Когда разрешения можно не спрашивать? Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг Использование произведения без согласия автора

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарий к статье 1274 Гражданского Кодекса РФ

1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и, одновременно, исключительного права на произведение.

Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.

2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.

Цитирование - разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо будет воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.

Цитировать рукопись произведения до ее обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова "на правах рукописи", помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.

Цитирование может относиться ко всем видам произведений. Хотя наиболее распространены цитаты письменных произведений, иногда встречается и цитирование произведений живописи, музыкальных произведений.

Указание в рассматриваемой статье обзоров печати имеет в виду не случай изложения существа произведения, а включение в обзор фрагментов соответствующих статей. Обзор печати нередко состоит преимущественно из фрагментов чужих произведений. Чтобы предупредить возможные споры, и введено данное уточнение.

4. Учебная цель второй формы использования произведения, указанной в ст. 1274, предопределяет и условия использования:
основная работа также должна носить учебный характер. При этом ее форма никак не ограничивается - это может быть и книга, и учебный фильм, и радио- или телепередача и т.д., посвященная любой области человеческой деятельности;
используемое произведение должно применяться в качестве иллюстрации, т.е. материала, поясняющего какие-то положения, раскрытые в учебной работе, или являющегося примером и т.д.;
объем использования произведения ограничивается именно его вовлеченностью в учебный процесс.

5. Использование опубликованных статей в информационных целях должно осуществляться с соблюдением следующих условий:
использоваться могут только произведения, опубликованные в газетах и журналах либо переданные в эфир. Указание на их опубликованность означает, что речь не идет об электронных вариантах газет и журналов, например, размещенных в Интернете;
перечень произведений ограничен статьями, поэтому сюда не будут относиться, например, повесть, публикуемая в журнале, фоторепортаж. Иллюстрации, графики, схемы и т.п. могут использоваться в случае, если они являются составной частью статьи, а не добавлены в качестве "иллюстрации на тему";
тематика используемых статей ограничена - только статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;
основной темой статьи должны быть текущие вопросы, т.е. связанные с происходящими событиями, процессами и т.д. Поэтому публикация архивного материала, пусть даже и по той же теме, в рамках данного ограничения исключительного права является неправомерной;
указанные произведения могут использоваться в прессе либо путем сообщения в эфир или по кабелю. Доведение до всеобщего сведения, в частности, путем размещения в Интернете сюда не относится. Разрешение свободно воспроизводить статью в прессе означает и правомерность последующего распространения ее экземпляров;
такое использование не должно быть запрещено правообладателем. Запрещение может быть выражено как непосредственно в статье, так и в отношении номера журнала в целом. Исходя из сложившейся практики, в последнем случае в запрете должно быть ясно выражено, что он касается не только совокупности статей, опубликованных в данном номере журнала в целом, но и каждой статьи отдельно.

Подобное использование предполагает использование статьи полностью. Использование фрагментов статьи возможно в рамках правил цитирования произведения.

6. Близок к рассмотренному и случай свободного использования публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. Обязательно соблюдение требования публичности произнесения речи: если речь произнесена в частном кругу, на закрытом мероприятии и т.д., ее воспроизведение допустимо только с согласия правообладателя.

Любые речи, обращения, интервью и т.п., не имеющие политического характера, не будут подпадать под данный случай свободного использования произведений.

Подпункт 4 п. 1 не допускает свободного использования произведения полностью для всех случаев - объем использования определяется информационными целями.

7. Подпункт 5 п. 1 ст. 1274 разрешает включать в состав репортажа, посвященного определенному событию, целиком или частично произведения, которые можно увидеть или услышать в ходе этого события. Например, в репортаже с фестиваля зрители услышат фрагменты исполнявшихся музыкальных произведений и т.д.; в репортаже об открытии выставки увидят какие-то из картин, представленных на ней.

Репортаж должен быть посвящен событию, происходящему в настоящее время. Рассказ о событиях прошлого (пусть и недавнего) не может рассматриваться как "обзор текущих событий".

В отличие от ст. 1276 ГК, здесь нет запрета делать соответствующее произведение основным объектом использования. В репортаже о выставке можно уделить определенное внимание представленным там экспонатам, а не показывать лишь общий план выставки, однако при этом основной темой репортажа все же остается выставка, а не экспонаты. Показ таких экспонатов должен быть в каждом случае оправдан информационными целями.

8. Воспроизведение произведений специальными способами для слепых разрешается, если речь идет именно о специальных способах (например, использовании рельефно-точечного шрифта); сюда не должно включаться воспроизведение аудиокниг.

При этом требуется соблюдать два условия: воспроизведение должно осуществляться без извлечения прибыли (т.е. цена, по которой будут распространяться изготовленные экземпляры, может лишь покрывать расходы на их изготовление и распространение или быть ниже); не должны также свободно использоваться произведения, специально созданные для воспроизведения специальными способами для слепых.

9. По общему правилу безвозмездное предоставление экземпляров произведений библиотеками во временное пользование своим читателям не требует согласия правообладателя или выплаты ему вознаграждения. Но с произведениями в цифровой форме все сложнее: здесь происходит фактическое создание нового экземпляра произведения и проконтролировать его уничтожение после использования не всегда легко. В этой связи закон ограничивает предоставление библиотеками произведений в цифровой форме только случаем, когда библиотека может в полной мере контролировать такое использование в своем помещении. Библиотека не вправе без согласия правообладателя давать читателю возможность пользоваться произведением в цифровой форме дома или скопировать это произведение в библиотеке, не может разместить его в компьютерной сети - не только в Интернете, но даже локальной сети библиотеки.

В тех случаях, когда произведение в цифровой форме предоставляется библиотекой в пользование в порядке межбиблиотечного обмена, это должно осуществляться путем передачи носителя с записанным произведением с запретом получающей библиотеке создать его копию. Передающая библиотека также не должна на время предоставления такого экземпляра создавать для себя другую копию произведения - предоставление экземпляров в порядке межбиблиотечного обмена не должно приводить к увеличению числа экземпляров.

10. Гражданский кодекс разрешает создавать и использовать пародии и карикатуры на другие произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Имеется в виду случай переработки произведения, когда создается особый его вариант, показывающий произведение в комичном виде. Наличие в п. 3 ст. 1274 одновременно слов "создание" и "использование" позволяет ограничить как исключительное право на произведение, так и право на неприкосновенность. Автор оригинального произведения не может запрещать создание пародии на том основании, что меняется текст произведения и, возможно, наносится определенный ущерб репутации этого лица.

Создание и использование пародии или карикатуры на чужое произведение требует соблюдения только одного условия: оригинальное произведение должно быть обнародовано с согласия автора. Ни объем использования, ни вид пародии законом не ограничиваются. В то же время пародия не должна носить характер оскорбления.

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
Комментарий к статье 19
1. Рассматриваемая статья содержит шесть различных случаев свободного использования произведений, разных по своим сферам, условиям применения и мотивам введения.
Их объединяет лишь то, что все они касаются свободного и безвозмездного использования произведений, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Обычно при этом указывается и название произведения.
2. Само выражение "без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения", употребляемое в данной статье, а также в ст. 16, 18, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона, берет начало в ГК РСФСР 1964 года (ст. 492). Это выражение не очень точное, ибо автор может дать согласие на использование в любом случае и без выплаты вознаграждения.
Под "автором" в данном случае подразумевается владелец исключительных авторских прав.
3. Данная статья требует обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Под источником заимствования можно понимать либо название произведения (особенно если это произведение издавалось или иным образом публично использовалось многократно), либо точное указание на время и место обнародования или опубликования произведения.
Таким образом, термин "источник заимствования" может быть истолкован по-разному.
4. На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи свободного использования произведений, которые подпадают под положения отдельных подпунктов ст. 19, но не содержат требуемого по Закону полного указания имени автора и источника заимствования: нарушены ли здесь и личные, и имущественные авторские права, или мы имеем дело только с нарушением личных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос Закон не дает, а потому следует дополнительно учитывать такие факторы, как объем использования, наличие или отсутствие признаков плагиата, вина пользователя, практика того или иного свободного использования.
В частности, можно считать допустимым и не нарушающим законодательство использование в литературном произведении короткой цитаты типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с указанием за ней в скобках фамилии Есенина и даже без такого указания - но тогда эта цитата должна обязательно приводиться в кавычках.
5. В подпункте 1 упоминается о возможности свободного цитирования из произведений как в оригинале, так и в переводе.
В других подпунктах специально не оговаривается возможность свободного использования произведений в переводе. Но из этого не следует делать вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают свободного использования произведений в переводе. Для ответа на этот вопрос необходимо определять суть и смысл того или иного случая свободного использования.
6. В подпункте 1 говорится о двух различных способах свободного использования - о цитировании и о включении материалов в обзоры печати.
Включение материалов в обзоры печати не есть цитирование. В этом отношении текст Закона следует считать неточным.
Эта неточность объясняется тем, что российское законодательство следует за текстом Бернской конвенции (ст. 10).
Цитирование есть включение произведения (или чаще всего его отрывка) в другое произведение. С другой стороны, обзор печати - это подборка произведений, чаще всего, это составное произведение.
7. При отсутствии подп. 1 цитирование нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские права на воспроизведение и распространение либо авторские права на публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение по кабелю.
Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако допускается цитирование из музыкальных произведений в музыковедческой литературе.
Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование, несмотря на непривычность термина "цитирование" для аудиовизуальных произведений.
Вопрос о том, может ли рассматриваться как "цитата" включение произведения искусства или фотографии в коллаж, на практике, пока, не возникал. Не следует исключать, что на него может быть дан положительный ответ, если только такое действие будет признано соответствующим какой-либо цели, указанной в подп. 1.
8. В подпункте 1 отмечается, что цитирование допускается в определенных целях. Среди них не указана цель художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем.
Следовательно, недопустимы - без согласия автора - "художественные" цитаты в музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий".
Однако в научно - художественной литературе свободное цитирование допустимо.
9. Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать всю песню целиком и т.п.
10. Обзоры печати чаще всего излагают существо различных газетных и журнальных статей (п. 4 ст. 6); тогда они представляют собой независимое произведение, а не производное произведение. В таком случае они используются свободно, без необходимости учета нормы подп. 1.
И лишь если обзор печати представляет собой производное произведение или даже сборник (п. 3 ст. 7, см. также комментарий к нему), для его свободного воспроизведения требуется применение подп. 1.
11. Подпункт 1 устанавливает возможность только свободного воспроизведения обзора печати. Передача такого обзора в эфир под эту норму не подпадает.
12. В подпункте 2 свободное использование определяется его целью. Цель эта - учебная. Это первое ключевое слово для применения данной нормы.
Учебная цель может частично совпадать с целью просвещения, образования, с научной целью. Тем не менее полного совпадения нет.
13. В подпункте 2 под свободным использованием в отношении изданий имеется в виду воспроизведение и распространение, в отношении радио- и телепередач - передача в эфир и сообщение по кабелю, в отношении звуко- и видеозаписей - воспроизведение, распространение, передача в эфир и сообщение по кабелю.
Исходя из общего смысла этой нормы, произведение может свободно использоваться и в переводе, однако переработка может осуществляться только с согласия автора.
14. Норма подп. 2 содержит и второе ключевое слово, которое определяет условие применения этой нормы: произведение или отрывок из него могут свободно использоваться "в качестве иллюстраций", т.е. с включением в какое-то иное произведение: в учебник, телепередачу, в звуковую передачу учебного характера.
Очевидно и то, что слово "иллюстрация" употребляется не в узком, прямом значении этого слова. "Иллюстрация" в данном контексте это не только графика, фото, репродукция произведения изобразительного искусства, но и иллюстративное использование литературного произведения.
Поскольку произведение, свободно используемое согласно подп. 2, должно служить иллюстрацией, т.е. включаться в какое-то иное учебное произведение, данный случай не распространяется на хрестоматии.
15. Различные случаи использования, подпадающие под нормы подп. 3, объединяет текущий, актуальный характер используемых произведений.
Здесь предмет свободного использования - опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также переданные в эфир произведения такого же характера.
Под "статьями" следует понимать любые прозаические произведения; стихотворные произведения в это понятие не включаются. Под эту норму не подпадают и рисунки, фотографии.
Более сложно определить, что подразумевается под "переданными в эфир произведениями такого же характера". Конечно, они также включают в себя только произведения текущей тематики и касаются статей. Но ограничиваются ли эти произведения статьями? Не входят ли сюда и фотографии, рисунки, карикатуры, диаграммы, относящиеся к злободневным экономическим, политическим, социальным проблемам? На этот вопрос следует дать положительный ответ.
16. В соответствии с подп. 3 произведение может быть свободно использовано в газете (но не в журнале!), передано в эфир, сообщено по кабелю.
17. Норма, содержащаяся в подп. 3, применяется только в тех случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором.
Лучше, если такой запрет будет выражен прямо и недвусмысленно, например таким образом: "Использование настоящего произведения (статьи, сообщения, фотографии) на основе подпункта 3 статьи 19 Закона об авторском праве запрещается".
Запрет может касаться лишь некоторых способов использования, указанных в подп. 3.
18. Пользователи должны учитывать и косвенные запреты: проставление знака охраны авторского права либо помещение надписи "эксклюзивное интервью", "только для "Общественного российского телевидения" и т.д.
Однако косвенные формы запрета могут вызвать споры.
19. Подпункт 4 устанавливает свободное использование для целей информации.
Под содержащуюся здесь норму подпадают публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под "аналогичными" понимаются интервью политических деятелей, приветственные обращения к конференциям, съездам и т.п.
Чисто научные доклады, даже если они произносятся политическими деятелями, выходят за рамки этой категории.
Кроме литературного текста указанные произведения включают в себя диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т.п.
Вообще произведения, относящиеся к этой категории, характеризуются следующими двумя признаками: 1) они публично произнесены; 2) они относятся к политике.
20. Произведения, указанные в подп. 4, могут быть свободно воспроизведены в газетах (не в журналах!), переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только "в объеме, оправданном информационной целью". Как правило, это должно быть использование отдельных отрывков, но нельзя исключить и использование произведения целиком.
21. Вторая фраза подп. 4 не добавляет каких-либо новых норм и не несет юридической нагрузки, так как первая фраза не касается права на публикацию таких произведений в сборниках.
22. Подпункт 5 относится к произведениям, которые случайно или попутно включены в состав других произведений.
Эти последние произведения условно названы "обзорами текущих событий". Значит, это какие-то актуальные, злободневные произведения. Это могут быть действительно обзоры текущих событий в виде аудиовизуальных произведений (хроника дня и т.п.), звукозаписей. Но сюда же относятся, как это прямо указано в подп. 5, фотографии с места события, происшествия и т.п.
В "обзоре текущих событий" (включая в это понятие и фотографии) случайно или попутно может быть использовано какое-либо произведение, например звучать "фоновая" музыка, на заднем плане иметься изображение картины или скульптуры и т.п.
Подпункт 5 как раз и устанавливает свободное использование для тех произведений, которые попутно попали в "обзоры текущих событий".
23. Подпункт 5 ограничивает свободное использование таких произведений информационной целью.
24. О второй фразе подп. 5 см. п. 21 комментария к настоящей статье.
25. Исходя из общего контекста подп. 5, следует считать, что он устанавливает право свободного использования произведений (так как они указаны в п. 22 комментария к данной статье) при воспроизведении, передаче в эфир и сообщению по кабелю "обзоров текущих событий".
Иными словами, в начале подп. 5, вероятно по техническим причинам, пропущены слова "передача в эфир" и "по кабелю".
Иначе никак нельзя объяснить смысл этой нормы.
26. В соответствии с подп. 6 любое обнародованное произведение может быть выражено в такой внешней форме, которая позволяет слепым людям воспринимать это произведение, и затем оно может быть свободно воспроизведено в этой форме.
27. При использовании данной нормы необходимо соблюдать два дополнительных условия.
Во-первых, такое использование произведения должно производиться без извлечения прибыли, т.е. продажная цена не может быть выше себестоимости.
Во-вторых, это правило не относится к произведениям, специально созданным для слепых.
Разумеется, произведение не может перерабатываться для свободного использования для слепых людей, однако, перевод его на другой язык возможен.
28. Термин "воспроизведение", применяемый в подп. 3, 4, 5 и 6, включает в себя и "распространение".
29. Поскольку свободное использование, предусмотренное подп. 1, 4 и 5, обосновывается одними и теми же интересами - интересами информации, а подп. 3 - сходными интересами - интересами ознакомления с текущими событиями, нельзя исключить, что некоторые случаи использования одновременно будут подпадать под два или большее число подпунктов данной статьи.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках; 5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью; 6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях; 7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций. 2. В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. 3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями. 4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

По общему правилу, авторское право возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, причём счёт лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. После окончания срока защиты авторских прав произведение переходит в общественное достояние. Иными словами, с этого момента каждый желающий может использовать произведение по своему усмотрению, не нарушая, однако, "вечных" прав – авторства, на имя и на защиту репутации.

Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Существует три вида договоров, на основе которых может осуществляться передача имущественных прав: авторский, трудовой и лицензионный. Каждый из них имеет свою сферу применения.

Авторский договор заключается между автором по поводу использования его конкретного произведения и любым иным лицом. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати (если речь не идет о произведении, созданном журналистом в рамках исполнения его трудовых функций).

При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько, и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.

По трудовому договору переходят права на служебное произведение. Служебным произведением Закон называет произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 ч. 1). На практике это означает, необходимость существования документа, определяющего создание произведения как служебную обязанность автора. Обычно такими документами являются трудовой договор и положение об обязанностях лица, занимающего данную штатную единицу. Часто, впрочем, ни один из этих документов не содержит прямого указания на необходимость создания произведений. Так, в положении о должности пресс-секретаря может быть лишь указана его обязанность информировать прессу, а способы, которые он для этого использует, работодателя могут совершенно не интересовать. Создание произведений (пресс-релизов), или, тем более, их оригинальность никаким документом не будут предусмотрены. Тем не менее, очевидно, что оригинальные произведения, созданные с целью информирования прессы, то есть целью, обозначенной в положении (инструкции и т.д.), будут произведениями служебными.

Если задание начальства выходит за пределы служебных обязанностей подчиненного, то ситуация осложняется. Здесь возможны два варианта юридически корректного поведения. Либо сотрудник принимается на временную работу по совместительству, с ним заключается еще один трудовой договор, предусматривающий характер выполняемого труда, и тогда его произведение будет служебным. Либо сотрудник выступает как независимое от работодателя лицо, с ним заключается гражданский авторский договор, и тогда его произведение служебным являться не будет. Во всех иных случаях ни само задание, ни использование работодателем произведения сотрудника не могут считаться законными.

Специфика служебного произведения состоит в том, что права на него делятся между автором-работником и работодателем. Все имущественные права с момента передачи произведения работодателю принадлежат ему. Более того, помимо работодателя и без его согласия никто не может использовать служебное произведение. То есть, если автор по каким-то причинам, решит произведение работодателю не передавать, и предпочтет быть уволенным за неисполнение служебных обязанностей, получается, что данное произведение никогда и никем уже не может быть использовано – опять же, кроме бывшего работодателя, если автор вдруг передумает. Автор же сохраняет за собой неимущественные права, – например, право представляться автором и даже требовать при всяком использовании указания его имени.

Непростым является также вопрос о выплате авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Практика, здравый смысл, советское законодательство и многие юристы исходят из того, что это вознаграждение включается в установленную трудовым договором заработную плату или тождественно ей. Действующий Закон утверждает иное: "Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем" (п. 2 ст. 14). Закон не указывает, о каком именно договоре идет речь, так что можно предположить, что имеется в виду как трудовой, так и иной договор. Иными словами, если в трудовом договоре предусмотрены все виды использования произведения, к которым будет прибегать работодатель, то авторское вознаграждение будет выплачиваться в рамках заработной платы, установленной тем же договором. Однако если работодателю придет в голову новый способ применения произведения, то ему придется заключать с работником новый договор, напоминающий авторский. А именно: в нем будет указан способ и территория использования произведения, а также размер и порядок выплаты вознаграждения. Тем не менее, отличия от авторского договора будут принципиальны. Если основным содержанием авторского договора является передача права, то основным содержанием данного – установление вознаграждения. Автору не нужно передавать работодателю право на тот или иной вид использования, он не может запретить работодателю любое использование произведения, поскольку это право уже принадлежит работодателю в силу Закона (п. 2 ст. 14). Если автора не устраивают предлагаемое работодателем вознаграждение, и он намерен отстаивать свои права даже в суде, то целесообразно не подписывать никакого договора, зафиксировать факт бездоговорного использования его произведения и обратиться в суд с требованием выплаты причитающейся суммы.

Положения статьи 14 "Авторское право на служебные произведения" не распространяется на создание периодических изданий. Отличия в правовом режиме газетной статьи, созданной штатным журналистом (и являющейся, конечно, служебным произведением), состоят в следующем (ч. 2 ст. 11):

    не только работодатель (издатель), но и автор-журналист вправе использовать произведение по собственному усмотрению;

    зато журналисту не полагается никакого дополнительного вознаграждения за использование издателем его произведения не предусмотренным трудовым договором способом.

Лицензионный договор заключается при переходе авторских прав к пользователю от организации, ранее получившей их от автора. В частности, пользователь может получить лицензию у Российского Авторского Общества, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 "О государственной политике в области авторского права и смежных прав".

Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (т.н. ограничения имущественных прав – статьи 18-26).Рассмотрение всех этих случаев заняло бы слишком много места, поэтому перечислим только те, которые имеют непосредственное отношение к связям с общественностью и смежным видам деятельности.

1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:

    в личных целях;

    архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения.

2. Ограничения имущественных прав при использовании произведения средствами массовой информации. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения обнародованных в СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

    воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

    воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

    при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

    допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

    с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.

Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров, а также оборудования, с помощью которого они были произведены;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

5) выплаты компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода

а) в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей,

б) в двукратном размере стоимости экземпляров произведений,

в) в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, обычно устанавливаемой при схожих обстоятельствах.

Указанные в пунктах 3, 4, 5 меры применяются по выбору правообладателя.

Уголовный кодекс устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлёкшие крупный ущерб наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введённую после принятия Закона об авторском и смежных правах статью 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Выводы:

Защита авторских и смежных прав в России благодаря системе международных договоров и Закону "Об авторском и смежных правах" имеет солидную юридическую базу. Четко определены как права авторов, так и ответственность правонарушителей. Тем не менее, именно в этой сфере правонарушения имеют массовый характер. На наш взгляд, причиной этого являются не столько отдельные недостатки действующего законодательства, сколько отсутствие в общественном сознании уважения к интеллектуальной собственности, зачастую безвольность авторов при защите собственных прав.

Вопросы:

Как устранить необходимость указывать имя специалиста по связям с общественностью на созданных им произведениях?

На основании каких договоров могут переходить авторские права?

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.


Top