему соотношения бытия как сверхчувственной реальности с вещами этого мира, критикует Платона за раздвоение мира и выстраивает иерархическую лестницу, в которой нижней ступенью является мертвая материя, верхней – Бог, т.е. мерой совершенства является свобода от материального начала. Для объяснения того, почему все существует, Аристотель выделял 4 причины:

    Формальная – сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть;

    Целевая – то, ради чего осуществляется;

    Движущая, или действующая – начало движения;

    Материальная – то, из чего возникает вещь.

Как видно, у Аристотеля сутью бытия является форма, активное начало, материя же лишь пассивное начало.

Средневековые философы (например, Августин, Боэций, Фома Аквинский) отождествляют Бога и бытие (Бог – истинное бытие или всеполнота бытия). По аналогии с Аристотелем Фома выстраивает иерархическую лестницу как иерархию причастности бытию. Все сущее стремится быть, поэтому стремится к Богу как источнику и полноте бытия. Т.к. Бог (бытие) = благо, то зло = небытие, отсутствие или недостаток бытия. Тем самым человек, выбирающий зло, тем самым выбирает небытие, отказываясь от бытия (об этом ясно говорит Боэций).

Новое время (17 – 19 вв.): бытие – производная от сознания, разума, мышления. Р. Декарт : мыслю, следовательно, существую. Кстати, в Новое время появляется дуалистическая трактовка бытия (материальное и идеальное, дуализм Декарта), идея несводимости одного вида бытия к другому. Ф. Бэкон говорит о том, что бытие – вечно подвижная материя. НКФ продолжает традицию истолкования бытия как прошедшего через сознание. Кант своим делением мира на феноменальный и ноуменальный также говорит о том, что существование мира видится исключительно сквозь призму сознания, «вещи в себе» существуют, но они нам не явлены. Фихте : «Весь мир – это Я». Гегель : бытие тождественно мышлению, мир – проявление Абсолютной идеи. При этом Гегель говорит о том, что бытие – предельно простое, а потому бессодержательное понятие. В этом смысле чистое бытие = небытию, ничто, т.к. ни то ни другое не обладает никакими свойствами.

Русская религиозная философия (конец 19 – начало 20 вв.): бытие – проявление сущего (в отличие от гегелевской трактовки бытия как бессодержательной абстракции, ничто). В философии В. Соловьева бытие проявляет себя трояким образом: как воля (в сфере практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в сфере творчества).

Философия 20 в. показывает различные трактовки бытия, связанные с плюрализмом направлений. Экзистенциализм в лице М. Хайдеггера говорит о том, что проблема бытия имеет смысл только как проблема человеческого бытия. Бытие – это уникальное существование человеческой личности. Бытие, по Хайдеггеру, - это не сами вещи, а то, в чем эти вещи есть. Человек является бытием именно потому, что он не вещь. Бытие связано со временем, т.к. человек – единственное существо, которое осознает свою конечность, временность. Кстати, отметим, что в 20 в. особое значение приобретает тема культуры, т.к. культура – это и есть человеческое бытие, культура – это не только Я, но и Мы. Представитель психоаналитического направления Э. Фромм в книге «Иметь или быть» говорит о бытии как модусе человеческого существования, противоположном обладанию. По Фромму, большая часть неврозов обусловлена как раз тем, что люди предпочитают обладание бытию. Кстати, об этом говорил и Маркс , считавший частную собственность причиной отчуждения, разрушающей общество и человека. Для неопозитивизма проблема бытия является псевдопроблемой, т.к. позитивного значения она не имеет. Постмодернизм понимает бытие как неопределенность, состояние становления, вечное изменение.

Итак, можно сделать вывод о том, что в истории философии единого представления о бытии не сложилось, трактовка бытия зависит от специфики философского направления, от контекста исторической эпохи.

Впервые ввел Аристотель. Католические философы в эпоху позднего средневековья пытались применить идею Аристотеля о метафизике для построения определенного учения о бытии. Учения, служащего неоспоримым философским истин религии.

Эта тенденция выступила в наиболее законченном виде у Фомы Аквинского в его философско-теологической системе. Приблизительно с 16 века особую часть метафизики, учение о сверхчувствительной, нематериальной структуре всего сущего стали понимать под термином онтология.

Сам термин «онтология» впервые употребил в 1613 году немецкий Геклениус. А так как мы понимаем этот термин сейчас, в его законченном выражении, онтология была выражена в Вольфа. Онтология была отринута от содержания частных наук и строилась путем абстрактно-дедуктивного анализа ее понятий, таких как бытность, количество и качество, возможность и , и действие, субстанция и акциденция и другие.

Однако в материалистических учениях Гоббса, Спинозы, Локка и французских материалистов 18 века выступала противоположная тенденция, потому что содержание этих учений опиралось на данные экспериментальных наук, и идея онтологии как высшего ранга сводилась практически к нулю.

В философии 20 века немецкие философы-идеалисты Николай Гартман и Мартин Хайдеггер в результате распространения субьективно-идеалистических течений на объективно-идеалистической основе так называемую новую онтологию. Под новой онтологией понимается определенная система всеобщих понятий бытия, которые постигаются с помощью сверхрациональной и сверхчувственной интуиции.

Сегодня под термином «онтология» принято понимать единство и полноту всех видов реальности, хотя мир дискретен и , он имеет четкую структуру, все части которой связаны и представляют собой целостность. Онтология имеет несколько типов: онтология предметной области, сетевая, мета-онтология, онтология конкретной задачи.

Видео по теме

Слово «антология» имеет древнегреческое происхождение и в дословном переводе означает «цветник» или «букет цветов». Однако используется оно главным образом в переносном смысле.

Антологии древней и средневековой эпохи

Термином «антология» обозначают собрание малообъемных литературных произведений – рассказов, стихов, очерков, созданных разными авторами. Как правило, при составлении таких литературных сборников, произведения объединяют по жанру или тематике.

Сохранились сведения об антологиях, составленных жителями древней Греции. Например, в различных письменных источниках упомянуты сборники афоризмов и эпиграфов, которые создали Мелеагр из Годары, Филипп из Фессалоник, Стратон из Сард, Диогениан из Гераклеи. Также известно, что аналогичные сборники были созданы некоторыми древнеримскими авторами. К сожалению, эти произведения в оригинале не сохранились до наших дней.

Наиболее древняя из антологий, дошедшая до настоящего времени, датируется X веком. Она называется «Палатинская антология». Эта антология была составлена Константином Кефалой. При работе над этим сборником Кефала пользовался трудами своих предшественников. Впоследствии антология Кефалы была много раз переписана. А константинопольский монах Максим Плаунд в XIV веке выбрал из нее часть произведений, дополнил большим количеством эпиграмм и несколькими поэмами, после чего издал уже под видом собственной антологии.

В конце XVI века Иосиф Скалигер издал антологию Catalecta veterum poetarum, включив в нее отрывки из древнеримских сочинений. Затем Пьер Питу напечатал еще два сборника антологий. Эти книги неоднократно переиздавались впоследствии.

У восточных народов также были многочисленные образцы подобной литературы. Например, знаменитому китайскому мудрецу и философу Конфуцию приписывают авторство антологии «Ши-Цзин». Обычай составлять эти сборники был характерен для арабов. После завоевания ими Персии эту привычку переняли также персидские авторы, создав целый ряд поэтических сборников. А уже от персов это переняли многочисленные соседи, включая турок-османов и индусов.

Что представляют собой современные антологии

В настоящее время в состав антологических сборников обычно включают избранные стихотворения или прозаические произведения небольшого объема (как правило, это рассказы, но могут быть и очерки, эссе). Также они могут состоять из критических статей литературоведов, биографий и т.д. Такая форма литературы, как антология, весьма популярна в Западной Европе.

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Определение учения

Онтология -это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий - неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология - своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания - от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология - метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие - центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию - науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы - формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи - учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии - сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=, где:

  • Х - количество определений объектной сферы;
  • R - количество взаимоотношений между терминами;
  • F - количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие , структура , свойства , формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство , время , движение .

Мате́рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения физической субстанциивообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носитгносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибуты и свойства материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

    физическая;

    химическая;

    биологическая;

    социальная;

    механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

    несотворимость и неуничтожимость

    вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

    материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

    детерминированность всех явлений

    причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

    отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Закон перехода количественных изменений в качественные

    Закон отрицания отрицания

Формы движения материи

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

    в неорганической природе,

    пространственное перемещение;

    движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

    движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

    изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

    геологические процессы;

    изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

в живой природе,

  • обмен веществ,

    саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

    взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

    внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

    надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

в обществе,

  • многообразные проявления сознательной деятельности людей;

    все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях .

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus -- безусловный, неограниченный), в философии и религии -- безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность -- в теизме, Единое -- в неоплатонизме и т. п.).

БЫТИЕ , философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность.) Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) -- искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая. Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей. Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.: Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития. Расхождения диалектики и идеи развития. Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития. Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики. Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях. Герменевтика представляет игру как принцип развития. Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру. Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО И время , философские категории. Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер , неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Онтология - это философское исследование природы сущего, становления реальности, основных категорий бытия и их взаимоотношений. Традиционно считается частью такой философской отрасли как метафизика. Онтология занимается вопросами о том, что существует, и как эти сущности могут быть сгруппированы в соответствии с единой иерархией, разделены согласно сходствам и различиям. Помимо фундаментальной онтологии, занимающейся универсальными законами бытия, существует множество подразделов, имеющих своим предметом частные явления (например, онтология культуры).

Слово «онтология» составлено из греческих корней «онтос», что значит «сущее; то, что есть», и «логос», т.е. «наука, теория, исследование». И хотя оно имеет греческое происхождение, первое упоминание слова встречается в текстах, написанных на латыни. На английском языке оно появляется в словаре Натаниэля Бэйли в 1721 году, где определяется как «абстрактное описание бытия». Это, разумеется, подтверждает, что на тот момент слово уже находилось в употреблении.

В онтология - это учение, которое занимается определением фундаментальных категорий бытия, а также вопрошает, в каком смысле элементы этой категории могут «существовать». Это исследование, направленное на бытие само по себе, не имеющее целью выяснить, к примеру, отдельные свойства и факты, касающиеся определенных сущностей.

Пытаясь решить проблемы онтологии, некоторые философы, в частности платоники, утверждали, что все наименования (в том числе и ссылаются на реально существующее. Другие философы оспаривали это, выдвигая точку зрения, что имена существительные не всегда относятся к сущему, но некоторые из них подразумевают указание на группу сходных объектов или явлений. Согласно последним, ум, вместо того чтобы указывать на сущее, ссылается на группу умственных явлений, пережитых личностью. Так, слово «общество» ассоциируется с собирательным образом людей, обладающих некоторыми качествами, а слово «геометрия» связано со специфической интеллектуальной активностью.

Между этими противоположностями, представляющими реализм и номинализм, существует ряд других точек зрения, однако любая онтология - это наука, которая должна дать представление о том, какие понятия отсылают к реальности, какие - нет, по какой причине и какие категории мы имеем в результате. Когда подобное исследование затрагивает понятия вроде причины, счастья, контакта, энергии и Бога, онтология становится фундаментальной по отношению ко многим философским отраслям.

Таким образом, онтология - это философское учение, к принципиальным вопросам которого относится проблема бытия как такового. Что такое бытие и что можно назвать существующим? Можно ли разделить сущее на категории, и если да, то на какие? Каков смысл бытия, значение сущего? Различные мыслители на протяжении всей дают разнообразные ответы на эти вопросы, которые могут отражать характер целой эпохи или культуры.


Top