Святой георгий победоносец история. С кем сражался святой Георгий Победоносец


Имя: Георгий Победоносец (Saint George)

Дата рождения: между 275 и 281 г.

Возраст: 23 года

Место рождения: Лод, Сирия Палестинская, Римская империя

Место смерти: Никомедия, Вифиния, Римская империя

Деятельность: Христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец - биография

Георгий Победоносец - любимый святой многих христианских церквей, включая русскую. При этом ничего достоверного о его жизни сказать нельзя, а главное чудо, единоборство со змеем, явно приписано ему позже. Почему же обычный римский воин из провинциального гарнизона удостоился такой славы?

Житие Георгия дошло до нас в нескольких вариантах, что не добавляет ясности биографии святого. Родился он то ли в Бейруте, то ли в палестинской Лидде (ныне Лод), то ли в Кесарии Каппадокийской в нынешней Турции. Есть и примиряющая версия: семья жила в Каппадокии, пока ее главу Геронтия не предали смерти за веру в Христа. Его вдова Полихрония с сыном бежала в Палестину, где ее родные владели обширным поместьем близ Вифлеема. Все близкие Георгия были христианами, а его двоюродная сестра Нина стала позже крестительницей Грузии.

К тому времени христианство завоевало в Римской империи прочные позиции, подрывая при этом ее идейную основу - веру в богоподобие императора. Новый правитель Диоклетиан, твердой рукой восстановивший единство державы, так же решительно взялся за религиозные дела. Сначала он изгнал христиан из сената и с офицерских должностей; удивительно, что именно в это время Георгий, не скрывавший своей веры, пошел служить в армию и сделал неимоверно быструю карьеру. Житие утверждает, что в 20 с небольшим лет он стал «тысяченачальником» (комитом) и начальником охраны императора.

Жил он при дворе Диоклетиана в Никомидии (ныне Измит), был богат, красив, храбр. Будущее казалось безоблачным. Но в 303 году Диоклетиан и трое его соратников, с которыми он разделил власть, начали открытые гонения на христиан. Их храмы закрывали, кресты и священные книги сжигали, священников отправляли в ссылку. Всех христиан, занимавших государственные должности, заставляли приносить жертвы языческим богам, отказавшихся ждали жестокие пытки и казни. Власти надеялись, что кроткие последователи Христа проявят покорность, но сильно ошиблись. Многие верующие стремились стать мучениками, чтобы поскорее попасть в рай.

Как только в Никомидии был вывешен эдикт против христиан, некий Евсевий сорвал его со стены, вовсю ругая императора, за что и был сожжен на костре. Вскоре его примеру последовал Георгий - на дворцовом празднике он обратился к самому Диоклетиану, убеждая его прекратить гонения и уверовать в Христа. Конечно, его тут же бросили в темницу и стали пытать. Сначала ему придавили грудь тяжелым камнем, но ангел небесный спас юношу.

Узнав на другой день, что Георгий выжил, император приказал привязать его к колесу, утыканному острыми гвоздями. Когда колесо стали вращать, истекающий кровью мученик молился, пока не потерял сознание. Решив, что он вот-вот умрет, Диоклетиан велел отвязать его и унести в камеру, но там ангел чудесным образом исцелил его. Увидев наутро невредимого узника, император пришел в ярость, а его жена Александра (на самом деле императрицу звали Приской) уверовала в Христа.

Тогда палачи бросили свою жертву в каменный колодец и засыпали негашеной известью. Но ангел был начеку. Когда Диоклетиан приказал принести ему из колодца кости мученика, к нему привели живого Георгия, который громко возносил хвалы Господу. На Георгия надели раскаленные докрасна железные сапоги, били кувалдами, истязали плетьми из воловьих жил - все бесполезно. Император решил, что Георгия спасает колдовская сила, и приказал своему чародею Афанасию напоить мученика водой, снимающей все чары.

Не помогло и это - более того, мученик на спор воскресил покойника, чего чародей-язычник сделать не смог, отчего с позором удалился. Не зная, что делать с Георгием, его посадили в тюрьму, где он продолжал проповедовать Христову веру и творить чудеса - например, оживил павшего вола какого-то крестьянина.

Когда лучшие люди города, включая императрицу Александру, пришли к императору просить освободить Георгия, Диоклетиан в ярости приказал «усечь мечом» не только мученика, но и свою жену. Перед казнью он в последний раз предложил бывшему любимцу отречься, и тот попросил отвести его в храм Аполлона. Император с радостью согласился, надеясь, что Георгий принесет-таки жертву солнечному богу. Но тот, встав перед статуей Аполлона, осенил ее крестным знамением, и из нее вылетел демон, громко вопивший от боли. Тут же все изваяния в храме упали наземь и разбились.

Потеряв терпение, Диоклетиан велел немедленно вести осужденных на казнь. По пути измученная Александра скончалась, а Георгий, улыбаясь, последний раз помолился Христу и сам лег на плаху. Когда палач отсек Георгию голову, вокруг распространилось дивное благоухание, и многие в собравшейся толпе тут же пали на колени и исповедовали истинную веру. Верный слуга казненного Пасикрат отвез его тело в Лидду и похоронил там в родовой гробнице. Тело Георгия осталось нетленным, а вскоре на его могиле стали совершаться исцеления.

Эта история напоминает многие жития мучеников той эпохи. Создается впечатление, что Диоклетиан только и делал, что придумывал самые изощренные пытки для христиан. На самом деле император непрерывно воевал, строил, посещал разные провинции и в столице почти не бывал. К тому же он не был кровожадным: в гонениях гораздо больше усердствовал его зять и соправитель Галерий. Да и продолжались они всего несколько лет, после чего христианство опять вошло в силу и скоро стало государственной религией.

Диоклетиан еще застал эти времена - он отрекся от власти, жил в своем имении и разводил капусту. Некоторые легенды называют мучителем Георгия не его, а персидского царя Дациана, или Дамиана, добавляя, что после казни святого он был тут же испепелен молнией. Те же легенды проявляют большую изобретательность в описании пыток, которым подвергся мученик. Например, Яков Ворагинский в «Золотой легенде» пишет, что Георгия рвали железными крючьями, «пока не вылезли кишки», травили ядом, бросали в котел с расплавленным свинцом. В другом предании говорилось, что Георгия посадили на раскаленного железного быка, но тот по молитве святого не только мгновенно остыл, но и начал провозглашать хвалу Господу.

Культ Георгия, возникший уже в IV веке вокруг его гробницы в Лидде, породил множество новых легенд. Одна объявила его покровителем сельского труда - только потому, что его имя означает «земледелец» и было в древности эпитетом Зевса. Христиане постарались заменить им популярного бога плодородия Диониса, святилища которого повсеместно превращались в храмы святого Георгия.

Праздники Диониса - великие и малые Дионисии, отмечавшиеся в апреле и ноябре, - превратились в дни памяти Георгия (сегодня русская церковь отмечает их 6 мая и 9 декабря). Как и Диониса, святого считали хозяином диких зверей, «волчьим пастырем». Он стал также покровителем воинов, как и его коллеги Феодор Тирон и Феодор Стратилат, тоже пострадавшие во время гонений Диоклетиана.

Но самая популярная легенда сделала его змееборцем. В ней говорилось, что близ города Ласия где-то на Востоке в озере жил змей; чтобы он не губил людей и скот, горожане каждый год выдавали ему на съедение красивейшую из девиц. Однажды жребий пал на царскую дочь, которую «нарядили в пурпур и виссон», украсили золотом и отвели на берег озера. В это время мимо проезжал верхом святой Георгий, который, узнав от девы о ее страшной участи, пообещал спасти ее.

Когда чудовище появилось, святой «ударил змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». На большинстве икон и картин змей выглядит совсем не страшным, а Георгий поражает его не слишком активно; это объясняется тем, что по его молитве рептилия оцепенела и стала совершенно беспомощной. Змей изображается по-разному - обычно это крылатый и огнедышащий дракон, но иногда червеобразная тварь с пастью крокодила.

Как бы то ни было, святой обездвижил змея, велел царевне связать его своим пояском и отвел в город. Там он объявил, что победил чудовище именем Христа и обратил всех жителей -то ли 25 тысяч, то ли целых 240, - в новую веру. После чего убил змея, разрубил его на части и сжег их. Эта история ставит Георгия в один ряд с такими мифическими змееборцами, как Мардук, Индра, Сигурд, Зевс и особенно Персей, который точно так же спас отданную на съедение змею эфиопскую царевну Андромеду.

Напоминает он и Христа, который тоже победил «древнего змия», под которым понимается дьявол. Большинство комментаторов считают, что и змееборство Георгия - аллегорическое описание победы над дьяволом, которая достигается не оружием, а молитвой. Кстати, православная традиция считает, что свое «чудо о змие» святой совершил посмертно, что делает аллегорией не только змея, но и его победителя.

Все это не мешало христианам искренне верить в реальность Георгия и совершенных им чудес. По числу реликвий и мощей он опережает, пожалуй, всех других святых. Одних только голов Георгия известно не меньше десятка; самая известная находится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро вместе с мечом, которым был убит дракон. Хранители гробницы святого в Лоде уверяют, что подлинные мощи находятся у них, но их никто не видел уже несколько веков, с тех пор как церковь, где находится гробница, была разорена турками.

Правая рука Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон, еще одна рука (и тоже правая) - в венецианской базилике Сан-Джорджо-Маджоре. В одном из коптских монастырей Каира паломникам показывают вещи, будто бы принадлежавшие святому - сапоги и серебряную чашу.

Часть его мощей помещена в Париже, в часовне Сент-Шапель, куда их привез из крестовых походов король Людовик Святой. Именно эти походы, когда европейцы впервые оказались в родных местах Георгия, сделали его покровителем рыцарства и воинского искусства. Знаменитый крестоносец, король Ричард Львиное Сердце, поручил свою армию покровительству святого и поднял над ней белый стяг с красным Георгиевским крестом. С тех пор это знамя считается флагом Англии, а Георгий - ее покровителем. Покровительством святого пользуются также Португалия, Греция, Литва, Генуя, Милан, Барселона. И, конечно, Грузия - первый храм в его честь построен там еще в IV веке по завещанию его родственницы, святой Нины.

При царице Тамаре на знамени Грузии появился Георгиевский крест, а на гербе - «Белый Георгий» (Тетри Гиорги), напоминающий языческого лунного бога. В соседней Осетии его связь с язычеством оказалась еще сильнее: святой Георгий, или Уастырджи, считается здесь главным божеством, покровителем муж-чин-воинов. В Греции день Георгия, отмечаемый 23 апреля, превратился в веселый праздник плодородия. Почитание святого перешагнуло границы христианского мира: мусульмане знают его как Джирджиса (Гиргиса), или Эль-Худи, знаменитого мудреца и друга пророка Мухаммеда. Посланный в Мосул с проповедью ислама, он был трижды казнен злым правителем города, но каждый раз воскресал. Иногда его считают бессмертным и рисуют старцем с длинной белой бородой.

В славянских странах Георгий (Юрий, Иржи, Ежи) любим с давних пор. В XI веке его имя получил в крещении великий князь Ярослав Мудрый, воздвигнувший в Киеве и Новгороде монастыри в честь святого Георгия и назвавший его именем два города - это нынешние Тарту (Юрьев) и Белая Церковь (Юрьев Русский). «Осенний» и «весенний» Георгий в русской традиции мало похожи друг на друга. Первый, Егорий Храбрый, он же Победоносец, - герой-воин, устоявший перед пытками «царища Демьяни-ща» и поразивший «люту змию, люту огненну». Второй - защитник скота, даритель урожая, открывающий полевые работы. К нему в «юрьевых песнях» обращались русские крестьяне:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого


Если тут Георгий похож на языческого бога Велеса, хозяина скота, то в «военном» облике он больше напоминает другое божество - грозного Перуна, который тоже сражался со змеем. Болгары считали его хозяином вод, освободившим их от власти дракона, а македонцы - повелителем весеннего дождя и грома. На Его-рия Вешнего поле обрызгивали кровью ягненка, чтобы обеспечить богатый урожай. С той же целью крестьяне устраивали на своем участке трапезу и закапывали объедки в землю, а вечером катались голышом по засеянной земле и даже занимались там сексом.

Весенний Юрьев день (Эдерлези) - главный праздник балканских цыган, день чудес и гаданий. С Егорием Осенним связаны свои обычаи, но на Руси он был известен прежде всего как день, когда крепостной может уйти к другому хозяину. Отмена этого обычая при Борисе Годунове отразилась в горькой поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

О популярности святого Георгия напоминает русская геральдика: со времен Дмитрия Донского он помещается на гербе Москвы. Долгое время изображение «ездеца», всадника, с копьем, поражающего змея, присутствовало на русских медных монетах, отчего они и получили название «копейка». До сих пор Георгий изображен не только на московском гербе, но и на государственном - в щите на груди двуглавого орла. Правда, там он в отличие от старинных икон едет в левую сторону и не имеет нимба. Попытки лишить Георгия святости, представив его безымянным «всадником», предпринимают не только наши геральдисты.

Католическая церковь еще в 1969 году решила, что свидетельств реального сущес твования Георгия как-то маловато. Поэтому его перевели в разряд святых «второго сорта», верить в которых христианин не обязан. Однако в Англии национальный святой по-прежнему популярен.


В России орден Святого Георгия был одной из высших боевых наград, которую могли получать только офицеры. Для нижних чинов в 1807 году был учрежден Георгиевский крест, на котором изображался тот же «ездец» с копьем. Обладатель этой награды пользовался всеобщим уважением, не говоря уже о полном кавалере четырех Георгиев, - таким был, например, унтер-офицер Буденный, будущий красный маршал. Два Георгия успел заслужить на фронтах Первой мировой и другой советский маршал, Георгий Жуков, -символично, что именно он на белом коне возглавлял Парад Победы, почти совпадающий по дате с днем Егория Вешнего.

Вся многовековая история святого змееборца полна символов, насыщена древней мистикой и современной идеологией. Поэтому не так уж важно, жил ли на самом деле в Никомедии воин по имени Георгий и совершал ли он приписанные ему чудеса. Важно то, что его образ идеально соответствовал мечтам и чаяниям множества людей разных народов, что и сделало Георгия героем без границ.

Святой Георгий хорошо известен всему миру - воин, сидящий верхом и поражающий огромного дракона (змия). Икона Георгия Победоносца изображает его именно в таком виде. Почитается мужественный воин не только в России - молятся ему католики, лютеране и восточные церкви, особо известен в Англии и Грузии. Чем же святой заслужил такое уважение, идущее из глубины веков?


История Георгия Победоносца

Жил святой очень давно, в III в., когда Израиль существовал как провинция Рима. Родился в палестинском г. Лидде (сегодня - Лод), смерть принял в Малой Азии (Вифиния), тогда тоже находившейся под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но принял он смерть, будучи вполне взрослым человеком (ведь истории известны много мучеников детского возраста и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором произошли данные события, был идолопоклонником, особо почитал Аполлона. У его идола он узнавал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что пророчествам мешают праведные люди - христиане. Царь собрал совет, велел каждому предлагать, как надо наказывать тех, кто ушел из язычества.

Святой был воспитан в христианской вере, его отца убили за исповедничество. Георгий был красив, хорошо сложен и силен, мужество, проявленное в военной службе, позволило ему получить хорошую должность в римском войске. Одна из икон Георгия Победоносца изображает его в виде цветущего молодого воина в облачении.

Мать святого к моменту мученичества сына уже умерла. Узнав о гонениях, Георгий сам явился на собрание, где обсуждались методы уничтожения христиан. Ему чужд был страх человеческий, он боялся лишь Бога и обратился к собранию с обличительной речью.

Царь и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгия заботила только верность Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, пообещав ему еще больше почестей. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного - чтобы все узнали истинного Бога.

Диоклетиан повелел копьями изгнать мученика вон, посадить его в темницу. Тогда начались жестокие и продолжительные муки, которые тоже стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие образы называются житийными, вокруг крупного изображения святого располагают более мелкие медальоны (или клейма, от 9 до 16 штук), сюжетом для которых становятся фрагменты жития.

  • Св. Георгия связали, положив на грудь камень, он же только благодарил Бога. На другой день царь повелел привязать святого к колесу. Пытка продолжалась долго, Георгий пришел в бесчувственное состояние. Тогда император стал насмехаться над Богом, велел отвязать мученика, думая, что тот уже умер. Ангел в образе юноши появился возле воина, после чего Георгий сам сошел с пыточного орудия, он оказался совершенно здоров.
  • Засыпали мученика известью на трое суток. Святого нашли невредимым, он благодарил Бога. Тогда его в железных сапогах провели до темницы. К утру ноги его, изувеченные пыткой, снова оказались здоровы.
  • Император велел избивать мученика плетьми до тех пор, пока плоть не начнет прилипать к земле, но он снова оказался исцелен силой Божией. Тогда был приведен колдун, чтобы разоблачить «фокусы» пленника, которые посчитали колдовством. В продолжение издевательств, Георгия заставили выпить магическое зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу с ядом.
  • Чтобы поиздеваться над верой христианской, мучители предложили св. Георгию воскресить мертвеца, обещая, что в таком случае и они будут поклоняться Господу. После продолжительной молитвы раздался гром и мертвый восстал. Но сердце императора осталось каменным - он сказал, что Георгий просто колдун. Правитель повелел умертвить и воскресшего, и волхва, который покаялся.
  • Святого вернули в темницу, где он продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При капище Аполлона соорудили судилище, где должны были продолжиться пытки. Супруга Диоклетиана, видя силу Христа, исповедовала свою веру, припав к ногам святого. Царь велел обоих казнить. Царица испустила дух еще по дороге.

Мученик же Георгий сам преклонил голову, безропотно отдав жизнь за Христа. Значение житийных икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться со сказаниями, которыми богато церковное предание.

Богословский смысл общий - взирая на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может видеть всю жизнь праведников, святителей, мужей апостольских в общей перспективе. Невзирая на испытания, которые Господь приготовил избранным своим на протяжении жизни, они неизменно выходят из битвы с дьяволом победителями, стойко держась исповедания веры Христовой.

Носили такие иконы еще одну функцию - как и росписи, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому простой люд посредством изображений мог знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. А назидательная роль историй о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.


История иконы Георгия Победоносца

Не оскудевает милость Божия над верующими, не иссякли и чудеса, которые творил славный великомученик, они продолжились даже после того, как земной путь его был завершен. Здесь берет начало история самой известной иконы Георгия Победоносца. По сказаниям, в одном из палестинских озер жил змей, который поедал жителей ближнего города. По велению царя-язычника, люди поочередно отдавали чудищу своих детей. Пришел черед и царской дочери.

Богато разодетая царевна пошла к змею и встретила на пути воина, который спросил, о чем она плачет. Узнав о предстоящей ужасной участи девушки, святой решил спасти ее. Помолившись Богу, он копьем ударил змея, конь топтал тварь копытами. Усмиренное чудовище привели на привязи в город. Народ был в недоумении, а узнав, какой силой св. Георгий победил чудовище, уверовали в Христа. Змей был убит и сожжен, множество людей приняли крещение, в том числе царь.

Хотя за столетия почитания святому посвящены разные иконы, самой известный в России образ - где святой верхом на коне. Однако, таких образов известно три: без змея (поднятое копье, щит за плечами, левой рукой держит поводья); змееборец («Чудо о змие»), чудо со спасенным отроком (юноша сидит на лошади за спиной святого).

Значение иконы Георгия Победоносца, побеждающего змея, не только в том, чтобы напомнить о данном великом чуде. Существует и символический смысл. Царевна может восприниматься как Церковь, змей как враждебное язычество. Святой, повергнув чудовище, избавил веру от язычества. Также может восприниматься этот сюжет, как победа над змеем-искусителем, то есть дьяволом, соблазнившим первых людей в раю.


Как выглядят иконы мученика Георгия и в чем ее значение

Хотя в России наиболее почитаем образ, где святой сокрушает змея, он далеко не единственный. Православная иконография знает немало описаний икон Георгия Победоносца. Уже упоминался образ, где святой изображен как воин. Есть и образ мученика - в руке он держит крест, одет в плащ поверх хитона (традиционная одежда страдающих за веру). На голове может быть венок.

Внешние черты - кудрявый юноша без бороды, волосы до ушей, завитки круглой формы, расположены рядами. В византийской традиции, однако, черты лица могли быть иными. Присутствовал образ святого не только на иконах - фронтальные изображения делались на монетах, рядом с императорским, возле креста; на мозаиках; переплетах.

Начиная с 6 в. св. Георгий изображается вместе с Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским, Федором Тироном. Конечно, при жизни они никогда не встречались, объединяет всех мученическая кончина, также все несли воинскую службу. Очень распространена икона святого Георгия Победоносца вместе с великомучеником Дмитрием Солунским. Возможно, похожая внешность натолкнула иконописцев на то, чтобы изобразить этих святых вместе.

Образы Георгия в России

Великий князь Ярослав, приняв крещение с именем Георгий, положил традицию сугубого почитания отважного воина в нашей стране. Как византийские императоры, Ярослав стал чеканить образ своего небесного покровителя на монетах, украшал им печати. Самая ранняя икона св. Георгия хранится в Кремле и относится к 11 в. Поясное изображение святого держит меч в левой, копье в правой руке.

Икона большого размера (примерно 2,5 на 1,5 метра) написана для новгородского Георгиевского собора в начале 12 в. Святой, помимо копья и меча, вооружен щитом, на голове - венец из золота. Здесь также отсутствует сюжет о поверженном змее.

Московские храмы имеют собственную традицию: здесь чаще можно встретить не вооруженного, а одетого в мученический хитон Георгия, в паре с Димитрием Солунским. Обоих воинов московские князья считали заступниками за свои земли. В качестве примера можно привести иконостас Благовещенского собора (Кремль).

Как правильно молиться иконе святого Георгия

Ошибкой было бы считать, что иконы святого Георгия Победоносца почитались лишь царями и князьями. Народному сознанию образ его был настолько близок, что часто объединялся со всенародно почитаемым свт. Николаем. Причиной могла послужить и близость расположения церковных праздников (23 апреля - день мученичества св. Георгия, 9 мая - один из праздников св. Николы).

Двусторонние иконы «Николы и Егория» были распространены в новгородской и московской областях. Святые изображались как в рост, так и по пояс. Свт. Николай традиционно держит в руке Евангелие, а св. Георгий - копье и щит (иногда опирается на меч). В фольклоре часто св. Георгий сопоставляется с архангелом Михаилом, который должен победить змия апокалипсиса (в заключительной книге Библии).

Несмотря на военную атрибутику, святой считается покровителем земледельцев. Возможно, потому что этот труд требует огромных сил, а в случае неурожая многим грозила гибель от голода. Народ верит, что небесный воин придет за защиту всех слабых, невинных, угнетаемых. Молиться возле иконы Георгия Победоносца необходимо также, как у остальных икон - с верой в сердце, называя свои конкретные бытовые нужды, прежде не забывая и о духовных.

Что значит появления иконы Георгия Победоносца во сне?

Разные сонники дают противоположную информацию о том, к чему снится икона Георгия Победоносца. Кто-то считает, что это хорошо, а для некоторых подобный сон - к тяжелым испытаниям. Но что вообще говорит Православие о снах?

Святые отцы делят сны на обычные, от нечистого и Бога. Типичное сновидение бывает о том, что делал человек на протяжении дня. Например, водителю может сниться, что он находится за рулем своей машины. От Бога могут посылаться откровения, такие примеры часто приводятся в Священном Писании. Какова вероятность подобные снов для обычного человека, который далек от праведности Авраама или Иосифа? Ответ очевиден.

Может сны напускать и бес, чтобы запутать, напугать человека. Что делать в таком случае? Основанием для всей жизни христианской должно быть Слово Божие, молитва, храм. Там надо искать ответы на все вопросы, посоветоваться с духовником, если его нет - то помолиться, чтобы Господь послал духовного руководителя.

Увлекаться сонниками, гаданиями - большой грех, о чем надо помнить. Верующий должен трезвиться, молиться, искать вечной жизни, а не думать о предсказаниях.

В чем помогает икона св. Георгия

Поскольку при жизни св. Георгий был военным, он считается покровителем всех, кто имеет отношение к армии - военнослужащим, участникам боевых действий. Молитва перед иконой Георгия Победоносца поможет:

  • защититься от врагов:
  • одержать победу в сражении (военном, спортивном, духовной брани с дьяволом);
  • содействие в установлении мира между членами семьи;
  • избавиться от телесного недуга (неважно, какого именно);
  • известны случаи, когда бесплодные женщины смогли зачать ребенка.

Конечно, многие матери молятся Георгию Победоносцу о том, чтобы сыновья благополучно вернулись с военной службы. Для этого необязательно покупать икону, святой услышит молитвы и так. Но если есть возможность, можно приобрести для дома образок, тем более если потребность обращаться к великомученику возникает регулярно.

Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу

О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.
Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV-XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Житие святого Георгия

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой. Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой. Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Святой великомученик Георгий

Однажды на суде Георгий услышал бесчеловечные и жестокие приговоры об истреблении христиан. Сострадание к этим невинным людям воспламенилось в нем. Предвидя страшные мучения, Георгий раздал все, что имел, беднякам, дал волю своим рабам и пришел на прием к Диоклетиану. Встав перед ним, Георгий объявил себя христианином и начал обличать императора в несправедливости и жестокости. После безрезультатных уговоров император отдал приказ подвергнуть своего тысяченачальника тем же мучениям, что и христиан. Мучители Георгия изощрялись в жестокости, придумывая новые и новые пытки, но он терпеливо переносил страдания и восхвалял Господа. В конце император приказал отрубить голову святому. Так мученик Георгий отошел к Господу в 303 году, в Никомидии, по новому стилю 6 мая. Праздник Георгия Победоносца с тех пор отмечается в этот день. Мощи святого были положены в храме города Лида, в Палестине. Его голова сохранилась в римском храме, также посвященном подвигу святого Георгия.

Георгий Победоносец

Георгий получил именование Победоносец за мужество, стойкость и духовную победу над своими истязателями, которые так и не смогли принудить его отречься от звания христианина, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности. В праздник святого Георгия Победоносца вспоминаются его воинские подвиги. На иконах он изображен верхом на коне и убивающим копьем змея. Это изображение основывается на народных преданиях и посмертных чудесах святого Георгия. Суть преданий в том, что рядом с родным городом Георгия появился страшный зверь, пожирающий людей. Суеверные люди тех мест стали по жребию отдавать ему жертву, чтобы утолить его ярость. Однажды выбор пал на дочь правителя той области, ее привязали на берегу озера и оставили в ужасе ждать появления чудовища. Когда зверь вышел из воды и стал приближаться к оцепеневшей девице, вдруг возник между ними светлый муж на белом коне, убил змея и спас девушку. Такми чудесным явлением великомученик Георгий прекратил жертвенные убийства людей, обратил к христианству жителей той области, которые прежде были язычниками.

Почитание святого Георгия на Руси

Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью оно много лет отображается на монетах разных стран. Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.


До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища. Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

Награды имени Святого Георгия

Неразрывно связан с именем святого один из символов победы и воинской славы - георгиевская лента, символизируюшая воинскую доблесть и отвагу. Сочетанию трех черных полосок, означающих дым, и двух оранжевых, символизирующих пламя, уже около 250 лет. Появление ленты непосредственно связано с появлением главной награды России - ордена Святого Георгия, учрежденного в 1769 году. Орден имел вид белого, покрытого эмалью креста. Эту награду мог получить за боевой подвиг не только офицер, но и простой солдат. «Святой Георгий» был четырех степеней, самой высшей из которых до революции владело всего 25 военачальников. Из них только один Михаил Кутузов был кавалером всех четырех степеней. В послереволюционное время орден был упразднен большевиками как царская награда, а лента, как символ доблести и отваги, сохранилась и использовалась в наградах Великой Отечественной войны. Восстановлен орден Святого Георгия был во всех четырех степенях в 2000 году и снова является самой высшей наградой в России. С 2005 года георгиевские ленточки стали раздавать перед днем Победы 9 мая всем желающим во всем мире как память о самой кровавой войне в истории отечества. Так у символа появилось еще одно значение - память о тех, кто жертвовал ради спасения родины самым ценным, что у него было, - своей жизнью.

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца. Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников.

Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия - 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием - маршалом Жуковым, руководившим до этого многими победными битвами во время этой страшной войны.

Георгий-покровитель

Особо почитается святой Георгий во многих странах, например в Грузии, где даже название страны (Георгия) взято в его честь. По преданию, равноапостольная Нина, почитаемая в Грузии святая, приходится двоюродной сестрой описанного мужа-воина. Она особенно почитала Георгия, завещала христианам любить этого святого. С IX века происходило массовое строительство храмов в честь святого Георгия. Зафиксировано много свидетельств явления его в различных сражениях. Георгиевский крест изображен на грузинском флаге.

Святой Георгий также является почитаемым святым в Англии (еще с царствия короля Эдмунда III). Сам английский флаг выглядит как Георгиевский крест. Очень часто образ святого Георгия используется в классической английской литературе.

С особой радостью отмечают праздник - День Георгия Победоносца - в арабских странах. Имеется множество народных преданий о чудесах Георгия, одно из которых о сарацине, выстрелившем из лука в икону святого. Как только это произошло, у хулителя распухла рука, и он стал умирать от боли, но, по совету христианского священника, возжигал масло перед иконой Георгия и помазал распухшую руку маслом. Сразу после этого получил исцеление и уверовал во Христа, за что и предан был мучительной смерти от сослуживцев. Имени этого сарацина история не сохранила, но он изображен на местных иконах о змее как небольшая фигура с лампадой на коне позади Георгия.

написал в своем блоге краткую справку о святом Георгии в связи с обсуждением вопроса о реконструкции площади Победы в Иванове - специально для блогеров. Привожу ее полностью. Надеюсь, что ее прочитают те кто пишет разные оскорбления и продолжает троллить. И если они хотят помнить и знать прошлое, пусть знают его не только за последние 100 лет. История нашей страны многовековая, и за 70 лет если кто ее подзабыл, можно и напомнить. И для особо упертых, считающих, что святой Георгий имеет отношение только к Москве (а к Иванову вообще не имеет), стоит узнать, что еще Ярослав Мудрый в 1030-ых годах основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «твоpити пpаздник» святого Геоpгия. И в первую очередь Св. Георгий уже много столетий является образом защитника Родины. Поэтому прежде чем писать в блогах: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!" , надеюсь они заглянут в глубину веков и сами...

А теперь текст от игумена Виталия о святом Георгии:

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.


Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.


Георгий, великомученик и Победоносец - один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман.

Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).
Святой Георгий Победоносец с глубокой древности считался покровителем русского воинства.
Георгиевский крест - символ солдатской доблести и славы.
Имя святого Георгия Победоносца вписалось в тысячелетнюю историю государства Российского. Образ Георгия Победоносца, копием поражающего змия, украшает герб города Москвы. Со времён княжения благоверного князя Дмитрия Донского Святой Георгий считается покровителем Москвы. На гербе Москвы традиционно изображен Святой Георгий, пронзающий копием змия - сатану. Георгий Победоносец - покровитель всех доблестных воинов, сражающихся в разные времена за веру и Отечество.

Святой Георгий стал идеальным образом воина, защитника Родины. На Руси иконы с изображением Святого Георгия стали известны уже в XII веке:
копие, меч, кольчуга - атрибуты воина.
Алый плащ, перекинутый через плечо - символ мученичества.

На Руси в честь покровителя ратников Георгия Победоносца был учреждён орден 9 декабря (26 ноября ст.ст.) в 1769 году императрицей Екатериной II и присуждался воинам исключительно за храбрость на поле битвы. Орден Святого Георгия был разделён при установлении на четыре класса, или степени. Причем, было высочайшее повеление «сей орден никогда не снимать» и «пожалованным сим орденом именоваться кавалерами ордена Святого Георгия».

Существовала и другая награда, знак отличия военного ордена - наградной знак для солдат и унтер - офицеров русской армии с 1807 по 1917 годы - Георгиевский крест, учреждённый императором Александром I. Девиз награды: «За службу и храбрость». На протяжении столетий не было в России более высокого воинского отличия, чем «Георгиевский кавалер».


В 1819 году по указу императора Александра I был учреждён Георгиевский флаг. В центре перекрестия известного Андреевского флага был помещен красный щит с изображением Святого Георгия Победоносца. В качестве высокой награды флагом награждался корабль, чей экипаж проявил мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флота.
После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить Георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос черно-оранжевого цвета означали порох и пламя.
Георгиевские серебряные трубы появились в 1805 году. Они обвивались Георгиевской лентой с кистями из серебряной канители, а на раструбе Георгиевских труб укреплялся еще знак ордена Святого Георгия.
Георгиевские кавалеры - герои истории Отечества.
Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 г.г.) - был одним из четырех человек, награжденных всеми степенями боевого ордена Святого Георгия.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818 г.г.)
Иван Федорович Паскевич (1782-1856 г.г.)
Иван Иванович Дибич (1785-1831 г.г.)
Генерал А.П.Ермолов (1777-1861 г.г.)

Герои первой мировой войны:
Страхов Алексей - фельдфебель 16-го Восточно-сибирского стрелкового полка, полный Георгиевский кавалер, получивший все четыре Георгиевских креста в годы 1-ой мировой войны

В знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность производилось награждение Георгиевским Золотым оружием — шпагой, кортиком, саблей.

Георгиевскими кавалерами становились и священники. За каждой такой наградой - беспримерные подвиги на поле брани. История Отечества знает восемнадцать таких имен.
Отец Василий Васильковский - орден Святого Георгия IVстепени. Война 1812 года.
Отец Иов Каминский награжден Георгиевским Орденом в русско -турецкую кампанию в 1829 году.
Протоиерей Иоанн Пятибоков - орден Святого Георгия IV степени и наперсный крест на георгиевской ленте за подвиги при обороне Севастополя в 1855году.
Отец Иоанн Страганович награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте за подвиги в русско - японской войне

Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте стал не только очень почетной, но и относительно редкой боевой наградой; до русско-японской войны им было награждено всего 111 человек. И за каждой наградой - конкретный подвиг.
В честь ордена Святого Георгия и его боевых кавалеров был впоследствии назван один из лучших парадных залов Большого Кремлевского дворца в Москве, построенного в середине XIX века.
В этом зале воинской славы на мраморных досках золотыми буквами начертаны имена 11 тысяч Георгиевских кавалеров. Среди них - Георгий Жуков.
Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы, перейдя на некоторые ордена и медали Советского Союза и Российской Федерации.

В октябре 1943 года по инициативе И.В.Сталина был учрежден орден Славы, которым награждались лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 20 марта 1992 года был восстановлен орден Георгия.


Статуты ордена Георгия и Георгиевского креста были разработаны позднее и утверждены Президентом В. Путиным 8 августа 2000 года.

«Георгиевская ленточка» — общественная акция, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года. Цель акции - не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить

В Православной Церкви утверждены несколько праздников в память великомученика и Победоносца Георгия:
Святой Великомученик Георгий Победоносец. День памяти 23 апреля (ст.стиль) /6 мая (нов.стиль).
Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде. День памяти 3 ноября (ст.стиль) / 16 ноября (нов.стиль).
Колесование святого великомученика Георгия. 10 ноября (ст.стиль) / 23 ноября (нов.стиль).
Освящение церкви святого великомученика Георгия Победоносца в Киеве. 26 ноября (ст. стиль) / 9 декабря (нов.стиль).

Георгий Победоносец - один из самых почитаемых великомучеников христианской церкви. Его назвали так за мужество в борьбе над мучителями и сохранение, вопреки всему, своей веры и преданности христианству. Прославился святой и своей чудодейственной помощью людям. Житие Георгия Победоносца отличается многими интересными фактами, а история его первого посмертного явления людям и вовсе напоминает волшебную сказку. Недаром события из жизни святого угодника так интересны не только взрослым, но и детям.

Чудесное явление Георгия Победоносца

Давным-давно в озере завелся огромный змей. Прохода от него не было никому: чудовище пожирало всех, кто забродил в окрестности. Местные мудрецы, посовещавшись, приняли решение умилостивить змея, принеся ему в жертву собственных детей. Постепенно дошла очередь до самой царской дочери, которая отличалась ослепительной красотой.

В назначенный день девушку привели к озеру и оставили на условленном месте. Люди остались смотреть на казнь бедняжки издалека. И вот что они увидели, приготовившись оплакивать царевну: откуда ни возьмись, появился статный всадник в одежде воина и с копьем в руках. Он не испугался змея, а перекрестившись, устремился на чудовище и сразил его копьем с одного удара.

После этого храбрый юноша сказал царевне: «Не бойся. Свяжи змея поясом и веди в город». На их пути народ в ужасе разбегался, увидев чудовище. Но воин успокоил их со словами: «Веруйте в Господа нашего, Иисуса Христа. Ведь это он послал меня, чтобы я избавил вас от змея». Именно так и произошло чудесное явление Георгия Победоносца людям, уже после окончания его жизненного пути.

Житие святого великомученика

Земная жизнь его оказалась короткой. Поэтому немного рассказывает житие Георгия Победоносца. Краткое содержание можно пересказать в нескольких абзацах, однако этот святой вошел в историю христианства как один из самых известных и почитаемых великомучеников, принявших спокойную и мужественную кончину.

Рождение и детство

Житие великомученика Георгия Победоносца начинается с его рождения в Каппадокии. Родители святого были благочестивыми и кроткими. был мучеником и принял смерть за свою веру. После чего мать, взяв сына, переселилась на свою родину, в Палестину. Мальчик был воспитан истинным христианином, получил хорошее образование, а благодаря своему мужеству и недюжинной силе, вскоре поступил на воинскую службу.

Юные годы и служба у императора

Уже в двадцатилетнем возрасте у Георгия в подчинении оказалась целая когорта инвиктиоров (что означает «непобедимые»). Со званием тысяченачальника юноша получил покровительство самого императора. Однако тот почитал римских богов и был ярым противником христианской веры. Поэтому, когда по указу императора начали сжигать священные книги и разрушать церкви, Георгий раздал все свое имущество бедным людям и явился в Сенат. Там он прилюдно заявил, что император Диоклетиан - жестокий и несправедливый правитель, которого не заслуживает народ. Красивого и храброго юношу пытались отговорить, молили не губить собственной славы и молодости, но тот был непреклонен. Именно такую несокрушимую веру житие Георгия Победоносца, даже в кратком содержании, обычно ставит во главе всех добродетелей великомученика.

Испытания и смерть

Юношу подвергли жестоким истязаниям, после чего обезглавили. Поскольку он с мужеством вынес все пытки и не отрекся от Иисуса Христа, Георгия Победоносца позднее причислили к Таково краткое житие Георгия Победоносца.

День его казни состоялся 23 апреля, что соответствует 6 мая по новому календарю. Именно в этот день Православная церковь чествует память Георгия Победоносца. Его мощи хранятся в израильском городе Лод, там же построен храм его имени. А отсеченная голова святого и его меч находятся в Риме и по сей день.

Чудеса Георгия Победоносца

Главным чудом, которое описывает житие святого Георгия Победоносца, является его победа над змеем. Именно этот сюжет часто изображают на христианских иконах: святой здесь изображен на белом коне, а его копье поражает пасть чудовища.

Есть еще одно, не менее известное чудо, которое произошло уже после смерти великомученика Георгия и причисления его к лику святых. Случилась эта история после того, как арабский народ напал на Палестину. Один из захватчиков зашел в православный храм и застал там священника за молитвой перед образом Георгия Победоносца. Желая проявить пренебрежение к иконе, араб достал свой лук и пустил в нее стрелу. Но случилось так, что выпущенная стрела вонзилась в руку воина, не причинив иконе никакого ущерба.

Изнемогая от боли, араб позвал священника. Тот рассказал ему историю о Святом Георгии, а также посоветовал повесить его икону у себя над постелью. Житие Георгия Победоносца произвело на него такое сильное впечатление, что араб принял христианство, а потом даже сам стал проповедовать его среди своих соотечественников, за что и принял впоследствии мученическую смерть праведника.

Настоящие чудеса происходили с Георгием во время пыток. 8 дней длились жестокие истязания, но по воле Господа тело юноши исцелялось и укреплялось, оставаясь невредимым. Тогда император решил, что тот использует волшебство, и захотел погубить его ядовитыми зельями. Когда и это не принесло Георгию вреда, его решили прилюдно посрамить и заставить отречься от веры. Юноше предложили попробовать воскресить умершего человека. Каково же было потрясение собравшихся людей, когда после молитвы святого мертвый действительно восстал из гробницы, а земля сотряслась по воле Божьей.

Не иначе как чудом можно назвать и целебный источник, забивший на том месте, где построили церковь имени Георгия Победоносца. Находится она именно там, где по преданию святой расправился со змеем.

Что можно рассказать детям о Святом Георгии?

Много чем прославился за свою жизнь Георгий Победоносец. Житие и для детей будет интересно. Например, можно рассказать им о том, что этого святого почитают не только в нашей стране, но и за рубежом. А его жизнь стала лучшим примером того, как истинная вера в Бога помогает нам преодолеть любые испытания.

Будут интересны юным слушателям и чудеса, которые проявил Господь народу через этого великомученика. Благодаря им многие заблудшие вновь обрели веру и пришли к Христу. Жил Георгий Победоносец в III веке, но его подвиги и чудеса укрепляют веру людей и сегодня, придавая силы справляться с неприятностями и с благодарностью принимать все, что готовит нам жизнь.

Часто дети задают вопросы о том, почему на иконах копье в руке Святого Георгия тонкое-тонкое? Таким не то, что змея, даже муху не убьешь. На самом деле, это не копье, а самая настоящая, искренняя молитва, которая и являлась главным оружием великомученика. Ведь только с молитвой, а также огромной верой в Господа, у человека появляются огромные силы, мужество и счастье.

Факты, связанные с Георгием Победоносцем

  1. Святой известен под несколькими именами. Помимо звания Святой Георгий, его называют Георгием Лиддским и Каппадокийским, а по-гречески имя великомученика пишется так: Άγιος Γεώργιος.
  2. 6 мая, в день святого Георгия, чествуется также и память царицы Александры, жены императора Диоклетиана. Она так глубоко к сердцу приняла мучения Георгия и настолько уверовала в его собственную веру, что признала себя христианкой. После чего император сразу же приговорил и ее к смертной казни.
  3. Георгий Победоносец, житие которого стало истинным примером мужества и храбрости, особенно почитаем в Грузии. Первый храм имени Святого Георгия был построен там в 335 году. Спустя несколько веков начали строиться все новые и новые храмы и молельни. Всего их было возведено в разных уголках этой страны столько же, сколько дней в году - 365. Сегодня невозможно найти ни одной грузинской церкви, в которой не было бы образа Георгия Победоносца.
  4. в Грузии тоже очень популярно. Его дают всем - от простых людей до правителей из величайших династий. Считалось, что человек, названный именем Святого Георгия, ни в чем не будет знать неудач и из любой ситуации выйдет победителем.

Порой сложно поверить, что житие Георгия Победоносца действительно описывает реально случившиеся события. Ведь в нем столько нечеловеческих мучений, доблести и несокрушимой веры, сколько нам, простым смертным, представить просто невозможно. Однако история этого святого - лучший пример того, как с помощью истинной веры можно преодолеть любые невзгоды.


Top