Инструкции по технике безопасности на уроках физики. Работа с лабораторной посудой

К работе в кабинете информатики допускаются только учащиеся и преподаватели, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности, т.к. нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание и навредить вашему здоровью.

  • Оказание первой помощи пострадавшим - практическое пособие
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ"
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • ЯКласс задания "Техника безопасности и организация рабочего места"

При эксплуатации оборудования необходимо остерегаться:

Поражения электрическим током;
- механических повреждений, травм.

Требования безопасности перед началом работы:

1. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
2. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви
3. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся
4. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету
5. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
6. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
7. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
8. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя
9. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы:

1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры
2. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю
3. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно
4. Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель
5. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку
6. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея
7. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.

Запрещается:

1. Эксплуатировать неисправную технику
2. При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера
3. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера
4. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры
5. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации
6. Во время работы касаться труб, батарей
7. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры
8. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары
9. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши
10. Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
11. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями
12. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера
13. Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет
14. Быстро передвигаться по кабинету
15. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
16. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде
17. Работать при недостаточном освещении
18. Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя:

1. Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование
2. Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)
3. Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру
4. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы
5. Пользоваться преподавательским компьютером.

Требования безопасности по окончанию работы:

1. По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась
2. Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся

Ответственность за нарушение правил техники безопасности:

1. При нарушении техники безопасности учащемуся будет объявлен выговор, взыскание вплоть до отстранения от работы за оборудованием.
2. При регулярных нарушениях техники безопасности учащийся будет отстранён от занятий информатики вплоть до исключения из учебного заведения (или других санкций предусмотренных учебным заведением).

Журнал инструктажа по технике безопасности кабинета физики МБОУ Мечетновской СОШ

№ инструктажа 1 2 Цель инструктажа Вводный инструктаж Класс 7 класс Вводный инструктаж 8­11 класс 2017­2018 учебный год Содержание инструктажа Кабинет физики ­ место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным со стеклянными предметами, не крутиться, чтобы не опрокинуть свои или соседские приборы. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки. Не задевайте их стульями, т.к. их легко вывести из строя и тогда некоторые лабораторные работы нельзя будет выполнить. Кабинет физики ­ место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки, не задевайте их стульями. 2

№ инструктажа 3 4 5 6 7 8 Цель инструктажа Класс Содержание инструктажа 7 КЛАСС Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 ”Определение цены деления измерительно­го прибора” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 ”Измерение размеров малых тел” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Измерение массы тела на рычажных весах” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение объема тела” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Измерение плотности твердого тела” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Градуирова­ние пружины и 7 7 7 7 7 7 При работе с о стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Для этого нужно оставаться на своем рабочем месте, не крутиться, не толкать соседей, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредото­ченными. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредото­ченными. При работе с о стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе с о стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 3

9 10 11 12 измерение сил динамометром ” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Определение выталкиваю­щей силы в жидкости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Выяснение условий плавания тела в жидкости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Выяснение условий равновесия рычага” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Определение КПД наклонной плоскости” 7 7 7 7 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 4

№ инструктажа 13 14 15 16 17 8 КЛАСС Цель инструктажа Класс Содержание инструктажа Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Определение удельной теплоемкости вещества” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Сборка элек­трической це­пи и измере­ние силы тока в ее различ­ных участках” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение напряжения на различных участках электрической цепи” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Регулирова­ние силы тока 8 8 8 8 8 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его 5

18 19 20 21 22 23 реостатом” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Измерение работы и мощности электрическо­го тока” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Измерение КПД установ­ки с электри­ческим нагре­вателем” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Сборка электромагнитна и испытание его действия” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Изучение электрическо­го двигателя постоянного тока” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 11 “Получение изображений с помощью линзы” 8 8 8 8 8 8 разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Аккуратно обращайтесь с термометром. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 6

9 КЛАСС Цель инструктажа Класс Содержание инструктажа Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Исследование равноускоренного движения без начальной скорости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение ускорения свободного падения” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Изучение явления электромаг. индукции ” Правила поведения при 9 9 9 9 9 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и № инструктажа 24 25 26 27 28 7

29 выполнении лаб. раб. № 5 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотограф. ” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение деления атома урана по фотографии треков” 9 сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 10 КЛАСС № инструктажа 30 31 32 33 34 Цель инструктажа Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Измерение ускорения свободного падения” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Изучение движения тела, брошенного горизонтально” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение коэффициента трения скольжения” Правила поведения при Класс 10 10 10 10 10 Содержание инструктажа При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и 8

35 36 37 38 выполнении лаб. раб. № 5 “Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение изотермического процесса” Правила пов. при вып. лаб. раб. № 7 “Изучение капиллярных явлений, обусловл. поверхностным натяжением жидкости” Правила пов. при вып. лаб. раб. № 8 “Измерение удельной теплоемкости вещества” Правила пов. при вып. лаб. раб. № 9 “Измерение электроемкости конденсатора” сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос 10 10 10 10 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необх. соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. 9

11 КЛАСС № инструктажа 39 40 41 42 43 Цель инструктажа Прав. пов. при выполнении лаб. раб. № 1 “Изучение эл.­ магнитной индукции” Правила пове­дения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение коэф. прелом­ления стекла” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Наблюдение интерферен­ции и дифрак­ции света” Правила по­ведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерен. l с помощью дифр. решетки” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 Класс 11 11 11 11 11 Содержание инструктажа Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. 10

44 “Наблюдение сплошного и линейчатого спектров” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям” 11 Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 11

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ СОШ № 40

Ерушева В.И. __________

Инструкции по ТБ и ОТ

    Требования безопасности к кабинету физики.

    Требования к кабинету физики.

    Виды инструктажа.

    Правила по технике безопасности для кабинета физики.

    Инструкция по охране труда для учителя физики.

    Инструкция по охране труда и технике безопасности для лаборанта кабинета физики.

    Инструкция по охране труда при работе в кабинете физики.

    Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете физики.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся для кабинета физики.

    Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.

    Инструкция по технике безопасности при проведении экскурсии по физике для учащихся.

    Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся на лабораторных работах по физике.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся 7 классов при выполнении лабораторных работ.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся 8 классов при выполнении лабораторных работ.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся 9 классов при выполнении лабораторных работ.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся 10 классов при выполнении лабораторных работ.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся 11 классов при выполнении лабораторных работ.

    Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

    Правила техники безопасности при работе со стеклянными приборами, горячей водой.

    Правила техники безопасности при работе с электролитом.

    Примерный план пожаротушения в кабинете (лаборатории) физики.

    Схема движения при эвакуации во время ЧС из кабинета №22.

    Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета физики.

    Журнал по технике безопасности и охране труда кабинета физики МОУ СОШ №40.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

к кабинету физики

Кабинет физики должен отвечать гигиеническим требованиям, нормам охраны труда и правилам техники безопасности. При осмотре кабинета физики проверяется:

1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий.

2. Наличие инструкций по охране труда:

В кабинете должны быть инструкции по охране труда при работе в кабинете физики, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 3 года.

Правила по ТБ для кабинета физики.

Инструкция по ТБ для учащихся для кабинета физики.

Инструкция по ОТ при работе в кабинете физики.

Инструкция по ОТ при проведении демонстрационных опытов по физике.

Инструкция по ОТ при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.

Инструкция по ТБ при проведении экскурсии по физике для учащихся.

Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете физики.

Инструкция по ТБ для учащихся 7 классов при выполнении лабораторных работ.

Инструкция по ТБ для учащихся 8 классов при выполнении лабораторных работ.

Инструкция по ТБ для учащихся 9 классов при выполнении лабораторных работ.

Инструкция по ТБ для учащихся 10 классов при выполнении лабораторных работ.

Инструкция по ТБ для учащихся 11 классов при выполнении лабораторных работ.

Инструкция по ОТ и ТБ для лаборанта кабинета физики.

Инструкция по ОТ для учителя физики.

Инструкция по ТБ для учащихся на лабораторных работах по физике.

Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета физики.

Правила ТБ при работе со стеклянными приборами, горячей водой.

Правила ТБ при работе с электролитом.

Правила ТБ при работе с электрическими приборами.

3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа по охране труда.

Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий.

4. Техническое состояние помещения.

Наличие лаборантской обязательное условие для кабинета физики. Лаборантская должна располагаться смежно с кабинетом (лабораторией) физики со стороны классной доски и иметь два выхода – один в кабинет, другой – в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение.

5. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете.

Кабинет физики должен быть оборудован специальными демонстрационными столами, а сами демонстрационные столы - установлены на подиуме высотой 10-20 см. Расстояние от демонстрационного стола:

До учебной доски - не менее 100 см;

От первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860 см.

В кабинете физики устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее).

Лаборантская физики оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4, 5 и 6 ростовых групп в соотношении: 4 группа - 30 %, 5 группа - 60 %, 6 группа - 10 %.

Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам.

Расстояние от стен до столов учащихся должно быть не менее 0,5 м.

6. Соблюдение норм освещенности.

Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах-З00лк. (20Вт 1кв.м.), при лампа накаливания-150лк. (48 Вт/кв.м.).

7. Состояние электроустановок и меры безопасности.

Величина напряжения, подаваемого на рабочие столы учащихся должна быть не более 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

Электросеть должна быть оборудована устройством защитного отключения (УЗО).

Корпуса электрощитов должны быть заземлены медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм.

Электроизмерительные приборы, органы управления должны быть целы и исправны.

В кабинете должны быть:

Диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев;

Инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год:

Указатель напряжения, который испытывается один раз в год;

Диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру.

В кабинете запрещается применять:

Металлическую ртуть и приборы с содержанием ртути,

Генераторы УВЧ на октальных лампах,

Индукционные катушки ИВ-50, ИВ-100,

Приборы для демонстрации электроискровой обработки металлов,

Выпрямители алюминиевые,

Катушки Томсона,

Эвдиометры ЭВД,

Фотореле на фотосопротивлениях,

Парообразователи металлические,

Приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов,

Электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В.

8. Состояние производственной санитарии.

Учитель (преподаватель) и лаборант должны быть обеспечены хлопчатобумажным халатом.

9. Выполнение требований пожарной безопасности.

В кабинете должен быть химический пенный и углекислотный или порошковый огнетушители , ящик с песком, укомплектованной совком, плотная мешковина, пропитанная огнезащитным составом.

10. Комплект средств индивидуальной защиты (СИЗ).

В кабинете должно быть: диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев: инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год; указатель напряжения, который испытывается один раз в год; диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру.

11. Наличие аптечки первой помощи.

Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения.

12. Исправность ТСО, пультов, щитов.

13. Исправность электропроводки.

14. Маркировка щитов, рубильников, розеток.

15. Наглядность по ОТ и ТБ (плакаты).

16. Запрещается использовать кабинеты физики в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

17. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя физики.

18. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.

19. Вытяжной шкаф должен обеспечивать скорость движения воздуха в рабочем проеме шкафа не менее 1,0 м/с. Запрещается применение люминесцентных ламп и лапм накаливания без светорассеивающей арматуры. Очистка светильников производится не реже одного раза в 3 месяца.

20. Для обеспечения надлежащей естественной освещенности нельзя расставлять на подоконниках цветы. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. К этой работе привлекать учащихся запрещается.

21. Помещения кабинета (лаборатории) физики оборудуются вентиляцией и отоплением. Оборудование радиаторов и трубопроводов отопительной системы диэлектрическим (деревянным) ограждением. Температура воздуха должна быть 17-20 о С, относительная влажность 40-60%.

Согласовано

Директор МКОУ СОШ№40

Ерушева В.И.

« ___ » _________________ 20___г.

Требования к кабинету физики

(Извлечения из нормативных актов, регламентирующих организацию по охране труда, действующих в системе образования Министерства образования Российской федерации)

Требования к помещениям

      Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования, используемого при лабораторных работах. В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, препараторский стол.

      Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную величину проходов, расстояний от классной доски до первого и последнего ряда столов соответственно установленным санитарным и гигиеническим нормам.

      Для обеспечения нормального воздушно-теплового баланса запрещается оклеивать и забивать фрамуги (форточки).

      Кабинет физики оснащается медицинской аптечкой, комплексом средств индивидуальной защиты (при необходимости), инструкцией по технике безопасности.

      Пребывание учащихся в помещении кабинета физики, в лаборантской, разрешается только в присутствии учителя физики.

      Запрещается использовать кабинеты физики в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам.

Освещение, электрическая сеть, пожарная безопасность

      Согласно существующим санитарным нормам световой поток солнечного света должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания.

      Для ламп накаливания используются светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения. Запрещается применения ламп накаливания без светорассеивающей арматуры.

      По истечении гарантированного срока службы (для ламп накаливания – 1000 часов горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производятся электриком школы. Очистка светильников производится не реже одного раза в три месяца. К очистке светильников привлекать учащихся и уборщиц запрещается.

      Коэффициент естественной освещенности для горизонтальных поверхностей столов должен быть равен 1,5%. Для улучшения естественной освещенности нельзя расставлять на подоконнике цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 3 – 4 раза в год.

      Шторы затемнения в нерабочем состоянии не должны снижать естественной освещенности.

      В соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Электророзетки запрещается размещать в непосредственной близости от стояков водопроводных и отопительных систем, радиаторов и раковин.

      Устройство электрической сети кабинета должно соответствовать «Правилам по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ». Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

      Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования проверяется ежегодно.

      Для обеспечения электробезопасности в электросетях кабинета физики должно применяться электрическое разделение сетей.

      Токоведущие части сборок и щитов, установленные в кабинете и доступные для неэлектрического персонала, надежно закрываются защитными ограждениями, кожухами. Запрещается применение оборудования, приборов, проводов и кабелей с открытыми токоведущими частями.

      Радиаторы и трубопроводы отопительной, газовой канализационной систем оборудуется диэлектрическим (деревянным) ограждением.

      Для обеспечения безопасности при прикосновении к патрону винтовую металлическую гильзу патрона соединяют с нулевым, а не с фазным проводом, однополюсные выключатели устанавливаются только в рассечку фазного провода.

      Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя к выключателям отходящих цепей, последние при этом должны быть отключены. Отключение производится в обратном порядке.

      Запрещается применение нестандартных предохранителей. Запрещается применение предохранителей, через которые может проходить ток, превышающий номинальный более чем на 25%.

      При всех замеченных неисправностях в электросети кабинета, в том числе и в случае перегорания электроламп, необходимо поставить в известность электрика или ответственного за электрохозяйство школы.

      Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопатка, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный или порошковый огнетушитель.

Реактивы, химические источники тока

      При работе с химическими реактивами следует руководствоваться «Правилами по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ».

      Химреактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком.

      Жидкие химреактивы и растворы хранятся в тонкостенных, твердые – в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками . Каждая емкость должна иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению.

      Запрещается хранить в кабинете концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде.

      Легковоспламеняющиеся вещества хранятся в склянках с притертыми пробками в металлическом ящике с верхним расположением крышки , а на дно насыпается песок или ложится листовой асбест.

      Аккумуляторы хранятся в шкафу с вытяжным устройством или в отдельном, хорошо проветриваемом, помещении.

      Запрещается выливать в канализационную сеть растворы кислот, щелочей, органических растворителей, огнеопасных жидкостей и всевозможные их отходы. Отработанные вещества следует собирать в отведенную для этой цели герметично закрывающуюся тару и уничтожать в местах, согласованных с санитарной и пожарной инспекцией.

С требованиями ознакомлен:

Заведующий кабинетом Гайнетдинова С.А.

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

Вид
инструктажа

Время или причины
проведения

Ответственный
за проведение

документ для
регистрации

Напервом уроке физики и с каждым вновь прибывшим учащимся

Зав. кабинетом, учитель

Классный журнал

Первичный на рабочем месте

Перед лабораторной работой - правила техники безопасности при работе в кабинете физики, и с каждым вновь прибывшим учеником

Зав. кабинетом, учитель

Классный журнал

Повторный

На первом уроке в каждом полугодии (триместре)

Зав. кабинетом, учитель

Классный журнал

Перед проведением лабораторных работ

Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)

Внеплановый

В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности

Зав. кабинетом, учитель

Классный журнал
(для лаборанта и
практикантов -
специальный
журнал)

В случаях: а) постановки
физического эксперимента на вечерах занимательной физики; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия.

Специальный журнал

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профсоюзного Директор МКОУ СОШ№ 40

комитета МКОУ СОШ№ 40 Ерушева В.И.

Абдрахманова Е.Г. _______________________

______________________ «___»______________20___г.

Они обязаны соблюдать определённые правила, чтобы во время бурной игры не повредить друг другу; на трудовом обучении им угрожают ножницы, иголки, станки, молотки и прочие инструменты; в случае с химией опасность исходит от реактивов, разбавленных, конечно, но в случае попадания их на кожу, приятного будет мало; даже на уроках биологии существуют строгие указания насчёт использования скальпелей и микроскопов. Все эти предписания ставят своей задачей заботу о жизни и здоровье учеников. Но всё же в вышеприведённом списке не хватает одного предмета. О том, что существует техника безопасности в кабинете физики, знают многие - всё же опыты с грузиками, электрическими цепями, калориметрами и прочими физическими приборами - отнюдь не безопасное занятие. Каковы же правила поведения в кабинете, где происходят удивительнейшие эксперименты?

Правила проведения инструктажа

Перед тем как перейти к конкретным правилам, хочется отметить то, что каждый ученик в начале и середине учебного года обязан проходить в кабинете физики. Да, большинство педагогов считают это напрасной тратой времени: перед каждым лабораторным занятием они всё равно повторяют все правила, но вместе с тем на первом, вводном занятии, можно ввести какие-то общие ограничения поведения, вроде запрета на бурные игры в кабинете, где находится оборудование, или запретить использовать приборы без контроля учителя. А далее уже для каждого раздела материала давать новые и новые правила, исходя из используемых в процессе обучения предметов: понятно ведь, что то, что говорится насчёт электричества будет совсем неактуально в вопросах оптики.

После прохождения инструктажа ученики получают журнал по технике безопасности в кабинете физики, где ставят свою подпись, подтверждая ею, что они ознакомлены со всеми указаниями.

Общие правила

В кабинете физики в обязательном порядке должны быть представлены либо в распечатанном виде, либо в виде красочных информационных стендов - любой ученик должен иметь возможность ознакомиться с ними в любое желаемое время. Также хотелось бы отметить обязательное нахождение в учебном классе аптечки (ситуации бывают разные, так что вполне может возникнуть необходимость оказания педагогом первой помощи) и огнетушителя (лучше порошкового, который не спровоцирует дальнейшее короткое замыкание при работе с электроприборами). Да, в большинстве случаев ни один из этих предметов не используется, но готовым лучше быть ко всему. Обязательным правилом являются собранные в хвост волосы у девочек - они могут не только мешать при работе, но и стать причиной серьёзных травм из-за попадания в движущиеся части машин, возгорания и прочих чрезвычайных ситуаций.

Работа с лабораторной посудой

Итак, перейдём к конкретным указаниям. Начнём с работы с лабораторной посудой - пробирками, мензурками и различными колбами. Техника безопасности в кабинете физики обязывает использовать только такие ёмкости, края в которых оплавлены, диаметр трубок, с помощью которых эти между собой, должен быть подобран с учётом горлышек мензурок. Кроме того, перед началом работы нужно убедиться, что представленная посуда не имеет трещин и сколов (обычно это делает лаборант, но лишний раз удостовериться никогда не помешает).

При нагревании обязательно нужно использовать штативы или держатели, чтобы избежать ожогов, ни в коем случае нельзя направлять пробирку на себя, кроме того, необходимо следить за тем, чтобы не произошёл резкий перепад температур (заполненную колбу сразу же поместить над горелкой, не прогрев её предварительно) - это может привести к разрыву сосуда. Нельзя касаться уже нагретых сосудов или сосудов с горячей жидкостью - ожоги ведь никто не отменял. Если во время опыта всё же произошла неприятность, и некая ёмкость разбилась, стекло собирается веником и совком, не нужно лезть в осколки руками.

Использование спиртовки

Тут же стоит отметить правила работы со спиртовкой - нельзя зажигать одну спиртовку от другой, тушить её нужно только колпачком, ни в коем случае не задуванием, и, естественно, следует избегать воспламенения одежды и волос.

При работе со спиртовкой, как уже говорилось выше, нужно использовать специальные держатели и штативы.

Работа с электроприборами

Следующий раздел, изучение которого может быть сопряжено с травмами - электричество. Стоит отметить, что техника безопасности в кабинете физики предусматривает больше всего предписаний именно для него. Самое главное правило - ни в коем случае не начинать работу без преподавателя, все манипуляции должны проводиться под контролем специалиста. При проведении эксперимента нужно учитывать допустимые скорости вращения и мощности приборов - в противном случае возможно травмирование при разрушении оборудования. Не нужно наклоняться к вращающимся и движущимся частям машин, чтобы исключить возможность попадания внутрь них волос или элементов одежды.

Электрические цепи

Для проведения лабораторных занятий по изучению электрических цепей нужно использовать проводники с надёжной изоляцией. Лучше избегать пересечений проводов - в случае аварийной ситуации на поиск необходимого проводника может уйти драгоценное время. Источник тока подсоединяется к системе в последнюю очередь. Даже если напряжение не включено, нельзя касаться оголённых проводов. При проведении любых манипуляций с цепью (добавлении звеньев или изменении порядка подключения) ученик обязан выключить её. Ток в цепи пускается только после проверки правильности всех соединений преподавателем. в кабинете физики также запрещает оставлять электрическую цепь в включённом состоянии без присмотра.

Для того чтобы убедиться, есть ли ток в цепи, следует использовать измерительные приборы, касаться самой цепи запрещается в любом случае. В случае аварийной ситуации: неисправности работы приборов, перенагревании, появлении запаха гари или плавления пластмассы, следует сразу же отключить источник тока и сообщить о ситуации преподавателю.

Опыты с электролитами

Техника безопасности в кабинете физики в школе предусматривает и опыты по работе с электролитами. До преступления к эксперименту медные стержни очищаются от различных загрязнений и плёнок оксидов. Новый раствор электролита должен заливаться за сутки до самого эксперимента.

Конические пробки электродов должны находиться в растворе, только после этого все контакты замыкаются проводом. При попадании электролита на остальное оборудование, мебель необходимо смыть его водой, если же раствор оказался на коже - промыть тёплой водой с мылом.

Учебные экскурсии

При изучении одного из увлекательнейших предметов, стоит помнить, что техника безопасности в кабинете физики не заканчивается, - следует соблюдать определённые правила поведения и при экскурсиях, которые могут организовывать для учеников преподаватели. Учителя должны позаботиться о том, чтобы место проведения этой экскурсии было полностью безопасным для учеников, все детали посещения должны быть согласованы с администрацией предприятия, предоставляющего возможность увидеть применение уже известных по лабораторным занятиям знаний на практике.

Перед началом ученики знакомятся с правилами поведения, при необходимости надевают средства защиты и оставляют в оговоренном месте устройства, которые по каким-то причинам запрещены в месте проведения экскурсии (например, мобильные телефоны). Естественно, запрещены любые манипуляции с демонстрируемыми во время экскурсии объектами без разрешения преподавателя и экскурсовода, на которых лежит вся ответственность за жизнь и здоровье детей. Все объекты, представляющие опасность (ремонтируемые установки, настраиваемое оборудование) должны быть огорожены и снабжены предупреждающими знаками. Когда экскурсия окончена, преподаватель проверяет наличие учеников по списку.

Заключение

Техника безопасности в кабинете физики для учащихся - это отнюдь не бессмысленные предписания. Следование правилам обеспечивает безопасность учеников при проведении экспериментов и гарантирует успешность опыта. Некоторые лабораторные проводит преподаватель в демонстрационном режиме, но и в этом случае как сам преподаватель, так и ученики обязаны придерживаться этих предписаний. Техника безопасности в кабинете физики - это обязательное условие успешного проведения лабораторных занятий.

15. По окончании работы приведите рабочее место в порядок, аккуратно разберите установку, сообщите об окончании работы учителю.

16. Дежурный ученик, отправившись на перемену, открывает фрамуги, выключает свет, промывает классную доску.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

1. Учащимся не разрешается находиться в кабинете физики в отсутствии учителя физики. Вход и выход из кабинета только по разрешению преподавателя.

2. Находясь в кабинете физики, учащиеся обязаны выполнять правила поведения в школе и Устав школы.

5. Без разрешения учителя физики нельзя пользоваться любым оборудованием кабинета, в том числе находящемся на ученических и демонстрационном столах. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

7. Перед выполнением лабораторных работ и практикумов внимательно изучите содержание и ход выполнения работы. Будьте внимательны, дисциплинированны и осторожны.

8. Подготовить рабочее место к работе, убрать посторонние предметы, не требующиеся для выполнения задания.

9. Не наклоняйтесь близко (особенно с неубранными волосами) к оборудованию при выполнении работы.

10. При проведении лабораторных работ и практикумов расставляйте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание. До начала работы убедитесь в надежности крепления оборудования и его частей.

11. Аккуратно обращайтесь со стеклянными, колющими приборами; не смотрите на Солнце через оптические приборы без средств защиты.

12. При выполнении лабораторных и практических работ запрещается разбирать и ремонтировать приборы, вилки, розетки. О всех неисправностях докладывать учителю.

13. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

14. В случае возникновения экстренных ситуаций немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.


Top