1 виды дисциплинарной ответственности в административном праве. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные нарушения.

Дисциплинарная ответственность обладает следующими отличительными особенностями :

1) Ее основанием является, как правило, дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок -- это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе и возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка;

Сущность дисциплинарной ответственности выражается в применении карательных санкций -- дисциплинарных взысканий. Среди таких взысканий преобладают морально-правовые санкции (замечание, выговор) и санкции, изменяющие или прекращающие связи лица с данным коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение);

Правом применения мер дисциплинарной ответственности наделены субъекты линейной власти, то есть вышестоящие руководители нарушителя. Эта ответственность применяется только в рамках служебного подчинения и в пределах ведомственных границ. В этом ее коренное отличие от мер административной ответственности, применяемой к посторонним лицам;

Сроки порядок привлечения к дисциплинарной ответственности могут иметь некоторые различия в зависимости от категории лиц, к которым она применяется;

За один и тот же проступок может быть наложенотолько одно дисциплинарное взыскание. Однако дисциплинарные взыскания могут применяться наряду с административными.

Дисциплинарное взыскание можно обжаловать в административном порядке, а в установленных законом случаях -- и в суд. Оно считается снятым при наличии двух условий -- истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Состояние наказанности может быть прекращено досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.

Привлечение к материальной ответственности

Административным правом регулируется материальная ответственность только военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Положении о материальной ответственности военнослужащих, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2004 г. № 1477 (в ред. от 28 апреля 2010 г.) «Об утверждении Положения о материальной ответственности военнослужащих» (далее - Положение) .

Положение устанавливает основания и порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащих за материальный ущерб (далее - ущерб), причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы, а также порядок определения размера ущерба и его возмещения. Военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного государству военнослужащим при исполнении им обязанностей военной службы; противоправности поведения (действия или бездействия) военнослужащего; прямой причинной связи между противоправным поведением военнослужащего и ущербом, возникшим у государства; вины военнослужащего в причинении ущерба государству. Возмещение ущерба, причиненного государству, производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за противоправное поведение, которым причинен ущерб государству. При определении размера ущерба, причиненного государству, учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству вследствие исполнения приказа командира, а также в результате правомерных действий. В случае причинения военнослужащими ущерба государству в результате исполнения незаконного приказа командира ответственность возлагается на командира, отдавшего незаконный приказ. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Положением в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Военнослужащие, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине государству. Положением устанавливается ограниченная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный по их вине государству, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 Положения. Ограниченную материальную ответственность несут: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также проходящие военную службу офицеров по призыву, - в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше своего среднего месячного денежного довольствия за порчу или уничтожение по небрежности имущества, выданного указанным военнослужащим в пользование для исполнения обязанностей военной службы; военнослужащие срочной военной службы, курсанты военных учебных заведений - в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше одной базовой величины за порчу или уничтожение по небрежности имущества, выданного указанным военнослужащим в пользование для исполнения обязанностей военной службы; резервисты и военнообязанные - в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше трех базовых величин за порчу или уничтожение по небрежности имущества, выданного резервистам или военнообязанным в пользование для исполнения обязанностей военной службы; командиры - в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше трехкратного среднего месячного денежного довольствия, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения имущества, а также если они не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения (порчи), возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которым имущество было передано под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; противоправным поведением военнослужащего, содержащим признаки преступления. Освобождение военнослужащего от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности; умышленным уничтожением или умышленным повреждением (порчей) или другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки преступления; недостачей имущества, выданного военнослужащим в пользование для исполнения обязанностей военной службы; военнослужащим, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Командир воинской части несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им государству. Определение размера ущерба, причиненного государству, и порядок его возмещения. Размер ущерба, причиненного государству, определяется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 22 (в ред. от 16 декабря 2008 г.) «О размере вреда, причиненного государственному имуществу» и Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов и Министерства экономики от 24 марта 2003 г. № 39/69 (в ред. от 22 февраля 2007 г.). Если размер ущерба, причиненного военнослужащим (военнослужащими) государству, не превышает 100 базовых величин, возмещение ущерба осуществляется на основании приказа о выявленном размере ущерба и взыскании соответствующей суммы с виновного военнослужащего (виновных военнослужащих) (далее - приказ о привлечении к материальной ответственности) путем удержания из денежного довольствия военнослужащего (военнослужащих). В остальных случаях возмещение ущерба, причиненного государству, производится в судебном порядке, за исключением случаев, когда военнослужащие добровольно возместили причиненный государству ущерб в порядке, предусмотренном пунктом 21 настоящего Положения. При этом суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения военнослужащего уменьшить размер денежной суммы, подлежащей взысканию в счет возмещения ущерба. Командир воинской части при обнаружении ущерба обязан в трехдневный срок назначить служебное расследование для установления причин ущерба, его размера, виновных лиц и степени их вины. Служебное расследование проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами государственных органов, в которых предусмотрена военная служба. Служебное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате проверки, дознания или предварительного следствия либо судом. После установления причин ущерба, его размера, виновных лиц и степени их вины командир воинской части (вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части) в двухнедельный срок со дня окончания служебного расследования (поступления материалов проверки, дознания, следствия или решения суда) издает приказ о привлечении к материальной ответственности, если ущерб, причиненный государству, не был возмещен добровольно до окончания служебного расследования (поступления материалов проверки, дознания, следствия или вступления в законную силу решения суда). Приказ о привлечении к материальной ответственности и порядок его обжалования доводится до военнослужащего, причинившего ущерб государству, под роспись. Приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащий в месячный срок может обжаловать вышестоящему в порядке подчиненности командиру воинской части или в трехмесячный срок - в суд. Обжалование приказа о привлечении к материальной ответственности вышестоящему в порядке подчиненности командиру воинской части или в суд не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. Если командир воинской части в нарушение порядка, установленного пунктами 13-16 Положения, произвел удержание из денежного довольствия военнослужащего, то вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части после проведения служебного расследования принимает по жалобе военнослужащего решение о возврате незаконно удержанной суммы. Вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части имеет право проверять обоснованность привлечения к материальной ответственности военнослужащих и правильность определения размера взыскиваемой суммы. В случае несоответствия приказа о привлечении к материальной ответственности требованиям настоящего Положения вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части издает приказ, которым отменяет приказ о привлечении к материальной ответственности и принимает одно из следующих решений: о возвращении материалов служебного расследования для проведения дополнительного служебного расследования; о назначении нового служебного расследования. Приказ о привлечении к материальной ответственности командира воинской части издает вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части. Взыскание с командиров воинских частей и их заместителей материального ущерба в судебном порядке производится по заявлению вышестоящего в порядке подчиненности командира воинской части.

Военнослужащий, причинивший ущерб государству, может добровольно возместить его полностью или частично. Военнослужащий, причинивший ущерб государству, может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, за исключением имущества, не подлежащего замене равноценным, согласно приложению. Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который был возмещен воинской частью, привлекаются к материальной ответственности в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.

В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий на основании приказа о привлечении к материальной ответственности не полностью возместил ко дню увольнения с военной службы причиненный государству ущерб, оставшуюся за ним задолженность взыскивает судебный исполнитель по месту его жительства (работы) в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия, которую командир высылает для дальнейшего исполнения в суд по месту жительства военнослужащего, причинившего ущерб государству и уволенного с военной службы. В случае, когда военнослужащий, причинивший ущерб государству, уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба осуществляется в судебном порядке. В случае перевода к новому месту военной службы военнослужащий, привлеченный к материальной ответственности на основании приказа о привлечении к материальной ответственности и не возместивший причиненный ущерб, возмещает ущерб в республиканский бюджет по новому месту военной службы на основании записи в денежном аттестате военнослужащего. Если решение о привлечении к материальной ответственности военнослужащего, причинившего ущерб государству, не было принято до его перевода к новому месту военной службы, командир воинской части по окончании служебного расследования обязан: принять решение о направлении в пятидневный срок к новому месту военной службы военнослужащего материалов служебного расследования для привлечения его к материальной ответственности - при размере ущерба, не превышающем 100 базовых величин. Возмещение ущерба в этом случае осуществляется по новому месту военной службы военнослужащего в порядке, предусмотренном частью первой пункта 13 Положения; принять решение о направлении соответствующих материалов в суд в соответствии с частью второй пункта 13 Положения - при размере ущерба, превышающем 100 базовых величин. Приказ о привлечении к материальной ответственности издается в десятидневный срок со дня поступления с прежнего места военной службы военнослужащего материалов служебного расследования, необходимых для принятия решения о привлечении его к материальной ответственности. Выписка из приказа командира воинской части о привлечении к материальной ответственности направляется к прежнему месту военной службы военнослужащего в десятидневный срок после издания приказа. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба по решению суда осуществляются на основании выданного судом исполнительного листа. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба осуществляются в размере 20 процентов от суммы денежного довольствия военнослужащего, оставшейся после удержания налогов, а для возмещения ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 11 настоящего Положения, - в размере 50 процентов от суммы денежного довольствия военнослужащего, оставшейся после удержания налогов. Если из денежного довольствия военнослужащего осуществляются другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов от суммы денежного довольствия военнослужащего, оставшейся после удержания налогов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. При этом очередность указанных удержаний определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сумма ущерба, причиненного государству, превышающая сумму возможных удержаний с военнослужащего, относится за счет государства решением соответствующего командира в пределах предоставленных ему прав в соответствии с правовыми актами государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.

институт административной ответственности

Применительно же к административному праву особое место занимает институт административной ответственности.

Административная ответственность является одним из видов юридической (наряду с уголовной, гражданской, дисциплинарной), устанавливаемой государством, и сохраняет все основные признаки общего понятия последней: общественное и государственное осуждение (порицание) поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных санкций - штрафа, конфискации и т.д.

Исследователи отмечают, что административная ответственность -- особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.). Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти. Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности -- ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки: 1) она урегулирована нормами административного права; 2) основанием ее применения является административное правонарушение; 3) она состоит в применении к виновным административных наказаний; 4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица; 5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами); 6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами .

А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность -- это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение .

Аналогично определяется административная ответственность и белорусскими исследователями .

В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность -- это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Итак, административная ответственность - это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим такие правонарушения .

Юридическим фактом, обуславливающим превращение статутной ответственности в субъективную, является правонарушение. Без совершения правонарушения субъективная ответственность не возникает, а без его доказанности, причем в отношении всех элементов состава правонарушения, она не может быть реализована. Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора. В цивилизованном демократическом обществе за пределами запрета нет и правонарушения; запрет (описание правонарушения) точно изложен в законе, который не может применяться по аналогии или толковаться распространительно.

Таким образом, юридическая ответственность конкретного лица возникает вследствие совершения им правонарушения (объективный фактор), а не в результате каких-либо действий правоохранительных органов, как полагают некоторые исследователи. Правоохранительные органы обязаны выявить правонарушителя, доказать совершение правонарушения именно им и привлечь его к ответственности. В противном случае возникновение ответственности зависело бы не от деяний и воли самого правонарушителя, а от правоохранительных органов, от качества их работ, и было бы лишено объективной основы. Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторности правонарушений.

Изложенное позволяет сделать вывод, что основанием юридической ответственности является факт правонарушения, - это субъективное основание юридической ответственности. Если ответственность не предусмотрена действующим законодательством в виде запрета за совершение какого-либо деяния с установлением наказания за него, субъективная ответственность возникнуть не может. Отсюда следует, что к основаниям юридической ответственности относится норма права, предусматривающая наказание за правонарушение, - это объективное основание. Все виды юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, административная) имеют общие объективные и субъективные основания, какими являются противоправные деяния, причинная связь между ними и наступившим вредным результатом, вина нарушителя. Но это не исключает различной роли элементов состава в отдельных видах правонарушений.

Административная ответственность есть, прежде всего, результат взаимодействия нормативных и фактических оснований - ее нормативной основы, состава правонарушения и актов о ее применении. Основанием административной ответственности является административное правонарушение, установленное в норме (запрещенное нормой закона) закона и совершенное правонарушителем, если при этом в деянии имеются все признаки состава правонарушения. Применение же административной ответственности заключается в фиксировании конкретного правонарушения в установленном законом порядке и назначении нарушителю определенного законом взыскания при соблюдении соответствующих процессуальных норм.

В Республике Беларусь действуют различные юридически обязательные правила, которые имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. К ним относятся: правила дорожного движения, правила техники безопасности, правила торговли, в том числе спиртными напитками и табачными изделиями, санитарные, ветеринарные, противопожарные правила, правила охоты и рыболовства, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых, радиоактивных, ядовитых веществ, правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила, правила охраны окружающей среды и т. д. Эти правила и защищаются административной санкцией, а их нарушение трактуется как административное правонарушение.

Действующий Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях содержит легальное определение административного правонарушения в ч. 1 ст.2.1: административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (2, 2.1).

Сущность административного правонарушения заключается в виновном нарушении запретов активного или пассивного содержания, соблюдение которых обеспечивается угрозой административной ответственности или реальным применением мер ее воздействия в случае их нарушения .

При этом административная ответственность недопустима по аналогии - она наступает только в случаях, когда совершено деяние, запрещенное нормой права. В ст. 2.1 КоАП прямо указывается на то, что административное правонарушение характеризуется «признаками, предусмотренными настоящим Кодексом…, за которое установлена административная ответственность».

Исследователи указывают, что административные правонарушения по своей природе относятся к правонарушениям универсального характера . Таким образом, административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Вышеприведенное определение административного правонарушения, которое дает КоАП является формальным, поскольку и содержит только юридические признаки деяния. В целом в теории административное правонарушение характеризуется рядом признаков, таких, как: - общественная опасность; - противоправность; - виновность; - наказуемость . Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния, признаваемого административным правонарушением, зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др. Сам термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, содержащегося в КоАП, однако названные в статьях Особенной части КоАП деяния потому и запрещены законом, что они общественно опасны. При этом, степень общественной опасности не является абстрактной категорией. Она определяется с учетом многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: характер объекта правонарушения; повторность; систематичность противоправного посягательства; наличие тяжких последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Т.В. Телятицкая указывает, что общественная опасность означает то, что как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям .

Действительно поведение человека может быть оценено, как административное правонарушение, уже тогда, когда оно представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, тем более, что ч. 2 ст.2.1 КоАП устанавливает, что административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение (на этом вопросе подробней остановимся ниже).

В целом, любой административный проступок, посягая на правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарных правил, нарушение правил дорожного движения).

Противоправность административного правонарушения

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения (проступка) является его противоправность, которая состоит в том, что определенное лицо совершает запрещенное нормой права действие или не совершает того, что предписано правовым актом.

В целом, противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой .

Противоправность закреплена в качестве обязательного признака и в ст.2.1 КоАП, определяющей понятие административного правонарушения; «…деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность». При этом КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП. КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП (2,1). Статья 1.5 КоАП определяет, что противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением. Закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

Следует еще раз подчеркнуть, что законодатель при установлении того или иного административного запрета исходит, прежде всего, из оценки общественной опасности деяния (материальный признак проступка), которому только и должна корреспондировать соответствующая юридическая форма - противоправность (формальный признак проступка). Совершение даже объективно общественно опасного деяния, не запрещенного административно-правовой нормой, не может рассматриваться как юридический факт, порождающий административное правонарушение.

Административная противоправность, как уже отмечалось, выражается в форме как активного действия, так и бездействия.

Под противоправным действием принято понимать поведение лица, нарушающего правовой запрет, который может касаться как самого действия, так и способов, орудий, времени, места его совершения и т.п. Например, только путем активных действий могут совершаться такие административные проступки, как мелкое хулиганство, клевета, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.п.

Противоправное бездействие - это пассивное поведение, невыполнение юридической обязанности действовать, уклонение лицом от выполнения предписаний правовой нормы. Примерами его являются: безбилетный проезд в общественном транспорте, невыполнение правил пожарной безопасности, уклонение от подачи декларации о доходах и т.п.

Административное правонарушение - не только общественно опасное, противоправное, но и виновное деяние, т.е. представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. Виновно совершенное деяние включает психическое отношение лица к нему . Признание законодателем виновности свойством всех административных проступков имеет исключительно важное значение, поскольку способствует строгому соблюдению принципов социальной справедливости, дальнейшему укреплению законности в государстве и отвечает не только требованиям дальнейшего развития теории административного права, но и потребностям практики административно-юрисдикционной деятельности.

При этом, ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКобАП) определяет, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном настоящим Кодексом, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях. Сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - работающие в автоматическом режиме специальные технические средства).

Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям. Никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана .

Вина включена законодателем в социальное определение понятия административного правонарушения в качестве его составного и обязательного признака и отражает внутреннее психическое отношение лица к содеянному. Будучи родовым понятием по отношению к умыслу и неосторожности, вина проявляется лишь в двух основных правовых формах: умышленном либо неосторожном отношении субъекта к своему противоправному поведению, к требованиям правопорядка; вина отражает внутреннее субъективное качество (свойство) административного правонарушения, без которого, собственно, проступка нет. Форма вины (умышленная или неосторожная) нередко повышает либо снижает степень общественной опасности административных проступков, а иногда влияет и на их квалификацию. Таким образом, вина - необходимое условие административной ответственности. Важный признак административного правонарушения - административная наказуемость деяния. Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность.

Тот факт, что законодатель за административное правонарушение предусмотрел административную ответственность, не исключает применения за такое деяние дисциплинарной ответственности к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Наказание является неизбежным следствием правонарушения (проступка, преступления), реакцией государства против общественно опасного (вредного) посягательства на его жизненно важные интересы (устои) и, в конечном итоге, необходимым и обязательным признаком административного правонарушения, без которого нет деликта. Наказуемость деяния является одним из необходимых и обязательных признаков понятия административного проступка, поскольку и без правонарушения не может быть наказания, точно так же, как без причины нет следствия. Признание наказуемости одним из составных признаков административного правонарушения (проступка) не только способствует практической реализации неотвратимости наказания за совершенное административно-противоправное деяние, обеспечивает исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах, но и содействует укреплению законности, правопорядка, общественной безопасности, обеспечению надежности в охране конституционных прав и законных интересов граждан. Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам. По степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия -- это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий -- уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной. Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках. В принципе решающее значение имеет отграничение административных правонарушений от преступлений. Отличие уголовной противоправности от административной в целом основывается на степени общественной опасности соответствующего поведения. Как указывалось выше на степень общественной опасности деяния влияют многие факторы: значительность причиненного вреда; способ, место, время, обстановка совершения деяния; форма вины и т. д. Именно эти факторы должен учитывать законодатель при определении соответствующего вида противоправности .

Следует отметить, что законодательное определение в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК) и КоАП многих противоправных деяний не создает для органа, ведущего административный или уголовный процесс, каких-то особых проблем в отграничении преступления от соответствующего административного правонарушения. Во многих статьях КоАП непосредственно указано на незначительность причиненного вреда, то есть вреда, не свойственного преступлению (умышленное причинение телесного повреждения (2, 9.1); мелкое хищение; причинение имущественного ущерба (2,10.7); умышленное уничтожение либо повреждение имущества (2,10.9); нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (2,18.17) и др.).

Административные проступки

Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения . Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются. Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок - это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, организации). Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт -- это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права . Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка. Юридическим выражением признака общественной опасности (вредности) административного правонарушения (проступка) является его противоправность, которая состоит в том, что определенное лицо совершает запрещенное нормой права действие или не совершает того, что предписано правовым актом.

Таким образом, административная ответственность -- это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, что в совершенных им действиях имеется состав административного правонарушения. Лицо может быть признано виновным и подлежащим административной ответственности только при наличии в его действиях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения. Признаки административного правонарушения, будучи закрепленными нормами права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности для правонарушителя.

Состав административного правонарушения можно считать своеобразной правовой моделью проступка, включающей в себя совокупность объективных и субъективных признаков. Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния. В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. В свою очередь среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки. Обязательные признаки присущи всем без исключения составам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного проступка. Факультативными именуются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений . Таким образом, состав административного правонарушения содержит четыре элемента: а) объект; б) объективная сторона; в) субъект; г) субъективная сторона .

Объектом административного правонарушения является то, на что направлено, на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом. Всякое административное правонарушение прямо или косвенно посягает на общественные отношения, которые охраняются административным законодательством. Поэтому посягательство на конкретный объект всегда связано с нарушением правовой нормы. Таким образом, объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. В качестве объекта административного проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т.д.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом. Любой административный проступок - акт внешнего поведения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние переживания, психическое состояние человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение запрещенных действий или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей. В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии. В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимости использование на холостом ходу электродвигателей, электропечей и т.д.). Совершение нескольких таких действий является обязательным признаком соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением . В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а на уклонение от ее исполнения, то юридически лицо признается бездействующим. Например, не выполняя законного требования работника милиции -- пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, водитель транспортного средства убегает от него. Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП. Бездействие признается противоправным лишь в том случае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому правовому предписанию. Так, родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение (2,2.1).

Административная ответственность

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (2,2.2). Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП (2,2.3).

Субъектом состава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности . Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением. Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица. В соответствии со ст.4.3 КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь: 1) за умышленное причинение телесного повреждения (2,9.1); 2) за мелкое хищение (2,10.5); 3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (2, 10.9); 4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (2,15.29); 5) за жестокое обращение с животными (2,15.45); 6) за разжигание костров в запрещенных местах (2,15.58); 7) за мелкое хулиганство (2,17.1); 8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (2,18.3); 9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (2,18.4); 10) за нарушение правил пользования транспортным средством (2,18.9); 11) за нарушение правил пользования метрополитеном (2,18.10); 12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (2,18.34); 13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (2,19.4); 14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (2,19.7); 15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (2,23.46); 16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (2,23.47). Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Вменяемость лица -- это его способность отдавать отчет в своих действиях и (или) руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение) .

В соответствии со ст.4.4 КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

Под невменяемостью понимается такое психическое состояние лица во время совершения противоправного деяния (действия или бездействия), которое дает основание исключить вину в качестве признака субъективной стороны административного правонарушения.

Лицо может быть признано невменяемым, если не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.

Таким образом, субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП. Ч.2 ст.4.3 КоАП устанавливает составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет. Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попечители). Уклонение иных родственников от воспитания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие 16 лет (4 лет), а лишь те, кто обладает дополнительными специальными признаками.

В соответствии со ст.4.6 КоАП административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с КАП. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

Следует отметить, соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения. В зависимости оттого, был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения, соучастие можно классифицировать так: 1)без предварительного сговора; 2) с предварительным сговором. Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения. Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей. Соучастниками административного правонарушения являются: исполнители; организаторы; пособники.

Так, в соответствии со ст.2.4 КоАП соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения. Соучастниками административного правонарушения наряду с исполнителями признаются организаторы и пособники. Исполнителем признается физическое лицо, непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу акта законодательства административной ответственности. Организатором признается физическое лицо, организовавшее совершение административного правонарушения или руководившее его совершением. Пособником признается физическое лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указаниями, предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи либо заранее обещавшее скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, орудия или средства совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения либо предметы, добытые противоправным путем, а равно заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями: 1) мелкое хищение (2, 10.5); 2) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (2,10.9); 3) незаконное использование деловой репутации конкурента (2,11.26); 4) подделка проездных документов (2,11.33); 5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (2,12.17); 6) незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь (2,14.1); 9) незаконное уничтожение или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности (2,15.22); 10) нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (2,15.35); 11) нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (2,15.37); 12) незаконное проникновение на охраняемые объекты (2,23.14); 13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (2,23.29); 14) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (2,23.31); 15) самовольное занятие земельного участка (2,23.41). Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Особенной части настоящего Кодекса, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на настоящую статью.

К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (2,1.4.7), индивидуальные предприниматели и юридические лица (2,4.8) .

В соответствии со ст. 4.7 КоАП лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы - и штраф. Физические лица, кроме указанных в части первой настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

В соответствии со ст.4.8 КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лиц.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина -- психическое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям. Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя - понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его вредных последствий. Волевой критерий характеризует состояние воли лица -- его желание наступления указанных последствий.

Вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (2,3.1).

Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (2,3.2).

Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение. Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (2,3.3).

Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию (2,3.4).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (2,3.5).

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. Так, например, состав административного правонарушения (2,23.3) «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» требует наличия цели - воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели - добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения (2,12.12) «Лжепредпринимательство» требует наличия цели - получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Следует отметить, что в соответствии со ст.4.5 КоАП деяния, содержащие признаки административных правонарушений: 1) умышленное причинение телесного повреждения (2,9.1); 2) клевета (2,9.2); 3) оскорбление (2,9.3); 4) отказ в предоставлении гражданину информации (2,9.6); 5) присвоение найденного имущества (2,10.6); 6) причинение имущественного ущерба (2,10.7); 7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (2,10.8); 8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (2,10.9); 8 1) нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (2,1-3. 18.17); 8 2) нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (2,4.18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества; 9) разглашение коммерческой или иной тайны (2,22.13), - влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Следует отметить, что к обстоятельствам, исключающим признание деяния административным правонарушением, относятся: необходимая оборона; причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или правонарушение; крайняя необходимость; обоснованный риск.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов – членов административных коллективов:

    милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);

    обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

    лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники системы МВД).

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении милитаризованных служащих являются Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и др. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п.9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность – разновидность юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

    она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе;

    применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (ст. 2.5 КоАП РФ);

    дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (замечание, выговор, строгий выговор и т. д.) – карательных санкций;

    как правило, дисциплинарные взыскания действуют пока гражданин (служащий) находится в устойчивом коллективе.

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной (воинской) дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности . Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из немногочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

    они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами (в частности, права соответствующих начальников ОВД по наложению дисциплинарных взысканий закреплены в Инструкции по применению Положения о службе в органах внутренних дел РФ);

До применения дисциплинарного взыскания работодатель (начальник, командир) должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ);

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт;

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Достаточно подробное перечисление взысканий, которые могут быть наложены на военнослужащих, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, виды налагаемых взысканий зависят от воинского звания. Во-вторых, лица, проходящие военную службу по призыву, несут более строгую дисциплинарную ответственность, чем те, кто служит по контракту. В-третьих, дисциплинарная ответственность женщин-военнослужащих является более легкой.

Российское административное право

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц - членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Вопрос 5 Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очере­ди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

В отличие от трудового законодательства, где дисциплинарные меры выражаются в виде замечаний, выговоров или увольнений, по КоАП РФ предусмотрен более широкий ряд санкций в отношении работников, совершивших правонарушение: понижение в звании, расторжение трудового соглашения, понижение в должности.

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении милитаризованных служащих являются Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и др. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п.9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность в административном праве Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Целями юридической ответственности выступают следующие: защита правопорядка, наказание виновных, предупреждение правонарушений, возмещение ущерба и воспитание граждан. Эти цели находят свое выражение в функциях юридической ответственности, и их содержание, в зависимости от вида ответственности, различно. Традиционно различают следующие функции юридической ответственности: карательную (или штрафную); правовосстановительную (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить ее права); воспитательную; предупредительную (или превентивную, причем здесь выделяют частную и общую превенцию) .

Дисциплинарная ответственность в административном праве

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями.

Конспекты юриста

Прежде, чем применить взыскание:

  • 1. Представитель нанимателя должен потребовать от служащего объяснения в письменной форме.
  • 2. Если служащий отказывается — составляется акт.
  • 3. Служебная проверка. По результатам этой проверки составляется письменное постановление, его нужно заверить в течение 1 месяца со дня принятия решения.
  • 4. Учитываются тяжесть проступка, степень вины, иные обстоятельства и послужной список служащего.

Понятие и специфика дисциплинарной ответственности по административному праву

В настоящее время, в нашем государстве нельзя говорить о совершенстве аппарата государственной службы. Несмотря на то, что правовая база содержит достаточно норм по укреплению дисциплины, искоренению коррупции в сфере государственной службы. Но основным действенным средством борьбы с негативными явлениями в сфере государственной службы является ответственность, а основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность. Из этого следует, что вопрос о дисциплинарной ответственности заслуживает должного внимания и является актуальным.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 16 КоАП РСФСР). В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сказано: «За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. »;

Дисциплинарная ответственность по административному праву

Объектные функции: п о основанию объект управления выделяются функции объектные: территориальные (страна, территориальные единицы, регионы), отраслевые (экономика, сельское хозяйство, транспорт), реляционные (социально-пространственные — в зависимости от состава участников общественной жизни – социальная структура, демографические слои – пенсионеры, молодежь и т.д.), эволюционные (т.е., временные – стабилизация и развитие).

Дисциплинарная ответственность в административном праве

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане в соответствии с дисциплинарными уставами за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность. За нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность в административном праве

В соответствии с нормами административного права онн несут материальную ответственность в случае причинения ими материального ущерба воинской части, учреждению, с которыми военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним отношениях, при исполнении ими обязанностей службы.

Дисциплинарная ответственность в административном праве

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил пе­речень взысканий, которые могут налагаться на солдат и мат­росов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в за­пас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут приме­няться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очереди, лишение очередного увольнения из расположения во­инской части или с корабля на берег.

Образовательный блог по административному праву профессора Арсланбековой Аминат Зайдулаевны

В зависимости от того, учитываются ли в составе наступившего последствия или нет, различают материальный и фактический состав административного правонарушения. При материальном составе для привлечения лица к ответственности помимо противоправных действий необходимо наличие последствий. При формальном составе для привлечения к ответственности достаточно совершения противоправных действий. В содержание объективной стороны включают повторность, неоднократность, злостность, систематичность, продолжительность, длящееся правонарушение.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов – членов административных коллективов:

    милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);

    обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

    лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники системы МВД).

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении милитаризованных служащих являются Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и др. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п.9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность – разновидность юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

    она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе;

    применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (ст. 2.5 КоАП РФ);

    дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (замечание, выговор, строгий выговор и т. д.) – карательных санкций;

    как правило, дисциплинарные взыскания действуют пока гражданин (служащий) находится в устойчивом коллективе.

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной (воинской) дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности . Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из немногочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

    они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами (в частности, права соответствующих начальников ОВД по наложению дисциплинарных взысканий закреплены в Инструкции по применению Положения о службе в органах внутренних дел РФ);

До применения дисциплинарного взыскания работодатель (начальник, командир) должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ);

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт;

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные оссобенности

* СП СССР. 1990. № 25. Ст. 119.

1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 16 КоАП РСФСР). В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих»* сказано: «За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность...»;

2) она состоит в применении карательных санкций – дисциплинарных взысканий;

3) право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся (учащиеся, студенты, аспиранты и др.) и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.



* СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

Виды и размер этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актами. Цель их использования – общая и частная превенция правонарушений – достигается как их содержанием, так и процедурой их применения. Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение наказанного, на определенное время создают для него состояние наказанности.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД – это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение, о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Статьей 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ закреплен перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас, подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте до 7 суток. А служащие по призыву могут быть подвергнуты аресту до 10 суток, только к ним могут применяться и такие взыскания, как назначение до 5 нарядов вне очереди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

На сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, не могут налагаться наряды вне очереди. Но к ним наряду с выговором, строгим выговором, лишением очередного увольнения, арестом, лишением нагрудного знака отличника применяются снижение в должности, снижение в воинском звании на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность.

На военнослужащих-женщин – солдат, матросов, сержантов, старшин – не могут налагаться такие из названных взысканий: лишение очередного увольнения, наряды вне очереди, арест.

В соответствии со ст. 69 Дисциплинарного устава на офицеров могут налагаться: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в должности, досрочное увольнение в запас. Высшие офицеры назначаются и снимаются с должности Президентом России, поэтому к ним могут применяться военным командованием только такие взыскания: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Достаточно подробное перечисление взысканий, которые могут быть наложены на военнослужащих, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, виды налагаемых взысканий зависят от воинского звания. Во-вторых, лица, проходящие военную службу по призыву, несут более строгую дисциплинарную ответственность, чем те, кто служит по контракту. В-третьих, дисциплинарная ответственность женщин-военнослужащих является более легкой.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и других милитаризованных служащих является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти. Например, командиры отделения, взвода не вправе подвергать подчиненных аресту с содержанием на гауптвахте, командир роты может подвергать солдат, матросов, сержантов и старшин аресту до 3 суток, командир батальона – до 7 суток (контрактников – до 5), командир полка – до 10 суток (контрактников – до 7). К офицерам арест вообще не может применяться.

Дисциплинарно-правовому принуждению в целом, дисциплинарной и материальной ответственности в частности в учебнике уделено намного меньше внимания, чем административно-правовому принуждению. Во-первых, законодательство о дисциплинарном принуждении менее развито (практически нет составов проступков, слабо регулируется дисциплинарное производство). Во-вторых, дисциплинарно-правовое принуждение во многом сходно с административно-правовым (виды принуждения, стадии производства и т. д.). В-третьих, из курса трудового права многие вопросы дисциплинарной ответственности известны студентам, поэтому знание трудового права, проблем административного принуждения позволят студентам дополнить информацию, содержащуюся в кратком изложении вопросов дисциплинарно-правового принуждения.


Top