Существуют ли закономерности в развитии общества. Общественное бытие и общественное сознание. Скачкообразное – Маркс, С.Кун

Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеобщей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономерностей становления исторической науки; сформировать у студентов знания о формационном, цивилизационном и культурологическом подходах к истории, подвести их к мысли о том, что российская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом развитии.

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

1. Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История – наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества

Мы с Вами установили, что история – это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое… В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимо­связь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).

Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возника­ющих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество – это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

    Самоорганизация.

    Саморазвитие.

    Самодеятельность.

    Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество – это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т.к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис – это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы…, и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталкивали систему на новый путь развития, по которому она шла до новой бифуркации.

Впервые научное объяснение развития общества дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Эти законы в соответствии с научными знаниями того времени изложены ими в ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ, ПОЛИТЭКОНОМИИ, ТЕОРИИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА. Многочисленные труды классиков, и, прежде всего, КАПИТАЛ К. Маркса, легли в основу марксизма – науки о законах развития природы и общества и путей революционного преобразования капитализма в социализм с последующим переходом его в коммунистическое общество. Позже марксизм обогатился и новыми теоретическими выводами и практикой. Кратко эти законы заключаются в следующем.

Человек существует только в обществе. Вне общества человека не бывает. Человек – существо общественное. В основе развития общества лежит развитие производства. Если бы человек не производил, не создавал новый продукт потребления, он никогда бы не стал человеком. Труд создал человека. Трудом называется осознанное целенаправленное созда-ние заранее представляемого предмета потребления. Производством называется соедине-ние орудий труда, средств труда и живого труда человека. Орудия труда, орудия произ-водства – это то, посредством чего осуществляется производство: лопата, плуг, станки, машины, автоматизированные линии и заводы... Средства труда – природные ресурсы, используя которые, человек посредством орудий труда, орудий производства, создаёт не существующий в природе заранее намеченный предмет потребления. Совокупность средств труда и орудий труда образует средства производства. Производство осуществляется для удовлетворения конкретных потребностей человека, поэтому произведённый предмет потре-бления должен иметь спрос потребителей и как-то распределяться между производителями. Производство, спрос, обмен, распределение и потребление произведённого продукта труда неразрывно связаны между собой и что-то из них изменить, не изменив всё остальное, невозможно, не введя между ними противоречия. Противоречия возникают в результате борьбы противоположностей - причины развития. Производство всегда носит обществен-ный характер, так как вне общества оно невозможно. Поэтому общество зависит от производства и соответствует ему, иначе между производством и обществом возникнет противоречие и потребность привести общество в соответствие производству. Но само производство зависит от уровня и характера развития орудий производства. Следовательно, развитие общества зависит от уровня применяемых в производстве орудий производства. Машинное производство соответствует капиталистическому обществу, автоматизированное производство – коммунистическому обществу. Важнейшей характеристикой производства и общества является собственность на средства производства. Они могут быть частной собственностью и принадлежать частному лицу, либо общественной и принадлежать всему обществу. Бывает и групповая, коллективная собственность – кооперативная, колхозная, семейная и т. п. За историческое время человечество прошло полный цикл развития по спирали золотого сечения (т. е. при увеличивающемся радиусе спирали по коэффициенту 1,618) двумя большими общественно-экономическими формациями: большой формацией на базе общественной собственности на средства производства, состоящей из трёх малых общественно-экономических формаций (род, племя, союз племён) и большой частнособст-веннической общественно-экономической формации, тоже состоящей из трёх малых (рабовладельческий строй, феодализм и капитализм). Прохождение двух больших формаций определяет меру развития, ступень развития общества (по спирали развитие приходит на то же направление радиуса её, с какого ступень (мера) развития началась, но на большем радиусе (+ 0, 618)), после чего развитие подобным образом повторяется но на более высоком уровне. Подобием первобытно-родовой общины является коммуна – ячейка коммунистического общества. Коммунизм отрицает частнособственническое общество и начинается новая ступень, новый цикл с новой мерой развития. Новая ступень общества – это и новая ступень человека, новый тип человека. Смена формаций, обществ, ступеней, происходит не самопроизвольно, а закономерно, согласно существующим объективно в природе (а общество, человек – часть природы) законам. Всякое развитие идёт изнутри как саморазвитие от простого к сложному, от единичных элементов, возникающих на флуктуационных мутациях уже существующей среды, к сложному, групповому соединению вышедших саморазвитием изнутри мутировавших элементов, с образованием групп и с последующим всё более тесным соприкосновением этих групп в противоречивой борьбе за существование (выживание). Новое всегда стоит на старом как на своей базе, и невозможно что-то изменить в старом, и тем более уничтожить, чтобы это не отразилось на новом. Как пример, вся жизнь на Земле начиналась с простых живых клеток, но достигнув наивысшей формы в человеке разумном, она перестанет существовать в нём, если хоть одно звено эволюции исчезнет: в каждом человеке сосуществует весь мир предшествовавших ему в развитии организмов. Сосуществование всего, возникшего за историю, эволюцию, - обязательное условие развития. Сосуществуют и все исторически возникшие способы производства: первобытный способ, когда люди берут «дары» природы, не затрачивая своего труда на производство (добыча нефти, газа, природных ресурсов, рыба, лес и т. п.), рабовладельческий способ в виде лагерей заключённых, концлагерей и т. п., феодализм как крестьянский труд на землевладельца, капитализм, социализм и нарождающийся коммунизм.Новое не просто сменяет старое, они сосуществуют всегда .

Из факта того, что человек одновременно и предпосылка и результат исторического процесса можно сделать вывод о том, что его деятельность одновременно и предопределена и свободна. Попытаемся описать более подробно эту ситуацию через соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей.

Законы общественного развития, как и законы природы, объективны, т.е. они существуют независимо от воли и сознания людей. Несмотря на то, что рабовладельцы, а затем и феодалы пытались продлить социально-экономические условия своего бытия, это существенным образом не повлияло на ход исторического развития. Любые реформаторы должны учитывать объективность законов общественного развития, соизмерять с ними цели и задачи намечаемых преобразований. Так, пренебрежение такой важной закономерностью, как преемственность развития общества может привести (что показывает пример нашей страны) к трудно поправимым отрицательным последствиям. Общечеловеческие моральные ценности, рыночные отношения, традиционные нормы демократического устройства не могут быть автоматически перенесены из одной страны в другую. Общечеловеческие достижения должны быть органично вписаны в определенную культуру с учетом пройденного исторического пути.

В тоже время законы общества осуществляются по иному, нежели законы природы. В природе действуют слепые, стихийные силы – общественные же закономерности возникают, развиваются и исчезают только лишь через деятельность людей, и носят естественноисторический характер: подобно законам природы они объективны, но в тоже время носят исторический характер, т.е. проявляются в деятельности людей, преследующих свои цели. Люди выступают одновременно и как актеры, и как соавторы всемирной драмы, называемой историей. Можно привести и другую аналогию и представить социальное поведение человека как игру. Правила игры определяют поведение играющих, но в тоже время за ними остается право свободного выбора игровых ситуаций. Использование игровых моделей в объяснении поведения не редкость в психологии, социологии и других науках. Подобный подход в социальной философии позволяет выделить более наглядно роль и значение субъективного фактора в историческом процессе. Субъективный фактор – это сознательная, целеустремленная деятельность различных социальных групп и общностей, отдельных личностей, направленная на изменение или сохранение объективных условий и тенденций общественного развития.



Взаимодействие объективного и субъективного факторов социального развития, таким образом, означает, что в истории люди действуют не по своему произволу – они ограничены рамками определенных исторических объективных условий. Чем полнее учитываются эти условия при определении целей и задач деятельности, тем успешнее осуществляются намерения людей. Отсюда определение свободы, сформулированное Спинозой. Свобода – это познанная необходимость: чем глубже и всесторонне познаны законы природы и общества, тем свободнее человек в своих поступках и действиях. Лишь познав законы земного притяжения, люди смогли преодолеть их и подняться в воздух. Свобода понимается не как абсолютный произвол («все позволено»), а как понимание необходимости действовать в соответствии с объективными условиями.

В истории философии абсолютизация свободы воли человека, или, напротив, объективных условий приводила соответственно к волюнтаризму и фатализму. Первый получил широкое распространение не только в античности и средневековье, но и в наше время. Под влиянием позитивизма возник целый ряд школ и направлений, отрицающих объективную закономерность в истории. К ним можно отнести теории В.Виндельбанда, Г.Риккерта, М.Вебера (Германия); Б.Рассела, А.Тойнби (Англия); Д.Дьюи, Э.Богардуса (США). Общая направленность этих теорий выдержана в требованиях неокантианства и означает, что социальная философия в исторических исследованиях использует различные мыслительные конструкции в виде «гипотез», «идеальных типов», «общих представлений» как средства познания исторического развития, принципиально не заключающего в себе никаких законов и закономерностей.

Последователи фатализма абсолютизируют объективность общественных законов, упускают из виду их историчность, фатализм в его различных видах (мифологический, теологический, рационалистический) широко распространен и связан с мировоззренческими аспектами. Рационалистический фатализм в чистом виде характерен для Демократа, Гоббса, представителей механистического детерминизма (Лаплас).

Влияние теологического фатализма прослеживается в философских взглядах Л.Н.Толстого, который в стихийных «роевых» действиях миллионов людей видел осуществление провиденциального хода исторических событий.

Дополнением закономерного развития истории является случайность. Последняя – необходимый компонент любого развития, но в истории ей принадлежит особая роль. Случайность в общественном развитии персонифицируется или принимает форму единичного, уникального факта, придает социальному движению необратимый (временной) характер, делает его «историческим», придает определенный смысл.

Общество как система

Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. Возникает вопрос о том, что же составляет элементы этой системы. В качестве последних, неразложимых «атомов», «клеточек» общества в истории философии рассматривались: индивид, семья, родовая община и т.д. Нетрудно заметить, что перечисленные социальные образования сами располагают сложной системной структурой и поэтому поиски в этом направлении приводили к тупиковой ситуации.

Плодотворным оказалось рассмотрение общества как системы взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Производя вещи, ценности, идеи люди одновременно создают и саму общественную связь. По мере развития общества связи складываются в систему общественных отношений. Историческое развитие можно представить как процесс усложнения связей между людьми, объединяющих отдельных индивидов в обществе.

Наиболее последовательно эти идеи были развиты в учениях, достаточно различающихся по времени и концептуальным позициям – К.Маркса и П.Сорокина (выдающегося русского социолога, депортированного из России в 1922 году). Эти авторы в качестве первичного элемента общественной системы рассматривали общественные отношения.

В ходе своей деятельности человек с необходимостью вступает в самые разнообразные отношения с субъектом исторического процесса (другими людьми, различными социальными общностями, государственными и социальными институтами и т.д.). Эти многочисленные и разнообразные отношения (существенные и несущественные, материальные и духовные, личностные и опосредствованные, длинные и короткие) порождены деятельностью и являются ее формой. Если содержательная сторона деятельности, проявляющаяся как совпадение ее результатов и целей, осмысливается человеком, является основой для коррекции своих устремлений, то изменения общественных отношений с точки зрения их формы являются объективными, т.е. независимыми от целенаправленной деятельности людей.

Общественные отношения – это объективная реальность, независимая от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.

Многообразие различных социальных связей и взаимодействий в течение длительного времени затрудняло адекватное описание общественного функционирования и развития. Материалистическое понимание истории (о чем говорилось в начале темы) дало возможность создать стройную систему общественных отношений.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть основное содержание этих сфер.

Экономическая сфера охватывает процессы хозяйственной жизни общества, взаимодействие различных отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Базовым пространством экономического пространства является воспроизводство – повторяющаяся последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, обеспечивающих существование человеческой общности. В этой сфере реализуются экономические потребности, интересы людей из экономического сознания в целом, осуществляется управление экономическими процессами со стороны общества. По степени значимости для жизни общества эта сфера является основополагающей.

Социальная сфера заключает взаимодействие различных социальных групп и классов, а также национальных общностей, по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Под социальными условиями понимается создание нормальных условий производства и быта, решение проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своих конституционных прав на труд, распределение и потребление материальных и духовных благ, создаваемых в обществе. Социальная политика государства ориентируется на уровень благосостояния людей и эффективность деятельности социальной сферы.

Политическая сфера характеризуется политической деятельностью классов, партий, движений, социальных групп, национальных общностей, государств. Главная цель субъектов политики – овладение властью, расширение и реализация своих политических прав и свобод. Каждый участник политических отношений стремится умножить свою деятельность по упрочнению или устранению той или иной властной структуры. В результате образуется поле политической борьбы, где происходит сопряжение многочисленных интересов, целей, подходов, соглашений и компромиссов. Большое значение принадлежит межгосударственным отношениям – составной части политической деятельности, которые определяются правящей элитой в интересах определенных политических целей.

Политические процессы тесно связаны с развитием политического сознания, ростом активности людей, усилением роли политической сферы в общественной жизни.

Духовная сфера связана с отношениями людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Это самый высокий уровень жизнедеятельности общества и человека. Здесь создается и воплощается в жизнь то, что отличает человека от других существ – духовность, ценностно-смысловое отношение к миру. Духовная жизнь общества завершила длительный процесс выделения человека из природы, придала социуму окончательную, завершенную форму.

В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях возникает уникальная отрасль духовного производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации.

Духовное производство оказывает решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию.

Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена были рассмотрены ранее.

Перечисленные общественные сферы составляют социальную систему – самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, субъектом которых является индивид, различные социальные общности (группы, классы, нации, государства и другие). С.Э.Крапивенский выделяет следующие черты социальной системы /Социальная философия. Волгоград: Комитет по печати, 1996. С.66-68/: сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, их значимостью в процессе жизнедеятельности всей системы в целом; интегративный характер, т.е. качество, объединяющее множество социальных проявлений в целостность; универсальным компонентом социальной системы является человек, ибо в его деятельности проявляется все многообразие социального мира; социальная система, относясь к разряду высокоорганизованных, обладает качеством самоуправления, т.е. имеет механизм регулирования своей жизнедеятельности. Процесс саморегулирования носит объективный характер в любой высокоорганизованной системе (органическая и неорганическая природа, общество, искусственно созданные технические системы и т.д.), но в человеческом обществе, где действуют люди, наделенные волей и сознанием, чрезвычайно важно более или менее полное совпадение социальных устремлений людей с нуждами и потребностями системы в целом. «Рассогласование» этих сторон социальной действительности может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям. Так, к насущным интересам всего человеческого сообщества можно отнести сохранение природы как естественного лона его жизнедеятельности. Поэтому экологический подход к развитию всех сторон своей жизнедеятельности должен заменить традиционный экономический. Но реальное осуществление этого объективного требования еще далеко.

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • Законы общественного развития и теория .
    - 03.01.12 г. -

    Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций .
    В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).
    На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования .
    Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций .

    Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.
    Во-первых, науки не знают, что такое законы , и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.
    Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма , что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке , которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

    [«Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].

    
    Top