Исполнение федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета в рф На кого возложено исполнение бюджета

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между функ-ци-я-ми и субъ-ек-та-ми го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ‚ ко-то-рые их ис-пол-ня-ют: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии - Государственная Дума.

Б) осуществление помилования - Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета - Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов - Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью - Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Ответ: 21323


Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

Основная задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. Ответственность за исполнение федерального бюджета возложена на исполнительные органы власти - Министерство финансов и находящиеся в его ведении Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу; Федеральную таможенную службу и другие органы.
Исполнение бюджета связано со следующими понятиями.
Главный распорядитель бюджетных средств - это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (министерства и ведомства).
Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Бюджетная роспись - это документ по квартальному или по месячному распределению доходов и расходов соответствующего бюджета. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией.
Лимиты бюджетных средств - это объемы выделяемых из бюджета средств на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты устанавливаются на основе бюджетной росписи и доводятся до всех распорядителей бюджетных средств.
Существуют две системы исполнения бюджета: банковская и казначейская.
В РФ исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с казначейской системой. Делается попытка перевести на казначейское исполнение территориальные бюджеты.
Принципиальное отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской заключается в том, что органы казначейства выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.
В основе исполнения бюджетов всех уровней лежит принцип единства кассы, т.е. зачисление всех поступающих доходов и средств на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов и платежей.
Исполнение бюджетов осуществляется на основе отражения всех операций и средства бюджетов в системе балансовых счетов Федерального казначейства, причем осуществление операций, минуя ее, запрещено. Счета Федерального казначейства находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведут их на основании договоров.
Все операции, связанные с поступлением доходов бюджетов и поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджетов, регистрируются органами казначейства в Главной книге казначейства. Казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств в соответствии с порядком регистрации и учета получателей бюджетных средств, установленным Министерством финансов РФ. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в Главной книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджетов. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, применяется режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.
Стадия исполнения бюджета длится 1 год и завершается 31 декабря. Счета Федерального казначейства, используемые для исполнения бюджетов завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
После окончания финансового года Министерством финансов составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается на следующий год.

Контрольные вопросы Назовите стадии бюджетного процесса. Перечислите участников бюджетного процесса. Какие бюджетные полномочия имеют федеральные органы законодательной и исполнительной власти? Какой состав имеет бюджетная классификация РФ? Чем определяется ее значение в бюджетном процессе? В чем заключается процесс составления проекта бюджета? Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения бюджета. Каковы задачи стадии исполнения бюджета? Какой орган власти осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, в чем оно заключается? В чем отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской?

В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается проводить операции в системе балансовых счетов федерального казначейства.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  2. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  3. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  4. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Для регулирования процесса расходования средств Министерство финансов Р.Ф. составляет бюджетную роспись расходов федерального бюджета и передает ее на исполнение Федеральному казначейству.

На основании сводной бюджетной росписи орган исполняющий бюджет в течении 20 дней со дня утверждения бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до получателей средств через органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство регистрирует все операции связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также и финансированием расходов федерального бюджета в Главной книге казначейства.

Министерство финансов Р.Ф. представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Р.Ф.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остаток средств на единм счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство Р.Ф. представляет в Государственную Думу и Счетную палату Р.Ф. на проверку и заключение не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

Счетная палата Р.Ф. проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета Р.Ф. используя материалы проверок и ревизий.

После получения заключения Счетной палаты Р.Ф. Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год и заслушивает:

  1. Доклад руководителя федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  2. Доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  3. Заключение Председателя Счетной палаты Р.Ф.
  4. Доклад Генерального прокурора Р.Ф. о соблюдении законности в области бюджетного законодательства.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Р.Ф. Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  1. Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  2. Об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона обюджетезаконодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной частибюджетасоответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

    исполнения бюджетапо доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджетотдельных видов доходов, в первую очередь,налогови другихобязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

    исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджетаи поступлений из источников финансированиядефицита бюджета, устанавливающий распределениебюджетных ассигнованиймеждуполучателями бюджетных средстви составляемый в соответствии сбюджетной классификацией. Она является основой дляисполнения бюджетоввсех уровней.

Бюджетная росписьсоставляетсяглавными распорядителямибюджетных средств по подведомственнымраспорядителями получателям на основе утвержденногобюджета. Она формируется в соответствии с функциональной иэкономической классификациямирасходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона обюджетероспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составлениебюджета(на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленныхглавными распорядителямибюджетных средств, Министерство финансов формируетсводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем своднаябюджетная росписьпередается на исполнениеФедеральному казначействуи направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

В процессе исполнения бюджетаорганы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденныхассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемоелимитирование расходов . Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

В процессе исполнении бюджетанередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемаясвободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджети не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

Казначейское исполнение бюджета

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения иисполнение бюджетовосуществляется органамиисполнительной власти . Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всехраспорядителейиполучателей бюджетных средств. От имени и по поручениюбюджетных учрежденийони осуществляют платежи за счет средствбюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.Казначействасуществуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений вбюджет, регулирование объемов и сроков принятиябюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от именибюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначействав России, относятся:

    организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами ирасходами бюджетана счетахказначейства;

    регулирование финансовых отношений между бюджетоми государственнымивнебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

    краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов, оперативное управление ими;

    сбор, обработка и анализ информации о состояниигосударственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях побюджетуи овнебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

    управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долгаРФ;

    разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проектабюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России органы федерального казначействапредставляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.Казначействоведет сводный реестрглавных распорядителей,распорядителейи получателей средствфедерального бюджета, оно осуществляет регистрациюбюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциямказначействаотносится предварительный и текущий контроль заисполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляетраспорядителямсредств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований.Казначействообладает правом приостанавливать операции полицевым счетамраспорядителейиполучателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначействав России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства.

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджетана соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполненияфедерального бюджетана данной территории.

Все органы Федерального казначействаявляются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона обюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Основным принципом исполнения бюджетаявляется принципединства кассы . Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетана единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета . Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов вбюджеткак по времени, так и по территориям. В Россиибюджетывсех уровнейбюджетной системыисполняются на основе принципаединства кассы.

Казначействонесет ответственность за правильность исполненияфедерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных сисполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственностиказначействавходит также финансирование расходов, не включенных вбюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитовбюджетных обязательств.

Исполнение бюджетовпо доходам

Важнейшим элементом исполнения бюджетаявляется формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

    налогоплательщики и плательщики сборов(юридические и физические лица), которые перечисляют вбюджетустановленныеналогии другиеобязательные платежи;

    учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

    органы Федерального казначейства , которые получают перечисленные в бюджетсредства и ведут их учет;

    налоговые органы (Министерство РФ по налогамисборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченныхналогов.

Источниками доходной части государственного бюджетаявляютсяналоги, уплачиваемые вбюджетывсех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемыхналогови порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнямибюджетной системы– законом обюджете. Получателяминалоговявляются территориальные органыФедерального казначейства, имеющиелицевые счетав банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органомказначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачетуналогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить своиобязательные платежи.

Исполнение бюджетовпо доходам предусматривает выполнение следующих операций:

    перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

    учет доходов в соответствии с бюджетной классификациейи составление отчетности одоходах бюджета;

    распределение регулирующих доходовмеждубюджетамиразличных уровней в порядке, предусмотренном законом обюджете;

    возврат сумм налогов, излишне уплаченных вбюджет.

Исполнение бюджетапо расходам

Особенностью исполнения бюджетапо расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры –санкционирование и финансирование .Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджетеи обеспечены поступлениями вбюджетдоходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаютсяФедеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованияхдораспорядителейиполучателей бюджетных средств, утверждениесметдоходов и расходовраспорядителямсредств ибюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательствдораспорядителейиполучателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, ибюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средствбюджетавыглядит следующим образом. На основе росписи для каждогобюджетного учрежденияопределяется объембюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляетсметусвоих расходов.Сметаутверждается вышестоящимраспорядителемсредств и представляется вказначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимитыбюджетных обязательств– предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственногобюджета.Бюджетные учреждениясамостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляютсяказначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписиказначействодоводит ее показатели до всех нижестоящихраспорядителейиполучателей бюджетных средств, направляя имуведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределениеассигнованийизфедерального бюджетавправе вносить министр финансов иглавные распорядителисредствфедерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены дораспорядителейсредств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждениеполучило уведомление обассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составитьсмету своих доходов и расходов. Подготовленная сметапредставляется вышестоящемураспорядителюбюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение являетсяглавным распорядителембюджетных средств,сметаутверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждениясметанаправляетсяказначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований,бюджетной росписии прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансированиядефицита бюджетадля каждогораспорядителясредств и бюджетополучателя утверждаютсялимиты бюджетных обязательств . Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначействомобязанность совершить расходование средств соответствующегобюджетав течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом обюджетеи своднойбюджетной росписью. Дляглавных распорядителейбюджетных средств лимиты утверждаютсяФедеральным казначейством. Для нижестоящихбюджетных учрежденийони устанавливаютсяглавными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются черезказначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средствфедерального бюджетасводятся в единый реестр, который представляетсяказначействомв Счетную палату.

Орган федерального казначействапроверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденнойсметеи лимитамбюджетных обязательств. Он может отказаться подтвердить принятыебюджетные обязательствав следующих случаях:

    при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)

    при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведеннымбюджетным ассигнованиями лимитамбюджетных обязательств(например, если сумма платежа превышает остатки средств по той статьеэкономической классификации, которая была указана в платежном поручении);

    при несоответствии принятых бюджетных обязательствутвержденнойсметедоходов и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотренысметой);

    при блокировке расходов.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначействанесут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляетсяказначействомв день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые отраспорядителей, направляютсяказначействомв банк, который исполняет их черезлицевой счетказначейства. Банк осуществляет операции полицевому счетув пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Лицевые счетабюджетных учрежденийоткрываются в соответствующем территориальном органеФедерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть нескольколицевых счетовв органахказначейства. Порядок учета операций, открытия и ведениялицевых счетовустанавливается Главным управлениемфедерального казначейства.

Через лицевые счетаосуществляются:

    финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;

    межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам,дотациям;

    компенсации, субвенции,субсидии, целевые программы;

    предоставление средств федерального бюджетана условиях возвратности и платности;

    расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Корректировка бюджетав процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджетаего расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактическиедоходы бюджетаоказываютсяменьше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходовпринимается органами исполнительной власти. Если же фактическиедоходы бюджетасущественно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон обюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1. если в процессе исполнения федерального бюджетанедофинансирование расходовне превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ . При этом расходы бюджетапо всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всехраспорядителейи бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращениябюджетных расходовпроизводится тем органом власти, который принял решение о его введении;

2. если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются следующие материалы:

    отчет об исполнении федерального бюджетаза истекший период текущего финансового года;

    отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбордоходов федерального бюджета, за истекший период текущего года;

    отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

    отчеты Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитови ссуд;

    анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

К функциям казначействаотносится организация и ведение учета по исполнениюфедерального бюджета. Бюджетный учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит)бюджета, поступления из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаютсяказначействомв соответствующих регистрах учета.

Казначействоопределяет порядок ведения учета и составления отчетности обисполнении бюджетоввсех уровнейбюджетной системы, а такжесметрасходовбюджетных учреждений. Главное управлениефедерального казначействаутверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.

Завершение бюджетного года

Исполнение бюджетазавершается 31 декабря с окончанием финансового года. Порядок его завершения для всех участниковбюджетного процессаустанавливается Центральным банком и Министерством финансов.

Завершающим этапом исполнения бюджетаявляются заключительные обороты, после которых составляется отчет обисполнении бюджетаза год. В период заключительных оборотов операции полицевым счетамс бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года.

31 декабря прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств, и счета, которые использовались дляисполнения бюджета, в 24 часа подлежат закрытию. До этого моментаФедеральное казначействообязано оплатить все принятые и подтвержденныебюджетные обязательства. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершеноказначейством28 декабря. После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается вдоходах бюджетаследующего финансового года.

2. Аналитическая часть, вариант 3

Список используемой литературы

1. Исполнение федерального бюджета в РФ

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.


Top