Тест на тему "социальные отношения". Социальная структура, социальные отношения

ЕГЭ. Социальные отношения 2

1. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, всту­пать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

А) стабильности; Б) мобильности; В) неравенства; Г) эволюции.

2. Восходящую вертикальную социальную мобиль­ность иллюстрирует пример

А) актер перешел из одного областного театра в другой

Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды выс­шего дивизиона в другую

В) начальник цеха получил приглашение занять долж­ность главного конструктора завода;

Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

3. Многие римские императоры являлись выходца­ми из простых солдат. Данный факт - пример проявления

А) социальной стратификации; Б) социального статуса;

В) горизонтальной социальной мобильности

Г) вертикальной социальной мобильности

4. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность ди­ректора этого учебного заведения. Данный факт является примером:

А) горизонтальной социальной мобильности; Б) социальной стратификации
В) социализации; Г) вертикальной социальной мобильности

5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит пере­мещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходит изме­нение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

6. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:

А) пол (мужской или женский); Б) профессия;

В) национальность; Г) социальное происхождение.

7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности:

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

8. Любая социальная группа характеризуется:

А) малочисленностью состава; Б) родственными связями;

В) неформальным контролем за поведением;

Г) общностью социального статуса.

9. Социальные нормы

А) неизменны на протяжении всей истории человечества

Б) одинаковы для всех обществ

В) неукоснительно выполняются всеми членами общества

Г) распространяются на всех членов общества.

10. Элементом социальной структуры общества является:

А) сословие; Б) партия; В) предприятие; Г) армия.

11. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

А) мораль; Б) традиция; В) вежливость; Г) табу

12. Для всех социальных норм характерен следующий признак

А) закрепление в нормативных актах; Б) выражение общественного мнения

В) обеспечение принудительной силой государства

Г) выполнение роли регулятора поведения людей.

13. Социальной группой, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству, является:

А) нация; Б) сословие; В) класс; Г) номенклатура.

14. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется:

А) презумпцией; Б) санкцией; В) девиацией; Г) фикцией

15. Установите соответствие:

Социальные группы критерии

А) мужчины 1) демографический

Б) племена 2) этнический

В) народности

Г) дети

16. К социальным нормам НЕ относится

А) обязанность заботиться о престарелых родителях

Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству

Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

А) правовой статус личности; Б) политический статус личности;

В) предписанный социальный статус личности;

Г) достигаемый социальный статус личности.

18. Эстетические нормы

А) закреплены в официальных документах

Б) обеспечены силой государственного принуждения

В) отражают представления о прекрасном, и безобразном

Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Найдите в приведённом списке признаки социального статуса (В):

А) профессия; Б) пол; В) цвет глаз; Г) следования требованиям моды;

Д) уважение к родителям; Е) семейное положение.

20. Предписания снимать пальто и шляпу при посе­щении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

А) этикета; Б) морали; В) права; Г) религии.

21. Социальная стратификация – это:

А) наличие в обществе различных сфер;

Б) разделение общества на социальные группы;

В) поддержка малообеспеченных групп населения;

Г) повышение социального статуса.

22. Преступное поведение; нарушающее формальные нормы, называется

А) конформистским; Б) девиантным; В) неформальным; Г) делинкветным

23. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп: ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Новаторство является формой

А) негативного отклоняющегося поведения

Б) позитивного отклоняющегося поведения

В) неправомерного поведения

Г) неотклоняющегося поведения

25. Запишите слово, пропущенное в ряду:

Виды этносов: род, племя, народность, _______________

26. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика», вычеркните лишнее.

Ассимиляция, расизм, дискриминация, стратификация, этническая чистка.

27. Соотнесите

Признаки социальных норм

А) закреплены в принимаемых государственными органами актах

Б) обеспечены общественным мнением

В) основаны на понимании добра и зла

Г) обеспечены государственным принуждением

Д) обязательно имеют формальную определённость

Типы социальных норм

1) мораль 2) право.

28. Отметьте в списке причины групповой социальной мобильности

А) социальное происхождение; Б) социальная революция;

В) смена политического режима; Г) уровень образования;

Д) гражданская война;

Е) социальный статус семьи.

29. Определите, какие положения носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

2) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

30. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются:

А) обычаями; Б) моральными нормами; В) эстетическими нормами;

Г) традициями.

31. Заполните пропуски:

«Понятия «______________» 1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ________ 2) главное основание единения людей в одну ______________ 3) – кровнородственные связи и общее _______________ 4). С возникновением государства появляются _______________ 5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазно-экономических отношений формируются __________________ 6) – этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих по словам английского историка Хоскинга, «единое чувство судьбы».

А) происхождение; Б) племя; В) общность; Г) нация

Д) народ; Е) народность; Ж) национальность; З) раса;

И) диаспора.

32. Политическую дифференциацию общества характеризует:

А) различие доходов населения;

Б) различие уровня жизни населения;

В) деление общества на управляющих и управляемых;

Г) выделение в обществе различных групп по роду их деятельности.

33. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Семья как социальный институт»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

34. В Средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример

А) социальных взглядов; Б) социального неравенства;

В) социальной адаптации; Г) социальной мобильности.

35. Элементом механизма самоконтроля НЕ является

А) общественное мнение; Б) индивидуальное сознание; В) совесть;

Г) коммуникация

36. Верны ли следующие суждения о молодежи?

А. Для молодежи характерен публичный отказ от сущес­твующей идеологии.

В. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

37. Признак этнической социальной общности

А) сословное деление; Б) единое гражданство; В) язык и культура;

Г) религия и мораль

38. Силой государства обеспечиваются нормы:

А) моральные; Б) правовые; В) эстетические; Г) религиозные.

Ключи к тесту ЕГЭ. Социальные отношения 2.

    В 2 В

    Г 4 Г

    А 6 Б

    А 8 Г

    Г 10 А

11 Г 12 Г

13 Б 14 Б

15 1221 16 В

17 В 18 В

19 АБЕ

20 А

21 Б

22 Г

23 В ранних человеческих коллективах можно выделить группы по половому признаку (мужчины и женщины), возрасту (дети, подростки, взрослые), занятиям (охотники, собиратели…). Позже это выльется в разделение по профессиональному признаку (рабочие, торговцы, банкиры, земледельцы), имуществу, национальности …

    Нация

    Стратификация

    21122

    АААБ

    ДБВ АЕГ

    1) Понятие семьи.

2) Типы семей:

А) патриархальная семья;

Б) партнёрская (демократическая) семья;

В) нуклеарная (двупоколенная – родители и дети) семья;

Г) многопоколенная семья;

Д) многодетные семьи

      Жизненные циклы семьи (можно расписать подробно (Кравченко, 8 кл.)

4) Роль семьи в современном обществе (функции):

А) репродуктивная функция и как она реализуется в современных условиях;

Б) семья как средство психологической и эмоциональной защиты человека;

В) семья как хозяйственная ячейка общества;

Г) влияние семьи на процесс социализации личности.

5) Права и обязанности членов семьи.

6) Переживает ли кризис институт семьи?

Тест по теме

«Социальные отношения»

Степанова Надежда Федоровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина


1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

2. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

3.После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

  • горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

4. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли


5 . Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

7. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

8.Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей:

1)модификация 3) нострификация

2)социализация 4) адаптация


9. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом:

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

А)национальность 1) достигаемый

Б) профессия 2) предписанный

Г) образование

Д) социальное происхождение

10. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль - это особый механизм поддержания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции - это элементы социального контроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения, - это

2) норматив

4) норма права

12.Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы и обведи­те цифры, под которыми они указаны.

1) В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

2) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

3) Общество с осуждением относится к нарушителям тру­довой дисциплины.

4) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

5) Супруги могут заключить брачный договор.

6) Ближнего своего нужно любить как самого себя.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания_____________________

13. Перед вами варианты объяснения понятия «Отклоняющееся поведение». В чем сущность отклоняющегося поведения? Что объединяет эти определения?

  • Отклонение - некоторая ненормальность, странность в поведении (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка).
  • Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с социальными нормами, не соответствует ожиданиям группы.

Отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.


Написать эссе:

1. «Если бедность -мать преступлений, то недостаток ума -их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой?

2.«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». (Ф.М. Достоевский).


Ответы:

9-А-2; Б-1; В-2; Г-1; Д-1;

Социальные отношения

Ответы на тренировочные задания

Часть 1 (А)

Тип
задания


варианта
задания

Часть 2 (В)

№ варианта

сословия

этноса (народа)

горизонтальная

социальная общность

стратификация

реабилитация

Часть 3 (С)

Тип
задания


варианта
задания

В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны

Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности

Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали-зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. И др.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему цен-ностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

В качестве факторов, влияющих на социальную мобильность, могут быть указаны: изменение условий жизни; получение человеком новой профессии; изменение вида деятельности; получение образования и др.

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

Связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, жен-щины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности че-ловека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особеннос-тей людей (три основные группы: не-гроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение соци-альных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

Могут быть сделаны следующие выводы:

1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);

2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть

Могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющая функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности

Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности

1) Молодёжь как социологическое понятие

2) Особенности социального положения молодёжи

а) переходность положения

б) высокий уровень мобильности

в) освоение новых социальных ролей

г) перспективы в профессиональном и карьерном плане

3) Социально-психологические качества молодёжи

а) неустойчивость психики

б) внутренняя противоречивость

в) низкий уровень толерантности

г) стремление отличаться от остальных

д) специфическая молодёжная субкультура

4) Типы самодеятельности молодёжи

5) Неформальные молодёжные группы

Один и вариантов плана раскрытия данной темы:

Понятие социального контроля

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

2) Элементы социального контроля

б) санкции

3) Формы социального контроля

а) внутренний

б) внешний

4) Методы социального контроля

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие свободы, её сущность

2) Социальные условия реализации свободы личностью

а) уровень развития общества

б) социальные нормы

в) место человека в обществе

г) формы общественной деятельности

д) социализация

3) Понятие ответственности

4) Виды ответственности

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

б) индивидуальная, групповая, коллективная

5) Социальная ответственность

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Данное задание предполагает написание мини-сочинения - эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.

Эссе (фр. essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь .

Эссе по обществознанию должно:

Раскрывать смысл высказывания (афоризма);

Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

Содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры , связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

 Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Тезис - то, что тре-буется доказать

Аргументы - факты, примеры, доводы, суждения

Выводы - в силу каких доказательств тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

 В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

социальных отношений ... успешно справлялись с 50% заданий на догадливость. Испытуемые, правильно ответившие на первый вопрос, производили впечатление...

  • Социальная компетентность учащихся и её диагностика психофизиологические методики (методики используемые в практике работы с младшими школьниками)

    Пояснительная записка

    ... социальных ... ответа можно приступить непосредствено к испытанию. Оно включает четыре задания . Первое задание ознакомительно-тренировочное ... отношение к природе Отношение ... ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием ...

  • Итоговый тест "Социальные отношения"

    1.Внутреннее устройство общества традиционно называют

    1) социальным институтом 2) социальной структурой

    3) социальной мобильностью 4) социальным неравенством

    2. верны ли суждения о структуре общества?

    А. структура общества - это совокупность связей и отношений исключительно между большими социальными группами.

    Б. общественное разделение труда обуславливает структуру общества.

    3. верны ли суждения о социальной структуре общества?

    А. Социальная структура характеризует внутреннее строение общества.

    Б. социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится.

    1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

    5. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе врачей

    1) величина доходов 2) уровень образования

    3) профессия 4) положение в обществе

    6. К малым группам относится (-ятся)

    1) научно-техническая интеллигенция мегаполиса

    2) выпускники исторических факультетов университетов страны

    3) государственная делегация на международном конгрессе

    4) преподаватели высших учебных заведений страны

    7. Верны ли суждения о социальных группах?

    А. Численность группы определяет её формальный или неформальный характер.

    Б. Формальные группы имеют чётко определённую структуру

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    8. В приведённом списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и отличия малых групп от больших. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

    1) объединение людей 2) прямое взаимодействие

    3) численный состав 4) сходный социально значимый признак

    9. Ожидаемое поведение личности , связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют

    1) социальным престижем 2) социальным статусом

    3) социальной структурой 4) социальной ролью

    10. Общей социальной ролью ребёнка и взрослого является роль

    1) избирателя 2) военнослужащего по контракту 3) заёмщика банка 4) члена семьи

    11. После развода гражданин С. продолжал по выходным дням гулять со своими сыновьями в парке. Этот пример иллюстрирует особенности.

    1) реализации социальной роли 2) выполнения социальной нормы

    3) осуществления социальной политики 4) проявление социальной мобильности

    12. Верны ли суждения о социальной роли?

    А. Под социальной ролью человека понимают его положение в обществе.

    Б. Ролевые требования человеку предъявляет общество.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    13. Положение человека в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями, традиционно обозначают понятием

    1) социальный статус 2) социальная роль 3) социальная норма 4) социальная общность

    14. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

    1) профессию 2) уровень доходов 3) образование 4) национальность

    15. Какой статус является достигаемым (приобретаемым)?

    1) мужчина 2) сын 3) муж 4) украинец

    16. Верны ли суждения о социальном статусе?

    А. Социальный статус характеризует место личности в системе социальных отношений.

    Б. У одного человека может быть несколько социальных статусов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    17. В приведённом списке указаны черты сходства приобретённого и предписанного статуса и отличия приобретённого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

    1) положение человека в обществе 2) совокупность прав и обязанностей

    3) статус принадлежит от рождения 4) статус достигается в течение жизни

    18. Что означает понятие "конфликт"?

    1) расположение 2) развитие 3) столкновение 4) переворот

    19. Что характеризует компромисс как способ разрешения конфликта?

    1) привлечение третьей стороны для примирения участников

    2) обращение к наделённому полномочиями органу за помощью

    3) одностороннее использование власти или силы

    4) решение проблемы через взаимные уступки

    20. К политическим можно отнести конфликт между

    1) наследниками спорного имущества

    2) главой государства и оппозиционной партией

    3) болельщиками разных футбольных клубов

    4) представителями разных церквей по поводу святых мест

    21. Социальный конфликт между администрацией предприятия и работниками по поводу выплаты зарплаты можно отнести к конфликту

    1) межличностному 2) культурному) 3) экономическому 4) политическому

    22. Верны ли суждения о социальных конфликтах ?

    А, Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество

    Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    23. Верны ли суждения о социальных конфликтах?

    А. Социальные конфликты в принципе неизбежны.

    Б. В демократическом обществе существуют правовые средства разрешения социальных конфликтов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    24. Верны ли суждения о социальном конфликте?

    А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

    Б. Одна из причин возникновения конфликтов –различие жизненных целей и установок людей, социальных групп.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    25. Ирина обиделась на свою подругу и не разговаривает с ней уже три дня. Это пример

    1) межличностного конфликта 2) социальной борьбы

    3) социальной роли 4) политического конфликта

    26. Что отличает семью от других малых групп?

    1) совместная деятельность 2) общие цели 3) общий быт 4) общие интересы

    27. Для семьи любого типа характерно

    1) совместное проживание нескольких поколения родственников

    2) чёткое разделение мужских и женских обязанностей

    3) возложение домашних обязанностей на женщину

    4) влияние на формирование личности ребёнка

    28. Данная группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа - семья?

    1) участники группы имеют схожие политические взгляды

    2) участники группы владеют пакетом акций предприятия

    3) участники группы ведут совместное домашнее хозяйство

    4) участники группы участники группы вместе трудятся.

    29. Верны ли следующие суждения о семье?

    А. Семьёй называют малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми.

    Б. Семью от других малых групп отличает общность интересов её членов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    30. Верны ли следующие суждения о семье?

    А. Семья регулирует поведение своих членов.

    Б. Семья экономически поддерживает своих нетрудоспособных членов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    31. Верны ли следующие суждения об этике семейных отношений?

    А. Члены семьи несут исключительно юридические обязанности по отношению друг к другу.

    Б. Взаимная привязанность и забота – этическая основа семейных отношений.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    32. Исторически сложившуюся общность людей, одной из стадий , развития которой являются народности, обозначают понятием

    1) этнос 2) сословие 3) каста 4) класс

    33. Племена и народности относят к

    1) историческим типам общества 2) демографическим группам

    3) этническим общностям 4) социальным стратам

    34. Общность культуры и быта, традиций и обычаев относят к характерным признакам

    1) партии 2) этноса 3) класса 4) сословия

    35. По итогам переписи населения было установлено , что большая часть жителей города –буряты. Это определяет их принадлежность к общности

    1) конфессиональной 2) демографической 3) территориальной 4) этнической

    36. Верны ли следующие суждения об этносе?

    А. Этносы отличаются друг от друга численностью, уровнем общественного развития.

    Б. Этносы отличаются друг от друга языком, культурой.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    37. Возникновению нации как формы этноса способствует

    1) определённый уровень образования населения

    2) развитие экономических связей между народностями

    3) укрепление позиций церкви

    4) образование правового государства

    38. Верны ли следующие суждения о нации как форме этноса?

    А. Развитие экономических связей внутри народности привело к их превращению в нации.

    Б. Нации возникли в результате "перемешивания" различных племён и народностей.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    39.. Найдите в приведённом списке признаки нации как формы этноса.

    1) федеративное устройство 2) общность территории 3) единое гражданство

    4) общность языка 5) национальное самосознание 6) общие черты психологии

    40. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

    А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят ограничение прав этнического меньшинства.

    Б. От решения межнациональных проблем, в значительной мере завися спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    41. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

    А. Межнациональный конфликт может возникнуть, в том случае, если представителей малых народов ограничат вправе развивать национальную культуру.

    Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе относят создание национально однородных государств.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    42. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

    А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если государство не будет гарантировать защиту интересов малых народов.

    Б. Компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства – условие успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Международная организация проводила в странах Z и Y опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: "В чём вы видите основную причину межнациональных конфликтов?"

    Полученные результаты (в % от числа отвечающих) представлены в таблице.

    Мнение

    % выбравших это мнение

    Страна Z

    Страна Y

    Насилие и принуждение

    Нежелание понимать друг друга

    Ущемление прав и свобод

    Не задумываюсь

    43. Найдите в приведённом списке выводы , которые можно сделать на основе таблицы,.

    1)Насилие и принуждение называют основной причиной больше жителей страны Z, чем страны Y.

    2) Нежелание понимать друг друга как основную причину отмечают примерно одинаковый процент опрошенных обеих стран

    3) Ущемление прав и свобод считают основной причиной более половины жителей страны Y.

    4) В обеих странах наименьший процент опрошенных демонстрирует отсутствие интересов к данной проблеме.

    5) Ущемление прав и свобод считают основной причиной больше всего опрошенных страны Z.

    44. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации.

    1) Жители обеих стран не придерживаются гуманистических принципов в области национальных отношений.

    2) Жители страны Y, в отличие от жителей страны Z, в большей степени стремятся к мирному урегулированию спорных проблем.

    3) Жители страны Z стремятся обрести национальную независимость.

    4) Межнациональные конфликты неизбежны.

    5) Правительствам обеих стран стоит уделить больше внимания защите прав человека.

    Ответы

    1. Какой из приведенных примеров иллюстрирует восходящую вертикальную социальную мобильность?
    А) актер перешел из одного областного театра в другой
    Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
    В) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода;+
    Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

    2. Молодежь, женщины, пенсионеры – это какие социальные общности?
    А) территориальные
    Б) демографические+
    В) этнонациональные
    Г) профессиональные

    3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
    А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.
    Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
    1) верно только А +
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    4. в чем заключается глубинная причина социальных конфликтов?
    А) несовпадение характера
    Б) различные воззрения социальных групп
    В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.+

    5. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:
    А) пол (мужской или женский);
    Б) профессия;+
    В) национальность;
    Г) социальное происхождение.

    6. Что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»?
    А) внутренний социальный контроль
    Б) внешний социальный контроль+
    В) самоконтроль
    Г) социальные санкции

    7. Правильны ли ниже перечисленные суждения о социальной мобильности:
    А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
    Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
    1) верно только А +
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    8. Чем характеризуется любая социальная группа?
    А) малочисленностью состава;
    Б) родственными связями;
    В) неформальным контролем за поведением;
    Г) общностью социального статуса.+

    9. Что такое совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними?
    А) политика общества
    Б) структура общества+
    В) характер общества

    10. Какое утверждение характеризует социальные нормы?
    А) неизменны на протяжении всей истории человечества
    Б) одинаковы для всех обществ
    В) неукоснительно выполняются всеми членами общества
    Г) распространяются на всех членов общества.+

    11. Что такое нации и народности?
    А) исторические типы общества
    Б) этнические общности+
    В) демографические группы
    Г) поселенческие группы

    12. Какой из перечисленных признаков является характерным для всех социальных норм?
    А) закрепление в нормативных актах;
    Б) выражение общественного мнения
    В) обеспечение принудительной силой государства
    Г) выполнение роли регулятора поведения людей.+

    13. Какой из данных статусов является приобретенным?
    А) сын
    Б) русский
    В) флегматик
    Г) учитель+

    14. Как называется мера, которая принимается против стороны, нарушившей правила поведения?
    А) презумпцией;
    Б) санкцией; +
    В) девиацией;
    Г) фикцией

    15. Установите соответствие:
    Социальные группы критерии
    А) мужчины
    Б) племена
    В) народности
    Г) дети
    1) демографический
    2) этнический
    Ответ: 1221

    16. Что не относится к социальным нормам?
    А) обязанность заботиться о престарелых родителях
    Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
    В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству+
    Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

    17. Что может быть критерием выделения страт?
    А) уровень дохода+
    Б) отношение к религии
    В) отношение к политической идеологии
    Г) уровень развития личных способностей.

    18. Что делают эстетические нормы?
    А) закреплены в официальных документах
    Б) обеспечены силой государственного принуждения
    В) отражают представления о прекрасном, и безобразном+
    Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

    19. Отметьте в ниже приведённом списке признаки социального статуса (В):
    А) профессия; +
    Б) пол; +
    В) цвет глаз;
    Г) следования требованиям моды;
    Д) уважение к родителям;
    Е) семейное положение.+

    20. Что такое социальная стратификация?
    А) наличие в обществе различных сфер;
    Б) разделение общества на социальные группы;+
    В) поддержка малообеспеченных групп населения;
    Г) повышение социального статуса.

    21. Что такое социальная роль?
    А) степень признания достоинств личности
    Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
    В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих+
    Г) социальное перемещение индивида

    22. Как называется преступное поведение; нарушающее формальные нормы?
    А) конформистским;
    Б) девиантным;
    В) неформальным;
    Г) делинкветным+

    23. Формой чего является новаторство?
    А) негативного отклоняющегося поведения
    Б) позитивного отклоняющегося поведения+
    В) неправомерного поведения
    Г) неотклоняющегося поведения

    24. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?
    А) социальная роль
    Б) социальный статус+
    В) семейное положение
    Г) социальная стратификация

    25. Что не является элементом механизма самоконтроля?
    А) общественное мнение;
    Б) индивидуальное сознание;
    В) совесть;
    Г) коммуникация+

    26. Какое из данных суждений верное?
    А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.
    Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.
    1) верно только А
    2) верно только Б+
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    
    Top