Разработка типового положения по 223 фз. Образец положения о закупках для ооо. Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.

ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.

Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.

ФЗ № 223 направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223 способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223 , на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.

Кто подпадает под действие ФЗ № 223

В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.

К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:

  1. Государственные корпорации и государственные компании;
  2. Субъекты естественных монополий;
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  5. Автономные учреждения;
  6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Как было раньше

Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Что не регулирует ФЗ № 223

Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).

Кто может принимать участие в закупке

Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223 определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
  • индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.

Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг

Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.

Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .

Положение о закупке

ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .

Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.

Формирование документов по закупке

В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .

По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).

Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:

  • не превышает ста тысяч рублей;
  • не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.

Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).

Новый реестр недобросовестных поставщиков

Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.

При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.

Обжалование действий заказчика

ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:

  • если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
  • если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.

При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.

С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.

Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?

Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.

И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .

Срок применения Закона № 223 Юридическое лицо При условии, что....

Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности

Дочерние хозяйственные общества

более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

21.12.2011 г.

У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2016 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

Для чего нужно положение о закупке

Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщикадо дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  1. Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки.
  2. Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки.
  3. Оперативно вносить изменения в план закупок.
  4. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок.
  5. Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика.
  6. Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Что входит в структуру положения о закупке

Структура положения о закупке включает следующие параметры:

  • Термины и определения.
  • Область использования.
  • Последовательность подготовки процедур закупки.
  • Способы закупки.
  • Требования и условия к участникам закупки.
  • Содержание извещения и документации о закупке.
  • Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
  • Порядок заключения и исполнения договора.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.

Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара :

Можно ли менять положение о закупке

В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.

Кто должен утвердить положение о закупке

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.
  • Для ООО — общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15:

П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.

Ответственность

За несоблюдение порядка осуществления закупки, частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность — наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Как обновить положение о закупках по изменениям в 223-ФЗ

Чтобы работать по новым правилам, измените положение о закупке. Правки затрагивают способы закупки, разделы о договорах и отчетности. Разобраться, что и как изменить в положении, поможет практика заказчиков и примеры из действующих положений.

Что поменять в положении о закупке

Переписывать все положение о закупке необязательно. Достаточно изменить часть сведений и добавить новые. Какие блоки положения поправить - смотрите в таблице.

Сведения в положении С 1 июля 2018 года До 1 июля 2018 года
Конкурентные закупки Четыре способа конкурентной закупки - конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок. Другие способы - на усмотрение заказчика Два обязательных способа закупки - аукцион и конкурс. Понятия «конкурентная закупка» нет
Порядок конкурентной закупки Рамочный порядок конкурентных закупок, в том числе закрытых и электронных Нет
Порядок закупки у МСП Обязанность закупать продукцию у МСП, публиковать ежегодный отчет. Правила закупки у МСП согласно постановлению № 1352
Подробный порядок закупок у МСП. Закупки проводят только на электронных площадках Порядок закупки у МСП определяет заказчик
Извещения и документация При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на половину первоначального срока.
Перечень сведений в извещении и документации шире
При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на 15 дней
Требования к участникам Требования к участникам в положении и документации Требования к участникам в документации
Обеспечение заявки Минимальное значение НМЦД, при которой заказчик требует обеспечить заявку. Ограничен размер обеспечения. Заказчик применяет постановление № 1352 Заказчик определяет порядок обеспечения заявки с учетом постановления № 1352
Комиссия по закупкам Заказчик обязан создать комиссию при конкурентной закупке. Закупку проводит комиссия Заказчик вправе создать закупочную комиссию
Протоколы Два вида протоколов конкурентной процедуры - протокол закупки и итоговый протокол.
Исчерпывающий перечень сведений в протоколах
Заказчик самостоятельно решает, какие сведения включить в протокол
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки - не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты, когда опубликовали итоговый протокол Минимальный срок - не ранее 10 календарных дней с даты, когда подвели итоги закупки (ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ)
Ежемесячная отчетность Отчитываться о закупках у МСП не нужно. В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, сделках с едпоставщиком и договорах с едпоставщиком по результатам закупок, которые не состоялись В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, договорах с едпоставщиком, договорах с гостайной и договорах с МСП

Читайте подробнее о каждом блоке изменений далее.

Конкурентные и неконкурентные закупки

В положении о закупке предусмотрите конкурентные и неконкурентные способы закупки, а также порядок процедур.
Конкурентные закупки проводят торгами - конкурсом, аукционом, запросом котировок и запросом предложений. Конкурс и аукцион делят на открытый, закрытый, электронный, а запрос предложений и запрос котировок - на закрытый и электронный. Торги включите в положение обязательно.
Кроме торгов, заказчик вправе предусмотреть в положении другие конкурентные процедуры. Например, акционерное общество «Роскартография» проводит конкурентные переговоры - закупка, при которой победителя определяют в ходе переговоров (п. 2.2.16 положения АО «Роскартография» от 28.04.2018 № 03/2018).

Внимание: напишите в положении о закупке, какие процедуры проводите не в электронной форме. Если не укажете информацию, все закупки обязаны проводить на электронных площадках (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Неконкурентные закупки - это договоры с едпоставщиком и другие процедуры, которые не отвечают требованиям к конкурентным закупкам. Напишите полный перечень случаев, когда закупаете продукцию у едпоставщика. При необходимости предусмотрите случаи, когда публикуете в ЕИС извещение о закупке у едпоставщика. Подробнее о неконкурентных закупках читайте в рекомендации.

Пример: как включить в положение закупки у едпоставщика

В типовом положении для московских заказчиков перечислены случаи закупки у едпоставщика. Заказчик вправе заключить сделку с едпоставщиком, когда закупает:

  • товары, работы или услуги у субъекта естественной монополии;
  • услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, кроме услуг по реализации сжиженного газа, а также подключение к сетям инженерно-технического обеспечения по тарифам;
  • культурные ценности, редкие и ценные издания, рукописи, архивные документы;
  • работы или услуги, которые выполняют или оказывают только органы власти или подведомственные организации;
  • товары, работы, услуги, когда возникли обстоятельства непреодолимой силы, необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • товары, работы, услуги у предприятий ФСИН;
  • товары, работы, услуги стоимостью до 300 000 руб. или 500 000 руб. при выручке более 5 млрд руб.;
  • произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнения конкретных исполнителей, фонограммы конкретных изготовителей, если исключительные права у единственного человека или организации;
  • услуги по участию в мероприятии, которое исполнитель проводит для нескольких заказчиков;
  • преподавательские услуги физлиц;
  • авторский контроль за разработкой проекта объекта капстроительства;
  • авторский надзор за строительством, реконструкцией, капремонтом объектов капстроительства;
  • технический и авторский надзор за работами по сохранению объекта культурного наследия;
  • услуги по командировке сотрудника;
  • услуги по техническому содержанию, охране и обслуживанию нежилых помещений во владении или пользовании заказчика, если исполнитель уже оказывает услуги в этом здании;
  • работы по мобилизационной подготовке;
  • услуги связи.

Кроме того, заказчик вправе заключить договор на банковскую гарантию.

Случаи перечислены в пункте 45.1 типового положения из приказа департамента городского имущества, главконтроля, тендерного комитета Москвы от 14.04.2015 № 72/38/70-01-43/15.
Предусмотрите в положении другие неконкурентные процедуры, если необходимо.

Пример: какие неконкурентные способы закупки включить в положение Корпорация МСП установила два неконкурентных способа - закупка у едпоставщика и мелкая закупка. Стоимость мелкой закупки не превышает 100 тыс. руб. с НДС. При годовой выручке более 5 млрд руб. максимальный размер мелкой закупки - до 500 000 руб. В течение квартала корпорация вправе провести мелкие закупки на сумму в 2,5 млн руб. или в 5 млн руб. при выручке выше 5 млрд руб. (п. 16.1 положения АО «Корпорация МСП» от 06.11.2015 № 2).

Требования к способам закупки перечислены в частях 2-3.1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Порядок конкурентных закупок

Опишите в положении порядок, в котором проводите конкурентные закупки. Напишите, в какие сроки опубликуете извещение и документацию, примите, рассмотрите и оцените заявки, составите протоколы, заключите договор. Укажите порядок, в котором разъясните и при необходимости измените извещение и документацию, а также отмените закупку (ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Пример: порядок конкурентной закупки в положении
В типовом положении для московских заказчиков описан порядок конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений. Например, разделы аукциона в положении такие:

Раздел Содержание раздела
Извещение об аукционе Сроки публикации в ЕИС
Сведения в извещении
Порядок изменения извещения
Порядок отмены закупки
Документация Сведения в документации
Порядок публикации в ЕИС - вместе с извещением
Информация о том, что проект договора - обязательная часть документации
Правило, что сведения в документации должны отвечать извещению
Порядок предоставления документации Срок, в который заказчик предоставит документацию участникам
Плата за документацию
Запрет на переговоры заказчика с закупочной комиссией
Разъяснение, изменение документации Право участников направить запросы для разъяснений документации
Сроки для запроса и для разъяснений
Право заказчика изменить документацию согласно запросу или по собственной инициативе
Подача заявок Требования к заявке
Срок подачи заявок
Право участника отменить или изменить заявку
Случай, когда никто не подал заявку или заявился один участник (закупка не состоялась)
Рассмотрение заявок Срок рассмотрения заявок
Право заказчика направить участникам запросы для уточнения сведений в заявках
Содержание протокола рассмотрения заявок

Случай, когда комиссия отклонила все заявки или допустила к аукциону одного участника (закупка не состоялась)
Порядок аукциона Обязанность заказчика обеспечить доступ к торгам всем участникам, которые отвечают требованиям документации
Размер «шага аукциона» - суммы, на которую участники снижают НМЦД
Порядок аукциона - действия участников и аукциониста (ведущего торгов)
Победитель аукциона
Содержание итогового протокола
Порядок публикации протокола в ЕИС
Случи, когда участники не снизили цену, на торги пришел только один участник или никто не пришел (аукцион не состоялся)
Порядок возврата обеспечения заявок
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки, в которые стороны заключают договор
Действия сторон по заключению договора
Условие, что договор стороны заключат на условиях извещения, документации и предложения победителя закупки
Порядок действий, когда победитель уклонился от заключения договора
Аукцион не состоялся Право заказчика подписать договор с едпоставщиком, объявить повторную закупку или отказаться от закупки

Требования к аукциону перечислены в разделах 27.1-35 типового положения из приказа № 72/38/70-01-43/15.
Для конкурса и запроса предложений напишите критерии оценки и сопоставления заявок. Возьмите критерии из Закона № 44-ФЗ или разработайте свои. Перечислите в положении все критерии, которые применяете в закупках. Критерии для конкретной закупки будете уточнять в документации (п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Пример: критерии оценки заявок при конкурсе
Нижегородские бюджетные учреждения при закупках по Закону № 223-ФЗ применяют стоимостные и нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок.

Стоимостные критерии:

  • цена;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техобслуживание товара.

Нестоимостные критерии:

  • качественные и функциональные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • сроки или периоды поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • срок гарантии качества товара, работ, услуг;
  • объем гарантий качества товара, работ, услуг;
  • деловая репутация участника;
  • опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • производственные мощности, технологическое оборудование, трудовые, финансовые ресурсы и другие показатели, которые необходимы для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • квалификация участника;
  • другие критерии по конкурсной документации.

Для конкурса заказчики выбирают не менее двух критериев. Значимость всех критериев - 100 процентов. Порядок оценки по критериям описывают в документации. Такие правила описаны в статье 22 типового положения, которое Министерство социальной политики Нижегородской области утвердило приказом от 17.12.2015 № 744/1.
Подробнее о том, как провести конкурентную закупку, читайте в рекомендации.

Опишите в положении порядок закупок в электронной форме. Выделите отдельный раздел об электронных закупках либо опишите порядок каждого способа электронной закупки. Например, в типовом положении для московских заказчиков отдельный раздел об электронной закупке.

Порядок закупок в электронной форме описан в статье 3.3 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Напишите случаи, когда применяете закрытые закупки. Опишите правила таких процедур. К примеру, в типовом положении для московских заказчиков раздел о закрытых закупках выглядит так:


Требования к закрытым закупкам перечислены в статье 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Порядок закупок у МСП

Раздел о закупках только среди МСП в положение включите, если обязаны закупать продукцию у малого и среднего бизнеса. Перечень заказчиков, которые должны покупать продукцию у МСП, Правительство утвердило постановлением от 11.12.2014 № 1352.

Закон № 223-ФЗ регламентирует порядок закупок среди представителей малого и среднего бизнеса. Продукцию у МСП закупайте на электронных площадках и только на торгах, то есть электронными конкурсами, аукционами, запросами предложений и запросами котировок. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

При закупке только среди МСП учитывайте сроки для публикации извещения. Для закупок у любых участников и для торгов среди МСП сроки разные.

Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Установите требования к заявкам заказчиков. Учтите правила обеспечения заявок. Перечислите этапы конкурентных закупок среди МСП. Заказчик вправе разбить конкурс на пять этапов, а в аукцион и запрос предложений включить квалификационный отбор. Закрепите такое право в положении, а в документацию конкретной закупки этапы включайте на свое усмотрение. Однако если включили, то соблюдайте последовательность. При этом этапы не должны повторяться.

Пример: о закупках у малого и среднего бизнеса «Роскартография» выделила в положении раздел о закупке среди МСП. Правила закупки заказчик взял из статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик описал, какими способами проводить закупки среди МСП, указал сроки для публикации извещения.



В аукцион и запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора. В конкурсе среди МСП выделили пять этапов.



Заказчик описал правила, по которым оператор электронной площадки обязан проводить аукцион среди МСП.



Отдельно заказчик прописал требования к обеспечению заявок, которое предоставляют участники закупок среди МСП.


В положении заказчик описал состав заявок в зависимости от способа конкурентной закупки.


Договор стороны заключают на электронной площадке. Порядок заказчик описал отдельным пунктом положения.



Требования к закупкам среди МСП заказчик прописал в разделе 18 положения о закупке.

Требования к извещению и документации

Изменились требования к извещению и документации. В положении с 1 июля 2018 года дополнительно пишите, что в извещение включают:

  • краткое описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ;
  • порядок и сроки подачи заявок, порядок, в котором подведете итоги конкурентной закупки (или этапов закупки);
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке в электронной форме.

Требования к извещению перечислены в части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Составить извещение поможет рекомендация.
Когда описываете в положении о закупке требования к документации, дополнительно включите:

  • формулу цены или цену единицы продукции, а также максимальную цену договора (если нельзя рассчитать НМЦД);
  • порядок, в котором подведете итоги закупки;
  • требования к участникам закупки, к субподрядчикам и перечень документов, которыми подтвердят, что отвечают требованиям. Напишите требования и документы при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, закупке товаров, работ, услуг, которые связаны с использованием атомной энергии.
  • описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Сведения, которые необходимо включить в документацию, перечислены в части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о документации читайте в рекомендации.

Порядок, в котором меняете извещение и документацию

В положении о закупке напишите, что вправе изменить извещение или документацию конкурентной закупки. Когда внесете правки, продлите срок подачи заявок. Между датами, когда опубликовали изменения и когда завершите принимать заявки, оставьте не менее половины срока подачи заявок согласно положению. Об этом сказано в части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Например, заказчик разместил извещение об электронном аукционе 1 августа. Заявки принимает 20 календарных дней, то есть до 22 августа. 17 августа опубликовали в ЕИС правки извещения. Продлить прием заявок необходимо минимум на 11 дней, так как принимать заявки согласно положению необходимо 20 календарных дней. Заказчик продлил срок приема заявок на 11 дней - до 29 августа.

Требования к участникам

Заказчик обязан написать требования к участникам закупки в положении. В документацию о конкурентной закупке включайте только требования к претендентам из положения. Об этом сказано в части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Пример: требования к участникам в положении о закупке
В типовом положении для московских заказчиков прописаны обязательные и дополнительные требования к участникам закупки.
Обязательные требования:

  1. Участник отвечает требованиям законодательства к лицам, которые поставляют товар, выполняют работы или оказывают услуги по договору. Например, у претендента должна быть лицензия или он должен состоять в СРО.
  2. Участник - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признал участника банкротом.
  3. Деятельность участника на день подачи заявок не приостановили.
  4. Сведений об участнике нет в реестре недобросовестных поставщиков.
  5. Участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по договору заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение - договоры, по которым исполнитель создает произведения литературы или искусства, а также договоры на финансирование проката и показа национального фильма.

Дополнительные требования:

  1. Квалификация участника, в том числе опыт работы по аналогичным договорам.
  2. Наличие у претендента материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Дополнительные требования заказчик устанавливает на свое усмотрение в зависимости от предмета закупки. Допустим, при закупке овощей квалификация участника не важна. Когда необходимо закупить строительные работы, имеет значение и квалификация, и ресурсы претендента. Требования к участникам перечислены в пунктах 14.1 и 14.2 типового положения.

Обеспечение заявки при конкурентной закупке

Требовать обеспечить заявку при конкурентной закупке - право заказчика. Если предусмотрите такое требование, то опишите в положении максимальный размер обеспечения, а также порядок, срок и случаи возврата обеспечения. Опишите способы, которыми участник обеспечит заявку:

  • денежный залог;
  • банковская гарантия;
  • другой способ по Гражданскому кодексу.

Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
При закупке среди МСП участники обеспечивают заявку только денежным залогом или банковской гарантией. Напишите это в положении о закупке.

Внимание: требуйте обеспечить заявки только при НМЦД выше 5 млн руб. включительно. Установите обеспечение не более 5 процентов НМЦД. Размер обеспечения при закупках у МСП не должен превышать 2 процентов НМЦД. Об этом сказано в части 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и в пункте 23 положения из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352.
В положении напишите, в какие сроки вернете обеспечение. Перечислите случаи, когда обеспечение не вернете или потребуете выплату по гарантии.

Пример: требования к обеспечению заявки «Роскартография» в положении предусмотрела условия обеспечения заявки при закупке у МСП:


Для закупок на общих основаниях требования такие:


Заказчик не вернет обеспечение в двух случаях:



Правила обеспечения заявок описаны в части 25 статьи 3.2 и части 12 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Порядок работы комиссии по закупкам

Напишите в положении, что победителей конкурентной закупки выбирает закупочная комиссия. Опишите порядок, в котором создадите комиссию. Возьмите за основу порядок из Закона № 44-ФЗ или разработайте собственные правила. Требование создать комиссию установлено в части 8 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Напишите, правила, по которым работает комиссия:

  • сколько участников необходимо для кворума;
  • какие решения принимает комиссия;
  • как комиссия оформляет решения.
Пример: раздел о закупочной комиссии в положении о закупке
В типовом положении правительство Самарской области перечислило, как заказчики создают комиссии.
Заказчик создает комиссию до начала закупки. В решении о создании комиссии определяет порядок работы комиссии и персональный состав, права и обязанности членов комиссии, назначает председателя. Возглавляет комиссию руководитель организации заказчика или заместитель. Вместо них руководить вправе представитель ГРБС.

Заказчик вправе создать единую комиссию или отдельные комиссии для каждого способа конкурентной закупки. Количество членов комиссии - не менее пяти человек. В состав комиссии не обязательно включать только штатных сотрудников. Комиссию заказчик формирует преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную подготовку или повысили квалификацию в сфере закупок, а также со специальными знаниями по предмету закупки. Кроме того, в состав комиссии включают представителя ГРБС.

В состав комиссии нельзя включать лиц, которые лично заинтересованы в результатах закупки. Например, в комиссии не могут работать супруги или родственники участников закупки.

Комиссия принимает решение большинством голосов. Заседание правомочно, только если есть кворум - не менее 50 процентов от общего состава. Комиссия принимает решения:

  • допускает участника к закупке или отказывает;
  • выбирает победителя закупки;
  • признает закупку несостоявшейся.
Протокол по итогам заседания подписывают все члены комиссии.

Такие правила перечислены в пунктах 2.1.1-2.1.8 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Требования к протоколам

Учтите в положении два вида протоколов конкурентной закупки. Первый - протокол, который комиссия составляет в ходе закупки или по этапу закупки. Второй - итоговый протокол. Напишите, какие сведения включите в протокол для каждой закупки отдельно, либо выделите блок с полной информацией о протоколах.

Например, напишите так:



Требования к протоколам перечислены в частях 13 и 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Какие сведения включить в протоколы, читайте в рекомендации.

Заключение договоров

Напишите в положении сроки, в которые заключите договор по результатам конкурентной закупки. Стороны вправе подписать договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик разместит в ЕИС итоговый протокол закупки.

Перечислите исключения из сроков:

  1. Необходимо получить одобрение органа управления заказчика.
  2. Участник, региональная власть или корпорация МСП обжалуют закупку.

В этих случаях сделку заключите в течение пяти календарных дней с даты, когда получите одобрение или ФАС вынесет решение. Об этом сказано в части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Опишите порядок, в котором заключите договор: когда передадите проект победителю, в какой срок он обязан подписать документ и вернуть заказчику. Например, в положении для нижегородских заказчиков указано:



Перечислите случаи, когда вправе заключать договоры с несколькими участниками конкурентной закупки. Опишите порядок заключения таких договоров. Если не внесете эти сведения в положение, то заключать сделку с несколькими участниками по результатам одной конкурентной закупки не вправе. Вывод следует из части 28 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Например, самарские заказчики вправе заключить с несколькими заказчиками договоры на закупку двух и более поисковых научно-исследовательских работ. Условие необходимо предусмотреть в документации. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4.1.3.5 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Ежемесячная отчетность

Измените в положении сведения об отчетах, которые размещаете в ЕИС. Напишите, что до 10 числа каждого месяца публикуете в ЕИС сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки. Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Размещать ежемесячный отчет о закупках у МСП после 1 июля 2018 года не нужно. Если включали обязанность отчитываться в положение, то удалите этот пункт. Если оставите, то согласно положению о закупке обязаны отчитываться. В этом случае, если не разместите отчет, сотрудник заплатит штраф от 30 000 до 50 000 руб., организация - от 100 000 до 300 000 руб. Об этом сказано в части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в части 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Внимание: пункт о ежемесячной отчетности по закупкам у МСП удаляйте только после 1 июля. До 1 июля отчет обязателен.
Новые правила действуют с 1 июля 2018 года. Однако предусмотрен переходный период. Измените, утвердите и опубликуйте в ЕИС положение о закупке до 1 января 2019 года. Применяйте правила, как только опубликуете измененное положение. Если не разместите положение до 1 января 2019 года, будете работать по Закону № 44-ФЗ до тех пор, пока не опубликуете исправленное положение в ЕИС. Об этом сказано в части 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ и в части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.


Юридические услуги опытных юристов и адвокатов

:

:

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

Мария Николаевна МДИНАРАДЗЕ, ведущий юрист B2B-Center

Типовое положение о закупках, равно как и положение о закупках холдинга, легализованное с этого года Законом № 223‑ФЗ, должно было облегчить централизацию ведомственного и корпоративного регулирования закупок госкомпаний. Однако соответствующие нормы законодательства помимо новых возможностей создают и риск новых проблем, которые стоит изучить до перехода на работу по типовому положению.

Обновленной редакцией Закона № 223‑ФЗ введено новое для закупок госкомпаний понятие «типовое положение». При этом отдельного определения данного понятия в законе не предусмотрено. Однако анализ норм, посвященных типовому положению, дает возможность определить такой документ как положение о закупках, утверждаемое органами власти и обязательное для применения и исполнения лицами, в отношении которых такие органы имеют полномочия учредителя или собственника.

При этом важно понимать: «применение» не означает «копирование». Фактически закон обязывает заказчиков привести свои корпоративные положения о закупках в соответствие с требованиями типового положения о закупках. Типовое положение, таким образом, должно дополнять и конкретизировать требования Закона № 223‑ФЗ применительно к закупкам того ведомства, которое принимает данный документ. Из этого следует и то, что само ведомство при подготовке типового положения не может включать в него нормы, противоречащие Закону № 223‑ФЗ, при этом неплохо бы избежать не только прямых противоречий, но и концептуальных.

Кто же имеет право разрабатывать типовые положения? И кто обязан их исполнять? Вот два главных вопроса, на которые мы постараемся сегодня дать ответ.Типовое положение о закупках: нюансы подготовки

Субъекты нормотворчества

Частью 2.1 статьи 2 новой редакции Закона № 223‑ФЗ предусмотрено несколько ситуаций, когда может быть принято типовое положение. Среди них следует выделить два типа нормотворчества: первый предусмотрен для федерального уровня, второй - для регионального и муниципального. Так, на федеральном уровне:

для бюджетного, автономного учреждений типовое положение может утвердить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия их учредителя;

для унитарного предприятия типовое положение могут утвердить федеральный орган исполнительной власти или организация, осуществляющая от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества предприятия.

В свою очередь, на региональном уровне:

для бюджетного или автономного учреждения субъекта РФ, муниципального бюджетного или автономного учреждения типовое положение может утвердить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя, либо иной орган, получивший соответствующие полномочия от учредителя;

для регионального, муниципального унитарного предприятия типовое положение может утвердить орган, осуществляющий полномочия собственника, либо иной орган, получивший соответствующие полномочия от собственника.

Во всех вышеописанных ситуациях при утверждении типового положения могут быть также определены конкретные учреждения и предприятия, для которых применение типового положения является обязательным. Важной отличительной чертой регионального и муниципального нормотворчества стала возможность делегировать функции по подготовке типового положения о закупках.

Важно подчеркнуть, что Закон № 223‑ФЗ прямо ограничил круг заказчиков, обязанных исполнять типовое положение. В него входят: бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия. Это, в частности, означает, что акционерные общества, находящиеся в государственной собственности, по новым правилам Закона № 223‑ФЗ не обязаны выполнять требования типовых положений. Особенно важно это в контексте отдельных примеров регионального законодательства с попыткой распространить «авторские» дополнения в Закон № 223‑ФЗ на всех заказчиков, работающих в данном регионе, или, по меньшей мере, на тех из них, которые находятся в собственности регионального правительства.

Каждое типовое положение, в свою очередь, содержит дату, до наступления которой вышеописанные учреждения и предприятия обязаны либо внести изменения в свое положение, либо утвердить новое в соответствии с типовым положением. В любом случае нововведенные нормы содержат императивное указание на необходимость соответствия требованиям и установкам типового положения. Поскольку даже типовое положение не может оставаться неизменным, встает вопрос о порядке информирования подконтрольных лиц об изменениях, внесенных в само типовое положение.

Техника нормотворчества

Анализ части 2.3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ позволяет определить перечень сведений, которые не подлежат изменению при разработке корпоративного положения о закупках на основании типового положения. В частности, к таким сведениям относятся: порядок подготовки и (или) осуществления закупки, способы закупок и условия их применения, срок заключения договора по итогам закупки. Таким образом, типовое положение предназначено не только для расширения требований Закона № 223‑ФЗ, но и для предъявления обязательной для заказчика инструкции с алгоритмом проведения закупок. Ведь именно порядок и случаи реализации отдельных способов выбора победителя и составляют центральную часть любого корпоративного положения о закупках.

В этих условиях некоторые опасения вызывает факт наличия у одного органа власти нескольких подконтрольных заказчиков, которым, по сути, без учета их собственных особенностей придется действовать по единым шаблонам. Причем шаблоны касаются не только организационных моментов в части сроков, но и крайне важных функциональных моментов, связанных с типизацией закупочных процедур.

Установленное ограничение на способы закупок направлено, по всей видимости, на унификацию этих самых способов. Нужно признать, что такая унификация, возможно, вполне уместна, особенно учитывая существующее разнообразие способов закупок и их дополнительных элементов, которые в отдельных случаях входят в противоречие с конкурентными алгоритмами закупок. Однако в куда большей степени наличие стольких разновидностей способов закупок обуславливается действительной потребностью заказчиков в дополнительных настройках и элементах процедур. Сужение же круга применяемых способов закупки может привести к снижению эффективности системы закупок госкомпаний, поскольку типовое положение, навязанное сверху, не будет учитывать потребностей при закупках специфических товаров, работ, услуг отдельными видами заказчиков.

Риск снижения эффективности возрастает в том случае, если алгоритмы типового положения будут просто копироваться из Закона № 44‑ФЗ или из статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ. Куда разумнее представляется установление базовой последовательности действий при проведении основной квадриги способов закупки - конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений, - тем более что и сегодня львиная доля из всего разнообразия способов закупок в основе своей сводится к этим четырем. Разнообразие же создается вариативностью терминологии и дополнительных элементов: так, «запрос цен», «двухэтапный запрос котировок», «запрос цен с ПКО», «запрос котировок с возможностью онлайн-переторжки», «запрос цен с возможностью однократной переторжки» и еще два десятка вариантов названий описывают все тот же запрос котировок. В этом контексте именно фиксация набора дополнительных элементов закупки и представляется следующей задачей типового положения. А нюансы сочетания и реализации предусмотренных в типовом положении способов закупки и их дополнительных элементов вполне можно доверить заказчику.

Уследить за изменениями

Казалось бы, логично установить обязанность самого лица, утверждающего типовое положение, направлять подведомственным заказчикам уведомления и о принятии типового положении, и о вносимых в него изменениях с указанием срока приведения корпоративных положений о закупках в соответствие с типовым. Такое информационное уведомление помогло бы оперативно акцентировать внимание заказчиков на необходимости внесения поправок в свои положения и минимизировать риски последующего обжалования действий заказчика.

Однако за неимением прямого указания в законе на такую процедуру представляется, что обязанность отслеживания публикации в ЕИС и самого типового положения, и его изменений возложена на каждого отдельного заказчика. Иными словами, помимо усложнившихся алгоритмов проведения закупок в целом отделы закупок должны не забывать о необходимости постоянного мониторинга принятия и изменений типовых положений. А каковы будут последствия, если такие изменения не будут замечены и своевременно отражены в корпоративном положении о закупках?

Остается открытым вопрос и о последствиях несоблюдения установленных сроков приведения в соответствие корпоративных положений типовому. Соответствующие нормы направлены лишь на установление правила, но никак не определяют ответственность сторон и последующие санкции за его неисполнение. Теоретически податель жалобы может добиться даже отмены итогов закупки, проведенной в отсутствие утвержденных типовым положением изменений.

Бдительность участника закупки

Исходя из вышенаписанного, напрашивается вывод о том, что каждый потенциальный или реальный участник закупки должен брать на себя дополнительную ответственность за изучение типового положения. То есть помимо обязанности изучить правила конкретного организатора участников обременяют необходимостью выискивать разночтения такого положения с типовым, обязательным для данного организатора. Ведь в противном случае он берет на себя риск участия в закупке, которая может быть отменена по мотивам нарушения типового положения.

Также следует помнить, что проверить необходимо не только само типовое положение, но и полномочия лица, которое его утвердило. Смена собственника имущества или лица, осуществляющего полномочия учредителя, - нередкая процедура. А на региональном и муниципальном уровнях, напомним, полномочия по разработке типового положения могут быть как делегированы, так и отозваны тем же собственником.

При этом для того, чтобы изучить это типовое положение, поставщику необходимо надлежащим образом определить, какой именно орган или организация имеет полномочие на установление обязательного для организатора типового положения. Даже предусмотренная в части 2.5 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ обязанность размещать типовое положение о закупке в единой информационной системе может не в полной мере решить этот вопрос, ведь на размещение дается до 15 дней со дня утверждения, а за эти 15 дней вполне можно успеть провести закупку по уже неактуальному положению.

Вопрос еще более значимый: что делать, если положение о закупках организатора, созданное на основе обязательного для него типового положения, в чем-то не соответствует требованиям законодательства? Круг субъектов, действия которых могут быть обжалованы участником закупки, ограничивается исключительно заказчиками, а вот органы, которые могут утвердить несоответствующие требованиям закона типовые положения, в этот круг не входят.

Получается, что, найдя несоответствие закону в типовом положении, породившее несоответствие закону в положении конкретного заказчика, участник вправе подать жалобу только на заказчика, который фактически будет осуществлять закупки с нарушениями требований закона. Это сомнительная ситуация как с точки зрения эффективности и оперативности обжалования, так и с точки зрения трудозатрат заказчика на участие в рассмотрении жалоб, основанием для которых являются даже не его собственные действия, а действия вышестоящего ведомства.

С точки зрения судебного обжалования риск выявления несоответствия даже спустя значительное время с момента окончания процедуры является вполне реальным. У любого заинтересованного лица есть возможность обжаловать проведенную закупку в течение трех лет с момента ее проведения. Учитывая многоуровневый алгоритм утверждения положений, большое количество нюансов, которые необходимо учесть, можно предположить, что ни заказчик, ни победитель процедуры, по сути, не могут быть до конца уверены в том, что провели и поучаствовали в процедуре, организованной в полном соответствии со всеми правилами.

В этих условиях использовать инструмент типового положения для централизации ведомственного регулирования закупок можно рекомендовать лишь при условии наличия у сотрудников соответствующего ведомства высокоуровневых компетенций в сфере нормотворчества и столь же высокоуровневого понимания специфики коммерческих закупок в целом и специфики конкретных подведомственных заказчиков в частности. И чем более способны сотрудники, ответственные за подготовку типового положения, к точным формулировкам высокой степени универсальности и чем менее они углубятся в ненужную регламентацию второстепенных моментов, тем эффективнее и проще будет исполнение такого типового положения. А соответственно, тем меньше исков и жалоб грозит подведомственному заказчику.


Правительства РФ;5) особенностей применяемых способов закупок;6) описания предмета закупки, в том числе указания на товарные знаки;7) особенностей конкурентных закупок среди СМСП. Итак… 1. Типовое положение о закупкеТиповое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:1) порядок подготовки/осуществления закупки;2) способы закупок и условия их применения;3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки. Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупкахТиповое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым.

Краткий обзор изменений по 223-фз

Внимание

В декабре 2017 года на финальном заседании Правительства России был принят ряд поправок в 223-ФЗ. Обновление законопроекта было подготовлено еще в 2015 году, но одобрение получило только сейчас.


Важно

Нововведения в основной массе вступят в силу с июля 2018 года, однако ознакомиться с новшествами участники закупок имеют возможность уже сейчас. Конкурентные закупки В законе появится термин «конкурентная закупка».


Он предполагает выбор поставщика из нескольких участников путем проведения выбранной конкурсной процедуры. Одновременно с этим появится описание базовых способов приобретения продукции и услуг: аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений.
Для каждого определен порядок их реализации и регламентированные сроки. За заказчиком сохранится право самостоятельно выбирать тот или иной способ определения поставщика.
Разрешено использовать и дополнительные этапы, например, переторжки.

Важные изменения в 223-фз с 2018 года

Это значит, что точка зрения, высказанная ранее Минэкономразвития РФ, получила законодательное подтверждение. Причем будет исключена возможность ее другого толкования.


2. Перечень отношений, на которые действие Закона № 223 не распространяется, расширится. В частности, в этот список войдут закупки, проводимые у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым Кодексом России взаимозависимы с заказчиком.
Перечень таких компаний необходимо будет не только отразить в положении о закупке, но и представить обоснование причин включения в это положение каждой компании. 3. В типовом положении нужно будет приводить дату, до наступления которой указанные предприятия и учреждения обязаны привести своё положение о закупках в полное соответствие с типовым.
Утвержденное положение надо будет размещать в ЕИС. Изменения такого положения будут размещаться в этой системе аналогичным образом. 4.

Изменения по 223-фз с 1 января 2018 года

Старая форма отчета больше приниматься не будет. В связи с этим заказчикам следует внимательно изучить новую структуру документа. Закрытые закупки Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме.

Инфо

Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.


Пройти регистрацию на такой площадке смогут только определенные организации. Для этого они должны будут иметь соответствующее персональное приглашение. Обжалование действий Корректировки внесены и в перечень действий, разрешенных к обжалованию. Обращаться в ФАС теперь могут только те компании, которые подавали заявки на участие в рассматриваемой закупке.

Компания

Теперь в список действий входят:

  1. Нарушения, которые допустил заказчик при проведении закупки.
  2. Отсутствие в ЕИС положения о закупке отдельного заказчика, а также прочей информации обязательной к размещению.
  3. Предъявление заказчиком избыточных требований к участникам.
  4. Приобретение заказчиком товаров или услуг при отсутствии утвержденного положения о закупке.

С июля этого года обжаловать можно будет и действия операторов торговых площадок. Рассмотрение всех поступающих жалоб будет проводиться на основании только тех доводов, которые отвечают предмету рассматриваемого вопроса. При этом оспорить решение ФАС на том основании, что вопрос не входит в ее компетенцию будет крайне сложно.

223-фз. обзор основных изменений 2018 года

  • Заказчики, заключившие за прошедший год контрактов на общую сумму менее 50 миллионов рублей.
  • Все выявленные в ходе мониторинга нарушения будут фиксироваться. По результатам проверки наложат соответствующее взыскание.
  • Обновление формы отчета о закупках Уже с января 2018 года будет изменена форма отчета о закупках. Среди основных нововведений отмечают:
  1. Сведения о договорах, заключенных с представителями малого бизнеса будут вноситься в отдельные графы.
  2. Появится строка, в которую нужно внести информацию об общем объеме закупок за год. При этом приобретение товаров и услуг у МСП выносится отдельно. После эти две цифры суммируются.
  3. Для каждой категории договоров нужно, как и раньше, указать общую стоимость и количество реализованных контрактов. Отдельно отображается число контрактов, срок исполнения которых более года.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

Установлено правило о том, что при рассмотрении жалобы антимонопольный орган будет ограничен лишь доводами, которые составляют предмет обжалования. Другие положения законопроекта 1. В документации и извещении вместо информации о начальной цене договора может быть установлена цена единицы товара (услуги, работы), максимальная цена договора или формула определения цены контракта, а также её максимальное значение.

2. Перечень закупок, информацию о которых заказчик будет иметь право не размещать в ЕИС, расширился. Так, были добавлены:

  • закупки финансовых услуг, включая услуги по размещению депозитов и получению кредитов;
  • закупки, касающиеся исполнения договоров аренды, субаренды, купли-продажи, договоров управления муниципальным либо государственным имуществом и других договоров, которыми предусматривается переход прав владения (пользования) недвижимостью.

Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-фз

Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа учесть замечания.Разумеется, формат данного обзора позволяет указать и прокомментировать лишь ключевые изменения, упуская технические подробности и частные моменты нововведений. Вполне возможно, что некоторые из отмеченных проблем еще будут устранены до вступления соответствующих норм в силу, в чем мы тоже постараемся принять участие.Так же, другим законом (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/261318-7), устанавливаются особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) рядом заказчиков-субъектов 223-ФЗ.
Электронные закупки В 223-ФЗ будет введено понятие «Электронной формы закупки». Так именуются все процедуры приобретения товаров и услуг, реализуемые посредством функционала ЭТП. В законе появится точное определение торговой площадки, основные требования, предъявляемые к ней, а также ответственность оператора за нарушение норм. Теперь заказчики обязаны проводить закупки в электронной форме. Перечень исключений из этого правила должен быть приведен в положении о закупках. Выбор электронной торговой площадки также остается правом заказчика. Все участники закупки обязаны использовать усиленную квалифицированную подпись. Поправки в действующее законодательство расширят и полномочия Правительства России. Теперь оно может формировать список ЭТП, которые отвечают установленным требованиям. Кроме того, Правительство будет определять правила ведения электронного документооборота.

Перечень изменений в положение о закупках тру по 223 ap в 2018г

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей: описание продукции (без раскрытия сведений об участнике закупки, за раскрытие – отклонение заявки (до последних изменений в законе №44-ФЗ формулировки были мягче – там не предполагались санкции за раскрытие подобной информации и в первой части заявки. Хотя очевидно, что ничто не мешает заинтересованному участнику закупки и сейчас неофициально информировать о своем участии заказчика (от прямого сообщения до характерных информационных пометок в заявке (нюансы форматирования и др.).)); сведения об участнике (включая соответствие единым квалификационным требованиям), окончательном предложении и других условиях исполнения договора. 10.
Как изменятся нормы Закона № 223 об обжаловании С начала 2018 года стало можно обжаловать действия или бездействие не только заказчиков, но и операторов ЭТП, а также закупочной комиссии. Расширился перечень случаев, при возникновении которых возможно обращение с жалобой в антимонопольный орган. В этот перечень добавлены новые пункты:

  • проведение заказчиком закупок с нарушением положения о закупке или (и) норм Закона № 223;
  • нарушение оператором ЭТП Закона № 223 при проведении закупки (вступает в силу с 01.07.2018 г.).

2. Появилась норма, на основании которой при совершении обжалуемого действия либо бездействия после окончания установленного срока подачи заявок, их может обжаловать лишь подавший заявку участник закупки. 3.
Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость: Типовое положение о закупках Скачать образец (файл) -обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком; — выбирать способ закупки; — проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки; — создавать комиссию по закупкам; — направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП. Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись. Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений.


Top