Что относится к агентам первичной социализации. Агенты социализации и их влияние на формирование личности

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация , т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • изоляция от внешнего мира:
  • постоянное общение с одними и теми же людьми;
  • утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания;
  • отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Уровни и агенты социализации

Социализация как процесс самоидентификации продолжается практически в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям (смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д.), привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.).

В связи с этим в выделяют два динамичных уровня социализации:

  • первичную, происходящую в сфере межличностных отношений в малых группах, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, происходящую на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Агенты социализации , находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека. Например, по отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги, друзья и проч. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида. При этом у индивидов разных возрастов социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших.

Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Первичные агенты социализации

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.

Семья — важнейший агент социализации , так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации.

Одновременно семья — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем.

Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Спорт как агент социализации оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности. По мнению исследователей, спорту следует уделять большее внимание в контексте его социализирующей функции. Причин, по которым дети недостаточно уделяют внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Известно, что спорт придает жизни человека здоровый режим, заряжает его энергией и требует от занимающегося спортом ограничения в негативных стилевых привычках (употребление спиртного, табакокурение и др.). Короче говоря, спорт дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности. Процесс социализации через спорт отличается от процесса социализации в семье, школе, формируя позитивную направленность на поддержание, закрепление и трансляцию определенных социальных ценностей и установок, формирующих жизненно важную для современной молодежи культуру самосохранительного поведения.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием этих жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников. Таким образом, функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Вторичные агенты социализации

Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка).

Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении, — сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки . Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

Социализация на работе — это преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. Это обусловливает трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. В связи с этим французский социолог Э. Шайн выделяет три типа реакции индивида на производственную социализацию:

  • протест — отказ от всех ценностей и норм;
  • творческий индивидуализм — принятие только основных ценностей и норм;
  • конформизм — безоговорочное принятие всех ценностей и норм, подавляющее творческий потенциал.

Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации , т.е. тех социальных структур(семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.

Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

    агентами первичной социализации,

    агентами вторичной социализации,

    агентами первичной и вторичной социализации. Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.

Агентами социализации являются отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно или опосредованно оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных качеств. Среди наиболее «влиятельных» агентов социализации можно выделить следующие: семья, дошкольные воспитательные учреждения (ясли, детский сад, дом ребенка), школа, сверстники и друзья, послешкольные учебные заведения (училища, лицеи, вузы), трудовые коллективы, СМИ, референтные группы и кумиры.

Все агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, воспитатели и няни, учителя, врачи, тренеры, сверстники. Агенты первичной социализации непосредственно контактируют с индивидом (находятся в межличностных отношениях) и оказывают определенное влияние на процесс формирования его социальных качеств.

Агенты вторичной социализации – различные социальные институты и организации (школа, вуз, армия, государство, предприятие, церковь, СМИ и др.). Они непосредственно не контактируют с индивидом (не находятся в межличностных отношениях), а воздействуют на него опосредованно: во‑первых, создают общие объектные условия для социализации, во‑вторых, обозначают приоритеты для самореализации индивида.

В отдельную категорию можно отнести таких агентов как референтные группы и лидеры. Они могут быть агентами первичной социализации, если индивид находится с ним в межличностных отношениях, а могут функционировать как агенты вторичной социализации, т. е. воздействовать на социализацию индивида опосредованно.

Основным агентом первичной социализации является семья. В семье закладываются фундаментальные мотивационные установки, формируются основы семейных гендерных ролей. Семья дает ребенку имя, отчество, фамилию, включает его в свою родословную. Социальное положение родителей определяет первичный социальный статус ребенка. Образ жизни родителей способствует формированию у ребенка определенных ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. В семье формируются важнейшие социальные качества индивида – его первичная социальная сущность.



Весьма важными аспектами семейной социализации являются такие как эмоциональная близость, теплота, ласка, забота, доверительные отношения между родителями и детьми. И если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, то результаты первичной социализации могут наложить негативный отпечаток на всю его последующую жизнь.

Дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в первичной социализации ребенка. В большинстве современных семей родители и ближайшие родственники, по различным причинам, не имеют возможности уделять необходимое время для воспитания ребенка. Поэтому многие семьи вынуждены отдавать своих детей в дошкольные учреждения или нанимать индивидуальных нянек‑воспитателей. В этих условиях весьма важно, чтобы родители не перекладывали свою часть забот о ребенке на других, а дошкольные учреждения и приходящие няни играли бы только вспомогательную роль в семейной социализации.

Школа как агент социализации существенно отличается от семьи. Во‑первых, это эмоционально нейтральная среда, в которой все дети находятся в равных условиях, а власть учителей по своей сути авторитарна. Во‑вторых, школа представляет собой относительно сложную социальную систему, «пропитанную» духом соревновательности. Поэтому, чтобы отстоять собственное «Я» ученик должен приложить немало усилий. В‑третьих, школа обычно отражает доминирующую в социуме культуру, которая не во всем совпадает с субкультурой конкретной семьи. Потому у ребенка может возникать проблема инкультурации (проблема одновременного нахождения в двух и более социокультурных средах).

Сверстники также играют важную роль в социализации индивида. Сравнивая, сопоставляя себя со своими сверстниками, индивид определяет (выявляет) свои достоинства и недостатки, находит свое место в групповой структуре. Принадлежность к группе придает индивиду определенную уверенность в своих действиях и поведении. Группа сверстников, как правило, формирует свою систему ценностей и приоритетов. Мнение группы для подростка нередко бывает более авторитетным, чем мнение родителей или школьных учителей. Если ребенок не находит должного внимания и понимания в семье, то он стремится компенсировать этот недостаток в компании сверстников. Поэтому дети из неблагополучных семей большую часть времени проводят вне дома, а то и вовсе уходят из семьи. В таких случаях влияние сверстников на формирование личности может оказаться доминирующим.

После окончания школы индивид либо сразу начинает самостоятельную трудовую деятельность, либо поступает в среднее или высшее учебное заведение для получения избранной им профессии.

Послешкольные учебные заведения (училища, вузы и др.) являются важным звеном в структуре социализации индивида. Во‑первых, они дают ему возможность лучше подготовиться к будущей самостоятельной жизни в обществе; во‑вторых, вооружают его соответствующими социальными знаниями и профессией; в‑третьих, повышают его социальный статус и делают его более конкурентно способным на рынке труда.

Сфера трудовой деятельности – следующее звено (этап) в структуре социализации индивида. Работая в производственной организации, индивид усваивает новые нормы и правила взаимодействия в трудовом коллективе, становится субъектом и участником производственных отношений. Оплата за труд дает возможность индивиду удовлетворять его жизненные потребности и ощущать материальную независимость. Сама профессия или ремесло для многих людей является главным средством самоидентификации. Люди как бы отождествляют себя со своей профессией: «я – врач», «я – шахтер», «я – плотник» и т. д. Таким образом, в процессе трудовой социализации индивид приобретает и укрепляет свой социальный статус, находит свое место в социальной структуре.

Особую роль в социализации играют средства массовой информации (СМИ), среди которых ведущее место занимает телевидение.

С раннего детства, когда ребенок еще не умеет читать и писать, он с удовольствием смотрит телевизор и таким образом постигает мир. По мере взросления увлеченность телепередачами возрастает.

Телевидение оказывает двойственное влияние на процесс социализации. С одной стороны, телепередачи несут в себе массу интересной информации, но с другой стороны в них содержится и немало негативного. Во‑первых, многие телепередачи показывают не соответствующий реальности образ жизни, например богатых и вечно праздных людей, «красивую жизнь», простое решение сложных проблем и т. д. Все это формирует у индивида завышенные потребности и ожидания, к достижению которых в реальной жизни он не готов. В результате такой «социализации» индивида может постигнуть глубокое разочарование жизнью. Во‑вторых, современное телевиденье изобилует сценами насилия и цинизма, которые также негативно влияют на процесс социализации индивида.

Важную роль в формировании личности играют такие агенты социализации как референтные группы и кумиры. Это могут быть: любимая спортивная команда, музыкальная группа, военное подразделение, литературный или киногерой, авторитетная для индивида личность. В процессе социализации индивид стремится походить на своих кумиров и нередко достигает намеченных целей.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

    агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

    агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения.

15. Факторы социализации

При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;2) формируемые бытовые и гигиенические умения;3) окружающие человека плоды материальной культуры;4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Игнатова Кристина

В данной работе Кристина рассматривает понятие агенты социализации. В следующих разделах она рассматривает конкретно агента социализации семья. школа, друзья. И по итогам проведенного опроса среди воспитанников школы-интерната и педагогов делает анализ. Анализ показан графически.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

с ограниченными возможностями здоровья»

Тульская область, Суворовский район, п. Северо-Агеевский, ул. Школьная, д.2.

Агенты социализации (семья, школа, друзья) как источники правонарушений.

Исполнитель: Игнатова Кристина

ученица 8-го класса

педагог-консультант: Зайкова

Наталья Егоровна (89207528765)

2014 год

  1. Введение………………………………………………...3стр.
  2. Агенты социализации…………………………………..4стр.
  3. Семья…………………………………………………….5-6стр.
  4. Школа……………………………………………………7-9стр.
  5. Друзья и сверстники……………………………………10-12стр.
  6. Заключение………………………………………………13стр.
  7. Литература………………………………………………14стр.

Введение.

В России на протяжении последних лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост подростковой и молодежной преступности. Что же влияет на молодое поколение так негативно и как помочь решить эту проблему. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективные направления воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этих направлений систему работы с несовершеннолетними правонарушителями.

На сегодняшний день в России наблюдается устойчивый рост преступности несовершеннолетних. Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения исчерпывают перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний.

Большое влияние оказывает социальная среда – это окружающие человека материальные и духовные условия его существования и деятельности. Каковы условия – такова и жизнь человека.

Я выбрала тему агенты социализации как источники правонарушении, потому что мне интересно как происходит наша адаптация в обществе. Как растет ребенок и, вырастая, становится правонарушителем. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы. И какое влияние на нас имеют самое ближайшее окружение. Я сама жила в многодетной семье, где мне не смогли помочь ни материально, ни духовно и я оказалась в школе-интернате. Школа также была безразлична к тому, какая обстановка в семье.

Выбранная мною тема актуальна в любое время, так как для успешного развития и воспитания личности важно усваивать нормы поведения, ценности, социальные роли в обществе и помощниками в этом выступают агенты социализации, которые должны направлять ребенка в нужное русло.

Агенты социализации.

Агенты социализации кто они? Люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Агентами первичной социализации является: семья , приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Это среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации это администрация школы, университет, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том. Каким вырастет человек, как пройдет его становление.

Социализация - процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное. Это длительный процесс. Продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

Основными агентами социализации являются

семья

Школа друзья, сверстники

Семья.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. В семье ребенок принимается, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.
По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Семья даст ребенку имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми.

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

Материальным и социальным статусом семьи;

Степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

Ролью отца и матери в общении с детьми;

Составом семьи

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.

Одновременно семья – это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми – все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять в будущем.

Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения.

Именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Считаю, что дети, подвергшиеся жестоким наказаниям, могут стать активными борцами с жестокостью или наоборот - садистами.

Школа.

В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, понимания социальной системы и жизни в обществе.
Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участии в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети очень чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка. Из-за этого начинается нарушения дисциплины (пропуски уроков), в это время ученик предоставлен сам себе и делает всё, что хочет. Негативное отношение к учителю может привести и к более серьезным правонарушениям в нашем жестоком мире, если учитель и ученик не найдут общий язык.

Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе учебы и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удобное ему положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние маленьких групп на развитие отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений, может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации, в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

Школа как агент социализации сильно отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Учиться преодолевать трудности и привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка. Которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и.т.д. в школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер - не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. В школе уже начинается влияние друзей и сверстников.

Друзья и сверстники.

В современном меняющемся обществе большое значение для человека приобретает реализация себя и своих возможностей. В это время ребенку важно оказаться в благоприятной социальной среде – благополучной семье, среди сверстников, оказывающих положительное влияние на развитие человека, в противном случае возникают проблемы. Не случайно многие проблемы из детства переходят во взрослый период так и нерешенными, перерастают в комплексы, неуверенность.

На этапе подросткового возраста, актуализации сексуального интереса в процессе социализации возрастает значение неформального общения. Неформальные группы и структуры начинают играть в жизни человека особую роль, конкурируют с авторитетом семьи. Именно в неформальных группах, в отличие от формализованных (например, школьных или трудовых коллективов), символика приобретает особую роль, способствует сплочению группы. Она может иметь как материальные символы (например, одежда "хиппи" или "металлистов"), так и духовные (в виде идей и лозунгов). Как правило, такие группы обладают своей субкультурой и образцами поведения, формами социального контроля над своими членами.

В групповых отношениях такого типа складываются и определенные языковые штампы и даже определенные "групповые" законы.
Друзья и сверстники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.
Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Если ребенок попадает под влияние трудных подростков. То очень легко нарушит все нормы и правила поведения. Именно такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими похожими на него. Он предоставлен сам себе.

В своей работе я решила провести опрос среди своих сверстников, воспитанников школы-интерната и среди своих педагогов.

  1. Опрос среди сверстников. Опрошено 23 человека.

После подсчета всех ответов, я была очень удивлена, что все мои сверстники считают, что главным источником правонарушений среди несовершеннолетних являются их друзья, сверстники. Я всегда думала, и мое мнение не изменилось, что все зарождается в семье, а потом уже влияние друзей, влияние школы в какой-то степени. А друзья могут повлиять на тебя если ты не получил устойчивого нравственного воспитания в семье, не достаточно любви и внимания от своих родителей.

II. Опрос среди взрослых (педагоги школы-интерната). Опрошено 23 человека.

Опрос среди педагогов показал, что они так же считают основным механизмом влияния и источником правонарушений являются друзья, сверстники. Но появилось и такое мнение, что все вместе семья, школа, друзья - все в какой-то степени влияют и являются источником правонарушений. Пять из опрошенных педагогов считает, что семья и друзья являются источником правонарушений.

По данному опросу можно сделать вывод, что основным источником правонарушений среди агентов социализации являются друзья, сверстники.

Заключение.

В начале работы рассматривается понятие агенты социализации. Социализация охватывает весь период нашего существования от рождения и до смерти. Мы приобретаем социальные роли. Обучение социальным ролям происходит через общение, усвоение культурных норм, ценностей, идеалов.

В следующей главе рассматривается конкретно каждый агент социализации - семья, школа и друзья.

Таким образом, в моей работе рассматриваются агенты социализации, как они работают, какое влияние они имеют на каждого из нас. Я считаю, самым главным агентом социализации является семья, в которой зарождается зерно, а потом уже при помощи школы и своих друзей прорастает в той среде, в какой среде его воспитывала семья. Очень много для создания характера и становления человека как личности дает школа. Если тебе повезет, и у тебя будут внимательные и хорошие учителя.

Опрос, который я провела, показал, что основным источником правонарушений среди агентов социализации являются друзья, сверстники. Так считают учителя нашей школы и такое же мнение среди подростков. А я остаюсь при своем мнении и считаю, что основное развитие человека зарождается в семье, в той социальной группе и культуре к которым он принадлежит.


  • Граждановедение 7 класс. Соколов Я.В. изд. М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002г., 160 стр.

  • http://ru.wikipedia
  • 
    Top