Что такое менеджмент: полный обзор понятия, виды, принципы и методы эффективного руководства компанией. Менеджмент как особый вид управления

Менеджмент - это совокупность методов управления предприятием

Теория, цели и задачи менеджмента, и его роль в развитии предприятия

  • Менеджмент - это, определение
  • Сущность менеджмента
  • Цели и задачи менеджмента
  • Теория менеджмента
  • Принципы и функции управления производством
  • Сложность и адаптация систем управления
  • Функции и цели менеджмента
  • Эволюция производства и концепций управления
  • Менеджер и его функции
  • Организация и менеджмент
  • Менеджмент предприятия
  • Менеджмент высшего, среднего и нижнего звена
  • Стратегический менеджмент
  • Функции стратегического менеджмента
  • Этапы стратегического менеджмента
  • Принципы и тенденции стратегического менеджмента
  • Основные школы научного менеджмента
  • Развитие взглядов на менеджмент
  • Учения о менеджменте
  • Синтетические учения об управлении
  • Источники и ссылки

Менеджмент - это, определение

Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной профита компании , создания устойчивой системы управления предприятием . Большое значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент руководства компании.

Менеджмент - это разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и социально-экономических систем.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

Изготовление товара;

Передача товара во внешнюю среду.

Менеджмент (Management) - это

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы. Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

Взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

Управление и внешняя среда организации;

Лидерство.

Исходя из этого в учебнике управление организацией рассматривается под несколькими углами зрения. Дается традиционное рассмотрение организационных аспектов управления. Особо освещаются вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации. Отдельно излагаются положения, касающиеся стратегии управления, т.е. того, как обеспечивается адаптация организации к изменяющейся внешней среде.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

Рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

Рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

Рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.

Менеджмент предприятия

Производство результатов - обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте.

Администрирование - поддержание порядка в организационных процессах.

Предпринимательство - определение направления, которого должна придерживаться организация.

Интеграция - создание системы ценностей, стимулирующих людей действовать сообща, обеспечение жизнеспособности и эффективности организации в долгосрочной перспективе.

Развитие рыночной экономики невозможной без конкуренции , свободного предпринимательства, зависимости от своевременных и правильных решений управленца, знания механизмов передвижения капитала и рабочей силы, свободных цен делает важность профессии менеджера чрезвычайной. Управление или менеджмент является важной гранью любой деятельности, без которой невозможно движение процесса. Это особая деятельность, которая имеет свою специфику по выполнению управленческих функций. Как определил еще Анри Файоль, управление или менеджмент основаны на предвидении, планировании, организации, распоряжениях, координации и контроле. Современная специализированная литература рассматривает такие функции менеджера, как умение прогнозировать, определять и достигать цели, планировать и организовывать деятельность, мотивировать персонал, контролировать, учитывать и анализировать результаты с целью дальнейших модернизаций бизнес-процессов.

Процесс управления (менеджмента) невозможен без временных и ресурсных издержек, которые в силу их ограниченности определяют требования по эффективному распределению и использованию, что в свою очередь обуславливает взаимозависимость и взаимосвязанность функций управления. Поэтому проблемы менеджмента невозможно решить без постановки правильных задач и правильного планирования реализации ресурсов. Примерами такой реализации могут служить коммуникационные процессы, приводящие к принятию управленческих решений, решение производственных и технологических процессов, эффективное вложение в процессы самых различных закупок и многое другое.

Сегодня развитие рыночной экономики требует, прежде всего, теоретических обоснований и умения реализовывать их на практике, поэтому менеджмент стал целой наукой, наукой по управлению. Хотя во всем мире процессы формирования менеджмента в область отдельных знаний, формирование науки о менеджменте началось уже достаточно давно. В конце девятнадцатого века менеджмент представлял собой некую общность, в которую входили эмпирические знания, аккумулирующие разнообразные опыты и теоретические сведения по управленческой деятельности. Это стало возможным в результате накопления таковых знаний в результате много летней практики, которую необходимо было обобщить и систематизировать в вид определенного подхода, принципа и метода, способного раскрыть и смоделировать тот или иной аспект деятельности управленца. В разное время менеджмент основными задачами мог ставить совершенно разные - начало двадцатого века задало цель в повышении производительности, конец того же двадцатого столетия стал переломным в смысле гибкости и адаптации к постоянному видоизменению среды.

Таким образом, менеджмент расширялся и специализировался, появились отдельные отрасли по научному управлению, администрированию, управлению и построению человеческих отношений и так далее. В дальнейшем специализации развивались по процессному, системному, ситуационному подходу, узкая специализация сегодня стала определяющей.

Требования к менеджменту предприятия

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

Лояльность к рабочим. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей персонала. Постоянное обучение всех, везде и всегда. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п. Этика бизнеса.

Честность и доверие к людям. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Элементы системы менеджмента предприятия

Основные элементы:

Миссия организации;

Цели организации;

Организационная схема подчиненности;

Подразделения;

Показатели оценки результативности деятельности (KPI);

Регламенты работы;

Система измерений деятельности.

Составные части менеджмента предприятия


Wir verwenden Cookies für die beste Präsentation unserer Website. Wenn Sie diese Website weiterhin nutzen, stimmen Sie dem zu. OK

Методы и технологии современного менеджмента. Характеристики метода менеджмента.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить и эффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы менеджмента.

Подходы, способы, с помощью которых осуществляют различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить:

– методы управления функциональными подсистемами;

– методы выполнения функций менеджмента;

– методы принятия управленческих решений.

Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, оборудование и другие материальные ресурсы и т.д. Методы управления, применяемые в этих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.

Например, в подсистеме «Персонал» большое значение придается следующим методам: анализ и формирование системы управления персоналом; планирование рабочей силы; организация труда персонала, его оплаты; управление деловой карьерой и др.

Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов, в числе которых: анализ надежности; контроль качества; контроль использования труда, материалов, оборудования; программирования, планирования и контроля производства; учета расходов и др.

В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.

Административно-распорядительные методы менеджмента.

Административно-распорядительные методы воздействия призваны:

1. Обеспечить организационную четкость, дисциплиниро­ванность и эффективность работы управленческого аппарата.

2. Поддерживать необходимый распорядок в работе пред­приятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.

3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Административно-распорядительные методы представля­ют собой систему способов и приемов, обеспечивающих це­ленаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации.

Административно-распорядительные методы управления опираются:

1) на систему законодательных актов федерального и ме­стного значения (конституцион­ные и федеральные законы, указы президента, постановле­ния правительства, государственные стандарты, положения, инструкции). Цель этой системы – повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природ­ных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов;

2) на нормативно-директивные и методические докумен­ты организации (стандарты, методики, поло­жения и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной организации);

3) на планы, программы и задания (они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации);

4) на оперативное руководство:

распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен/не должен совершать в определенных условиях;

популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность;

делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность;

участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность.

Социально-психологические методы менеджмента.

Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

Повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;

Формирование благоприятного социально-психологического климата;

Эффективное использование различных форм морального поощрения;

Воздействие на групповое самосознание коллектива

Активизация деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда.

Социологические методы предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

К социологическим методам относятся:

1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:

2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:

    внушение – непосредственное воздействие на волю индивида в сложных ситуациях;

    методы личного примера (эффект подражания);

    методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду.

Источники социологической информации: статистическая документация; статистические справочники; коллективное обсуждение проблем; наблюдение; анкетирование; интервью.

Психологические методы направлены на работника, персонифицированы и индивидуальны. Их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом – руководитель. К психологическим методам относятся: 1. Методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид); 2. Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;

3. Методы гуманизации труда (борьба с монотонным трудом, функциональное использование музыки). 4. Методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду; 5. Методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека к выполняемой работе (интервью, беседы, тесты).

Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.

Методы управленческой координации.

Прерогативой функции координации является соблюдение принципа обратной связи. Именно на этом этапе управленческого цикла управленец получает возможность скорректировать принятое управленческое решение и работу по его реализации.

Основные роли координационной деятельности:

    превентивная - предвидение проблем и трудностей;

    устраняющая - устранение перебоев в работе организации;

    стимулирующая - улучшение деятельности организации даже при отсутствии проблем;

    регулирующая - сохранение существующей схемы работы.

Типы координации: горизонтальная - обеспечивается неформальными взаимоотношениями, действующими на равных уровнях организационной структуры; вертикальная (субординация) обеспечивается существующей нормативной документацией, имеет четко оговариваемые пределы и механизмы осуществления.

Основные подходы к координации:

Неформальная программируемая координация, осуществляемая добровольно и без предварительного планирования, строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности и психологических стереотипах.

Программируемая безличная координация, осуществляемая в сложных организационных структурах, строится на стандартных обезличенных методах и правилах работы, которые закладываются в планы, программы проекта для часто повторяющихся проблем координации.

Программируемая индивидуальная координация, осуществляемая для того, чтобы исполнитель не интерпретировал задачи и направления своей работы самостоятельно.

Программируемая групповая координация, осуществляется в форме коллективного обсуждения на совещаниях, что позволяет учесть личные предпочтения, групповые и общеорганизационные интересы, мнения различных узко профильных специалистов.

Часто координационные мероприятия называют реорганизацией, которая может распространяться на все уровни организационной структуры: отрасль, организация, подразделение, исполнитель.

Методы процессного менеджмента.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями.

Процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

Существует несколько методик внедрения процессного подхода к управлению предприятием, но все они включают в себя такие стороны менеджмента, как: - выделение процессов, идущих в организации - построение стратегической системы целей компании и показателей достижения целей - переход к управлению компании методом управления процессами - перераспределение полномочий управления между разными уровнями менеджмента - внедрение принципов качественного и количественного улучшения процессов - внедрение в организации принципов системы менеджмента качества, основанных на стандарте МС ИСО 9001:2000.

Для успешного внедрения данного метода необходимо задействовать и согласовать все автоматизированные системы сбора, хранения, обработки и анализа данных о внутренних и внешних процессах, связанных с работой предприятия, с удовлетворением ожиданий покупателей продукции.

Методы функционального менеджмента.

Функциональная система менеджмента – особая система управления человеческими, техническими, финансовыми и другими ресурсами для достижения определённых целей и решения задач. Она является основой формирования методологии управления различными сферами деятельности.

Функциональная система менеджмента обычно подразделяется на несколько подсистем. Это помогает увеличить управляемость в образованных подсистемах. Она разрабатывается, опираясь на специфику определённой организации, и следует ряду аспектов:

    установление целей и задач организации;

    видение организации;

    выбор наиболее значимых показателей эффективности для постоянного процесса сбора и обработки информации, необходимой для улучшения процесса принятия решений, введения в курс дела общественности, а также осуществления определённых проектов, поставленных целей и задач;

    взаимосвязь процессов производства продукции и разного вида услуг;

    распределение ответственности и полномочий подразделений и их сотрудников;

    знание теории принятия решений;

    осведомлённость в методах исследования операций;

    владение качественными информационными системами;

    сохранение финансового равновесия.

Связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и др. Отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения.

Методы ситуационного менеджмента.

Ситуационный подход - способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Центральным моментом является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как 4-х шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методов принятия решений).

2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Методы операционного менеджмента.

Выработаны четыре группы методов управления операционными системами: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Суть организационных методов в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть оптимально организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена инструкциями, фиксирующими правила выполнения работ и поведения персонала.

Административные методы. Их называют также методами властной мотивации, и сводятся они прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности либо к созданию возможностей для такого принуждения. Эти методы широко применялись на промышленных предприятиях и в сфере услуг при административно-командной системе управления экономикой. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.

Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Социально-психологические методы сводятся к двум основным направлениям:

    формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы благодаря повышению настроения людей;

    выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в операционном процессе.

Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р». В соответствии с ней операционный менеджмент включает:

1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);

2) проектирование бизнес-процессов (Processes);

3) продукты и услуги (Parts);

4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);

5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).

Выделают 4 отдельных вида деятельности, которые можно описать как операции:

Производство: физические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям.

Поставки: деятельность, связанная с переменой права собственности на физический товар (дистрибьюторские сети).

Транспортировка: деятельность, связанная с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физических преобразований перемещаемых объектов.

Сервис: деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь может идти о физическом состоянии (пр.: стоматология, парикмахерские услуги), интеллектуальном (пр.: образование, консалтинг), или о сочетании этих состояний.

Методы организационной деятельности.

Организационные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти.

К числу организационных методов относят: – организационное проектирование; – регламентирование; – нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике

управления. Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методологические основы менеджмента .

Общими основами методологии менеджмента являются 1) диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; 2) абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде; выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления): изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Основные понятия менеджмента .

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы

путем рациональной организации производственного процесса, эффективного

использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность

обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента: оценка состояния объекта управления; определение конкретных целей развития организации и их приоритетности; разработка стратегии развития организации; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; распределение и координация полномочий и ответственности; совершенствование структуры организации; определение очередности и последовательности принятия решений; выработка системы мероприятий по времени; подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда; установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация –

группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей . Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры,

весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е.сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления . Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его

иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности.

4 основные функции управления : планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств,

разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.

Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради

достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы,

корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем

установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные

с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различаютобщий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный

менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципамменеджмента относятся:

- целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;

- иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;

- целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;

- научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;

- сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;

- демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Социальный контроль масс Луков Валерий Андреевич

11.2. Менеджмент как способ управления культурой

Основу мира менеджмента составляет организация, понимаемая как структурная единица (фирма, фонд, учреждение и т. д.). Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Ч. Барнард называет организацию системой сознательно координируемых действий двух или более человек . Эффективность деятельности подобной системы зависит от правильно найденной модели менеджмента.

В каждом направлении бизнеса существуют свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В культурном секторе (так мы будем впредь называть эту сферу бизнеса) существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

Отличается ли менеджмент от управления? В большинстве своем исследователи сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, осуществляемого в условиях неопределенности ситуации и высокой степени свободы действий для руководителей и подчиненных какой-либо организации. В отличие от управления он носит более прикладной характер и «обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей» .

Менеджмент имеет междисциплинарный характер. Применительно к сфере культуры мы будем рассматривать его как способ деятельности и как особую область знаний, охватывающую проблемы организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики.

Понимая под менеджментом «искусство и способ управления бизнесом», П. Друкер полагает, что это понятие может быть применено к деловому предприятию, смысл существования которого состоит в производстве товаров или предоставлении различных экономических услуг. В этом же ключе можно рассматривать и менеджмент в культуре, поскольку произведение искусства имеет значение товара-блага, а если результат культурной деятельности выступает непосредственно в форме живого труда, то превращается в товар-услугу. «Товары-блага и товары-услуги – вот два мира экономики культуры» .

С изменением теоретических основ менеджмента в культурном секторе стали меняться и подходы к его организации. Раньше менеджеры в основном занимались созданием условий и предпосылок творческой деятельности. В последние десятилетия по мере интернационализации рынка культуры они стали изучать сам процесс менеджмента.

В мире существует довольно разнообразная научная литература, описывающая процесс менеджмента внутри организации. По определению Р. Гриффина менеджмент – это процесс планирования, принятия решения, организации, руководства и контроля, а также совокупность финансовых, физических и информационных ресурсов, необходимых для достижения организационных целей наиболее эффективным образом .

В зависимости от уровня управления и степени интеграции деятельности организации (фирмы) большинство исследователей различают такие типы менеджмента, как нормативный, стратегический, информационный, кадровый.

Нормативный менеджмент – это процесс регулирования деятельности организации (фирмы), который осуществляется в рамках определенной культурной политики (миссии). Стратегический менеджмент представляет собой систему управленческих и организационных процедур, направленных на эффективное взаимодействие организации (фирмы) и внешнего окружения, адекватное приспособление к происходящим в нем изменениям. Достижению этих же целей способствует информационный менеджмент, осуществляющий необходимые общественные связи. Кадровый менеджмент, или менеджмент человеческих ресурсов, – это не что иное, как кадровая политика. Его основной принцип – «нужный человек на нужном месте». Кенинг и Эппинг называют информационный и кадровый менеджмент нервным центром, мозгом организации, поскольку наличие необходимой информации помогает менеджерам принять правильное решение.

Реализация задач менеджмента приводит организацию (фирму) в движение: она начинает работать. Возникает возможность структурирования деятельности, которая, по мнению Г. Хагурта, осуществляется в несколько этапов .

1. От провозглашения миссии к деятельности. Сформулированная миссия предполагает адекватное ей определение задачи создания организации (фирмы), начало ее деятельности. Насколько органична будет эта взаимосвязь, настолько будет эффективна деятельность фирмы.

2. От определения задачи организации к определению необходимой формы ее деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации (фирмы) и в соответствии с ними вырабатывается ее организационная структура, что крайне важно для последующей эффективной деятельности организации.

3. От структуры, т. е. от определения необходимой формы деятельности, к определению критериев эффективности организации (фирмы) и предполагаемым ее результатам. Здесь прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации.

Все это требует от руководителей организации умения прогнозировать результат своей деятельности, обеспечивать достижение баланса культурной миссии фирмы и интересов бизнеса.

4. От разработки критериев эффективности работы организации (фирмы) к формированию ее кадровой структуры. В этот период четко просматривается связь между эффективностью деятельности организации (фирмы) и творческим и вспомогательным составом ее работников, утверждается один из важнейших принципов менеджмента человеческих ресурсов – «нужный человек на нужном месте», а также штатная структура организации.

5. От сформировавшейся кадровой структуры организации (фирмы) к эффективности управления ею. Здесь прослеживается четкая взаимосвязь между штатной структурой и уровнем квалификации кадров управления, происходит их оптимизация и совершенствование.

6. От выявления качества работы организации (фирмы) к переоценке ее целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы).

Конечно, такое выделение этапов деятельности организации (фирмы) носит условный характер, однако это дает возможность эффективно управлять ею от момента начала работы до пересмотра миссии и принятия новой концепции.

Г. Минцберг, рассматривая роль менеджера в деятельности организации, выделяет четыре группы лидеров: 1) статусная группа (формальная власть); 2) ролевая группа (номинальная); 3) информационно-ролевая группа (наставники, советники, идеологи, просветители); 4) группа лидеров, принимающая решения (антрепренеры, распределители ресурсов) .

Опираясь на эту классификацию, Дж. Пик определил типологию менеджеров:

Менеджер-идеалист (вдохновитель при очень плохих финансовых возможностях);

Менеджер, поглощенный ежедневной рутинной работой;

Менеджер, решающий проблемные ситуации;

Антрепренер, который умеет рисковать и не боится ответственности .

Если учесть, что в культурном секторе функционируют, как правило, небольшие по числу работников организации, то менеджер должен многое уметь делать сам. Это обстоятельство не всегда принимается во внимание исследователями, а в литературе по менеджменту в основном анализируется практика крупных предприятий, где роль менеджера несколько иная, чем в культурном секторе.

Менеджер, работающий в культурном секторе, должен быть не только компетентным в своей области, но и выполнять различные организационные функции. Анализируя специфику его деятельности, Г. Хагурт выделяет три логических положения, сформулированные в форме возможных ответов на следующие вопросы: «Чего я хочу достичь и зачем? Как я организую то, чего я хочу достичь? Могу ли я достичь того, чего я хочу?» Ответ на первый вопрос поможет, по мнению исследователя, понять миссию и стратегические цели менеджера, на второй – уяснить организационный аспект его деятельности, на третий – понять его организаторские возможности, степень информированности и компетентности .

Сама постановка вопросов, обращенных к менеджеру, ориентирует его на определенную последовательность организационных действий, помогает определить его потенциальные возможности. В итоге вырисовывается доминанта действий менеджера: на стадии определения стратегии бизнеса он формирует предпосылки для успешного менеджмента (всесторонний учет культурной и финансовой политики государства, международных связей, проведение маркетинга, поиск инноваций и т. д.), а на этапе реализации он должен осуществить виды деятельности, необходимые для роста и развития организации (фирмы).

В условиях рынка менеджеру приходится надеяться только на самого себя, и успех дела будет зависеть от ясного понимания им цели и технологии ее осуществления. Сам же процесс менеджмента в организации (фирме) начинается с момента формулирования менеджером ее культурной миссии.

Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич

5.2. Управление культурой Прежде чем рассматривать проблему управления культурой, необходимо определить, что входит в само понятие «культура». Статья 1 «Декларации культуры», разработанной Д. С. Лихачевым, гласит: «Под культурой понимается сотворенная человеком

Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

3. Элементы процесса управления. Функции управления Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

8. Американская, европейская и японская модели управления. «Новая философия управления» Все рассмотренные концепции в большей или меньшей степени реализуются в конкретных моделях управления. Основными из них после 1970-х гг. являются американская и японская модели. В

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

31. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Основные принципы управления Разработка современной концепции мотивации началась с открытий школы человеческих отношений, хотя модели мотивации они не создали, но их вывод о важности социального

Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб

52. Цели и функции управления. Стратегическая и оперативная роли управления Управление человеческими ресурсами – это проектирование формальных систем организации, которые обеспечивают эффективное использование человеческих знаний, навыков и талантов для достижения

Из книги Management по-русски. Технология эффективного управления в малом бизнесе автора Данилов Владимир Наркисович

1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности человека, воздействия его на предметы труда с целью создания материальных и духовных благ для удовлетворения личных и общественных

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень

Из книги Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем автора Адизес Ицхак Калдерон

1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой

Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

Персональный проектный менеджмент: повышаем точность управления Одним из важнейших профессиональных качеств менеджера является умение укладываться в сроки, а также умение прогнозировать сроки, давать четкий ответ на вопрос: «К какому моменту вы могли бы это

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Функции управления Матрица функций управления Классические функции менеджмента мы оформили вот в такую матрицу-схему (табл. 1).По нашему мнению, она наглядно демонстрирует все основные направления деятельности руководителя фирмы.Согласно теории менеджмента в

Из книги Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами автора Деминг Уильям Эдвардс

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Top