Организация участия военнослужащих в выборах. О методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов президента российской федерации. Что будем делать с полу

Законодательство Российской Федерации о порядке выборов Президента России и особенности участия в них военнослужащих

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил и иных силовых ведомств.
Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.

Основные положения законодательства Российской Федерации о порядке выборов Президента Российской Федерации

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.

Основу российского законодательства о выборах Президента РФ составляют:

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации и определяются федеральным конституционным законом. В первой главе данного закона определены основные понятия, касающиеся выборов, а именно:

Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

Избирательная кампания - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;

Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Федеральный закон «О выборах Президента РФ» определяет порядок и основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации.

Президент избирается гражданами Российской Федерации на 4 года (с момента принесения им присяги и до момента принесения присяги вновь избранным президентом) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. В 2008 году срок полномочий президента увеличен до шести лет, однако это положение вступает в силу только со следующих выборов.

В соответствии с Конституцией для кандидата на должность Президента установлен возрастной ценз - не моложе 35 лет (верхний возрастной предел не установлен), и кандидат должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд. Это означает, что при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд) конкретное лицо может занимать должность Президента Российской Федерации и более двух сроков.

Статья 3 Федерального закона «О выборах Президента РФ» устанавливает, что не имеет права:

Избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

Быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд;

Быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

Быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1. осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или)"особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2. осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3. подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

4. в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» регламентирует весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в том числе особенности участия в них военнослужащих.

Статья 1 закона определяет, что участие гражданина Российской Федерации в выборах главы государства является свободным и добровольным. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Назначение выборов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Процесс выборов Президента Российской Федерации достаточно сложен, он проходит в несколько этапов. На первом этапе после объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем следует этап предвыборной борьбы, который оканчивается голосованием, которое может проводиться в один или два тура. После голосования наступает этап подведения итогов выборов и опубликования их результатов. Весь этот процесс заканчивается вступлением Президента Российской Федерации в должность.

Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», иными федеральными законами. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии вправе использовать Государственную автоматизированную информационную систему «Выборы» в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о результатах выборов, в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Другие информационные системы при проведении выборов Президента Российской Федерации использоваться не могут.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации. При проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Порядок участия военнослужащих в выборах Президента Российской Федерации

Каждый военнослужащий независимо от места военной службы, ее характера и продолжительности, места жительства до призыва или поступления на военную службу пользуется всей полнотой избирательных прав. Это относится и к тем солдатам и матросам, прапорщикам (мичманам) и офицерам, которые несут службу далеко за пределами Родины. Они, как и члены их семей, и гражданский персонал дислоцирующихся за границей воинских частей, принимают участие в выборах Президента Российской Федерации на общих основаниях. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащего» имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Вместе с тем, с учетом специфики прохождения военной службы и дислокации воинских частей, избирательный закон устанавливает ряд особенностей участия военнослужащих в выборах Президента Российской Федерации.

Так, определяя, что военнослужащие голосуют на общих (т.е. образованных по месту жительства гражданского населения) избирательных участках, закон предусматривает образование в порядке исключения избирательных участков в воинских частях, если они расположены в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, в Вооруженных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование воинской части обеспечивает их информирование о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, обладающие пассивным избирательным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутыми в составе избирательного объединения, избирательного блока с последующим сбором подписей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей, которые должны содействовать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его письменного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в депутаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

Избирательные участки на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования с тем, чтобы в оставшееся время успеть сформировать участковую избирательную комиссию и совершить все предусмотренные законодательством действия по подготовке к голосованию. Инициатива по образованию таких участков должна исходить от командира воинской части.

Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированному кандидату или его доверенному лицу, или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации. При этом должны соблюдаться предписания других законов и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность воинских частей.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ либо перечня населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения не позднее чем за 45 дней до дня голосования. При опубликовании приведенных сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала в обязательном порядке согласовывается с командиром соответствующей воинской части или замещающим его лицом. Указанный порядок опубликования обеспечивает нераспространение сведений, не подлежащих разглашению.

Существуют особенности составления списков избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части (в основном срочной службы) или проживающих в районе расположения воинской части (в военном городке).

Такие списки составляются участковой избирательной комиссий на основании данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Избирательный закон допускает сокращение времени голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях. Здесь участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени (20 часов), если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено.

Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии при наличии реальной необходимости в досрочном голосовании всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования. При положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной избирательной комиссией они оповещают избирателей, уполномоченных представителей или доверенных лиц политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, о месте и времени голосования, обеспечивают доступ уполномоченных представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также наблюдателей и представителей средств массовой информации в помещение для голосования.

Следует иметь ввиду, что новое избирательное законодательство содержит и ряд ограничений, касающихся организации выборов с участием военнослужащих. Это, прежде всего - запрещение воинским частям, военным учреждениям и организациям проводить предвыборную агитацию, распространять любые предвыборные материалы. Это означает, что на территории воинских частей и учреждений не могут проводиться публичные предвыборные мероприятия, вывешиваться какие бы то ни было агитационные материалы. Кроме того, воинские части, военные учреждения и организации не могут проводить пожертвования в избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с результатами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая после включения этих сведений в общие результаты выборов по округу возвращает их председателю участковой избирательной комиссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии воинской части организуется в воинской части в установленном законом порядке.

Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.

При изучении первого вопроса важно отметить, что президентские выборы - это один из важнейших аспектов политической жизни страны, поэтому они, как правило, отличаются повышенной активностью избирателей. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в Российской Федерации является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа. Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Вот почему каждому гражданину Российской Федерации необходимо знать основные положения законов, определяющих выборы Президента Российской Федерации

При изучении второго вопроса необходимо отметить, что Президент России как высшее должностное лицо государства играет первостепенную роль в жизни страны, в определении приоритетов ее развития, отстаивании интересов России, а также в определении настоящего и будущего ее Вооруженных Сил и военной безопасности в целом. При этом военнослужащему не следует забывать, что его всегда отличала особая ответственность за судьбу Отечества, будущее Родины. Поэтому его участие в выборах - дело большой важности. Но каждому военнослужащему необходимо знать, что избирательное законодательство содержит ряд ограничений, касающихся организации выборов Президента Российской Федерации с участием военнослужащих.

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Майор,Борис ИВАНОВ

Каждому гражданину России, независимо от рода деятельности, а также места проживания Конституцией гарантировано право принятия участия в общефедеральных выборах. Однако для военных установлены специальные правила реализации избирательного права, при этом допускается как активное, так и пассивное участие в выборном процессе.

Правила осуществления избирательной политики

Избирательные права российских военнослужащих устанавливаются как нормами общефедерального законодательства, так и ведомственными законопроектами.

Таблица № 1 «Законодательное регулирование особенностей участия военнослужащих в выборах Президента РФ»

Наименование Закона Какие вопросы фиксирует
ФЗ «О гарантиях участия граждан РФ в выборах и референдумах» Военнослужащие всех частей, которые располагаются в пределах государства и за его границами, имеют равные права на участие в выборном процессе
ФЗ «О свободном передвижении и выборе места проживания» Закон гласит о том, что центральными избирательными комиссиями формируется система расположения выборных участков таким образом, чтобы предоставить возможность всем гражданам России по максимуму принять участие в процессе
Государственный Закон «Об обороне» Запрещает формирование партий и организаций политической направленности на базе военных частей
ФЗ «О политических партиях» Гарантирует право каждого желающего сформировать собственное объединение или стать частью уже существующего
ФЗ «О статусе военнослужащих» Фиксирует, что кроме основных гражданских прав, военные обременены специальными обязанностями и ограничениями по долгу службы

Важно! Независимо от места расположения воинской части, а также условий прохождения службы, каждому военному гарантирована возможность выбирать и быть избранным.

Активное участие в выборном процессе

Как уже было сказано выше, каждый гражданин, невзирая на род деятельности, может принять участие в выборах, и стать кандидатом. Для этого нужно самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру либо же стать представителем от любого политического или общественного образования. Для этого требуется собрать нужное количество подписей за кандидата.

Руководство базы не может препятствовать сбору подписей внутри части, но и проведение активной агитации не допускается. Также запрещено осуществлять финансирование из бюджета в пользу предвыборной кампании претендента. Солдат может использовать только свои личные сбережения.

Кроме того, законом запрещено формирование любых партий и организаций политической направленности внутри военной базы, то есть ведение собственной кампании перед выборами должно проводиться кандидатом за пределами части и только в свободное от службы время.

Важно! Выбор кандидата на избирательный пост - это существенное основание для временного прекращения отбывания военной повинности. После истечения политических полномочий гражданин должен быть восстановлен.

Реализация пассивного избирательного права

Организация голосования военнослужащих ложится на плечи ЦВК, а также руководства части. Так, первое, на что нужно обратить внимание - это составление списка избирателей. Если гражданин проживает в пределах расположения воинской части, то ему предоставляется возможность голосования в ближайшем избирательном центре. Это же касается и совместно проживающих с ним членов семьи. Если военный живет за территорией базы, то ему предстоит обратиться в избирком по месту прописки или постоянного проживания.

Внимание! Гражданин и члены его семьи могут быть внесены только в один избирательный список: либо по месту службы, либо по адресу проживания.

Дабы упростить избирательную процедуру, в состав комиссии включают представителей администрации части. Это позволяет ускорить процесс голосования и избежать возможных происшествий. Сам порядок проведения выборов является неизменным, то есть служащие голосуют по списку в специально оборудованных для этого кабинках на особых бланках. Формуляр с голосом помещается в закрытый сундучок.

Согласно требованиям законодательства, дабы гарантировать справедливость и неподкупность процедуры, допускается присутствие во время процесса иностранных представителей, обладающих специальным на то разрешением. Чтобы уполномоченный смог попасть на территорию воинской части, место проведения голосования должно находиться вне режимных объектов.

Еще одна специфика - это запрет на отображение сведений о комиссии, расположенной в пределах воинской части на общедоступном портале «Выборы». Если база располагается за границами государства, то необходимость формирования избиркома ложится на плечи консульств и дипломатических представительств.

Особенности процедуры

Дабы гарантировать реализацию избирательных прав военнослужащих, установлено, что по инициативе администрации базы может быть сформирован дополнительный избирком на территории ВЧ, которая располагается в отдаленном районе. Инициировать формирование избирательной комиссии можно не позже, чем за 5 суток до выборов.

Деятельность комиссий ограничивается строгими временными рамками с 08.00 до 20.00. За это время все граждане должны успеть оставить свои голоса. После контрольного часа доступ к бюллетеням закрывается, и начинается подсчет голосов. Избирком в ВЧ - это единственное подразделение, в пределах которого допускается завершение голосования до 20.00 часов. Сделать это можно, только если все солдаты по списку приняли участие в процедуре.

Важно! Разрешено досрочное голосование тех служащих, которые в день выборов будут находиться за пределами России или в отдаленных уголках страны, и не смогут самостоятельно принять участие в процедуре. Однако досрочное голосование должно проводиться не раньше, чем за две недели до избирательного дня.

Чтобы предотвратить распространение информации о численности служащих в части, все протоколы после их проверки в ЦВК возвращаются администрациям ВЧ, где они и должны храниться.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание - это проведение предвыборной кампании. В пределах части запрещается распространение агитационных материалов и принуждение к выбору того или иного кандидата. Однако руководство базы должно предоставить солдатам доступ к СМИ, ознакомлению со всеми участниками и их политическими программами.

До выборов президента России осталось немногим больше месяца, поэтому если у вас имеются вопросы касательно принятия участия в избирательном процессе, то задавайте их в графе «комментарии» внизу страницы.

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в выборах. При этом не допускаются ограничения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" деятельность политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, в Вооруженных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование воинской части обеспечивает их информирование о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" военнослужащие, обладающие пассивным избирательным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутыми в составе избирательного объединения, избирательного блока с последующим сбором подписей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей, которые должны содействовать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его письменного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в депутаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о выборах. Избрание военнослужащего депутатом является основанием для временного приостановления его службы.

Законодательство предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомендуется включать представителей воинской части в состав соответствующей территориальной и участковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в общие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных при воинских частях, осуществляется вышестоящими избирательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

На избирательном участке, образованном при воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов по местному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с результатами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая после включения этих сведений в общие результаты выборов по округу возвращает их председателю участковой избирательной комиссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии воинской части организуется в воинской части в установленном законом порядке.

На избирательном участке, образованном за переделами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

С учетом особого статуса военнослужащих и характера выполняемых задач в реализации ими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы:

Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части;

Военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, которые не преследуют политические цели;

При выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования;

Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания;"

Военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях;

Лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

Военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы используя свое служебное положение;

Военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

III. Заключительная часть – 3 мин .

· Напоминаю тему, цели занятия и как они достигнуты.

· Делаю краткие общие выводы по всей теме.

· Отмечаю лучших, худших, выставляю оценки.

· Отвечаю на вопросы.

· Даю задание на самоподготовку.

· Даю необходимые указания и советы по изучению литературы.

Утверждены
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 28.09.95 N 21/187-II
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВТОРОГО СОЗЫВА
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, других министерств и ведомств, в подчинении которых имеются воинские части, имеют право избирать и быть избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Военнослужащие воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, пользуются всей полнотой избирательных прав.
Недопустимы ограничения активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "Об обороне" запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Статья 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" запрещает проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям. Командование воинской части обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и в других предвыборных мероприятиях. Командиры воинских частей, участковые избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач государственных телерадиокомпаний, связанных с подготовкой и проведением выборов.
1. Военнослужащие имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно статье 40 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" военнослужащий может сам выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутым избирателями соответствующего избирательного округа с последующим сбором подписей в его поддержку. Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Командиры воинских частей должны содействовать организации сбора подписей. После завершения сбора подписей избирателей и представления личного письменного заявления в окружную избирательную комиссию военнослужащий, в случае его регистрации кандидатом в депутаты и на основании рапорта, освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.
В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные статьей 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Избрание военнослужащего депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является основанием для временного приостановления его службы.
2. Законодательство Российской Федерации о выборах предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках.
Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.
Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения досрочного голосования военнослужащих рекомендуется включать представителей воинской части в составы соответствующих территориальной и участковой избирательных комиссий.
Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в общие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке.
Допускается образование избирательных участков непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. При образовании командиром воинской части по решению соответствующей окружной избирательной комиссии избирательного участка непосредственно в воинской части участковая избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5 - 10 членов. В случае если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующими территориальной либо окружной избирательными комиссиями. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков воинских частей осуществляется соответствующими окружным избирательным комиссиями.
В работе участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных в воинских частях, учитываются требования об ограничении права граждан на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства в пограничной полосе, в закрытых военных городках, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, установленные Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Согласно статье 13 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" список избирателей, включающих военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 6 ноября 1995 года. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Досрочное голосование избирателей воинской части осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Участковые избирательные комиссии организуют досрочное голосование избирателей на избирательных участках по их заявлениям перед отбытием в отпуск, на излечение в госпиталь и лечебно-профилактическое учреждение, для выполнения заданий командования в труднодоступных и отдаленных районах и по другим уважительным причинам. В случае проведения досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии (за 15 - 4 дня до выборов) список проголосовавших избирателей воинской части и конверты с избирательными бюллетенями передаются в участковую избирательную комиссию, на избирательном участке которой голосуют избиратели данной воинской части, либо в участковую избирательную комиссию избирательного участка, образованного в воинской части непосредственно.
Организация голосования военнослужащих проводится избирательными комиссиями во взаимодействии с командованием соответствующих военных округов, воинских частей и начальниками гарнизонов.
Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях, обеспечивают:
составление и уточнение списков избирателей из числа военнослужащих и других граждан, проживающих в границах расположения воинской части;
ознакомление со списками избирателей, рассмотрение заявлений об ошибках и о неточностях в списках избирателей, решение вопросов о внесении в список соответствующих изменений;
оповещение избирателей о дне и месте голосования;
подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования, выделение средств связи и транспорта;
рассмотрение жалоб (заявлений) о нарушениях федерального законодательства и принятие по ним мотивированных решений;
организацию доставки избирателей из числа военнослужащих на избирательные участки в день выборов (при необходимости);
досрочное голосование;
организацию на избирательном участке голосования в день выборов;
проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке;
доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам;
доставку сведений об итогах голосования в соответствующие окружные избирательные комиссии.
На избирательном участке воинской части участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой статьи 58 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, наблюдателей от избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, на избирательные участки воинских частей в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении ими соответствующих удостоверений. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.
Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с итогами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии организуется в воинской части в установленном законом порядке.
3. Избирательные участки в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания по предложениям Министерства обороны Российской Федерации. Приписка об отнесении таких избирательных участков к одномандатным избирательным округам определена Федеральным законом "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва".
На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
Участковые избирательные комиссии, образованные в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, обеспечиваются бланками списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательными бюллетенями для тайного голосования и другой избирательной документацией Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и окружными избирательными комиссиями через соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения.
Протоколы участковых избирательных комиссий воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, представляются председателями этих комиссий в дипломатическое представительство или консульское учреждение страны пребывания и после включения данных в общие итоги голосования граждан Российской Федерации, находящихся в данной стране, возвращаются в воинскую часть для хранения в установленном законом порядке.
Досрочное голосование избирателей воинских частей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в соответствующем дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации на территории страны их пребывания.
4. Финансирование расходов участковых избирательных комиссий, сформированных командирами воинских частей, производится Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в подчинении которых имеются воинские части, за счет средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Избирательные комиссии и командиры воинских частей обеспечивают выполнение требований статьи 52 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о недопустимости пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков со стороны воинских частей, военных учреждений и организаций.

Постановление ЦИК России от 27.02.2013 N 164/1202-6 (ред. от 31.07.2019) "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и...

5.1. Военнослужащие и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, образуемых в соответствии с законодательством о выборах. Вопросы организации голосования указанных избирателей на общих избирательных участках решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

5.2. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

5.3. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными и включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

5.4. Соответствующие избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность его проведения. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 20 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5. Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения соответствующей избирательной комиссии в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6. Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии в случае необходимости проведения досрочного голосования всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в соответствующую избирательную комиссию обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной (участковой) избирательной комиссией оповещают избирателей, кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатов из указанных списков о дне, времени и месте голосования.

5.7. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, в том числе военнослужащему, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать в месте нахождения избирательного участка, на котором он включен в список избирателей, и не сможет прибыть в помещение для голосования на соответствующем избирательном участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования в предусмотренном законом порядке.

Открыть полный текст документа


Top