Разборы слов в русском языке с примерами. Все разборы в русском языке.И как их делать пример

    Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.

    Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.

    Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё - [й, ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

    Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).

    Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

    Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.

    Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

    Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

Образец разбора.

Задремали звёзды золотые.

    Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

    Перен.знач. – олицетворение.

    Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.

  1. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

    Определить, какой частью речи является слово.

    Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.

    Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)

    Составить словообразовательную цепочку слова.

Образец разбора:

холодноватый

    Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.

    Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

холодный← холод

Холод- - корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I . Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II . Постоянные признаки:

Собственное или нарицательное,

    одушевлённое или неодушевлённое,

    склонение.

Непостоянные признаки:

III .

Учится в школе

I . Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II . Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III . В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I . Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II . Постоянные признаки:

Качественное, относительное или притяжательное.

Непостоянные признаки:

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкин дом

I . Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

по принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II . Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III . В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II . Постоянные признаки:

    возвратный(ся) или невозвратный

    вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)

    переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)

    спряжение

Непостоянные признаки:

Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

    время (настоящее, прошедшее, будущее)

    лицо(для настоящего и будущего простого времени)

    род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

Для сослагательного:

III . Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I . Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф.: что делать? стоять

II . Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

    действительное или страдательное

    возвратное(ся) или невозвратное

    время (настоящее или прошедшее)

Непостоянные признаки:

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Поля уже сжаты.

I . Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать

II . Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.

Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.

III . В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I . Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

Начальная форма: от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I . Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

Нач.ф.: образовано от глагола – стараться

II . Пост.пр.: несов.вид

Непост.пр.: неизмен.

Морфологический разбор имени числительного

I . Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II . Постоянные признаки:

    количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое

    простое, сложное или составное

Непостоянные признаки:

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I . Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

Нач.ф.: сто восемьдесят

II . Пост.пр.: колич., целое, составное

Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет

III . В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I . Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

не называя их)

Начальная форма (именительный падеж)

II . Постоянные признаки:

    разряд по значению (у личных – лицо)

Непостоянные признаки:

    число (если есть)

    род (если есть)

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Мне пятнадцать лет.

I . Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

Нач.ф.: кто? я

II . Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число

Непост.пр.: в д.п.

III . В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I . Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II . Постоянные признаки:

    группа по значению

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

    степень сравнения

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Коля прыгнул выше.

I . Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

Нач.ф.: высоко

II . Пост.пр.: образа действия

Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени

III . В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I . Общее грамматическое значение (состояние)

Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II . Постоянные признаки:

    разряд по значению

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

    степень сравнения

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

На улице очень светло.

I . На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II . Пост.пр.: состояние природы

Непост.пр.: неизм.

III . В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

    разряд по значению

    простой или составной

    производный или непроизводный

    с каким падежом употребляется

    неизменяемое слово

III . Каким членом предложения является.

По небу метались встревоженные галки.

I . По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались

II . Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово

III . Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)

    простой или составной

    производный или непроизводный

    одиночный или повторяющийся

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является

Звёзды меркнут и гаснут.

I . И – союз, связывает однородные члены предложения

II . Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.

III . Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)

    группа по значению (у модальных)

    простая или составная

    производная или непроизводная

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является.

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I . Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II . Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.

III . Не член предложения.

Морфологический разбор междометий

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    группа по значению

    производное или непроизводное

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является.

Ба! Знакомые всё лица.

I . Ба – междометие, выражает чувство

II . Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.

III . Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

    Вычленить словосочетание из предложения.

    Указать главное и зависимое слово.

    Определить, чем выражены слова.

    Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)

    Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

    Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)

глаг. нар.

Синтаксический разбор простого предложения

    Найти грамматическую основу предложения.

    Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

    Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).

    Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

    Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).

    Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

    Составить схему предложения с прямой речью.

    Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

Синтаксический разбор сложного предложения

    Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.

    Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).

    Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.

    Составить схему предложения.

    Объяснить постановку знаков препинания.

    Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Члены предложения

Порядок лингвистического разбора текста

    Указать средства связи между частями текста;

    Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;

    Выделить микротемы, составить план;

    Определить тип речи, стиль, жанр;

    Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

    Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;

    Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;

    Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

    Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;

    Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);

    Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;

    Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;

    Указать особенности рифм;

    Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;

    Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Образец

Виды разбора 5 класс


ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. в V классе.

Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция. Порядок фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного звукового анализа художественного текста.


Все пункты фонетической характеристики слова.

  • УДАРЕНИЕ
  • ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА СЛОГИ
  • ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ букв и звуков в слове.

Порядок фонетического разбора ( V класс)

  • 1. Слоги, ударение.
  • 2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  • 3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.

Письменный разбор с сокращением

Со-юз - 2 слога

Со-юз – 2 слога

с- [с] – согл., глухой, парный; твёрдый, парный;

о- [а]- гл., безударный;

ю-[й"] – согл., сонорный; мягкий, непарный;

[у] – гл. ударный;

з- [с] – согл. глухой, парный; твёрдый, парный;

4 б., 5 зв.

с- [с] – согл., глухой;

о- [а]- гл., безударный;

ю-[й"] – согл., сонорный;

[у] – гл., ударный;

з- [с] – согл., глухой;

4 б., 5 зв.


Письменный разбор с сокращением

О-сен-ний – 3 слога

о- [ а ] –гл.,безударный;

с- согл.,глухой, парный;мягкий, парный;

е- [ э ] – гл., ударный;

н- - согл,сонорный;

н- мягкий,парный;

и- [ и ] – гл.,безударный;

й- [ й ] - согл,сонорный;

мягкий,непарный;

7б.,6зв.

День – 1 слог

д- [ д ] – согл.,звонкий;

е- [ э ] – гл.,ударный;

н- [ н ] – согл.,сонорный;

ь- [ - ]

4б.,3зв.


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков :

1) общее значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксическая роль.


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен знать морфологические признаки имени существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений.


Образец разбора Письменный разбор

Про доброе дело говори смело.

I . (Про) дело - сущ.(про что?), обозначает предмет.

II . Н. ф.- дело.

Пост.пр.: нариц., неодуш., в ср. р., во 2 c кл.

Непост.пр.: в В. п., в ед. ч.

III . Говори (про что?) про дело.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен знать порядок морфологического разбора прилагательного. Уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного.


Образец разбора Письменный разбор Русский язык неисчерпаемо богат.

I . Богат (язык) - прилаг.

Язык (каков?) богат.

II . Н. ф. - богатый.

Пост.пр.: ---

Непост.пр.: в краткой

форме, в м. р., в ед.ч.

III . Язык (каков?) богат.

I. Русский ( язык) - прилаг.,

обозначает признак

предмета

Язык (какой?) русский.

II . Н. ф.- русский.

Пост.пр.:---

Непост.пр: в м. р., в Им. п., в ед.ч.

III . Язык (какой?) русский.


ГЛАГОЛ Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы.


Образец разбора Письменный разбор

Цветёт сирень.

I. Цветёт - глагол, обозначает действие предмета.

II . Н. ф.- (что делать?) цвести.

Пост.пр.: несов. вида, I cnp .;

Непост.пр.: в ед. ч., в наст, вр., в 3-м л.

III . Сирень (что делает?) цветёт.


Морфемный разбор. Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен уметь

. Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.

  • Подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
  • Учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами.
  • Пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
  • Объяснять особенности использования слов

с эмоционально- оценочными суффиксами в художественных текстах.


Морфемный разбор.

  • УБЕДИТЕЛЬНЫЙ
  • ЗАДУМАЛСЯ, доп. окончание после «ся»
  • ПРОПОЛОТЬ
  • ПЫЛЕСОС

Синтаксический разбор простого предложения. Требования к уровню подготовки в V классе.

  • Учащийся должен знать порядок разбора простого предложения, уметь разбирать предложение устно и письменно. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы, составлять предложения по заданной схеме.

Образец синтаксического разбора

пр. прил. прил. прил. сущ.

На сухую, твердую, мерзлую землю

гл. прил. сущ.Им.п.

упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.,

осл. .)


Образцы сокращений.

1. П. р. – прямая речь

2. Обращ. – обращение

однородные члены предложения


Образец пунктуационного разбора простого предложения

сущ. Им.п. сущ. Им.п.

  • Повторение – мать учения.
  • им.сущ. И.п. им.сущ. И.п.

ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР сложного предложения

1 пр. сущ. прил. с. прил.

На ручей, рябой и пёстрый,

пр. сущ. гл. сущ. Им.п.

за листком летит листок,

с. 2 сущ. прил. прил.

и струёй сухой и острой

гл. сущ.Им.п.

набегает холодок.

Урок 168

Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения.

Урок 167

Цель: закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы, определите функции знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения: В диску(с, сс)и... посв...ще(н, нн)ойрешению важной проблемы, уча...ствовали (уч...ные)г...нетики, эксперты, специалисты в обл...сти мед...ц...ны.

Комментарий. Выделительные запятые стоят при причастном обороте, разделительные - обозначают границы между однородными членами предложения.

В дискуссии, посвященной решению важной проблемы, участвовали ученые-генетики, эксперты, специалисты в области медицины.

П. Проверка домашнего задания

Упражнение 459: проверка по цепочке.

III. Повторение темы «Пунктуация»

1. Беседа по вопросам с. 203.

2. Пунктуационный разбор предложения упражнения 459. «Сенька, хорошо?» - спрашивал он.

Комментарий. Знак завершения предложения - точка. Отделительный вопросительный знак в конце прямой речи. Выделительные двойные кавычки при прямой речи. Выделительное тире при прямой речи. Выделительная запятая при обращении.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 461: выразительное чтение, устное объяснение орфограмм и пунктограмм.

2. Упражнение 462: комментированное письмо.

3. Упражнение 463: самостоятельная работа.

V. Консультации учителя

Домашнее задание

1. Упражнение 464.

2. Подготовка к контрольному диктанту.

Цель: рассмотреть различные виды разбора, патриотическое воспитание.

Ход урока

Пособие состоит из семи разделов.

1. Фонетический разбор.

2. Морфемный и словообразовательный разборы.

3. Морфологический разбор.

4. Синтаксический разбор.

5. Лексический разбор.

6. Орфографический разбор.

7. Пунктуационный разбор.

пособия убеждена в том, что виды разбора в школе носят практическую

направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с

цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию

орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.

Все разделы

пособия построены по единому принципу: дается толкование вида разбора,

теоретические сведения, план выполнения разбора, образцы, кроме того,

примечания и приложения (например, как выполнять работу над ошибками).

Все это имеет безусловную ценность для учащихся, так как избавляет их от


необходимости ведения справочной тетради.

Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные - безударные,

какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не парные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб"ил"йт"]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д"]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б"] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п"]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л"] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обозначен буквой «и»; [т"] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д"]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Порядок морфемного разбора

Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

Выделить основу.

В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск- .

Корень город- .

Словообразовательный суффикс –ск- .

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф. - море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2.Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф. - работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б)

краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число,

в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Светлей (струя)- им. прилаг., обозначает признак предмета, струя (какова?) светлей; н.ф.– светлый, качеств., в сравнит. степ. ср.; сказуемое.

Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой; н.ф. - золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.; определение.

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное

или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или

количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль (чаще вместе с существительным, к которому относится).

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять; н.ф. - десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.; дополнение.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

Порывисто – наречие, обозначает признак действия, дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.; обстоятельство.

Морфологический разбор причастия

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд.

прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш- (ая); н.ф. - остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.; определение.

Окутана - особая форма глагола – причастие, (какова?) окутана, окутанная – окутать+ -нн- (ая); н.ф. – окутанный, страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; в краткой форме, в ед. ч., ж. р.; сказуемое.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

Окутывая - особая форма глагола – деепричастие, (как? что делая?) окутывая, окутывать + -я- ; несов. в., невозвр., неизмен.; обстоятельство.

Морфологический разбор предлога

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный,

противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный

(вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения; подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

И – частица, вносит дополнительное значение усиления, модальная, усиление, неизменяемая.

Не – частица, служит для выражения отрицания, модальная, отрицание, неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5.Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены

(сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены,

относящиеся к ним).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа - костер светит. Подлежащее выражено

относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения:

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое,

двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным

согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа - сады пахнут. Подлежащее выражено

существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное,

выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему

относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения:

В конце данного повествовательного предложения ставится точка;

запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит

перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в

предложении другими словами.

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных

(союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного

предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное,

предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой

интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе - оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения - лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения - оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром

за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты

оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,

сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных

между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что.

В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения:

первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B

Лексический разбор слова

Лексический

разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского

языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его

лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5)

происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной

лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических

связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора

для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного

Лексический разбор слова должен

проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря,

словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря

русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Орфографический разбор

Орфографический

разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При

выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово,

данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место

орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При

необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную

орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош...(н,нн)ая тр...ва лежит ровными р...дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего

времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что

сделать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;

суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить,

Еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный;

увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая

гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами -

ряд; вода - воды, леса - лес.

Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

Транскрипция в школе методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.

Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.


Top