Совет по отбору судей: надежды на реформу не оправдались? Сигналы COC Совет по отбору

После длительного перерыва в стране вновь начал работать Совет по отбору судей (СОС) - правда, уже в обновленном на 95 процентов составе.

Первый блин комом

В июне 2011 года парламентарии Киргизии приняли закон "О совете по отбору судей", которым утвердили создание одно-именной структуры. Именно на нее возлагалась миссия реформирования судебной системы страны. Надо сказать, что аналогов совету в других государствах СНГ нет. Здесь власти Киргизии решили пойти по западному пути. Что-то подобное Совету по отбору судей КР есть в США. Правда, как работает эта организация за океаном, в КР знают только со слов правозащитников, а вот в Киргизии она пока приживается с трудом.

Проблемы начались практически сразу после утверждения закона - с отбора кандидатов в члены совета. Согласно упомянутому выше документу, они должны быть несудимыми и законопослушными, иметь высшее образование и не принадлежать к какой-либо политической партии. С последним требованием, увы, возникло больше всего недоразумений. Парламентарии, которым предстояло рассмотреть кандидатуры соискателей важных должностей, руководствовались собственными представлениями. Голосовали "за" в основном в пользу тех, кто симпатизировал той или иной по-литорганизации.

Доверить парламенту формирование совета изначально было ошибкой, - полагает эксперт, глава общественного объединения "Содействие проведению судебной реформы" Айдар Джумабеков. - Фракции голосуют за тех, кто им выгоден. Не исключено, что впоследствии тому или иному выборщику будут указывать, какого судью назначать, а потом уже и судье диктовать, какие принимать решения. И он ослушаться не посмеет, поскольку своим креслом будет обязан той или иной партии.

Такого же мнения придерживается и председатель совета Шамарал Майчиев. По его словам, "каждый участник СОС идентифицировал себя с фракциями", а "политизированность осложнила работу структуры".

С начала работы в совет поступило около трех тысяч жалоб на судей, и связаны они были в основном с предвзятостью при вынесении решений, - признался Майчиев. - Тем не менее эти судьи вновь выставляли свои кандидатуры на назначение.

Женатый или холостой?

Несмотря на многочисленные нарекания, выбрать судей Верховного, городских, областных и военного судов все же удалось. Что же касается судей межрайонных и районных судов, то президент Алмазбек Атамбаев вернул все материалы по ним в совет.

Считаю, что условия, при которых проходил отбор на должности судей межрайонных судов, вызывают сомнения в объективности и беспристрастности его проведения, - пояснил глава государства. - Стали проявляться элементы предвзятости и субъективизма по отношению к тем или иным кандидатам, что не позволяло объективно оценить их профессиональные и личностные качества.

Парламентарии, в свою очередь, утверж-дают, что члены Совета по отбору судей "занялись самодеятельностью".

Требования к кандидатам оговорены в законе, но члены совета вдруг начали сами придумывать какие-то новые критерии отбора и механизм избрания судей, - утверж-дает глава парламентского комитета Токтогул Туманов. - Во втором туре, например, совет должен был проверить компетентность кандидатов, но вместо этого стали оценивать анкетные данные по 10-балльной шкале. И вот здесь совершенно непонятно, по каким критериям выбирать лучших: по месту рождения или учебы? Женатых или холостых?

Необходимы были хоть какие-то критерии оценки, - сетовала эксперт, директор ОО "Институт общественного анализа" Рита Карасартова. - Но их не было вовсе, поэтому члены совета сделали свои выводы, опираясь на нормы Венецианской комиссии и рекомендации гражданского общества.

Кто на новенького?

После президентской критики СОС временно свернул свою работу. Парламентарии взялись за совершенствование правил, на которые должен опираться совет в своей деятельности. Целый год законопроект находился на рассмотрении депутатов, и только в конце июня 2014 года изменения были, наконец, приняты.

По новым правилам, отбор кандидатов на судейские должности теперь будет проводиться в два тура, а не в три, как раньше. В течение первого этапа претенденты на мантию должны отчитаться о доходах, а также предоставить исчерпывающую и достоверную информацию, подтверждающую безупречность своего поведения (не имел, не привлекался, не судим), и пройти тест, цель которого - проверить наличие аналитических и логических способностей, морально-нравственных качеств.

Есть еще одно важное дополнение в закон. Если ко второму туру на одно вакантное место останется только один кандидат, то конкурс будет признан несостоявшимся.

Во втором туре желающим занять судейское кресло предстоит сдать экзамен по юриспруденции. Отобранные кандидатуры представят на утверждение президенту рес-публики.

Сейчас общее количество граждан, подавших заявление на участие в конкурсном отборе, - 615 человек, а вакансий всего 201, так что борьба предстоит жаркая. По словам Шамарала Майчиева, формирование новых составов районных и межрайонных судов должно завершиться к концу будущего года.

"Уже несколько месяцев работает Совет по отбору судей, вокруг которого возникло немало споров среди депутатов и гражданского сектора.Политический и общественный резонанс, вызванный новым законом понятен - многие осознают, что деятельность состава Верховного суда и Конституционной палаты напрямую сможет повлиять на конечный исход выборов."
Согласно закону о Совете судей, принятого в мае Совет формируется из профессиональных юристов и гражданского сектора в количестве 24 человек. Выборными органами Совета выступают парламентское большинство, парламентская оппозиция и Совет судей, каждый из которых отобрал по 8 человек.
Сама идея Совета по отбору судей привлекательна - де-юре орган является независимым и не подпадает ни под одну категорию организации. Именно апеллируя к созданию независимого органа, при разработке законопроекта судебный комитет отменил механизм отзыва судей из Совета, который был прописан в первоначальном варианте. Таким образом, ничто не могло бы повлиять на решение Совета, депутаты никаким образом не могли бы оказать давление на членов Совета при выборе состава Верховного суда.
Однако грань между "независимый" и "неконтролируемый" очень тонка. Уже через несколько недель после начала работы Совета, обнаружились случаи с коррупцией, немалый скандал вызвало выявление сговора членов Совета при голосовании за кандидатов в Верховный суд, выявилась подпорченная репутация председателя Совета. Реакция гражданского сектора последовала незамедлительно, но митинги и сотни жалоб в адрес всего Совета и отдельных его членов не возымели эффекта - ведь нет ни одного органа, который мог бы пересмотреть состав Совета и отозвать отдельных его членов.
При этом, после нескольких скандалов по поводу нечестности деятельности Совета и их сговора, обнаружились прямые связи между выдвигаемыми кандидатами в Верховный суд и партиями "Ата-Журт" и "Ар-Намыс". По факту орган уже нельзя назвать независимым и не продвигающим чьи-либо интересы. И по закону о Совете судей сейчас это изменить невозможно, если только не внести поправки, позволяющие отзывать судей с подпорченной репутацией.
Некоторые депутаты уже предлагают внести соответствующие поправки, но большинство считает, что такие изменения повлекут за собой еще большие проблемы. Поэтому партии, не имевшие возможность значительно повлиять на состав Совета по отбору судей, продолжают вновь и вновь пересматривать предложенных советом кандидатов, часть из которых одобрила президент, прямо заявляя о связи отбора кандидатов с интересами партии "Ата-Журт".
Тем временем, утверждение окончательного списка членов Верховного суда продолжает отодвигаться. Скорее всего, Верховный суд и Конституционную палату будут сформированы в последний момент перед выборами, и как будет ли он пересматривать результаты президентских выборов и в чью пользу, зависит от того, внесут ли поправку об отзыве судей из Совета, на что практически нет времени.
Если всё-таки поправка будет внесена, то еще в течении нескольких недель будут отозваны некоторые члены Совета, у которых найдутся и свои защитники в рядах заинтересованных партий, что существенно затянет процесс. За этим последует уже пятая попытка формирования членов Верховного суда. Помня о прошлом опыте, все партии активизируются для борьбы, чтобы оставить или протолкнуть "своих" людей в Совет и убрать "чужих". Гражданские организации так же сыграют немалую роль, если в поправке будет прописано право гражданских лиц влиять на решение парламента и Совета судей. Но тогда процесс затянется на еще большее время. При таком раскладе выбор членов в Верховный суд будет гораздо более пестрым, но не за счет самой поправки, а скорее за счет того, что появится новая возможность продвинуть "своих" в Совет.
Но скорее всего поправка внесена не будет - слишком много оппонирующих этой инициативе и слишком мало времени до выборов. Тогда в отборе членов судей будет играть решающую роль президент, что мы можем наблюдать уже сейчас, в персональном отборе судей из представленных Советом кандидатов. Сейчас мы видим, что депутаты пытавшиеся отвергнуть представленных президентом кандидатов терпят неудачу, но успешно отодвигают процесс. Здесь нужно заметить, что Роза Отунбаева выступает арбитром в этой борьбе. Проведением гласной экзаменационной проверкой кандидатов в августе она показала свою заинтересованность в качественной работе судей, однако известная своей приверженностью к среде НПО, всё-таки столкнулась с неприятием гражданским сектором некоторых из представленных на обсуждение в парламент кандидатов. Но это меньшее из зол, так как сейчас остается только "лепить" из того, что есть. Президенту и парламенту остается выбирать из вызывающих сомнения кандидатов, представленных Советом по отбору судей.
Конечно, на добросовестность всех акторов формирования Верховного суда рассчитывать не приходится, но остается лишь рассчитывать на единственную объединяющую цель всех заинтересованных лиц - сформировать состав Верховного суда и конституционной палаты до начала выборов.
Сама же проблема закона совершенно не связана с отсутствием механизма отзыва Совета судей. Здесь сложилась половинчатая ситуация, когда вся деятельность Совета совершенно открыта для наблюдения и обсуждения, в то время как его формирование не происходило с должной гласностью. Естественно возникает недовольства и сомнения общества в выборе кандидатов в Верховный суд, а затем и сомнения в честности самих членов Совета по отбору судей. Чтобы ситуация не повторилась необходимо проработать механизмы формирования независимых органов, при которых был бы осуществлен конкурсный отбор, объявленный на всю страну при более активном участии гражданского общества.
Яловкина Анна, политолог

О Совете по отбору судей Кыргызской Республики

Настоящий Закон определяет статус, порядок формирования, организацию и деятельность работы Совета по отбору судей Кыргызской Республики.

Статья 1. Статус Совета по отбору судей Кыргызской Республики и его основные задачи

1. Совет по отбору судей Кыргызской Республики (далее - Совет) является независимым коллегиальным органом, созданным в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция). Статус Совета определяется Конституцией и настоящим Законом.

2. Основными задачами Совета является отбор кандидатур на вакантные должности судей Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд), Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционная палата), местных судов, представление на назначение.

3. Совет осуществляет свою деятельность на принципах независимости, гласности, коллегиальности, добросовестности и законности.

Правовой основой деятельности Совета являются Конституция , конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики", настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

1) проводит конкурсный отбор на вакантные должности судей Верховного суда, Конституционной палаты, местных судов с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола;

2) по итогам конкурсного отбора предлагает Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент) кандидатуры:

Для представления в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (далее Жогорку Кенеш) на вакантную должность судьи Верховного суда, Конституционной палаты;

Для назначения на вакантную должность судьи местного суда;

3) утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.07.2017 г. №

4) утверждает Регламент Совета и Положение о проведении конкурсного отбора;

5) утверждает правовые темы и вопросы для конкурсного отбора;

6) принимает решение о приостановлении, прекращении полномочий члена Совета.

2. Совет для осуществления своих полномочий вправе:

1) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц;

2) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

3) приглашать на свои заседания должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, представителей организаций, граждан.

Перечень документов и материалов, которые могут быть запрошены Советом, должен быть утвержден Регламентом Совета.

Закон Кыргызской Республики от 13 июня 2011 года №40
"О Совете по отбору судей Кыргызской Республики"

О документе

Опубликование документа

"Бюллетень Верховного суда Кыргызской Республики", 2011 года, №1 (52)

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О Совете по отбору судей Кыргызской Республики

Настоящий Закон определяет статус, порядок формирования, организацию и деятельность работы Совета по отбору судей Кыргызской Республики.

Статья 1. Статус Совета по отбору судей Кыргызской Республики и его основные задачи

1. Совет по отбору судей Кыргызской Республики (далее - Совет) является независимым коллегиальным органом, созданным в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция). Статус Совета определяется Конституцией и настоящим Законом.

2. Основными задачами Совета является отбор кандидатур на вакантные должности судей Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд), Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционная палата), местных судов, представление на назначение и перевод (ротацию) судей местных судов.

3. Совет осуществляет свою деятельность на принципах независимости, гласности, коллегиальности, добросовестности и законности.

Статья 2. Правовая основа деятельности Совета

Правовой основой деятельности Совета являются Конституция , конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики", настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Статья 3. Полномочия Совета

1) проводит конкурсный отбор на вакантные должности судей Верховного суда, Конституционной палаты, местных судов с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола;

2) по итогам конкурсного отбора предлагает Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент) кандидатуры:

Для представления в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (далее Жогорку Кенеш) на вакантную должность судьи Верховного суда, Конституционной палаты;

Для назначения на вакантную должность судьи местного суда;

3) (утратил силу в соответствии с Законом

4) утверждает Регламент Совета и Положение о проведении конкурсного отбора;

5) утверждает правовые темы и вопросы для конкурсного отбора;

6) принимает решение о приостановлении, прекращении полномочий члена Совета.

2. Совет для осуществления своих полномочий вправе:

1) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц;

2) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

3) приглашать на свои заседания должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, представителей организаций, граждан.

Перечень документов и материалов, которые могут быть запрошены Советом, должен быть утвержден Регламентом Совета.

Статья 4. Состав и срок полномочий Совета

1. Состав Совета формируется из судей, избранных Советом судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей), представителей гражданского общества, избранных парламентским большинством и парламентской оппозицией Жогорку Кенеша, и состоит из 9 членов.

2. Срок полномочий состава Совета составляет три года с момента утверждения Жогорку Кенешем.

3. В случае выбытия члена Совета из его состава по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, новый член Совета должен быть представлен в Жогорку Кенеш в срок не позднее одного месяца с момента образования вакансии на оставшийся срок полномочий состава Совета в соответствии с процедурой избрания члена Совета. Новый член Совета избирается соответственно составом Совета судей, парламентского большинства, парламентской оппозиции, действующим на тот момент, с учетом части 6 статьи 5 настоящего Закона. Жогорку Кенеш рассматривает вопрос об избрании нового члена Совета в срок не позднее одного месяца с момента получения представления.

4. Одно и то же лицо не может быть членом Совета более двух сроков подряд.

5. Формирование нового состава Совета начинается за три месяца до окончания срока полномочий действующего состава Совета.

Статья 5. Формирование Совета

1. Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета соответственно.

2. Судьи в состав Совета избираются Советом судей в порядке, установленном съездом судей, с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола. При этом судьи, избираемые в состав Совета, должны представлять все инстанции судов.

3. Представители гражданского общества в состав Совета избираются парламентским большинством и парламентской оппозицией на заседаниях с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола. Кандидаты от гражданского общества на должности членов Совета выдвигаются от учебных, научных учреждений, общественных объединений и других организаций.

Гражданское общество (учебные, научные учреждения, общественные объединения и другие организации) вносит свои предложения в письменном виде в парламентское большинство либо парламентскую оппозицию Жогорку Кенеша. Парламентское большинство и парламентская оппозиция отбирают по 3 кандидата из числа предложенных с учетом требований, предъявляемых к членам Совета.

Заседания парламентского большинства и парламентской оппозиции проводятся раздельно и считаются правомочными при присутствии на них не менее половины их членов. Заседания, выдвижение кандидатов в состав Совета и голосование проводятся открыто. Избранными в состав Совета считаются кандидаты от парламентского большинства и кандидаты от парламентской оппозиции, получившие наибольшее количество голосов от числа присутствующих членов парламентского большинства и парламентской оппозиции соответственно.

Жогорку Кенеш за три месяца до окончания срока полномочий Совета публикует в средствах массовой информации объявление о выдвижении кандидатов.

4. При утверждении состава Совета все кандидаты, предложенные Советом судей, парламентским большинством и парламентской оппозицией, включаются в единый список.

Депутаты Жогорку Кенеша голосуют открытым голосованием за единый список состава Совета без обсуждения персонального состава. Состав Совета считается утвержденным, если за весь список кандидатов в члены Совета проголосовало большинство депутатов от числа присутствующих, но не менее 50 депутатов.

Со дня утверждения нового состава Совета предыдущий состав прекращает свою деятельность.

5. В случае изменения состава парламентского большинства и парламентской оппозиции члены, избранные ими в состав Совета, продолжают осуществлять свои полномочия до окончания срока.

6. Состав Совета формируется с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола в его составе.

7. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета от парламентского большинства или парламентской оппозиции объявление о выдвижении кандидатов публикуется в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня прекращения полномочий.

Гражданское общество вправе не позднее двадцати дней внести свои кандидатуры. Внесенные кандидатуры рассматриваются соответствующим парламентским большинством либо парламентской оппозицией и кандидат, получивший наибольшее число голосов от числа присутствующих членов парламентского большинства либо парламентской оппозиции, вносится на утверждение Жогорку Кенеша.

Статья 6. Требования, предъявляемые к кандидатам в члены Совета

Быть гражданами Кыргызской Республики;

Не иметь гражданства иностранного государства;

Не состоять в какой-либо партии;

Обладать безупречной репутацией, пользоваться уважением в обществе;

Не иметь судимости, в том числе снятой или погашенной.

Членом Совета также не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления либо в отношении которого уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

2. Членом Совета от гражданского общества может быть лицо, достигшее 30 летнего возраста, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, и не состоящее на государственной или муниципальной службе.

(Абзац 2 утратил силу в соответствии с Законом

Члены Совета не вправе участвовать в суде в качестве представителей сторон и адвоката.

3. Членом Совета, выдвигаемым Советом судей, может быть судья, имеющий стаж судейской работы не менее пяти лет.

Не могут быть членами Совета председатели и заместители председателей Верховного суда, Конституционной палаты и местных судов, а также судьи, входящие в состав Совета судей.

4. Членами Совета не могут быть лица:

1) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;

2) уволенные из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым статьи 10 Закона

3) недееспособные или ограниченно дееспособные;

4) в отношении которых производство уголовных дел было прекращено или приостановлено по не реабилитирующим основаниям;

5) работающие в органах управления организаций, где доля государства или органа местного самоуправления составляет пятьдесят и более процентов;

6) состоящие на службе в правоохранительных органах или органах прокуратуры, а также находящиеся в их распоряжении кадров;

7) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 30 июля 2016 года № 155)

8) состоящие в зарегистрированном списке кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша.

Статья 7. Прекращение, приостановление полномочий члена Совета

1. Полномочия члена Совета прекращаются в случае:

1) истечения срока, на который он утвержден;

2) подачи им заявления о прекращении полномочий по собственному желанию;

3) выезда его на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;

4) прекращения гражданства Кыргызской Республики;

5) прекращения уголовного дела по не реабилитирующим основаниям;

6) вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении него;

7) вступления в силу решения суда о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным;

8) смерти или вступления в силу решения суда об объявлении его умершим;

9) вступления в силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим;

10) пятикратного пропуска подряд очередных заседаний Совета без уважительных причин;

11) незаявления самоотвода в случае, предусмотренном настоящим Законом;

12) освобождения его от должности судьи Кыргызской Республики;

13) поступления на государственную или муниципальную службу членов Совета из числа представителей гражданского общества;

14) установления у него наличия гражданства иностранного государства;

15) лишения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами четвертым и пятым части 3 статьи 10 Закона Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности";

16) установления принадлежности к политической партии;

17) установления фактов о небезупречной репутации судьи;

18) установления факта работы в органах управления организаций, где доля государства и органа местного самоуправления превышает пятьдесят процентов;

19) установления факта несоответствия требованиям, предъявляемым настоящим Законом к кандидатам в состав Совета;

20) установления факта службы в правоохранительных органах или органах прокуратуры и нахождения в их распоряжении кадров;

21) установления факта увольнения из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа;

22) установления факта участия в суде в качестве представителя сторон либо адвоката.

2. Полномочия члена Совета приостанавливаются решением Совета в случае привлечения его к уголовной ответственности (привлечения в качестве обвиняемого).

3. Полномочия члена Совета прекращаются по основаниям, предусмотренным пунктами 3-21 части 1 настоящей статьи, решением Совета с момента получения Советом заключения уполномоченного органа, подтверждающего обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения полномочий члена Совета.

Статья 8. Порядок избрания председателя, заместителя председателя Совета и срок их полномочий

1. Председатель Совета и его заместитель избираются открытым голосованием сроком на один год.

2. Кандидаты на должность председателя, заместителя председателя выдвигаются членами Совета либо в порядке самовыдвижения.

4. В случае если ни один из кандидатов в первом туре не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов.

5. Если во втором туре кандидат не набрал более половины голосов от общего числа членов Совета, проводятся новые выборы с выдвижением новых кандидатур.

6. В случае если в первом туре кандидаты набрали равное число голосов, проводятся новые выборы.

7. Избрание председателя, заместителя председателя Совета не может быть перенесено на следующее заседание Совета.

8. По решению Совета может быть объявлен перерыв в первом заседании продолжительностью не более 10 часов.

9. Избрание председателя Совета, его заместителя оформляется решением Совета.

10. Срок полномочий председателя, заместителя председателя Совета начинается со дня его избрания и прекращается в соответствующем месяце и в день, предшествовавший дню избрания нового председателя, заместителя председателя.

11. Избрание нового председателя, заместителя председателя Совета проводится в последний месяц срока полномочий действующего председателя, заместителя председателя. В случае если выборы нового председателя, заместителя председателя Совета не были проведены в сроки, установленные настоящей статьей, действующий председатель, заместитель председателя Совета продолжает осуществлять свои полномочия до избрания нового председателя, заместителя председателя Совета.

12. В случае досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя Совета замещение вакантного места осуществляется согласно порядку избрания.

Статья 9. Полномочия председателя и заместителя председателя Совета

1. Председатель Совета:

1) организует работу Совета, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями;

2) созывает заседания, определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета, определяет докладчиков;

3) председательствует на заседаниях Совета;

4) организует проверку представленных в Совет материалов;

5) удаляет лиц, нарушающих общественный порядок в зале заседания;

6) организует обобщение результатов работы Совета и принимает меры, направленные на улучшение организации его деятельности;

7) информирует Жогорку Кенеш, Совет судей о досрочном прекращении полномочий члена Совета в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и о необходимости избрания в состав Совета нового члена Совета;

8) информирует руководителя уполномоченного органа о работе его подразделения, обеспечивающего организационное, материальное, техническое и методическое обеспечение деятельности Совета, для принятия решения о поощрении либо о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников этого подразделения.

2. В период отсутствия председателя Совета его полномочия выполняет заместитель.

Статья 10. Полномочия членов Совета

1. Член Совета:

1) принимает участие в заседаниях Совета;

2) знакомится с материалами, представленными на рассмотрение Совета;

3) принимает участие в исследовании и проверке материалов;

4) приводит мотивированные и обоснованные предложения по рассматриваемым вопросам;

6) подписывает решения Совета;

7) вносит особое мнение. Особое мнение приобщается к материалам по каждой кандидатуре;

8) в случае отсутствия председателя Совета и его заместителя председательствует на заседании Совета на основании решения председателя Совета или решения Совета.

2. Член Совета обязан:

1) быть беспристрастным и объективным при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Совета;

2) соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него полномочий;

3) заявлять самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником лица, в отношении которого принимается решение.

Статья 11. Секретарь Совета

1. Функции секретаря Совета возлагаются на ответственного сотрудника уполномоченного органа.

2. Секретарь Совета:

1) организует делопроизводство в Совете;

2) обеспечивает подготовку заседания Совета;

3) извещает членов Совета, средства массовой информации о дате, времени и месте проведения заседания Совета;

4) обеспечивает членам Совета доставку повестки очередного заседания Совета;

6) ведет протокол заседания Совета;

8) размещает объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты, местного суда в государственном печатном органе и официальном сайте Совета;

9) осуществляет иные полномочия по распоряжению председателя Совета, отнесенные к компетенции Совета.

Статья 12. Заседания Совета

1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости.

2. Дата, время и место проведения заседания Совета устанавливаются председателем Совета.

3. О времени проведения заседания Совета его члены, лица, в отношении которых рассматривается вопрос, средства массовой информации извещаются секретарем не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Перечень средств массовой информации в количестве не менее пяти утверждается решением Совета.

4. На заседании Совета ведется протокол.

5. Заседания Совета по вопросам выбора руководящего состава Совета, утверждения документов, регламентирующих деятельность Совета, финансового и материально-технического обеспечения, конкурсного отбора являются правомочными при участии не менее трех четвертых от общего числа членов Совета. В остальных случаях заседания Совета являются правомочными при участии большинства членов Совета. Заседания Совета проводятся открыто с проведением только аудиозаписи и видеосъемки.

Статья 13. Порядок проведения заседания Совета

1. Рассмотрение вопросов, подлежащих решению на заседании Совета, начинается с доклада председательствующего или члена Совета.

2. Рассмотрение материалов на заседании Совета проводится открыто с участием лиц, претендующих на занятие соответствующих должностей, средств массовой информации и любых других заинтересованных лиц. Отсутствие лица, претендующего на занятие соответствующей должности, надлежаще уведомленного о времени и месте проведения заседания, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу, в отношении других кандидатов.

3. Заседания Совета подлежат обязательной аудиозаписи и видеосъемке. Обеспечение сохранности аудиозаписей и видеосъемок, открытого доступа к ним возлагается на уполномоченный орган.

Статья 14. Первое заседание Совета

1. Члены Совета собираются на первое заседание не позднее одного месяца со дня утверждения его Жогорку Кенешем.

2. Первое заседание ведется старейшим по возрасту членом Совета.

3. Уполномоченный орган извещает старейшего члена Совета о необходимости определения даты, места и времени проведения первого заседания Совета и принимает меры по его организации.

4. На первом заседании Совета:

1) председательствующий представляет членов Совета;

2) избирается счетная комиссия в составе 6 членов Совета большинством голосов от общего числа членов Совета открытым голосованием;

3) проводятся выборы председателя Совета и его заместителя.

Статья 15. Отвод и самоотвод

1. Член Совета не может участвовать в рассмотрении вопроса и подлежит отводу в случае, если имеются обстоятельства, исключающие его участие в рассмотрении вопроса, или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

2. Отвод может быть заявлен лицом, в отношении которого рассматривается вопрос. Основания отвода излагаются в письменной форме.

3. Решение об отводе члена Совета принимается большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании.

4. Член Совета не может участвовать в рассмотрении вопроса и обязан заявить самоотвод в случае, если он является супругом (супругой), близким родственником лица, в отношении которого принимается решение.

5. Полномочия члена Совета прекращаются в случае незаявления самоотвода при наличии обстоятельств, указанных в части 4 настоящей статьи.

Статья 16. Объявление конкурса на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты, местного суда

1. Отбор кандидатов на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты, местного суда осуществляется на конкурсной основе.

2. Совет объявляет об открытии вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты, местного суда в государственном печатном органе, а также на официальном сайте Совета.

3. В объявлении об открытии вакантной должности указывается место приема заявлений от претендентов на вакантную судейскую должность, перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также срок подачи документов.

4. В конкурсе на вакантную должность судьи могут участвовать лица, отвечающие требованиям Конституции и конституционного закона.

5. Заявление и документы кандидата на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты, местного суда в адрес Совета представляются кандидатом в уполномоченный орган лично либо по почте. Документы действующих судей, претендующих на замещение вакантной должности судьи, подаются в порядке, определенном конституционным законом.

6. Документы, поступившие после установленного срока, не в полном объеме либо без соблюдения требований, установленных конституционным законом, возвращаются кандидату на основании решения Совета с указанием причины возврата.

Статья 17. Конкурс на должность судьи

1. Предложение Совета о назначении на должность судьи местного суда либо о представлении на должность судьи Верховного суда, Конституционной палаты дается по результатам конкурсного отбора, порядок проведения которого определяется конституционным законом.

2. (Утратила силу в соответствии с Законом

3. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 июня 2014 года № 95)

4. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 июня 2014 года № 95)

5. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 июня 2014 года № 95)

6. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 июня 2014 года № 95)

7. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 июня 2014 года № 95)

Статья 18. Решения Совета

2. Члены Совета не вправе воздерживаться от голосования.

3. В случае несогласия с принимаемым решением член Совета вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Совета.

4. По итогам голосования Совет принимает решение, которое должно содержать дату и место его вынесения, состав Совета, рассмотревший вопрос. Решение подписывается председательствующим и членами Совета, участвовавшими в заседании.

5. Решение Совета оглашается непосредственно после его принятия в присутствии лиц, в отношении которых рассматривался вопрос. Отсутствие лица не является препятствием для оглашения решения. Совет вправе огласить только резолютивную часть принятого решения. В случае оглашения резолютивной части решения его полный текст готовится не позднее четырехдневного срока.

6. Заинтересованные лица вправе получить копию решения в течение пяти дней после его принятия.

7. Решение Совета по результатам конкурсного отбора, а также итоги конкурсного отбора по кандидатам подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации и на официальном сайте Совета не позднее трех дней с момента принятия решения.

8. Решения Совета могут быть обжалованы кандидатом только в случае нарушения Советом процедуры конкурсного отбора в суд первой инстанции. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в Верховный суд. Решение Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Жалобы подаются не позднее трех рабочих дней с момента вынесения решения.

Жалобы, поступившие в суд, подлежат рассмотрению в трехдневный срок с момента поступления. В случаях если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в пятидневный срок. Решение суда незамедлительно вручается заявителю.

Суд, установив обоснованность жалобы, признает оспариваемое решение незаконным и отменяет решение Совета либо отказывает в удовлетворении жалобы, если установит, что оспариваемое решение Совета является законным.

Сроки подачи жалоб восстановлению не подлежат. По истечении указанных сроков жалобы не принимаются.

Статья 19. Предложение Совета о представлении и назначении на должность судьи

1. Совет по результатам конкурсного отбора вносит Президенту предложение:

Статья 20. Перевод (ротация) судьи

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 июля 2017 года № 149)

Статья 21. Организация и обеспечение деятельности Совета

1. Член Совета, занимающий должность судьи, осуществляет свою деятельность на общественных началах и за ним сохраняется заработная плата по основному месту работы. На время работы в Совете его член, занимающий должность судьи, освобождается от выполнения своих служебных обязанностей.

Члену Совета, не занимающему должность судьи, выплачивается ежемесячное материальное вознаграждение с момента избрания. Выплата материального вознаграждения производится уполномоченным органом за счет средств республиканского бюджета в размере, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

2. Организационное, материальное, техническое и методическое обеспечение деятельности Совета финансируется из средств республиканского бюджета отдельной строкой.

3. В целях улучшения материального, технического и методического обеспечения Совета могут привлекаться грантовые средства международных организаций.

4. Членам Совета, прибывающим из регионов, возмещаются транспортные расходы и выплачиваются командировочные в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 6 апреля 2012 года № 27 , 27 июня 2019 года N 77)

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. В соответствии с настоящим Законом в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона избирается состав Совета.

Совету в течение одного месяца со дня его формирования разработать и утвердить Регламент Совета.

2-1. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 27 июня 2019 года N 77)

2-2. Нормы настоящего Закона в части обязательности наличия вакантной должности судьи для проведения конкурсного отбора на замещение должности судьи не распространяются на случаи конкурсного отбора, которые проводятся по реализации части 8 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики".

2-3. В целях реализации части 8 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" график конкурсного отбора на должности судей утверждается Советом. График конкурсного отбора включает суды, на должности судей которых будет проводиться конкурс.

2-4. В соответствии с частью 8 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики":

Действующие судьи Верховного суда освобождаются от должности Жогорку Кенешем в полном составе после избрания не менее двух третей нового состава Верховного суда. При этом вновь избранные судьи Верховного суда приносят присягу после освобождения всего состава Верховного суда;

Действующие судьи местного суда освобождаются в полном составе с назначением новых судей.

3. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу.

Но руководство Совета по отбору судей расценила это как безосновательное очернение, назвав существующую процедуру избрания судей демократичной.

В Кыргызстане требованием о реформе судов было выдвинуто после народных волнений в 2010 году, которые привели к смене власти в стране.

В качестве одной из мер по совершенствованию системы был создан Совет по отбору судей. В него вошли 24 человека из числа представителей гражданского общества и ставленников фракций парламента и президента. Состав органа, по закону, утверждает Жогорку Кенеш.

Неоправданные надежды

Но в последние годы начали высказываться мнения о том, что Совет по отбору судей уступил свою инициативу аппарату президента. Правозащитница Рита Карасартова заявляет, что из-за этого назначаются зависимые от президента судьи, а Совет по отбору потерял самостоятельность:

- Этот институт не оправдал себя. Эта ситуация устраивает президента. Раньше, если возникали проблемы с судьями, ответственность ложилась на президента. А если сейчас что-то сказать, то он ответит, что не имеет в этому отношения, потому что судей отобрал совет. Вот так никто не берет на себя ответственность. Здесь речь идет о том, каким образом были избраны члены Совета по отбору судей, которые должны выбирать безупречных судей.

В парламенте при выдвижении кандидатов в Совет по отбору судей от гражданского общества определенные политические силы предлагают приближенных к ним людей, а они в свою очередь оптом поддерживают людей, списки которых спускаются из аппарата президента. Если все так будет продолжаться, о какой справедливости может идти речь?

Как избирать судей?

Проблема о неоправданных надеждах, возлагавшихся на Совет по отбору судей, обсуждалась и на недавнем гражданском форуме.

Бывший председатель Верховного суда Курманбек Осмонов заявил, что идея объективного отбора независимых судей не реализована. Поэтому он предложил избирать судей путем всенародных выборов:

- В судебной системе нет справедливости. Это связано с порядком избрания судей. Сейчас говорят, что указания давал "Манас из "Белого дома». Все это свидетельствует зависимое положение отобранных и начавших работать судей. Поэтому мы должны выработать механизмы, которые обеспечат их независимость. Суд – это отдельная ветвь власти, и можно избирать их через народные выборы. Только в этом случае суды будут зависеть только от народа.

«Возвращаться к старой системе нельзя…»

Но председатель Совета по отбору судей Шамарал Майчиев не согласен с такими претензиями. Он отметил, что отбор через совет – это демократичный метод. А разговоры об обратном он назвал попытками дискредитировать институт.

Кроме того, Майчиев считает, что предпринимаются попытки возродить процедуру избрания судей, оставшуюся в прошлом:

- До создания Совета по отбору судей никто не знал, как избираются судьи. Все решалось тайно. Поэтому не возникало вопросов о том, какие требования ставятся перед судьями и кто претендует на должность судьи. Сейчас все гласно, поэтому общественность знает о требованиях, о кандидатах. Я бы призвал не верить словам о том, что решения принимает не Совет по отбору судей, а аппарат президента. Если отменить отбор судей, их будут назначать, как раньше. Сейчас наблюдается тенденция, которая ведет к этому. Это – старый метод. Мы не должны к нему возвращаться.

Ранее представители гражданского общества выходили на митинг, где заявляли, что Совет по отбору судей одобряет кандидатов, замешанных в коррупции и нарушивших закон, и призывали президента не утверждать этих претендентов. Гражданские активисты инициировали создание списка судей, известных общественности такими делами. А совсем недавно три из пяти кандидатов в судьи Верховного суда, отобранные советом и внесенные президентом, не нашли поддержи у депутатов Жогорку Кенеша.

Перевод с кыргызского, оригинал статьи


Top