Этапы развития географических знаний о земле. Основные этапы развития географии

Эпоха Великих географических открытийПериод, с середины XV века до середины XVII века, ознаменовавшийся крупнейшими
географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками, принято
называть ЭПОХОЙ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
Великие географические открытия шли по 3 направлениям:
Южным путем - вокруг Африки;
Западным - через Атлантический океан;
Северным водным - вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки, сухопутным через Северную Азию.
В эпоху ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
география стала одной из наиболее важных для человечества
наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве
поверхности Земли, собрала много данных о природе и
населении почти всей суши, получила новые представления о
природе Мирового океана.
В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала
на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени
выполняли в основном роль справочников.
Айвазовский И.К. “Кораблекрушение”

4 этап накопления знаний о Земле:

вторая половина
XVII ­ XVIII века
Айвазовский И.К. “Ледяные горы” 1870

Научные экспедиции

Во второй половине XVII и в XVIII веках путешественники продолжали
поиски новых морских проходов вокруг метериков, новых земель в океанах,
исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот
период впервые организуются НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, цель которых,
наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических
явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи
землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.
Айвазовский И.К. “Море. Лунная ночь” 1878

Великая Северная экспедиция

Историческое плавание Федота Попова и Семена
Дежнева в 1648 г. завершило открытие русскими
побережья Северного Ледовитого океана от
Белого моря до Чукотки. После этой экспедиции
на картах должен был появиться пролив,
соединяющий два океана: Ледовитый и Тихий.
Однако в его существование поверили далеко не
все, включая и первых лиц Российского
государства.
Слишком много явных и скрытых противоречий
содержалось в челобитных и донесениях,
составленных не очень грамотными и
недостаточно искушенными в географических
премудростях российскими первопроходцами
XVI-XVII вв.. Их “байки” считались вымыслами,
легендами. Даже сам император ПЕТР
ВЕЛИКИЙ не до конца представлял себе
истинные размеры и границы собственных
владений на севере и востоке гигантской
державы. Вот почему за несколько месяцев до
своей кончины он повелел снарядить
специальную экспедицию, которая была призвана
ответить на “вечный” вопрос:

Великая Северная экспедиция

“ГДЕ ОНАЯ ЗЕМЛЯ СОШЛАСЬ С АМЕРИКОЙ?”
И в январе 1725 года передовой отряд экспедиции,
которую стали называть Первой Камчатской,
отправился в дорогу, “самую дальнюю и трудную и
прежде никогда не бывалую”. Экспедицией
руководил капитан первого ранга российского
флота Витус Беринг (1681 - 1741).
Ботик Петра I - дедушка русского флота.
Корабль Петра I.

Великая Северная экспедиция

Великая северная экспедиция - одна из крупнейших русских
экспедиций (1733-1743), проект которой разрабатывался Сенатом
совместно с Адмиралтейств-коллегией в Петербургской академии
наук, в ней участвовало несколько тысяч человек. По существу, она
объединила несколько экспедиций, выполнивших огромный
комплекс исследований северной территории Сибири - от устья
Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и
Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного
Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы,
побережье острова Хонсю, Курильские острова.
Это название “Великая Северная” точно ее характеризует,
потому что более грандиозного географического предприятия
до нее не было. (читайте книгу Б.Г.Островского)
Петербургская академия наук.

Великая Северная экспедиция

Могила Витуса Беринга на
Командорских островах.
А началось все с петровского указа, постановившего перед Камчатской экспедицией Витуса
Беринга выяснить, “… сошлись ли Америка с Азию… и все на карту исправно поставить”. Была
составлена карта западного побережья полуострова и 16 Курильских островов, но на вопрос о
существовании пролива между Азией и Америкой ответа не было. Тогда Сенат учредил новую
камчатскую экспедицию. “Оная экспедиция самая дальная и трудная и никогда прежде
небывалая, что в такие неизвестные места отправляются”, говорилось в Указе Сената.
Цель северных отрядов этой экспедиции состояла в описании берегов Северного Ледовитого
океана от устья Северной Двины до Чукотского моря и проверке возможности плавания вдоль
берегов Сибири.

Великая Северная экспедиция

Плавание В.И.Беринга и А.И.Чирикова привело к открытию части прибрежых районов
Северо-Западной Америки, прилегающих к ним островов, части Алеутских островов и островов
Беринга. От Камчатки до отряд М.Шпанберга и В.Вальтона доплыл до Японии и нанес на карту
Курильские острова.
В состав экспедиции входил и Академический отряд, целью которого было исследование
внутренних районов Сибири и Камчатки. Опубликованные сводные карты экспедиции впервые
давали правдоподобные очертания Северной Азии, части берегов Северо-Западной Америки,
Курильских, части Алеутских и других островов Тихого океана.
Важнейшие маршруты Великой Северной экспедиции 1734-1742 гг.
ПЛАВАНИЯ:
С.Муравьев и М.Павлов 1734 год
С.Малыгин и А.Скуратов 1736-1737 гг.
Дмитрий Овцын 1734, 1735, 1736-1737 гг.
Федор Минин 1738, 1739, 1740 гг.
Василий Прончищев 1735-1736 гг.
Харитон Лаптев и Семен Челюскин 1739-1742 гг.
П.Ласиниус и Дмитрий Лаптев 1735-1739 гг.
СУХОПУТНЫЕ МАРШРУТЫ:
Семен Челюскин, Харитон Лаптев, Никифор Чекин 1740-1742 гг.
Дмитрий Лаптев 1741-1742 гг.

10. Великая Северная экспедиция

Вставить хороший четкий фрагмент ССВ части России
Ледокол Василий Прончищев
Великая Северная экспедиция - самая крупная исследовательская
экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды
этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северовосточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов
Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.
В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев
в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи
распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.
“Челюскин” во льдах.

11. Великая Северная экспедиция

Семен Челюскин
Мыс Челюскин крайняя
северная точка
Евразии
Корабль
“Челюскин”
во льдах.

12. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) незадолго до
смерти, в 1763 году, произнес пророческие слова:
“Российское могущество прирастать будет Сибирью
и Северным океаном”. Самые “умные очи” России XVIII
столетия разглядели в природе много такого, что оказалось
недоступно другим. За что ни брался Ломоносов, он всегда
опережал свое время.
М.В.Ломоносов не совершил ни одного путешествия в
неизведанные страны. И все же по праву считается одним
из основоположников российской географии.
В XVIII веке в России было совершено много поистине
великих географических открытий.
Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при Академии наук был учрежден
Географический департамент, трудами которого шесть лет спустя был издан “Атлас
Российский”. Это стало важным событием в истории не только российской, но и мировой
географии.
Изучив и обобщив труды Великой Северной экспедиции, великий русский ученый
М.В.Ломоносов в 60-е годы XVIIIвека разработал проект “проходу Сибирским океаном в
восточную Индию”. В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша достигнет в Америку держава.

13. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич одним из первых понял,
насколько важно отыскать и освоить Северный
морской путь. Это оживило бы экономику Севера и
Сибири, превратило страну в великуюморскую державу.
Вклад Ломоносова в грядущее освоение Северного
морского пути на современных картах отмечен названным
его именем подводным хребтом, который поднимается со
дна Северного Ледовитого океана. Примерно в этом месте,
в центре Арктического бассейна, Ломоносов предполагал
существование группы островов, изменяющих
направления морских течений.
Когда в апреле 1760 года Шведская Академия наук избрала
М.В.Ломоносова своим Почетным членом, он вместе с
благодарственным письмом отослал в Швецию работу
“Рассуждение о происхождении ледяных гор в
северных морях”. В ней впервые были описаны и
классифицированы полярные льды; объяснено, что
плавающие “ледяные горы” (айсберги) происходят из
ледников, спускающихся в море; приводятся сведения
о приливах в северных морях. Ученый даже пытается
оценить массу льда в различных частях совсем
неисследованного тогда Северного Ледовитого океана.

14. Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов первым в России стал изучать верхние слои
атмосферы. Он предвидел, что наступит время, когда с
помощью различных приборов смогут предсказывать
погоду: тогда “не будут зной, ни дождь опасен в поле”, а
корабли будут “плавать по морю безбедно и спокойно”.
В работе “О слоях земных” Ломоносов одним из первых
высказал мысль об изменении климата нашей планеты в
процессе ее развития. Изменения климата он связывал с
астрономическими причинами - колебаниями наклона
полярной оси и плоскости орбиты Земли.
Ломоносову принадлежат такие слова о роли
географической науки в жизни общества: “Что
безопаснее плавающим море, что путешествующим по
разным государствам нужнее, как знать положение
мест, течение рек, расстояние градов, величину,
изобилие и соседсво разных земель, нравы,
обыкновения и правительства разных народов? Сие
ясно показует ГЕОГРАФИЯ”.

15. “РУССКИЙ КОЛУМБ” Григорий Иванович Шелехов

Залив Шелехова
Григорий Иванович Шелехов (1747 - 1795) уроженец города Рыльска Курской области.
Мореплаватель, первым из русских купцов осознал необходимость создания крупных,
экономически сильных компаний, которые могли бы открывать новые земли.
Под его руководством была совершена экспедиция к берегам Аляски, о чем поведал
Шелехов в своих “Странствиях из Охотска к Американским берегам”.

16. Джеймс Кук знаменитый английский мореплаватель (1728 - 1779)

Большой вклад в
развитие географии
внесли экспедиции
известного английского
мореплавателя Джеймса
Кука, имя которого стоит
в одном ряду с
Х.Колумбом и
Ф.Магелланом.
Три плавания совершил Дж. Кук в
неизвестные тогда области Тихого океана,
открыл восточные берега Австралии, Новую
Зеландию, Новую Гвинею и ряд других
островов. Исследовал он и приполярные и
полярные области Земли, прошел через
Берингов пролив в Северный Ледовитый
океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного
полярного круга, но льды и туманы не
позволили мореплавателю проникнуть
дальше на юг.

17. XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле

XVIII ­ XIX ­ начало XX вв.
Важнейший этап накопления знаний о Земле
Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию
знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы
полярные области нашей планеты.
Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Иван Федорович
1803 -1806 гг.
Крузенштерн и Юрий
Федорович
Лисянский

развитие знаний о Земле:
Первая русская кругосветная экспедиция.
Описание путешествия были изложены
Крузенштерном И.Ф. В 3-х томном труде
“Путешествие вокруг света в 1803 - 1806 гг.
На кораблях “Надежда” и “Нева””. К
описанию приложен атлас из 104 карт и
рисунков; составлен атлас карт южных
морей; проведены различные
океанологические наблюдения, собраны
данные об атмосфере, приливах и отливах
Мирового океана.

18. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Василий Михайлович
Головнин
1817 - 1819 гг.
Совершил 2-е русское кругосветное
путешествие, которое описал в книге
“Путешествие вокруг света на шлюпе
“Камчатка””. Его именем назван: залив в
Беринговом море, пролив между островами в
цепочке Курильских островов, гора и мыс на
Новой Земле, вулкан на острове Кунашир.
Фаддей Фаддеевич
Беллинсгаузен и
Михаил Петрович
Лазарев
1819 -1821 гг.
Первая русская антарктическая экспедиция.
Итог экспедиции заключался в том, что она
доказала существование Южного материка Антарктиды, описала характер ее берегов в
ряде пунктов и определила границы.
Экспедиция открыла много островов, внесла
поправку в открытие Кука. Своими работами
она положила начало изучению южной
полярной области. Каждый день, несмотря на
сложные метеорологические условия, велись
научные наблюдения. По географическим
результатам русская антарктическая
экспедиция была величайшей в XIX веке.

19. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Александр Гумбольдт XIX век
(немецкий
естествоиспытатель,
географ-теоретик,
путешественник)
“Вторым Колумбом” его прозвали за 30томный труд “Путешествие по тропическим
областям Нового Света”, в которм он изложил
результаты своей 5-летней экспедиции в
Америку. Его именем названы горные хребты в
Центральной Азии и Северной Америке, гора на
острове Новая Каледония, река, озеро, несколько
населенных пунктов в Северной Америке, гора
Гумбольдта у залива Гумбольдта, ледник в
Гренландии, горы в Австралии, Новой Гвинеи и
Новой Зеландии.
Давид Ливингстон
(английский
путешественник)
Исследователь Центральной и Южной Африки
Давид Ливингстон всю жизнь посвятил
изучению этого континента. Ни до него, ни
после никто не сделал на этом континенте так
много географических открытий.

20. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Петр Петрович
1856 - 1857 гг.
Семенов-Тян-Шанский
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Впервые посетил и нанес на карту эту
огромную, неизвестную науке горную систему
Средней Азии, которая до него оставалась
“белым пятном”. В результате проведенного
исследования он опроверг ошибочные взгляды
А.Гумбольдта и доказал, что горы Тянь-Шань не
вулканического происхождения, установил их
вертикальные природные пояса, определил высоту
снеговой линии, составил схему орографии…
Почти полстолетия Петр Петрович возглавлял
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
По его инициативе, при его поддержке, под его
руководством проводились широкие исследования
и создавались труды по географическому
описанию России, был составлен 5-томный
“Географическо-статистический словарь
Российской империи”, в котором содержались
имеющиеся сведения о реках6 озерах, морях,
горных хребтах, городах, населенных пунктах,
уездах, губерниях …

21. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Николай Михайлович
Пржевальский
1870 - 1873
1876 - 1877
1879 - 1880
1883 - 1885
Первый европейский исследователь внутренних
районов Центральной Азии. Он исследовал
труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета,
прошел по бескрайним монгольским степям, пересек
пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и
северные окраины высокогорного Тибета; исследовал
верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера
Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные
хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его
путешествия принесли мировую славу русской
географической науке. По решению Российской
Академии наук в его честь была выбита
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ с надписью “Первому
исследователю Центральной Азии”.
Николай Николаевич
Миклухо-Маклай
Жители Новой Гвинеи называли его “Человеком
с Луны”. Многолетние исследования этого
русского ученого и путешественника обогатили
науку ценнейшими этнографическими
сведениями о коренном населении островов
Тихого океана, где ученый провел много лет.
Открытие, обессмертившее его имя, это
“открытие” им человека “среди первобытных
людей”.

22. Путешественники

Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX веков обогатили
географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были
открыты и исследованы полярные области нашей планеты.
Так география от накопления традиционно справочного материала перешла
к созданию комплексных описаний стран и отдельных иерриторий.
Возникли первые теории о строении атмосферы, жвижении воздушных масс,
учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием
внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и
целостности всей природы Земли.
Продолжение следует….. (смотрите ЧАСТЬ 5)
Новейшие открытия XX века.

Через весь курс проходит методологический анализ проблемы взаимодействия природы и общества, соотношения и связей природного и человеческого элементов географии. Имеет значение соотношение пространственного и исторического подходов в геогр. Важен вопрос о целостности геогр. науки - сопоставлении процессов ее интеграции и дифференциации, о ее связях и взаимоотношениях со смежными науками. Все эти виды связей и отношений менялись в процессе развития науки и должны быть исторически проанализированы и сопоставлены. В истории науки развитие идей идет неравномерно. В истории науки выделяются крупные гео научные школы.

Кроме истории науки сформировались еще две науки с близкими к ней названиями, немного связанные с историей гео: история гео открытий - показывает исторический процесс исследования земной поверхности: отд. континентов, океанов, морей, о-вон, историю непрерывного уточнения карты нашей планеты. Историч гео исследует географич особенности природы, населения, хоз-ва прошлых лет .

Эти три науки связаны друг с другом и перекрывают одна другую, особенно когда анализируются труды крупнейших путешественников, совершивших гео открытия и продвинувших вперед развитие гео науки (Гумбольдт, П.П. Семенов Т-Ш).

Геогр. открытия, совершаемые экспедициями и отдельн. путешественниками, позволили нашей науке накопить огр фактич мат-л, необходимый для дальнейших обобщений. Под гео открытием следует понимать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области гео, открытие новых гео закономерностей. Соврем. история гео открытий сблизилась с историей географии (является методологической наукой). Она сближается с философией, логикой, матем и др теоретическими науками.

История гео открытий более всего отражает требования практики. Напр, в эпоху ВГО гео имела наибольшее практич. значение для общества. Затем она отступила на задний план. Теперь наступило время, когда потребности практики создали условия для сильного развития гео: познание МО, атмо, биосф и др.

2. Периодизация истории географической науки и формирования теоретических географических представлений.

Саушкин выделял 8 эпох в развитии географии:

1. Античная средиземноморская цивилизация

Эратосфен определил размеры земного шара. Для многих географов характерна целостность

географической науки.

2. Средневековье.

Соответствует феодальному способу производства Объяснение догматов церкви.

3. Эпоха раннего капиталистического развития промышленности и торговли и быстрого роста науки и культуры ХУ - ХУI вв., получившая название...Возрождение (Ренессанс). С эпохой Возрождения связаны Великие географические открытия и начало развития естествознания. Это эпоха начала картопечатания, Коперника, Колумба, Магеллана, Великие географические открытия намного расширили научные географические представления, стимулировали развитие географической науки.

4. Эпоха сильного роста капиталистической мануфактурной промышленности и торговли

В эту Эпоху наука и культура в целом, и естествознание в особенности, развиваются очень разносторонне. Это эпоха Галилея, Ньютона, Ломоносова, Декарта, Бэкона. В это время, как правило, анализ преобладал над синтезом, ученые разделяли природу на части, классифицировали многочисленные факты. В это время был сделан крупный шаг по изучению географии России, по исследованию внутренних областей Северной и Южной Америки.

5. Эпоха развития крупной капиталистической промышленности в ХIХ в., колоссальных успехов науки и техники - эпоха лавровой машины, железных дорог, крупнотоннажного судоходства, каменноугольной металлургии.

б. Эпоха гигантской концентрации производства, капиталистических монополий, империализма, раздела и передела мира. Это период сильнейшего развития стальной промышленности (Томас), развития электротехники (Эдисон), химии (Менделеев), агрохимии (Либих), радиохимии (Кюри).

7. Эпоха от Великой Октябрьской социалистической революции до конца второй мировой войны (1917-1945). Эта эпоха характеризуется строительством социализма в СССР, индустриализацией и урбанизацией в СССР и в ряде других стран. для нее характерны большие успехи математики, создание теории относительности как основы теоретической физики, проникновение в структуру атомного ядра и развитие ядерной физики.

8. Современный период. Это эпоха научно-технической революции: создания космических кораблей, высадки людей на Луне, выпуска ряда поколений электронно-вычислительных машин. Исаченко выделял 7 основных периодов развития географических идей:

География в эпоху рабовладельческого строя

География средневековья

Эпоха великих географических открытий и начала нового времени

География нового времени (последи. треть 18 и к. 19 в.)

Зарождение современной географии (к 19 нач. 20 в.)

География новейшего времени (19 18-1945)

Современная география (с 1945 г.)

4 периода развития географии:

1. сер. 17 в. - зарождение единой географии как фактологической, описательной науки на теоретической основе, метафизического материализма и географического детерминизма.

2. сер. 19 в. - возникновение в рамках единой географии физико-географических и общественно- географических исследований на основе стихийного материализма и диалектики.

3. к. 19-нач. 20 в. - создание в рамках общей системы географических наук самостоятельных подсистем физической и экономической географии, в результате интенсивной дифференциации и интеграции научных исследований. Интенсивная идеологизация географии, как отражение противоречий соц-эк систем.

4. к. 20 в. - формирование единой мировой география, как сложной системы географических наук. Интенсивный процесс интеграции нац-х гео школ в следствие резкого обострения экономических, экологических и демографических проблем все более широкого понимания их глобального характера.

Тема 1. Основные этапы развития географии

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества;

Начальным этапом в истории развития географической науки являются географические познания первобытных народов. Географические знания им были нужны в повседневной жизни, а направленность знаний определялась характером занятий. Они были связаны с необходимостью поиска и определения местонахождения лучших пастбищ, почв, угодий для охоты и рыболовства, мест поселений. Географические знания основывались на интуиции, наблюдательности, знании явлений природы и умении видеть их взаимосвязи и закономерности. Благодаря письменности до нашего времени дошли географические познания народов древних цивилизованных стран (Египет, Месопотамия, Шумера, Вавилон, Китай). (Вспомните, какие исследования проводились в этих странах ?).

География Античного времени . География Античного времени охватывает VI в. до н. э – IV в н. э, и в нем выделяются древнегреческий (VI–I вв. до н. э.) и древнеримский (I–IV вв. н. э.) периоды.

Античные ученые пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих исканий явилось представление о Земле как о шаре, а затем его научное доказательство; создание карт и определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций.

Обобщая представления о Земле и Солнечной системе, греки создали систему знаний, получившую название музыкально-числовой системы Вселенной . Название связано с тем, что последовательность удаления планет от Солнца и расстояние между ними приравнивалось к музыкальному звукоряду. Позже появились геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной (Вспомните из курса истории, что это за модели Вселенной?).

Основным источником географической информации и географических знаний у древних греков были сухопутные и морские путешествия. Описание морских путешествий греки называли «периплами», а сухопутных «периэгесами». Исполнителями периэгесов были «логографы», которые путешествовали по суше и делали описание всего того, что наблюдали в природе, но особое внимание уделяли обычаям и быту населения.

Из ученых этого времени, внесших вклад в развитие географической мысли, следует выделить Фалеса, Аристотеля, Эратосфена, Страбона и Птолемея (Вспомните из курса истории, когда проживали эти ученые? ).

В начале новой эры географические знания греческих ученых были систематизированы древнегреческим ученым Страбоном. Он доказывал, что поверхность Земли все время изменяется, а распределение суши и моря результат поднятий и опусканий морского дна.



Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея. Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной провозглашалась Земля. Птолемей много сделал для развития картографии. Он вычислил координаты 8000 географических точек. Создал около 30 географических карт различных территорий земной поверхности.

Таким образом, уже в античное время внутри географии начали зарождаться будущее страноведение (Страбон), математическая география (Эратосфен, Птолемей) и некоторые другие естественно-географические науки.

География Средневековья (VI-XV вв.). В период Средневековья, под сильным влиянием религии многие материалистические взгляды античных ученых были забыты или отвергнуты как антирелигиозные. Но, несмотря на общий застой в развитии науки, культуры, образования, присущий средневековью, в это время произошли некоторые географические открытия. В первую очередь они были связаны с походами и открытиями новых земель скандинавами и географическими открытиями ученых арабских стран (ученые и путешественники Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Идриси, Ибн Батута). (Вспомните из истории, когда и где проживали эти ученые? ).

Викинги открыли, а затем основали в IX-XI вв. первые поселения в Исландии, Гренландии и Северной Америке.

Арабские ученые в X в. создали первый климатический атлас мира, выделив на планете 14 климатических зон и установив, что климат изменяется не только по широтам, но и с запада на восток.

Арабская средневековая географическая литература разнообразна. Известны такие труды средневековых арабских ученых как «Книга путей и государств», «Чудеса стран» или «Диковинки земли», а также географические разделы в исторических сочинениях.

На протяжении средних веков относительно высокий уровень науки и культуры сохранялся в Византии. Это объясняется тем, что византийские ученые сумели перенять и развить многие традиции античных географов.

Эпоха Великих географических открытий. Наиболее значительные открытия на суше и на море совершенные в XV-XVIII вв., называют Великими географическими открытиями . Эпоха Великих географических открытий – расцвет географии на фоне всеобщего подъема (возрождения) культуры и науки. Эпоха Великих географических открытий ознаменовалась грандиозными достижениями, как в области территориальных открытий, так и в области научных теорий и методики исследований.

Поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большее значение приобрела фиксация приобретенных знаний, картографирование и обобщение полученных сведений (Какую роль в открытии новых земель в этот исторический период сыграли Ф. Магеллан, Х. Колумб ).

При открытии новых земель возникла необходимость в их картографическом изображении и описании. Это привело к формированию научной картографии . Фламандский картограф Герхард Меркатор (1512-1594 гг.) создал первую цилиндрическую равноугольную проекцию карты мира, которая используется и в наши дни и носит имя Меркатора. Он разработал так же метод использования изотерм для составления климатических карт и метод гипсометрических кривых для характеристики рельефа, составил сборник карт и описаний европейских стран, который при издании в 1595 г. получил название «Атлас».

Вопросы и задания:

1. Чем определяются основные отличия географии античности и географии средневековья?

2. Как вы полагаете, почему именно в арабских странах география в средние века развивается особенно бурно?

3. Какие достижения в других областях знаний, способствовали развитию географии?

4. *Какие потребности общества удовлетворяла география в эпоху Великих географических открытий?


ОЧЕРК 3

"СТУПЕНИ" И "ЭТАЖИ" ПОЗНАНИЯ МИРА ЗЕМЛИ

Несмотря на большое количество сочинений по истории географических знаний, вопрос о периодизации развития географии нельзя считать окончательно решенным. Между тем он чрезвычайно важен, поскольку история географии теснейшим образом связана с историей развития человечества. Недаром многие выдающиеся ученые-географы подчеркивали огромное значение изучения истории географических знаний.

Развитие географической науки всегда шло параллельно с развитием человеческого общества, обусловленного развитием производительных сил и производственных отношений. Еще в прошлом веке известный французский историк географии Л. Вивьен де Сен Мартен писал, что во все времена и у всех народов география следовала по пятам цивилизации и в некоторой степени служила мерилом ее прогресса... Исследование земного шара - не только одна из отраслей науки, но и отражение истории человечества. Со словами французского ученого перекликаются слова выдающегося советского географа, академика Л. С. Берга, который неоднократно подчеркивал, что история географических открытий и вообще история землеведения занимает в системе географических наук совершенно особое, исключительное место. Он отмечал, что если специалисту любой науки полезно знать ее историю, то для географа знание прошлого его науки необходимо, так как история географической науки самыми тесными нитями связана с самой жизнью.

Как известно, на протяжении многих веков своего развития география изменялась: менялись объем фактов, которыми ей приходилось оперировать, ее содержание, теоретические взгляды ученых, идеи, методы географических исследований. На ранних этапах развития географических знаний решающее значение для развития географии имел процесс расширения пространственного кругозора, что было связано с территориальными географическими открытиями, так как именно путешественники на ранних этапах человеческой истории: торговцы, купцы, военачальники, а позднее исследователи привозили с собой из далеких походов тот большой фактический материал, на основе которого строилось само здание географической науки.

Одной из важнейших задач, возникающих при анализе историко-географического материала, является необходимость разработки периодизации, т. е. выделение длительных временных промежутков (периодов) и более коротких по продолжительности этапов (эпох), отличающихся как по объему географического материала, так и по методам исследования.

В историко-географической литературе предреволюционного периода и первых десятилетий Советской власти было принято традиционно рассматривать многовековой путь эволюции географических представлений как историю путешествий и расширения пространственного кругозора. При этом очень мало внимания уделялось физико-географическим вопросам. Весь материал увязывался с условно выделяемыми историческими периодами - древних веков, средневековья и Нового времени, как правило, без выделения более мелких временных промежутков.

Только с 60-х гг. советскими учеными стали предприниматься попытки выделения в пределах средневековья нескольких периодов и эпох.

Так, В. А. Анучин (1960), рассматривая исторический путь географической науки (хотя и без четкой хронологической периодизации), прослеживал отдельные этапы развития географии, которые, по его мнению, отличались направлениями исследований, степенью дифференциации научных знаний и их синтеза. Первый этап у В. А. Анучина назывался временем первых попыток синтеза и недостаточности конкретных исследований и связи с практикой. Этот этап приходился на время древних и средних веков (до начала XVI в.). Второй этап рассматривался как время эмпирического развития и первой попытки создания теоретической концепции географии на базе метафизической философии (XVI- до середины XVII в.) и т. д. Следовательно, у В. А. Анучина время географии средневековья входило в один период с античной географией, и ни на какие более мелкие временные промежутки этот период не делился. Вряд ли это правильно. Но сама идея рассматривать при анализе истории географии вопросы дифференциации и интеграции научных знаний является, на наш взгляд, весьма прогрессивной.

Очень подробная периодизация средневековой истории разработана А. Г. Исаченко (1971). Интересующее нас время он подразделяет на следующие периоды: период упадка Римской империи и перехода к раннему средневековью (III-V вв.), феодальная Европа (VI-XI вв.), позднее средневековье в Европе (XII-XIV вв.), период подготовки Великих географических открытий (XV в.), первый период Великих географических открытий (1492-1550) и второй период Великих географических открытий (1550-1650 гг.).

Во введении к своей монографии А. Г. Исаченко пишет, что «периодизация географической науки должна быть связана со сменой способов производства», с чем, конечно, нельзя не согласиться. Однако, как утверждает автор, «было бы преждевременным делать вывод, что этапы развития географии автоматически совпадают с соответствующими отрезками всемирной истории». Он поясняет: «Даже история открытий не всегда находится в прямой связи с важнейшими переломными событиями истории общественного развития. Что же касается эволюции географических идей, то здесь мы сталкиваемся с еще более сложными зависимостями. Каждое новое значительное расширение пространственного кругозора не сразу вызывало прогресс в географической мысли, ибо этот процесс основывается на достижениях всего естествознания» (Исаченко, 1971. С. 8-9). А. Г. Исаченко подчеркивает, что география как наука, находящаяся в самом центре естествознания и имеющая дело с взаимоотношениями разнообразных форм движения материи, не могла стоять в стороне от развития философской мысли. «Борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями всегда находила отражение - прямое или косвенное - в географии», - заключает автор (там же. С. 8-9). А. Г. Исаченко показывает, что путь, пройденный географией, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: 1) Выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности; 2) Изучение отдельных элементов ее природы; 3) Установление взаимных связей между элементами; 4) Исследование географических комплексов, или геосистем. Внешними рубежами между этими стадиями А. Г. Исаченко называет: 1) Великие географические открытия XV в., 2) конец XVIII в., 3) последнюю треть XIX в.

Важный подход к вопросу о периодизации истории географии мы находим у Н. Г. Фрадкина (1972). Прежде всего автор заострил внимание на том, что следует различать географические открытия территориальные и открытия физико-географических закономерностей. Он предлагает те и другие рассматривать на разных уровнях. Не указывая точных временных рубежей, он различает три уровня территориальных географических открытий: локальный, региональный и глобальный (началом последнего уровня он считает XV в.) и четыре уровня открытия физико-географических закономерностей. Первый из них он называет эмбриональным или уровнем первоначальной постановки теоретических проблем (к нему относятся открытия древних времен и средневековья до эпохи Возрождения). Второй уровень им назван элементно-хорологическим (к нему отнесены открытия от эпохи Возрождения до XVI в.); на этом уровне шло накопление и элементарная систематизация сведений о природных объектах при господстве метафизического подхода к познанию природы.

Интересные мысли о периодизации истории экономической географии высказывает Ю. Г. Саушкин (1973, 1976), который, ссылаясь на В. И. Ленина, подчеркивает, что развитие географической науки происходит по кругам или виткам спирали, и приводит примеры эволюции некоторых географических идей на фоне общей спирали развития географической мысли.

Автор ряда трудов по истории и методологии физической географии П. С. Кузнецов (1970, 1974, 1976), заостряя внимание на вопросе о предмете физической географии, подчеркивает, что история науки есть история развития теории и метода и что существенные изменения во взаимоотношениях теории и метода выражают начало нового периода в развитии науки и одновременно с этим соответствующие изменения в ее взаимосвязях с родственными науками. Исходя из этого, П. С. Кузнецов характеризует выделяемые им периоды следующим образом: первый период он называет временем зарождения элементарных географических представлений; в нем выделяется три этапа: первый этап - до конца V в. (т. е. время античной географии), второй этап - с V до конца XV в. (т. е. время раннего и среднего средневековья), третий этап - с конца XV и до середины XVIII в., куда, следовательно, относится позднесредневековая география и наука первых десятилетий Нового времени.

Дальнейшим шагом в развитии учения об уровнях и попытках их хронологической конкретизации являются исследования Л. И. Воропай (1972, 1977).

Л. И. Воропай выделяет три уровня развития географической науки: первый уровень - с древнейших времен до начала XV в., второй - с XV в. до 30-х гг. XX столетия и третий - с 30-х гг. XX в. Автор конкретно показывает, чем отличается каждый уровень, и предлагает в первом и втором уровнях выделить по пять ступеней, или этапов, географического познания, увязывая их хронологически с различными историческими эпохами.

По словам автора, уровни развития науки отличаются друг от друга качеством, масштабностью и характером четырех показателей: а) эмпирических исследований, б) территориальных открытий, в) теоретических открытий, г) структурой организации науки, ее внешних и внутренних связей. Каждый из уровней складывается из пяти ступеней, или этапов, познания. Первая ступень познания - это этап преимущественно эмпирических исследований и накопления фактического материала; основной метод исследования - аналитический, основной процесс развития науки - ее дифференциация. Вторая ступень - этап систематизации, классификации и теоретических обобщений, время познания причинно- следственных связей; основной метод познания - синтез; основной процесс развития науки - интеграция. Третья ступень - этап активного использования достижений науки на практике, уточнения и конкретизации общих законов; широко используется анализ и синтез; происходит дальнейшая дифференциация и интеграция науки. Четвертая ступень - этап закономерного «кризиса» в развитии науки: практика исчерпывает информацию и теорию науки, наука теряет свое лицо, развиваются дискуссии о сущности и методологии науки. Пятая ступень названа Л. И. Воропай переходной; это этап более глубоких и детальных, качественно иных исследований, накопления новой информации, но эти исследования осуществляются еще на базе прежних теоретических представлений; это этап зарождения и начала развертывания восходящей ветви следующего, более высокого уровня.

Если первая и вторая ступени создают, по мнению Л. И. Воропай, ветвь прогрессивного, восходящего развития науки, то третья и четвертая ступени образуют ветви ее стабильного развития. Автор подчеркивает, что ступень кризиса как «болезнь роста» - явление неизбежное, но временное: она сменяется новой переходной ступенью, в пределах которой зарождаются начатки новой восходящей ветви.

В дополнении к тексту и чертежу «спирали» в работах Л. И. Воропай помещена таблица «Периодизации процесса географического познания», где показаны ступени - этапы, их продолжительность (в столетиях и десятилетиях; чем ближе к современности, тем продолжительность этапов становится менее продолжительной).

Соглашаясь с интересными и важными положениями и выводами Л. И. Воропай, мы вынуждены обратить внимание на некоторые неточности ее схемы, не соответствующие действительному положению вещей. Первое: на чертеже спирали помещен лишний виток: ведь, согласно таблице, должно быть всего 11 ступеней-этапов и начало 12-го, а на чертеже их показано 15 (точнее, 14 полных и начало 15-го). Второе: хотя система, предлагаемая в таблице и в тексте, достаточно стройная, однако вряд ли 3-ю ступень первого уровня (время с I по IV в.) можно назвать этапом активного использования достижений науки и конкретизации общих законов. Ведь это было как раз то время, когда рабовладельческий строй античного общества начал испытывать упадок, когда распространялось христианское учение, что отнюдь не способствовало развитию естествознания, в том числе и географии.

Мы думаем, что Л. И. Воропай верно наметила путь, по которому должны вестись исследования в области истории географии и ее периодизации, в целом верно показав, что история географии - это не плавный путь постепенного накопления новых фактов о поверхности нашей планеты и что ход развития географии (как и других наук) носит «ступенчатый характер».

Неравномерность процесса развития науки была отмечена и американским ученым Т. Куном в его книге «Структура научных революций» (1977). Автор выделяет эпохи постепенного накопления новых данных и этапы быстрой, революционной смены установившихся теоретических представлений. При этом, как пишет Кун, меняется сама парадигма (так он называет характерный для данного периода весь комплекс теоретических представлений, методов и других категорий, связанных со структурой науки). Однако конкретных этапов развития какой-либо из наук в книге Т. Куна нет.

Проведенная нами работа над многочисленными источниками по истории средневековой науки, а также анализ исследований вышеназванных авторов позволили внести некоторые уточнения в схему периодизации истории географии, предложенную Л. И. Воропай, и составить таблицу «Главнейших периодов и этапов развития географии».

Исторический путь географического познания и развития географии как науки следует рассматривать на четырех уровнях. Начало первого уровня (периода) приходится на время около 3500 г. до н. э. (когда появилась письменность у древнейших культурных народов), второго - на начало XIII в. н. э., третьего - на 70-е гг. XVIII в. и четвертого (современного) - на 30-е гг. XX в.

В пределах каждого уровня развития географии выделяются четыре ступени (этапа) географического познания Земли. Провести рубеж между временем «кризиса» и «переходным» этапом (по Л. И. Воропай) практически не представляется возможным, так как этап закономерного «кризиса» в развитии науки (когда, по словам Л. И. Воропай, задачи, стоящие перед наукой, на данном уровне уже решены, а практика исчерпала теорию науки) является в то же время и этапом переходным, т. е. временем, когда зарождается и начинает развертываться восходящая ветвь следующего, более высокого уровня географического познания, но новые исследования осуществляются еще на базе теоретических представлений. Согласно этой таблице, на время географии средневековья приходятся 4-й этап первого уровня (с III по XII в.) и 1-й этап второго уровня (время с XIII до середины XV в.).

Развитие географической мысли связано с изменениями социально-экономической структуры мира. Однако время научных революций, которые, по Л. И. Воропай, в географии проявляются в виде «взрыва» новых эмпирических открытий, наносящих удар по прежним теоретическим представлениям, вовсе не знаменует собой смену уровней. Оно наступает позднее, на 2-м этапе (когда систематизируется и классифицируется собранный материал и теоретически обобщаются новые данные) или на 3-м этапе (когда происходит уточнение и конкретизация общих законов). Это можно подтвердить примерами. Так, на первом уровне такой «взрыв», т. е. качественный скачок, произошел на 3-м этапе, именно тогда, когда на рубеже III и II вв. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые сделал попытку синтезировать географические знания своего времени на основе математики (точнее, астрономии и геодезии) и физики (точнее, естествознания в целом) и создал науку, названную им географией, т. е. землеописанием. На втором уровне подобный «взрыв» относится ко 2-му этапу, т. е. времени, когда в результате Великих географических открытий конца XV - начала XVI в. произошла коренная ломка и перестройка системы географических представлений о величине земного шара, о взаиморасположении материков и океанов, что нашло отражение на картах, созданных на математической основе А. Ортелием, Г. Меркатором и другими учеными той эпохи. На третьем же уровне «взрыв» можно отнести снова к 3-му этапу (30-70-е гг. XIX столетия), когда были установлены взаимосвязи между явлениями неорганического и органического мира и получило развитие учение о зональности природных компонентов и т. д.

Если попытаться изобразить исторический путь развития географии в виде спирали, то в отличие от схемы Л. И. Воропай мы считаем необходимым также выделять не три, а четыре уровня развития географии, а в пределах каждого витка (кроме четвертого, современного) ограничиться выделением не пяти, а четырех ступеней (этапов) познания. При этом исторический путь географического познания должен быть показан в форме развертывающейся спирали, т. е. с постоянно увеличивающимися, а не уменьшающимися, как показано у Л. И. Воропай, витками, поскольку процесс познания является бесконечным. Правда, в этом случае теряется наглядность в постепенном сокращении «ступеней» во времени на разных уровнях, но зато более четко выявляется увеличение объема географических знаний с переходом от одного уровня развития к другому. «Взрывы», или скачки, т. е. переходы от одной парадигмы к другой, изображены в виде более крутых участков верхней линии спирали.

Следует заметить, что предлагаемые схемы периодизации верны в основном для общего хода географического познания в глобальном масштабе. Но при изучении истории географии отдельных стран или отдельных исторических периодов требуется более дробная периодизация. В пределах каждой ступени или этапа необходимо будет выделить и более мелкие временные промежутки, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволит более четко проследить «борьбу» между старыми и новыми теориями. И в заключение очерка отметим, что, следуя за авторами историко-философских сочинений (Гулыга, 1962; Соколов, 1979; Трахтенберг, 1957; Горфункель, 1980; Майоров, 1979, и др.), мы пришли к убеждению, что рассмотрение историко-географического материала времен раннего западноевропейского средневековья (с III по XII в.) и расцвета западноевропейских феодальных государств (XIII - середина XV в.) следует проводить в пределах четырех эпох, отличающихся друг от друга не только широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний и способами отображения их на карте, но и характером той идейной борьбы, которая проходила между естественнонаучными тенденциями и символико-мистическими концепциями в недрах средневековой науки (табл. 2).

Первая эпоха (III-VII вв.) может быть названа эпохой позднеантичной образованности и начала латинской патристики; вторая (VIII-VII вв.) - эпохой ранней схоластики; третья - эпохой поздней схоластики (XIII - первая половина XIV в.); четвертая - эпохой раннего гуманизма, совпадающей с первыми десятилетиями итальянского Возрождения (вторая половина XIV - первая половина XV в.). Эта эпоха предшествует Великим географическим открытиям.

Если сопоставить эти эпохи с этапами развития географии (табл. 1), то можно увидеть, что первые две эпохи приходятся на 4-й этап первого уровня развития географии. Одна из эпох будет соответствовать времени сохранения элементов античной географии на общем фоне упадка научных знаний и первых попыток интерпретации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций, вторая эпоха является временем расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике и первого знакомства западноевропейцев с арабоязычной наукой. Все это обеспечивало зарождение новой, восходящей ветви развития науки.

Две последующие эпохи уже относятся к 1-му этапу второго уровня. Одна из них была для географии временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении ойкумены, временем начала его систематизации и выявления некоторых причинно-следственных связей, временем влияния идей Ибн-Рушда и Ибн-Сины на естественнонаучные воззрения западноевропейских ученых и появления элементов новой географии, основанной не на мифах, а на фактах. Последняя эпоха была временем апогея средневековой западноевропейской географии с ее представлением о единой в мире ойкумене, преддверием тех Великих географических открытий, которые коренным образом изменили средневековую парадигму.

Таблица 1. Главнейшие периоды и этапы развития географии

Уровни развития географии

Характеристика периода

Этапы географического познания Земли

Восходящая ветвь развития

Стабильная ветвь развития

Этапы накопления и эмпирических исследований: основной метод - анализ

Этапы систематизации географических знаний и теоретических обобщений; основной метод - синтез

Этапы уточнения общих законов, активное использование достижений науки; основные методы - анализ и синтез

Этапы «кризиса» и зарождения новой восходящей ветви науки

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - первоначальной постановки теоретических проблем

Период выяснения общих свойств Земли и основных черт ее поверхности; зарождения элементарных географических представлений (XXXV в. до н. э. - XII в. н. э.)

1-й этап - донаучных географических представлений древнейших культурных народов (около 3500 г. - VII в. до н. э.)

2-й этап - начала научной систематизации географ, сведений и зарождения зачатков общего землеведения в философских космогониях и страноведения в «периплах» и «перигесах» в эпоху классической Греции (VII - IV вв. до н. э.)

3-й этап - первых попыток научного синтеза географ, знаний на основе математики и физики в эпоху эллинизма и Римской республики; развитие картографии и хоро-графии (IV в. до н. э. - III в. н. э.)

4-й этап - упадка научных знаний в эпоху раннего западноевропейского средневековья и развития математической географии в странах Арабского Востока (с III до XII в.)

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - элементно-хорологический

Период изучения отдельных элементов природы Земли (с XIII до 70-х гг. XVIII в.)

1-й этап - расширения пространственного кругозора в эпоху расцвета средневековых феодальных государств (с XIII до сер. XV в.)

2-й этап - коренной перестройки системы географических представлений в эпоху Великих географических открытий XV- XVI вв. Разработка новых картографических проекций для изображения сферической поверхности Земли (с сер. XV до сер, XVI в.)

3-й этап - поисков «Южной Неведомой Земли», Сев. -Зап. и Сев. -Вост. проходов и великих открытий землепроходцев в Сев. Азии; попыток создания теоретической концепции географии как науки о Земле на основе метафизического материализма; этап зарождения элементов эконом, географии (сер. XVI - сер. XVII в.)

4-й этап - измерений и картографирования поверхности Земли и развития отдельных геогр. дисциплин; дискуссий о географии без четкого представления ее предмета и содержания; деления ее на математическую (относимую к астрономии), физическую (к физике), политическую (к истории) (сер. XVII - 70-е гг. XVIII в.)

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - компонентно-исторический

Период установления взаимосвязей между элементами природы и зарождения физической географии как науки (70-е гг. XVIII - 30-е гг. XX в.)

1-й этап - первых научно-исследовательских экспедиций на суше и в океане и развития отдельных отраслей географических знаний. Оформление экономгеографии как геогр. дисциплины (с 70-х гг. до конца XVIII в.)

2-й этап - кругосветных плаваний и исследования отдельных компонентов физгеографии как части физики; попыток природного и экономического районирования (с нач. XIX до 30-х гг. XIX в.)

3-й этап - выдающихся успехов естествознания и развития географии как науки об общих закономерностях природы и взаимосвязях между явлениями органического и неорганического мира (эпоха Гумбольдта и Рит-тера (30- 70-е гг. XIX в.))

4-й этап - «кризиса» географии, время методологических дискуссий и за-эождения идеи о природных комплексах в России; возникновения «хорологической» концепции географии в зарубежных странах (с 70-х гг. XIX до 30-х гг. XX в.)

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ -

комплексно-динамический

Период изучения географических комплексов; развитие учений о геогр. оболочке и ландшафтах; становление экономической географии науки (с 30-х гг. XX в.)

1-й этап - систематического и целенаправленного изучения Мирового океана и географических исследований всего земного шара. Оформление учений о географической оболочке и ландшафтах в СССР; развития экономической географии в СССР; господство «хорологической» концепции в зарубежных странах (с 10-х до 50-х гг. XX в.)

2-й этап - глубокой систематизации огромного фактического материала для разработки теории науки; формирования конструктивно - преобразовательного направления географических исследований в СССР; учение о территориально-производственных комплексах в СССР; распространения советских географических идей за рубежом (с 50-х гг. XX в.)

Таблица 2. Истории западноевропейской средневековой географии (основные вехи)

Важнейшие исторические события

Ступень географич. познания

Эпоха и этап

Характеристика эпохи

Важнейшие путешествия и открытия

Главнейшие сочинения

Наиболее типичные карты

Космографического характера

Страноведческого характера

III в. Укрепление христианства в Галлии и Британии

Четвертая ступень (более высокая) первого уровня (периода) как время «кризиса» и зарождения более высокой ветви науки (III - Х II вв.)

А) Эпоха позднеантичной образованности и начала латинской патристики (III - V II вв.)

Время сохранения некоторых элементов античной географии при общем упадке научных знаний и первых попыток интерпретации «отцами церкви» географических знаний с библейских позиций

«Опровержение всех ересей» Ипполита

«Собрание достойнейших упоминания вещей» Солина (III в.)

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости

к христианам

«Божественное установление» Лактанция (325 г.)

«Описание морских берегов» Аниана Руфа Феста (IV в.)

395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

«О браке Филологии с Меркурием» Капеллы (ок. 400 г.)

«Полное описание народов» (IV в.)

Карта мира Капеллы

476 г Падение Западной Римской империи

«Комментарии Макробия» (к «Сну Сципиона») (нач. V в.)

«Описание Ирландии» Патрика (ок. 460 г.)

«Хроника» Кассиодора (ок. 519 г.)

Карта тепловых поясов Макробия

498-515 гг. Остготское королевство в Сев.Италии

550 г. Поход монахов из Византии в «Серенду»

«Этимологии» Исидора Севильского (ок. 600 г.)

«Космография» Равеннского Анонима (VI в.)

«История готов» Иордана (ок. 550 г.)

Карта типа «Т-О» и чертеж розы ветров Исидора

Первый скрипторий Кассиодора в Италии

632 г. Завоевание арабами Сирии и Ирана Завоевание арабами Средней Азии

569 г. Начало похода Зимарха на Алтай

«Плавания» св.Брендана (ок.560 г.)

670г. Открытие Фарерских о-вов

711 г. Начало араб. завоеваний на Пиренейском п-ове

Б) Эпоха ранней схоластики (V III - Х II вв.)

Время расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике, знакомства с арабоязычной культурой, что обусловило зарождение элементов новой восходящей ветви науки

Церк. история» Бэды Достопочтенного (ок. 725 г.) «Житие св. Виллиброрда» Алкуина (800 г.)

Меровингская карта (720 г.)

768-814 гг. Империя Карла Великого

795 г. Открытие Исландии монахами

830 г. «Путешествие Ансгара»

«Об измерении Земли» Дикуила (825 г.)

«Баварский географ» (IX в.)

«Хроника» Альфреда Великого (ок. 800г.)

Монастырские карты типа «Т-О»

Розы ветров (по Исидору)

IX в. Начало производства бумаги в Европе

860 г. Открытие Исландии норманнами

945 г. Византийские послы в Кордове

Образование Священной Римской империи

981 г. Открытие берегов Гренландии

1014 г. Завоевание норманнами Юж. Италии и Сицилии

1000 г. Открытие берегов Сев. Америки

«История Гамбургской епархии» Адама Бременского (1040г.)

Ката мира Идриси (1154г.)

Взятие турками Багдада

1085 г. Отвоевание испанцами Толедо

1050 г. Открытие Ботнического залива

1094г. Открытие Сваальбарда

Перевод Аделардом из Бата «Астрономии» ал-Хорезми (1126 г.)

Туринская круглая карта (ХI в.)

1096 г. Начало крестовых походов

1160-1167 гг. Открытие первых университетов

1170 г. Начало переводческий деятельности с арабского на латынь

Перевод и комментарии Герардом из Кремоны сочинений Аристотеля, Ибн-Сины и Ибн-Рушда (1175 г.)

1204 г. Захват крестоносцами Константинополя

1242г. Монгольское нашествие в Вост. Европу

Первая ступень второго уровня (периода) как время накопления новых фактов о природе Земли

В) Эпоха поздней схоластики (Х III – сер. ХIV в.)

Время обширного накопления новых фактов о природе Земли и влияния идей Ибн-Сины и Ибн-Рушда на естественные научные воззрения западноевропейских ученых

1246 г. Начало путешествия Карпини

1271 -1295 гг. Путешествие Марко Поло

«Королевское зерцало» (1240 – 1260 гг.)

«Великое сочинение» Р. Бэкона (1265 г.)

«Труды» Альберта Великого (1320 г.)

«Исторический обзор» Плано Карпини (1248 г.)

«Путешествия» Рубрука (1256 г.)

«Книга Марко Поло» (1298 г.)

Герефордская карта (1260 г.)

Эбсторфская карта (1284 г.)

1368 г. Падение монгольской династии в Китае

1396 г. Начало странствий Шильтбергера

«Божественная комедия» Данте (1320 г.)

«Книга познания» (1345 г.)

Каталонская карта (1375 г.)

1409 г. Перевод «Географии» Птолемея с греческого на латынь

1415 г. Взятие Сеуты португальцами

Г) Эпоха раннего гуманизма (сер. ХIV – сер. ХV в.)

Время апогея средневековой географии и преддверия великих открытий конца ХV – начала ХVI в.

1403 – 1406 гг. Путешествие Клавихо в Самарканд

1418 г. Начало португальских плаваний

«Лик Земли» П. Аллиака (1410 г.)

«Приключения» Шильтбергера (ок. 1400 г.)

Карта северных областей Клавуса Нигера (1427 г.)

1423 г. Перевод «Географии» Страбона

1453 г. Взятие турками Константинополя

1432 г. Открытие Азорских о-вов

Сочинения Н. Кузанского (сер. ХV в.)

«Космография», «География Германии» Э. Пикколомини (сер. ХV в.)

Карта Центр. Европы Н. Кузанского (сер. ХV в.)

1492 г. Первое плавание Колумба

Карта мира Фра-Мауро (1457 г.)

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий.

1 этап. Античный

Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека.

Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес. Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде.

Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый. Также он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон и его ученик Аристотель.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах.

Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания. В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал Эратосфен. Это его впоследствии назовут «отцом географии». Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности.



В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.).

2 этап. Этап обобщения знаний о Земле

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

Наследие античных географов заботливо приумножали арабские ученые. В X в. они создают первый климатический атлас мира – «Kitab al-Ashkal». В конце того же столетия арабские географы выделили на планете 14 климатических зон и установили, что климат изменяется не только по широтам, но и с Запада на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

3 этап. География в эпоху Великих географических открытий.

К XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад – в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах. В это время были открыты морской путь в Индию (Марко Поло), открыты новые части света - Америка (Колумб), Австралия (Кук), совершено первое кругосветное путешествие (Магелан). В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.



В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

4 этап. География Нового времени.

В Новое время география вступает в следующий этап своего развития. Это период широкого обобщения богатого фактического материала, собранного на протяжении столетий. В конце XVIII в. в Западной Европе появились условия для синтеза географических знаний.

Научная географическая школа в России берет начало с соратника Петра I В. Н. Татищева (1686–1750 гг.) и М. В. Ломоносова (1711 – 1765 гг.). В XVIII в. началась интенсивная колонизация обширных земель России от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

На фоне научной революции XIX в. возникли основы новой географии. Они были заложены в работах А. Гумбольдта, К. Риттера.

5 этап. Современная география

В это время происходило выделение из географии отдельных ветвей. Причиной этому были успехи экспериментальной науки столетия. Достижения физики и химии привели к тому, что природные процессы стали изучаться в лабораторных условиях. Полученные при этом результаты распространялись на широкий круг объектов. К концу XIX в. накопилось такое количество географических знаний, что возникла необходимость оформления самостоятельных географических наук, каждая из которых изучала бы определенный компонент природы.

После смерти Гумбольдта и Риттера география Запада переживала кризис. Центр географической мысли переместился в Россию.

Вторая половина XIX в. знаменательна огромным числом ярких работ в географической науке. П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Д. Н. Анучин, А. И. Воейков создали основу географической науки в России. П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший с 1871 по 1914 г. Русское географическое общество, составил Н. Н. Пржевальскому программу изучения Центральной Азии, а Н. Н. Миклухо-Маклаю – Новой Гвинеи.

6 этап. Современный этап исследования природно-территориальных и территориально-хозяйственных систем.

Значительными научными работами в XX в. выделяются школа Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.

Большой вклад в развитие географии внес С. Д. Муравейский – выдающийся гидролог. Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.


Top