Дела подсудные судам общей юрисдикции. Подсудность и подведомственность гражданских дел в судах общей юрисдикции

Подсудности необходимо отличать от подведом­ственности.

Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы (внутри конкретной ветви) по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третей­ских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Тем не менее, в этих не судимых случаях юрисдикционный феномен достигает своей составной цели, поскольку он способствует правопорядку и безопасности, устраняя потенциальные конфликты интересов, которые могут вырваться перед лицом правовой неопределенности, тем самым охлаждая угрозу социального мира и, прежде всего, обеспечения защиты прав. Он настоятельно призывает подчеркнуть, что, исходя из феноменологического подхода к процессу, важны соображения Антонио Адонияса Агиара Бастоса при распределении важности.

В этом контексте было бы неуместным полагать, что судебный процесс - это метод, с помощью которого судья достигнет истины, заявив, что юридическое решение ранее существовало в конкретном случае, как если бы процессуальная деятельность не мешала и не включала в себя собственно судебный процесс. По сути, магистрат будет формировать свое понимание в процессе, через процесс и судебный процесс, и при этом создает правовую норму, которая будет действовать, и только создавая контент, ранее несуществующий.

Условие возникновения гражданского процесса по конкретному спору - решение судьей двусторонней за­дачи:

    1. относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);
    2. какой конкретно суд обязан рас­сматривать данное дело (подсудность).

Подсудность - это институт (совокупность ), регулирующий относимость подведомственных судам дел к веде­нию конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Эта новая ситуация требует изменения от традиционной когнитивной парадигмы и от самой концепции судебного процесса. Уместно уточнить, что теория инструментальности не может быть полностью устранена, поскольку этот процесс нельзя рассматривать как самоцель. Процесс должен анализироваться с юридической точки зрения его цели, т.е. состава судебных процессов посредством творческой юрисдикционной деятельности, а также социальных и политических последствий. Этот предмет широко изучается Кандидо Рангел Динамарко.

С социальной стороны юрисдикция имеет две цели: справедливое социальное умиротворение и социальное образование. Это, на мой взгляд, неразрывно связано с телеологическим смыслом осуществления юрисдикции, которое соответствует составу судебных процессов, а не простому применению закона, делающего деятельность судьи чисто механистическим, что не всегда приводит к эффективности правосудия и достижению общего блага.

Подсудность гражданских дел регламентируется гл. 3 ГПК РФ.

Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции

Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции:

    • родовая (предметная);
    • территориальная;
    • по связи дел.

Родовая подсудность гражданских дел

Родовая подсудность - подсудность гражданских дел по первой инстанции судам определенного уровня судебной системы.

Наконец, политические области юрисдикции, а именно: утверждение государственной власти, поклонение публичным свободам и гарантия участия юрисдикции в судьбе общества. Основные характеристики юрисдикции. Юрисдикция охватывает некоторые элементы, которые характеризуют ее, чья идентификация необходима для понимания этой функции состояния. Основными характеристиками юрисдикции являются: силовые нагрузки, гетерокомпозиция, беспристрастность, инерция и творческий характер.

Необходимо отметить, что при установлении себя в функции государства предполагается, что судебная деятельность первоначально представляет собой силовую обязанность, поскольку она действует императивно посредством применения правовой нормы, однако, однако, и к аксиологическим и телеологическим предписаниям, в которых излагаются Конституционная хартия и экстравагантные законы, которые в кратком обобщении обобщаются в обязанности содействовать юридическому порядку, общему благому и социальному умиротворению.

Родовая подсудность определяется

    • характером (родом) дела,
    • предметом спора,
    • иногда субъектным составом материального пра­воотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

    1. подсудные мировым судьям,
    2. подсудные районным судам,
    3. подсудные верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов,
    4. подсудные Верховному Суду Рос­сийской Федерации.

По родовой подсудности происходит отграничение компетен­ции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъек­тов Федерации и последних - от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

Вторая характеристика, относящаяся к юрисдикции, - это гетерокомпозиция. В принципе, юрисдикция касается лиц, занимающихся защитой законных товаров в споре. Таким образом, государство является обладателем юрисдикционной выгоды и заменяет волю и деятельность сторон и определяет состав конфликта. Однако невозможно представить судебную функцию как конкретное применение воли объективного права, характер которого является просто декларативным.

Крайне необходимо настаивать на том, что юрисдикция в основном творческая по своей природе. Еще один важный аспект, который следует отметить, заключается в том, что юрисдикция, осуществление которой осуществляется беспристрастной третьей стороной, не является исключительным атрибутом. Административные суды, несмотря на их решения, не имеют юрисдикционного характера, проявляются беспристрастными третьими сторонами.

При этом у вышестоящих судов нет права на изъятие дел для рассмотрения из нижестоящих судов , так как согласно п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотре­ние его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Территориальная подсудность гражданских дел

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория (административная территория), на которой функционирует конкрет­ный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

Еще одна характеристика юрисдикции - беспристрастность, и следует заранее отметить, что ее нельзя спутать с понятием нейтральности. В этот промежуток времени Дидье проливает свет на эту тему, утверждая, что. Вы не можете путать нейтралитет и беспристрастность. Миф о нейтралитете основан на возможности того, что судья лишен бессознательной воли; интересы сторон, а не общая заинтересованность в отправлении правосудия; что судья не имеет никакого отношения к результату инструкции. Никто не нейтрален, потому что у всех есть страхи, травмы, предпочтения, переживания и т.д. однако судья не должен интересоваться спором и должен относиться к сторонам одинаково, гарантируя противоречие в соотношении сторон: это должно быть беспристрастно.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью . Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами .

Общее правило территориальной подсудности (общая терри­ториальная подсудность) закреплено в ст. 28 ГПК РФ. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства от­ветчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации. В норме заложен принцип ин­тереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.

В этом смысле магистрат принимает позицию равенства по отношению к заинтересованным сторонам и имеет в своем объеме состав конфликта интересов. В этой перспективе Теодор Йниор характеризует ее как «бескорыстную деятельность конфликта». Это также характерно для юрисдикции, которая является отсутствием, то есть юрисдикционная выгода связана с провокацией заинтересованного субъекта. Принцип инерции основан на искусстве. 2 Гражданского процессуального кодекса, предусматривающего, что «ни один суд не обеспечивает судебную защиту, если сторона или заинтересованная сторона этого не просит в случаях и в юридических формах».

В теории гражданского процессуального права территориаль­ную подсудность разделяют на подвиды:

    • общая ;
    • альтернативная (подсудность по выбору истца) - дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе;
    • ис­ключительная - исключает применение других видов территориальной подсудности;
    • договорная - стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела.

Правило общей подсудности гласит: иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика или по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ). В ст. 131 ГПК РФ говорится, что истец обязан в исковом заявлении указать место жительства ответчика. Установление места жительства судом не проводится, за исклю­чением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ).

Таким образом, суды закрыты для осуществления судебной деятельности без предварительной провокации со стороны заинтересованного субъекта. Как объясняет Александр Чамберс, «без судебного разбирательства не может быть никакой юрисдикции». Наконец, необходимо утверждать творческий характер юрисдикции. Судебная власть не только выполняет функцию отрицательного законодателя, но и действует путем конкретизации системы прав в конкретном случае. Закон не содержит всего содержания закона и не связан законом.

В свете этих утверждений нет никаких сомнений в том, что государство создает права, когда оно выполняет юрисдикционную функцию. Гражданский процессуальный кодекс устанавливает в ст. (1) что гражданская юрисдикция содержит судебную юрисдикцию и добросовестную юрисдикцию. Изучение добросовестной юрисдикции в процессуальном праве вызвало острые дискуссии в доктринальной сфере.

В ст. 29 ГПК РФ установлены случаи определения альтернативной подсудности , т.е. места рассмотрения дела по выбору истца (выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика).

Исключительная подсудность по определенным категориям гражданских дел, указанным в законе (ст. 30 ГПК РФ), точно предопределяет в законе выбор суда. Предъявление исков по перечисленным в законе делам в другие суды, кроме указанных, исключается.

Многочисленны теории, которые направлены на выяснение характера добровольной юрисдикции. Среди доктринальных течений была более высокая оценка и распространенность, чем та, которая считает добровольную юрисдикцию формой государственного управления частными интересами.

Для этой важной позиции добровольная юрисдикция не должна рассматриваться как подлинная юрисдикция, поскольку она не имеет юридической силы. Он не может быть заменяющим, поскольку в качестве аргумента вмешивается судья среди членов юридического бизнеса, и нет необходимости говорить о замещении. Тем не менее, поскольку нет юрисдикции, нет никаких действий и процедур, а просто процедура и, следовательно, только заинтересована, нет сторон.

Договорная подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны вправе сами определить суд, которому подсудно дело. Однако они могут изменить только два вида территориальной подсудности: общую (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативную (ст. 29 ГПК РФ). Исключительная подсудность, как и родовая, не может определяться соглашением сторон. Эти виды подсудности имеют определяемый законом регламент.

Во-первых, идея о том, что она не имеет юрисдикции в рамках добровольной юрисдикции, не может быть отомщена, поскольку это не является предпосылкой интеграции юрисдикции в отношении существования спора, это не обязательно должно быть выражено в просьбе. Потенциала конфликтов, которые возникают, достаточно для подчинения судейскому органу. Разумеется, юрисдикционная цель распространяется даже на защиту интересов, отмеченных отсутствием судебных разбирательств.

Что касается взаимозаменяемости, то это шифрование, согласно которому закон запрещает заинтересованным сторонам решать, как они хотят, юридическое дело, о котором идет речь. Судья действует таким образом, который в принципе не принадлежит ему, занимая позицию беспристрастной третьей стороны и по этой причине заменяет деятельность получателей интереса, цель его исполнения. Разумеется, добровольная юрисдикция заменяет частные интересы.

Подсудность по связи дел

Подсудность нескольких связанных между собой дел имеет ме­сто в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 151 ГПК РФ). Существование этого вида подсудности по связи требований обусловлено необходимостью своевременного и правильного рас­смотрения в одном деле нескольких требований, заявленных к различным ответчикам. Все заявляемые требования в этом случае вытекают из одного правового основания. Например, иск может быть предъявлен к лицам, совместно причинившим вред (ст. 1080 ГК РФ). Автор произведения, открытия может предъявить иск к другим авторам, соавторам.

Для правильного восприятия нормы необходима экзегеза с линейной последовательностью идей. Кроме того, нельзя забывать, что принципы и следствия имеют основополагающее значение для процесса, особенно потому, что юрисдикционная функция основана на конституционном порядке. Поэтому исключается идея о том, что добровольная юрисдикция носит административный характер. Правильнее сказать, что это юрисдикция.

Как уже было сказано, юрисдикционная деятельность руководствуется инерцией, то есть роль государства-судьи зависит от провокации, согласно ст. 2 процессуального закона. Конфликты могут быть решены другими искажениями, которые не являются юрисдикционными условиями урегулирования споров. К таким формам разрешения споров относятся юрисдикционные или замещающие эквиваленты юрисдикции. В качестве примеров можно привести самоуничтожение, самосогласование, посредничество и другие.

Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика .

При подсудности по связи дел выбор суда происходит только по признаку места жительства нахождения ответчика (ответчиков) .

Арбитраж, в свою очередь, не следует понимать как замену судебных органов, а скорее как юрисдикционную деятельность. Согласно магистерству Фредери Дидье, это «практика юрисдикции негосударственными органами». В Бразилии это регулируется Законом 307 от 23 сентября.

Недвусмысленно отмечается, что свободный выбор арбитража не подразумевает исключения из юрисдикции. Те, кто способен это сделать, только отрекаются, открывают дверь, государственной юрисдикции. Достойным признательности являются слова Дидье, когда он заявляет, что «юрисдикция является монополией государства, но неправильно говорить, что это монополия на ее осуществление». Если арбитражное решение производит те же последствия, что и судебное решение, вынесенное органом судебной власти, разумно представить его как вытекающее из судебной деятельности.

Передача гражданского дела из одного суда в другой - явле­ние исключительное. Общее правило подсудности состоит в том, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по су­ществу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.

В чужой доктрине арбитраж регистрируется как имеющий юрисдикционный характер. Среди итальянцев мы можем выделить Луиджи Паоло Кооглио, Коррадо Ферри, Микеле Тараффо и Серхио Ла Китая. Последний, цитируемый Нотариальным Светом Жильберто, считал, что. Однако после изменения основная направленность Гражданского процессуального кодекса заключалась в том, чтобы признать немедленную и безусловную ценность арбитражного решения в качестве инструмента решения спора.

Понимание темы таким образом означает пропаганду доступа к правосудию. На этом этапе необходимо установить новые параметры регулирования Закона, главным образом, из-за его инструментальной неэффективности и кризиса государственного судебного аппарата. Сфера охвата этого кризиса судебной идентичности согласуется с противоречиями национальной правовой культуры, построенной на технико-догматической рациональности и основанной на формальных и формальных процедурах и которая в риторике своего «нейтралитета»неспособна следовать темп социальных преобразований и повседневная специфика новых коллективных конфликтов.

Однако, как исключение, передача дела из одного суда в другой может иметь место, но лишь в случаях, предусмотренных в зако­не (ст. 33 ГПК РФ), и в порядке, регламентированном нормами гражданского процессуального права.

В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд, если:

    1. ответчик , место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения ;
    2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств ;
    3. при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности ;
    4. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными . Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. Т.е. подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы. В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах.

Подведомственность - это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы - исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые - все иные юри­дические вопросы самых различных правоотношений.

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, не­акцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):

По заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

По заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

По заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

Иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):

Об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

Об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

О принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом осви­детельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностран­ными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в принятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции. Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на 4 вида.

1) Исключительная подведомственность - к этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

2) Альтернативная подведомственность - предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

3) Условная подведомственность-предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рас­смотрения (например, по трудовым спорам).

4) Подведомственность по связи исковых требований- когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду.

Подсудность – это гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности.

1. Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы РФ. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т.д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

2. Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на:

а) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

б) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

в) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

3. Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.


Top