Можно ли верующим делать эко. ЭКО: мнение церкви

Шагнувшая далеко вперед медицина изобрела способ, как помочь бесплодной паре. Появилась возможность решить эту непростую ситуацию – экстракорпоральное оплодотворение. Многих, решившихся на этот шаг, волнует отношение церкви к ЭКО – зачатию в пробирке.

Оплодотворение искусственным путем

В древние времена многие религии считали, что бесплодие женщины это наказание либо ей, либо ее семье за греховные деяния. В современном мире продолжают существовать культуры, в которых позором семьи является женщина, не способная стать матерью. Сейчас, конечно же почти никто не обращает внимание на эти предрассудки. Но невозможность зачать малыша, делает несчастными многие семейные пары, иногда даже разрушает брак.

Испробовав все возможные методы лечения от бесплодия, муж и жена решаются на оплодотворение вне женского тела. Невозможность зачать ребенка естественным путем вызывает отчаяние, а ЭКО дает надежду стать матерью и отцом.

Конечно, никто не гарантирует на сто процентов успех данного предприятия с первого раза. Нередко пары делают попытки до пяти раз, дожидаясь долгожданной беременности. Для многих процедура ЭКО – слишком дорогое удовольствие, да и ее не назовешь безобидной для женского здоровья.

Но, не обращая внимания на отрицательные моменты, мужчины и женщины готовы изыскивать средства, преодолевать разочарования, подвергать определенным рискам свое здоровье, лишь бы достичь желаемого результата.

Показания к проведению

Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?

  • Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
  • Полное отсутствие труб матки.
  • Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
  • При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.

Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.

Что думает церковь об искусственном оплодотворении?

Популярность оплодотворения искусственным способом набирает обороты. Причиной этого является репродуктивная патология с невозможностью иметь детей, распространяющаяся невероятно быстро. Статистические данные указывают следующее, что из семи супружеских пар одна сталкивается с данной ситуацией.

Разрешает ли церковь православным христианам обращаться за помощью к медикам, чтобы зачать малыша таким образом? Если зачатие вне женского тела делает счастливыми огромное количество пар, тогда почему церковь, мягко говоря, не приветствует такой способ рождения детей? В Основах социальной концепции православной церкви прописаны два метода воспроизводства потомства:

  • Искусственное оплодотворение.
  • Экстракорпоральное оплодотворение.

С нравственной стороны первый способ, как считает церковь, допустим. Второй – нет. Заминка состоит в следующем. Термин «искусственное» не конкретизирован. Здесь имеется в виду любая возможность зачатия неестественным путем. А ЭКО обозначает конкретно обозначенную методику оплодотворения не естественным способом. Такая некорректная терминология вызывает массу споров и мнений.

Пастыри истолковывают написанное в концепции субъективно, чем ставят под угрозу человеческие судьбы. Церковь допускает оплодотворение яйцеклетки искусственным путем, когда половые гаметы мужчины подсаживаются катетером непосредственно в матку. Это так называемая искусственная инсеминация. Она, по мнению церкви, не кардинально отличается от природного зачатия, не ломает целостность брака и происходит в рамках семейных взаимоотношений.

Причины протеста церкви против ЭКО

Об ЭКО в Концепции говорится следующее: недопустимым с нравственной стороны являются любые разновидности оплодотворения вне женского тела, при которых происходит заготовка, консервирование, и преднамеренное удаление «лишних» эмбрионов. Церковью осуждаются аборты именно из-за признания за эмбрионом человеческого достоинства. Все перечисленные манипуляции с «материалом» это тяжкий грех.

Некоторые члены церкви полагают, что человек, решившийся на экстракорпоральное зачатие, несет моральную ответственность как за «лишние», так и за подсаженные в матку зародыши в случае несостоявшейся беременности или их гибели внутри женского организма. Внедрение зиготы в маточную полость снаружи выглядит как научный эксперимент: получится – не получится.

Но врачи и потенциальные родители не берут во внимание тот факт, что эти эксперименты проводятся с живыми эмбрионами, являющимися крошечными людьми. Цена таких мероприятий – жизнь человека, поэтому церковь против ЭКО.

Судьба человеческих эмбрионов

Постоянной величиной, не зависящей от времени, социального происхождения, расовой и религиозной принадлежности, является цена жизни человека. Человеческое начало идет с момента его зачатия. Со стороны моральных норм положение эмбриона стоит на другой ступеньке, чем любая другая ткань, орган или часть человеческого тела.

Зародыш не может быть составляющим элементом женского тела. Это отдельный, целостный организм в самом начале своего человеческого развития. Судьба эмбрионов один из главных вопросов, поднимаемых в процессе ЭКО. Вот два из них:

  • Проблема ликвидации «ненужных, лишних» эмбрионов (в случаях, когда супруги не хотят иметь сразу нескольких детей).
  • Криоконсервация зародышей (оставшиеся, неиспользованные эмбрионы сохраняются в жидком азоте).

О присутствии нравственных сложностей у докторов и тех, кто обратился к ЭКО, свидетельствует ряд вопросов, возникающих между сторонами: хранить ли далее «материал», когда будет возобновлено внедрение замороженных зигот, не возражает ли пара против пожертвования зародышей для исследовательских мероприятий и на усыновление другим людям, может быть нужно утилизировать эмбрион? Весь этот перечень вопросов далеко небезупречен с точки зрения нравственности.

Получается, что человек на самой первой стадии развития становится экспериментальным объектом. А Православная Церковь неразделима в утверждении, что душа человека появляется в момент его зачатия. Отсюда и негативное отношение религии к экстракорпоральному оплодотворению.

Что еще отрицает церковь?

Недопустимым, с точки зрения церкви, является донорство гамет. Такие манипуляции, допуская вмешательство других лиц, попирают единство личности и неповторимость брачного союза. Помимо этого, донорская практика, заведомо предрасполагает мужчину и женщину к безответственному отношению к чаду, родившемуся не «плоть от плоти».

Казалось бы, то, что должно было объединить мужа жену, наоборот ставит под угрозу их взаимоотношения. Это связано с тем, что у родившегося ребенка существуют биологические родители. Что касается ребенка, то его рождение от донора, лишает права расти с настоящими, биологическими отцом и матерью. Вынашивание другой женщиной оплодотворенной яйцеклетки, так называемое «суррогатное материнство», является по церковным законам антиморальным и не естественным.

Данная методика ломает духовную и эмоциональную связь младенца с матерью в период его вынашивания. Происходит психологическое травмирование и женщины, и малыша. Малышу передаются душевные волнения чужой женщины — «суррогатной матери». Поэтому, в момент его передачи истинным родителям, ребенок переживает колоссальный стресс.

Эти методики рождения детей нравственно неприемлемы в православии. Если один из супругов не способен к воспроизводству потомства, а методы медицины для лечения бесплодие не дают положительных результатов, им необходимо смириться и принять данный факт как определенное жизненное дарование. Так говорят пастыри. К их рекомендациям относится возможность семьи усыновить ребенка по их обоюдной договоренности.

Дети ЭКО

Священнослужители, рассуждающие категорично и нежелающие признавать прогрессивные медицинские методики, иногда принимают доходящие до абсурда решения. Имеется в виду отказ крестить детей, родившихся при помощи ЭКО. Во внимание не берутся даже обстоятельства, из-за которых мужчина и женщина решились на этот шаг.

Родителям таких деток не стоит паниковать и отчаиваться. Выход очень прост, нужно обратиться в другой храм. Дело в том, что святой отец не имеет права отказывать в таинстве крещения по причине его осуждения поступков взрослых людей. Как говорится в Библии, каждый человек лично несет ответственность за свои деяния. Дети не могут отвечать за поступки родителей, а родители не могут быть наказаны за детей. Церковь правомочна требовать от отца и матери покаяния до того, как состоится крещение ребенка ЭКО.

Малыши, рожденные таким способом, в обязательном порядке принимаются в церковное лоно. Их не только крестят, но и соборуют, разрешают причащаться и исповедоваться. По-большому счету, ребенок ЭКО точно такой же, как и его сверстники. По мнению священнослужителей, эти дети вместе с родителями должны посещать храм как можно чаще.

Каждый человек должен понимать, что бесплодие имеет свою первопричину, как и любое другое заболевание. Жизненный уклад и мышление являются определяющими этой проблемы. Вполне логично, что для того, чтобы пройти этот «экзамен» нужно ввести в свою жизнь неотемлемые составляющие.

  • Исцелить не только душу, но и тело помогает исповедь и причастие христовых таинств.
  • При любых недугах помогает церковное таинство соборование.
  • Парам, состоящим в гражданском союзе, рекомендуется заключить брак на небесах, то есть повенчаться.
  • «Бесчадие», советует церковь, нужно лечить и традиционными и народными способами.
  • Также чудодейственной силой обладают молитвы. Достичь желаемого результата помогают молитвы, идущие от души, чистосердечные, с определенными эмоциями и страстностью. Особенно ценится молитва от бесплодия, читаемая в храме с коленопреклонением.

Хорошо, когда дома есть образ от бесчадия: Икона Моденская, Милостливая, Федоровская и Грузинская икона Божьей Матери. Женщинам, пришедшим в храм нужно знать где расположена икона, помогающая от бесплодия, ставить перед ней свечи и читать молитвы. К таким иконам относят: «Взыграние младенца», Богородица «Млекопитательница», «Нечаянная радость», «Целительница», икона Серафимо-Дивеевская.

Нужно обращаться к своему ангелу-хранителю, который есть у каждого человека. Просить у него помощи и поддержки. Помочь в попытках зачать малыша должны и святые. Это праведные Анна Пророчица, Матрона Московская, Ксения Перербуржская, святой мученик Ипатий, отрок Иоанн Киево-Печерский. Но, в самую первую очередь, церковь советует обращаться к Богу. Именно Бог дает человеку жизнь.

Отношение других религий к ЭКО

В Исламе отношение к экстракорпоральному оплодотворению, в целом, положительное, при условии соблюдения некоторых условий:

  • Нельзя использовать донорские клетки.
  • ЭКО должно проводиться исключительно в семьях с официально узаконенными отношениями.
  • Запрещено уничтожать эмбрионы, которым больше трех месяцев.

Согласно Шариату, продление рода - это благословенье свыше, поэтому приветствуется лечение бесплодия. Грехом считается нежелание иметь детей парами, способными решить проблему с деторождением.

Буддизм является одним из самых демократичных в вопросе экстракорпорального зачатия. Здесь приветствуется рождение детей. Зачатых любым способом. Пары, родившие или усыновившие ребенка, получают свыше благословение. По будистским законам нужно любыми путями спасать эмбрионы, тем самым продлевая род человеческий.

Иудеи, согласно семейным заповедям, обязаны рожать сыновей и дочерей. Каким способом произошло зачатие для них не имеет никакого значения. Также не принципиально и то, кто выносил малыша.

Однако существуют определенные ограничения при выборе суррогатной матери. Женщина перед проведением процедуры должна побеседовать с раввином и получить божье благословение. Помимо этого государство Израиль возмещает все расходы по оплодотворению искусственным способом.

Подводим итоги

Проанализировав разные аспекты экстракорпорального оплодотворения, можно подвести следующие итоги. Православная Церковь допускает использование данного способа для зачатия ребенка. Исключением являются несколько абсолютно неприемлемых моментов:

  • Выращивание и умерщвление «лишних» зародышей.
  • Вынашивание младенца суррогатной матерью.
  • Донорство гамет (третье лицо в браке).

Но процедура ЭКО возможна и без вышеперечисленных действий. Таким образом не возникает нравственных противоречий. Если муж и жена решили прибегнуть к искусственному оплодотворению, они должны не отступить от следующих правил:

  1. Использовать только свои половые клетки (никакие другие лица не должны принимать в этом участие).
  2. Имплантировать все полученные эмбрионы исключительно биологической матери.
  3. Не замораживать и не утилизировать зародыши. Все они должны имплантироваться. Для этого нужно создавать не более трех зигот.

Стоит отметить, что в случае с эмбрионами, криоконсервация не допустимав. А замораживание половых клеток считается абсолютно нормальной процедурой. А как же быть с «лишними» зародышами, которых родители оставили на заморозку и в последствие их не имплантировали? По мнению священников, эти эмбрионы можно отдать для усыновления парам, у которых не может быть собственных детей.

Имеется в виду не суррогатное материнство, а усыновление будущего малыша выносившей его матерью. Зародыш приобретает статус усыновленного. В то же время мать, вынашивающая плод, и ее муж могут насладиться всеми радостями, которые несут беременность и роды.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: если дополнительные репродуктивные методики способны оказать помощь бездетной семье, обоснованным и уместным будет использовать такую возможность. Высокий уровень проводимых процедур вполне способен предотвратить развитие «лишних» эмбрионов, а также их усыновление. Поэтому обратиться к этим процедурам, при условии соблюдения критериев этики и нравственности, не будет считаться грехом и может быть вполне оправдано.

Отношение к процедуре экстракорпорального оплодотворения неоднозначное и с точки зрения обывателей, и с позиции священнослужителей. Многие бесплодные верующие семьи, получая рекомендации для проведения процедуры, в первую очередь интересуются, как относится православная церковь к ЭКО.

Мнения

По мнению священников, супруги не могут иметь детей по воле Божьей. Искусственное вмешательство в замысел Творца считается грехом. Православие допускает медицинские действия для лечения заболеваний, приводящих к бесплодию.

Мнение церкви об ЭКО сводится к отрицанию процедуры вмешательства в человеческую природу. Если супружеская пара не может зачать ребенка, а лечебные и хирургические методы не помогли, следует смириться со своей бездетностью, и принять это как жизненное предназначение.

Церковнослужители рекомендуют бесплодным парам, как можно чаще посещать храм, святые места и монастыри, регулярно исповедоваться и причащаться. Супругам следует искренне обращаться к Богу и ликам святых в ежедневной просьбе о даровании младенца. Молитва перед переносом эмбрионов читается Святой Матроне, Николаю Чудотворцу, Пантелеймону Целителю, Ксении Петербургской.

При посещении храма, следует поставить свечи и преклонить колени перед иконами «Нечаянная Радость», «Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница», «Целительница». Молитва перед ЭКО может читаться и дома, но необходимо наличие иконы от бесплодия. С просьбой о помощи и поддержке, можно обращаться и к своему Ангелу – хранителю.

Грех ли делать ЭКО?

Верующим супругам, решившимся на пересадку эмбрионов, важно знать разрешает ли церковь ЭКО в какой-то допустимой степени или полностью его отвергает. В данном случае, священнослужители сходятся во мнении, что возможно лишь провести оплодотворение ЭКО биоматериалом мужа. Это является частью супружеских отношений, близкой к естественному зачатию и не нарушает канонов брачного союза.

Религия допускает использование технологии искусственного оплодотворения для выращивания одного – трех эмбрионов, но с условием, что все они будут перенесены в материнское лоно и не будут удалены в дальнейшем. Церковь считает ЭКО оплодотворение грешным, если в процессе проведения процедуры, из нескольких прижившихся зародышей, оставляют одного, наиболее здорового.

Получается, что платой за рождение младенца, послужили жизни его братьев и сестер. В основном, это объясняет, почему ЭКО – это грех, по мнению священнослужителей. Количество оплодотворяемых яйцеклеток, супруги заранее обсуждают с лечащим врачом, и впоследствии все, полученные эмбрионы, должны быть перенесены в матку и иметь право на дальнейшее развитие и появление на свет.

Отношение РПЦ к ЭКО изложено в «Основах социальной концепции», где рассмотрены вопросы преодоления бесплодия, и дана оценка ЭКО с точки зрения православия.

Почему церковь против ЭКО?

Церковь считает, что рождение детей – это желанный плод супружества, но не единственная его цель. Наряду с этим, супругам даруется взаимная любовь, единство души и тела. Если пара не способна к зачатию младенца, а методы лечения не помогают, ей нужно, либо смириться со своей бездетностью, либо рассмотреть возможность усыновления малыша по обоюдному согласию.

Особенно негативно церковь высказывается против процедуры искусственного оплодотворения, если применяются следующие методы:

  1. донорская сперма;
  2. процедура без брака;
  3. использование одинокими женщинами;
  4. консервация или уничтожение лишних эмбрионов;
  5. редукция зародышей.

Использование донорской спермы для оплодотворения. Это является вмешательством третьей стороны в брачный союз, нарушая целостность семейных отношений. В данном случае, происходит поощрение безответственного отцовства, по отношению к тем, кто является его плотью и кровью. Анонимный отец не будет знать о существовании своих детей, и не сможет принимать участие в их жизни. Это нарушает права будущего малыша на единственных родителей, так как у него будут и социальные, и биологические.

Если экстракорпоральное оплодотворение применяется в нетрадиционном союзе. Это подрыв канонов признанной церковью семьи, нарушение отношений между мужчиной и женщиной.

Оплодотворение одиноких дам. В православии считается, что у ребенка должно быть два родителя, а в данном случае, его заведомо лишают одного из них.

Консервация или уничтожение лишних эмбрионов. По мнению священнослужителей, недопустимо выращивание большего количества эмбрионов, чем будет в дальнейшем подсажено женщине. Согласно христианской вере, уже на момент зачатия зарождается человеческая душа. Значит, она присутствует в каждом зародыше. Отбор наиболее жизнеспособных и уничтожение остальных, расценивается церковью как детоубийство. Морально недопустимым является и передача лишних эмбрионов для изготовления клеточных продуктов или проведения экспериментов.

Редукция зародышей, или удаление излишне перенесенных в матку, для исключения многоплодной беременности, приравнивается к аборту. Это с древнейших времен осуждается церковью и относится к одному из тяжких грехов, так как православие признает человеческое достоинство даже за эмбрионами.

Мнение церкви

Церковь говорит про ЭКО, что в последнее время технология усовершенствовалась, и научились получать столько зародышей, сколько нужно, чтобы не убивать лишние. Но процедура не стала более гуманной. Эмбрионы не убивают, их замораживают в жидком азоте, для возможности дальнейшего использования при неудачной попытке, либо ими могут воспользоваться другие супружеские пары.

Священнослужителям известны случаи, когда эмбрионы могли пролежать в законсервированном виде много лет, родители умирали, так и не забрав зародыши и не родив ребенка. С биологической точки зрения, эмбрионы имеют набор генов, не говоря уже о душах зародышей, лежащих в жидком азоте. По мнению церкви – это бесчеловечное отношение, обращение как с неодушевленным предметом.

Некоторые священники высказываются о замороженных эмбрионах как о «детях загробного мира». Это зародыши, имплантируемые после смерти биологических родителей, отца-донора, когда они «осиротели» еще до пересадки в матку. О подобных детях говорят и в случае, если после смерти супруга, вдова желает родить от семени мужа, когда сперма была взята в период болезни.

РПЦ не принимает суррогатное материнство. Оно считается морально недопустимым, так как в период беременности, между матерью и младенцем, возникает тесная телесная и духовная взаимосвязь. Передача дитя социальным родителям, попирает материнские чувства. В этой ситуации ребенок выступает как объект купли – продажи, что резко осуждается церковью.

Отношение православной церкви к ЭКО, выражается в непринятии технологий искусственного оплодотворения, потому, что люди хотят взять под свой контроль все стороны жизни и все подчинить под свои желания, часто эгоистические. Если не хотят иметь детей, то будут предохраняться или сделают аборт. Если захотелось ребенка – то пойдут на ЭКО или суррогатное материнство.

Крещение детей ЭКО

Иногда священнослужители отказываются крестить детей, рожденных в результате ЭКО. Свой отказ они объясняют грешностью родителей. Если супруги решились на процедуру искусственного оплодотворения, следовательно, не считают грехом убийство не рожденного дитя. А значит, крещение малыша бессмысленно, так как такие родители не смогут воспитать его в христианском духе.

Провести обряд можно, если мать и отец искренне раскаиваются в поступке. Но для ребенка не все потеряно. Если он вырастит христианином, ему не запрещено принять крещение в сознательном возрасте.

В целом, мнение церкви в данном вопросе, сводится к недопустимости отказа в крещении младенца. Все дети, независимо от того при помощи какого метода они были рождены, являются «чадами Божьими».

В Библии прописано, что каждый отвечает только за свои поступки. Дети не должны быть наказаны за поступки и грехи своих родителей. Отказ священника от крещения может быть воспринят как ущемление прав ребенка и угроза его вере. Если священнослужитель не желает провести обряд, родителям лучше поискать другую церковь. Перед крестинами малыша следует исповедоваться перед священником.

Человеческая жизнь рассматривается как товар, а так быть не должно. По православным меркам, каждый обязан принимать тот крест, который Бог ему дает. Посылает Творец много детей – следует рожать и воспитывать. Нет ребенка – всегда можно взять на усыновление, немало малышей живут без родителей.

В конечном счете, решение о рождении ребенка с помощью ЭКО верующие супруги принимают самостоятельно. Им необходимо учесть, все недопустимые аспекты с точки зрения православия при использовании этого метода, посоветоваться и спросить благословения у своего духовного отца. По мнению церкви, процедура пересадки эмбрионов, должна проводиться в венчанном браке.

Девочки, если вдруг кому-то захочется поговорить об ЭКО с точки зрения РПЦ, давайте обсудим это здесь.

Переношу сюда статью " ", в которой я отразила официальное мнение РПЦ.

В современном мире всё больше пар сталкиваются с такой бедой, как бесплодие, поэтому метод экстракорпорального оплодотворения ( ЭКО ) начинает приобретать большую популярность. Эта вспомогательная репродуктивная технология помогает женщине стать матерью даже, казалось бы, в самых безнадежных случаях. Показаниями к лечению методом ЭКО являются многие формы женского и мужского бесплодия, не поддающиеся терапии. Но такой метод лечения сравнительно нов, и многие не имеющие детей верующие пары задаются вопросом, могут ли они лечиться методом ЭКО , не является ли это грехом?

Каким образом происходит лечение методом ЭКО ?

Первым этапом является стимуляция суперовуляции, т.е. комплексное гормональное воздействие на организм женщины с целью получить созревание не одной, а нескольких яйцеклеток, чтобы увеличить эффективность данного метода лечения.

Следующий этап – пункция яичников, чтобы собрать созревшие яйцеклетки, и сбор семени супруга методом мастурбации.

Далее проводится непосредственно ЭКО : методом in vitro или ИКСИ . При первом способе в питательную среду к яйцеклеткам добавляют сперматозоиды, которые естественным путем внедряются в них и оплодотворяют. При способе ИКСИ для оплодотворения яйцеклетки сперматозоид «вручную» внедряют в нее с помощью микроиглы. Через 2-5 дней эмбрионы готовы к последнему этапу данного лечения.

Ну и последний этап - перенос эмбрионов в полость матки с помощью специального катетера. В настоящее время переносят обычно не больше 3-х эмбрионов (чаще все же 1-го или 2-х). Оставшиеся эмбрионы замораживают в жидком азоте до того момента, пока супружеская пара не решит снова воспользоваться этим методом лечения.

Эффективность экстракорпорального оплодотворения составляет приблизительно 30-35%, в зависимости от возраста бесплодной пары, причин бесплодия, ну и, конечно, от квалификации врачей. По утверждению врачей роды при ЭКО -беременности ничем не отличаются от обычных, а детки, зачатые таким способом, ничем не отличаются от остальных.

ЭКО : мнение православной церкви

Позиция РПЦ отражена в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

« К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений....

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью. », а также в выпущенном Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в 2013 году учебном пособии для священнослужителей: « Из технологий ВРТ Церковь допускает применения внутриматочной инсеминации (ВМИ) спермой мужа. Также Церковь допускает внетелесное зачатие с помощью технологии ЭКО при условии минимальной стимуляции или ее отсутствии, получения одного, двух или трех эмбрионов и переноса всех их вне зависимости от качества или количества. »

То есть, если рассматривать детально позицию РПЦ, то в целом Церковь не против ЭКО , если при таком зачатии не будет нарушена целостность брака и еще несколько аспектов, которые считаются нравственно и морально недопустимыми и которые мы рассмотрим подробнее:

1. Судьба неиспользованных эмбрионов.

Самое ценное, что есть в человеке – это его жизнь и душа, поэтому Церковью осуждается и приравнивается к аборту уничтожение излишних эмбрионов, также считается нравственно недопустимым передача таких эмбрионов для проведения экспериментов или изготовления клеточных продуктов (стволовые клетки, косметология и пр.).

2. Донорство генетического материала.

Донорство половых клеток нарушает целостность личности и брачного единства, как исключительного и священного союза двух людей, допуская вторжение в них третьей стороны, что осуждается Церковью. Только моногамность приемлема Богом, и участник в зачатии в виде третьей стороны нравственно недопустим.

3. Суррогатное материнство.

Во время беременности между ребенком и матерью создается особая духовная связь, ведь в этот период они составляют единое целое. Суррогатная мать в силу тесной биологической связи с малышом глубоко привязывается к нему, и передача рожденного ребенка «заказчикам» душевно травмирует ее, что не может не осуждаться Церковью. Еще одной проблемой данного способа появления малыша в семье является то, что ребенок в этом случае выступает объектом купли-продажи, что также является морально недопустимым.

4. Редукция излишних эмбрионов.

Редукция – это удаление одного или нескольких «лишних» эмбрионов в случае многоплодной беременности, говоря простыми словами – аборт, который с древнейших времен осуждается Церковью и является одним из самых тяжких грехов. Канонические правила приравнивают аборт к убийству, потому что зарождение бессмертной души маленького человечка является даром Божьим, и с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Так можно ли верующей паре лечиться методом ЭКО ?

Важно понимать, что бесплодие – это болезнь, а болезнь можно лечить, ведь врачи действуют в рамках знания, дарованного им Богом. При лечении методом ЭКО специалисты лишь создают благоприятные условия для зачатия, а зарождении самой жизни как было, так и остается исключительно даром Божьим. Поэтому решение лечиться методом ЭКО или нет верующая семейная пара принимает сама, взяв во внимание все недопустимые с точки зрения Православной Церкви аспекты лечения этим методом, а также посоветовавшись и испросив благословения у своего духовного наставника.

И в конце статьи хочется затронуть еще такой момент: Церковь никогда не отрицала и не отказывала в крещении детей, рожденных при помощи метода ЭКО , потому что все дети, каким бы методом они ни были рождены или зачаты, являются чадами Божьими.

Желание иметь ребенка у женщины является самым глубинным и естественным. При невозможности забеременеть она может воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, но здесь ее ждут подводные камни: общественное и церковное мнение. Рассмотрим подробно, как церковь относится к эко?

Мировые центры по контролю и профилактике заболеваний сообщают, что по предварительным оценкам около 6,7 миллиона женщин детородного возраста не могут иметь детей. В процентном соотношении бесплодные пары занимают 10-16% от всех семейных пар.

Для того чтобы преодолеть боль и отчаяние людей по поводу бесплодия, наука и медицина стали тесно сотрудничать. Результатом их плодотворной работы стало , включающие в себя разделы ЭКО, ИКСИ, ИИ, донорские программы и суррогатное материнство.
Наиболее распространенным и эффективным способом лечения бесплодия является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), разработанное в 1978 году в Великобритании.
Методика экстракорпорального оплодотворения достаточно проста: необходимо взять яйцеклетки женщины и сперму мужчины, оплодотворить их вне тела, а затем имплантировать их обратно в матку женщины, чтобы достичь беременности. Основные сложности касаются подбора гормональной поддержки, здоровья женщины, сложности пунктирования яичника, то есть это просто проблемы лечения. Поэтому громом среди ясного неба грянуло известие о том, что, оказывается, не все религиозные конфессии поддерживают желание женщины стать счастливой матерью. И если некоторым все равно на отношение церкви к эко, то для религиозных людей это стало серьезной проблемой.

Католицизм и эко

Католическое учение запрещает искусственное оплодотворение, утверждая, что ребенок должен быть зачат только естественным путем супругами. Церковные учения позволяют использовать только один тип репродуктивной помощи-искусственная инсеминация спермой мужа. Остальные способы (ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство) хоть и разные, но имеют много проблем, которые ставят под сомнение их моральную обоснованность.
Папа Павел VI сказал, что существует “неразрывная связь, завещанная Богом, и она не может быть нарушена человеком по своей собственной инициативе”. Папа Бенедикт XVI, выступая перед членами Папской академии в начале года в защиту жизни, рассмотрел вопрос о супружеских парах, страдающих от бесплодия. По его словам: “Церковь уделяет большое внимание к страданиям пар с бесплодием, она заботится о них и именно из-за этого поощряет медицинские исследования. Но остерегайтесь приманки технологии искусственного оплодотворения, которая не допускается католическим учением. Там, где наука до сих пор не нашла ответа, ждите ответа от Христа “.
ЭКО, по мнению католичества, производит ребенка как товар в лаборатории. Сперму для процесса получают, как правило, путем мастурбации, а католичество считает этот процесс аморальным. Если при ЭКО используется донорский материал (сперма, яйцеклетки), то порицанию подвержен и донор, и семейная пара.
Так почему церковь против эко? В первую очередь потому что этот процесс противоречит Библии, ведь ребенок там рассматривается как дар от Бога, поэтому родители не могут, если не получили этот дар, приобрести его в обход Божьему замыслу.
Во-вторых, большинство полученных эмбрионов подвергаются для последующей имплантации, используются для исследований или уничтожаются, а Церковь должна уважать новые человеческие жизни.
К сожалению, большинство католиков не знают учения Церкви и не подозревают, что ЭКО является аморальным, поэтому многие используют этот метод лечения бесплодия. Если пара не знает, что процедура является аморальной, то она не является субъективно виновной в грехе. Православие полностью запрещает все виды вспомогательных репродуктивных технологий, но, в случае рождения таким способом малыша, он считается ребенком от бога и не обвиняется в грехе родителей, поэтому может пройти обряд крещения.

Православная церковь и ее отношение к искусственному оплодотворению

Православная церковь более лояльна к искусственным процедурам. Согласно «Основам социальной концепции Православной Церкви», издаваемой Московским Патриархатом, церковь согласна с тем, что материнство является самым сильным инстинктом для женщины и, конечно, бесплодные женщины относятся к числу несчастных людей. Она также признает, что успех экстракорпорального оплодотворения принес счастье тысячам супружеских пар и приводит примеры из Ветхого Завета.
В молитвах Православная Церковь выражает надежду на то, что рождение ребенка, как желанного плода законного брака, не является единственной целью родителей. Не стоит забывать и о непреходящей взаимной любви, целомудрии и «гармонии души и тела». Поэтому Церковь не может считать полностью нравственно оправданными пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни. Если муж или жена бесплодны, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, они должны смиренно принять бездетность, как особое призвание в жизни. В этих случаях следует рассмотреть вопрос о принятии ребенка по взаимному согласию супругов с детского дома. Но если супруги смиренно ждали и просили помощи у Бога, а после воспользовались помощью медиков, то осуждать церковь их не станет.
К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Под запретом находится суррогатное материнство, криоконсервация и донорские программы. Криоконсервации под запретом, так как эмбрион с момента образования имеет душу, а большее их количество после заморозки-разморозки погибает. Донорские программы и суррогатное материнство запрещены, потому что использование третьей стороны разрушает брак супругов.
Перед тем, как пойти на ЭКО многие пары предпочитают исповедоваться и во время процедуры заказывают сорокоуст за здравие матери и врача.

Ислам


Как относится ислам к новшествам в сфере репродукции? Мусульмане признают, что вся жизнь и смерть происходит по воле Аллаха а стремиться побороть бесплодие и зачать ребенка не считается бунтом против его воли. Коран говорит нам о молитвах Авраама и Захарии, которые молились Аллаху, чтобы дать им потомство. В настоящее время многие пары обращаются в клиники для проведения вспомогательных репродуктивных процедур, если они не в состоянии зачать детей.
В 1980 году были выпущены из знаменитого университета Аль-Азхар авторитетные фетвы, которые разрешили искусственное оплодотворение, но с условиями:

  • cупругам только по медицинским показаниям и после проведенного лечения;
  • персонал для женских процедур (пункция, перенос) должен состоять только из женщин;
  • мастурбация для получения спермы мужчины не допустима, поэтому сперму получают после близости мужчины с женой без проникновения;
  • запрещена криоконсервация лишних эмбрионов;
  • cуррогатное материнство под запретом;
  • донорство не приемлемо, разрешен только генетический материал двух родителей.

С конца 1990-х годов в мусульманском мире произошел раскол. Мнение по поводу применения донорства или суррогатного материнства между суннитами и мусульманами-шиитами разделились. Сунниты против использования третьей стороны, а шииты разрешают.
Религия является одним из самых мощных факторов, формирующих мнения широкой общественности, поэтому если ислам запретит или одобрит любую процедуру, мусульмане спокойно это воспримут. Не стоит забывать, что если христиане не сильно прислушиваются к законам церкви, то в мусульманском мире все не так. Это значит, что если ислам запретит что-то, то мусульманин не пойдёт наперекор мечети.

Иудейство

В еврейских учениях разрешено экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) с использованием спермы отца и яйцеклетки матери, но это требует раввинского надзора или соответствия еврейским законом. При рассмотрении вопроса о донорских яйцеклетках или спермы возникли дебаты по поводу принадлежности ребенка. Вопрос подняли ортодоксальные раввины, который опираются на учение о материнской линии. Чтобы избежать недоразумений, в Израиле был принят новый закон, на основании которого ребенок, родившийся через ЭКО, будет считаться законным ребенком матери, а не той женщины, которая предоставила донорскую яйцеклетку.
Как мы видим, евреи, как развитый народ, лояльно относятся к новшествам в репродуктивных технологиях.

Об эко и связи с церковью можно писать бесконечно, просто не стоит забывать, что по большей части попы и епископы очень далеки от мирской жизни. К примеру, патриарх Кирилл (Московский) согласно церковным учениям должен постоянно находиться в посту и молитвах, а не иметь личный самолет. Если процедура принесла радость семейной паре, то стоит просто искренне поблагодарить за это Бога или Аллаха, а не слушать обычных людей, которые просто решили, что они ближе к небу.

Видео: В каком случае ЭКО не является грехом? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

В современном обществе доля бесплодных браков достигает 30%. По России этот показатель в среднем равен 15%. Экстракорпоральное оплодотворение — один из самых перспективных методов для терапии бесплодия. Однако его использование в современном виде сопряжено с рядом этических проблем, не совместимых с нравственным чувством христианина. Целью данной статьи стали обзор современных достижений вспомогательных репродуктивных технологий, богословский анализ этических проблем этих технологий, обсуждение возможности применения некоторых методик с православной точки зрения.

ХХ век ознаменован многими открытиями, в том числе и в медицинской области. Некоторые из них дают возможность вмешиваться в сферы жизни, ранее недоступные человеку. Например, реанимация дает возможность отодвинуть время смерти. Пересадка органов, в том числе сердца, легких, стирает понятие принадлежности тела человека только одному субъекту. Коррекция пола по желанию человека изменяет генетическое определение о его способе существования с теми или иными гендерными признаками. Для лечения бесплодия в конце XX в. была разработана методика экстракорпорального оплодотворения. Ее применение меняет представление человека о способе воспроизведения потомства.

Возникает вопрос: насколько допустимо вмешательство медицины в такие сферы человеческой жизнедеятельности? Будет ли новая медицинская методика соответствовать словам Писания: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь» (Сир. 39:12)?

Для ответа на этот вопрос невозможно формально обратиться к Церковному Преданию, поскольку подобных аналогов в прошлом не существовало. В связи с этим для выработки церковной позиции по рассматриваемому вопросу необходимо пользоваться современными исследованиями богословских наук.

К 2000 г. совместными усилиями православных богословов, врачей, биологов и прочих специалистов была сформулирована позиция, включенная в «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и выражающая церковное отношение к различным медико-социальным проблемам современности. Однако, принимая во внимание довольно значительный период истекшего времени, оказывается, что в настоящий момент церковная позиция по вопросу допустимости ЭКО в этом документе сформулирована не совсем однозначно. С одной стороны, декларируется, что «…пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» 1 . С другой стороны, из «Основ социальной концепции» следует, что использование не всякого метода вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) является греховным: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» 2 .

Таким образом, существует потребность рассмотреть этические проблемы метода ЭКО и разделить их на те, которые принципиально не дают возможности христианину использовать этот метод, и те, которые в рамках икономии при рассмотрении Священноначалием, возможно, могут быть приняты православным сознанием.

Поскольку метод ЭКО подразумевает множество вариантов, то выделение несущественных проблем может дать возможность применять некоторые модификации метода ЭКО, а также использовать для лечения бесплодия другие варианты вспомогательных репродуктивных технологий.

Этические проблемы, возникающие при применении метода ЭКО, связаны с несколькими его составляющими:

  • получение половых клеток,
  • отсутствие связи зачатия с естественным представлением о супружеской близости,
  • получение избыточного количества эмбрионов и манипуляции с ними (элиминация, редукция, замораживание эмбрионов, преимплантационная диагностика),
  • использование половых клеток третьих лиц.

Кроме того, у ЭКО существуют дополнительные проблемы, которые относятся к последствиям метода: влияние на здоровье женщины, на здоровье рождающихся ЭКО-детей и влияние на общество в целом.

Этические проблемы ЭКО

1. Убийство лишних эмбрионов

Современный метод ЭКО осуществляется в так называемых стимулированных циклах, при этом у женщины забирается множество яйцеклеток, все из которых участвуют в дальнейшем оплодотворении. Следовательно, в руках эмбриолога оказываются множество человеческих эмбрионов, одних из которых он переносит женщине, другие же должны быть или уничтожены (элиминированы), или заморожены.

Православная антропология, основываясь на Священном Писании и святоотеческом предании, утверждает, что личность человека появляется с момента зачатия человека. Поэтому любые манипуляции с эмбрионами, намеренно приводящие к их гибели, являются убийством.

Как убийство может быть определен процесс заморозки излишних эмбрионов, т. к. вероятность рождения ребенка после заморозки эмбрионов уменьшается в 3 раза (Lin et al, 1995) 3 . Таким образом, современная техника ЭКО даже если не прямо уничтожает эмбрионы, то целенаправленно подвергает их опосредованной гибели.

Кроме того, при наступлении многоплодной беременности в результате ЭКО врачи настойчиво предлагают провести «редукцию лишних эмбрионов», находящихся в матке беременной женщины.

2. Получение половых клеток

Следующая ЭКО-ассоциированная этическая проблема связана со способом получения мужских половых клеток. Наиболее простым, дешевым методом является извлечение семени при помощи рукоблудия. Это является грехом и не может быть допустимо для православного человека.

Однако способы получения мужских половых клеток не ограничиваются вышеприведенным. В литературе описаны как врачебные манипуляции для получения семени, так и сбор семени в результате супружеского общения 4 .

3. Вмешательство в процесс оплодотворения третьей стороны

На особой значимости данной этической проблемы настаивает Римско-Католическая церковь. Одно из основных этических требований деторождения с ее стороны является то, что оно должно быть «результатом союза и личностных отношений супругов» 5 . Поэтому «акт деторождения, — пишет Э.Сгречча, — не имеющий телесного выражения, остается лишенным не биологического фактора (который воссоздается технологически при переносе гамет), а межличностного общения, которое во всей полноте и единстве можно выразить лишь в теле» 6 . Таким образом, Католическая церковь отвергает ЭКО, т. к. в процесс зачатия вторгаются третьи лица — эмбриолог, гинеколог и др.

Однако вышеприведенное понимание метафизической сущности зачатия отрывает богослова от реальных условий, в которых реализуются эти межличностные отношения. Эти условия есть те болезненные состояния, которые сопровождают супружескую пару и которые являются причиной бесплодия. Вмешательство третьей стороны — врача — является лишь воздействием на эти условия.

Поэтому недопустимость ЭКО на основании вторжения в межличностные отношения третьего лица не может считаться оправданной.

4. Донорство половых клеток. Суррогатное материнство

Понятие вмешательства в процесс оплодотворения третьих лиц может подразумевать и суррогатное материнство, а также использование половых клеток человека, не являющегося супругом или супругой.

Поэтому здесь необходимо указать, что данные разновидности вспомогательных репродуктивных технологий этически совершенно неприемлемы.

Использование сторонних половых клеток фактически разрушает брачный союз, давая возможность интимного соединения с посторонним человеком на уровне клеток.

Отрицательное отношение к донорству половых клеток и суррогатному материнству отражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» 7 .

5. ЭКО как метод, который был разработан на многочисленных экспериментах, проводимых на эмбрионах

Данная этическая проблема ЭКО связана с историческим развитием метода. В 1934 г. было высказано предположение, что эмбрионы млекопитающих и человека способны нормально развиваться в условиях вне организма матери. После этого осуществлялись попытки зачатия «в пробирке» сначала животных, а затем и человека. Были проведены многочисленные эксперименты на человеческих зародышах, которые сопровождались смертью последних. Представить себе масштабы экспериментов можно, указав на тот факт, что рождение первого ЭКО-ребенка Луизы Браун удалось добиться только после 102 неудачных попыток переноса эмбрионов спустя десять лет исследований. Следует только предполагать о количестве принесенных в жертву человеческих эмбрионов, над которыми были проведены эксперименты, чтобы достичь первого успеха.

Возникает вопрос: этично ли для приобретения блага одной личностью пользоваться теми достижениями, которые получены при страдании другой личности?

Ответить на этот вопрос помогает латинское высказывание: «Non sunt facienda mala ut veniant bona» 8 . Еще большее значение оно получает применительно к человеку, который составляет максимальную ценность, здоровье и жизнь которого не могут быть принесены в жертву обществу без добровольного согласия самого человека 9 .

Однако в этом высказывании идет речь скорее о предполагающемся действии, ради которого надо в будущем нарушить принципы морали. Но если же результаты уже получены, и их получение никак не было связано с обществом, которое собирается их использовать (исследование не провоцировалось, не поощрялось, не было молчаливого согласия), т. е. результаты есть состоявшийся факт, то этически приемлемо использовать данные, способные улучшить жизнь других людей.

Стоит предполагать, что наличие в истории подобных прецедентов подтверждает этот тезис. Первый пример связан с нацистской Германией, где в концентрационных лагерях проводились опыты над людьми. Среди всех прочих заслуживают внимание опыты с гипотермией, когда человека погружали в холодную воду, а затем пытались его реанимировать. Было установлено, что шансы спасти человека резко увеличиваются, если в воду не погружается затылочная часть головы (отсутствие охлаждения ствола мозга и мозжечка). Зигмунд Рашер разработал на основании этого конструкцию спасательного жилета с воротником. При использовании его человек, находящийся в воде, держит голову на поверхности воды. Эту разработку используют сейчас во всем мире.

Следующий пример касается применения в нашей стране вакцин (против краснухи, гепатита, А, ветряной оспы), для изготовления которых используются ткани абортированного эмбриона. К примеру, вирус краснухи выращивается на эмбриональных клетках, полученных в результате аборта, произведенного в 1962 г. Недопустимость такого использования эмбриональных тканей подтверждено «Основами социальной концепции» 10 .

Неприемлемость с этической точки зрения применения таких вакцин увеличивается в связи с тем, что в ряде стран появились альтернативные вакцины, полученные на клеточных линиях животных (например, от краснухи — клетки кролика (производство Япония), против гепатита, А — клетке обезьяны (Япония)). Однако в России они не зарегистрированы и не закупаются. В связи с этим перед православным человеком встает непростая дилемма: проводить вакцинацию своих детей, избавляя их от тяжелых заболеваний, или отвергать все вышеперечисленные прививки из-за того, что когда-то они явились следствием греха какого-то человека.

Обсуждая этот вопрос, Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общество православных врачей России приняли следующее положение. «Отказ от вакцинации против этих заболеваний может привести к возникновению эпидемий, угрожающих как отдельным гражданам, так и обществу в целом. В связи с этим при отсутствии альтернативы применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают. <…> Осознавая трагичность и противоречивость создавшейся ситуации, мы не можем не учитывать также и следующих положений: 1. Для вакцинации используются не сами эмбриональные ткани, а вирусы; 2. Греховные действия, в результате которых были получены диплоидные клетки человека, использующиеся сейчас для изготовления вакцин, были совершены несколько десятков лет назад и не носят повторяющегося систематического характера. При этом надо учесть также, что не было совершено преднамеренного умерщвления плода с целью получения диплоидных клеток» 11 .

Если перенести данную аргументацию на рассматриваемую этическую проблему, то можно провести определенную параллель. Как и культура диплоидных клеток, ЭКО был разработан много лет назад, его техника отработана и в настоящее время эксперименты на эмбрионах запрещены в большинстве странах. Кроме того, методика оплодотворения in vitro использует только результаты предыдущих экспериментов, но не сами абортивные ткани.

В связи с этим, несмотря на этическую небезупречность применения результатов экспериментов с эмбрионами, использование техники ЭКО и переноса эмбрионов может иметь место, т. к. служит для блага других людей.

6. Иные проблемы, ассоциированные с ЭКО

У метода ЭКО существуют дополнительные проблемы, которые относятся к последствиям метода: влияние на здоровье женщины, на здоровье рождающихся ЭКО-детей и влияние на общество в целом. Данные проблемы относятся как к этической области, так и к юридической, и к социальной. Их можно рассматривать как второстепенные, т. к. при надлежащем контроле и воздействии они могут быть скорректированы и устранены.

Исходя из рассмотренных этических проблем, абсолютно неприемлемыми, с точки зрения православной биоэтики, являются те методы вспомогательных репродуктивных технологий, которые связаны с убийством «лишних» эмбрионов:

  • элиминация и редукция (уничтожение) эмбрионов;
  • заморозка эмбрионов;
  • преимплантационная диагностика;
  • а также те, которые разрушают связь супругов «в единой плоти»: суррогатное материнство и донорство половых клеток.

Остальные этические проблемы (например, вмешательство третьей стороны — врача) могут быть расценены как врачебная помощь деторождению, модифицированы (например, сбор мужского семени не в результате рукоблудия, а при помощи других методов) или же взяты под надлежащий контроль (врачебное воздействие на последствия влияния процедуры на организм рождающегося ребенка, организм матери; государственный контроль недопустимости реализации ЭКО людям, не состоящим в браке и т. д.).

Отношение Православных Церквей к рассматриваемому вопросу

Одобрение ЭКО Православной Церковью следует из контекста применения «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» в рамках выработки отношения нашей Церкви к суррогатному материнству, а также из решения Синода Элладской Православной Церкви 2006 г.

1. Русская Православная Церковь

Несмотря на отсутствие конкретной позиции нашей Церкви по ЭКО в «Основах Социальной Концепции», на основании контекста применения XII главы «Основ…» можно видеть отсутствие категоричного запрета Русской Православной Церкви на ЭКО.

Это подтверждается следующим фактом. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25—26 декабря 2013 года велось обсуждение практики суррогатного материнства и возможности крещения детей, родившихся в результате него. Был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“», в котором говорится следующее: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, „поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений“ (ОСК XII.4). Что же касается практики так называемого „суррогатного материнства“, то она однозначно осуждается Церковью» 12 . Таким образом, Священный Синод осудил практику ЭКО не саму по себе, но лишь потому, что она связана с образованием и уничтожением «избыточных» эмбрионов.

Этот вывод подтверждает прот. Максим Козлов, член Библейско-богословской комиссии. В своем комментарии на указанный Синодальный документ он говорит: «При этом ЭКО Церковь не запрещает — за исключением случаев, когда речь идет о редукции, то есть об избавлении от „лишних“ оплодотворенных яйцеклеток» 13 .

2. Элладская Православная Церковь

Элладская Православная Церковь при нежелании супругов смириться с бесчадием допускает возможность ЭКО и ПЭ при отсутствии производства лишних эмбрионов, их элиминации и донорства гамет. В рамках икономии сформулировано следующее положение документа Священного Синода: «Церковь должна усердно предлагать усыновление в качестве альтернативы для тех супружеских пар, которые по различным причинам не готовы смириться с бесплодием. Если это невозможно, то Церковь могла бы, в духе икономии, принять те методики оплодотворения, при которых не создаются лишние эмбрионы, не используются донорские гаметы и не уничтожаются эмбрионы. Например, Церковь могла бы принять соответствующее внутриматочное оплодотворение, таким образом рассматривая супружескую пару как страдающую общим заболеванием, при том условии, что оба супруга согласны и что вся процедура проводится в рамках вышеуказанных принципов. Церковь могла бы также принять вспомогательные репродуктивные технологии при использовании исключительно родительских гамет, оплодотворение стольких эмбрионов, сколько будет их перенесено в утробу матери» 14 .

3. Предварительные выводы

Экстракорпоральное оплодотворение может быть нравственно оправданным и допустимым методом терапии бесплодия для православного христианина, если не происходит убийства эмбрионов и не нарушается связь супругов «в единой плоти» даже на уровне половых клеток.

Тем не менее ЭКО меняет представление человека о способе воспроизведения потомства, позволяет производить выбор детей для беременности с желаемыми качествами. Этим открывается дорога к различным злоупотреблениям, начиная от выбора пола ребенка и цвета его глаз и заканчивая получением потомства одинокими матерями и однополыми парами. Данные последствия должны быть взяты под контроль государства. Однако не всегда законы следуют нормам морали. В связи с этим возникает опасность широкого использования ЭКО и его популяризации.

Поэтому было бы правильным в ходе плодотворной дискуссии вокруг текста XII раздела «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» квалифицированно с медицинской и нравственно-богословской точек зрения определить допустимые для православных христиан случаи применения технологии ЭКО.

Священник Роман Тарабрин

    1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. С. 135.

    2 Там же. С. 136.

    3 Цит. по D.Royere. Embryo characteristics and cryopreservation outcome // ESHRE Campus symposium Cryobiology & Cryopreservation of Human Gametes & Embryos Brussels, Belgium, 2004, p. 28. Электр. ресурс: http://www.eshre.eu/~/media/emagic%20files/SIGs/Embryology/Archive/Syllabus%20Brussels%202004.pdf. Дата обращения 03.04.14 .

    4 Подробнее данный вопрос см. в статье: Тарабрин Р., свящ. К вопросу об этической оценке метода ЭКО с православной точки зрения в контексте последних достижений биомедицины. Электр. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/4007414. html . Дата обращения 18.06.14 ; а также в работе: Тарабрин Р., свящ. Репродуктивная технология ЭКО и ее оценки с позиций православной биоэтики в начале XXI в. Дипломная работа. Научный руководитель иерей Олег Мумриков, преподаватель МДАиС. На правах рукописи. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2014. С. 60-63.

    5 Э.Сгречча, В.Тамбоне. Биоэтика. Учебник. Перевод с итальянского, 2001. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. С. 239.

    6 Там же. С. 241.

    7 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. С. 134-135.

    8 С лат. «Нельзя творить зло, из которого бы выходило добро».

    9 Рассуждения по поводу проведения экспериментов на человеке см. в работе Э.Сгречча, В.Тамбоне. Биоэтика… Глава «Этика экспериментирования на человеке». С. 293-302.

    10 Основы социальной концепции… Глава XII, 7. С. 134-135.

    11 Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. http://bioethics.orthodoxy.ru/index. php ?option=com_content&task=view&id=109&Itemid=14. Дата обращения 23.04.14 .

    12 Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“»/

    Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 25—26 декабря 2013 года (№ 158) / Электронный ресурс http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024. html . Дата обращения 15.04.14 .

    13 Максим Козлов, прот. Почему нужно каяться за суррогатное материнство? / Электронный ресурс: http://www.mpda.ru/site_pub/2021507. html Дата обращения 15.04.14 .

    14 Перевод мой по англ. изданию документа на официальном сайте Элладской Православной Церкви. http://www.bioethics.org.gr/en/03_b. html #. Дата обращения 14.04.14 .


Top