Акт водолазного обследования образец. Водолазное обследование дна. Зачем проводить обследование дна пляжа и акватории

В целях упорядочения водолазных работ и учета подводных часов работников подразделений Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации приказываю:

2.3. По окончании работ оформляется акт о выполненных объемах водолазных работ по обследованию и очистке дна акватории пляжей (), который является основанием для окончательных расчетов с заказчиком.

2.4. По согласованию с начальником территориальной государственной инспекции руководители спасательных пунктов в период купального сезона устанавливают периодичность бесплатного проведения водолазного обследования дна акватории пляжей, расположенных в зонах оперативного действия этих пунктов.

Результаты обследования оформляются актом, который хранится на спасательном пункте. В случаях обнаружения опасных для людей при купании предметов об этом письменно извещается должностное лицо, ответственное за эксплуатацию пляжа, для принятия мер.

2.5. Водолазные работы организуются и проводятся в соответствии с Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах (РД 31.84.01-90) и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Государственной инспекции.

2.6. Перед началом водолазных работ приказом (распоряжением) начальника территориальной государственной инспекции должна быть образована водолазная группа, назначены руководитель водолазных работ, руководитель водолазных спусков, водолазы, лицо, осуществляющее медицинское обеспечение, лица, обеспечивающие водолазные спуск и работы, и предусмотрено материально-техническое обеспечение группы.

2.7. К водолазным работам по обследованию и очистке дна акватории пляжей допускаются водолазы всех групп специализации водолазных работ, владеющие приемами остропки и подъема затонувших предметов, пользования простыми инструментами и подъемными приспособлениями и устройствами.

2.9. Поиск затопленных предметов или обследование дна акватории пляжей водолазами осуществляются в тех случаях, когда это невозможно выполнить другими средствами обнаружения предметов (траление, подводное телевидение, акустические средства, устройства для обнаружения металла, гидролокаторы, буксируемые кинокамеры и т.д.).

Решение о выборе способа водолазного поиска (круговой, по ходовому концу или галсовый) принимает руководитель водолазных работ в зависимости от конкретных условий.

2.10. Водолазное обследование и очистка проводятся путем осмотра и прощупывания дна. При этом дно очищается как от мелких, так и от крупных предметов, угрожающих безопасности людей.

2.11. При обследовании дна акватории пляжа составляется схема расположения крупных предметов с указанием их характера, ориентировочных объемов и массы, а также способа извлечения. В случае невозможности извлечения обнаруженных предметов или устранения дефекта дна в этих местах выставляются предупреждающие знаки (буи).

К неопознанным предметам следует подходить осторожно, внимательно их изучить и сообщить руководителю спусков форму, размеры и внешние характерные признаки предметов.

Цель водолазного обследования - получить необходимые сведения подводной обстановки для составления плана, проекта или выбора способа выполнения водолазных работ. Поэтому водолазное обследование должно быть всегда полным и качественным. Оно должно проводиться наиболее опытными водолазами и при необходимости повторяться дважды разными лицами. Результаты обследования считаются достоверными лишь при совпадении показаний обоих водолазов. При разноречивости их показаний должно быть произведено контрольное обследование опытным старшиной водолазов или водолазным специалистом.

Обследование затонувшего судна. Обследованием определяются положение затонувшего судна на грунте и характер грунта, снимаются основные его измерения, оценивается состояние корпуса, надстроек и выявляются объем и характер повреждений.

Для определения положения затонувшего судна на грунте необходимо с носа и кормы в диаметральной плоскости закрепить буйрепы. На поверхности по выставленным буям определяют истинный курс корабля и линию курса наносят на план (планшет). Затем с помощью ручного лота, гирю которого водолаз устанавливает на штевнях, а затем на грунте у штевней, замеряют глубину до штевней и грунта; по их разностям определяют дифферент судна и возвышение штевней над грунтом. Такие же замеры производят и с обоих бортов в районе миделя. По этим замерам рассчитывают крен судна и возвышение бортов над грунтом. Крен и дифферент, кроме того, определяются с помощью кренометра-угломера. Для этого водолаз устанавливает кренометр на чистом и неповрежденном месте палубы в районе диаметральной плоскости: для замера крена - поперек судна, для замера дифферента - вдоль. Затем отдает стопорный винт маятника и некоторое время выжидает, пока маятник придет в состояние покоя. После этого закрепляет винт маятника и считывает показания кренометра. При плохой видимости водолаз подает наверх кренометр с закрепленным маятником, где снимают его показания. При замерах по стенкам надстроек кренометр следует устанавливать боковой плоскостью. При необходимости замеры делают в двух-трех местах. Все полученные замеры сверяют и по ним выводят среднеарифметические величины.

Характер грунта определяется внешним осмотром и взятием проб пробником в различных точках и классифицируется по табл. 11.1.

Таблица 11.1. Классификация грунтов по основным признакам

Если судно затонуло на мелководье, обследование грунта ведут и в направлении предполагаемой после его подъема буксировки корабля. Одновременно с этим со шлюпки промеряют глубину в полосе шириной по 50 м с каждого борта. По данным промера составляется планшет.

Данные основных размеров корабля получают способом замеров: длины корабля - между штевнями по ширстреку; ширины - в районе миделя; высоты, длины и ширины надстроек - в местах, доступных для замеров; размеры трюмов и бункеров - во всех трех измерениях. Для замера больших расстояний лучше всего использовать ручной лот, намотанный на катушку. Замеры более мелких элементов корабля можно производить водолазной линейкой.

При определении длины корабля гирю лота следует закрепить на одном из штевней и с катушкой в руках по ширстреку следовать к другому, не допуская при этом провеса лотлиня. Достигнув противоположного штевня, снять показания лога, а при плохой видимости наложить на лотлинь марку и подать лот для отсчета на поверхность. Другие измерения производятся таким же способом.

Высоту борта (если судно вошло в грунт) определяют замером глубины внутренних помещений в районе машинного или котельного отделения и в незагруженных бункерах и трюмах. Замер делают опусканием гири лота в эти помещения и отсчетом показаний по маркам лотлиня.

Кроме данных основных размерений водолазным обследованием должны быть установлены класс, тип и название судна; определены число и район расположения главных поперечных переборок; установлены характер и примерное количество боезапаса; определены тип руля, количество гребных винтов, конфигурация форштевня и ахтерштевня, расположение мачт, дымовых труб и других палубных устройств.

Данные о состоянии судна и наличии аварийных повреждений получают путем тщательного наружного и внутреннего осмотра. При этом определяют: наличие якорей в клюзах, при вытравленных якорях - направление якорь-цепей; степень обрастания корпуса ракушками; наличие иллюминаторов (открытых, закрытых, разбитых) в корпусе; наличие выступающих за борт предметов (шлюпбалок, кранов, тросов, сорванных частей палубы и надстроек и др.); наличие и состояние гребных винтов; состояние надстроек, палуб, комингсов, люков, орудий, торпедных аппаратов, мачт, стрел, дымовых труб и других палубных устройств; наличие повреждений в корпусе и их размеры (пробоины, вмятины, трещины, гофры и др.) с точным указанием их места расположения относительно борта и примерных ориентиров на палубе. Форма и размеры пробоин определяются проволочным или деревянным шаблоном, а также непосредственным измерением водолазной линейкой. Замеряются величина и направление загиба (наружу, внутрь) кромок пробоины. Если пробоина частично находится в грунте, его следует размыть до полного освобождения границ поврежденного корпуса.

Внутренним осмотром определяют наличие и количество грунта в трюмах и других отсеках, имеющих пробоины; наличие, количество, характер, состояние груза в грузовых трюмах и на верхней палубе; положение и состояние котлов и главных механизмов.

В состав водолазного обследования может быть включено получение и других данных, которые окажутся необходимыми в каждом конкретном случае. На основании обследования составляют акт с приложением эскизов положения судна на грунте и имеющихся повреждений.

Обследование затонувшего судна в целях расчистки акватории. Судовой ход или отдельные участки акватории баз и портов расчищают от затонувшего судна путем одновременного взрыва серии зарядов взрывчатых веществ или подъемом плавкраном отдельных частей. Эту работу предваряют обследованием в целях получения исходных данных для выбора способа расчистки, определения конструкции и веса зарядов взрывчатых веществ и мест их закладки.

Обследованием должно быть определено: положение затонувшего объекта на грунте; характер грунта вокруг объекта (ил, песок, скала и т. п.) на расстоянии 50 м; возможность подхода водолазов к обшивке корпуса, прохода по палубе и внутрь объекта; возможность размещения удлиненных зарядов взрывчатых веществ вокруг корпуса, по бортам и палубе; возможность размещения сосредоточенных зарядов большого веса внутри корпуса для разбрасывания расчлененных частей по акватории.

Обследование подводной части гидротехнических сооружений производится в процессе возведения сооружений для определения положения и состояния подводных элементов сооружения, а в процессе эксплуатации - для выявления повреждений. При обследовании рекомендуется фотографировать под водой ответственные участки сооружения или использовать подводное телевидение. Плоские гидротехнические сооружения (набережные, стенки, пирсы, оградительные сооружения) водолазы осматривают, перемещаясь по горизонтали или вертикали. В том и другом случае перемещение должно совершаться по ходовым концам (ориентирам), исключающим пропуски необследованных участков. Проходя по ходовому тросу, водолаз осматривает полосу сооружения на пределе видимости по обе стороны троса. Обнаружив повреждение, докладывает на поверхность его координаты и характер.

При обследовании следует обращать внимание на состояние откосов каменной постели, величину берм, на положение нижнего ряда (курса) массивов, ширину горизонтальных и вертикальных швов кладки, на сдвиги массивов и отклонения от вертикали подводной части сооружения, на наличие каверн.

Массивы-гиганты обследуются с целью обнаружить места с обнаженной арматурой, трещины и проломы. У ряжевых сооружений осмотру подлежат все венцы, состояние врубок и металлических креплений. Сквозные свайные сооружения осматриваются посвайно. В судоподъемных слипах проверяют состояние основания, крепление рельсового пути, стыки рельсов и производят контрольные замеры расстояний между рельсами.

Обследование разрушенных сооружений водолазы начинают с определения границ и размеров разрушенного участка путем обхода и внешнего осмотра с последующим уточнением степени разрушения каждого элемента. Обследование водозаборных сооружений производится тщательным осмотром решеток водоприемника и оголовка сооружения для обнаружения в нем повреждений. Все отступления от проекта или обнаруженные повреждения наносятся на схему сооружения и фиксируются в журнале работ.

Обследование затонувших предметов начинается с внешнего осмотра и опознавания. Если предмет оказался разыскиваемым, определяют положение и степень заглубления в грунт, а также возможность остропки. К неопознанным предметам следует подходить осторожно. Если это неизвестное боевое средство, необходимо попытаться установить на его поверхности какие-либо знаки или надписи и сообщить наверх форму, размеры и внешние характерные признаки. Вести водолазные работы по размыву, очистке и остропке до опознавания предмета и получения разрешения от специалистов-подрывников запрещается.

Капитан-механик

Механик-капитан дублер

Водолаз 1 кл.

Водолаз 2 – 3 кл.

Инженер – геодезист

Старший техник – геодезист

Техник – геодезист

Инженер – гидролог

Инженер – геолог

Моторист – рулевой**

Речной рабочий

Слесарь КИП**

Шофер 2 кл.**

Слесарь компрессорщик**

Шофер 1 кл.

Фельдшер

Инженер – программист*

Инженер – приборист*

Оператор ЭВМ*

Инженер – геофизик*

Оператор TV*

Примечания.

* Привлекаемые специалисты при выполнении приборного обследования подводных объектов.

** По указанным специальностям допускается совмещение.

10. Методика оценки состояния объектов обследования

10.1. Общие положения

10.1.1. Оценка состояния объекта обследования выполняется на основе анализа результатов инструментальных, визуальных обследований, водолазного обследования и сравнения их с нормативными и проектными требованиями.

10.1.2. По результатам анализа состояние объекта обследования классифицируется на работоспособное, частично работоспособное и неработоспособное.

10.1.3. Работоспособное состояние объекта обследования соответствует состоянию, при котором все контролируемые средствами измерений параметры технического состояния (деформации, напряжения, коррозии и др.) объекта обследования соответствуют нормативным (СНиПов, ГОСТов) и проектным требованиям, а по итогам визуальных обследований не выявлены признаки проявления потенциально опасных процессов (разрушения, фильтрации, деформаций и др.).

10.1.4. Частично работоспособное состояние объекта обследования соответствует такому работоспособному состоянию, при котором хотя бы один из контролируемых средствами измерений параметр технического состояния не соответствует нормативным и проектным требованиям, но имеет значение не превышающее критическое значение (КЗ). и (или) выявлены при визуальном обследовании признаки проявления потенциально опасных процессов (коррозии, деформаций и др.), ведущих ко второму предельному состоянию.

10.1.5. Неработоспособное состояние, при котором хотя бы один из контролируемых средствами измерений параметр не соответствует нормативным и проектным требованиям и это оказывает влияние на функционирование объекта обследования, и (или) при визуальном обследовании выявлены признаки проявления потенциально опасных процессов, ведущих к предельным состояниям и авариям.

10.1.6. Результат измерения параметра технического состояния (деформации, напряжения, коррозии, градиента фильтрационного потока и др.) сравнивается с двумя значениями: предельно-допустимым и критическим.

10.2. Анализ результатов визуальных обследований

10.2.1. Визуальными обследованиями выявляются внешние признаки всех тех процессов, которые приводят к изменению состояния объектов обследования и которые лишь частично контролируются инструментальными наблюдениями. Визуальные наблюдения являются наиболее оперативным и действенным методом оценки состояния объектов обследования, благодаря точности зрительного контроля и его оперативности.

10.2.2. При осмотрах бетонных и железобетонных объектов обследования они признаются находящимися в работоспособном состоянии, если установлено:

характер поверхности бетона: гладкий или шероховатый без признаков отслаивания или выкрашивания бетона;

зоны обрастания бетона ракушками и водной растительностью без признаков отслаивания или выкрашивания бетона;

волосяные трещины хаотической направленности, имеющие температурно-усадочную природу;

локальные сколы, выколы (дутики), раковины, каверны без обнажения арматуры;

трещины с раскрытием не превышающем нормативные предельно допустимые значения и без признаков коррозии арматуры;

прогибы железобетонных плит, панелей, шпунтин не превышают предельно-допустимые нормативные значения;

раскрытие деформационных швов не превышает предельно допустимого значения;

локальные нарушения целостности уплотнения швов без признаков вытекания мастики, очагов фильтрации или выноса грунта.

10.2.3. Бетонные и железобетонные объекты обследования признаются находящимися в частично работоспособном состоянии, если в результате визуальных обследований выявлены:

поверхность бетона шероховатая или рыхлая с признаками отслаивания или выкрашивания бетона, шелушение бетона;

зоны обрастания бетона ракушками и водной растительностью с признаками отслаивания или выкрашивания бетона;

локальные сколы, выколы (дутики), раковины, каверны с обнажением арматуры;

трещины с раскрытием не превышающем критические нормативные предельно-допустимые значения и без признаков коррозии арматуры;

повсеместные (до 50 % поверхности) сколы, раковины, каверны без обнажения арматуры;

прогибы железобетонных плит, панелей, шпунтов не превышают критические нормативные значения;

раскрытие деформационных швов не превышает критического значения;

локальные нарушения целостности уплотнения швов с признаками вытекания мастики или очагов фильтрации.

10.2.4. Бетонные и железобетонные объекты обследования признаются находящимися в неработоспособном состоянии, если в результате визуальных обследований выявлены:

зоны поверхностного разрыхления бетона (более 30 % поверхности) с локальным обнажением арматуры;

повсеместные (более 30 % поверхности) сколы, раковины, каверны с обнажением арматуры;

трещины с раскрытием, превышающим критические нормативные значения;

трещины с раскрытием не превышающем критические значения, но с признаками коррозии арматуры;

локальное (более 50 % поверхности) обнажение арматуры;

сквозное разрушение бетона;

прогибы железобетонных плит, панелей, шпунтин превышают критические нормативные значения;

раскрытие деформационных швов превышает критические значения;

повсеместное нарушение целостности уплотнения швов;

локальное нарушение целостности уплотнения швов с выносом грунта.

все наиболее ответственные результаты обследования должны быть задокументированы фотоснимками и видеоматериалами.

11.4. Акты водолазного визуального и инструментального обследования технического состояния подводной части объекта составляются на следующие виды работ:

осмотр наземных участков подводного объекта;

контроль положения подводной части объекта;

водолазное обследование подводной части объекта (поэлементно, с приложением ведомости промеров глубин по основным створам, продольного профиля и поперечников в местах выявленных размывов);

проверка переходного сопротивления для оценки состояния катодной защиты (если таковая имеется);

контроль состояния изоляции объекта.

11.5. Результаты проверки, отражаемые в итоговом отчете, должны содержать конкретные данные об установленных физических повреждениях, коррозии, состоянии катодной защиты, обрастании, состоянии защитных покрытий и иных повреждениях и отклонениях от установленных проектом требований, оказывающих влияние на экологическую безопасность эксплуатации сооружения.

11.6. Отчет о результатах обследования должен содержать оценку отчетных данных с точки зрения их соответствия проектным критериям и допускам, обеспечивающим безопасное функционирование сооружения.

11.7. Отчет об обследовании подводной части объекта в установленном порядке должен быть представлен эксплуатирующей организации для вынесения окончательного заключения о состоянии сооружения и возможности его дальнейшей эксплуатации.

11.8. Примерный состав и форма документов, составленных в процессе проведения работ по обследованиям подводных частей гидротехнических объектов приведены в Приложении 1.

11.9. Разрешение на работу в охранной зоне оформляется в установленном на АЭС порядке.

Приложение 1

Примерная форма документов, составляемых в процессе проведения обследований подводных частей гидротехнических сооружений

Приложение 1а

водолазного обследования подводной части гидротехнического сооружения

______________________ «____» ____________ 200 ___г.

(место составления акта)

Мы, нижеподписавшиеся, начальник участка _________________________________________

(наименование участка спец. организации по подводно-техническим работам)

тов. ____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

старшина водолазной станции _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

водолазы _______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

представитель ____________________________________ тов. ___________________________

(наименование организации Заказчика) (фамилия, имя, отчество)

составили настоящий акт о нижеследующем:

в период с _________ по _________ были проведены промерные работы ___________________________________________________________________________________

и водолазное обследование ________________________________________________________

подводного объекта ______________________________________________________________

При этом оказалось: ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Во время водолазного обследования температура воды составляла _______ С, видимость под водой ________ м, скорость течения _______ м/с.

Приложения:

1. Исполнительный план участка обследования подводного объекта.

2. Ведомость промеров глубин по створам подводного объекта.

3. Фото, видеоматериалы обследования.

Подписи: __________________

Приложение 1б

инспекционного обследования технического

состояния подводной части гидротехнического сооружения

______________________ « ____ » ____________ 200 ___г.

(место составления акта)

Мы, нижеподписавшиеся, _________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(Ф. И.О., должность представителей заказчика и исполнителя специализированной организации подводно-технических работ)

составили акт о нижеследующем:

В период с __________ по __________ было произведено инспекционное обследование подводного объекта _________________________________________________________________

(наименование)

1. Наличие геодезической опорной сети _____________________________________________

8. Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов. СП. М, Минтопэнерго, 1997.

9. Инструкция по инженерным обследованиям морских портовых гидротехнических сооружений. РД 31.35.11 – 87.

10. Инструкция по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях, Л., Транспорт, 1981.

11. Инструкция по наблюдениям и исследованиям на судоходных и гидротехнических сооружениях. Минречфлот РСФСР, 1972.

12. Методические указания по повышению несущей способности и определению эффективности ремонта и усиления портовых гидротехнических сооружений. МРФ РСФСР, Л., Транспорт, 1982.

13. Методические указания по определению несущей способности существующих причальных набережных. МРФ РСФСР, Л., Транспорт, 1978.

14. Морские шельфовые и речные гидротехнические сооружения, М., Недра, 1995.

15. Надзор за гидротехническими сооружениями водохозяйственного назначения. РД 33 – 3.1, Минводхоз СССР, 1989.

16. Натурные наблюдения и исследования на бетонных и железобетонных плотинах. П 16 – 84/ВНИИГ, Л., 1985.

17. Положение о системе отраслевого надзора за безопасностью гидротехнических сооружений электростанций. РД 34.03.102-94.

18. Положение о надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей стоков промышленных предприятий РФ. Роскомвод, Союзводпроект, М., 1994.

19. Положение о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений, М., Транспорт, 1983.

20. Положение по техническому обследованию линейной части магистральных газопроводов. М., 1984.

21. Политехнический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989.

22. Правила технической эксплуатации подводных переходов магистральных нефтепроводов. М, ИПТЭР, 1995г.

23. Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. РД 31.35.10 – 86 Москва, 1987.

25. Правила технической эксплуатации портовых сооружений, М., Транспорт, 1982.

27. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. Глава 3.1. Гидротехнические сооружения и их механическое оборудование. Глава 3.2. Водное хозяйство электростанций, гидрологическое и метеорологическое обеспечение.

28. Правила охраны поверхностных вод. Типовые положения. М., Госкомприрода, 1991.

29. Подводные инженерные исследования, П. Миян, М., Судостроение, 1984.

30. Положение об отраслевой системе надзора за безопасностью гидротехнических сооружений АЭС. Концерн «Росэнергоатом». РД ЭО 0461-03. М., 2003.

31. РД 51-2-95. Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов магистральных газопроводов. М, РАО «Газпром».

32. Руководство по определению и оценке прочности бетона в конструкциях зданий и сооружений, М., Стройиздат, 1979.

33. СНиП 2.06.01-86. Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования.

34. СНиП 2.02.02-85. Основания гидротехнических сооружений.

35. СНиП 2.06.04-82. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов).

36. СНиП 2.06.05-84. Плотины из грунтовых материалов.

37. СНиП 2.06.06-85. Плотины бетонные и железобетонные.

38. СНиП 2.06.07-87. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения.

39. СНиП 2.06.15 – 85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления.

40. СНиП 2.06.08-87. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений.

41. СНиП 2.01.15-90. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от затопления и подтопления.

42. СНиП 1.02.07-87. Инженерные изыскания для строительства.

43. СНиП 3.01.01-85. Организация строительного производства.

44. СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

45. СНиП 3.02.01-85. Земляные сооружения и фундаменты.

46. СНиП 2.06.01-86. Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования.

47. СНиП 3.07.02-87. Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения.

48. Справочник. Стандартные термины в водном хозяйстве. М., НИА – Природа, 1999.

49. Справочник проектировщика. Гидротехнические сооружения. Под ред. . М., Стройиздат, 1989.

50. Справочник. Мелиорация и водное хозяйство. Т.4. Сооружения. Под ред. -заде. М., Агропромиздат, 1987.

51. Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ. РД 31.74

52. Типовая инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений деривационных гидроэлектростанций. Минэнерго СССР, Союзтехэнерго. ТИ 2. М., 1983.

53. Типовая программа обследований гидротехнических сооружений АЭС. Концерн «Росэнергоатом». РД ЭО 0460-03. М., 2003.

1 Область применения

3. Термины и определения

4. Общие положения

5. Методы обследований подводных гидротехнических сооружений АЭС

5.1. Общие положения

5.2. Визуальное обследование

5.3. Инструментальное обследование

5.4. Лабораторные исследования отобранных проб

6. Состав работ при проведении обследований подводных частей гидротехнических сооружений АЭС

7. Организация и оснащение работ по обследованию подводных частей гидротехнических сооружений

7.1. Общие положения

7.2. Программа обследования

7.3. Организация работ по обследованию подводных объектов

7.4. Оснащение подводных обследований

8. Отдельные виды работ по обследованию подводных объектов

8.1. Подготовительные работы

8.2. Геодезические работы

8.2.1. Рекогносцировка района расположения подводного объекта или участка подводного перехода

8.2.2. Создание планово - высотного съемочного обоснования (при необходимости)

8.3. Гидрологические работы

8.4. Определение состояния изоляции и катодной защиты

8.5. Водолазное обследование

9. Состав и квалификация исполнителей

9.1. Общие положения

10. Методика оценки состояния объектов обследования

10.1. Общие положения

10.2. Анализ результатов визуальных обследований

10.3. Состав инструментальных обследований и их анализ

11. Отчетность при проведении подводных обследований

Приложение 1. Примерная форма документов, составляемых в процессе проведения обследований подводных частей гидротехнических сооружений

Приложение 1а. Акт водолазного обследования подводной части гидротехнического сооружения

Приложение 1б. Акт инспекционного обследования технического состояния подводной части гидротехнического сооружения

Приложение 1в. АКТ – СПРАВКА по оценке состояния подводной части гидротехнического сооружения

Список литературы

11.2. Водолазное обследование

Цель водолазного обследования – получить необходимые сведения подводной обстановки для составления плана, проекта или выбора способа выполнения водолазных работ. Поэтому водолазное обследование должно быть всегда полным и качественным. Оно должно проводиться наиболее опытными водолазами и при необходимости повторяться дважды разными лицами. Результаты обследования считаются достоверными лишь при совпадении показаний обоих водолазов. При разноречивости их показаний должно быть произведено контрольное обследование опытным старшиной водолазов или водолазным специалистом.

Обследование затонувшего судна. Обследованием определяются положение затонувшего судна на грунте и характер грунта, снимаются основные его измерения, оценивается состояние корпуса, надстроек и выявляются объем и характер повреждений.

Для определения положения затонувшего судна на грунте необходимо с носа и кормы в диаметральной плоскости закрепить буйрепы. На поверхности по выставленным буям определяют истинный курс корабля и линию курса наносят на план (планшет). Затем с помощью ручного лота, гирю которого водолаз устанавливает на штевнях, а затем на грунте у штевней, замеряют глубину до штевней и грунта; по их разностям определяют дифферент судна и возвышение штевней над грунтом. Такие же замеры производят и с обоих бортов в районе миделя. По этим замерам рассчитывают крен судна и возвышение бортов над грунтом. Крен и дифферент, кроме того, определяются с помощью кренометра-угломера. Для этого водолаз устанавливает кренометр на чистом и неповрежденном месте палубы в районе диаметральной плоскости: для замера крена – поперек судна, для замера дифферента – вдоль. Затем отдает стопорный винт маятника и некоторое время выжидает, пока маятник придет в состояние покоя. После этого закрепляет винт маятника и считывает показания кренометра. При плохой видимости водолаз подает наверх кренометр с закрепленным маятником, где снимают его показания. При замерах по стенкам надстроек кренометр следует устанавливать боковой плоскостью. При необходимости замеры делают в двух-трех местах. Все полученные замеры сверяют и по ним выводят среднеарифметические величины.

Характер грунта определяется внешним осмотром и взятием проб пробником в различных точках и классифицируется по табл. 11.1.

Таблица 11.1. Классификация грунтов по основным признакам

Если судно затонуло на мелководье, обследование грунта ведут и в направлении предполагаемой после его подъема буксировки корабля. Одновременно с этим со шлюпки промеряют глубину в полосе шириной по 50 м с каждого борта. По данным промера составляется планшет.

Данные основных размеров корабля получают способом замеров: длины корабля – между штевнями по ширстреку; ширины – в районе миделя; высоты, длины и ширины надстроек – в местах, доступных для замеров; размеры трюмов и бункеров – во всех трех измерениях. Для замера больших расстояний лучше всего использовать ручной лот, намотанный на катушку. Замеры более мелких элементов корабля можно производить водолазной линейкой.

При определении длины корабля гирю лота следует закрепить на одном из штевней и с катушкой в руках по ширстреку следовать к другому, не допуская при этом провеса лотлиня. Достигнув противоположного штевня, снять показания лога, а при плохой видимости наложить на лотлинь марку и подать лот для отсчета на поверхность. Другие измерения производятся таким же способом.

Высоту борта (если судно вошло в грунт) определяют замером глубины внутренних помещений в районе машинного или котельного отделения и в незагруженных бункерах и трюмах. Замер делают опусканием гири лота в эти помещения и отсчетом показаний по маркам лотлиня.

Кроме данных основных размерений водолазным обследованием должны быть установлены класс, тип и название судна; определены число и район расположения главных поперечных переборок; установлены характер и примерное количество боезапаса; определены тип руля, количество гребных винтов, конфигурация форштевня и ахтерштевня, расположение мачт, дымовых труб и других палубных устройств.

Данные о состоянии судна и наличии аварийных повреждений получают путем тщательного наружного и внутреннего осмотра. При этом определяют: наличие якорей в клюзах, при вытравленных якорях – направление якорь-цепей; степень обрастания корпуса ракушками; наличие иллюминаторов (открытых, закрытых, разбитых) в корпусе; наличие выступающих за борт предметов (шлюпбалок, кранов, тросов, сорванных частей палубы и надстроек и др.); наличие и состояние гребных винтов; состояние надстроек, палуб, комингсов, люков, орудий, торпедных аппаратов, мачт, стрел, дымовых труб и других палубных устройств; наличие повреждений в корпусе и их размеры (пробоины, вмятины, трещины, гофры и др.) с точным указанием их места расположения относительно борта и примерных ориентиров на палубе. Форма и размеры пробоин определяются проволочным или деревянным шаблоном, а также непосредственным измерением водолазной линейкой. Замеряются величина и направление загиба (наружу, внутрь) кромок пробоины. Если пробоина частично находится в грунте, его следует размыть до полного освобождения границ поврежденного корпуса.

Внутренним осмотром определяют наличие и количество грунта в трюмах и других отсеках, имеющих пробоины; наличие, количество, характер, состояние груза в грузовых трюмах и на верхней палубе; положение и состояние котлов и главных механизмов.

В состав водолазного обследования может быть включено получение и других данных, которые окажутся необходимыми в каждом конкретном случае. На основании обследования составляют акт с приложением эскизов положения судна на грунте и имеющихся повреждений.

Обследование затонувшего судна в целях расчистки акватории. Судовой ход или отдельные участки акватории баз и портов расчищают от затонувшего судна путем одновременного взрыва серии зарядов взрывчатых веществ или подъемом плавкраном отдельных частей. Эту работу предваряют обследованием в целях получения исходных данных для выбора способа расчистки, определения конструкции и веса зарядов взрывчатых веществ и мест их закладки.

Обследованием должно быть определено: положение затонувшего объекта на грунте; характер грунта вокруг объекта (ил, песок, скала и т. п.) на расстоянии 50 м; возможность подхода водолазов к обшивке корпуса, прохода по палубе и внутрь объекта; возможность размещения удлиненных зарядов взрывчатых веществ вокруг корпуса, по бортам и палубе; возможность размещения сосредоточенных зарядов большого веса внутри корпуса для разбрасывания расчлененных частей по акватории.

Обследование подводной части гидротехнических сооружений производится в процессе возведения сооружений для определения положения и состояния подводных элементов сооружения, а в процессе эксплуатации – для выявления повреждений. При обследовании рекомендуется фотографировать под водой ответственные участки сооружения или использовать подводное телевидение. Плоские гидротехнические сооружения (набережные, стенки, пирсы, оградительные сооружения) водолазы осматривают, перемещаясь по горизонтали или вертикали. В том и другом случае перемещение должно совершаться по ходовым концам (ориентирам), исключающим пропуски необследованных участков. Проходя по ходовому тросу, водолаз осматривает полосу сооружения на пределе видимости по обе стороны троса. Обнаружив повреждение, докладывает на поверхность его координаты и характер.

При обследовании следует обращать внимание на состояние откосов каменной постели, величину берм, на положение нижнего ряда (курса) массивов, ширину горизонтальных и вертикальных швов кладки, на сдвиги массивов и отклонения от вертикали подводной части сооружения, на наличие каверн.

Массивы-гиганты обследуются с целью обнаружить места с обнаженной арматурой, трещины и проломы. У ряжевых сооружений осмотру подлежат все венцы, состояние врубок и металлических креплений. Сквозные свайные сооружения осматриваются посвайно. В судоподъемных слипах проверяют состояние основания, крепление рельсового пути, стыки рельсов и производят контрольные замеры расстояний между рельсами.

Обследование разрушенных сооружений водолазы начинают с определения границ и размеров разрушенного участка путем обхода и внешнего осмотра с последующим уточнением степени разрушения каждого элемента. Обследование водозаборных сооружений производится тщательным осмотром решеток водоприемника и оголовка сооружения для обнаружения в нем повреждений. Все отступления от проекта или обнаруженные повреждения наносятся на схему сооружения и фиксируются в журнале работ.

Обследование затонувших предметов начинается с внешнего осмотра и опознавания. Если предмет оказался разыскиваемым, определяют положение и степень заглубления в грунт, а также возможность остропки. К неопознанным предметам следует подходить осторожно. Если это неизвестное боевое средство, необходимо попытаться установить на его поверхности какие-либо знаки или надписи и сообщить наверх форму, размеры и внешние характерные признаки. Вести водолазные работы по размыву, очистке и остропке до опознавания предмета и получения разрешения от специалистов-подрывников запрещается.

Из книги «Энциклопедия секса»: Откровения обо всем: Секс и вы автора Мэсси Дорин Э.

ЧАСТЬ 2 ВЗАИМНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Исследование интимных частей тела друг друга даст вам представление о чувствительности половых органов партнера и поможет достичь более полного взаимопонимания. Вы по очереди играете роль «доктора», изучая тело партнера и выясняя, как он

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭП) автора БСЭ

Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Родионова Ольга Николаевна

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

2 ОПРОС, КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В психиатрии, как и в медицине вообще, правильность диагноза зависит от внимательного сбора анамнеза и тщательного проведения клинического обследования. Однако психиатрия отличается от всех остальных областей

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Обследование психического статуса Накапливая материал в процессе сбора анамнеза, к концу консультации врач уже фиксирует выявленные у больного симптомы. Обследование психического статуса связано с выявлением симптомов и с наблюдением за поведением больного во время

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Психиатрическое обследование детей и их семей При проведении обследования ставятся следующие основные задачи: получить ясное представление об имеющихся нарушениях; установить, каким образом эти нарушения связаны с развитием ребенка в предшествующий период, а также с

Из книги Самое полное руководство по здоровой беременности от лучших акушеров и гинекологов автора Коллектив авторов

Обследование пациентов с умственной отсталостью Тяжелая умственная отсталость может быть диагностирована в младенчестве, поскольку она часто сочетается с выявляемыми соматическими нарушениями или с задержкой моторного развития. Клиницист должен осторожно подходить

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Обследование Будущие родители обязательно должны пройти медико-генетическое консультирование.Это необходимо сделать в первую очередь:– при наличии любой наследственной патологии у супругов и их близких родственников;– если у будущей матери рождались дети с

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Обследование нашей пластичной реальности Телепортация означает перемещение какого-либо объекта из одного места в другое без какого-либо явного проявления действия физических сил.Пространственный перенос непременно является постоянным аспектом какой-то неизвестной

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Глава 21 Дородовое обследование Пока вы ждете ребенка, у вас появляется множество вопросов. Будет это мальчик или девочка? Глаза у него будут голубые или карие? Она будет веселая, как папа, или сообразительная, как мама? И что чувствуешь, когда наконец держишь на руках

Из книги автора

Обследование пациента Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его

Из книги автора

Психологическое обследование комплекс мероприятий с использованием средств психологической диагностики по выявлению (дифференциации) и оценке психологических характеристик человека, описанию их состояния, степени выраженности, функциональности, детерминантной

Из книги автора

Медицинское обследование В идеале поход в зал нужно начинать с медицинского обследования. От его результатов и будет зависеть программа тренировок на начальном этапе. К сожалению, к этому совету мало кто прислушивается, считая визит к врачу бесполезной тратой времени. И

Н.4 Форма акта гидрографической съёмки и водолазного обследования

(готовой подводной траншеи)

УТВЕРЖДАЮ

Главный инженер Нюренгринского РНУ,

ООО «ВСМН»

____________________ /_Дементьев Д.Ю./

Причина обследования плановое

МНПП р.Белая

на трассе ВСТО уч.2451 – 2587км

от ПК 18123 до ПК 18133

Акт гидрографической съёмки и водолазного обследования
(готовой подводной траншеи)

Обследование выполнено ЗАО «КСТГ»

представитель Заказчика

В период с 8ч.45 мин 18.08.10г. по 14ч.30мин.18.08.10г

готовой подводной траншеи по МНПП на р. Белая____________________

существенного отклонения отметок дна траншеи, планового положения и ширины траншеи от проектных значений не выявлено.

16 о С, видимость под водой 2 м. Скорость течения 0,5 м/с.

Приложение - Ведомость промеров глубин по оси готовой подводной траншеи на _2_листах в _1_экз.

Руководитель работ ___

(Ф. И. О. , должность)

(Ф. И. О. , должность)

ПР ЗАО «КСТГ» Федоров Н.П.

(Ф. И. О. , должность)

Представитель Заказчика

(Ф. И. О. , должность)

Представитель технического надзора

(Ф. И. О. , должность)


Приложение к Акту №__1 ___

Строительство

на трассе ВСТО уч.2451 – 2587км

от ПК 18123 до ПК __18133_____

В Е Д О М О С Т Ь

промеров глубин по оси готовой подводной траншеи

0.75 621 ____ м.

Отметки горизонта воды

а) в начале промеров 620,5

б) в конце промеров 620,5

правого берега р.Белая____

указать способ

18123 _____ с абсолютной отметкой.

Руководитель работ ___Зам начальника ЗАО «КСТГ» Самойлов М.Б._______ ______________________________

(Ф. И. О. , должность)

Руководитель водолазных (промерных) работ Начальник участка ПР ЗАО «КСТГ» ________________________ Сидоров М.Е._________________

(Ф. И. О. , должность)

Инженер промерного комплекса (геодезист), водолаз ПР ЗАО «КСТГ» Федоров Н.П.

(Ф. И. О. , должность)

Представитель Заказчика Вед.инженер ОЭ НРНУ ООО «ВСМН» Кузнецов С.И._____ХХХХ ___________________________________

(Ф. И. О. , должность)

Представитель технического надзора Инженер ТН БУ ХФ ОАО ЦТД «Диаскан»___Снигирев М.Н. ХХХХ _____

(Ф. И. О. , должность)

Акт гидрографической съёмки и водолазного обследования в створе ППМН (ППМНПП) (до начала земляных работ в русле оформляется по форме Н.3 Приложения Н к ОР-75.200.00-КТН-402-09.

(Образец заполнения).

Н.3 Форма акта гидрографической съёмки и водолазного обследования в

створе ППМН (ППМНПП)

УТВЕРЖДАЮ

Главный инженер Нюренгринского РНУ,

ООО «ВСМН»

____________________ /_Дементьев Д.Ю./

Причина обследования плановое

Плановое, перед или после проведения каких-либо работ

МНПП р.Белая

на трассе ВСТО уч.2451 – 2587км

от ПК 18123 до ПК 18133

Акт гидрографической съёмки и водолазного обследования в створе ППМН (ППМНПП)

(до начала земляных работ в русле)

Обследование выполнено ЗАО «КСТГ»

Название организации выполнившей обследование

Мы, нижеподписавшиеся, руководитель работ Зам начальника ЗАО «КСТГ» Самойлов М.Б._______

Начальник участка ПР ЗАО «КСТГ» Сидоров М.Е._________________

представитель Заказчика Вед.инженер ОЭ НРНУ ООО «ВСМН» Кузнецов С.И._____

Представитель технического надзора Инженер ТН БУ ХФ ОАО ЦТД «Диаскан»___Снигирев М.Н.

составили настоящий акт о нижеследующем:

В период с 8ч.20 мин 14.08.10г. по 14ч.30мин.14.08.10г

были определены фактические отметки дна реки по оси трубопровода и водолазное обследование под МНПП на р. Белая____________________

(способ обследования, объем работ)

подводной траншеи от ПК 18123 до ПК 18133 , при этом выявлено:

существенного отклонения отметок дна реки по трассе под траншею от проектных значений не выявлено.

(краткое описание результатов обследования с указанием участков с отклонениями отметок дна траншеи,

планового положения и ширины траншеи от проектных значений)

(краткое описание результатов обследования)

Ширина реки на момент обследования 24 м

Во время водолазного обследования температура воды составляла 16 о С, видимость под водой __2 м. Скорость течения 0,5 м/с.

Приложение - Ведомость промера глубин проектных и фактических отметок дна реки по оси трубопровода на _1_ листах в _1_экз.

Руководитель работ ___Зам начальника ЗАО «КСТГ» Самойлов М.Б._______ ______________________________

(Ф. И. О. , должность)

Руководитель водолазных (промерных) работ Начальник участка ПР ЗАО «КСТГ» ________________________ Сидоров М.Е._________________

(Ф. И. О. , должность)

Инженер промерного комплекса (геодезист), водолаз ПР ЗАО «КСТГ» Федоров Н.П.

(Ф. И. О. , должность)

Представитель Заказчика Вед.инженер ОЭ НРНУ ООО «ВСМН» Кузнецов С.И._____ХХХХ ___________________________________

(Ф. И. О. , должность)

Представитель технического надзора Инженер ТН БУ ХФ ОАО ЦТД «Диаскан»___Снигирев М.Н. ХХХХ _____

(Ф. И. О. , должность)


Приложение к Акту №__3 ___

Строительство

МНПП на р.Белая_______________

на трассе ВСТО уч.2451 – 2587км

от ПК 18123 до ПК __18133_____

В Е Д О М О С Т Ь

промера глубин, проектных и фактических

отметок дна реки по оси нитки трубопровода

Отметка нуля рейки (сваи) водомерного поста, равная __0.75 ___ м, привязана нивелированием к отметке постоянного репера, проверена в день производства работ и составляет _621 ____ м.

Отметки горизонта воды

а) в начале промеров 620,5

б) в конце промеров 620,5

Промеры производились от правого (левого) берега правого берега р.Белая____

указать способ

Первая промерная точка соответствует ПК _18123 _____ с абсолютной отметкой.

№ промерных точек Расстояние между промерными точками, м Глубина воды по оси нитки перехода, м Фактические отметки дна реки, Проектные отметки дна реки по чертежу, Примечание
м м
2.0
2.25 617,7 617,7
2.4 616,8 616,8

Руководитель работ ___Зам начальника ЗАО «КСТГ» Самойлов М.Б._______ ______________________________

(Ф. И. О. , должность)

Руководитель водолазных (промерных) работ Начальник участка ПР ЗАО «КСТГ» ________________________ Сидоров М.Е._________________

(Ф. И. О. , должность)

Инженер промерного комплекса (геодезист), водолаз ПР ЗАО «КСТГ» Федоров Н.П.

(Ф. И. О. , должность)

Представитель Заказчика Вед.инженер ОЭ НРНУ ООО «ВСМН» Кузнецов С.И._____ХХХХ ___________________________________

(Ф. И. О. , должность)

Представитель технического надзора Инженер ТН БУ ХФ ОАО ЦТД «Диаскан»___Снигирев М.Н. ХХХХ _____

(Ф. И. О. , должность)

109. Исключен.

Акт гидрографической съемки и водолазного обследования в створе подводного перехода после укладки и замыва трубопровода оформляется по форме Н.6 к ОР-75.200.00-КТН-402-09.

(образец заполнения акта)

Н.6 Форма акта гидрографической съёмки и водолазного обследования в
створе подводного перехода после укладки и замыва трубопровода

УТВЕРЖДАЮ

Главный инженер Нюренгринского РНУ,

ООО «ВСМН»

____________________ /_Дементьев Д.Ю./

Причина обследования плановое

Плановое, перед или после проведения каких-либо работ

МНПП р.Белая

на трассе ВСТО уч.2451 – 2587км

от ПК 18123 до ПК 18133

Акт гидрографической съёмки и водолазного обследования в створе


Top