Простые методы рационального мышления в принятии решений. Техники для позитивного мышления

В конце XX века сделались отчетливыми многие изменения в условиях нашей жизни, в том числе кардинальные изменения в средствах, способах и формах организации нашего мышления. Организационно- управленческая деятельность стала профессиональной и, следовательно, начала нуждаться в своей особой логике и методологии мышления. Решая различного рода управленческие, стратегические задачи, необходимо пользоваться специальными логическими приемами, техниками и методами мышления, которые систематизируют процесс мыследеятельности, делают его более плодотворным.
Рассмотрению подобных техник и методов мышления и посвящена данная глава.
Наиболее распространенными техниками мышления являются следующие:
. Анализ - это метод мышления, состоящий в расчленении целого на составные части.
. Синтез - метод мышления, состоящий в соединении, агрегировании отдельных частей в единое целое.
. Сведение - переход от сложных, элементов к простым с выделением главного базиса.
. Индукция - метод мышления, основанный на умозаключении от частного (особенного) к общему.
. Дедукция - метод, основанный на умозаключении от общего кчастному (особенному).
. Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений.
. Аналогия - метод мышления, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
. Выращивание идеи, концепции - средство построения логически связанных элементов, идей в одну концепцию.
. Рефлексия - метод мышления, направленный на осмысление своих собственных действий, работы, мышления и их анализ, т. е. самоанализ.
Рефлексия является, пожалуй, самым интересным методом мышления и заслуживает особенного внимания. Целесообразно рассмотреть этот метод более подробно.
Чтобы понять механизм рефлексии, рассмотрим схему так называемого " рефлексивного выхода".
Допустим, какой-то индивид занимается определенной деятельностью, заданной его целями, средствами и знаниями, но в силу каких-то причин он не может получить нужного результата от своей работы либо вообще не может осуществить необходимые действия. В каждом из этих случаев он ставит перед собой вопрос: почему у него не получается и что нужно сделать, чтобы добиться необходимого результата?
Самым простым будет случай, когда он сам или кто-то другой ужа осуществляли деятельность, направленную на достижение подобной цели в сходных условиях, и, следовательно, данному индивиду просто нужно построить ее копию.
Намного сложнее, когда подобная деятельность является принципиально новой, не существует ее образцов, чтобы провести аналогии. Но ответ все равно должен быть найден, и он создается теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности.
Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектная деятельность, сам проект не может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных ранее действий и полученных результатов.
Во всех случаях, чтобы получить подобное описание уже произведенной деятельности, рассмотренный нами индивид должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию - внешнюю, как по отношению к прежней, так и по отношению к проектируемой деятельности. Это и будет "рефлексивным выходом", новая позиция деятеля будет называться "рефлексивной позицией", а знания, выработанные в ней, - "рефлексивными знаниями", поскольку они разрабатываются в первой позиции. Схема "рефлексивного выхода" будет служить первой абстрактной модельной характеристикой рефлексии в целом.
Новая деятельность индивида в рефлексивной позиции как бы поглощает прежнюю деятельность, выступая для нее в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве проектируемого объекта. Это отношение поглощения через знания выступает как вторая характеристика рефлексии в целом.
Отношение рефлексивного поглощения, выступающее как статический эквивалент "рефлексивного выхода", позволяет отказаться от принципа "изолированного индивида" и рассматривать рефлексивные отношения непосредственно как вид кооперации между разными индивидами и, соответственно, как вид кооперации между разными видами деятельности.
Теперь суть рефлексивного отношения уже не в том, что тот или иной индивид выходит "из себя" и "за себя", а в том, что развивается деятельность, создавая все более сложные кооперативные структуры, основанные на принципе рефлексивного поглощения.
Кооперативные связи - это:
- практические призводственные связи, заключающиеся в передаче продуктов одной деятельности в качестве исходного материала или средств в другую деятельность;
- теоретические связи объединения и интеграции средств деятельности, объектов, знаний при обслуживании какой-либо третьей деятельности. Важно то, что какая-то из данных связей должна обязательно возникнуть, иначе невозможна никакая кооперация.
Суть состоит в том, что рефлексивный выход превращает исходную деятельность даже не в объект, а просто в материал для рефлектирующей деятельности. Рефлексируемая и рефлексирующая деятельности не равноправны, так как они лежат на разных уровнях иерархии, у них разные объекты, разные средства деятельности, разные знания, и в силу всех этих различий между рефлексируемым и рефлексирующим деятелями не может быть никакого взаимопонимания и никакой коммуникации в подлинном смысле этого слова.
Действительно, индивид, находящийся во внешней позиции, описывает происходящее, в том числе и элементы деятельности первого индивида, по-своему, а затем передает свое описание и виде сообщения первому индивиду. Последний, получая сообщение, должен понять его и использовать заложенные в нем знания в своей деятельности. Но понять - значит взять информацию в таком ракурсе, в каком ее представил второй индивид. Это практически невозможно или, по крайней мере, чрезвычайно сложно. Данный факт объясняется тем, что первый индивид осуществляет совсем иную деятельность, нежели второй, представляет картину всей ситуации по-своему и, как следствие, всю информацию, поступающую от второго индивида, он будет понимать и трактовать иначе, нежели второй, - с иным смыслом и иным содержанием.
Единственная возможность для первого индивида точно и адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, - встать на его точку зрения, принять его деятельностную позицию. Но это будет уже совершенно искусственная трансформация, нарушающая естественные и необходимые условия сложившейся ситуации общения: в обычных условиях переход первого индивида на позицию второго будет означать отказ от своей профессиональной позиции. И, следовательно, кооперация как таковая опять не получится.
Возникает вопрос: нет ли такого пути и способа понимания, который позволил бы первому индивиду восстановить подлинный смысл, заложенный в сообщение вторым, и при этом сохранить свою собственную точку зрения?
Такой путь и способ понимания возможен и встречается в тех случаях, когда первый индивид обладает совершенно особенными и специфическими средствами понимания, позволяющими ему объединить две точки зрения - "видеть" и знать то, что "видит" и знает второй индивид, и одновременно с этим то, что должен "видеть" и знать сам.
В простейшем случае первый индивид должен иметь такое представление о ситуации и всех ее объектах, которое механически соединяет представления первого и второго, но вместе с тем дает возможность разделять их. В более сложном случае это будет представление "конфи- гуратного типа", объединяющее разные "проекции".
Таким образом, рефлексия, описанная как рефлексивный выход или рефлексивное поглощение, оказывается чисто негативной, критической и разрушительной связью; чтобы стать положительным творческим механизмом, она должна дополнять себя какой-то конструктивной процедурой, порождающей условия и средства, необходимые для объединения рефлексируемой и рефлексирующей деятельности в рамках подлинной кооперации. Только тогда можно получить целостный механизм, обеспечивающий создание новых организованностей деятельности и их развитие.
Техники разрушения и устранения ошибок.
Второй набор техник мышления условно называется разрушающими техниками. Их объединяет общая ориентация на поиск слабых, уязвимых мест в мыслительной работе, ее предпосылках и результатах. Одна из основных функций этого набора техник - побуждение к углублению утверждений, большему их обоснованию, устранению противоречий и ошибок, поиску новых идей.
. Непонимание - разрушающая техника, основанная на непонимании того, что предлагается, утверждается. Эта техника направлена на поиск новых идей, новых аргументов, более простых и убедительных формулировок и доводов, на создание продуктивного напряжения в группе. Эта техника побуждает участников работы многократно проговаривать свои доводы, основания, за счет чего происходит углубленная проработка идеи. Непонимание стимулирует стремление сделать коммуникации более совершенными, а также ускоряет группообразующие процессы.
. Сомнение - внесение неуверенности в правильности идеи, предлагаемой группой. При этом ставятся вопросы типа: Так ли это? И это все? Разве это верно? Вы уверены? и т.п. Эта техника позволяет задержать группу на одном этапе работы для более углубленной проработки содержания обсуждаемых вопросов, идеи. Она помогает отсеивать слабые, непродуктивные идеи, снимать попытки демагогических выступлений, формировать чувство ответственности за результаты работы.
. Проблематизация - мыслительная техника, состоящая в требовании объяснить, почему индивид или группа утверждает и делает то- то и то-то, настойчиво фиксируя шаткость либо отсутствие оснований делаемых утверждений. За счет этой техники обычно резко повышается продуктивность и качество работы, формируются навыки поиска, проработки и построения оснований своих суждений, представлений, утверждений и действий.
. Критика - фиксация недостатков предоставленного содержания, способов его получения и представления. Критика позволяет определять слабые стороны того или иного построения, развивает навыки конструктивного отношения к недостаткам, умения отстаивать свою точку зрения. Техника критики включает следующие шаги:
- определить цели критики;
- определить объект критики;
- зафиксировать эталон, который будет использоваться для критики;
- сопоставляя объект критики с эталоном, определить различия и противоречия;
- вынести критическую оценку отклоняющимся от эталона характеристикам объекта критики.
. Отрицание. На все высказывания и предложения участников работы консультант говорит «нет». Цель этой техники - поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, расширение содержательного поля работы, в том числе использование созидательной техники мышления. «Прорваться» через это «нет» можно лишь в случае изменения способа работы. В методологической практике этот способ работы известен под названием «НЕТ - стратегия».
. Инверсия - утверждение прямо противоположное тому, что утверждается или высказывается одним или несколькими участниками работы, фиксация и обоснование этой точки зрения, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода. Эта техника служит для углубленной проработки содержания обсуждаемого вопроса, поиска совершенно новых аргументов, тренировки навыков всестороннего рассмотрения вопросов, создания продуктивного напряжения в группе.
. Приведение к абсурду. Данная техника реализуется за счет следующих действий:
- определяется содержание тезиса, который будет опровергаться;
- делается допущение, что он истинен;
- из утверждения делаются выводы, последний из которых абсурден;
- фиксируется логический закон, согласно которого из истинного утверждения может быть получено только истинное следствие;
- фиксируется связь между абсурдность вывода и ложностью основного тезиса.
Умелое владение этими техниками существенно повышает интеллектуальный потенциал участников работы, делает анализ более глубоким, а выводы более содержательными и обоснованными.

Напишу этот пост, чтобы начать новую рабочую неделю в спокойном и здравом (я надеюсь) уме, и не возвращаться больше к этой теме. Разве что за новыми цитатами:)

Итак, «Гарри Поттер и Принципы Рационального Мышления». Автор: Элиезер Юдковский
Английский вариант , Русский перевод – . Доступны как чтение по главам, так и большинство известных форматов, которые можно загрузить в киндл.

Также даю ссылку на русскоязычную версию сайта LessWrong (под этим псевдонимом Юдковского главы книги были впервые опубликованны). Сайт публикует материалы, посвященные развитию рациональности человека и преодолению когнитивных искажений, включая переводные статьи с англоязычного сайта, а также с других, близких по теме.

Честно сказать, я немного в замешательстве, потому что не знаю, как точно описать эту.. книгу. Если бы не сюжет, ее вполне можно было бы отправить на полку популярной научной литературы, что-то вроде «принципы рационального мышления, которыми почти все мы все пренебрегаем, потому что на самом деле не хотим знать правду о реальности вокруг нас, а хотим выдумывать о ней истории». Если кратко, берем весьма начитанного подростка-логика, который считает себя ученым, и поэтому думает соответственно. Запихиваем в знакомый (нам) и незнакомый (ему) магический мир. И смотрим, что из этого получится. Ничего страшного, просто эксперимент… Результат.. не то чтобы превосходит ожидания, но благодаря таланту автора вызывает то понимающую улыбку, то смех (порой слегка истеричный), то аплодисменты особенно удачно высказанным мыслям, то глубокое сочувствие, то боль от того, насколько близка ситуация к реальной.

Вы Герой. Вам дан Квест. Правила неизвестны. Кто играет – неизвестно. Вы находите подсказки, магические артефакты и людей, которые направляют вас в нужном направлении. У вас есть как тайные доброжелатели, так и недруги. Темные персонажи либо врут, либо их советы – палка о двух концах. У вас одна попытка. Ходы переигрывать нельзя. В начале игры у вас 100 очков. Как вы думаете, где вы оказались?

Мне очень жаль, если вам больно. Мне жаль, если вам страшно. Мне жаль, если с каким-то из встретившихся вам фактов ваш мир рухнет. Вам придется через это пройти. Если вы хотите изменить мир, вам придется узнать о нем правду . Предложить новую теорию и построить новую модель. Которая тоже рухнет, и уже в следующей главе.

Я не знаю, хотел ли автор действительно написать историю о столкновении научной картины мира и "духовных практик". Скорее всего, мой заинтересованный ум ее просто туда вчитал. Но если даже и так, то отсылка очень хороша и эмоции вызывает соответствующие.

Стиль. Мне показалось, что автор использует каждую главу как канву, чтобы приоткрыть суть одной из теорий. Это могут быть принципы постановки экспериментов, принципы рациональности, такие как «Почему вы верите в то, во что верите?», теории манипуляций, "ошибка подтверждения", "убежденность в убеждениях", временные парадоксы, графитовые нанотрубки и даже базовые положения генетики:) По ходу книги объясняемые теории усложняются. Главы часто и называются соответствующе. По сути, это учебник по рациональному мышлению "для чайников" :) Тому, кто знаком со многим из написанного, очень приятно вспомнить, каково это – получить в подарок от книги умного героя (наконец-то!).

Причем благодаря сюжету, весьма правдоподобно измененным персонажам и эмоциональному накалу (многие сцены автору определенно удались!), все это выглядит совсем не так занудно, как могло бы. У автора отличное чувство юмора, и он в правильных пропорциях сочетает его с уместным пафосом (не сентиментальным, но и не наигранным).

Кроме науки, автор с удовольствием вводит то туда, то сюда отсылки ко множеству других произведений. Часто они явные, такие как отсылки к Звездным Войнам, ВК или Игре Эндера, а порой завуалированны отдельными фразами или сюжетными поворотами. Лично меня автор покорил Шариками Рупо и товарищем Бестером, обучающим Гарри основам телепатической защиты, хе-хе!

Я ведь говорила о чувстве юмора? Этот фанфик – еще и отличный стеб. Автор с видимым удовольствием прошелся по Таинственной Темной Стороне, оптимистичному мышлению (чего стоит одна только фраза «С каждым днем я становлюсь все Светлее и Светлее» или план «Как не стать Темным Лордом». Правда, Гарри сочинил свой в 11 лет, а я – в 32, дополнив и переписав некоторые положения в 36:)), вопросам феминизма, современной политике и… да чего там только не было. Я еще не все уловила. Прошелся, надо сказать, хорошо .

К сожалению, у этой «радости рационального ума» есть и другая сторона, прямо вытекающая из первой. Автор порой чересчур уж пускается в умствования и забывает о сюжете, изощренные планы становятся все более изощренными, а эмоции – все более блеклыми. И поэтому я совсем не уверена, что дочитаю книгу до конца. Но если воспринимать ее не как отдельную историю, а как попытку вышивки мыслей автора по канве известного почти всем мира, то… можно неплохо провести пару вечеров. А разве не в этом предназначение Книги?

Подготовлено по материалам блога Brainhack.me

Избавление от плохих привычек

Избавиться от них нельзя, но можно заменить новыми, и это сработает. Чтобы привычка запустилась на выполнение, нам нужен некий сигнал, «триггер», на который мы, собственно, и реагируем привычным набором действий, после чего получаем награду в той или иной форме. Это так называемая петля привычки: триггер - привычные действия - награда. Подробнее это все описано в книжке Чарлза Дахигга «Сила привычки» . Трюк в том, что нужно научиться обращать внимание на триггеры и на награды. Эффективнее всего оставить их прежними, заменив при этом лишь набор привычных действий. Для этого нужно немного препарировать свою дурную привычку: вспомните, в какие моменты она у вас срабатывает, и найдите триггер. Потом обратите внимание на то, какую награду, какие приятные ощущения вы получаете. Затем постепенно старайтесь заменить эти старые привычные действия новыми, полезными. Это, кстати, может оказаться на удивление сложной задачкой, но так получится лучше разобраться в себе.

Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, собрала в своей книге результаты исследований о том, как прокачивать свою силу воли, постепенно воспитывать новые привычки, быть более внимательным и так далее. В конце каждой главы удобно выделены основные мысли и набор практик, которые вы можете попробовать.

Поиск логики и рациональности

«Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина», - такими словами начинается классический учебник Челпанова по логике . Таким образом, если нам все-таки хочется что-то понять, то хорошо бы ближе познакомиться с логикой. Какой в этом практический смысл? Допустим, вы спорите с товарищем о чем-то и чувствуете, что ходите по кругу или даже уже зашли в тупик. Логика поможет прояснить, о чем именно идет спор и верно ли выстроены доказательства, лучше понять точку зрения оппонента и свою тоже. Если кажется, что звучит это скучновато, то используйте в «Гугле» запрос «рациональное мышление» вместо запроса «логика». Это словосочетание - ключ к различным статьям, которые стараются вкрутить логику в повседневную жизнь, сделать это знание более практичным.

Что почитать: Элиезер Юдковски «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Да, это фанфик по вселенной Гарри Поттера, но написанный американским специалистом по искусственному интеллекту и сингулярности. В каждой главе на примерах ситуаций, происходящих с героями, раскрывается одна из тем, связанная с рациональным мышлением.

Путь к пониманию окружающих

«Что они все творят?» Бывает, что какой-то похожий вопрос возникает в голове, да? Обычно в моменты, когда мир вокруг не соответствует нашим сформулированным или даже несформулированным ожиданиям. Особенно когда это касается поведения других людей. Вроде бы ты все ясно сказал, а тебя неправильно поняли. Вроде бы всем понятно, что поступать надо так, а коллега взял и поступил совсем по-другому.

Мысль о том, что все люди разные, в той или иной формулировке мы слышали тысячи раз, но когда сталкиваемся с этим на практике, всегда удивляемся. Обращали внимание, как по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию разные люди? Психологи, разумеется, тоже обратили на это внимание. Генри Мюррей, например, разработал тематический апперцептивный тест, который широко распространился после Второй мировой войны и тогда применялся прежде всего для работы с нарушениями в эмоциональной сфере. Испытуемым просто показывают изображения людей в различных бытовых ситуациях и предлагают рассказать историю о том, что происходит на картинке, описать, что чувствуют персонажи. Стоит ли говорить, что про одно и то же изображение разные люди рассказывают совершенно разные истории? Или хотя бы обращают внимание на разные детали. Можете это проверить сами на себе и своих товарищах.

Более того, когда мы воспринимаем других людей и думаем, что понимаем их, то нередко это тоже оказывается иллюзией. В психологии есть термин «атрибуция». Это механизм объяснения причин поведения других людей. И с латыни это переводится как «приписывание». Есть, например, фундаментальная ошибка атрибуции - человеческая склонность объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а свое поведение - внешними обстоятельствами. Некий абстрактный Вася, допустим, кому-то нагрубил прямо посреди рабочего дня и объясняет себе это так: «Я рассердился, потому что все идет не так, как задумано». А его коллега Алиса, проходя мимо, подумала: «Такой он злюка».

Когда мы говорим о себе, мы обычно описываем свои действия, реакции, эмоции: «Меня расстраивает, что...» Говоря о других, мы чаще всего характеризуем самого человека: «Вечно он ноет...» Поэтому в следующий раз, когда будете удивляться поведению других людей, попробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом.

Эталонно интересный, легко написанный и одновременно строго подкрепленный научными данными учебник по социальной психологии профессора психологии Дэвида Майерса поможет на огромном количестве примеров чуть лучше разобраться в поведении людей. И, очевидно, в своем поведении в том числе.

Самоанализ

С тем, что мы ошибаемся по поводу поведения других людей, более-менее понятно. Но и по поводу себя мы тоже можем ошибаться, не обращать внимания на что-то или вообще нестись по инерции, не замечая, как пролетают рабочие дни, как быстро проходит отпуск. Письменные практики - надежный и проверенный способ разобраться в себе. Точнее, даже множество способов. Самый простой, который сразу приходит на ум - дневник. Не блог, а именно личный дневник, в котором вы можете быть честными с собой и который ведете регулярно. Можете попробовать просто записывать, что с вами происходило за день, что вы при этом чувствовали, что думаете теперь. Или, наоборот, - сосредоточьтесь на планах на будущее.

Если вести дневник никогда не получалось, стоит обратиться к другой простой практике: «утренние страницы». Каждое утро первым делом садитесь и удобным вам способом записывайте все, что приходит в голову. За компьютером или на бумаге - как вам удобнее. Главное, делать это регулярно и равномерными порциями - например, обязательно 15 минут или обязательно 3 страницы. И эти страницы не должен читать никто, кроме вас. Это личное. Не знаете, с чего начать? Начните с «Не знаю, с чего начать...». Если будет казаться, что сказать нечего, - так и пишите: «Ну вот, нечего сказать, нечего сказать, нечего сказать». Здесь же, например, можете делиться своими переживаниями про выработку привычки, или определяться с планами на день, или мечтать о будущем, что угодно. Написанное можете перечитывать, а можете не перечитывать - решать вам.

Про утренние страницы много пишет Армен Петросян в своем блоге и на страницах проекта «Жить интересно», где об этом же и другие авторы, в частности психолог Дарья Кутузова, которая ведет сайт «Письменные практики ». А еще есть «Мастерские текста» Лены Трусковой , которые помогут не только разбираться с собой, но и вообще писать тексты (вот можно попробовать задания).

Отказ от многозадачности

Если компьютеры хорошо справляются с несколькими одновременно запущенными процессами, то мы - нет. Можно тешить себя историями про Цезаря, который делал много дел одновременно, но на самом деле человек не может быть в полной мере многозадачным. Когда нам кажется, что мы справляемся с несколькими задачами одновременно, на деле мы просто быстро между ними переключаемся. И даже если в процессе этого не заметно, дело это сравнительно энергозатратное для мозга. Не удивительно, что в особенно загруженные дни мы чувствуем себя опустошенными. При этом профессий, которым на деле нужен мультитаскинг, не так много, как кажется. Например, наличие этой способности подразумевает должность авиадиспетчера. Но у них в регламенте прописаны сроки непрерывной работы и регулярные перерывы. А многие из тех, кто любит представить себя многозадачными, предпочитают начать работать утром, а закончить ночью. Знаю, сам так делал.

Но как успеть сделать гору работы без переключения между задачами? Прежде всего, нужно понять, что мнимая многозадачность не делает вас эффективнее. Нередко эффективность, наоборот, существенно снижается, и это подтверждалось исследованиями. Лучше стараться делать одно дело в один промежуток времени внимательно, не переключаясь. Вспомните, как вы делали что-нибудь, что вам действительно нравится, не отвлекаясь и теряя счет времени. Вот примерно такого состояния нужно стараться достигать при выполнении дел.

Планируйте регулярные перерывы. Тут стоит вспомнить о технике помодоро: заводите таймер, например, на 25 минут, сфокусированно работаете, потом делаете перерыв 5 минут - и снова за работу. Несколько раз в день стоит брать перерывы подольше. Также бывает полезно вздремнуть, если вам это подходит, или прогуляться пешком. И главное, в следующий раз, когда вам будет казаться, что вы делаете несколько дел одновременно, вспомните, что толком не делаете в этот момент ни одного.

Книга не о том, как успевать больше, а о том, что стоит делать меньше, но зато только действительно важные для вас дела. Хорошо поможет настроиться на побег из ловушки псевдомногозадачности и сконцентрироваться на том, что имеет значение.

Управление концентрацией

На смену термину «тайм-менеджмент» приходит термин «селф-менеджмент». Дело в том, что временем управлять нельзя, вы можете его только спланировать. Управлять можно только собой. И в первую очередь - своим вниманием и концентрацией. What you focus on expands. Полезно учиться уделять внимание важным для себя вещам и отсекать незначительные. Помните, что, если вы не выполняете свои планы и мечты, вы выполняете чужие. Внимание определенным образом связано со стимулами, и понимание этой связи помогает лучше себя контролировать. Научно это подкрепляется законом Йеркса - Додсона , определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Результат улучшается при повышении мотивации (или степени возбужденности) до определенного предела. После этого предела, когда уровень мотивации/возбужденности становится слишком высоким, результат ухудшается. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы с вниманием спортсменов.

Чем это знание может быть полезно? Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для себя уровень возбужденности. Вспомните: когда настроение «никакое», работа, бывает, валится из рук. И напротив, когда настроение слишком хорошее, про работу забываешь, и хочется наслаждаться моментом, подпевать всем любимым песням разом, ну, вы лучше знаете, что вам хочется делать в таком настроении. Так вот, эффективный уровень возбуждения, который можно назвать вашей «зоной концентрации» где-то между этими двумя состояниями. Для разных видов деятельности подходит разный уровень возбуждения, но нужно стараться управлять своим состоянием - успокаиваться, когда в руках все горит, или, наоборот, раззадоривать себя, когда ничего не хочется делать. Главная задача - осознавать, когда вы вышли из зоны концентрации, а потом понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться.

Психолог Люси Палладино - специалист по теме внимания. В этой книге она описывает систему, которую она выработала для тех, кто хочет развить умение концентрироваться.

Самообразование

С таким количеством онлайн-курсов и других образовательных инициатив, которые у нас есть сегодня, проблема, казалось бы, не в том, как учиться, а в том, как все успеть и с чего начать.

Но если спросить себя «как научиться учиться?», то может оказаться, что вопросов больше, чем ответов. Недавно среди сотни британских и голландских учителей провели опрос, и выяснилось, что они продолжают верить во множество мифов о мозге. Например, в миф про правополушарных и левополушарных студентов. Еще одним мифом является то, что стоит сразу определиться, аудиал ты, визуал или кинестетик, и потом усваивать информацию только подходящим вам образом. В одном из исследований людям предлагали выбрать, к какому типу они относят себя, а потом предлагали материалы в подходящем или неподходящем формате. Оказалось, что аудиалы вполне хорошо разбирались с текстовыми материалами, а кинестетики нормально воспринимали информацию на слух. Кстати, многие education-хакеры, когда делятся опытом, замечают, что лучше всего они усваивают материал, когда изучают его во всех вариантах: слушают аудиолекции и пересказывают их сами себе, рисуют и записывают на бумаге, читают учебники и так далее.

Онлайн-курс: «Научитесь учиться» на Coursera

Онлайн-курс о том, как научиться учиться, от профессора Барбары Окли при поддержке профессора Терренса Сейновски. Они расскажут о чанкинге, прокрастинации, памяти и простых полезных методиках, помогающих сделать обучение более осознанным и эффективным. Все это дополняется интервью с людьми, которые серьезно занимаются образованием или самообразованием, например, с полиглотом Бэнни, писательским коучем Дафной Грей-Грант. Еще там есть интервью со Скоттом Янгом , который прошел 4-летнюю программу MIT за год.

Медитация

Медитацию многие до сих пор считают неотделимой от религии или эзотерики. Но стоило этой практике попасть в Европу и Штаты, как начались процессы секуляризации и научных исследований. Это привело к тому, что медитация зарекомендовала себя как проверенная методика повышения концентрации, внимательности и осознанности. Есть исследовательские центры, где изучают пользу медитации для снижения уровня стресса и хронических болей. Начать практиковать медитацию вы можете самостоятельно. Для этого хватит 5–10 минут в день: просто спокойно сидите с закрытыми глазами, с прямой спиной и сосредоточившись на своем дыхании. Главное, постарайтесь делать это регулярно.

Чтобы понять, что именно делать, взгляните на ролик , где телеведущий Дэн Харрис в образе лабораторной мыши рассказывает об основах медитации за пару минут. Чтобы выработать привычку и не путаться в том, на что следует обращать внимание, полезно будет подобрать подходящие аудиоинструкции. Один из проверенных вариантов - сервис Headspace . У него хорошо реализовано постепенное увеличение количества времени: сначала медитируете по 5 минут в день, потом по 10, 15, 20. И все это время диктор будет обращать внимание на то, на что следует обратить внимание вам. Курс англоязычный, если знания языка не хватит, то в сети вы сможете найти похожие аудиофайлы на русском.

Доктор Кабат-Зинн - основатель исследовательского центра Center for Mindfulness при Массачусетском медицинском университете (UMass). Первый раз книга была издана в 1985 году, спустя 6 лет после создания центра. Автор постепенно объясняет, в чем суть практики, разбавляя текст рекомендациями о том, как попробовать применить описанное в повседневной жизни и в практике медитации.

Сон

Бывает, мы жертвуем сном в пользу сериала, интересной книжки, классной беседы или срочных дел на работе. Даже учитывая это, сну мы посвящаем примерно треть жизни, но большая часть того, что с нами происходит во сне, с точки зрения науки пока что остается за гранью понимания. Известно, что во время сна мозг перерабатывает информацию и переносит ее в долгосрочную память. Особенно стоит обратить внимание на этот факт студентам и школьникам: если вы что-то учите, особенно перед самим экзаменом - постарайтесь выспаться. Иначе вы столкнетесь с эффектом, когда знания в голове как будто рассыпаются и даже текст в шпарагалках окажется непонятным. Чем более насыщенным был день, тем больше нам нужно хорошенько поспать. Хотя, честно говоря, что такое «хорошенько поспать», до сих пор тоже вопрос открытый.

Журналист Дэвид Рэндалл заинтересовался темой сна, когда обнаружил, что ходил во сне. И не просто ходил во сне, а умудрился получить травму. Во время своего исследования он выяснил, что сон до сих пор является довольно малоизученной темой, и, кажется, оставил в своей книге больше вопросов, чем дал ответов.


В психологическом плане позитивное мышление способно оказывать настолько благоприятное влияние, что временами благодаря ему человек избавляется от физических болезней. Вспомните хотя бы об эффекте плацебо. Позитивное мышление укрепляет иммунитет. Тот же, кто постоянно подавлен, наоборот более подвержен различным заболеваниям.

Для того, чтобы научиться мыслить позитивно, нужно сконцентрироваться на трех аспектах:

  • Физическом.
  • Подсознательном.
  • Мысленном.

Только упор на эти элементы даст отличный результат. Мы собрали техники и упражнения, которые оказывают позитивное влияние на организм, мозг и психологию.

Используйте сильные слова

Великие и сильные люди не произносят слабых слов не только потому, что не любят их, но и потому что знают - они способны негативным образом повлиять на настрой.

На протяжении недели выписывайте на лист бумаги слова, которые позволяют чувствовать себя сильным, уверенным, независимым. Вставляйте их в свою повседневную жизнь как можно чаще. Размышляйте об этих словах, анализируйте их.

Практикуйте аффирмации

Не особо важно, насколько вы верите в правдивость некоторых фраз, повторяйте их каждый день, пока эти слова не проникнут в подсознание:

  • Я спокоен и ничто не сможет вывести меня из равновесия.
  • Я творческий человек.
  • Я умею общаться с людьми.
  • Моя презентация будет превосходной.

Найдите , которые подходят лично вам.

Направляйте свои мысли

Удивительно, что большинство людей даже не знает о том, что может направить свои мысли куда угодно. Когда вы обеспокоены и встревожены, эта простая техника поможет думать о совершенно другом. Помните, что беспокойство и стресс - продукты исключительно мысли. Вы не сможете беспокоиться, если перестанете думать о плохом.

Например, вы занимаетесь проектом и параллельно думаете о том, как решить проблему конфликта с сотрудником. Выход простой - последовательность. Завершите проект и только затем направьте свою мысль на эту ситуацию.

Проанализируйте, что пошло не так

Когда возникает проблема, важно понять, где точка отсчета. То есть в какой момент ситуация изменилась и привела к проблеме. Выяснив это, проанализируйте, почему это произошло. Избегайте обвинительных речей и желания посетовать на обстоятельства. Вы должны решить проблему максимально эффективным образом, не вовлекая ненужных эмоций.

Одно из основных качеств великого человека - умение справляться со своими проблемами.

Учитесь на прошлых ошибках

Ошибки из прошлого нельзя исправить, но можно извлечь из них пользу. Проследите цепочку полностью:

  • Вспомните все события, предшествовавшие ошибке.
  • Выясните, почему она случилась.
  • Решите, как изменить свое мышление, чтобы такого больше не повторилось.

Находите в проблемах и неудачах возможности

Лучшая, простая и одновременно самая сложная техника для позитивного мышления. Помните, что любая неудача - это возможность и шанс, обратная связь, которую получили. Для этого нужно перевернуть с головы на ноги свое мышление, но это того стоит.

Развивайте в себе привычку на любую проблему и неудачу реагировать с любопытством. Представьте, что вы случайно допустили это, чтобы посмотреть сработает ли. Такой подход позволит спокойно анализировать ситуацию и увидеть в ней новые возможности.

Визуализируйте

Работает. Отношение к ней у многих людей спорное, потому что им кажется, что это нечто оккультное или эзотерическое. На самом деле, визуализация давно доказана научно.

Мозг не видит разницы между хорошо продуманной фантазией и реальным опытом. Если вы мысленно переместите себя на несколько лет вперед, задействуете все органы чувств и поверите в то, что это сейчас происходит с вами, в это поверит и ваш мозг. Вы станете себя вести как человек, добившийся успеха - с тем набором необходимых качеств.

Данная техника идеально подходит для выступлений и . Изучите место, где предстоит выступать, найдите тихое место и попытайтесь представить себя на трибуне: вообразите как можно больше деталей. Если в этой фантазии вы волнуетесь - отлично, проживите этот момент. Когда придет время реального выступления, психологически будет проще.

Превращайте визуализацию в действие

Нет смысла визуализировать будущее, если не предпринимать никаких усилий для того, чтобы оно наступило. Поэтому действуйте прямо сегодня, не откладывая. Ваша фантазия наверняка касалась одной из самых важных целей.

Сидите прямо

Это улучшает мыслительные процессы и сообщает мозгу, что вы собраны и сконцентрированы. Сгорбленная спина же говорит: «У меня плохое настроение и я подавлен».

Расслабьтесь и позвольте вещам просто происходить

Вы не можете изменить мир, по крайней мере не сейчас. - лучший способ избавиться от самокритики, волнений, забот и навязчивых мыслей.

Создайте список 100 вещей, которые любите

Выделите полтора-два часа и полностью посвятите себя этому процессу. Это покажет, что жизнь не так уж и плоха, что в ней есть масса позитивных моментов. Дополняйте его каждый день и убедитесь, что хороших вещей намного больше.

Желаем вам удачи!

НАТА КАРЛИН

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и . Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает , которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный . Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

Крайности.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

«Кошмар».

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

«Конец света».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

«Я больше не могу».

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто . Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

22 марта 2014

Top