Президиум верховного суда российской федерации. Верховный суд российской федерации Президиум верховного суда рф какие дела рассматривает

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда РФ

  • Лебедев Вячеслав Михайлович - Председатель суда
  • Серков Петр Павлович - Первый заместитель председателя суда
  • Давыдов Владимир Александрович
  • Нечаев Василий Иванович - Заместитель председателя суда
  • Петрова Татьяна Анатольевна - Заместитель председателя суда
  • Рудаков Сергей Валентинович - Заместитель председателя суда
  • Свириденко Олег Михайлович - Заместитель председателя суда
  • Хомчик Владимир Владимирович - Заместитель председателя суда
  • Тимошин Николай Викторович - Председатель судебного состава

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности Президиум проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

Обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

Утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

Утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

Возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

Рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Обзоры судебной практики, утвержденные Президиумом Верховного суда

    "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

  • "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008) (Извлечение) (редакция от 17.07.2019)

  • "Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26
    "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом...

  • "Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

  • "Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

  • (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

  • "Обзор практики применения судами положений главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих преступность деяния" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019)

  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

  • "Обзор практики рассмотрения судами ходатайств о наложении ареста на имущество по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.03.2019)

  • (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.03.2019)

  • "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (редакция от 26.12.2018)

  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (редакция от 26.12.2018)

  • "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

  • "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

  • Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

    Верховному Суду принадлежит законодательной инициативы по вопросам его ведения.

    Порядок формирования, состав и полномочия Пленума Верховного Суда РФ

    Ст. 14 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе:

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    2. заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    3. судей Верховного Суда Российской Федерации.

    В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда судьи Конституционного Суда, судьи Высшего Арбитражного Суда, иные судьи и другие лица.

    В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    Полномочия Пленума Верховного Суда:

    1. дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;
    2. использует право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции);
    3. обращается с запросом в Конституционный Суд в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции;
    4. утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда;
    5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    подробнее...

    1. избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда;
    2. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде, а также положение о нем;
    3. утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом заключение о наличии в действиях Генерального прокурора и (или) Председателя Следственного комитета признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
    4. ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей;
    5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности судебных коллегий Верховного Суда и Апелляционной коллегии Верховного Суда;
    6. избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
    7. утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
    8. утверждает Регламент Верховного Суда.

    Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

    Порядок формирования, состав и полномочия Президиума Верховного Суда РФ

    Ст. 15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации включает:

    1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
    2. заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    3. судьи Верховного Суда Российской Федерации.

    Количественный состав (13 судей) Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

    Члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (положительное квалификационное заключение, Председатель ВС - Президент - Совет Федерации)

    Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

    Ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» излагает Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации:

    1. проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты ;
    2. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    3. разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
    4. утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
    5. возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    6. рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики , анализа судебной статистики;
    7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ
    "О Верховном Суде Российской Федерации"

    Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации

    1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.
    2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации входят в состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации по должности.
    3. Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
    4. Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
    5. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

    Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

    1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:
    1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
    2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
    4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";
    5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
    6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
    8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
    2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
    3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

    • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    • изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ;
    • осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции РФ и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
    • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
    • публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами.

    Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ . Рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законопроектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы Пленум Верховного Суда РФ.

    Порядок формирования Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ одинаков, но он отличается от того, как образовывается Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

    Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" составы первых четырех коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Председатель же и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ , основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. Они же, а также Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают к тому же соответствующие дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Верховный Суд РФ по первой инстанции рассматривает гражданские дела:

    • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ ;
    • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти , затрагивающих права , свободы и законные интересы граждан и организаций;
    • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
    • об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
    • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий , общероссийских и международных общественных объединений , о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации ;
    • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов , референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
    • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ ;
    • о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
    • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК).

    В апелляционном порядке Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных итоговых решений, принятых в первой инстанции верховными судами республик , краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов (п. 4 ч. 2 ст. 389.3 УПК, п. 3 ст. 320.1 ГПК).

    Помимо того, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке приговоры и постановления мирового судьи, приговоры, определения и постановления районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговоры или иные итоговые судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 2 ч. 2 ст. 401.3 УПК).

    Судебная коллегия по гражданским и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в кассационном порядке рассматривает дела по жалобам и представлениям на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК).

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает также заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; собственных (Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ) приговора, определения, вынесенных ею в ходе производства по уголовному делу в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 417 УПК). Судебная коллегия по гражданским делам, как и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные по первой инстанции, а также свои постановления, которыми ею изменено или принято новое судебное постановление в апелляционном или кассационном порядке (ст. 393 ГПК).

    1. является судьей и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
    2. не соглашается с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и выносит свое определение о его отмене и передаче кассационной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 381 ГПК);
    3. в случае истребования гражданского дела с учетом его сложности продляет срок рассмотрения кассационной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца (ч. 3 ст. 382 ГПК);
    4. не соглашается с постановлением судьи Верховным Судом РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и выносит постановление об отмене такого постановления и о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 401.8 УПК);
    5. организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;
    6. организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики ;
    7. созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;
    8. формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда РФ;
    9. приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ судей Конституционного Суда РФ , судей Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судей и других лиц;
    10. созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;
    11. распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ, судьями Верховного Суда РФ;
    12. руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и судебных коллегий Верховного Суда РФ;
    13. в необходимых случаях своим распоряжением привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 2 ст. 18 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");
    14. организует работу Верховного Суда РФ по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
    15. взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;
    16. может принять участие в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации");
    17. может принять участие в работе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ - и в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации");
    18. может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
    19. знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ (п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
    20. с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ - и заместителей последнего (ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
    21. утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;
    22. утверждает положение о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
    23. представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции;
    24. представляет Президенту РФ для назначения в установленном порядке кандидатуры судей Верховного Суда РФ на должность члена Президиума Верховного Суда РФ, кандидатуры на должности первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ, а также кандидатуры на должности председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
    25. формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает председателей судебных составов судебных коллегий Верховного Суда РФ;
    26. представляет на утверждение Пленума Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
    27. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда РФ, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
    28. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик , краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
    29. направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;
    30. организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним Законом РФ о статусе судей в РФ и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти ;
    31. утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации";
    32. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей судов общей юрисдикции;
    33. вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей судов общей юрисдикции на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
    34. вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ работников аппарата Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
    35. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности , организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
    36. присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда РФ классные чины государственной гражданской службы РФ;
    37. вносит Президенту РФ в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы РФ работникам аппарата Верховного Суда РФ и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
    38. имеет право на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона "О государственной охране");
    39. при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на него служебных обязанностей обладает дипломатическим иммунитетом, в связи с чем он получает дипломатический паспорт (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию");
    40. Верховного Суда РФ Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

      Председатели судебных коллегий одновременно по должности являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

      Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

      1. в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
      2. председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда РФ, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;
      3. информируют Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РФ;
      4. организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ;
      5. организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда РФ, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда РФ и по прохождению судьями иных судов общей юрисдикции стажировки в Верховном Суде РФ;
      6. осуществляют иные полномочия по организации работы Верховного Суда РФ.

      Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права , обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

      Организация работы в Верховном Суде РФ. Аппарат суда

      Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.

      Задачами Научно-консультативного совета признаются изучение вопросов, возникающих в судебной деятельности, и разработка соответствующих рекомендаций:

      а) по проектам постановлений Пленума Верховного Суда РФ, содержащих разъяснения по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики ;
      б) по законопроектам Верховного Суда РФ;
      в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ;
      г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

      Помимо основной перед Научно-консультативным советом при Верховном Суде РФ стоит также задача оказания методической помощи в организации работы Научно-консультативных советов, образованных при верховных судах республик , краевых и областных и соответствующих им судах.

      Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели совета - руководители секций совета, ученый секретарь, члены совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов , адвокатов . Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Суда РФ по должности.

      Возглавляет работу Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ председатель Научно-консультативного совета. Он должен организовывать работу совета в соответствии Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ; определять круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, давать поручения ученому секретарю и членам совета; председательствовать на заседаниях совета; принимать меры к реализации рекомендаций и заключений совета и информировать его о решениях, принятых Верховным Судом РФ по этим рекомендациям.

      Сопредседателями совета являются председатели секций. Они определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях секций, дают поручения ученому секретарю и членам совета, председательствуют на заседаниях секций совета и информируют его членов о реализации выработанных ими рекомендаций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.

      Следующий член состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ - ученый секретарь Научно-консультативного совета. Им обеспечивается деятельность совета и его секций, составляются планы работы, контролируются их выполнение и реализация решений, принятых советом и его секциями, организуются их заседания, обеспечиваются члены совета необходимой документацией и научно-справочными материалами. Он обязан представлять информацию о работе Научно-консультативного совета в редакцию журналов "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Российская юстиция", где работа данного совета по мере необходимости освещается.

      Все остальные члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют другие поручения, вытекающие из Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ и планов работы совета.

      Члены Научно-консультативного совета вправе участвовать в работе Пленума Верховного Суда РФ, а также знакомиться с разрешения руководителей Верховного Суда РФ с материалами судебной практики и данными судебной статистики.

    История

    Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

    24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

    19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

    В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), - что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, - что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

    11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

    23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

    Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

    В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений :

    1) народный суд:

    В составе постоянного народного судьи;

    В составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

    2) губернский суд;

    3) Верховный Суд РСФСР.

    4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, - Верховный Суд РСФСР».

    К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора - дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

    Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

    Верховный Суд РСФСР действовал в составе :

    а) Президиума;

    б) пленарного заседания;

    в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

    г) судебной коллегии;

    д) военной коллегии;

    е) военно-транспортной коллегии;

    ж) дисциплинарной коллегии.

    Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам.

    В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

    Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

    В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили : Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

    По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

    Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

    К компетенции Пленума относилось : истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

    30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

    С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

    Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

    25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

    27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

    В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

    11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей - «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

    20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

    19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

    В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

    В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

    Место в судебной системе

    Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

    В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

    Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

    Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

    Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

    Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

    В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

    При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

    Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

    Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия - государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

    Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.


Top