Должен ли работник уведомить работодателя об иностранном гражданстве. Получение иностранным работником российского гражданства Сотрудник иностранец получил гражданство рф что делать

Многие работодатели привлекают к работе в своей компании иностранных граждан. И, в принципе, те кто это делает, как правило знают, по крайней мере основные свои обязанности и требования законодательства, которые необходимо выполнять для того, что обезопасить себя и свою компанию от высоких штрафов со стороны государства. Однако у многих работодателей возникает вопрос, что делать в случае, когда работник — бывший иностранный гражданин получил гражданство РФ? Ведь юридический статус его как гражданина изменен, но в то же время он продолжает быть работником.

Здесь нужно отметить, что каких-либо особых действий, при получении гражданства РФ работником, производить не требуется (именно с точки зрения трудового законодательства). После получения гражданства рекомендуется внести соответствующие изменения в кадровые документы, в том числе в трудовой договор с работником, поскольку условия трудового договора с иностранным гражданином с некотором виде отличаются от условий трудового договора с гражданином РФ. Внести изменения в трудовой договор возможно путем заключения дополнительного соглашения или приложения к трудовому договору.

Теперь что касается вопроса относительно необходимости уведомлять об этом какие – либо государственные органы. Данный вопрос является спорным, поскольку прямо он не регламентирован законодательством. Фактически, если работник уже получил гражданство РФ, он является гражданином РФ, соответственно более требования закона, регламентирующие трудовую деятельность иностранного гражданина, на него не распространяться. Однако в целях минимизации возможных рисков, все же не лишним будет направить отдельное уведомление об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это связано с рядом требований нормативных правовых актов РФ (выписка приведена ниже):

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии — биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

42. При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 — 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3, 3(1) и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.

Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

06.11.2008
«Практическая бухгалтерия»

В вопросах трудовых отношений иностранцы, как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако в отношении иностранных граждан действует ряд ограничений, установленных законодательством. В основном они сводятся к разрешительному порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, чем и характеризуется их правовой статус в России.

Изменения в кадровом учете

Трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным главой 11 Трудового кодекса. Иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса.

При оформлении иностранных граждан на работу в первую очередь необходимо руководствоваться международными нормами права между Российской Федерацией и государством, гражданин которого принимается на работу. Исходя из данных соглашений определяется, какие документы являются легализованными для подтверждения трудового стажа, приобретенного в связи с трудовой деятельностью на территории других государств.

Например, в отношении граждан Украины, согласно «Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств», документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой страны без легализации. Такие же нормы действуют в отношении граждан Республики Беларусь.

Если особые условия не оговорены, необходимо придерживаться общего порядка, установленного трудовым законодательством, а именно - на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). При этом иностранец должен проработать в организации более пяти дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся. Об этом сказано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Таким образом, на момент смены гражданства на работника уже будет оформлена трудовая книжка и трудовой договор. Поэтому бухгалтеру не требуется переоформлять документы кадрового учета. Следует лишь получить у работника копию паспорта гражданина Российской Федерации.

внимание

Сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже, содержащиеся в заграничной трудовой книжке иностранца, в российскую книжку не переносятся.

Налоги для нового россиянина

При изменении гражданства работника бухгалтеру необходимо проанализировать, повлекло ли это изменение статуса резидентства. Ведь от этого зависит ставка НДФЛ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся:

  • налоговыми резидентами России;
  • получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При этом ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов различны. Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов, подлежит пересчету по ставке 13 процентов.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Производить зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ можно только до конца текущего налогового периода (ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ). Если же до конца года задолженность перед иностранным сотрудником по налогу не будет погашена, то ему придется обратиться за возмещением НДФЛ в налоговые органы. Сотруднику нужно будет представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).

Таким образом, при представлении работником документов, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом Российской Федерации, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13 процентов.

Новый гражданин - новый резидент?

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период. При этом принимаются во внимание календарные месяцы. Календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории России, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия этого лица на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Даты отъезда и прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Вместе с тем следует учитывать, что налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога.

Как видим, в вышеназванных нормах прямо не прописана зависимость статуса резидента от статуса гражданина. Однако для получения гражданства иностранцу чаще всего необходимо возвращаться на родину для оформления сопутствующих документов. А значит, изменится время его пребывания в России и соответственно статус резидента. Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса, период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами России независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-04-06-01/189).

Если в течение налогового периода количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации достигло 183, статус налогового резидента такого физического лица по итогам данного налогового периода измениться не может.

это важно

Начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России.

ЕСН и пенсионные взносы

По общему правилу ЕСН начисляют на выплаты в пользу физических лиц. Поэтому зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. Однако ЕСН уплачивается с разбивкой по бюджетам: в Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд.

Застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие в России как временно, так и постоянно, при условии, что они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. Поэтому на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу ОПС не облагаются. Соответственно и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.

Поэтому если до получения гражданства иностранный работник имел статус временно или постоянно проживающего в Российской Федерации, то с точки зрения исчисления ЕСН бухгалтеру не нужно производить никаких изменений. А вот если работник имел статус временно пребывающего, то облагать выплаты в его пользу ОПС бухгалтер должен с момента получения им гражданства.

И только Верховный Суд РФ в своем Постановлении устранил все сомнения: «Установление законодателем обязанности работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора направлено на обеспечение выполнения указанным органом исполнительной власти своих полномочий по осуществлению миграционного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан. … Поскольку на момент расторжения заключенного с ним трудового договора Норматов Б.

Что делать работодателю, если иностранец получил российское гражданство?

Закона № 115-ФЗ Территориальный орган ФМС, выдавший иностранцу патент или разрешение на работу Мигранты, которым для работы в РФ не требуются разрешительные документы Территориальный орган ФМС по месту нахождения работодателя * В некоторых регионах, в частности в Москвесайт управления ФМС по г. Москве, прием уведомлений организован в определенных территориальных подразделениях ФМС.

Поэтому имеет смысл уточнить, в какие именно отделения в вашем регионе подаются такие уведомления. Учтите, что подразделения ФМС требуют уведомлять их о любых случаях прекращения трудовых договоров, независимо от основания.

В частности, если договор прекратился в связи с истечением срока его действияст. 79 ТК РФ, уведомление все равно нужно подать. Что грозит, если не уведомить ФМС…

Работник получил гражданство рф, должен ли работодатель уведомить фмс?

М.Г. Суховская, юрист Вновь затронуть эту тему нас побудили вопросы от читателей и участников бухгалтерских форумов, причиной которых стали, видимо, многочисленные поправки в Закон об иностранцахЗакон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ), вступившие в силу с 2015 г. Кроме того, с 25 мая действуют обновленные формы уведомлений и Порядок их представленияПриказ ФМС от 12.03.2015 № 149.
Поэтому мы решили подробно разобрать нюансы, касающиеся обязанности по уведомлению миграционной службы. Напомним, что с 2015 г. не нужно уведомлять территориальный орган занятости о найме и увольнении иностранных работников.
Кто обязан подавать уведомление Это организации, предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и обычные граждане РФп. 1 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, которые:

  • <илинаняли иностранца по трудовому (гражданско-правовому) договоруп. 8 ст.

Уведомление фмс о приеме на работу и увольнении иностранных граждан в 2018 году

Что же делать в случае его увольнения? Для юристов нашего агентства сомнений в ответе на этот вопрос не возникало — уведомлять не нужно! Федеральный закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит четкую формулировку: «Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Памятка к уведомлению фмс о найме и увольнении безвизовых мигрантов

Из указанной нормы следует, что обязанность уведомлять миграционный орган о расторжении трудового договора возникает при расторжении трудового договора с иностранным гражданином. Если во время работы в организации иностранный работник приобретал российское гражданство, то в момент увольнения указанная норма на его работодателя больше не распространялась, и уведомлять миграционный орган не следовало.

Это казалось абсолютно понятным и, на наш взгляд, не нуждалось в дополнительных комментариях. Однако, как выяснилось, отдельные государственные органы считали иначе.


Благодаря индивидуальному предпринимателю из Новокузнецка Кучеренко А.И., который(ая) в борьбе за защиту своих прав дошел (дошла) до Верховного суда Российской Федерации, выяснилось, что не только надзорные органы, но и судебные инстанции на городском и областном уровнях снова и снова белое принимали за черное.

Иностранные работники: обязанности работодателей по уведомлению госорганов

Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Законом N 115-ФЗ для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены следующие категории: 1) постоянно проживающие в РФ; 2) временно проживающие в РФ; 3) временно пребывающие в РФ.

В какие организации нужно сообщать о приеме работника-иностранца

ГУВМ МВД (ФМС):

  • о заключении трудового договора (гражданско-правового) при найме иностранного гражданина
  • о расторжении трудового договора (гражданско-правового) при увольнении иностранного гражданина с работы.

При этом уведомление УФМС о расторжении трудового договора может быть отправлено работодателем в следующих случаях:

  • Если не устраивает квалификация иностранного работника /он сбежал / пропал, тогда в МВД (ФМС) отправляется уведомление о досрочном расторжении трудового договора с иностранным работником.
  • Если закончился срок действия трудового договора или у иностранца закончился срок действия разрешительных документов.
  • Если иностранный работник увольняется по собственному желанию.

В любом из этих случаев работодатель обязан уведомить МВД (ФМС) о расторжении трудового договора.

Инфо

Внимание! Если вы собираетесь отправлять уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином в ФМС по почте, тщательно проверьте заполненный бланк уведомления о приеме на работу, так как при наличии ошибок уведомление не будет принято службами ФМС, что в свою очередь навлечет на компанию штраф и другую ответственность за несвоевременное уведомление ФМС о иностранцах в организации. Вы можете скачать бланк уведомления о приеме на работу и заключении трудового договора с иностранным гражданином 2018 года здесь или попробовать найти такой же бланк уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на официальном ресурсе ГУВМ МВД.


Скачать порядок уведомления о приеме на работу иностранных граждан можно тут.
А грозит весьма нешуточный штраф, причем за каждое неподанное или «неправильное» уведомлениеч. 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ:
  • для организаций (предпринимателей) - от 400 000 до 800 000 руб.;
  • для руководителей - от 35 000 до 50 000 руб.;
  • для обычных граждан - от 2000 до 5000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей максимальный штраф за это нарушение составляет соответственно 1 000 000, 70 000 и 7000 руб.ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ *** Напомним, что работодателей мигрантов могут оштрафовать за нарушение «уведомительной» обязанности в течение 1 года со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для отсылки информациич. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Иностранные работники»: 2017 г.

Должен ли работник уведомить работодателя об иностранном гражданстве

Внимание

Ответ: Нужно ли повторно уведомлять миграционную службу, если срок пребывания иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен, например, в связи с переоформлением патента Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Да, нужно.* Срок пребывания (проживания) сотрудника-иностранца относится к собираемым и хранимым сведениям об иностранце (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). При изменении этих сведений работодатель или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом миграционную службу в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов (п.


42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9).

В перспективе к ЕАЭС присоединится и КиргизияДоговор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Москве 23.12.2014);

  • о лицах, получивших в РФ статус беженца или временное убежищеподп.

    11, 12 п. 4 ст. 13

    Закона № 115-ФЗ.

Заполняя уведомление на иностранца из вышеперечисленных категорий, надо указать, на основании какой нормы закона или международного соглашения он работает в РФ без патента или разрешения. Например, в отношении граждан из стран ЕАЭС нужно написать: «п.

Необходимо ли уведомлять миграционную службу о получении российского гражданства сотрудника, с которым ранее был заключен договор как с иностранным гражданином имеющим вид на жительство? Какую форму уведомления необходимо заполнять? Речь идет о гражданине Украины.

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, ФМС необходимо уведомить о получении иностранцем российского гражданства.

Таким образом, о получении иностранцем российского гражданства и смене паспорта необходимо уведомить миграционную службу в течение трех рабочих дней. Для этого нужно заполнить бланк уведомления о прибытии (так же, как Вы заполняли уведомление в первый раз, при оформлении украинца на работу). А сведения об изменении гражданства и новом паспорте нужно указать в письменном заявлении, подаваемом вместе с уведомлением.

Если после получения украинцем гражданства прошло больше трех рабочих дней, зафиксируйте дату поступления от работника сведений о получении российского гражданства, во избежание ответственности за несвоевременное уведомление ФМС.

Образец уведомления о заключении трудового договора с иностранцем

Кроме того, в связи с получением иностранцем российского гражданства нужно внести изменения в его трудовой договор: указать новый, российский паспорт, указать, что сотрудник является гражданином России, и исключить из договора условие о том, что сотрудник работает на основании разрешения на временное проживание.

Для внесения изменений в кадровые документы сотрудник должен подать работодателю письменное с просьбой внести такие изменения в учетные документы и представить подтверждающие документы (в данном случае паспорт).

Затем на основании приказа необходимо внести изменения в следующие документы:

  • (путем заключения дополнительного соглашения);
  • ( указаний, утвержденных ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Нужно ли повторно уведомлять миграционную службу, если срок пребывания иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен, например, в связи с переоформлением патента

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Да, нужно.*

Срок пребывания (проживания) сотрудника-иностранца относится к собираемым и хранимым сведениям об иностранце (). При изменении этих сведений работодатель или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом миграционную службу в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов ( Правил, утвержденных ).

Таким образом, если срок пребывания сотрудника-иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен в связи с переоформлением патента, то необходимо уведомить миграционную службу о данном изменении.

2. Ответ: Как изменить трудовой договор

Основания для изменения

В каких случаях нужно вносить изменения в трудовой договор c сотрудником

Необходимость внести изменения в трудовой договор возникает, когда меняются содержащиеся в нем сведения или условия. При этом неважно, какие условия договора нужно изменить: или .

В общем случае внести изменения в трудовой договор можно только при обоюдном согласии его сторон (). При этом инициатором изменений может быть как сотрудник, так и работодатель (). Кроме того, в исключительных случаях при наличии определенных обстоятельств организация может изменить трудовой договор и в ().

Вопрос из практики: какие документы нужно оформить при смене паспорта в 20 или 45 лет

При смене сотрудником паспорта по достижении 20 или 45 лет внесите изменения в реквизиты паспорта, указанные в трудовом договоре и личной карточке. Изменения в трудовой договор внесите в том же порядке, как и при , то есть по правилам отражения недостающих сведений путем зачеркивания неактуальных данных и дополнения новыми (). В изменение реквизитов паспорта (серия, номер, дата выдачи и подразделение, выдавшее документ) отразите в , если в раздела «Общие сведения» не осталось свободного места. Такой вывод следует из Трудового кодекса РФ и , утвержденных .

Порядок внесения изменений

Как внести изменения в трудовой договор с сотрудником

По общему правилу порядок внесения изменений в трудовой договор заключается в оформлении письменного соглашения между сотрудником и работодателем. Типовой формы такого документа в законодательстве не установлено. Поэтому организация может составить его в произвольной форме в виде . Такой вывод следует из Трудового кодекса РФ и подтверждается .

Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора. Поэтому его составьте в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон. Факт того, что сотрудник получил свой экземпляр дополнительного соглашения, подтвердит его подпись на экземпляре работодателя. Такой вывод позволяет сделать статьи 67 Трудового кодекса РФ.

Если в организации , то зафиксируйте в нем выдачу сотруднику его экземпляра дополнительного соглашения.

Пример оформления изменения обязательных условий трудового договора

В организации имеется вакантная должность бухгалтера, на которую переводят кассира А.В. Дежневу.

Для внесения изменений в трудовой договор с Дежневой оформлено . На основании соглашения издан приказ по и объявлен сотруднику под подпись. Запись о переводе на другую должность внесена в трудовую книжку Дежневой и в ее личной карточки по форме № Т-2.

Иван Шкловец ,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

______________________________________________________________________

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.

  • Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите вы
    Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Нередко у работодателей возникают сомнения - что делать в ситуации, когда на работу принимали иностранца, а увольнять приходится уже гражданина России? Порой случаются ситуации, когда за время осуществления трудовой деятельности у работника несколько раз менялся статус: принимали по РВП, потом он оформил вид на жительство, а через какое-то время получил российский паспорт.

    При приеме на работу в миграционный орган в соответствии с законом предоставили уведомление о заключении трудового договора с гражданином иностранного государства. Что же делать в случае его увольнения?

    Для юристов нашего агентства сомнений в ответе на этот вопрос не возникало - уведомлять не нужно! Федеральный закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит четкую формулировку:

    «Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

    Из указанной нормы следует, что обязанность уведомлять миграционный орган о расторжении трудового договора возникает при расторжении трудового договора с иностранным гражданином. Если во время работы в организации иностранный работник приобретал российское гражданство, то в момент увольнения указанная норма на его работодателя больше не распространялась, и уведомлять миграционный орган не следовало.

    Это казалось абсолютно понятным и, на наш взгляд, не нуждалось в дополнительных комментариях. Однако, как выяснилось, отдельные государственные органы считали иначе.

    Благодаря индивидуальному предпринимателю из Новокузнецка Кучеренко А.И., который(ая) в борьбе за защиту своих прав дошел (дошла) до Верховного суда Российской Федерации, выяснилось, что не только надзорные органы, но и судебные инстанции на городском и областном уровнях снова и снова белое принимали за черное.

    И только Верховный Суд РФ в своем Постановлении устранил все сомнения:

    «Установление законодателем обязанности работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора направлено на обеспечение выполнения указанным органом исполнительной власти своих полномочий по осуществлению миграционного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан.

    Поскольку на момент расторжения заключенного с ним трудового договора Норматов Б. приобрел гражданство Российской Федерации, вследствие чего утратил статус иностранного гражданина, отпала необходимость осуществления миграционного контроля за его трудовой деятельностью.

    Следовательно, у Кучеренко А.И. отсутствовала обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о расторжении заключенного с Норматовым Б. трудового договора».

    Верховный Суд отменил решения судов нижестоящих инстанций и прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения.

    Второй раз в этом году мы выражаем признательность Верховному Суду Российской Федерации. Сегодня наш герой - судья Меркулов В.П. Уважения заслуживает и действия индивидуального предпринимателя Кучеренко А.И. за своё упорство и стремление к объективности.

    Справедливости ради надо сказать, что пострадавшая сторона сама дала повод на совершение неправомерных действий со стороны надзорных органов, направив уведомление на пятый рабочий день после расторжения трудового договора, в то время как его не надо было подавать вообще. Очевидно, что миграционные органы уцепились за факт нарушения срока подачи уведомления, что и указали в постановлении по делу об административном правонарушении, но их замысел никоим образом не оправдывает их действия.

    
    Top