Иные трансферты. Межбюджетные трансферты регионам: состояние и перспективы. Наименование субъекта рф суммы финансовой помощи из фффп субъектов рф

  • Раздел I. Финансовая деятельность в рф
  • 1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.
  • 3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
  • 1) Налоговый метод;
  • 4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.
  • 5. Конституционные основы финансовой деятельности рф.
  • 6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
  • 7. Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.
  • 9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.
  • Раздел II. Финансовое право рф.
  • 1. Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования.
  • 2. Место финансового права в системе Российского права, соотношение его с другими отраслями права.
  • 3. Финансовое право как наука.
  • 4. Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов.
  • 6. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
  • 7. Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации.
  • 8. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.
  • III. Финансовый контроль государства.
  • 5. Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование.
  • Раздел IV. Бюджетное право в рф.
  • 1. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные и консолидированные.
  • 2. Структура бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит.
  • 3.Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы.
  • 6. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности классификация. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 7. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований.
  • 8. Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации(упорядочении) бюджетной системы.
  • 9. Доходы бюджета. Виды доходов.
  • 10. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
  • 11. Расходы бюджета. Резервные фонды: порядок образования и использования.
  • 12. Расходные обязательства (ро): понятие и порядок разграничения между рф, субъектами рф.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
  • 14. Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
  • 1. Принцип ежегодности бюджета.
  • 2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.
  • 3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
  • 5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
  • 6. Принцип достоверности бюджета.
  • 7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.
  • 8. Принцип специализации бюджетных показателей.
  • 15. Порядок составления бюджета.
  • 16. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
  • 17. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф.
  • 18. Порядок составления, внешней проверки рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
  • 19. Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно - правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф.
  • Раздел V. Финансово-правовое регулирование финансов организаций и предприятий.
  • Раздел VI
  • 1. Понятие налога и сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
  • 2. Система налогов и сборов: понятие, основание и значение их классификации. Направления её совершенствования.
  • 3. Понятие налогового права. Его система.
  • 5. Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика.
  • 6. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
  • 7. Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
  • 8. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
  • 9. Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
  • Раздел VIII. Правовые основы государственных расходов.
  • Раздел 9. Финансово- правовые основы банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.
  • 2. Задачи и полномочия Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций.
  • 3. Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения.
  • 4. Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены ранее выпущенных знаков.
  • 6. Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф.
  • 7.Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Принципы и задачи валютного регулирования и валютного контроля.
  • 8. Органы валютного регулирования, их полномочия.
  • 9. Субъекты валютных правоотношений. Понятие резидента и нерезидента. Основы их валютно правового статуса.
  • 10. Понятие валютного контроля. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.

    Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

    Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

    Субвенция - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

    Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

      дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

      субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

      субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

      иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

      межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

    При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    Можно отметить, что в соответствии с действующими методологиями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации распределяются по двум принципам:

    1) первая часть дотаций распределяется среди субъектов Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 65% среднероссийского уровня;

    2) вторая часть дотаций распределяется уже среди большего количества регионов, право на получение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, для которых ограничивается средним уровнем расчетной бюджетной обеспеченности.

    В результате для решения одной и той же задачи выравнивания применяются различные методы, что приводит к некоторому снижению результативности использования дотаций.

    Другим видом межбюджетных трансфертов, который необходимо выделить, являются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

    Субсидии обладают такими характеристиками, как:

    Целевой характер расходования;

    Наличие условий для получения средств;

    Обязательства получателей субсидий по обеспечению софинансирования соответствующих расходов.

    Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

    Следующей характеристикой субсидий являются условия их получения:

    Представление отчета о выполнении программы или ее этапа и отчета об исполнении плана использования средств, выделяемых на реализацию программы;

    Выполнение программы или ее этапа, выполнение плана использования субсидий или его этапа;

    Отсутствие критериев дисквалификации

    Все это также позволяет рассматривать данный межбюджетный трансферт как стимулирующий механизм бюджетного федерализма.

    Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

    Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

    При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

    Их размер для конкретного субъекта Российской Федерации не зависит от уровня бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (объема доходов) и не включается в состав собственных доходов региональных и местных бюджетов.

    Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

    1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
    2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
    3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
    4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
    5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

    На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты :

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. из федерального бюджета;
    2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
    3. из местных бюджетов;
    4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

    Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

    • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
    • субсидий местным бюджетам;
    • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

    Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

    Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

    • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
    • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
    • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
    • иных межбюджетных трансфертов.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

    Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

    • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
    • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

    Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

    «Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

    1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ , которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

    2. субсидий бюджетам субъектов РФ, Под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемы бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственно власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    3. субвенций бюджетам субъектов РФ , под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в установленном порядке.

    4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ , которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

    Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

    1.дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

    2. субсидий местным бюджетам, под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    3.субвенций местным бюджетам, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образования, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке.

    4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, в том числе дотаций, в пределах 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

    Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

    1. дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений , которые предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа власти муниципального района, принимаемые в соответствии с БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ.

    2. Субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера

    Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на определённые цели или без конкретной целевой привязки, являются в Российской Федерации основными источниками формирования бюджетных доходов.

    Запланированные объемы и формы предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам позволяют органам власти в полном объеме выполнять свои полномочия: устанавливать и выплачивать заработную плату учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных государственных и муниципальных учреждений, предоставлять услуги образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, осуществлять другие расходы. Таким образом обеспечивается уровень социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг - за счёт прямых расходов на эти цели из бюджета и в результате предоставления межбюджетных трансфертов.

    Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету этой системы.

    В бюджетной системе Российской Федерации им отведена значительная роль, поскольку ведущее место в выравнивании бюджетной обеспеченности отведена федеральному центру. Статья "Межбюджетные трансферты" является самой большой в структуре бюджета Российской Федерации. В общем объеме межбюджетных трансфертов без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2011 году на долю нового раздела 14 "Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера" приходится 45,2 %, а на долю остальных разделов - 54,8 %.

    Таблица 2.1. Расходы федерального бюджета в 2011 году. Электронный ресурс - http: //protown.ru/information/hide/6386.html

    Наименование раздела

    Общегосударственные вопросы

    Национальная оборона

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    Национальная экономика

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    Охрана окружающей среды

    Образование

    Культура и кинематография

    Социальная политика

    Здравоохранение

    Физическая культура и спорт

    Средства массовой информации

    Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера

    На практике выделяют следующие виды трансфертов:

    1. Выравнивающие - используются для выравнивания возможностей регионов для предоставления жителям стандартного набора бюджетных услуг.

    2. Налоговые - предоставляются в случае, если бюджетная система несбалансированна по вертикали, т.е. расходы децентрализованы сильнее, чем доходы.

    3. Целевые - перечисляются для выравнивания бюджетной обеспеченности населения регионов путём финансирования конкретных расходов.

    4. Зеркальные - выделяются для создания у регионов (муниципальных образований) материальной заинтересованности в проведении политики, отвечающей общегосударственным интересам (предоставляются на условиях долевого финансирования расходов, т.е. софинансирования).

    5. компенсационные - передаются для компенсации вышестоящим бюджетам возросших расходов или потери доходов в тех случаях, когда причиной таких потерь послужило, например, решение вышестоящих органов власти.

    Выбор конкретного механизма передачи средств зависит от задач, которые ставят органы власти, предоставляющие финансовые ресурсы.

    Таблица 2.2 Выбор механизма передачи трансфертов. Книга А.Е. Суглобов «Межбюджетные отношения в РФ.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

    1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

    2. субсидий бюджетам субъектов РФ.

    3. субвенций бюджетам субъектов РФ.

    4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.

    5. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Самая распространенная форма финансовой помощи нижестоящим бюджетам - это нецелевые межбюджетные трансферты (дотации), которые позволяют дотационной территории самостоятельно решать, на что потратить полученные средства.

    Дотации Ст. 6 БКРФ - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

    Дотации как метод бюджетного регулирования имеют ряд недостатков:

    1. снижают заинтересованность органов власти (получающих дотации) в мобилизации собственных доходов.

    2. ставят исполнение бюджета в зависимость от исполнения вышестоящего бюджета, своевременности и полноты перечисления средств.

    В настоящее время дотации играют значительную роль в формировании доходов бюджетов, причём их сумма с каждым годом увеличивается.

    Межбюджетные трансферты могут быть целевыми, т.е. предоставляемыми на условиях долевого финансирования (субсидии). В этом случае средства для реализации заявленных целей складываются на долевой основе из разных источников - бюджетов.

    Субсидия - пособие преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счёт средств бюджета. Субсидии могут быть:

    1. прямые (например, прямое финансирование отдельных статей расходов)

    2. косвенные - приобретение продукции предприятий, имеющих народнохозяйственное значение по завышенным ценам, или наоборот, продажа предприятий при приватизации по ценам ниже рыночных.

    Посредством прямых субсидий государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отраслях, развитие которых необходимо для экономики в целом, но недостаточно прибыльно для самих предприятий. Косвенное субсидирование в основном осуществляется через денежно-кредитную и налоговую политику, а также через механизм монопольно высоких или монопольно низких цен.

    Наконец, при компенсации расходов в случае передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются средства в виде субвенций. При получении такой формы межбюджетных трансфертов территории обязаны тратить средства исключительно на конкретные направления и мероприятия, которые определяют государственные органы власти: содержание учреждений социальной защиты, детские пособия, помощь инвалидам и пр.

    Субвенция - вид денежного пособия органам власти со стороны государства на определенные цели.

    С 2008 г. в межбюджетных трансфертах относительно бюджетов городских и сельских поселений стал применяться механизм так называемого отрицательного трансферта, который позволяет изымать сверхдоходы у наиболее обеспеченных поселений и перераспределять их в пользу менее обеспеченных в рамках того же муниципального района, где они были изъяты. Такой способ дает возможность повысить эффективность сглаживания различий бюджетной обеспеченности между поселениями одного района.

    Бюджетный кодекс РФ предусматривает следующие условия предоставления межбюджетных трансфертов. Ст. 130 БКРФ

    1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    2. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

    1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    4. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные меры:

    1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

    2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

    3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

    4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

    5) иные меры, установленные федеральными законами.

    Таким образом, финансовая помощь является неотъемлемым элементом доходов региональных и местных бюджетов в Российской Федерации.

    Основная часть межбюджетных трансфертов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ группируется исходя из целей, на которые они предназначены, в рамках нескольких специально созданных фондов.

    Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) является основным дотационным каналом и формируется за счёт средств федерального бюджета. Средства этого фонда используются, главным образом, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяются между регионами в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ.

    Объем ФФПР на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта Федерального закона о бюджете во втором чтении, а распределение дотаций из Фонда между субъектами Российской Федерации утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о бюджете в третьем чтении.

    Дотации из ФФПР предоставляются тем субъектам Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из Фонда не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности иного субъекта Федерации, который до распределения дотаций имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.

    Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации.

    Согласно Закону о бюджете Российской Федерации в 2011 г. дотации должны быть представлены 69 регионам России из 83, а в 2012-2013 их число уменьшится на один и составит 68 регионов.

    Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. Распределение субвенций Фонда проводиться между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

    Фонд софинансирования расходов (ФСР) создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФСР должны распределяться между всеми без исключения субъектами Федерации для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социальнозначимых расходов (прежде всего на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

    Таблица 2.3 Характеристика фондов финансовой поддержки. Книга А.Е. Суглобов «Межбюджетные отношения в РФ»

    Наименование фонда

    Принцип распределения

    (на формализованной основе)

    Тип финансовой помощи

    Фонд финансовой поддержки субъектов РФ

    Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

    Формула на основании оценки минимального уровня расчётной бюджетной обеспеченности

    Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности (выделение средств с особыми условиями перечисления или пользования)

    Фонд компенсаций

    Финансирование федеральных законов (т.е. государственных полномочий). Как правило, пособия и льготы населению

    Формула на основе численности населения

    Субвенция на финансирование федеральных законов

    Федеральный фонд софинансирования расходов

    Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

    Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения

    Субсидии на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

    Законодателем в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов выделена такая форма трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета как «иные межбюджетные трансферты»

    Стоит заметит, что в предыдущих редакциях БК РФ такой формы предусмотрено не было.

    Такую форму трансфертов можно охарактеризовать как безвозмездную и безвозвратную.

    Таким образом, к иным формам следует отнести, например, трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований, а так же трансферты, направляемы в адрес закрытых административно - территориальных образований.

    Примером иных межбюджетных трансфертов, являются выделение субвенций для финансирования дополнительных расходов муниципального образования, в случае предоставления ему статуса наукограда. Бюджетный кодекс Российской Федерации Статья №132.1. 9

    Глава 2. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

    К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся:

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

    2. Субсидий местным бюджетам;

    3. Субвенции местным бюджетам;

    4. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей;

    6. Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

    7. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

    Анализируя положения ст. 135 БК РФ можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Другие формы межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

    2.1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: -- Москва, Юрайт, 2008 г.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

    Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

    Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

    Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.

    Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

    
    Top