Система социальных норм. Система социальных норм Конституция в системе социальных норм

Право – система правильного поведения в обществе.

Право и правовые норма – это нормы, принятые государством.

Правовые и юридические нормы обязательны для всех граждан государства.

Выполнение юридических норм может обеспечиваться принуждением со стороны государства.

Право – система общеобязательных правил и норм, установленных в обществе компетентными органами и носящее государственно-властный характер.

Признаками права являются:

государственно-властный характер. Нормы права устанавли­ваются компетентными государственными органами (а не лю­быми органами) при соблюдении особой процедуры (например для принятия законов установлен один порядок, постановле­ний правительства - другой, и т. д.);

общеобязательность. Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории дан­ного государства;

формальная определенность. Нормы права формулируются крат­ко, логично, однозначно, чаще всего - по следующему образцу.

Диспозиция (вводная, описательная часть);

Гипотеза (формулировка запрета);

Санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы);

системность. Вся совокупность правовых норм представляет со­бой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; самый крупный элемент систе­мы - отрасль (объединяет нормы, регулирующие сходные от­ношения, например семейное, уголовное, финансовое право и др.);

подкрепленность принудительной силой государства. Соблюде­ние норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой примене­ния такой силы. Принудительное исполнение норм права осу­ществляют правоохранительные органы.

2. Право в системе социальных норм

1. Нормы права являются не единственным регулятором общест­венных отношений. Наряду с нормами права общественное по­ведение регулируют и другие нормы, принятые в обществе и имею­щие не меньшее значение, чем нормы права. Данные нормы получили наименование социальных норм. К социальным нормам относятся:

Нормы морали;

Религиозные нормы;

Нормы общественных организаций;

Нормы профессиональных групп;

Нормы этикета;

Неформальные нормы отдельных социальных групп;

Иные нормы.

2. Нормы морали - устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например ува­жение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют сле­дующие особенности:

Не подкреплены принудительной силой государства;

Но влекут сильное общественное осуждение в случае их нару­шения;

Тем самым являются мощным регулятором общественных от­ношений.

Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий ха­рактер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отноше­ния, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений).

Религиозные нормы - нормы поведения, установленные опре­деленной религией. По своей сути очень близки к нормам мо­рали (фактически их разновидность, закрепленная в религиозных канонах). Примерами религиозных норм являются 10 запове­дей Христа ("Не убий", "Не укради" и др.). В современных му­сульманских странах получает распространение "жизнь по ис­ламу" - ежедневное следование нормам ислама в повседневной жизни. Также особенностью норм ислама является их совпаде­ние в ряде стран с официальными правовыми нормами. Обычаи (и близкие к ним традиции) - это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и во­шедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздейст­вие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов - представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в ре­зультате страха перед уголовным наказанием, сколько в резуль­тате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая - выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует.

Нормы общественных организаций - этоправила поведения, ус­тановленные в общественной организации и регулирующие отно­шения между ее членами. Данные норму:

Определяют:

Права, обязанности членов (обязанность платить членские взносы);

Структуру объединения, порядок формирования, компетен­цию высших органов;

Распространяются только на членов данной организации;

обеспечиваются мерами общественного воздействия, такими как:

Предупреждение;

Выговор;

Исключение из организации и др.

В качестве примера жесткого регулирующего действия подобных норм можно привести нормы КПСС для членов партии (выго­вор по партийной линии, исключение из партии за какой-либо проступок были не меньшим наказанием, чем другие наказа­ния, установленные законом).

Нормы профессиональных групп регулируют поведение представи­телей отдельных профессий. Например, ими могут быть:

нормы адвокатов:

Писаные - Кодекс адвокатской этики (адвокатская тайна, запрет вести дела в интересах стороны - в прошлом про­тивника клиента по этому же делу);

Неписаные (не "перебивать" клиентов, не устанавливать цены за услуги, явно отличающиеся от общепринятых, и др.;

нормы врачей:

Писаные (например клятва Гиппократа, иные);

Неписаные, распространенные среди врачей;

В прошлом - неписаные нормы поведения функционеров КПСС (спокойствие, невыражение своей позиции, бесконфликт­ность, стремление не принимать единоличных решений и др.);

Нормы представителей иных профессиональных групп.

Указанные нормы, как правило, носят (носили) неформальный характер, но их нарушители рискуют (рисковали) быть отторг­нутыми другими представителями данной группы. Нормы этикета - нормы ежедневного поведения, внешнего вида, общения. Например, законы не требуют опрятно одеваться, но данное требование самостоятельно выполняется людьми, при­знающими основополагающие правила этикета.

Неформальные нормы отдельных социальных групп включают в себя, в частности:

Нормы преступников, соблюдаемые в преступном мире (напри­мер "воровской закон", влияние которого в преступной среде постепенно ослабевает);

"дворовые", молодежные нормы (являются более сильным регу­лятором для молодежи, чем законы);

Негласные армейские нормы и т. д.

Таким образом, поведение человека в обществе регулируется не только правом, но и многочисленными, часто незримыми социальными нормами.

3. В правовой науке наблюдается два явления:

правовой идеализм - ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом. Например, невозможно урегулировать только правом:

Режим в исправительных учреждениях; . отношения между военнослужащими;

Отношения родителей и детей и т. д.) - в реальной жизни всегда есть и будут сферы, недосягаемые для права;

правовой нигилизм - ошибочное убеждение, что правом почти ничего нельзя урегулировать (даже в тех сферах, где возможности регулирования правом ограничены, право в любом случае вы­полняет регуляторную функцию (например трудно на практике запретить законом недобросовестное выполнение родительских обязанностей или телесные наказания детей, но в случае явного злоупотребления ими со стороны родителей это будет так или иначе замечено обществом и государством, и существует воз­можность ограничения произвола родителей правовыми мера­ми; то же касается и других не регулируемых правом сфер).

В обществе существуют различные нормы которые называют социальными. Какое место среди них занимает право? Понятие права, одно из понятий ТГП (теории государства и права), изучают на уроках обществознания в 10 классе.

Особенности права в системе социальных норм

Право - это одна из общественных норм. Роль права очень важна в нашей жизни, при этом оно достаточно определенно отличается от других.

Среди других норм можно выделить мораль, религиозные нормы, обычаи и др.

Ближе всего право к религиозным нормам. И те, и другие в большинстве случаев отражены в каком-либо письменном документе или вероучительной книге. В некоторых исламских странах религиозные нормы являются обязательными для всех, а право лишь переводит их на юридический язык. Но в большинстве современных стран, в отличие от религиозных, нормы права обязательны для всех.

В РФ церковь отделена от государства и не оказывает влияния на право; религиозные убеждения - личное дело гражданина.

Мораль - это общепринятые в обществе понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: как можно поступать, а как - нет, что нравственно, а что безнравственно. Мораль нигде не прописана, она может меняться на протяжении времени. Как правило, представления эти исходят от людей, а не предлагаются им законодателями. Многие нормы права связаны с моральными. Например, воровство безнравственно и противоречит нормам права. Возможны и несоответствия. Но чаще мораль и право согласны, и мораль дополняет право.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Обычаи стоят от права еще дальше. Это неписаные нормы поведения. В некоторых случаях какой-либо обычай представляется государству полезным, тогда он может стать нормой права; напротив, какой-то обычай может быть вредным для государства, и тогда нормы права его ограничивают. Но в большинстве случаев место права не соотнесено с обычаями.

Особенности права

Сначала дадим определение. Право — это система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

  • социально (оно действует в обществе);
  • нормативно (существует в виде норм, регламентирующих, какие действия граждан возможны, какие запрещены и какие предписаны);
  • системно (то есть представляет собой систему, элементы которой взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга; вместе с тем эта система закрыта: субъекты отношений не могут повлиять на нормы права в зависимости от своих намерений и предпочтений);
  • формально (выражено в какой-либо форме, например, в форме закона);
  • общеобязательно ;
  • обеспечено государством (государство обеспечивает выполнение норм права вплоть до принуждения);
  • носит государственно-волевой характер (государство заинтересовано в исполнении своей воли и готово требовать исполнения норм права от всех граждан, в том числе и с помощью специальных органов (полиция и т.п.)

Как право отражается на нашей жизни? Право выполняет несколько функций:

  • охраняет и регулирует наиболее важные общественные отношения;
  • воспитывает, не позволяя нарушать нормы;
  • закрепляет нормы, сформировавшиеся исторически.

Нормы: социальные и правовые

Социальная норма - это такая норма, которая регулирует жизнь общества, отношения между людьми. В системе социальных норм есть разные (моральные, религиозные и т.п.), в том числе и правовые.

Правовая норма - это малая часть права. Это именно один элемент, в то время как право в целом довольно обширно и представляет собой систему.

Правовая норма является социальной, но она имеет явные отличительные особенности, которые позволяют отмежевать ее от других норм.

Она единственная исходит не от общества, а от государства и является официальным выражением его воли, при этом существует в конкретной форме, закрепленной в каком-либо документе.

Она является выражением воли государства и охраняется его силовыми органами.

Она призвана:

  • указывать, как именно, где и при каких обстоятельствах субъект должен, или может, или не может совершать какие-либо действия;
  • закрепить права и обязанности участников каких-либо отношений, регламентируя допустимую меру свободы человека.

Фраза «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа» сказана судьей некоему парламентарию, задевшему рукой нос соседа; в ответ на слова: «Я имею право размахивать руками!» судья и произнес эти слова.

Структура нормы права

Норма права имеет конкретную структуру, показанную в таблице:

Принципы классификации правовых норм

Правовые нормы классифицируются по многим принципам. Примеры:

  • по социальному назначению нормы делятся на учредительные (основополагающие принципы), декларативные (заявления), дефинитивные (определения чего-либо), коллизионные (рассуждающие), оперативные (инструментальные), обеспечительные (гарантирующие что-либо), регулятивные (собственно правила), охранительные;
  • по характеру норм : обязывающие, запрещающие, управомочивающие (разрешающие);
  • по сфере действия : общие (для всех), ограниченного действия (например, действующие в течение какого-либо времени, или на конкретной территории, или при конкретных обстоятельствах), локального действия (действующие в конкретном коллективе).

Есть и другие варианты классификаций.

Что мы узнали?

Кратко о праве в системе социальных норм общества можно сказать, что его нормы являются частным случаем социальных норм. При этом они являются специфической частью социальных норм, обладающей множеством особых качеств, установленной и поддерживаемой волей государства и строго регламентированной.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 296.

В.Ф. Мартынов*

К вопросу о месте норм права в системе социальных норм

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавливаются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуации, а также определяются меры ответственности за несоблюдение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрывную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо-плохо, приемлемонеприемлемо; возможно-невозможно и т.п. Из оценок вытекают соответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определенные последствия. К примеру, убивать людей плохо -убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.

Система социальных норм складывается под воздействием различных факторов: исторического периода, уровня технического и культурного развития; геополитической обстановки и т.п. Как отмечает В.С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа1. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала (и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «добра» и «зла»2. Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обществом вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недопустимого поведения.

Таким образом, социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые и признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т.п.) образцы, (стандарты, модели) поведения участников социального общения.

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность - социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества;

Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер - сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;

Сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения»3;

Культурная обусловленность - социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

* Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Теория права и государства

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В качестве примера политических норм,вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа. Вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по поводу законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.

Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный, в зависимости от обстоятельств, товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания, и т.п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально-значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «“Регулярное” государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. “Обычай” - жизнь не возведенная в ранг “грамматики”, - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, “закостенелостью”. Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как “регулярное”. Государственная деятельность осмыслялась как введение “регламентов” с последующим преобразованием жизни по их образцу»4.

По характеру воздействия на социальную среду - прогрессивные и регрессивные.

Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство исследователей считают прогрессивными те преобразования которые были обусловлены реформами Петра I. При этом ре формационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и моральными нормами, правилами этикета и т.п.

Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, используемые в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80%5.

Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констатировать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил ИЮ. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.»6.

Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе. В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий»7.

Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:

Общезначимость;

Результативность.

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т.е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и в частности противоречие «право - государство - закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной8.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социального явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).

В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, наряду с правом в процессе социального регулирования участвуют и другие правила поведения, получившие свое формальное закрепление в нормах религии, обычаев, морали и т.п.

Соотношение правовых норм с иными социальными нормами будет рассмотрено нами в соответствующих разделах.

Соотношение права и нравственности

Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как самостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматриваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то на наш взгляд это, прежде всего общезначимость и результативность правового предписания.

Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъективную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь, не менее масштабные государственноправовые и социокультурные преобразования, имевшие место в период властвования И.В. Сталина, зачастую оцениваются как «несправедливые (неправильные)» Причем субъективные оценки права с точки зрения его нравственности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так, один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве справедливого с точки зрения лица, пострадавшего от преступления, и несправедливого, неоправданно жестокого с точки зрения

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Теория права и государства

лица, признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда.

В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридические свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечиваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридической ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помощи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независимо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо несправедливой.

В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юридических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правоприменительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных построена на сочетании «суда по справедливости», осуществляемого присяжными, с юридической деятельностью профессионального судьи, производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты в процессе, должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации.

Соотношение права и религии

Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)9.

Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.

Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов:

1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственно-правовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.

Религия, в свою очередь, рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно, религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей соответствующей конфессии.

2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат10. В шариате с точки зрения исламской религии наряду с собственно духовными освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы»11 .

Соотношение права и технических норм

Наряду с нормами (правилами), регламентирующими человеческое поведение в социальной среде, существуют технические нормы, посредством которых устанавливают регламенты эксплуатации техники, правила проведения различных работ, режимы природопользования и т.п. Не

являясь социальными, технические нормы тем не менее непосредственным образом связаны с человеческой жизнью12. С их реализацией связывается общественное развитие и, соответственно, их несоблюдение и нарушение влечет наступление социально-вредных последствий.

Соотношение технических и правовых норм целесообразно рассматривать в рамках трех подходов.

1. Субъект действует в четком соответствии с предписанием технической нормы. В этом случае правовая норма бездействует либо используется в качестве поощрительной. К примеру, водитель, в течение длительного времени осуществляющий безаварийную езду, не допускающий поломок вверенного ему автотранспортного средства и таким образом исполняющий как правила эксплуатации технических средств, так и правила дорожного движения, в соответствии с нормами трудового законодательства может быть поощрен (премирован, представлен к государственной награде, почетному званию и т.п.).

2. Субъект нарушает требования технической нормы, причиняя при этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение не затрагивает. В сложившейся ситуации правовая норма бездействует. Считается, что вред, причиненный нарушителем самому себе, выступает в качестве наказания за совершенное нарушение. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, связанную с аварией автомобиля, наступившей по вине водителя, в результате которой вред был причинен только автомобилю и самому водителю. При этом дополнительной правовой ответственности к нарушителю, который одновременно является и пострадавшим, в законе не предусмотрено.

3. Нарушение технической нормы повлекло наступление социально-вредных последствий. В этом случае к нарушителю применяется мера юридической ответственности, предусмотренная санкцией соответствующей нормы права. К примеру, в Федеральном Законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ в ст. 1 определяется, что «требования пожарной безопасности - это специальные условия... технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности». Ст. 38 названного Закона содержит предписание, согласно которому нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей и нанесение материального ущерба, обусловливает привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В заключение статьи представляется целесообразным сделать некоторые обобщения и выводы.

Прежде всего необходимо отметить, что отношения между людьми носят упорядоченный характер и регламентируются множеством поведенческих стереотипов - социальных норм.

Многообразие социальных норм предопределяет необходимость их дифференциации и иерархизации. Постепенно в системе социального регулирования выделяется специфическая нормативная система, объединяющая нормы общезначимого (публичного) характера. Такая система получает название права. От других социальных норм нормы права отличаются прежде всего тем, что только они признаются общезначимыми и общеобязательными. При этом правовой норма может считаться только в том случае, если оказывает результативное (регулятивно-охранительное воздействие) на общественные отношения.

Рассматривая проблему соотношения норм права с другими социальными нормами, целесообразно выделять три группы отношений: права и морали, права и религии, права и технических норм. При этом во всех случаях в основу соотношения названных норм положены принципы непротиворечия праву и окончательного разрешения возникающих коллизий в соответствии с правовыми нормами.

1 См.: Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 5.

2 См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 157.

3 Лейст. О.Э. Указ. соч. С. 157.

4 Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. С. 41.

5 См.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 33.

6 Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 5.

7 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. С. 16.

8 См.: Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб., 2004. С. 30-31.

9 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 675.

10 Термин «шариат» происходит от арабского «шараа» - «направлять», «издавать законы».

11 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 3.

12 Следует отметить, что дифференциация социальных и технических норм в ряде случаев носит достаточно условный характер, поскольку ряд технических норм (правила техники безопасности труда, безопасности движения транспорта, санитарные, ветеринарные нормы и др.) по сути являются социальными, а некоторые социальные нормы (нормы рентабельности и эффективности функциональной деятельности, языковые нормы и др.) близки к техническим. См. Лейст О.Э. Указ. соч. С. 153.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны.

Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе.

Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

Норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения.

Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

В свою очередь норма имеет сложную структуру, прежде всего ядро - правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может видоизменяться, делиться, укрупняться.

Норма права - это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения. .

Социальные нормы образуют единую систему, а нормы права - особую подсистему в ней. Будучи разновидностью социальных норм, нормы права имеют с ними много общего и в то же время отличаются от них специфическими свойствами. Общее в правовых и социальных нормах проявляется в следующем:

  • 1) нередко социальные нормы содержат одинаковые предписания. Например, кража расценивается правом как преступление, религией - как грех, моралью - как дурной поступок. Причинение вреда в результате самообороны оправдывается и правом,и моралью;
  • 2) нормы морали, религиозные и корпоративные нормы могут приобрести правовое оформление. Например, оскорбительные приставания к прохожим, нецензурная брань в общественном месте (нарушение норм морали) расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве такового наказываются. Некоторые религиозные праздники (например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреплены законодательством;
  • 3) подобно корпоративным нормам и нормам религии, нормы права зафиксированы документально. Например, корпоративные нормы содержатся в уставе коммерческой организации, нормы религии - в священных книга (Библия, Коран, Веды), нормы права - в законе или подзаконном акте;
  • 4) социальные нормы обладают единством цели. Они направлены на урегулирование общественных отношений. Нормы религии, морали, права имеют также огромный воспитательный потенциал, они оказывают влияние на формирование человеческой личности.

Место норм права среди социальных норм не исчерпывается сходством - есть и различия, которые определяют специфику права в системе социального регулирования:

  • 1. Нормы права связаны с государством. Государство устанавливает, изменяет, отменяет или официально признаёт правовые нормы;
  • 2. Нарушение нормы права влечёт негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. Нарушение же норм морали влечёт лишь общественное осуждение, нарушение корпоративных норм - реакцию со стороны организации, в которой действуют эти нормы, а нарушение религиозной нормы - санкции со стороны церкви;
  • 3. Действие норм права распространяется на всех людей, а не только на приверженцев той или иной религии или членов корпорации.

Вместе с тем норма права - это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности, новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т.п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, - что, может быть, самое главное, - возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.

Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности. Обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права - это правило не только для единичного случая, но и для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.

Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и социально важных процессов общественного бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное содержание права - это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.

Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов труда и их распределения, норма права распространила свое действие и на политические, социальные структуры общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти и т. п.

Норма права еще и потому создает социально-равновесное состояние, что у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, то есть предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества.

И социальная ценность нормы права заключается как раз в том, что создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами. Норма права еще и потому завоевала культурное развитие человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.

Норма права - это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.

Право и мораль

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на развитие и совершенствование.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Общие и отличительные черты права и морали.

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально - экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Общее между правом и моралью:

  • 1. и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
  • 2. имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
  • 3. им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
  • 4. они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
  • 5. имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
  • 6. представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;

Право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали. .

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права.

Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.

Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.

Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.

Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.

С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:

  • 1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
  • 2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах - законах, указах, и т.д.
  • 3. По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.
  • 4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. .

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило». Общественные отношения регулируют социальные нормы. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления государства и появления нового вида социальных регуляторов - права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путём создания нормативных актов.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Термин «право» имеет множество определений. Самыми распространёнными являются следующие трактовки.

1) Право в общесоциальном смысле. Оно предстаёт в виде свободы и обоснованности с позиций религиозного права и нравственности. Подобное право не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его представлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом.

2) Право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. Поведение человека здесь подразделяется на законное и незаконное.

Право в сугубо юридическом смысле - это система общеобязательных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования. В системе права можно выделить три уровня: первый уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и пододрали права, а третий отрасли права.

Отраслью права совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Система права в России включает в себя следующие отрасли:

а) Административное право - отрасль публичного права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся: а) в сфере деятельности органов государственной власти. б) во внутриорганизационной деятельности других государственных органов. в) в процессе осуществления некоторыми общественными организациями и их органами внешних исходящих от государства, юридически властных полномочий.

б) Конституционное право - основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Данное право регулирует порядок избрания государственных органов всех уровней, их взаимоотношения между собой. Основным источником конституционного права является - Конституция.

г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

З) уголовное право - отрасль права, представляющая собой систему норм, установленных высшими государственными органами власти, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания применить к лицам совершившим их.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

· гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

· Уголовно-процессуальное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, регулирующих порядок деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры при производстве по уголовным делам, права и обязанности граждан и организаций, участвующих в уголовном деле, и возникающие при этом правоотношения.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.

Институт права - это совокупность норм, регулирующих несколько групп однородных общественных отношений.

Подотрасль права - это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное.

Начальный элемент всей правовой конструкции составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.


Top