Арктическое право. Территория и международное право. Международное право о правовом режиме Арктики

арктика судоходство правовой экологический

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегаи острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы. Молодцов, С.В. Правовой режим морских вод: Международное право. /С.В. Молодцов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994С. 61.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, щирина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерпее, с сухопутной территорией Норвегии. Виноградов, С.С. Правовой режим Арктики. // Международное право/С.С. Виноградов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994 С.97.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается н иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением. Клименко, Б.М. Правовой режим Арктики.// Международное право/ Б.М. Клименко; под. ред. Благовой Н.Т. М.: 1987 С.495.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологаческому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Вылегжанин, А.Н. Международное морское право: пособие/ Гуреев С.А., Иванов Г.Г. М.: Юрист, 2003 С.243.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими. Кулебякин, М.И. Международное морское право.: Правовой режим Арктики. Отв. ред. И.П. Блищенко. 2-е изд., стер. М.: Издательский Дом, 1988. С. 139.

2 ¡ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

| ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ

В.С. Юрчук*

Аннотация. Рассматриваются особенности правового режима Арктики; раскрывается понятие «арктические государства»; прослеживается история приобретения суверенитета на «никому не принадлежащие земли» - «terra nullius». Приводится понятие «арктические секторы», показана роль конвенции ООН по морскому праву 1982 г и ее трактовка применительно к России.

Ключевые слова: государственная территория, арктический регион, арктические государства, полярный сектор, Северный морской путь.

SPECIFIC FEATURES OF A LEGAL REGIME OF THE ARCTIC

Annotation. The article discusses the features of the legal regime of the Arctic reveals the concept of «Arctic states», shows the history of the acquisition of sovereignty over the «land belonging to no one» - «terra nullius». The notion of «Arctic sectors», shows the role of the United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982 and its interpretation in relation to Russia. Keywords: state territory, the Arctic region, the Arctic states, the polar sector, the Northern Sea Route.

Научная специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право

Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию. Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория земного шара подразделяется на территории - государства, территории со смешанным режимом, территории с международным режимом и территории со специальным международным режимом.

Государственная территория - это часть земного шара, в том числе суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную власть.

Территория государства состоит из сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы), водной территории (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль), воздушной территории над сушей и водами государства и объектов, условно приравненных к территории государства (морские и воздушные суда, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).

Часть территории, которая не является государственной территорией, в международном праве называется территорией, на которую распространяется национальная юрисдикция. В п. 2 ст. 67 Конституции РФ записано: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права».

* ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ ЮРЧУК,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московский институт экономики, политики и права Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция», является более широким, чем «государственная территория». Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащие исключительные экономические зоны, континентальный шельф).

Арктика - это часть земного шара, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей является Северный полярный круг. В этом измерении площадь Арктики составляет примерно 21 млн кв. км.

Арктический регион издавна является сосредоточением политических, правовых, экономических, военно-стратегических, экологических и социальных интересов. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и заключаемых ими соглашений, регламентирующих правовой режим морских пространств Арктики.

К Арктическому бассейну (Северному Ледовитому океану) выходят: Россия, Канада, Норвегия, Дания, США.

Термин «арктические» или «приарктические» государства обозначает две группы государств.

Во-первых, группу из пяти государств, побережья которых выходят к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону. В данном случае это относится к России, Канаде, США, Норвегии и Дании (из-за острова Гренландия).

Во-вторых, к арктическим государствам, кроме названных пяти, как отмечено выше, относят еще Швецию, Финляндию и Исландию. Они незначительными частями сухопутной территории также выходят к Арктическому бассейну и пересекаются Северным полярным кругом.

В условиях глобального изменения климата появилась возможность хозяйственного освоения этих пространств. Здесь открыты крупные залежи углеводородного сырья и рудных материалов. Обещает стать международной транспортной артерией и Северный морской путь, где увеличивается продолжительность навигации.

Экономические интересы России в Арктике связаны с наличием в этом регионе важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени в ближайшей перспективе. Открытые в Арктике запасы газа промышленных категорий со-

ставляют 67% общероссийских. Основное количество углеводородов сосредоточенны на российском участке континентального шельфа - более того - в рамках 200-мильной исключительной экономической зоны России. Арктика является основным источником российского никеля, меди, кобальта, платины и апатитового концентрата.

Исследование международно-правового режима морских пространств Арктики имеет в настоящее время особое значение как для мирового сообщества, так и для России.

Эксперты опасаются, что мирному освоению Арктики пришел конец, а в дальнейшем напряженность будет только расти. Как отметил Евгений Примаков на заседании «Меркурий-клуба» 8 октября 2014 г., в связи с этим необходимо: «...оформление на основе международного права внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане» .

Международно-правовой режим арктических территорий формировался в течение столетий и тесно связан с доктриной и практикой международного права в отношении приобретения суверенитета на никому не принадлежащие земли - «terra nullius».

Проблемы, связанные с приобретением новых территорий, всегда были очень актуальны для международного права. В течение длительного периода доктрина и практика международного права твердо придерживалась положения, что факт открытия «terra nullius», соединенный с оставлением некоторых признаков принадлежности государству - первооткрывателю, достаточен для получения правового титула на эту землю. На практике открытие могло сопровождаться такими символическими актами, как поднятие флага, креста и т.п. .

С течением времени меняется представление о «terra nullius». К концу XVI в. право открытия имело смысл лишь при эффективной оккупации в течение разумного срока. Термином «эффективная оккупация» обозначались завладение и организация управления территорией. Уже в XVIII в. критерии «эффективной оккупации» рассматриваются как необходимое условие для приобретения «terra nullius».

Следующим шагом действия государств по распространению своего суверенитета на части моря стало проведение прямых линий для обозначения морской территории, на которую и распространяется суверенитет данного государства. Практика применения прямых линий для отсчета ширины морских пространств нашла соответствующее признание в международных документах .

14 ¡ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании. Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ.

Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.

Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам.

Согласно концепции полярных секторов, неотъемлемой частью территории государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного географического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья. Соответствующие арктические государства осуществляют в таком секторе определенную целевую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экосистемного равновесия и т.д.). В пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства подводные, ледяные и водные пространства государственную территорию не составляют .

Равным образом пределы полярных секторов арктических государств не являются государственными границами; сектор - это, прежде всего, зона реализации исторически сложившихся прав и оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов конкретного арктического государства.

Законодательство России и Канады уже на протяжении многих десятилетий предусматривает наиболее разработанные положения об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных секторах». При этом наличествует молчаливое согласие большинства стран мира. Это обусловлено, на наш взгляд, суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики.

Положение об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных секторах» встречает, особенно сегодня, противодействие со стороны ряда государств и, в первую очередь, со стороны США. Соединенные штаты Америки взяли линию на «интернационализацию» Арктики, создание своеобразного «международного полярного права». Арктическая политика США была сформулирована в докладе президента Конгрессу, подготовленном в 1969 г. Национальным советом по освоению ресурсов моря и развитию техники. Не считаясь с исторически сложившимся и действующим режимом, в докладе утверждалось, что Арктический регион состоит в основном из международных районов, подпадающих под режим открытого моря, который предусматривает свободу прохода военными кораблями и торговыми судами под любыми флагами, независимо от компетенции прибрежного государства.

В ответ на это Канада в начале 70-х гг. предприняла энергичные меры, направленные на резкое ограничение иностранного судоходства в прибрежных арктических водах, - издала ряд актов, представляющих собой целую систему юридико-технических норм. Прежде всего, был принят Закон о предотвращении загрязнения арктических вод 1970 г., что, в свою очередь, сразу же вызвало резкую ответную реакцию со стороны Соединенных Штатов.

Сегодня мы видим настойчивые попытки реанимации этой идеи, теперь уже в приложении к России. В последнее время западные страны настойчиво добиваются признания полной свободы плавания по Северному морскому пути и прохода через российские арктические проливы.

История освоения Россией полярных областей насчитывает более восьмисот лет. Уже в середине XII в. новгородские люди шли далеко на Север к берегам Студеного моря, осваивая новооткрываемые земли экономически и культурно. В XVI в. Россия вела торговлю с

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

европейскими странами через Северное море. В конце XVI - начале XVII вв. землепроходцы осваивают реки Обь, Енисей, Лену; в 1649г. отряд Ф. Попова и С. Дежнева достигают самой восточной точки континента - нынешнего мыса Дежнева - и выходит в Тихий океан, впервые в истории сумев обогнуть Азию с Востока. В XVIII в. Академия наук России начинает научное изучение и картографирование побережья северных морей.

С XVI в. Россия поднимает на государственный уровень свои правопритязания на северные земли и моря.

Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей Российского правительства от 20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных государств». Этим документом объявлялось, что острова, находящиеся в «полярном секторе», составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территории империи является общепризнанной в течение столетий». При этом ни от одного из государств не поступало заявлений о несогласии с данной нотой.

Официальным актом, подтверждавшим принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Российской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 г.

Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее правительством СССР принадлежащих другим государствам, было объявлено к северу от побережья СССР (ныне - Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32° 04" 35" в.д. и меридиану 168° 49" 30" з.д. Постановление от 15 апреля 1926 г. не затрагивало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.

В 2008 г. Президентом РФ были утверждены Основы национальной политики до 2020 г., где были обозначены основные национальные интересы России в Арктике.

На первом этапе (2008-2010 гг.) предполагалось провести геолого-геофизические, гидрографические, картографические и другие работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; реализовать целевые программы и инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства.

На втором этапе (2010-2015 гг.) должно быть обеспеченно: международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировки энергетических ресурсов; решение задач структурной перестройки экономики зоны на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; создание и развитие инфраструктуры и системы управление коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; завершение создания единого информационного пространства Арктической зоны РФ.

На третьем этапе (2016-2020 гг.) должно быть обеспеченно превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России.

В юридическом плане заслуги России и Канады состоят, прежде всего, в открытии и освоении многих арктических пространств, а право первооткрывателя было сообразно международному праву того периода, титулом для распространения на них властных полномочий этих государств.

Складывающееся в течение десятилетий согласие большинства государств мира с установлением Канадой и Россией арктических секторов, обусловлено, прежде всего, суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики.

Правовой режим мореплавания в прибрежных водах приарктических государств особенно важен для России, ибо вдоль всего ее арктического побережья проходит Северный морской путь.

В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

Конвенция является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океана и регулировать основные виды деятельности по его использованию, изучению и освоению в современных условиях развития общества. Ее положения регламентируют режим всех основных морских пространств: открытого моря,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

территориального моря, глубоководного морского дна, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, проливов, используемых для международного судоходства, и др.

Ратификация Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции должна была стать существенным вкладом в решение проблем обеспечения интересов России и как великой морской державы, и как огромного прибрежного государства.

Но, сегодня, мы видим, что опираясь на эту Конвенцию многие государства, и в первую очередь США, хотят «интернационализировать» район Арктики, что не отвечает интересам России. И, поэтому, понятно заявление Артура Чилингарова, специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, который сказал: «Я бы хотел сказать, что есть разные мнения касательно конвенции (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), но общее мнение таково, что мы, может быть, поторопились с ее ратификацией» .

Северный морской путь, проходящий вдоль Арктического побережья Российской Федерации - от Кольского залива на западе до Берингова моря на востоке и составляющий около 3500 морских миль, считается национальной транспортной артерией России. Он пролегает в морских районах, находящихся под суверенитетом или под действием юрисдикции России на всем протяжении.

Плавание морских судов по данному пути происходит в соответствии с российскими Правилами плавания по Северному морскому пути от 1 июля 1991 г. Согласно этим Правилам, данный морской путь открыт для плавания любой национальности без всякой дискриминации, но под контролем российских навигационных служб и при соблюдении специальных технико-экономических требований к судам. Что же касается регулирования эксплуатации Северного морского пу-

ти, то оно возложено на специальный российский государственный орган - Администрацию Северного морского пути.

Доставка грузов Северным морским путем, кроме выигрыша в расстоянии, времени и т.д., может обеспечивать надежность и устойчивость морских перевозок в экономическом, политическом и военном отношении. Весьма велик «транзитный потенциал» российской Арктики, а в перспективе он только возрастет. Водная магистраль Северного морского пути может приносить России миллиардные доходы, приняв на себя часть грузопотоков торговли между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона». Именно поэтому придание СМП статуса «международного транспортного коридора» выглядит для западных стран гораздо привлекательнее.

Анализ международно-правовых норм и национально-правовых актов приарктических государств позволяет сделать следующие выводы:

В основе регулирования всех видов деятельности в Арктике должна лежать не интернационализация или распространение на арктические пространства в полной мере правового режима, устанавливаемого в отношении других районов Мирового океана, а соглашение именно приарктических государств в силу их особых интересов и солидарной ответственности за Арктику, к которым относятся Россия, Дания, Канада, Норвегия, США;

Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения Северного морского пути могут развиваться в различных направлениях, среди которых наиболее перспективными могут стать сотрудничество по разработке и решению юридических проблем в рамках рабочей группы по Северному морскому пути Совета Баренцева моря, Арктической инициативы, Декларации о защите окружающей среды Арктики и др.

Литература

1. Англо-французкая Конвенция о рыболовстве 1839 г.

2. Гаагская конференция о рыболовстве в Северном море 1882 г.

5. Анисимов Л.Н. Некоторые особенности правового режима Арктики // Мир и политика. 2015. № 1.

6. Михина И.Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

7. Примаков Е. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России: Мат. заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014.

8. Чилингаров А. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России: Мат. заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014.

Раздел 3. Объект и субъект геополитических споров в Арктическом регионе

Арктическая зона находится под воздействием внутренних и внешних факторов воздействия, определяющих её перспективное развитие. К первым следует отнести политические (система управления), социальные и экономические факторы. Ко вторым – геополитические условия.

По сколько международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует, возникают различные правовые и политические споры. И в будущем таких конфликтных ситуаций будет намного больше, из-за весомого геополитического значения региона.

На современном этапе, правовой статус Арктики регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

Уже сейчас, основные арктические «игроки», такие как Россия, США, Канада и Норвегия, создают свои военно-политические стратегии по поводу дальнейшего освоения и развития своих секторов Арктики.

До последнего времени проблема милитаризации Арктики имела почти исключительно теоретическое значение по причинам природно-климатического характера. Из-за наличия в этом регионе постоянного ледового покрова в акватории Северного Ледовитого океана и крайне тяжелых природных условий на суше деятельность всех видов ВС в Арктике была либо крайне затруднена, либо вообще невозможна. Причем по окончании холодной войны даже те воинские контингенты, которые находились в Арктике, были либо сокращены, либо вообще ликвидированы.

Ситуация изменилась в последние годы в связи с начавшимся интенсивным таянием арктических льдов и одновременно открытием крупных месторождений углеводородов на арктическом шельфе. Возможное исчезновение ледового покрова создает условия для круглогодичного плавания торговых судов и боевых кораблей по Северному Морскому пути и Северо-Западному проходу и сезонного - в высоких широтах, а также для добычи углеводородов на шельфе.

Поэтому возникновение геополитических споров в данном регионе неизбежно и вопрос стоит лишь только во времени начала активных политических, а возможно и военных процессов.

Правовой режим Арктики

В настоящее время на законодательном уровне не определена территория и границы Арктики. В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (66°33’ северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.


Первые попытки установить контроль над Арктикой и ее пространствами были предприняты в XIX веке. Арктические государства – Россия, Норвегия, Дания, Канада и США – начали переговоры по определению международно-правового режима арктических морей, предложив секторальный принцип. Основанием сектора служило арктическое побережье, а боковыми границами – меридианы, проходящие через крайние точки Северного побережья арктических стран. Вершиной каждого сектора является Северный полюс. Этот принцип отражал существующие столетиями представления о необходимости контроля над пространством.

Опираясь на устоявшиеся взгляды, арктические страны на первый план выдвигали военно-политические, экономические и транспортные факторы, связанные с доступом к прибрежным районам арктических морей и находящимися на них ресурсами.

Заключенные в XIX веке между арктическими странами международно-правовые договора существовали на протяжении десятилетий. Они фиксировали позиции сторон, для которых северное направление представляло важный, но не определяющий компонент внешней политики.

В 1909 г. Канада стала первой страной, заявившей свои претензии на территории между Северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 г. Канада приняла специальный закон, закрепивший ее право на арктический сектор. На следующий год Советский Союз объявил своей всю территорию от Северного полюса до материковой части СССР. Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется в том числе и на арктические районы.

Деление Арктики согласно секторальному подходу

Итогом политики арктических стран стал раздел арктических пространств на национальные сектора, при том, что отсутствовали международные договора. Соответственно можно говорить, что 1920-1930-е годы вошли в историю освоения Арктики приполярными странами (США, Канадой, СССР, Норвегией, Данией, Финляндией) как период ее международного раздела и начала закрепления за Советским Союзом арктических территорий.

Следует отметить, что в XX веке усилия арктических государств были направлены на развитие в первую очередь прибрежных территорий, их сырьевого потенциала. Большое внимание уделялось вопросам международно-правового статуса арктических пространств, которые рассматривались через призму реализации военно-стратегических интересов.

Арктические страны стремились через многосторонний переговорный процесс определить международно-правовой статус арктических пространств.

В 1982 году была принята конвенция ООН по морскому праву. Она подтвердила права государства на 12-мильную зону территориальных вод и установила, что государство имеет единоличное право распоряжаться континентальным шельфом на всем его протяжении. За пределами территориальных вод (12 морских миль) все страны имеют право свободного торгового и военного судоходства, а также имеют право ловить рыбу и заниматься другой хозяйственной деятельностью. Исключительная экономическая зона (200 морских миль) не входит в состав государственной территории. Здесь сохраняется свобода судоходства. Конвенция 1982 года ограничивает территориальные претензии 350 морскими милями в том случае, если континентальный шельф простирается за 200-мильную зону. В этом случае граница континентального шельфа устанавливается на основе решения комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Таким образом, конвенция 1982 года, установив ширину территориальных вод и исключительную экономическую зону, зафиксировала пределы территориальных притязаний арктических государств.

По мнению правоведов-международников, существует два способа разграничения прав арктических государств на дно Северного Ледовитого океана:

1) секторальный способ , согласно которому каждому арктическому государству принадлежит сектор Северного Ледовитого океана в виде треугольника, вершинами которого является Северный географический полюс, западные и восточные границы побережья государства. Данный способ основывается исключительно на обычных нормах международного права (то есть на практике действий и национальных законодательствах государств, не оспариваемых иными государствами);

2) конвенциальный способ, согласно которому к Северному Ледовитому океану необходимо применять общие правила разграничения прав на морские районы, установленные Конвенцией по морскому праву от 10.12.1982, которую подписали 119 стран мира (сейчас ее ратифицировали 148). Россия ратифицировала указанную Конвенцию в 1997 году.

Дискуссии о международно-правовом статусе Северного Ледовитого океана тесно связаны с проблемой последующего доступа к арктическим пространствам и ресурсам, которые там находятся. В этом контексте геополитическое соперничество происходит не столько за пространства, сколько, в первую очередь, за доступ к ресурсам и последующий над ними контроль.

Территории, на которые претендуют Арктические государства

Арктические страны, отстаивая различные подходы к определению международно-правового статуса арктических пространств, преследуют долгосрочные цели, которые базируются на экономических интересах. Например, заинтересованность США в интернационализации Арктики за пределами 200-мильной зоны определяется высоким уровнем развития технологий добычи, а также наличием опыта бурения на шельфе. Соответственно, в случае принятия данного принципа международно-правового статуса Арктики, американские нефтяные компании получат значительные преимущества в разработке углеводородных ресурсов.

От выбора принципа раздела Арктики (интернационализация, секторальный) во многом зависит и будущая военно-политическая ситуация в этом регионе мира. Например, США, исходя из своих военно-стратегических интересов, полагают, что реализация секторального принципа всеми арктическими государствами может существенно ограничить возможности их военно-морских сил в Арктике.

В настоящее время основной дискуссионной платформой для международного взаимодействия в Арктике является созданный в 1996 г. Арктический совет - межправительственная организация, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов (постоянные члены - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция)

Участники Арктического совета

В 2012 г. под эгидой совета стартовал проект "Арктический плавучий университет", в раках которого организуются международные научные экспедиции в Арктику (в 2014 г. состоялись две экспедиции).

В 2011 и 2013 гг. в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью.

Помимо документов Арктического совета, приарктические страны приняли Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), программу по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (1996; в 2003 г. к документу присоединилась Великобритания), Илулиссатскую декларацию о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права (2008).

Приарктические государства сотрудничают и вне рамок Арктического совета. Так, с 1993 г., делегации из России, Канады, США, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также представители ЕС принимают участие в конференциях парламентариев Арктического региона; с 2005 г. проводится ежегодная Конференция по проблемам судоходства в Арктике (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, ФРГ, Канада, США); в 2008 и 2010 гг. состоялись встречи "Арктической пятерки" (главы МИД РФ, Канады, США, Дании и Норвегии).

В апреле 2012 г. на канадской авиабазе Goose Bay прошла первая встреча министров обороны и начальников генштабов, в которой приняли участие представители Канады, США, России, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии (Россию представлял начальник генштаба генерал армии Николай Макаров).

Подводя итоги, следует отметить, что Арктику вряд ли корректно сравнивать с Балтийским или же Средиземноморским регионом, в отношении которых Конвенция предусматривает необходимость регионального уровня регулирования. Однако справедливо ли отождествление Северного Ледовитого океана, например, с Индийским по таким параметрам, как площадь, глубины, экологическая уязвимость, наконец - история освоения и использования?

Как представляется, к Арктике должен быть применим особый формат управления, основанный на сочетании глобального и регионального подходов.

Учитывая тот факт, что в регионе тесно переплетаются экономические и политические интересы как России, так и других арктических государств – США, Канады, Дании, Норвегии, а также целого ряда стран Европейского союза и Тихоокеанского региона, их разрешение будет во многом определятся дальнейшей динамикой международного сотрудничества.

Общие положения.

Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.

В научной литературе приводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos - северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь - около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина - площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом).

Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП - это дешевый путь к ресурсам российского севера.

Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области - экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».

Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Америки, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. А в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свой суверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д.

Первым документом, определяющим статус земель и островов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Советский Союз в Меморандуме народного комиссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., направленного всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г.

Исчерпывающе вопрос Советской приарктической зоны был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановление указывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова. Не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса». Принадлежность России этих территорий ныне официально не оспаривается ни одной из арктических стран.

Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данные о границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчитала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила дополнить новыми данными.

Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответствующие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр.

С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.

Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики стало принятие в 2002 г. Международной морской организацией рекомендательного Руководства по эксплуатации судов в арктических водах, покрытых льдом (Арктического руководства), направленного на обеспечение безопасности судоходства и предотвращения загрязнения в результате деятельности судов в полярных водах.

В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреждении Арктического Совета - новой региональной международной организации. Куда вошли 8 арктических государств. Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.

Среди целей Арктического Совета:

  • - осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
  • - контроль и координация выполнения экологических программ;
  • - разработка, координация и контроль выполнения программ устойчивого развития;
  • - распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой. Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики.

Особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников» представителей неправительственных организаций коренных народов Севера. В мае 2008 г. министры иностранных дел пяти приарктических государств - Дании, России, Норвегии, США и Канады - на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в которой еще раз подтвердили приверженность сторон существующим договорам и правилам. Включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в регионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима» для Северного Ледовитого океана. Приарктические государства подчеркнули свою особую ответственность и способность обеспечивать эффективные механизмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и международных норм.

Арктика как наследие «холодной» войны - милитаризованное и нуклеаризованное ставит целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решения необходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.

Антарктика.

Антарктида - материк в центре Антарктики, общей площадью 13975 тыс. км (включая шельфовые ледники и острова), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.

Антарктида - единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климатическими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2°С.

Средние температуры зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С, на побережье зимой от -8 до -35 "С, летом 0-5°С.

Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз, Дюмон-д"Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.

Первая половина XX в. была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. под его руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.

В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. На круглогодичных антарктических станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для американских полярников. В последние годы континент стал объектом туризма.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная целевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и которая предусматривает создание первой белорусской антарктической станции. Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различными государствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии были выдвинуты Австралией, Аргентиной, Великобританией. Новой Зеландией, Норвегией, Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Антарктиды, куда вклинивается «французская» Земля Адели. Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию - Антарктический полуостров, который они по-разному называют.

Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия. Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.

Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:

  • 1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;
  • 2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
  • 3) данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивать свободный доступ к ним.

В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.

Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:

а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;

c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

То есть существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.

Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.

Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:

  • а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами. И всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;
  • б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;
  • в) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

На основании договора действуют так называемые Консультативные совещания, предназначенные для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. Участие в Консультативных совещаниях могут принимать только представители тех присоединившихся к Договору государств, которые проявляют свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.

Своими рекомендациями и решениями Консультативные совещания способствуют дальнейшему развитию положений Договора. Именно в рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.

С развитием технологии стала достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсов Антарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и обусловленные ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарктики.

международный правовой геополитический территориальный

Арктика - это часть земного шара с условным центром (Северным полюсом), в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. До сих пор в географической и юридической науке нет общепризнанного определения этого понятия. Дискуссионным остается вопрос о южную границу Арктики, хотя многие ученые склонны считать, что ею является Северный полярный круг (66° 33" с. ш.).

Правовой статус Арктики формировался в течение долгого времени, процесс его развития продолжается до сих пор. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах международного права и национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). В Арктике действует ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция - Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, нет международно-правового акта, определяющего статус арктического региона в целом.

Канада и Россия, обладающие наиболее значительными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. ее инициатором выступил в 1907 г. канадский сенатор П. Пуарьє. 1 июня 1925 г. Канада впервые закрепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о северо-западные территории. После этого Канада приняла ряд законодательных актов относительно своих арктических территорий, которые базировались на секторальной концепции. Согласно положений канадского законодательства суверенитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° зап. д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские просторы в пределах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, то есть распространять их на морскую территорию, что натолкнулось на противодействие США и других государств. Для защиты своих интересов 17 июля 1970 г. Канада приняла закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие закона не уменьшило трение между Канадой и США относительно статуса канадских арктических вод, которое сохраняется и до сих пор.

Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. приняла постановление, что объявляла территорией СССР все "как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова", расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32° 04" 35" вост. д. и 168° 49" 30" зап. д. Исключение составляли острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащих между 32° и 35° в. д. Пределы, определенные постановлением, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. Несмотря на это, некоторые советские юристы (Е.А. Коровин, С.А. Вишнепольський, Г.М. Гуслицер и др.) сделали вывод о распространении положений постановления и на морские территории, покрытые льдом. Официально советское правительство ни разу не высказывался в поддержку этой позиции. Российские ученые и политики после распада СССР короткое время пытались переоценить арктическую секторальную концепцию, но сейчас можно наблюдать четкую тенденцию к признанию арктической секторальной концепции со стороны российских официальных кругов и научной среды.

США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арктики и дальше выступают против секторальной системы. Такого же мнения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, молчаливо склоняется к позиции США и Норвегии.

Компромисс между двумя подходами, однако не лишен противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., что наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.

Важная роль в жизнедеятельности СССР, а теперь России принадлежит Северному морскому пути (ПМШ)длительное время считался национальной водной магистралью, закрытой для международного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны. ее окончания способствовало открытию в 1991 г. ПМШ для международного судоходства.

в Последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика - это особый регион, который нуждается в международно-правовой защиты, что отражено в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственной сделке регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. У1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация - Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствования его международно-правового режима. Современная международная обстановка дает хорошие шансы для разработки и принятия рамочной конвенции относительно Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона - коренных народов, экологической безопасности морского судоходства, поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы стать основные положения Договора о Шпицберген 1920 г., что закрепили суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения всеми государствами-участниками по полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Норвежский стортинг 17 июля 1925 г. принял закон о Свальбард, а 7 августа 1925 г. королевской резолюцией был утвержден Горный устав для архипелага. Оба документы вместе с Договором 1920 г. вступили в силу 14 августа 1925 г. В этих документах архипелаг получил новое название Свальбард1.

до сих Пор участниками договора являются более 40 держав1: Болгария, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, США, Венгрия, Фракция, Чехия, Швеция, страны бывшей Югославии, Япония и др. Норвежский стортинг в резолюции от 15 февраля 1947 г. признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на архипелаге Свальбард (Шпицбергене). 31991 г. эти права перешли к России. Украина в Договоре не участвует, несмотря на то, что 70 % жителей поселка Баренцбург (одного из двух на архипелаге, где постоянно проживают люди) являются гражданами Украины.

положениями Договора 1920 г. Свальбард (Шпицберген) признается норвежской государственной территорией общего пользования. По юридической природе архипелаг Свальбард (Шпицберген) - это часть государственной территории Норвегии, однако на ней действует режим совместного пользования в отношении всех государств-участников, включая суверена, сформировавшийся в силу международного обычая. При этом участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежского законодательства, которое действует на архипелаге, что в свою очередь не должно противоречить положениям Договора. Считаем, что в будущей арктической конвенции рамочного типа было бы целесообразно использовать концепцию государственной территории общего пользования в отношении арктических территорий северных государств. Поскольку непростые политические, социально-экономические, экологические и другие проблемы Арктики нельзя решить в индивидуальном порядке, они требуют объединения усилий заинтересованных государств. На первом этапе режим совместного пользования арктическими территориями северных стран мог бы распространяться только на восемь государств Арктики, причем это бы не повредило их суверенитета, поскольку реализация этого режима будет базироваться надежды местных законов и правил. Неарктични государства смогут принять участие в решении проблем Арктики на основании двусторонних соглашений с государствами этого региона или других международно-правовых средств.

В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в

Оттаве Декларацию о создании Арктического Совета - новой региональной международной организации. Цель Арктического Совета - сотрудничество, координация и взаимодействие арктических государств, при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики, с обще-арктических вопросов; контроль и координация выполнения экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

В Декларации отмечается, что Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики, несмотря на то, что сначала эта отрасль планировалась как одна из приоритетных в ее деятельности. Объясняется это тем, что Арктика является одним из наиболее милитаризованных и нуклеаризованих регионов Земли. Коренные народы Севера, неправительственные организации, научные центры, общественность северных стран настаивают на принятии срочных и эффективных мер по ограничению вооружений в Арктике с перспективой полной демилитаризации и нейтрализации региона. К сожалению, арктические государства не внесли в перечень целей Арктического Совета это важное направление сотрудничества.

Новой положительной особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе постоянных участников представителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

Неарктични государства могут принимать участие в работе Арктического Совета в качестве наблюдателей. Украина как большая морская и научная государство имеет собственные интересы в Арктике, а значит, должна принимать активное участие в деятельности Арктического Совета и в деле создания нового правового режима для этого региона, который бы учитывал и ее законные интересы.


Top