Государственная и политическая деятельность М. Горбачева. « Внутренняя политика М.С. Горбачева»

Горбачев, Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 г. Место рождения – село Привольное Ставропольского края. Выходец из семьи крестьян, он уже во время учебы в школе овладел профессией комбайнера. Окончил школу с серебряной медалью, после чего смог поступить в МГУ на юридический факультет. Будучи студентом, он познакомился с Раисой Титаренко. Она известна сегодня как Раиса Горбачева – супруга первого и единственного президента СССР.

Вскоре после начала учебы Горбачев стал главой комсомольской организации факультета. Михаил Горбачев биография которого в своем начале была похожа на биографию многих советских людей, вступил на путь к власти. Еще, будучи студентом, Горбачев стал членом КПСС. В 1955 году, закончив обучение, получил назначение на должность секретаря Ставропольского горкома комсомола. Вплоть до 1967 г. он занимал серьезные руководящие посты в краевом комитете комсомола. Продолжив свое образование, окончил заочно Ставропольский сельскохозяйственный институт, получив специальность экономист – агроном.

Горбачев построил успешную карьеру в партии. Положительно сказались на его репутации и высокие урожаи. Он немало сделал для внедрения более рациональных методов труда в сельском хозяйстве. Однако уже после 1978 года его жизнь связана только со столицей СССР. Он занимается проблемами сельского хозяйства уже в масштабах страны, являясь секретарем ЦК.

Стоит сказать, что шансы Горбачева на получение высшей власти были совсем не велики. Но, целая череда смертей высших руководителей партии, пришедшаяся на первую половину 80-х изменила ситуацию. Получив поддержку секретарей ЦК (Лигачев, Рыжков), молодых лидеров коммунистических организаций и влиятельных членов Политбюро, Горбачев начал борьбу за власть, которая увенчалась успехом в 1985 году, именно тогда произошел приход к власти Горбачева.

Реформы Горбачева должны были покончить с застоем в экономике. Однако многие из них не были в достаточной мере продуманны. Наиболее громкий резонанс вызвали такие действия как ускорение, обмен денег, введение хозрасчета. Большая часть населения воспринимала эти реформы если не с энтузиазмом, то с определенным пониманием. Однако сухой закон Горбачева вызвал всеобщее недовольство и резкое неприятие. Кстати, этот закон имел действие, совершенно обратное тому, на которое надеялись его создатели. В стране появилась поддельная водка. А практика самогоноварения распространилась повсеместно. В 1987 году сухой закон отменили. Однако поддельная водка и самогонные аппараты никуда не исчезли.

Перестройка Горбачева запомнилась людям не только как период ослабления цензуры, но и как сложное время, когда, в силу не продуманной внутренней политики, достаток основной массы советских граждан заметно снизился. В Нагорном Карабахе, Грузии, Баку разгорелись межнациональные конфликты. Республики Прибалтики уже в те годы взяли курс на отделение от СССР. Внешняя политика Горбачева получила название «политики нового мышления». Благодаря ей международная напряженность спала.

Пост Председателя Президиума Верховного Совета Горбачев занял в 1989 г. В 1990-м он становится президентом СССР. Горбачеву присуждается Нобелевская премия мира за огромный вклад в снижение международной напряженности. Однако Советский Союз в тот период находился в глубочайшем кризисе. После путча в августе 1991 года страна перестала существовать. Были подписаны Беловежские соглашения, а Горбачев подал в отставку. Время правления Горбачева сегодня оценивается по-разному.

Сообщение о том, что Горбачев Михаил Сергеевич умер, появилось в сети 22 мая 2012 года. Но информация про смерть Горбачева явно оказалась преувеличенной. Ведь опроверг ее сам Михаил Сергеевич. Похороны Горбачева так и не состоялись.

Внутренняя политика: После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;2) возродить частный сектор экономики;3) отказаться от внешнеторговой монополии;4) сократить число административных инстанций;5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета - Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.Политика гласности, о которой впервые было заявлено на XXVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920-1930-х гг.В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:1) либерально-демократическая;2) коммунистическая партии.В самой КПСС явно обозначились три течения:1) социал-демократическое;2) центристское;3) ортодоксально-традиционалистическое.

Внешняя политика: Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Значение и итоги «нового мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

Распад СССР: К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.

Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.

Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы – не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.

Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.

В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик – России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств – СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.

21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

причины распада СССР:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 17218 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

ГОРБАЧЁВ Михаил Сергеевич (родился 2.3.1931, село Привольное Северо-Кавказского края), советский государственный и партийный деятель, российский общественный деятель; генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-91), президент СССР (1990-91). Из крестьянской семьи. В Великую Отечественную войну подростком вместе с матерью (отец воевал на фронте) оказался в немецкой оккупации. С 1944 года ещё школьником вместе с отцом, демобилизованным после ранения, работал на комбайне. За успехи в уборке урожая награждён орденом Трудового Красного Знамени (1948).

Окончил юридический факультет МГУ (1955) и заочно экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института (1967).

С 1952 года член КПСС (кандидат с 1950). С 1955 на комсомольской работе: секретарь Ставропольского городского (1956-1958), 2-й и 1-й секретарь Ставропольского краевого (1958-61) комитетов ВЛКСМ. С 1962 на партийной работе: 1-й секретарь Ставропольского городского (1966-68), 2-й (1968-70) и 1-й (1970- 1978) секретарь Ставропольского краевого комитетов КПСС. Член ЦК КПСС (с 1971), секретарь ЦК КПСС (с 1978), член Политбюро ЦК КПСС (с 1980, кандидат с 1979). В ЦК первоначально курировал сельское хозяйство страны и производство продовольственных товаров, но скоро стал оказывать влияние на многие другие направления деятельности ЦК. Вместе с Н. И. Рыжковым и Е. К. Лигачёвым, входившими в группу, которая анализировала реальное положение дел в стране, пришёл к выводу о серьёзном кризисе советской экономики и системы управления.

Реклама

В 1985 году на мартовском пленуме ЦК КПСС Горбачев избран генеральным секретарём ЦК КПСС (переизбран в июле 1990 на 28-м съезде КПСС). Его приход к управлению страной произошёл на фоне продолжавшегося Афганского конфликта 1979-89, развёртывания в Западной Европе [в связи с установкой в Европейской части СССР советских ракет средней дальности — РСД-10 («СС-20»)] новейших американских ракет «Першинг-2», подлётное время которых до важнейших стратегических объектов СССР составляло 5 минут. Это, а также попытки США реализовать программу стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая ставила под угрозу безопасность СССР, небывалое наращивание гонки вооружений, особенно ядерных, резко ухудшило к середине 1980-х годов общую международную обстановку.

Первоначально Горбачев, как и Ю. В. Андропов, видел выход для страны из кризиса в восстановлении порядка на производстве, укреплении партийной дисциплины, в существенном росте производительности труда, технологической модернизации, прежде всего машиностроения, с целью поддержания военно-стратегического паритета с США, значительном приросте национального дохода. Чтобы подвести реальную базу под свою программу, Горбачев рассчитывал приобрести новые технологии и товары народного потребления за валюту, 80% которой поступало от продажи сырья и энергоресурсов. Эта программа получила название «ускорение научно-технического прогресса». Однако после ужесточения в 1985-86 США и их союзниками технологической блокады СССР и резкого снижения цен на нефть и металлы в августе 1985 — апреле 1986 стало ясно, что программа «ускорения» не имеет перспектив. Ситуацию с государственным бюджетом осложнила предпринятая в 1985 году неумело проведённая на местах попытка искоренить пьянство на производстве и в общественных местах. К тому же Горбачев столкнулся с серьёзными проблемами, вызванными нежеланием и неспособностью многих руководителей всех звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппарата, выдвинувшихся при Л. И. Брежневе, отказаться от шаблонных, ставших малоэффективными методов управления людьми и экономикой. Горбачев начал осуществлять «кадровую революцию»: уже к концу 1985 года была заменена треть членов СМ СССР. Стремясь заручиться общественной поддержкой, в 1985-86 он много ездил по стране, откровенно говорил с людьми.

Для Горбачева и выдвинувшихся в середине 1980-х годов руководителей становилось всё более понятным, что причины отставания страны и кризисные явления носят системный характер: экономическая модель сверхцентрализованной плановой экономики оказалась исчерпанной. На 27-м съезде КПСС (февраль — март 1986) Горбачев обнародовал ряд мер, за которыми закрепилось название «перестройка». В области государственной экономики открывалась возможность внедрения элементов её саморегулирования; одновременно допускалось появление нового, частного, уклада.

20 министерств и 70 крупнейших государственных предприятий получили право устанавливать прямые связи с зарубежными партнёрами и создавать совместные предприятия. Были разрешены «индивидуальная трудовая деятельность», организация кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья (некоторые из них впоследствии выросли в крупные фирмы). В политико-идеологической сфере Горбачев сделал упор на преодоление догматизма и консерватизма и инициировал политику гласности (фактически идеологическую реформу). С 1986 года значительно расширилась свобода слова, печати, стали открыто обсуждаться острые темы современной жизни, давнего и недавнего исторического прошлого. Появилась возможность создания неформальных общественных организаций и объединений. Освобождалась от опеки государственных органов религиозная жизнь в стране. Инакомыслие перестало считаться преступлением. Читателям становились доступны десятилетиями скрывавшиеся в «спецхранах» произведения классиков отечественной литературы (в том числе отдельные произведения И. А. Бунина, В. Г. Короленко, М. Горького, Б. Л. Пастернака и др.), запрещённая ранее иностранная литература. На экраны выходили новые фильмы, посвящённые злободневным проблемам, и возвращались к зрителям картины, годами по цензурным соображениям лежавшие на полках. Период обновления переживали театр и телевидение. Стали открываться архивы, печатались труды выдающихся представителей отечественной философской и исторической мысли, широкий доступ к которым был прежде закрыт. Значительно расширились культурные контакты СССР с другими странами. Была существенно упрощена процедура въезда и выезда из СССР. Важной составляющей демократического процесса явилось переосмысление истории СССР. По инициативе Горбачева в январе 1988 года при ЦК КПСС образована Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий (к середине 1989 года реабилитировала около 1 млн. граждан). Были также амнистированы 140 диссидентов. Из ссылки возвращён академик А. Д. Сахаров.

Новая социально-политическая ситуация в стране вступила в противоречие с привычными устоями в сознании и поведении представителей партийной и государственной номенклатуры, которая со временем перешла к скрытому и открытому сопротивлению реформам, иногда принимавшему характер саботажа. В ответ Горбачев интенсифицировал процесс обновления кадров партаппарата: к началу 1987 года Политбюро ЦК КПСС было обновлено на 70%, ЦК — на 40%, состав секретарей горкомов и райкомов — на 70%, обкомов — на 60%.

Летом 1987 (на июньском пленуме ЦК КПСС) Горбачев сформулировал основные принципы экономической реформы, суть которой заключалась в переводе всех государственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, расширении их самостоятельности. В промышленности вместо плана вводился государственный заказ на часть произведённой продукции и предусматривавший самостоятельную реализацию оставшейся части предприятием. Все предприятия получили большую свободу в распоряжении прибылью, право самим выходить на внешний рынок, осуществлять совместную деятельность с иностранными партнёрами. Трудовым коллективам давалось право избирать на собраниях органы самоуправления (советы предприятий), директоров, брать у государства в аренду своё предприятие. Кроме того, предусматривалось развитие частного сектора в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Колхозники получили возможность развивать коллективный и семейный подряд, получать землю в долгосрочную (до 50 лет) аренду, самостоятельно реализовывать свою продукцию по свободным ценам. Таким образом, экономическая реформа, по замыслу Горбачева, преследовала цель преодолеть отчуждение человека от результатов его труда и от власти.

Экономическая реформа имела неоднозначные последствия. В стране стала складываться многоукладная экономика, в которой, наряду с государственным сектором, зародился и быстро набирал силу частный сектор, утверждавшийся не только в сфере услуг, но также в производстве и в банковском деле. К концу 1987 года возникло 13,9 тысяч кооперативов, в 1988 их было 77,5 тысяч, в 1990 — 245 тысяч; к 1990 году объём реализованной продукции кооперативов составил 67,3 миллиарда рублей, или 6,7% ВНП, к весне 1991 года 7 миллионов граждан, или 5% активного населения, были заняты в кооперативном секторе. В марте 1989 года на полный хозрасчёт и самофинансирование перешли 5 специализированных банков (смотри в статье Банки в России), созданных в ходе реформы банковской деятельности (проводилась с июня 1987) и существовавших наряду с Государственным банком СССР. Начала формироваться сеть коммерческих и кооперативных банков (к началу 1990 года в СССР было зарегистрировано 224 коммерческих банка), возникали и другие рыночные структуры: биржи, всевозможные посреднические организации.

Однако, несмотря на это, общеэкономические процессы определялись тогда в сфере государственной экономики. Руководители государственных предприятий, теперь прямо зависевшие от трудовых коллективов, повышали зарплату за счёт сокращения производственных инвестиций и средств на НИОКР, возникшие при предприятиях кооперативы не только дали простор для деятельности инициативных, хозяйственных людей, но и послужили прикрытием для перекачивания безналичных средств в наличные, что вместе увеличивало на рынке объём денежной массы, не обеспеченной товарами. В торговле возник дефицит на ряд предметов первой необходимости, начались рост цен и инфляция. В аграрной сфере реформа ожидаемых результатов не дала: процесс «раскрестьянивания крестьянства», как выражался Горбачев, за многие десятилетия советской истории зашёл слишком далеко.

В тот же период ослабление тоталитарной системы, а вместе с ней и власти союзного руководства обострило межэтнические противоречия, уходившие своими корнями в прошлое, а также способствовало проявлению национально-государственных амбиций местных элит. В конце 1987 года в Грузии начали развёртываться движения с националистической окраской. В феврале 1988, после просьбы областного Совета Нагорно-Карабахской АО, обращённой к ВС Азербайджанской ССР и ВС Армянской ССР, о передаче области из состава Азербайджана в состав Армении, произошли первые кровопролитные межэтнические конфликты — в Карабахе и Сумгаите.

Сложно проходило реформирование политической системы. В 1988 году впервые отчётливо выявились расхождения в Политбюро ЦК по отношению к перестройке. Однако Горбачев продолжил реформу. Этапный характер в её развитии носила 19-я Всесоюзная конференция КПСС (28.6 — 1.7.1988), где разгорелась острая дискуссия и был принят ряд резолюций, направленных на демократизацию политической системы страны. Впервые в истории советского общества Горбачев предложил меры по реальному разделению функций партийной и государственной власти. Для включения граждан в процесс принятия решений предусматривалось создание новых государственных институтов: Съезда народных депутатов СССР, выборы на который должны были производиться на альтернативной основе, и действующего на постоянной основе парламента. Для реализации реформы внеочередная сессия ВС СССР 1.10.1988 утвердила Горбачева на посту председателя Президиума ВС СССР. В марте — мае 1989 состоялись первые в стране свободные выборы народных депутатов, по итогам которых свыше 30 секретарей обкомов и крупных горкомов партии потерпели поражение.

На 1-м Съезде народных депутатов большинством голосов 25.5.1989 Горбачев был избран председателем ВС СССР. К этому времени центристская позиция Горбачева уже отчётливо была окрашена социал-демократическими представлениями. Он определил смысл политической реформы как передачу всей полноты власти Советам народных депутатов. На этом же съезде организационно оформилась Межрегиональная депутатская группа, которая вскоре по ряду вопросов стала предлагать либеральную альтернативу реформистскому курсу Горбачева. С нарастанием либеральной оппозиции («демократов» в политической лексике того времени) политика Горбачева, отстаивавшего курс на постепенное реформирование страны, стала подвергаться ожесточённой критике с двух сторон: «консерваторы» обвиняли его в отходе от основ социализма, «демократы», которых в Политбюро ЦК КПСС поддерживал А. Н. Яковлев, — в торможении радикальных преобразований (противоположность оценок перешла в публицистику, частично сохраняется в современной историографии и общественном мнении).

Новой внутренней политике, в значительной степени обусловленной положением СССР в мире, соответствовали и новые подходы в международных делах. Деятельность Горбачева сыграла решающую роль в обуздании гонки ядерных вооружений, преодолении конфронтации с Западом и в улучшении всей международной ситуации. В 1987 году между СССР и США был подписан Договор о взаимной ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Дальнейшее движение в этом направлении увенчалось подписанием в Москве 31.7.1991 Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Благодаря политике Горбачева в нормальное русло вошли советско-китайские отношения. Большой положительный резонанс в стране и за рубежом вызвало решение Горбачева о выводе в 1989 году советских войск из Афганистана. Значительно улучшились отношения СССР с ФРГ, Великобританией и другими западноевропейскими странами, многими странами Азии и Латинской Америки. В отношении восточноевропейских стран Горбачев отказался от политики ограничения их суверенитета, проводившейся после окончания 2-й мировой войны. Позиция Горбачева способствовала демократизации режимов в странах Восточной Европы, а также объединению Германии в октябре 1990 года. Согласованный Горбачевым и канцлером ФРГ Г. Колем 6-летний срок вывода советских войск из Восточной Германии (впоследствии сокращён российским правительством до 5 лет) позднее стал оцениваться общественностью как недостаточный и вызвал упрёки в поспешности (смотри Германский вопрос 1945-1990). Демократизация режимов в Восточной Европе в конце 1980-х годов привела к демонтажу Организации Варшавского договора, оформленному 1.7.1991, и выводу советских войск из восточноевропейских стран. Это послужило началом преодоления раскола Европы. В 1990 году Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира, но в своей стране его внешняя, особенно европейская, политика нередко подвергалась резкой критике.

В Советском Союзе итогом перестройки Горбачева стало изменение политического режима: в 1990 году власть от КПСС перешла к Съезду народных депутатов СССР — первому в советской истории парламенту, избранному на альтернативной основе на свободных демократических выборах. Были реконструированы высшие органы государственной власти, Горбачев избран президентом СССР.

Системная трансформация обострила противоречия в обществе, а ошибки и запоздалые действия руководства усугубили ситуацию. Ухудшение положения на потребительском рынке, а также обострение межнациональных отношений (в том числе кровопролитные столкновения в Баку, Тбилиси и Вильнюсе) привели к ослаблению общественной поддержки Горбачева. В то же время либеральная оппозиция сплотилась вокруг Б. Н. Ельцина (был выдвинут Горбачевым на ответственную руководящую работу, но в 1987 снят с постов). В отличие от своих предшественников, Горбачев не лишил противника возможности участвовать в политической жизни, и тот вскоре стал его главным соперником в борьбе за власть. Вместе с тем жёсткая унитарность государственного устройства СССР перестала устраивать и местные элиты, которые стали опираться на различного рода национальные движения. Центробежные процессы особенно усилились после того, как 12.6.1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственномсуверенитете РСФСР, открыв «парад суверенитетов» и других республик — как союзных, так и автономных. Пытаясь сохранить целостность страны, Горбачев выступил с инициативой проведения первого в истории СССР референдума. На нём (17.3.1991) 76% голосовавших (в России — 71,3%) высказались за сохранение обновлённого Союза. На 20.8.1991 была назначена процедура подписания руководителями республик нового Договора о Союзе Суверенных Республик, предполагавшего существенное расширение полномочий республик в рамках союзного государства. Однако этот процесс был сорван разразившимся Августовским кризисом 1991 года, вызванным действиями ряда лиц из окружения Горбачева. Путч ГКЧП провалился. После этого Б. Н. Ельцин 23.8.1991 приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР.

Горбачев, вернувшись в Москву из Фороса, где он был изолирован путчистами, 24.8.1991 объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к ЦК с призывом о самороспуске. Но поражение путчистов не стало победой Горбачева. В РСФСР верх взяли силы, возглавляемые Б. Н. Ельциным; другие союзные республики в ответ на путч заявили о своей независимости. Тем не менее Горбачев возобновил процесс переговоров о подписании нового Союзного договора, но и он был сорван: президенты РСФСР, Украины и председатель ВС БССР 8 декабря подписали Беловежские соглашения 1991 года о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств. Горбачев предпринял ещё несколько безуспешных попыток предотвратить распад государства. 25.12.1991 он заявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР.

С 1992 года Горбачев — президент Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (так называемый Горбачёв-фонд). Занимается исследованием истории перестройки и разработкой идей, положенных в её основу, реализует гуманитарные проекты, помогает международной ассоциации «Гематологи мира — детям», участвует в осуществлении программы «Детские лейкозы в России», в строительстве и оснащении Центра детской гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачёвой. С 1993 года Горбачев возглавляет Международную неправительственную экологическую организацию «Зелёный крест». Один из инициаторов создания Форума лауреатов Нобелевской премии мира (1999), Форума мировой политики (2003).

Награждён 3 орденами Ленина и более чем 300 иностранными наградами и премиями.

Соч.: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987; Избранные речи и статьи. М., 1987-1990. Т. 1-7; Об основных направлениях по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике. М., 1990; Через многоукладность экономики — к эффективности производства. М., 1990; Нобелевская лекция 5 июня 1991 г., Осло; М., 1991; Августовский путч: Причины и следствия. М., 1991; Декабрь-91: Моя позиция. М., 1992; Годы трудных решений. М., 1993; Жизнь и реформы. М., 1995; Размышления о прошлом и будущем. М., 1998; Как это было: Объединение Германии. М., 1999; Понять перестройку…: Почему это важно сейчас. М., 2006.

Лит.: Печенев В. А. М. С. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991; Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992; Рыжков Н. И. Перестройка: История предательств. М., 1992; Черняев М. С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993; Грачев А. С. Дальше без меня…: Уход Президента. М., 1994; Медведев В. А. В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 1994; Шахназаров Г. Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1994; Союз можно было сохранить: Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М., 1995; Метлок Д. Ф. Рейган и Горбачев: как окончилась «холодная война»… и все выиграли. М., 2005; Пияшев Н. Ф. М. С. Горбачев… кто он? М., 1995; В Политбюро ЦК КПСС… По записям А. Черняева, В. Медведева, Г. Шахназарова (1985-1991). М., 2006.

Внутренняя политика

Историческая летопись » М.С. Горбачев в роли генсека » Внутренняя политика

Вся внутренняя политика Горбачёва была проникнута духом перестройки и гласности. Он впервые ввел термин "перестройка" в апреле 1986 г., которое сначала понималось только, как "перестройка" экономики. Но позднее, особенно после проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, слово "перестройка" расширилось и стало обозначать всю эпоху перемен.

Первые шаги Горбачёва после избрания в основном повторяли меры Андропова. Прежде всего он отменил "культ" своей должности. На глазах у телезрителей 1986 г. Горбачёв грубовато оборвал одного оратора: "Поменьше склоняйте Михаила Сергеевича!".

В средствах массовой информации вновь заговорили о "наведение порядка" в стране. Весной 1985 г. вышел указ о борьбе с пьянством. Вдвое была сокращена продажа винно-водочных изделий, в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. Это привело к росту очередей у винных магазинов и к повышению употребления самогона более чем в пять раз.

С новой силой возобновилась борьба с взяточничеством, особенно в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на двенадцать лет заключения зятя Брежнева Юрия Чурбанова.

В начале 1987 г. Центральный комитет ввел некоторые элементы демократии на производстве и в партийном аппарате: появились альтернативные выборы партийных секретарей, иногда открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Все эти нововведения в политической системе обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, происходившая летом 1988 г. Её решения предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма — был провозглашен курс на создание "социалистического правового государства", планировалось провести разделение властей, разрабатывалась доктрина "советского парламентаризма". Для этого был создан новый высший орган власти — съезд народных депутатов, а Верховный Совет было предложено сделать постоянно действующим "парламентом".

Изменению подверглось и избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, одну треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Главной идеей конференции была передача части властных полномочий партии правительству, то есть усиление советских органов власти, при сохранении в них партийного влияния.

Вскоре, инициатива проведения более интенсивных реформ перешла к избранным на I съезд народным депутатам, по их предложению концепция проведения политических реформ была несколько изменена и дополнена. III съезд народных депутатов, заседавший в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост Президента СССР, тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монополию коммунистической партии на власть, это позволило формировать многопартийность.

Так же в ходе политики перестройки произошла на государственном уровне переоценка некоторых моментов истории государства, особенно это касается осуждения культа личности Сталина.

Но в тоже время стали постепенно появляться и недовольные политикой перестройки. Их позицию выразила в своем письме редакции газеты "Советская Россия" ленинградская учительница Нина Андреева.

Одновременно с проведением реформ в стране, в ней появился, казалось уже давно решенный, национальный вопрос, который вылился в кровавые конфликты: в Прибалтике и в Нагорном Карабахе.

Одновременно с проведением политических реформ проводились и реформы экономические. Главными направлением социально-экономического развития страны был признан научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". Первоначально основной акцент делался на энтузиазм трудящихся, но на "голом" энтузиазме ничего не построишь, поэтому в 1987 г. была проведена экономическая реформа. Она заключала в себе: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, постепенно возрождение частного сектора экономики, отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, реформа сельского хозяйства. Но все эти реформы, за редким исключением, не приводили к желаемому результату. Одновременно с развитием частного сектора экономики, государственные предприятия столкнувшиеся с совершенно новыми способами работы, были не способны выжить в условиях нарождающегося рынка.

Доклад: Михаил Сергеевич Горбачёв

Биографическая справка. 2

На административной работе. 3

Ставрополье 3

Перестройка и ускорение. 4

Принципы внутренней и внешней политики 4

Причины неудач 5

Западные политики и учёные о Горбачёве. 5

Заслуги М. С. Горбачёва. 6

Современники реформ о политике Горбачёва. 7

Заключение. 8

Биографическая справка

Михаил Сергеевич Горбачёв - один из самых популярных на Западе рос-сийских политиков последних де-сятилетий XX в. и одна из наиболее противоречивых фигур в глазах об-щественного мнения внутри стра-ны. Его называют и великим рефор-матором, и могильщиком Советского Союза.

Михаил Сергеевич родился 2 мар-та 1931 г. в крестьянской семье в селе Привольное на Ставрополье.

В 1948 г. он вместе с отцом работал на комбайне и за успехи в уборке урожая получил орден Трудового Красного Знамени. В 1950 г. Горбачёв окончил школу с серебряной меда-лью и поступил в Московский универ-ситет на юридический факультет. Позднее он признавался: « Что такое юриспруденция и право, я представ-лял себе тогда довольно туманно. Но положение судьи или прокурора мне импонировало ».

В Москве Михаил очутился впер-вые. Много лет спустя он вспоминал:

«Сопоставьте: село Привольное и… Москва. Слишком велика разница и слишком большая ломка… Всё для ме-ня было впервые: Красная площадь, Кремль, Большой театр - первая опе-ра, первый балет, Третьяковка, Музей изобразительных искусств… первая прогулка на катере по Москве-реке, экскурсия по Подмосковью, первая октябрьская демонстрация… И каж-дый раз ни с чем не сравнимое чувст-во узнавания нового». Молодой про-винциал жадно тянулся к знаниям, к культуре.

Жил Горбачёв в общежитии, едва сводил концы с концами, хотя одно время получал повышенную стипен-дию за отличную учёбу и комсомоль-скую работу. В 1952 г. Горбачёв стал членом партии.

Однажды в клубе он познакомился со студенткой отделения научного коммунизма философского факульте-та Раисой Титаренко. В сентябре 1953 г. они поженились, а 7 ноября сыграли комсомольскую свадьбу.

Горбачёв окончил МГУ в 1955 г. и, как секретарь комсомольской органи-зации факультета, добился распределе-ния в Прокуратуру СССР. Однако как раз тогда правительство приняло за-крытое постановление, запрещавшее принимать на работу в центральные органы суда и прокуратуры выпускни-ков юридических вузов. Хрущёв и его соратники сочли, что одной из причин репрессий 30-х гг. было засилье моло-дых неопытных прокуроров и судей, готовых выполнять любые указания руководства. Так Горбачёв, у которого два деда пострадали от репрессий, неожиданно стал жертвой борьбы с по-следствиями культа личности.

На административной работе

Ставрополье

Он вернулся на Ставрополье и, решив не связываться с прокуратурой, устроился в крайком комсомола на должность заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды. Ком-сомольская, а потом партийная карь-ера Михаила Сергеевича развивалась очень успешно. В 1961 г. он назначен первым секретарём крайкома ВЛКСМ, в следующем году переходит на пар-тийную работу, а в 1966 г. занимает пост первого секретаря Ставрополь-ского горкома КПСС. В это же время он заочно окончил местный сельско-хозяйственный институт, диплом специалиста-агрария был полезен для продвижения в сельскохозяйствен-ном Ставрополье. 10 апреля 1970 г. Михаил Сергеевич Горбачёв стал пер-вым секретарём Ставропольского крайкома КПСС, Знавший Горбачёва по этой работе Анатолий Коробейни-ков рассказывал: «Ещё на Ставрополье он говорил мне, подчёркивая своё трудолюбие: не только головой, а и задницей можно сделать что-либо путное… Работая, что называется, «без передыха», Горбачёв и ближайших своих помощников заставлял трудить-ся в таком же режиме. Но «погонял» он только тех, кто вёз этот воз, с другими ему возиться было некогда». Уже в ту пору проявился основной недостаток будущего реформатора: привыкший трудиться день и ночь, он зачастую не мог добиться, чтобы подчинённые добросовестно выполняли его рас-поряжения и претворяли в жизнь мас-штабные замыслы.

В ноябре 1978 г. Горбачёв вступа-ет в должность секретаря ЦК КПСС. В этом назначении сыграли роль ре-комендации ближайших соратников Л.И. Брежнева - К.У. Черненко, М.А. Суслова и Ю.В. Андропова. Через два года Михаил Сергеевич оказался самым молодым членом Политбюро. Он надеялся в недалёком будущем стать первым лицом в партии и госу-дарстве. Этому не могло помешать да-же то, что Горбачёв занимал, по суще-ству, «штрафной пост» - секретаря, отвечающего за сельское хозяйство, самый неблагополучный сектор со-ветской экономики. После смерти Брежнева он всё ещё оставался в этой скромной должности. Но уже тогда Андропов говорил ему: «Знаешь что, Михаил, не ограничивай круг сво-их обязанностей аграрным сектором. Старайся вникать во все дела… Вообще, действуй так, как если бы тебе при-шлось в какой-то момент взять всю от-ветственность на себя». Когда умер Андропов и к власти на столь же непродолжительный срок пришёл Черненко, Горбачёв стал вторым чело-веком в партии и наиболее вероятным «наследником» престарелого генсека.

Перестройка и ускорение

Смерть Черненко открыла Горбачё-ву дорогу к власти. 11 марта 1985 г. пле-нум ЦК избрал его генеральным секре-тарём ЦК партии. На следующем, апрельском пленуме Михаил Сергее-вич провозгласил курс на перестрой-ку и ускорение развития страны. Сами эти термины, появив-шиеся ещё при Андропове, не сразу по-дучили широкое распространение, а лишь после прошедшего в феврале 1986 г, XXVII съезда КПСС. Одним из условий успеха преобразований М. Горбачёв назвал гласность. Это бы-ла ещё не полноценная свобода слова, но, по крайней мере, возможность го-ворить о недостатках общества в печа-ти, правда, не затрагивая членов Полит-бюро и основ советского строя. Однако уже в январе 1987 г. Горбачёв заявил: «В советском обществе не долж-но быть зон, закрытых для критики».

Принципы внутренней и внешней политики

Ясного плана реформ новый гене-ральный секретарь не имел. У Горба-чёва осталась только память о хрущёв-ской «оттепели». И, кроме того, была вера, что призывы руководителей, ес-ли руководители честны, а призывы правильны, в рамках существующей партийно-государственной системы могут дойти до рядовых исполните-лей и изменить жизнь к лучшему. «На-стала пора энергичных и сплочён-ных действий»; «нужно действовать, действовать и ещё раз действовать»; «поумнеть надо всем, всё понять, не паниковать и действовать конструк-тивно всем и каждому», - призывал Горбачёв на протяжении шести лет своего правления.

Михаил Сергеевич надеялся, что, оставаясь лидером социалистической страны, можно завоевать уважение в мире, основанное не на страхе, а на признательности за разумную поли-тику, за отказ от оправдания тота-литарного прошлого. Он верил, что должно восторжествовать новое по-литическое мышление, - признание приоритета общечеловеческих цен-ностей над классовыми и националь-ными, необходимости объединения всех народов и государств для совме-стного решения глобальных проб-лем, стоящих перед человечеством.

Все преобразования Михаил Сер-геевич проводил под лозунгом «Боль-ше демократии, больше социализма». Однако понимание социализма у не-го постепенно менялось. Ещё в апре-ле 1985 г. Горбачёв говорил на Полит-бюро: «… не секрет, когда Хрущёв довёл критику действий Сталина до неверо-ятных размеров, это принесло только ущерб, после которого мы до сих пор в какой-то мере не можем собрать черепки». Но очень скоро пришлось собирать новые «черепки», поскольку гласность привела к такой волне анти-сталинской критики, какая и не сни-лась в годы «оттепели».

Причины неудач

В отличие от курса на гласность, когда достаточно было распорядить-ся ослабить, а под конец фактиче-ски отменить цензуру, остальные его начинания (вроде нашумевшей анти-алкогольной кампании) представляли собой сочетание административного принуждения с пропагандой. В конце своего правления Горбачёв, став Пре-зидентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат, как его пред-шественники, а на правительство и команду помощников. Горбачёв всё больше склонялся к социал-демокра-тической модели. Академик С. С. Ша-талин утверждал, что ему удалось превратить генсека в убеждённого меньшевика. Однако Горбачёв отказы-вался от коммунистических догм слишком медленно, только под влия-нием роста антикоммунистических настроений в обществе. Даже в ходе августовского путча 1991 г. Михаил Сергеевич ещё рассчитывал сохра-нить власть и, вернувшись из Фороса (государственная дача в Крыму), заявил, что верит в социалистические ценности и во главе реформирован-ной компартии будет за них бороть-ся… Очевидно, перестроить себя он так и не сумел. Во многом Михаил Серге-евич остался прежним партийным се-кретарём, привыкшим не только к привилегиям, но и к власти, не завися-щей от воли народа.

Западные политики и учёные о Горбачёве

Одной из самых горячих сторонниц Горбачёва на Западе долгие годы оста-валась знаменитая «железная леди»- премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Оценивая первого советского Президента как политика, она говори-ла: «Горбачёв- дальновидный чело-век. Решительный человек. Человек, понимающий, что, если хочешь делать великие дела, не надо бояться нажить себе нескольких врагов… Он дал сво-ему народу демократию, свободу сло-ва, большую свободу передвижений. Он дал возможность Восточной Евро-пе пойти своим путём. Он распустил Варшавский договор… С самого нача-ла мы легко находим общий язык». Однако не все политические идеи Михаила Горбачева импонировали Тэтчер. Она утверждала: «Из разгово-ров с Горбачёвым я знаю, что, преж-де всего он хотел сохранить Совет-ский Союз в нынешних границах. Он хотел сохранить ту же территорию. Я сразу же сказала ему: «Но Эстония, Латвия, Литва и Молдавия не принад-лежат к Советскому Союзу». Он так и не согласился с моей точкой зре-ния».

Позже, уйдя в отставку и занявшись: работой над воспоминаниями, Марга-рет Тэтчер высказывалась о Михаиле Сергеевиче гораздо жёстче. «Я вынуж-дена была заключить, что был Горбачёв сделан из того же коммунистического теста, - писала она в книге «Годы на Даунинг-стрит». - Он и не мог полно-стью избавиться от безжизненного чревовешательства среднего советско-го аппаратчика. Он улыбался, смеялся, эмоционально жестикулировал, моду-лировал голос, внимательно следил за аргументацией и был сильным оппо-нентом… Меньше всего он казался не-опытным противником, когда разговор доходил до спорных вопросов высокой политики… Он никогда не говорил за-ранее приготовленных речей, но загля-дывал в маленький блокнот с пометка-ми… У него был свой стиль. К концу дня я пришла к убеждению, что этот стиль сильно отличается от стиля мар-ксистских проповедников. Мне это нравилось…»

Известный американский миллионер Джордж Сорос, основатель фонда поддержки научных исследований в России, так охарактеризовал Михаила Горбачева в своей книге «Советская си-стема: к открытому обществу»: «Он являет собой наглядный пример участника событий, который не до конца по-нимает то, что происходит. В противном случае он бы, возможно, и не заварил всей этой каши… Им руководило жела-ние устранить оковы, сдерживающие развитие, он не смог предвидеть всех проблем, которые сразу же возникнут. Это неудивительно. Кто бы мог предпо-ложить, что он так далеко продвинется по пути уничтожения старого режима».

Заслуги М. С. Горбачёва

В последнем выступлении в качест-ве Президента Советского Союза Ми-хаил Сергеевич поставил себе в заслу-гу, что «общество получило свободу, раскрепостилось политически и ду-ховно…

Реальными стали свободные вы-боры, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность. Права человека были признаны высшим принципом… Началось движение к многоукладной экономике, утвер-ждается равноправие всех форм соб-ственности… Покончено с «холод-ной войной» остановлена гонка вооружений и безумная милитариза-ция страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль».

Внешняя политика Михаила Гор-бачёва, окончательно ликвидировав-шего «железный занавес», обеспечила ему уважение в мире. В 1990 г. Пре-зидент СССР был удостоен Нобелев-ской премии мира за деятельность, направленную на развитие междуна-родного сотрудничества.

В то же время нерешительность Горбачёва, его стремление найти ком-промисс, устраивающий и консерва-торов, и радикалов, привели к тому, что преобразования в экономике страны так и не начались. Не было до-стигнуто и политическое урегулиро-вание межнациональных противоре-чий, разваливших в итоге Советский Союз. История едва ли даст ответ на вопрос, смог бы кто-нибудь другой на месте Горбачёва сохранить социали-стическую систему и СССР.

Современники реформ о политике Горбачёва

Политолог Ирина Муравьёва в книге «Горбачев - Ельцин: 1500 дней поли-тического противостояния» так оцени-вала результаты горбачёвских, преобра-зований: «Итак, что оставил нам Горбачёв? С точки зрения его против-ников - распавшуюся державу, кото-рая именовалась Советским Союзом; безудержную инфляцию, нищих на улицах; миллионеров и, как говорят, до 80 % людей у черты бедности. Но за-то мы имеем имя Андрея Дмитриеви-ча Сахарова и собственное прозрение, имеем книги Александра Исаевича Солженицына и постижение великой истины- «Человек» действительно может звучать гордо. Так ли мало?».

Другую точку зрения высказывал один из советников Брежнева, Чернен-ко и Горбачёва Вадим Печенев. В кни-ге «Горбачёв: к вершинам власти» он писал: «Думаю, что тот несомненный для меня позитивный потенциал, кото-рый принесли в нашу жизнь Горбачёв и его политика: гласность, демократия, принцип приоритета общечеловече-ского начала над классовым, отнюдь не требовал фатального развала эко-номики».

С Печеневым соглашаются филосо-фы М. К. Горшков и Л. Н. Доброхотов в книге «Горбачёв- Ельцин: 1500 дней политического противостояния»: «Це-на, уплаченная обществом за получен-ные духовные блага, оказалась непо-мерно великой, ибо на другой чаше весов- распад государства, экономи-ки, социальных и национальных связей, правовой беспредел, плюс вместо «вой-ны холодной» - очаги вполне горячих конфликтов».

Соратники Горбачёва далеко не всегда лестно отзывались о бывшем ли-дере СССР. Так председатель Совета Министров Н. И. Рыжков в книге «Де-сять лет великих потрясений» писал: «Горбачёв по натуре, по характеру не мог быть подлинным главой государст-ва. Не обладая необходимыми для это-го качествами, он вообще не любил принимать властные решения, предпо-читал долго обсуждать их, охотно вы-слушивал множество мнений, спорил и при этом легко и с охотой уходил от принятия окончательного решения, растворял свои «за» и «против» в хит-росплетении слов. Он никогда не брал на себя вину за ошибочность того или иного решения, скрываясь за якобы существующую коллективность, кол-легиальность его принятия… У Горба-чёва, к сожалению, отсутствовали на-чисто способность и готовность взять на себя личную ответственность за принятие и осуществление ре-шений».

Партийный работник В. И. Болдин, анализируя политику Михаила Горбачёва в книге «Крушение пьедеста-ла: штрихи к портрету М. С. Горбачё-ва», так характеризует результаты ре-форм: «Неумело выпустив джинна из бутылки, Горбачёв не удержал в своих руках положение в партии и стране. Он вынужден был сдавать одну пози-цию за другой, не смея признаться, что делает это не столько по своей воле, сколько под натиском обстоятельств… Одна из главных причин краха пере-стройки - прежде всего в воззрениях и характере Горбачёва, в его нереши-тельности, приверженности тем по-стулатам, которые были заложены в не-го с молодых лет. По существу, генсек был и остался продуктом своего време-ни, тех структур, которые вырастили и двинули его к вершинам власти».

Заключение

Таким образом, как представитель государства, субъект верховной власти должен обладать полнотой права. В этом отношении лидер партии, сосредоточивший в своем лице две власти-партийную и государственную, М. С. Горбачев, не будучи избранным всенародно на президентский пост, значительно уступал в глазах масс Б. Н. Ельцину, избранному президентом России. Как бы компенсируя этот недостаток, Горбачев на-ращивал абсолютную власть, добивался дополнитель-ных полномочий. Однако он сам не соблюдал законы и других не заставлял это делать. Правление Горбачева поучительно своим уроком: править в России должен человек знающий, мудрый, справедливый, облада-ющий также сильным, волевым характером. Поли-тика - это не слово говорение, а искусство разумно действовать. Наполеон говорил: «Выигрывает сраже-ние не тот, кто придумал план битвы или нашел нужный выход, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение».

Список используемой литературы:

1. «Политология на российском фоне», Учебное пособие, Москва, Луч,1993г.

2. «Горбачёв-Ельцин:1500 дней политического противостояния», И. Муравьёва…

3. Энциклопедия по истории России и её ближайших соседей, Ч. III, XX век, под ред. М. Аксёнова, Москва, 1999 г.

Вся внутренняя политика Горбачёва была проникнута духом перестройки и гласности. Он впервые ввел термин "перестройка" в апреле 1986 г., которое сначала понималось только, как "перестройка" экономики. Но позднее, особенно после проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, слово "перестройка" расширилось и стало обозначать всю эпоху перемен.

Первые шаги Горбачёва после избрания в основном повторяли меры Андропова. Прежде всего он отменил "культ" своей должности. На глазах у телезрителей 1986 г. Горбачёв грубовато оборвал одного оратора: "Поменьше склоняйте Михаила Сергеевича!".

В средствах массовой информации вновь заговорили о "наведение порядка" в стране. Весной 1985 г. вышел указ о борьбе с пьянством. Вдвое была сокращена продажа винно-водочных изделий, в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. Это привело к росту очередей у винных магазинов и к повышению употребления самогона более чем в пять раз.

С новой силой возобновилась борьба с взяточничеством, особенно в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на двенадцать лет заключения зятя Брежнева Юрия Чурбанова.

В начале 1987 г. Центральный комитет ввел некоторые элементы демократии на производстве и в партийном аппарате: появились альтернативные выборы партийных секретарей, иногда открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Все эти нововведения в политической системе обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, происходившая летом 1988 г. Её решения предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма - был провозглашен курс на создание "социалистического правового государства", планировалось провести разделение властей, разрабатывалась доктрина "советского парламентаризма". Для этого был создан новый высший орган власти - съезд народных депутатов, а Верховный Совет было предложено сделать постоянно действующим "парламентом".

Изменению подверглось и избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, одну треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Главной идеей конференции была передача части властных полномочий партии правительству, то есть усиление советских органов власти, при сохранении в них партийного влияния.

Вскоре, инициатива проведения более интенсивных реформ перешла к избранным на I съезд народным депутатам, по их предложению концепция проведения политических реформ была несколько изменена и дополнена. III съезд народных депутатов, заседавший в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост Президента СССР, тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монополию коммунистической партии на власть, это позволило формировать многопартийность.

Так же в ходе политики перестройки произошла на государственном уровне переоценка некоторых моментов истории государства, особенно это касается осуждения культа личности Сталина.

Но в тоже время стали постепенно появляться и недовольные политикой перестройки. Их позицию выразила в своем письме редакции газеты "Советская Россия" ленинградская учительница Нина Андреева.

Одновременно с проведением реформ в стране, в ней появился, казалось уже давно решенный, национальный вопрос, который вылился в кровавые конфликты: в Прибалтике и в Нагорном Карабахе.

Одновременно с проведением политических реформ проводились и реформы экономические. Главными направлением социально-экономического развития страны был признан научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". Первоначально основной акцент делался на энтузиазм трудящихся, но на "голом" энтузиазме ничего не построишь, поэтому в 1987 г. была проведена экономическая реформа. Она заключала в себе: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, постепенно возрождение частного сектора экономики, отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, реформа сельского хозяйства. Но все эти реформы, за редким исключением, не приводили к желаемому результату. Одновременно с развитием частного сектора экономики, государственные предприятия столкнувшиеся с совершенно новыми способами работы, были не способны выжить в условиях нарождающегося рынка.

Изменение состава буржуазии
Большинство владельцев хлопчатобумажных мануфактур того времени вышло из помещичьих крестьян, часть - из городских низов. Весьма характерен в этом отношении регион Иванова. Здесь почти все хлопчатобумажные мануфактуристы в прошлом были крепостными Шереметевых. Из той же социальной группы вышли владельцы хлопчатобумажных предприятий сосе...

Польский вопрос
Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с...

Куликовская битва
Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья – Семен Гордый (1340-13530 и Иван II Красный (1353-1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной – действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объ...

М.С.Горбачёв находился у власти с 1985 по 1991 годы, занимая должности Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР, а с марта 1990 года — Президента СССР.

Период правления М.С.Горбачёва называют «перестройкой». Действительно, во всех сферах общественной жизни были поведены значительные реформы, которые, с одной стороны, положили начало демократизации и рыночной экономики, а с другой, привели к распаду СССР.

Каковы же основные направления политики М.С.Горбачёва и результаты его деятельности?

Одним из важных направлений во внутренней политике Горбачёва была перестройка партийной и государственной системы страны, политические реформы. Были проведены мероприятия: альтернативные выборы в высший законодательный орган власти — Совет народных депутатов (первый съезд — в мае 1998г),введена двухуровневая система высшей законодательной власти (Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, который избирался из числа депутатов Съезда); введены поправки к Конституции СССР на 3 Съезде народных депутатов в 1990 году, в результате которых отменена 6 статья о руководящей и направляющей роли коммунистической партии; введён пост Президента СССР на том же 3 Съезде. Изменился и сам СССР- начался « парад суверенитетов», в результате которого СССР перестал существовать 8 декабря 1991г. и было образовано СНГ. Горбачёв М.С. вынужден подать в отставку 25 декабря 1991 года, так как не осталось страны, в которой он был Президентом.

Итогом данной деятельности стало начало демократических преобразований в стране, положен конец диктату коммунистической партии, политика гласности привела к свободе слова, печати, однако исчез с карты мира могучий СССР, развалилась огромная страна. По-разному оценивают данный факт. Это и обретение суверенитета государствами — бывших Республик СССР, их свобода, самостоятельность, но и осталась ностальгия по единому мощному государству — СССР.

Другим направлением внутренней политики была перестройка экономики с целью вывода её из застоя, повышения всех экономических показаний, улучшения жизни людей. С этой целью был взят курс на ускорение социально-экономического развития. Начали вводиться элементы рынка- предоставлялась самостоятельность предприятиям — они переводились на хозрасчёт, была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы(законы: « О государственном предприятии», 1987,« Об индивидуальной трудовой деятельности», 1988. « О кооперации», 1988).Проводилось научно-техническое обновление производства.

Итоги данной деятельности . Преобразования не привели к значительному улучшению экономики, а со временем стали тормозить развитие страны. Это вызвано тем, что Горбачёв проводил все изменения в рамках командно-административных мер, не принимал прогрессивные реформы, которые предлагались, например, программа « 500 дней» С.Шаталова и Г.Явлинского. В итоге положение советских людей не улучшилось, а даже ухудшилось. Стран ждала более радикальных мер.

Основным направлением во внешней политике было введение нового политического мышления в отношения между странами, стремление к миру и сотрудничеству со странами.И во внешней политике М.С.Горбачёв продолжает перестройку: он считал, что в центре внимания стран должны быть общечеловеческие ценности, необходимо отказаться от противостояния между государствами, выработать общую коллективную стратегию выживания. С этой целью Горбачёв подписал ряд важнейших международных документов о сокращении вооружения, причём часто в одностороннем порядке. Большая часть этих договоров заключена с США. Были выведены в 1989 году советские войска из Афганистана, практически закончилась « холодная война», то есть противостояние между странами капитализма и социализма.

Итогом данной деятельности стали мирные взаимоотношения со станами, не стало угрозы войны. Не случайно за эту деятельность М.С.Горбачёв был удостоен Нобелевской премии Мира в 1990 году.

Другим направлением во внешней политике стало установление новых отношений со странами Восточной Европы. СССР отказался от политики вмешательства во внутренние дела этих стран, были ликвидированы СЭВ и ОВД в 1991г. как исчерпавшие себя. Отношения между странами Восточной Европы и СССР стали строиться на принципах равенства и взаимовыгодного сотрудничества.

Итогом данной деятельности стало укрепление отношений со странами Восточной Европы на новых принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Таким образом. М.С.Горбачёв — один из ярких политических лидеров мирового масштаба. Его деятельность неоднозначно оценивалась и оценивается до сих пор. Одни считают его величайшим реформатором, положившим конец тоталитаризму, волюнтаризму, диктату компартии; именно при нём начали вводиться элементы рыночной экономики, а политика гласности привела к реальной свободе слова, печати. Другие считают его виновным в развале огромной страны, в резком обнищании миллионов людей, в социальной дифференциации, которая с каждым годом набирала силу. Истина, как всегда, посередине. Несомненно одно: М.С.Горбачёв начал демократические преобразования, необходимость в которых была объективной.

Значимой чертой нового этапа советской дипломатии стали ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.) положили начало к сокращению ядерного оружия в мире. Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

За май 1988 – февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего второй съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дру­жественной страны грубой политической ошибкой. Дипломатия приложила много усилий к пре­кращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску решения палестинской про­блемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.

Произошли изменения в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. После их выполнения весной 1989 г. между двумя вели­кими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономи­ческом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со свои­ми партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров социалистических стран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестаби­лизацию общественно-политической обстановки, Советское правительство ответило экономическим давлением, пригрозив, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и под­толкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистичес­ких странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румы­нии, где произошли кровопролитные столкновения) от компар­тий к национально-демократическим силам. В Югославии паде­ние социалистического строя (как позднее в СССР) привело к развалу страны. Вхо­дившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись за­тяжные военные действия между сербской, хорватской и мусуль­манской общинами на почве национально-территориального раз­межевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в про­цессы, на глазах кардинально менявшие политический и социаль­но-экономический облик социалистических, союзных государств. Особо наглядно самоустранение СССР проявилось по самому важнейшему в послевоенной истории Европы германскому вопросу. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М.С. Горба­чев высказался в том смысле, что «канцлер может взять дело объединения Герма­нии в свои собственные руки». Не встретило принципи­альных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО. В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выбо­ры. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных пар­тий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая респуб­лика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближе­ние с Западом взяли и практически все новые правительства бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готов­ность вступить в НАТО и Общий рынок.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обра­титься в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Ка­наде, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии).

Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в но­менклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпиро­ванной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помо­щи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единст­венной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский пре­зидент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

РАСПАД СССР

Крайне сложную политическую ситуацию в стране до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Колбина Г.Н. вынуждены были снять и заменить Н.А. Назар­баевым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство, естественно, пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в городах Баку и Сумгаит были введены войска, что привело к недовольству позицией Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратистское движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова – Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но с нарастанием экономических трудностей тенденция к сепаратизму усилилась. В результате, в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские в ответ на обвинение в эксплуатации других народов выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5 % валового национального продукта СССР, давала 90 % нефти, 70 % газа, 56 % угля, 92 % древесины и т.д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае благодаря своим природным богатствам и таланту народа она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Ельцин Б.Н. призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграла решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

Между тем, нарастание кризиса в национальных отношениях продолжалось. В апреле 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, пытавшихся ворваться в правительственные здания. Приказ об использовании войск для разгона демонстрации отдали местные власти, но гнев и ненависть населения была направлена против Москвы. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Наконец, 12 января 1991 года в литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшем под защиту местное телевидение, выступавшее с призывами к независимости. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.

В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70 % населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.

В России одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. В июне 1991 г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав 57 % голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Н.А. Рыжков, получил лишь 17 % голосов. Вице-президентом был избран полковник А.Н. Руцкой, герой Афганистана, чрезвычайно популярный в стране. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником – Днем независимости России.

Посты президентов были введены и в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л.М. Кравчук, А. Бразаускас и др.).

Ельцин Б.Н. принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей.

Государственный комитет по чрезвычайному положению объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Ельцин Б.Н. один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. Горбачев М.С. вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

Горбачев М.С. пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.


Похожая информация.



Top