Определение и признаки права. Понятие права, его признаки и определение. Правопонимание философско-правовых школ

Понятие право может быть рассмотрено с нескольких позиций:

Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле в рамках которого идет речь о нравственных политических культурных и иных возможностей поведения субъекта (моральное право руководить коллективом, потупить по совести).

Во-вторых, с помощью данного термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта, такое право называется субъективным и принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на труд, на судебную защиту).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент связанный с государством и состоящий и целого числа норм институтов и отраслей – объективное право.

В рамках такого правопонимания право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю определенных классов, социальных групп или общества в целом, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

  1. Государственно - волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
  2. Нормативность права осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
  3. Взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
  4. Общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
  5. Формальная определенность права, как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права;
  6. Системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
  7. Регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
  8. Установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства;
Концепции (школы) современного правопонимания:
  1. Естественно–правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима;

    В этой школе различали естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти, оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти и позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти.

    Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

  2. Историческая школа права возникла в начале XIX века на территории Германии;

    Согласно этой школе нет единого для всех народов права, каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику, право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен.

    Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта.

  3. Психологическая школа права, сложившаяся в конце XIX – начале XX веков;

    Основоположник – Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право.

    Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер.

  4. Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале XX века;

    Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».

    Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев.

  5. Социологическая теория права сформировалась в начале XX века в европейских странах;

    Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях.

    Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев.

  6. Материалистическая теория права была представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей;

    Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Его употребляют:

  1. в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.);
  2. для обозначения определенной правовой возможности конкретного субъекта данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его и желания - право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.);
  3. для обозначения юридического инструмента , связанного с государством и состоящего из целой системы норм, институтов и отраслей (это так называемое объективное право - конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

  • нормативность,
  • формальная определенность в официальных источниках и
  • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки права как социального института:

  1. волевой характер , ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
  2. общеобязательность , в нем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые распространяются на всех либо большой круг субъектов;
  3. нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
  4. обеспеченность возможностью государственного принуждения состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
  5. формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
  6. системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:

  • регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);
  • защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);
  • обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);
  • решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);
  • определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);
  • утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

Многообразие определений права

О сущности права

Методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную.

С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне , позволяющей ответить на следующие вопросы:

  1. чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор;
  2. какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права:

  1. классовый;
  2. общесоциальный;
  3. религиозный;
  4. этнический;
  5. расовый и иные подходы.

Хронологически первым является классовый подход , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход , который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и , экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными

  1. национальными и региональными традициями ,
  2. философскими и идеологическими воззрениями ,
  3. историческими и социально-психологическими особенностями .

Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Основные концепции права:

1) естественно-правовая;

Суть естественно-правовой концепции: право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.).

Философское видение правовых явлений - это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права.

Таким образом, под естественным правом

Основные положения естественного типа правопонимания:

2) нормативистская;

Нормативизм: право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.).

Нормативизм делит сферу жизнедеятельности субъекта на две области – область сущего и область должного, к которой он относит и право. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических норм – пирамиды норм, где каждая норма черпает свою законность в норме более высокой юридической силы.

Основные идеи нормативистской теории права:

  1. право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;
  2. нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля , возведенная в закон;
  3. нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  4. само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства;
  5. от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

3) материалистическая;

Право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).

Марксизм понимает под правом прежде всего возведенную в закон государственную волю господствующего класса, содержание которой определяется в конечном счете материальными, производственными условиями его существования.

Основные положения материалистического (марксистского) типа правопознания:

  1. сущность и развитие права, как и государства, обусловлены в конечном счете материальными условиями жизни общества, прежде всего типом производственных отношений, определяемым в свою очередь господствующими формами собственности на средства производства;
  2. право, как и государство, по своей социальной природе – явление классовое. Это означает, что оно возможно только в классовом обществе; появляется с делением общества на классы; выражает в конечном счете интересы экономически и политически господствующего класса (например, в капиталистическом обществе – буржуазии);
  3. право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительной самостоятельностью как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую;
  4. со сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы прежде всего того класса, который получает политическую и экономическую власть.

4) психологическая;

Право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.).

Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Психологическая теория правопонимания, как и иные позитивистские доктрины, исключает из понятия права его сущностные и аксиологические (ценностные) аспекты, определяя это понятие эмпирическими (конкретными) признаками. В теории Л.И. Петражицкого правом признается не формальная норма законодателя, а данная психическая реальность – правовые эмоции людей. Эти эмоции носят так называемый императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживание

  • чувства обязанности что-то сделать (императив) и
  • чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма).

В эмоции эти два чувства неразрывно связаны. Все правовые переживания делятся на два вида:

  1. переживание позитивного (установленного государством) и
  2. переживание интуитивного (автономного, личного) права, которое не связано с позитивным.

Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право.

5) социологическая;

Право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.). Право генерируется самим обществом, которое и следует изу­чать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой.

Исходные начала права, утверждает Эрлих, следу­ет искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство.

Данная теория разграничивает право и закон: право как должное (в законах) рядополагается не сущностным принципам человеческого духа (есте­ственному праву), а воплощенному в правоотношениях так называе­мому реальному праву, или «сущему праву», или «живому праву», создаваемому различными субъектами общественных отношений в процессе жизнедеятельности.

Право здесь – не высшее должное (идеалы, ценности, высший разум, как в праве естественном), а эмпирические факты поведения субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Нормы «живого права» должны как-то выделяться из конкретного поведения. Эту функцию – формулирование права – осуществляют, согласно данному подходу, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они отыскивают нормы «реального права» и на их основе выносят решение, не будучи жестко связанными государственными предписа­ниями. В этом случае судья выступает не только правоприменителем, но и субъектом правотворчества, делая фактическое юридическим на основе конкретной целесообразности.

В историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Объективное и субъективное право

Право в объективном смысле, или просто объективное право - это совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.). При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры.

Иначе, право в объективном смысле - это законодательство данного периода в данной стране.

Таким образом, объективное право часто отождествляется с позитивным правом, то есть с совокупностью юри­дических правил, действующих в данный момент и в данном обществе. Однако такое видение предмета оказывается зауженным, поскольку состояние права в некотором обществе в определенный момент не мо­жет рассматриваться отдельно (или изолированно) от своих источников или от тенденций (общего контекста) в сфере идеологии.

Право в субъективном смысле, или субъективное право - это система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения. В право в субъективном смысле входят и законные интересы.

Иначе, право в субъективном смысле - это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений.

Суть разграничения права на объективное и субъективное:

  • право как норма, закон , государственное установление в соответствующих актах и
  • право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений.

В современной зарубежной литературе проблема соотношения объективного и субъективного права закономерно дополняется указа­нием на право позитивное. Объективным правом называется система правил, регулирующих жизнь в обществе, соблюдение которых, в свою очередь, гарантируется публичной властью.

Естественное и позитивное право

Философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на

  • естественное (jus naturale) и
  • позитивное (jus civile).

Именно их противоречивое единство, соединение позитивно-нормативной легальности с естественно-правовой справедливостью, и составляет, в самом первом приближении, структуру правовой реальности в настоящее время.

Само разграничение права на естественное и позитивное сориентировано на поиск основ права в естественной жизни людей, «человеческой сути их бытия».

Основная ценность естественно-правового подхода:

  • позволяет выявить базисные основы права: наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах (позитивным правом), существует естественное право - сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия, самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то есть естественным ходом вещей;
  • требования естественного права обладают безусловной непреложностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу отдельных лиц).

Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы (право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.

Таким образом, под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость и т. д.), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации.

Основные положения естественного типа правопонимания

  1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее – «естественное» право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, и т.д.). Как отмечает В.А. Четвернин (см. Современные концепции естественного права. М., 1988. С. 7.) , «право» – это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон; право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от «производного», «несовершенного», «недостаточного», а иногда даже «неприемлемого» закона тем, что право всегда «истинно», «разумно», «естественно», «действительно», «человечно» и т.д.
  2. Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» человеческим, общественным, природным и т.д. нормам; «несправедливый закон не создает право».
  3. Право и мораль концептуально едины : сам термин «правовое» означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной детерминантой права.
  4. Источник права человека находится в самой «человеческой природе» . Юридические права человек приобретает от рождения, и эти права не могут как «дароваться» человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего.

В то же время, для того чтобы стать регулирующим фактором, нормы и принципы естественного права должны получить воплощение в нормах позитивного права, которое выступает как другой, необходимый и существенный элемент правовой реальности.

Оно рассматривается как искусственное создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

Позитивистский тип правопознания основывается на позитивизме как направлении философского идеализма, отстаивающем прин­цип, что единственным источником истинного, действительного («положительного») знания может быть только что-то конкретное.

В рамках позитивистского типа правопознания сложилось несколь­ко самостоятельных, отличных друг от друга концепций права (рассмотрены выше):

  1. этатистский (юридический позитивизм: государство как наивысший результат и цель существования общества);
  2. пси­хологический (он относится к неклассическому типу позитивизма);
  3. оциологический.

Трем указанным разновидностям позитивизма соответствует ориентация на три сферы правовой действительности: государство, общество и человек с его внутренним миром (См.: Философия права / Под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 151).

Позитивное право представляет собой институциональное образование: оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Подобно всем феноменам цивилизации, оно, с одной стороны, несет с собой груз отрицательных потенций (возможность подчинения права произволу государственной воли, узкоклассовым, групповым, этническим интересам), а с другой - характеризуется определенными достоинствами.

Основная ценность позитивного права:

  • оно, как важный элемент общества в условиях цивилизации, представляет собой нормативно-ценностный регулятор, призвано регулировать поведение людей, складывающиеся в обществе отношения;
  • его государственная обеспеченность, то есть высокая гарантированность действий права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей.

Указанные свойства позитивного права дают возможность в той или иной степени исключить из общественной жизни произвол и своеволие, в какой-то мере гарантировать стабильность, социальный мир, исключить хаос в поведении людей, произвол в отношении личности.

Основные черты позитивного типа правопонимания

  1. Ото­ждествление права и закона, изданного государственной властью. Дей­ствительным правом признается любая по содержанию норма, если только она по своим формально-процедурным критериям получила официальное признание государства. Проверять ее соответствие ка­ким-то абстрактным принципам «человеческой природы» позитивисты считают для права абсолютно излишним, так как всякий критерий «истинности» и «естественности» нормы будет лишь продуктом пристрастий проверяющего, не поддающимся научной верификации.
  2. Жесткое разграничение права и морали. Для права определяющее значение имеет сама по себе юридическая форма, а не моральное содержание закона, указа и т.д. В случае расхождения формы и содержания решающее значение для права имеют санкция государства и включенность в существующий правопорядок.
  3. Источник прав человека находится в законодательстве. Человек имеет права не в силу некой своей «при­роды», а в качестве гражданина конкретного государства, и последнее определяет эти права в конституции.
  4. Предметом изучения права должны быть не некие внегосударственные принципы добра и справедливости, а только сами «положи­тельные» нормы, записанные в текстах законов и доступные, таким образом, для непосредственного наблюдения и восприятия. Исследо­ватель должен анализировать эти тексты в соответствии с правилами логики, грамматики, юридической техники и т.д.

Проблемы разграничения права на естественное и позитивное (по В. Бачинину)

При всей условности разделения права на естественное и позитивное следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.

  1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право - искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.
  2. С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.
  3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное же право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.
  4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.
  5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.
  6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
  7. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого обоснования.
  8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства и др.

Единство понятия права

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Приведенное выше определение черезчур идеализировано и не подходит для определения права современной России. Право Российской Федерации начала 21 века можно определить как систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю конкретной социальной группы (слоя), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. (позитивистский подход к определению права, сила нормативизма и слабость естественно-правовой доктрины)

Некоторые исследователи выражают мнение, что право в юридическом смысле слова представляет собой своеобразный итог осуществления в современном обществе правовой и юридической деятельности (см., например, Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017. – 384 с.). При этом первичны именно правильные и целесообразные способы удовлетворения человеческих потребностей, которые фиксируются в виде правил поведения и обеспечиваются государством как «право». В этом смысле право выступает как защи­щенная сфера свободы. Эта точка зрения представляется мне также идеализированной, по крайней мере, на современном этапе развития российского общества.

0.5

В современном российском правоведении сложилось несколько концепций (школ) правопонимания. Каждая из них определенное рациональное зерно и связана с определенным уровнем познания права с позиций философии права, социологии права либо практической (аналитической) юриспруденции.

На философском уровне познания сложилась естественно-правовая (нравственная) концепция права. Право - это система естественных, неотчуждаемых прав, социальных притязаний, осознанных обществом, воспринятых общественным сознанием от воли государства. Основа права - естественные, неотчуждаемые права человека. Естественно-правовая концепция исходит из строгого различения права и закона как акта государственной власти. Право есть форма общественного сознания и коренится не в законах, а в естественных правах человека. Правом являются не всякие законы, а только так называемые правовые законы, которые соответствуют естественным правам человека, началам справедливости, равенства, гуманизма.

Социологическая концепция права понимает под правом нормы и реальные общественные отношения (правоотношения), которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает» и закрепляет в законе. При этом право «живет» не столько в законах, сколько в действиях и поведении людей. Социологическая концепция права исходит из единства объективного права (норм, выраженных в законе и иных юридических источниках) и субъективного права (наличных прав субъектов, обеспеченных механизмами их реализации) (Л.С. Явич).

С точки зрения нормативного правопонимания право является институционным образованием. Право с необходимостью требует внешних форм выражения и закрепления в виде законов и иных юридических форм (источников). Отсюда право и закон рассматриваются в единстве и составляют действующее (позитивное) право. Вне официальных юридических источников право существовать не может. Таким образом, право с точки зрения нормативной концепции - это система общеобязательных, формально-определенных, исходящих от государства и охраняемых им норм, регулирующих общественные отношения.

Общая теория права охватывает все уровни познания права и призвана выработать интегративный подход к правопониманию. Право современной цивилизации складывается из единства трех элементов и вне их существовать не может, ибо теряет свой регулятивный потенциал.

Первый элемент - это социальные притязания, права человека, гуманистические правовые идеалы, выраженные в общественном правосознании как мера свободы и ответственности в обществе. Этот глубинный элемент права принято называть естественным правом.

С необходимостью социальные притязания, права человека должны найти выражение в юридических нормах, закрепленных в законах и иных юридических источниках. Это второй элемент, составляющий действующее позитивное право.

И, наконец, нормы права должны реально действовать, воплощаться в системе общественных отношений в виде субъективных прав, обеспеченных специальным юридическим механизмом их реализации.

Таким образом, право в современном обществе может быть представлено как единство следующих элементов:

Интегративный подход позволяет определить право в виде следующей дефиниции. Право - это нормативно установленная и возведенная в закон мера свободы и ответственности в обществе, обеспечивающая формальное юридическое равенство и выступающая регулятором общественных отношений.

Право как особое общественное явление отличается определенными специфическими признаками.

Признаки права подразделяются на две группы

1) Общие признаки характеризуют право как понятие

§ выражает начала справедливости и свободы;

§ отражает власть, государство и ответственность;

§ имеет общеобязательный характер;

§ состоит из норм и принципов;

§ выражено в законе и иных юридических источниках;

§ выступает как единство социальных притязаний, объективного и субъективного права;

§ является регулятором общественных отношений.

2) Специальные признаки (свойства) права как реального явления, обладающего регулятивным потенциалом:

§ Нормативность права. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, которые являются общеобязательной мерой, масштабом поведения людей в обществе. При этом право обладает высшей степенью нормативности. С его помощью можно охватить единым регулированием максимально широкий круг общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования, требуют такого правового опосредования. Кроме того, юридические нормы могут действовать как угодно долго во времени и потому способны создать стабильную, устойчивую систему нормативно-правового регулирования.

§ Системность. Право представляет собой систему норм, т. е. отличается системностью. Действующие в стране правовые нормы настолько тесно взаимодействуют между собой, что их действие друг без друга вообще невозможно. Реальным выражением системности права является его строение, подразделение норм права на отрасли, правовые институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

§ Формальная определенность. Как институционное образование право имеет строго определенные формы выражения юридических норм: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, решения и др.), судебные или административные прецеденты, правовые обычаи. В содержании правовых норм точно, конкретно, детализированно определяются правовые запреты и дозволения, позитивные обязывания, правовые последствия несоблюдения правовых норм (санкций), фиксируются некоторые юридические понятия.

§ Государственное правовое принуждение. В случае нарушения правовых предписаний право обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. При этом принуждение носит правовой характер, осуществляется в особых, установленных в праве процессуально-процедурных формах.

§ Динамизм права. Право характеризуется динамизмом, то есть способно изменяться в связи с развитием общественной жизни, быстро реагировать на появление новых или отпадения отживших общественных отношений. При этом изменчивость права сочетается с его стабильностью, устойчивостью нормативно-правового регулирования наиболее важных, определяющих сторон общественной жизнедеятельности.

§ Реальная применимость . Право снабжено специальным юридическим механизмом, применение которого приводит с необходимостью к реализации права, претворению его в жизнь, воплощению в фактическое поведение субъектов и достижению конкретных социально значимых результатов.

§ Право отличается правообязывающим характером. Это проявляется в органическом сочетании предоставляемых субъективных прав и возложенных на лиц юридических обязанностей.

Принципы права

Принципы права - это закрепленные в законодательстве в качестве универсальных, общезначимых предписаний его основополагающие идеи, руководящие начала, которые обладают регулятивным потенциалом и характеризуют право в целом, его отрасли и институты.

Принципы права - это такие его начала, основополагающие идеи, которые выражены в системе действующего законодательства, этим они отличаются от идей, начал правосознания. Принципы права, отраженные в общественном сознании, предшествуют позитивному праву, являются элементами естественного права, выражены в нем в виде социальных притязаний. Регулятивными возможностями обладают принципы права, закрепленные в действующем, позитивном праве. При этом принципы права либо непосредственно закрепляются в отдельных нормах права (нормы-принципы, нормы-задачи), либо “растворены” в праве, могут быть выведены из содержания ряда правовых норм.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. По этому основанию принципы права делятся на следующие группы:

§ общие принципы - руководящие начала, характеризующие главные особенности права в Конституции РФ;

§ межотраслевые - руководящие начала, выражающие содержание определенных групп отраслей права (например, принципы правосудия);

§ отраслевые - руководящие начала, характеризующие содержание отдельных отраслей права (гражданского, трудового, административного, уголовного и др.);

§ принципы правовых институтов - руководящие начала, выражающие содержание того или иного правового института или группы институтов (например, принципы института права собственности, института обязательств, возникающих из причинения вреда).

Предметом теории государства и права является изучение общих принципов права, которые, во-первых, характеризуют социальные начала права (общесоциальные принципы), во-вторых, выявляют его юридическую специфику (специально-юридические принципы).

Общесоциальные принципы права характеризуют общие политические, экономические, нравственные начала и направленность правового регулирования. К ним относятся:

Социально-политические принципы:

o принцип демократизма и народовластия (ст. 3 Конституции РФ);

o принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

o принцип гласности (ст. 15 ч. 3 Конституции РФ);

o сочетание индивидуальных и общественных интересов (ст. 55 Конституции).

o Социально-экономические принципы:

o равенство и защита всех форм собственности (ст. 8 ч. 2 Конституции);

o признание свободы договора (ст. 1 ч. 1 ГК РФ);

o свобода предпринимательства и иной экономической деятельности (ст. 34 ч. 1 Конституции).

Нравственные начала права:

o признание прав и свобод человека как высшей ценности (ст. 2 Конституции);

o принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ);

o принцип справедливости (ст. 6 УК РФ).

Специально-юридические принципы:

o верховенство Конституции и законов в правовой системе (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o приоритет норм и принципов международного права (ст. 15 ч. 4 Конституции);

o прямое действие законов (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o равенство субъектов перед законом (ст. 19 Конституции);

o ответственность за вину и презумпция невиновности (ст. 49 Конституции, ст. 5 УК РФ);

o судебная защита прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции).

Перечисленные принципы права не являются исчерпывающими. В действующем российском законодательстве могут быть выявлены и иные общие принципы права.

Функции права

По своему назначению и основной функции право выступает регулятором общественных отношений. В этом качестве право, во-первых, закрепляет общественные отношения, обеспечивает их неприкосновенность, во-вторых, способствует их развитию, в-третьих, вытесняет чуждые, вредные данному обществу отношения.

Функции права конкретизируют служебную роль права как регулятора общественных отношений. При этом функции права могут рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, направления правового воздействия на волю и сознание людей вне непосредственно правового регулирования (общесоциальные функции). Во-вторых, основные направления правового регулирования общественных отношений при помощи специальных правовых средств, использование которых в практической деятельности приводит к достижению определенных социальных результатов (специально-юридические функции).

К общесоциальным функциям права относятся следующие:

Информационная функция . Правовые нормы выступают как средства информации о возможном (дозволенном), обязательном (должном) запрещенном. Информационная функция права способствует формированию рациональных (познавательных) элементов правосознания.

Ценностно-ориентационная функция . Право здесь формирует мотивы поведения в сфере правового регулирования, правовые установки и убеждения в необходимости и целесообразности активно-правомерного поведения, стимулирует правовую активность личности.

Превентивная (воспитательная) функция . Направлена на предупреждение совершения противоправных поступков лицами, склонными к совершению правонарушений.

К специально-юридическим функциям относятся регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

Регулятивные функции направлены на закрепление и развитие общественных отношений путем установления различных вариантов правомерного поведения, предоставления лицам субъективных прав, возложения юридических обязанностей при помощи управомочивающих, запрещающих и обязывающих юридических норм.

В зависимости от характера и содержания взаимных прав и обязанностей субъектов, юридических механизмов их реализации различаются:

Регулятивная статическая функция . Направлена на закрепление общественных отношений, возведение их в ранг неприкосновенных с помощью управомочивающих и запрещающих норм (например, закрепление института права собственности). Обеспечивается статическая функция путем возложения на лиц обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий. Активный элемент в рамках статической функции - носитель субъективного права, которому принадлежат правомочия на активные положительные действия, а также право требовать воздерживаться от определенных действий со стороны обязанных лиц.

Регулятивная динамическая функция . Способствует развитию общественных отношений, стимулирует возникновение новых отношений с помощью обязывающих норм права. Главное юридическое средство, обеспечивающее динамическую функцию, - возложение на лиц юридических обязанностей к активным положительным действиям. Правомочия в рамках данной функции заключаются в праве требования совершения определенных действий обязанными лицами (институты трудового права).

Охранительная функция . Направлена на вытеснение из жизни общества вредных, чуждых общественных отношений при помощи охранительных норм, предусматривающих неблагоприятные последствия, наступающие за совершение правонарушений (санкции). Таким образом, реальное проявление охранительная функция права находит при совершении правонарушений, добровольном неисполнении юридических обязанностей. Главное средство проведения в жизнь охранительной функции - применение мер правового государственного принуждения, прежде всего юридической ответственности. Обязанные лица (правонарушители) при осуществлении охранительной функции права претерпевают определенные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение, выполняют некоторые положительные действия, предписанные им нормами права.

Изложенное понимание функций права имеет методологическое значение в общей теории права при изучении ряда других правовых явлений: норм права, правоотношений, юридической ответственности.

Источники права

Право является институционным образованием и находит обязательное внешнее выражение в определенных официальных источниках, признаваемых государством. Источники права (в юридическом смысле) - это формы (способы) внешнего закрепления, изменения или отмены правовых норм.

Основными источниками права являются:

1) санкционированные обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в силу многократного повторения фактических отношений, которым придается, общеобязательное значение, которые обеспечиваются (санкционируются) государством;

2) судебные или административные прецеденты - решения судебных или административных органов по конкретным делам, которым впоследствии в установленном порядке придается общеобязательное значение при решении других аналогичных дел;

3) нормативные правовые акты - наиболее распространенные источники права в современных правовых системах, которые формируются в процессе специальной деятельности правотворческих органов и направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

Помимо перечисленных основных источников права, известны и другие: нормативные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права, религиозные тексты (Коран, сунна в мусульманском праве).

Министерство образования Российской Федерации

Гуманитарно-инженерный колледж

Контрольная работа

по предмету «Основы права»

на тему: Понятие, сущность и признаки права.

Выполнил: студентка гр.ЗМС-102 Воложанина М.С.

Проверил: преподаватель Косилова О.Е.

г. Артемовский

Введение …………………………………………………………………………...3

1. Понятие права …………………………………………………………………..4

2. Основные признаки права.

2.1.Сознательно-волевой характер ………………………………………….. 6

2.2. Нормативность …………………………………………………………….. 6

2.3. Формальная определенность …………………………………………….7

3. Сущность права ………………………………………………………………. 10

4. Принципы права ……………………………………………………………… 13

Заключение ………………………………….. …………………………………. 15

Литература ………………………………………………………………………. 16

Введение.

Право -это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире су­ществует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время уче­ные стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

1.Понятие права.

Правопонимание - это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явле­нию.

Тип правопонимания - определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права – это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании.

Право – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании.

Право – реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Право в философском правопонимании.

Право – это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость,

объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту).

Право в интегративном правопонимании.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

2. Основные признаки права.

2.1. Сознательно-волевой характер .

Право-проявление воли и сознания людей. В праве отражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Эти потребности, интере­сы и цели обычно противоречивы, а иногда и противополож­ны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выра­жать доминирующую волю классов, социальных групп, либо социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба этих двух тенденций, право становится все более цивилизованным, выражая сбалансированные интересы личности, семьи, социальных групп и общества в целом.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии, как выражение свободы, справедливости и разума, возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и право­вом государстве.

2.2.Нормативность.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юриди­ческое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относитель­но того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий ин­струмент», с помощью которого обеспечивается свобода чело­века и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере - это не просто формиро­вание типичного

правила, а нечто большее - гарантия осуще­ствления субъективного права.

Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Нор­мативную природу имеет и субъективное право, т.к. его содер­жание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его фун­кциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чув­ствует себя уверенно и свободно, находится под защитой обще­ства и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несво­боден. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

2.3. Формальная определенность.

Следует заметить, что фор­мальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы - заповеди формулируются в свя­щенных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соот­ветствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство

в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы вы­ражения.

Нормы права официально закрепляются в законах или иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных ре­шений, признаваемых в

качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующем применение обычая, либо текстом судебного решения, приня­того на основании обычая.

Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Право во всех основных проявлениях - естественное, позитивное, субъективное - создается людьми. Однако для того чтобы право было действующим, жизнеспособным, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т. е. го­сударства, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия государства в правотворче­стве зависят виды основных форм (источников) права: норма­тивный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент. Государство, имеющее монополию на осуществление при­нуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, пер­воначально выполняя главным образом охранительную функ­цию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую оп­ределенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становитсячастью существующего.

Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, ко­торое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • понятийный аппарат предметной области;
  • существенные характеристики, которые объясняют признаки права и дают основания для их функционирования в обществе, отличая от иных социальных норм;
  • материальные, идеальные и юридические источники права;

уметь

  • использовать понятийный аппарат по праву в своей учебной и практической деятельности;
  • реализовывать нормы права через регулирование своего поведения;
  • реализовывать права в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

владеть

  • навыками структурного анализа норм права через его элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
  • навыками воздержания от тех действий, которые запрещены правовыми нормами;
  • навыками исполнения правовых норм, а именно совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами.

Право: понятие, признаки и функции

Отношения между людьми строятся на основе определенных норм (правил). К таковым в различное время относили нормы морали, нравственности, обычаи, традиции и т.д. Трудно представить, как бы смогло человечество выжить, не признавая и не соблюдая такие нормы морали, как человеколюбие и справедливость, нравственные нормы, определяющие отношения между родителями и детьми, общепринятые обычаи предоставлять кров путнику, традиции защищать слабого, нормы-табу на инцест, каннибализм и др.

Можно задаться вопросом: а откуда пришли к нам нормы морали, нравственности, обычаи, традиции? Правильные ли они? Зачем современному человеку их придерживаться и соблюдать?

Социальный опыт человеческого бытия показывает, что вышеприведенные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-либо признает что-то хорошей идеей или порядком. Они складываются постепенно, в процессе повседневной жизни и общения людей, путем сознательного выбора. Нормы морали, нравственности, обычаи, традиции зарождаются из общего решения о том, что отдельное действие может привести к негативным последствиям и поэтому должно быть запрещено или, наоборот, представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным. По представлениям членов общества, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения общего благополучия. Более того, с развитием человечества, которое обусловило появление государственности, встал вопрос не просто о создании, но и изложении письменно целостной системы, которая бы включала в себя накопленные веками моральные и этические нормы, нормы нравственности, обычаи, традиции, а также об установлении ответственности за их неисполнение, что привело к зарождению права.

Таким образом, право является продуктом длительного общественного развития. Оно, как показала история эволюции человечества, зарождается с образованием государств, как регулятор общественных отношений. По своей сути, изначально, право выступало как совокупность правил должного поведения людей в отдельно взятом государстве. Они являлись общеобязательными для всего населения, поскольку только таким образом возможно было упорядочить общественные отношения в рамках государства.

В настоящее время существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права. Несмотря на различия в содержании каждой из теорий возникновения права, все они имеют общие положения, нашедшие отражение в признаках права.

Признаки права – существенные характеристики, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм.

К ним относятся следующие признаки.

  • 1. Социальность. Данный признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее его общесоциальную функцию: распределение и закрепление социальных ролей личности в обществе, организацию производства, распределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда, социальную защиту личности, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию отношений собственности, а также другие сферы, связанные с организационнотрудовой и социальной жизнью общества.
  • 2. Системность. Право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой ("если-то-иначе"), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного и предписанного. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (отрасли, институты и др.).
  • 3. Общеобязательность. Установленные в конкретном государстве правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, а на межгосударственном уровне – международной ответственностью, т.е. наделяются нс только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер не только физических и моральных страданий, но и имущественных ущемлений.
  • 4. Формализованность. Правовые нормы принимаются в особом установленном государством порядке и фиксируются в письменном виде в форме закона. Формализм составляет особую ценность права, защищая последнее от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость данного регулятора.
  • 5. Процедурность. Право включает в свою структуру систему процессуальным норм, которые, во-первых, устанавливают процедуры создания, применения и защиты

права, а во-вторых, определяют его связь с государственным аппаратом, в первую очередь, со специализированными органами, деятельность которых непосредственно направлена на защиту права: судом, полицией, прокуратурой и т.д.

  • 6. Неперсонифицированность. Этот признак означает то, что нормы права не имеют конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц (сообществу, государству). Если какое-либо конкретное лицо (сообщество, государство) оказывается в условиях, предусмотренных содержанием соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее действие во времени, что также является отдельным признаком права.
  • 7. Институциональность. Формирование права связано с деятельностью определенных органов государства, осуществляющих правотворчество в различных формах: путем формулирования и закрепления правовых норм в нормативных правовых актах, признания государством (международным сообществом) тех или иных возникших самоорганизационно и действующих в течение длительного времени правил поведения (обычаев) правовыми, в процессе деятельности уполномоченных на это судов (прецеденты).
  • 8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на определенном этапе развития общества, как естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, – одно из условий существования политически организованного общества и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
  • 9. Нетождественность (несводимость) закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Однако право не сводится к закону, поскольку помимо последнего, в право включены и другие нормативные правовые акты, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, договоры нормативного характера, религиозные нормы, правовая доктрина.

Закон (иной нормативный правовой акт государства), нс отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае не является правовым.

Кроме того, право как особенная регулятивная система отличается:

  • стабильностью, которая достигается путем особой процедуры принятия и изменения законодательства, формированием и действием в течение длительного времени обычаев, незыблемостью религиозных норм и общих правовых принципов;
  • динамизмом – способностью реагировать на появление новых или исчезновение устаревших отношений в сфере действия права;
  • преемственностью и интернационализацией – способностью заимствовать положения иных правовых систем (прошлых либо существующих).

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков дать определение праву.

Под правом следует понимать системную совокупность социальных норм, имеющих юридическое значение и принудительно обязательный характер в определении правил поведения людей, организаций и государств.

Цель (назначение) права – утвердить цивилизованными правовыми средствами правовой порядок в общественных отношениях в обществе, государстве и в международных отношениях.

Под сущностью права принято понимать главную, внутреннюю, относительно устойчивую качественную характеристику права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, в науке получили отражение различные точки зрения на его сущность при исследовании отдельных аспектов права. Поэтому история правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов на сущность права.

Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить те, которые получили особенно широкое распространение в современной политологии и науке права: социологическое, социальное (солидаристское), психологическое, нормативистское (неопозитивизм) направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.

Социологическое направление в теории права (К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.

Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы, установленные государством, по их мнению, – это лишь часть права. Наряду с ними существует так называемое "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают сторонники рассматриваемого направления, – изучение реального порядка, т.е. нс тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, что приводит к нивелированию непререкаемого авторитета закона и требованию свободы судейского усмотрения. Эта теория обосновывает необходимость расширения "правотворческих" функций судьи и принижает роль закона, поскольку судья, будучи не связан юридическими нормами, может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственных внутренних убеждениях, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как, хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны:

  • – функциональный подход к праву;
  • – выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права;
  • – нетождественность права и закона.

Положительным моментом такого подхода является

стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологического и психологического аспектов механизма действия права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе социальной (солидаристской) концепции права (Л. В. Корсаков, Ю. А. Смирнов) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни, в осуществлении власти.

Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право в данном случае выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

Социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, позволяющих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить правопорядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Таким образом, согласно этой теории, основополагающими признаются социальные функции права в обществе, которые, например, являются средством устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку этой теорией не учитывается влияние экономических процессов па отдельные личности, общество и государство в целом.

В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Согласно этой теории объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким- либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное обеспеченности государством, но все же действующее в качестве права.

Другими словами, в психологической теории вместе с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться не только государством, но и каждым отдельным человеком в результате определенных эмоций и переживаний по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

При этом правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет его в индивидуальной психике, делает тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права, которое является сложным явлением социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство нс может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм – по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правым. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм – направление юриспруденции, которое, ставя на первое место словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридически-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают его либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом этой теории является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Сторонники нормативистского направления (В. П. Кураев и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Именно марксизм имел огромное влияние на становление нового отношения к понятиям государства и права в юридической науке в России.

В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях нс было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.

Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, в настоящее время, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во многих международно-правовых документах, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека ООН, международных пактах и конвенциях о правах человека.

Несмотря на все еще существующие в ряде стран, в том числе и в России, немалые трудности в реализации прав человека, гуманистический принцип их признания является одной из главных тенденций прогресса современного мирового сообщества. То же касается и признания справедливости как основания права для современного правового государства. Справедливость нс раз провозглашалась целью и основой законодательства. Однако на различных этапах исторического развития общества, само понимание справедливости в условиях кастового и сословного деления, неравноправия классов и угнетения одного класса другим, было классово-ограниченным, далеким от общечеловеческого. Подлинное понимание равноправия, свободы для всех людей, прав каждого человека как общечеловеческих основ правопорядка можно считать достигнутым лишь на современном этапе истории человечества, хотя его полное осуществление видится только в перспективе.

Исходя из рассмотренных выше теорий, следует подчеркнуть, что пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

Позитивное право – это совокупность юридических норм, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, т.е. право, выраженное в законе.

Позитивное право формируется вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных с формально- юридической точки зрения определенных установлениях (правилах поведения или нормах права). Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.

В отличие от позитивного, естественное право представляет объективно существующее ("природное") право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы. Своим содержанием оно охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др. Естественное право выражается через правовые идеи, принципы права.

Ценность права заключается в его способности служить целью и средством удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность (полезность) права заключается и в том, что оно влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, придает действиям людей организованность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право является средством упорядочения общественных отношений. Государственно-организованное общество в настоящее время не может обойтись без норм права в производстве материальных благ, при организации форм собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления.

Ценность права заключается и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом оно, провозглашая права и свободы отдельной личности, общества и государства, четко определяет границы этих прав и свобод, пересекающиеся с правами и свободами других личностей, обществ и государств (определяет меру свободы и взаимоисключение прав). Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Право, выступая регулятором общественных отношений, противостоит свободе одной личности за счет несвободы другой, произволу одних по отношению к другим, бесконтрольности в реализации прав и свобод отдельных индивидов, групп людей, государств в ущерб других индивидов, групп людей, государств. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях, иначе говоря, право есть обеспечение формальной свободы.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: право открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как показала история развития человечества, сегодня правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения межличностных проблем, противоречий в общественных отношениях, как в отдельном государстве, так и на международном уровне.

Функции права тесно взаимосвязаны между собой, они не существуют изолированно друг от друга. Под функциями права понимают основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Право предоставляет участникам общественных отношений права, возлагает на них обязанности, т.е. регулирует их поведение посредством правовых норм. Таким образом право выполняет регулятивную функцию. В случае же неисполнения или нарушения норм права вступают в действие охранительные правовые нормы, санкциями которых предусмотрено наказание за противоправное поведение. В результате правом выполняется охранительная функция.

Регулятивная и охранительная функции права – это имманентные праву функции. Это основные функции права, которые характеризуют его как самостоятельное образование.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, которое выражается в установлении правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права (например, закрепление политических, экономических, личных прав и обязанностей в Конституции РФ).

Охранительная функция права – направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможности применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия (например, санкции норм Особенной части УК РФ).

Еще одной важной функцией права является воспитательная функция. Прежде чем требовать от граждан исполнения правовых норм, необходимо воспитать положительное отношение к праву, с тем, чтобы они действовали в соответствии с правом. Именно на это и направлена воспитательная функция права – воздействовать на сознание и соответственно поведение участников общественных отношений с целью формирования положительного отношения к праву и, в конечном итоге, побуждения к правомерному поведению.


Top