Разработка урока по предмету "Шахматы" с презентацией. Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигур. Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы

План-конспект открытого занятия по шахматам.

Название объединения: ОДОД «Шахматы»

Фамилия, имя, отчество педагога: Сорина Майя Михайловна

Название реализуемой программы: «Шахматная страна» (1год обучения)

Программа рассчитана на детей 6-8 лет

Тема занятия: Знакомство с шахматами. Правила игры.

Дата проведения 04.09.2011 г.

Место проведения ОДОД ГБОУ СОШ шк 481 Кировского района СПб

Цель занятия:

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат..

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. выработать навык работы с шахматной доской;
  2. научить расставлять начальную позицию.

Развивающие:

  1. способствовать развитию памяти, внимания;
  2. развить логическое мышление;
  3. развить творческую активность.

Воспитательные:

  1. воспитать навыки работы в коллективе
  2. повысить шахматную культуру
  3. побудить к стремлению к успеху через труд.
  4. выработать позитивное отношение к процессу обучения
  5. выработать навык работы в обучающей игре.

Оборудование:

  1. шахматные доски с фигурами;
  2. демонстрационная доска;
  3. компьютер;
  4. проектор ;
  5. файлы со слайдами и фильмами

1 этап. Вводный (5 мин).

Знакомство с шахматами. Приглашение в путешествие по шахматному королевству.

Задачи:

  1. заинтересовать;
  2. активизировать внимание;
  3. настроить на новую тему;
  4. создать сказочную обстановку.

2 этап. Основной (30 мин).

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат.

Задачи:

  1. дать представление о правилах игры
  2. дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.;
  3. выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
  4. выработать навык работы с шахматной доской
  5. научить расставлять начальную позицию

Основного

этапа

Методы, приемы действия

Дидактический материал

Результаты знаний, умений, навыков

педагог

дети

Объясн.

нового

матер-ла.

Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны» в сказке. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность шахматной игры.

Внимательно слушают сказку. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога

Демонст-

рационная доска, шахматы, компьютер,

файлы со слайдами и фильмами.

Отслеживают-

ся по наблюдениям педагога, уст-

ным ответам детей, работе детей на индивидуаль -ных досках, правиль-

ности выполнения заданий для самостоятель -ной работы.

Закрепление матер-л

Объясн.

нового

матер-ла.

Педагог напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить восточные сказки. Организует игру - путешествие по восточным и русским сказкам. Предлагает детям по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Некоторые аспекты истории шахмат, шахматные фигуры, правильные названия шахматных фигур. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.

Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои

Предположения. участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую фигуру встают и показывают ее педагогу.

Закрепление матер-ла

Физкультминутка 5 минут

Предлагает детям повторить пройденные шахматные фигуры, показав их определенными движениями.

Встают, называют хором шахматные фигуры и показывают их

движениями.

Закрепление матер-ла

Показывает детям презентацию «история шахмат»,

фильм «Шахматы с острова Льюис»

Отрывки из мультфильма

Василиса Микулишна (шахматы на Руси)

«Когда идет дождь» (китайские шахматы)

Смотрят фильмы и презентацию

Объясн.

нового

матер-ла

Объясняет новый материал. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Показывает правильное расположение фигур на демонстрационной доске.

Слушают объяснение педагога. Работают на демонстрационной доске.

Закрепление матер-ла

Дает задание по памяти или по образцу (в зависимости от изначальной подготовки детей) расставить начальную позицию.. Организует работу в парах на индивидуальных досках Контролирует работу детей, исправляет ошибки.

Работают в парах на индивидуальных досках.

3 этап. Итоговый (5 минут).

Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей. Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

  1. обобщить весь пройденный материал;
  2. дать эмоциональную оценку работы детей;
  3. настроить на дальнейшее успешное обучение.

ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ

ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.

Легенда ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч зако­ванных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.

Время назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.

Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве.

Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на дру­гом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повели­ тель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.

И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.

    Где родились шахматы?

    Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?

    Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».

А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим.

Основная часть.

    Знакомство с шахматной доской.

Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)

По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1 , a3 , е6).

Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

Какую форму имеет шахматная доска?

Сколько клеток на шахматном поле?

Какие цветы любят шахматы?

Для чего на доске нужны буквы и цифры?

Зачем нужно знать точный адрес клетки?

2. Знакомство с шахматными фигурами.

Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей ). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей ). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер )

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Показать детям фигуры и послушать их ответы.

А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)

А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей)

Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белый Ферзь»!

ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо,

Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят

И линиям прокладываю путь (Конь)

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок?

(Ладья) (Конь)

Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь:

Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

По косой он ходит, (Король)

Хоботом не водит.

(Слон) Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут

Когда мы встанем в строй, (Король)

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат,

У каждого путь свой. Лишь команды ждет,

(Слон) Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед

(Пешка)

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон)

Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Слон)

ЗАГАДКИ-РИФМЫ

Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый ……(конь)

Безопасные поля поищи для…(короля)

Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)

Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)

На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

Использованная литература

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998 .

Игра «Почтальон»

Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.

Обучающимся даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h 4, g 5? d 6, е8 и т.д.

Игра на внимание «Найди ошибку»

Цель: Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.

а) На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.

б) Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.

в) Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки.

Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.

Задачи:

    Совершенствовать знания;

    Развивать cмекалку и воображение обучающихся;

    Уметь самостоятельно выполнять задание.

Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра “Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.

Ход урока

1. Организационный момент :

Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:

Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию

3. Работа над ключевыми терминами:

Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:

Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!

Разминка:

    Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

    Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

    Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)

    Патовое положение на доске. (Ничья.)

    Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)

Игра на внимание “Найди ошибку”,

(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.

Игра “Сложи фигуру”,

Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.

Игра на смекалку,

У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)

На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)

Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)

Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).

Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)

Физкультминутка “Буратино”, .

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Практическая работа.

Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.

Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.

Игра “Почтальон”,

Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки).
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход шахматной фигуры, например,

Kh3 – g5 + Kр

(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).

Фе8 – е4

Л а3: Сf3 +х Кр,

Сg8 – а7 +Кр,

Крh6: Лh7

Kd1 – е3 х Кр

Подведение итога занятия.

Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?

Рефлексия по занятию.

    какие трудности возникли в ходе работы?

    что было проще выполнять?

    какой этап наиболее интересен вам?

Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.

    Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.

    Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.

    Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.

    Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.

    Пожарский, В.В. 1000 шахматных задач. [Текст]: учеб. пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.

    Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.

    Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.

    Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб. пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.

4. "Блиц - вопрос":

Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

Без какой фигуры не бывает игры? (король)

Где возникли шахматы? (Индия)

Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

Что такое шах?

Что такое мат?

Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

5. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

ПЛАН

Открытого занятия педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

Мололкина Виктора Александровича

Тема занятия : Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».

Цель : Формирование интереса к шахматной игре.

Задачи:

    Познакомить детей с историей шахмат.

    Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.

    Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.

    Раскрыть перспективы познания шахмат.

Время занятия : 20 минут

Тип занятия : вводное

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Количество – 10-12 человек

Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Вводная часть – 3 минуты.

    Приветствие, назвать свое имя.

    Ребята, вы,конечно, знаете много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?

    Как вы думаете, чем интересна и полезна игра в шахматы?

    Ответы детей.

    А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Знаете правила игры?

    Ответы детей.

    Шахматный клуб . Рассказ педагога о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда – до международного мастера.

    Основная часть занятия – 12 минут.

    Теоретическая часть – 5 минут

Лекция с элементами беседы.

    Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Трехглавые драконы

нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

Е. Ильин.

Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.

    «Легенда о возникновении шахмат».

Ребята, как вы думаете, какова цель шахматной игры?

Правильно! Поставить мат королю.

Откуда же пришло это слово – шахматы? И что оно означает?

Своего царя персы называли – «шах», а слово «мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!».

    Работа с демонстрационной доской и с шахматами на столах.

    Изучение шахматной доски и фигур.

    Расстановка фигур на доске.

    Правила игры.

    Запись партии.

    По ходу объяснения – вопросы педагога:

Зачем нужно записывать партии?

Правильно, для изучения и анализа игры. Для прочтения шахматных книг и журналов.

    Запись «Детского мата».

    Игра «Узнай фигуру на ощупь».

    Практическая часть –7 минут.

    Игра обучающихся в шахматы. Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто не имеет такого опыта.

    Подведение итогов – 5 минуты.

Ребята, что вы почувствовали, играя в шахматы?

    Предполагаемые ответы (интерес, азарт)

    Ответы детей (память, внимание, логическое мышление, терпение, усидчивость)

Как вы думаете, где эти качества характера вам могут пригодиться?

    (В жизни, на уроках, в спорте и т.д.)

И в заключении предлагаю проверить, успели ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!

    Слабый по силе, но сильный по духу шахматный солдатик.

    Активные действия военных на поле боя или шахматных фигур на доске.

    Нападение на короля.

    Окончание игры.

    Прямолинейная и сильная фигура.

    Необходимое качество начинающего шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.

    Педагог - нам не скучно ходить по белым и черным полям. Шахматная жизнь становится интереснее, ярче, полнее. Вас ждут удивительные шахматные открытия, яркие победы и полезные поражения.

    Все в ваших руках! Удачи!

    Занятие окончено .

Чумарова Карина Игоревна
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ №7
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-14 Конспект занятия по шахматам «Ладья» Чумарова Карина Игоревна На занятии дети познакомятся с шахматной фигурой – ладьей, с правилами хода ладьи, с правилами взятия.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект занятия по шахматам «Ладья»

План конспект по шахматам.

Тренер — преподаватель Чумарова К.И.

Тема занятия: Ладья.

Цель занятия:

— Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с

правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Задачи.

1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;
  • демонстрационная шахматная доска;
  • дидактический материал.

1. Организационный момент (5 мин)

1.Повторение прошлого материала

2.Проверка домашнего задания

3.Проверка присутствующих

2. Знакомство с новым материалом. (15 мин)

— С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.

— Покажите эту фигуру.

— Где стоит ладья на шахматной доске?

Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали и вертикали)

— Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)

Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь их все по очереди.

2. Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

3. Решение дидактических задач и заданий. (10 мин)

1) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

— Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.

2) Игра «Кратчайший путь»

— Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали

4. Закрепление знаний. (10 мин)

Игра «ДА – НЕТ»

  • Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
  • Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
  • Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
  • Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
  • Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
  • Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
  • Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
  • На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
  • Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Шах»

Учитель:Хамаганова Любовь Галсановна

2015 - 2016 учебный год

Первый год обучения (2-е классы)

Тема занятия: Шах.

Цель занятия: дать понятие, что шах – это нападение на неприятельского короля.

Задачи:

    Закрепление изученных тем: названия всех фигур, их ходы, их место в начальном положении;

    Шах. 3 способа защиты от шаха;

    Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы;

    Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре.

Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

    Демонстрационная доска;

    Наборы шахматных фигур;

    УМК И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть.1 год обучения;

    Загадки, задачи на шахматную тему;

Словарь: Шах.

I . Организационный момент: Прозвенел долгожданный звонок.

Начинается урок!

Настроение каково? ВОО!

I . Вводно-мотивационный этап.

-Повторение пройденного материала. 1) Загадки шахматные

А)Из названий какой шахматной фигуры потерялась одна буква, если получилось слово «КРОЛЬ».

В)Безопасные поля поищи для _______

Г)Какой король не умеет говорить?

Д)Кто может подсказать пароль? Его величество ___________

2) «Волшебный мешочек». Ребёнок на ощупь угадывает шахматную фигуру, показывает детям. Пешка, король, ферзь, слон и т.д.

Дети показывают их ходы (горизонталь, вертикаль, диагональ)

II .Операционно-содержательный этап

Мотивация: Чтение шахматных терминов с таблицы: Король. Шах. Ферзь. (Это на доске)

Какие из этих терминов вам уже знакомы? (Король, ферзь).

Чем похожи слова король и ферзь? (Оба слова обозначают шахматных фигур, оба заканчиваются на мягкий знак.

Чем особенны эти фигуры? (Ферзь- самая сильная фигура, а король –самая важная фигура. Без короля нет игры.

Какое слово вам ещё не знакомо? Не встречалось на наших уроках? (ШАХ)

Какие же задачи поставите перед собой на данный урок?

(что такое шах? Какими фигурами поставить шах? Как защитить от шаха короля)

1. Изучение нового материала. Объяснение учителя идёт.

- Учитель : Что же такое шах?

- Учитель: Шах – это нападение на неприятельского короля. (Табличку повесить) Какими фигурами можно объявить шах?

Демонстрационная доска.

1) Ставлю на одно из угловых полей белого ферзя , а на другое – чёрного короля. Вот так ферзь нападёт на вражеского короля. (

2) Ставлю на крайних полях любой вертикали или горизонтали располагаю белую ладью и чёрного короля, показываю шах ладьёй. ( h 8 – Кр. h 1)

( Показываю на демонстрационной доске.)

3) Показываю шах слоном : Белый белопольный слон (а8) объявил шах королю.(Кр. H 1)

4) Показываю шах к онём : Белый конь объявит шах королю. (g 3- Кр. h 1)

5) Показываю шах пешкой . Запомните!!! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали. Король съесть пешку не может, потому что она защищена слоном.

( f 3- Кр е4) Слона поставить на h 1- это защита пешки.

2. Первичное закрепление по презентации.(Фронтальная работа)

Презентация: 1 слайд без стрелки.

На данной диаграмме видите шах? (Да) Кто объявил шах королю? ( Белая ладья)

1 ученик должен проговорить. Белая ладья b 3 – h 3.

Появляется 2 слайд со стрелкой.

3 слайд: - Что можете сказать про эту позицию? Ученик должен проговорить (Белый белопольный слон (с е 8)объявил шах чёрному королю (b 3).

Появляется 4 слайд со стрелкой.

5 слайд. – Существует ли здесь угроза королю? (Да) Какой фигурой? (Ферзём) Называет ученик.

Появляется 6 слайд со стрелкой.

7 слайд.- Здесь кто объявил шах? (Конь)

Слайд (8) со стрелкой появляется.

9 слайд. Пешка объявила шах королю. (По диагонали)

10 слайд со стрелкой появляется.

ВЫВОД: Что такое шах? ( Угроза, удар)

Какими фигурами можно поставить шах вражескому королю? ( шах можно поставить любой фигурой, кроме короля)

Учитель: Раз на короля напали, значит,он должен защититься.

Оставаться под шахом король не может.

Какими же способами можно защититься королю от шаха? УЧЕБНИК с.30.

Существуют 3 способа защиты от шаха: Повесить на доску: 3 СПОСОБА

1) Король уходит из-под шаха. Рассмотреть 1 способ УЙТИ

2) Рассмотрим второй способ. Что вы скажете ? Добиваться от детей полного ответа. (Чёрный ферзь а3 объявил шах белому королю на а1 и не заметил как оказался под ударом белого коня)

Что должен сделать КОНЬ? ( Конь бъёт ферзя) ПОБИТЬ

3)Что вы видите? Чёрный ферзь поставил шах белому королю.

Король может уйти? (нет) - Он может побить ферзя? (Нет).

Существует третий способ. Какой? Короля должна закрыть другая фигура.

В нашем случае: БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН b 1 ИДЁТ ВЛЕВО ПО ДИАГОНАЛИ НА а2, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА. ЗАКРЫТЬСЯ

ВЫВОД: Сколько существует способов? (3) Уйти, побить, закрыться.

Запомнили.

Физминутка. Я СМОТРЮ НА ПЕРВЫЙ РЯД,

ПО КРАЯМ ЛАДЬИ СТОЯТ.

РЯДОМ С НИМИ ДВА КОНЯ

ХИТРО СМОТРЯТ НА МЕНЯ.

МЕЖ КОНЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ

НАШИ СЛАВНЫЕ СЛОНЫ.

И ЕЩЕ ДВА ПОЛЯ ЕСТЬ,

А НА НИХ КОРОЛЬ И ФЕРЗЬ.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Учебник СТР. 31. Кто встречает нас? Синеглазка. Помогите Синеглазке узнать объявлен ли шах чёрному королю? И какой фигурой? Самостоятельно в парах работаете. Карандашом покажите.

(В это время диаграмму №6 на демонстрационной доске расставить.)

Проверка. Обращаюсь к парам. №1 диаграмма. (ДА)

Докажи: Белая ладья а8 объявила шах чёрному королю на h 8.

2. НЕТ №3. ДА. Проговори. Белый ферзь h 1 объявил шах чёрному королю на а8. №4 НЕТ

5 ДА. Белый конь g 4 объявил шах чёрному королю на f 2.

А диаграмму №6 я перенесла на магнитную доску.

Я считаю, что белая пешка е4 объявила шах чёрному королю е5. Вы согласны с этим? (Нет)

А почему? Белая пешка вперёд же ходит. Значит она напала на короля. Это же шах? Ответ детей: Белая пешка ест только по диагонали . Молодцы! Вы не попались на эту ловушку.

Физминутка .

Покажи горизонталь, вертикаль, диагональ.-3 раза,

Практическая часть.

1.Учебник СТР.32. Кто нас встречает? Весёлый карандаш-герой детского журнала «Мурзилка». Вместе с весёлым карандашом попробуйте сами поставить шах вражескому королю. Дети работают в учебнике карандашом простым.

Проверка по рядам (Самой пройтись, помощники мне помогают)

Диграмму №3 на магнитную доску перенести одной паре .

(пара детей) . Один белые фигуры ставит, другой чёрные)

Объясните нам, как вы поставили шах. А вы проверьте.

(Белая пешка g 7 съест чёрного коня на h 8 и превратиться в белого коня. Шах чёрному королю поставлен.) Показать должны.

2. Рабочая тетрадь СТР. 13.

1. Я читаю первое задание. Ответ: ШАХ + усл.знак показать.

2 . Второе задание я читаю, а помощник в это время расставит фигуры на первую диаграмму

Показать запись: Л е1 + f е7+

Д.З будет. Задание 3 покажите взрослым дома и проверьте их. Смогут ли они поставить шах королю.

Задание 4. «Защита от шаха»

Помощник расставляет фигуры на первую диаграмму, я читаю задание.

Посмотрите. Какая фигура объявила шах?( Чёрная ладья g 8 напала на белого короля. Рассеянный художник не знает, что делать. Найди за белых лучшую защиту. Покажи стрелкой и запиши. Думайте!!!

(Белая ладья с 7 идёт вправо по горизонтали на g 87)

Рефлексия.

Что значит дать шах? (Угроза для вражеского короля.)

Король может защититься? ДА. Он может УЙТИ, ПОБИТЬ, ЗАКРЫТЬСЯ. Молодцы.

Отгадайте эхо-загадки: У какого слона нет хобота? (У шахматного) В каких клетках не держат зверей? На каких полях ничего не растёт?

Понравился урок? Покажите своё настроение (Смайлики)

Евгения Вишнякова
Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы

Цель : Заинтересовать детей игрой в шахматы .

Задачи :

I. Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами .

II. Развивать умственные способности и воображение детей .

III. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Образовательные области :

Оборудование занятия .

1. Демонстрационная шахматная доска .

2. Магнитные шахматы .

3. Напольная шахматная доска .

4. Фигуры шахмат для напольной шахматной доски .

5. Настольные доски.

6. Настольные шахматные фигуры .

7. Ноутбук.

8. Проектор.

9. Проекционный экран. Ход занятия .

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Викторовна. Проходите,

присаживайтесь на стулья.

Скажите, а вы любите играть? (Да) .

А в какие игры вы любите играть? (Дети могут назвать любые знакомые

Как много игр вы знаете.

А мультики любите смотреть? (Да) .

Тогда давайте посмотрим мультфильм о настольных играх. Будьте

внимательны.

(Показ в презентации отрывка из мультфильма «Фиксики» серия

«Шахматы » ).

(После просмотра происходит совместное обсуждение мультфильма) .

О каких играх шла речь в мультфильме? (Лото, домино, шашки, шахматы ) .

А какая игра самая умная? (Шахматы ) .

Как вы узнали из мультфильма, кто может играть в шахматы ? (Взрослые,

дети, компьютер).

Молодцы, вы очень внимательные.

А вы бы хотели научиться этой самой умной игре ? (Да) .

Я знаю очень интересную сказку о шахматах . Давайте а вам её расскажу.

(Сказка сопровождается показом слайдов презентации) .

Жили-были в далёком Шахматном королевстве два брата : чёрный король и

белый король. (Слайд №2) . Короли всегда ругались и спорили, кто же из них

сильнее. И вот однажды решили они помериться силами. Чёрный король

собрал свою армию чёрных шахматных фигур , а белый король-армию белых

шахматных фигур . И сошлись две армии в бою. (Слайд №3) . А так как

королевство было шахматным , то и сражение они вели на шахматной доске .

Доска была раскрашена в чёрные и белые квадраты, которые называются

поля. И каждый воин знал своё место, своё шахматное поле . Но во время

сражения началась такая суета, что шахматные фигуры-воины королей

растерялись и забыли где находятся их поля. - А к нам сегодня пришли шахматный король и шахматная королева . Вот

они, посмотрите какие у них короны : у короля высокая и острая, а у

королевы (Воспитатель показывает детям напольные шахматные фигуры ).

Это самые главные фигуры Шахматного королевства . Они приглашают нас к

себе в Шахматное королевство , чтобы познакомить со всеми шахматными

фигурами и помочь найти им свои места на шахматной доске .

Ребята, я очень хочу помочь королю и королеве, а вы? (Мы тоже хотим) .

Ну тогда мы отправляемся в Шахматное королевство , а чтобы туда попасть

мы тоже станем шахматными фигурами . Король подсказывает мне, что вы

похожи на самые маленькие шахматные фигуры-пешки . Посмотрите,

(слайд№4) вот они. Как они дружно стоят стройными рядами.

Ну а вы, мои пешки, встаньте в ряд.

Нам дороги нет назад.

Прочнее чем орешки.

Хотя мы просто… пешки. (Недоговаривая последнее слово воспитатель

даёт возможность детям самим его сказать).

Вы готовы отправиться в Шахматное королевство ? (Да) .

А трудностей не боитесь? (Нет) .

Тогда закрывайте глаза и повернитесь вокруг себя три раза. Считаем вместе

раз-два-три. (Слайд №5) . (Во время того как дети поворачиваются

воспитатель переносит шахматные фигуры на напольную шахматную

Ну вот мы и попали в Шахматное королевство .

(Дети вместе с воспитателем подходят к напольной шахматной доске ).

Посмотрите, нас встречают уже знакомые нам шахматные фигуры .

Кто запомни, как они называются? (Король и королева) . (Воспитатель

предлагает детям, не назвавшим фигуры повторить их названия. Так же на

протяжении всей беседы воспитатель просит малоактивных детей

повторить правильный ответ).

А на чём стоят король и королева? (На шахматной доске ) .

(Если дети сразу не отвечают, воспитатель задаёт наводящий вопрос. – На

какой доске в шахматном королевстве вели свой бой шахматные фигуры ).

А как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске ? (Поля) .

На каком цвета поле стоит король? (На поле белого цвета) .-На каком цвета поле стоит королева? (На поле чёрного цвета) .

Какие вы молодцы, всё помните.

А вы же тоже стали шахматными фигурами . Как они называются? (Пешки) .

Тогда вам тоже можно встать на шахматную доску . Проходите, вставайте на

то поле, которое вам больше нравиться. (Дети встают на напольную

шахматную доску ).

Ну ка, пешки поиграем.

Все поля мы угадаем.

Пешки, встаньте на поля чёрного цвета.

А теперь на поля белого цвета.

А теперь самое сложное задание, слушайте внимательно. Пройдите вперёд

на одно поле.

А теперь-назад на одно поле.

Молодцы. Королю и королеве очень понравилось, как вы справились со

всеми заданиями. Они предлагают вам отдохнуть и присесть прямо здесь на

шахматной доске . Очень уж нетерпится королю и королеве познакомить нас

со всеми шахматными фигурами . Внимание на экран.

С этой фигурой мы уже знакомы. Это чёрный король и белый король.

(Слайд №6) .

У каждого короля есть своя королева. Чёрная и белая. (Слайд№7) .

У короля с королевой есть верный офицер. Это фигура называется слон.

Повторите, как называется фигура? Он также чёрный и белый. (Слайд №8) .

Посмотрите, кого вам напоминает эта фигура? (Лошадь, конь) . Эта фигура

так и называется-конь. И конечно тоже чёрный и белый. (Слайд №9) .

Повторите, как называется эта фигура.

Эта фигура похожа на башню. А называется она ладья. Повторите, как

называется эта фигура. Ладья есть и в чёрной и в белой армии. (Слайд №10) .

А вот это самые маленькие фигуры на шахматной доске . Вы на них похожи.

Как они называются? (Пешки) .

Молодцы. Как вы дружно отвечаете.

Посмотрите, а на нашей шахматной доске стоят все фигуры? (Нет) .- Наверное они играют с нами в прятки. Давайте их поищем. Пройдитесь по

залу, посмотрите внимательно. (В разных частях зала стоят напольные

фигуры : слон, конь, ладья, пешка).

Вы нашли фигуры? Какие молодцы. Берите их и подходите сюда.

(Воспитатель находиться возле демонстрационной шахматной доски , на

которой уже есть фигуры чёрных и белых короля и королевы).

Воспитатель берёт по одной фигуре и по порядку, как они должны стоять

на шахматной доске в начальном положении, рассказывает они х и ставит

магнитные фигуры на демонстрационную доску.

А вот и офицер короля и королевы. Вспомните, как называется эта фигура?

(Слон) . Правильно, повтори пожалуйста.

В белой армии два слона. Они всегда стоят рядом с королём и королевой.

Вот их поля.

А эту фигуру вы, наверное, помните. Как она называется? (Конь) .

Правильно, повтори пожалуйста.

Конь верный друг слона, и на шахматной доске стоит рядом с ним.

Посмотрите, сколько белых коней? (Два) . Совершенно верно.

А эта фигура похожа на башню. Какое у неё название? (Ладья) . (Если дети

затрудняются, воспитатель сам говорит название фигуры и просит детей

повторить).

Осталась самая маленькая фигура. Давайте назовём её. (Пешка) . Конечно.

А пешек-восемь, и стоят они дружно в ряд. Давайте я буду ставить их на

шахматную доску , а вы считайте.

Молодцы. Посмотрите, белая армия шахматных фигур собрана и готова к

бою. А Чёрная? (Нет) .

Давайте и фигуры чёрной армии поставим на их поля. А стоят они также

как и чёрные фигуры.

Какие фигуры стоят рядом с королём и королевой? (Слоны) . Правильно.

Сколько чёрных слонов? (Два) . Берите фигуры, ставьте их на нужные поля.

Следущая фигура-верный друг слона? (Конь) . Сколько коней в чёрной

армии? (Два) . На какие поля их поставим? Правильно, ставьте.

Какая фигура стоит на краю шахматной доски ? (Ладья) . А сколько их?

Ставьте фигуры на нужные поля. - Какие фигуры у нас остались? (Пешки) . Сколько пешек? (Восемь) . И вас

тоже восемь. Я вам дам по одной пешке, а вы по очереди их поставите.

Молодцы, вы очень дружно потрудились. И вот теперь каждая фигура на

своём месте. На своём шахматном поле . А чтобы лучше запомнить как

располагаются фигуры на шахматной доске , послушайте считалку-подсказку.

На черно-белом крыльце сидели : король, королева. Два офицера. У них два

коня. Как две башни-ладья. (Проговаривая считалку воспитатель

показывает на соответствующие фигуры).

Ну и конечно ряд пешек.

А вы, мои пешки, встаньте в ряд.

Ну-ка пешки поиграем. Головой мы покачаем. Вправо, влево, а потом.

Три, четыре, приседаем.

Наши ножки разомнём.

Раз, два, три, на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

За столы теперь спешим.

(Дети проходят за столы с шахматными досками ) .

Рассаживайтесь по двое за каждый стол.

Что вы видите на столах? (Шахматные доски и шахматные фигуры ) .

Какие фигуры уже стоят на шахматной доске ? (Король и королева) .

Давайте остальные фигуры тоже поставим на шахматную доску .

Вспоминайте вместе со мной считалку-подсказку.

На черно-белом крыльце сидели : король, королева. Они уже на своих

Два офицера. Какие это фигуры? Подсказка есть на экране. (Слайд № 11) .

У них два коня. (Слайд № 12) . Найдите фигуру и поставьте на нужное поле.

Как две башни-ладья. (Слайд № 13) . Где поля Этих фигур? Ставьте.

Какие фигуры остались? (Пешки) . Ставьте ряд пешек.

Посмотрите, какие вы молодцы. Расставили шахматные фигуры так , как они

должны стоять перед началом шахматного поединка . - А значит вы уже не пешки, а настоящие шахматисты .

Давайте подойдём к королю и королеве. Они очень довольны, что мы

нашли все шахматные фигуры и правильно их расставили на шахматной

Ну а теперь пришло время прощаться. Закрывайте глаза, считайте до трёх и

поворачивайтесь вокруг себя.

Ну вот мы и вернулись в детский сад.

Где мы с вами побывали? Шахматном королевстве ) .

Кто нас приглашал в Шахматное королевство ? (Король и королева) .

С кем нас познакомили король и королева? шахматными фигурами ) .

Назовите эти шахматные фигуры ? А ты какую шахматную фигуру

запомнил? А ты?

На что мы расставляли шахматные фигуры ? (На шахматную доску ) .

Как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске ? (Поля) .

А какая фигура больше всего тебе понравилась? А тебе?

Чтобы вы не забывали о нашем путешествии и продолжали учиться играть в

шахматы . Король передал вам вот такие шахматные медали .

Желаю вам больших побед. Спасибо. До свидания.


Top