Органы предварительного расследования виды и полномочия. Понятие и виды органов предварительного расследования

Органы предварительного расследования - это специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на установление обстоятельств преступления, изобличение лиц (лица), привлечение таких лиц в качестве обвиняемых и не допущением привлечение в качестве обвиняемых невиновных в совершении преступления (самая главная задача).

В настоящее время в РБ предварительное расследование осуществляется в 2ух основных формах:

1. предварительное следствие

2. дознание

Органы:

1. органы предварительного следствия
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, на момент 10 ноября 2011 г. у нас в РБ имеется 4 вида органов предварительного следствия, 4 следственных аппарата:
следователи прокуратуры
следователи органов внутренних дел
следователи органов государственной безопасности
следователи комитета государственного контроля, ДФР
В основу разграничения подследственности дел прежде всего положен предметный признак, т.е. вид совершенного преступления позволяет определить какой следователь будет расследовать данное преступление. Следователи прокуратуры расследуют убийства, изнасилования, должностные преступления (взятка, злоупотребление власти, превышения полномочий) , преступления против правоохранительных органов и др. Следователи прокуратуры расследуют наиболее серьезные преступления, за исключением государственных преступлений (следователи государственной безопасности). Следователи органов внутренних дел расследуют такие преступления, как причинение телесных повреждений, грабежи, разбои и др. Следователи ДФР, КГК расследуют преступления, которые связаны с незаконным предпринимательством, неуплатной налогов и др.
Кроме предметного признака, существует (182 УПК) альтернативная подследственность (по некоторым составам преступлений, расследование их может осуществляться следователями 2 следственных аппаратов). Расследует тот, кто первый возбудил уголовное дело. Территориальная подследственность – преступление расследует следователь того следственного аппарата, на территории юрисдикции которого совершено данное преступление. Из этого правила есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: дело может быть расследовано по месту проживания большинства свидетелей. ОСНОВНАЯ ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ. с 1 января 2012 г. преступления будут расследоваться в форме предварительного следствия и только.
Следователи, как особые должностные лица, являются фигурами процессуально самостоятельными, т.е. они самостоятельно при обнаружении признаков преступления, избирают ход направления расследования, избирают те процессуальные действия, которые они будут производить, возбуждают уголовное дело, с одной стороны, с другой стороны, прокурор обладает неограниченными возможностями по вмешательству в ход расследования дел, в т.ч. прокурор в настоящее время имеет право провести любое следственное действие, давать указания следователю, обязательные к исполнению, отменять незаконное решение следователя, передавать материалы дела от одного следователя к другому (ГДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА). В УПК указан перечень указаний прокурора, при несогласии с которыми следователь приостановив их исполнение может обратиться к вышестоящему прокурору (по наиболее важным обстоятельствам дела: квалификации преступления, объем обвинения, о направлении дела в суд и о прекращении дела). (Вышестоящий прокурор) это обязанность, считает лектор, хотя в УПК это является правом. Вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю. В 2012 г. будет функционировать следственный комитет, в который войдут следователи прокуратуры, органы внутренних дел и следователи ДФР и КГК. Следственный комитет и следователи органов государственной безопасности – будут 2 следственных аппарата. Комитет гос. безопасности отстоял право расследования определенного перечня государственных преступлений (просит включить должностные преступления: лектор считает, что это не правильно). В нынешнем проекте нет такого, только государственные преступления. Все остальные преступления будут расследоваться следователями следственного комитета. Они будут подчиняться по вертикали, это сделано для того, чтобы повысить процессуальную самостоятельность следователей. Будут некоторые полномочия у прокурора изъяты: полномочия по даче обязательных указаний следственному комитету (следователю), предлагается ввести новый вид требований прокурора, который определяется как обязательное к рассмотрению. Обязательные указания даются начальником следственного комитета. У прокурора изымается право продлевать сроки расследования, проводить следственные действия по делам, которые находятся у следователя и др. Полномочия прокурора сужаются, а полномочия начальника соответственно расширяются.

2. органы дознания
Дознание это тоже форма предварительного расследования, но она не основная, а дополнительная, вспомогательная. Осуществляют ораны дознания, которые можно разделить на 2 группы (ст.37 УПК – 10 видов органов дознания и их можно разделить на 2 группы):
общей компетенции. Не определяются перечень преступлений. Относится министерство внутренних дел и территориальные органы внутренних дел (теоретически могут осуществлять расследования в форме дознания по всем видам преступлений), командиры воинских частей, соединений, военных учебных заведений (они имеют право проводить дознание по всем преступлениям, совершенных на территории их части), капитаны морских судов и речных судов, находящихся вне пределов РБ, командиры воздушных судов, находящихся за пределами РБ и главы дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, начальники исправительных учреждений (на территории данных заведений преступления). Все другие органы дознания являются органами специальной компетенции
специальной компетенции.
Органы государственной безопасности, государственный пограничный комитет, таможенные органы, органы финансовых расследований и органы государственного пожарного надзора. Эти органы, выполняя свои основные задачи, непосредственно сталкиваются (часто) сталкиваются с преступлениями пограничными. Формы дознания:
дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Обнаружив преступление (теоретически любое), орган дознания (министерство внутренних дел и территориальные органы в первую очередь) возбуждает УД, проводит по нему неотложные следственные действия (задержание, обыск, опрос) и в срок не более 10 суток передает дело следователю, для того, чтобы следователь закончил дело (возникает несколько вопросов: что за орган? Орган дознания в общем виде, а дознание осуществляет дознаватели (осуществляют неотложные действия)(затем, с 1 января 2011 г., они будут называться лицами, проводящими дознание) почему следователь не может преступить к расследованию дела сам? Следователь может быт физически нагружен, не может немедленно появиться на месте.
дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно.
С 1 января 2011 г. ее уже не будет . Проводится по 60 составам УД. Менее тяжкое телесное повреждение, легкое телесное повреждение, истязание, заражение ВИЧ-инфекцией и по некоторым другим составам. Длительное время у нас считалось, что по такого рода составам преступления нужно допускать дознавателя. Отличается от предварительного следствия тем, что установлен срок для окончания расследования в форме дознания в 1 месяц, все наиболее важные решения дознавателя должны утверждаться начальником органа дознания и тех решений, где требуется санкция прокурора, на дознавателя, который действует практически как следователь, не распространяются требования ч.4 ст.36 УПК.
Изменения:
изменение компетенции органов дознания.
не будет дознавателя, будет лицо, производящее дознание.
Предусмотренные реформы через 20 лет начали реализовываться, а именно сейчас.

  • 13. Осуществление правосудия только судом.
  • 14. Независимость судей и подчинение их только крф и фз.
  • 15. Участие граждан в отправлении правосудия.
  • 16. Равенство всех перед законом и судом.
  • 18. Обеспечение доступа к правосудию.
  • 19. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.
  • Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.
  • 20. Состязательность и равноправие сторон.
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства.
  • 24. Судебная система рф, её структура и признаки.
  • 1) Суды, составляющие судебную систему рф (общая характеристика).
  • 28. Понятие судебных инстанций.
  • 34. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • 35. Районный суд. Состав, полномочия.
  • 36. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 37. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.
  • 38. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • 1. Судебные
  • 39. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.
  • 40. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • 1. В качестве суда первой инстанции судебные коллегии рассматривают:
  • 41. Военные суды. Понятие, система, полномочия.
  • 42. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • 43. Окружные (флотские) военные суды. Состав, структура, полномочия.
  • 44. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 45. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • 46. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • 47. Президиум вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 48. Кассационная коллегия вс рф.
  • 49. Судебные коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 1. В качестве суда первой инстанции:
  • 50. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 51. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания), полномочия.
  • 52. Конституционный Суд рф. Место в судебной системе рф. Состав суда. Полномочия.
  • 53. Решения кс рф, их юридическое значение.
  • 54. Арбитражные суды. Система, задачи, полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 55. Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 56. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 57. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 60. Приостановление полномочий судьи.
  • 65. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • 66. Органы предварительного расследования, понятия и виды.
  • 67. Органы предварительного следствия.
  • 68. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • 69. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы, её осуществляющие.
  • 70. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • 71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • 72. Принципы организации и деятельности прокуратуры (73 – 76)
  • 77. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 78. Акты реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении общего надзора.
  • 83. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • 84. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 85.Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • 86. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • 87. Прокуратура субъекта рф и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 88. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 89. Коллегия в органах прокуратуры.
  • 90. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров рф
  • 94. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • 95. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф.
  • 98. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания, порядок.
  • 100. Формы адвокатских образований.
  • 104. Министерство юстиции
  • 66. Органы предварительного расследования, понятия и виды.

    Предварительное расследование деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления и лиц, его совершивших. Эта деятельность детально регламентирована УПК РФ и может осуществляться только в установленном порядке (процессуальной форме),

    Признать лицо виновным может только суд, однако суд может это сделать лишь на основе достаточного доказательного материала, представленного органами предварительного расследования.

    Поэтому судебным стадиям предшествуют 2 досудебные стадии :

      досудебное производство – стадия возбуждения уголовного дела, в которой решается вопрос, есть ли достаточное основание для возбуждения уголовного дела, т.е. нужно ли начинать предварительное расследование.

      стадия предварительного расследования – основная стадия в досудебном производстве, представляет сложную и многогранную деятельность, направленную на разрешение определённых задач.

    Задачи предварительного расследования:

      полное и всестороннее установление всех обстоятельств совершённого преступления;

      изобличение лиц, совершивших преступление, и привлечение их в качестве обвиняемых, применение к ним необходимых мер процессуального принуждения;

      реабилитация невиновных;

      защита прав лиц, пострадавших от преступления, принятие мер к возмещению ущерба, причинённого преступлением;

      выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование проводится с целью направления уголовного дела в суд для решения вопроса о виновности привлечённого лица. На этой стадии возможно окончательное разрешение уголовного дела. При наличии оснований, предусмотренных ст. 24-28 УПК РФ, уголовное дело может быть прекращено, и тогда его прохождения через судебные стадии не будет.

    Существует 2 вида (формы) предварительного расследования :

      предварительное следствие

      дознание

    (ст. 150 УПК РФ)

    Предварительное следствие

    Дознание второй вид (форма) предварительного расследования, который проводится по определённым категориям дел, указанных в законе (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), по делам о небольшой общественной опасности и при условии, что уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).

    67. Органы предварительного следствия.

    Предварительное следствие первый вид (форма) предварительного расследования, который проводится по большинству уголовных дел (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

    Органы, имеющие следственные аппараты и осуществляющие предварительное следствие:

      Прокуратура

      Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль)

    Каждый из этих органов проводит предварительное расследование по определённым категориям дел, отнесённых к их подследственности (ст. 151 УПК РФ). Процессуальные полномочия следователей этих органов абсолютно одинаковые, и порядок производства предварительного следствия не зависит от их ведомственной принадлежности.

    В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь при производстве предварительного следствия обладает процессуальной самостоятельностью и наделён серьёзными властными полномочиями:

     Вправе самостоятельно направлять ход расследования,

     Может проводить все следственные действия, предусмотренные законом (допросы, осмотры), за исключением случаев, когда по закону на их производство требуется судебное решение или согласие прокурора, при этом следователь самостоятельно определяет время производства этих действий и их очерёдность.

     Может самостоятельно принимать решения по уголовному делу (о привлечении лица в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела по некоторым основаниям), кроме случаев, когда на это требуется согласие прокурора.

     Имеет определённые полномочия в отношении органов дознания: вправе дать им письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий ,о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий , а также получать содействие при их осуществлении.

    Все требования, поручения, запросы следователя (о предоставлении справок, иных документов) обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст.

    21 УПК РФ).

    Основная обязанность следователя состоит в принятии всех необходимых мер, предусмотренных законом, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

  • 12. Осуществление правосудия только судом.
  • 13. Независимость судей и их подчинение только Конституции рф и фз.
  • 14. Участие граждан в отправлении правосудия.
  • 15. Равенство всех перед законом и судом.
  • 17. Обеспечение доступа к правосудию.
  • 16. Право на судебную защиту.
  • 18. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.
  • 19. Состязательность и равноправие сторон.
  • 20. Презумпция невиновности.
  • 21. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов).
  • 22. Язык судопроизводства и делопроизводства.
  • 23. Судебная система рф, ее структура и признаки.
  • 24. Федеральные суды и суды субъектов рф, их соотношение.
  • 25. Система судов общей юрисдикции (общ. Характеристика).
  • 26. Понятие судебных инстанций.
  • 27. Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.
  • 28. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции.
  • 29. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.
  • 30. Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции.
  • 31. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • 32. Районный суд. Состав, полномочия.
  • 33. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 34. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.
  • 35. Президиум верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • 36. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: его полномочия.
  • 37. Судебные коллегии Верховного суда республики краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • 38. Постоянное судебное присутствие.
  • 40. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • 41. Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.
  • 42. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 43. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • 44. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • 45. Президиум Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 46. Судебный коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 47. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 48. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и полномочия.
  • 49. Арбитражные суды. Понятие, задачи полномочия.
  • 50. Система арбитражных судов рф. Суд по интеллектуальным правам.
  • 51. Конституционный суд рф. Место в судебной системе рф. Состав суда. Полномочия.
  • 52. Решения Конституционного суда рф, их юридическое значение.
  • 53. Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 54. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 57. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 58. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы и полномочия.
  • 59. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда рф. Состав. Полномочия.
  • 60. Судебный департамент при вс рф. Система и полномочия.
  • 61. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • 62. Органы предварительного расследования: понятия и виды.
  • 63. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.
  • 64. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • 65. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы ее осуществляющие.
  • 66. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • 67. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • 68. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 69. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 70. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.
  • 71. Надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 72. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
  • 73. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • 74. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
  • 75. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 76. Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • 77. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • 78. Прокуратура субъекта рф и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 79. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 80. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
  • 81. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
  • 82. Генеральный прокурор рф, порядок его назначения, полномочия.
  • 83. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • 84. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре рф.
  • 85. Права и обязанности адвоката.
  • 86. Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекращение).
  • 87. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания и порядок.
  • 88. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказание юридической помощи адвокатами бесплатно.
  • 89. Формы адвокатских образований.
  • 90. Система органов адвокатского самоуправления. Адвокатская палата субъекта рф, ее органы.
  • 91. Министерство юстиции рф и его органы на местах. Функции и полномочия Минюста рф.
  • 92. Нотариат, функции, полномочия. Система органов нотариата.
  • 62. Органы предварительного расследования: понятия и виды.

    Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

    Система органов предварительного расследования включает органы предварительного следствия и органы дознания.

    УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

    Общая характеристика дел, подследственных следователям прокуратуры, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

    Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

    Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления.

    Согласно УПК к органам, имеющим право проводить дознания относятся:

    Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

    Органы Федеральной службы судебных приставов России;

    Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

    Органы Государственной противопожарной службы.

    Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;

    Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

    Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

    Обязанности органа дознания

    Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, - в порядке, установленном главой 32 Уголовно-процессуального кодекса;

    Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 кодекса.

    63. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.

    Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

    Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России.

    Задачи органов предварительного следствия:

    – быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

    – всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

    – обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

    – обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

    – обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

    – установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

    – выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

    Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

    Следователь должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

    Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

    Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

    Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

    Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

    Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

    Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

    Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

    Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

    Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

    Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    
    Top