Государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда Государственные нормативные требования по охране труда

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 211 ТК РФ

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда (действующая редакция)

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 211 ТК РФ

1. Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК (разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например: Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; Закон об уничтожении химического оружия; Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии; Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Разработанные указанными лицами проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минтруд России в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей) и издаются им после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.

На территории РФ в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39).

Потребления" до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. С учетом представления обществом в материалы дела только документов датированных периодом ввоза товара и подтверждающих использование при монтаже оборудования металлоконструкций, т.е. только тех документов которые подтверждают его позицию...

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-14227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Потребления» до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из вышеприведенных правовых норм, завершение таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно, возможно только после уплаты условно начисленных таможенных платежей...

  • +Еще...

    Для работодателя охрана труда является обязательной, что гарантировано государством. Это целая система по сохранению здоровья каждого работника во время трудовых отношений. Охрана труда включает в себя социальные, правовые, экономические, реабилитационные, лечебные, организационно-технические, профилактические, гигиенические и прочие мероприятия.

    Этот комплекс мер существует не для запугивания работодателя. А направлен на повышение производительности труда. И обеспечения работника, его здоровья и безопасности.

    Основные направления государственной политики в области охраны труда

    Трудовой кодекс РФ выделяет следующие направления государственной политики охраны труда:

    • приоритет сохранения здоровья и жизни работника.
    • управление охраной труда.
    • контроль по соблюдению правил охраны труда.
    • защита трудовых интересов работников, вследствие трудовой деятельности получивших профессиональные заболевания или пострадавших от несчастных случаев.
    • оказание общественному контролю содействия в соблюдении в этой сфере прав трудящихся.
    • обязательность расследования всех профзаболеваний и производственных несчастных случаев.
    • гарантии и компенсации работникам, задействованных на тяжелых работах и работах с особыми условиями труда.

    Требования охраны труда

    Охрана труда возлагается на руководителя предприятия и другие специальные органы работодателя – это может быть отдел охраны труда или отдельное уполномоченное лицо.

    Каждый работник обязан:

    • исполнять требования охраны труда;
    • обучаться безопасности выполнения работ;
    • безошибочно применять средства защиты;
    • своевременно извещать работодателя об угрозе жизни или здоровью, несчастных случаях, ухудшении состояния здоровья (о проявлении признаков профзаболевания или отравления);
    • проходить все установленные медицинские осмотры.

    Каждый работник, кроме обязанностей, имеет права на безопасные условия труда.

    К таким правам относятся:

    • условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда;
    • государственная гарантия ;
    • при нарушении требований охраны труда, которые произошли не по вине работника, за ним обязательно сохраняется рабочее место и средний заработок на период приостановления работ;
    • нельзя требовать от сотрудника выполнения трудовых обязанностей при несоответствующем обеспечении его средствами защиты;
    • вред здоровью, причиненный работнику во время осуществления им трудовых обязанностей, гарантирует возмещение вреда;
    • при опасности для жизни и здоровья сотрудника работодатель обязан заменить ему работу до устранения опасности. При невозможности предоставления работы взамен, время простоя оплачивается работодателем;
    • невыполнение работ, которые не предусмотрены , не может повлечь применение дисциплинарного наказания.

    Охрана труда – контроль

    Контроль по соблюдению охраны труда возлагается на федеральные органы исполнительной власти и трудовую инспекцию.

    Наряду с этим, контроль по соблюдению охраны труда может осуществляться иными государственными органами. Например, одной из функций МЧС является контроль по соблюдению пожарной безопасности, Роспотребнадзор контролирует выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм.

    Также к надзирающим органам относятся федеральный горный и промышленный надзор, государственный энергетический надзор, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и так далее.

    Ответственность за нарушение требований охраны труда

    Лица, нарушающие требования охраны труда, предусмотренные трудовыми договорами, или создающие препятствия деятельности органов госконтроля или общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    За грубое несоблюдение требований охраны труда предусмотрены определенные виды уголовной ответственности:

    К административным взысканиям за нарушение таких требований относятся дисквалификация и штраф.

    К дисциплинарным взысканиям относятся:

    • замечание
    • выговор

    Вместе с тем, никакое наказание не идет в сравнение с последствиями для жизни и здоровья, которые могут повлечь нарушения требований охраны труда. Работникам следует всегда помнить выражение: «каждое правило охраны труда написано чьей-то кровью», возможно, в этом случае не придется обращаться в суд с .

    В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
    • Государственные нормативные требования по охране труда. Порядок разработки, принятия, внедрения нормативных требований.
    • Технические регламенты и изменение всей системы нормативных актов по безопасности в Российской Федерации. Международные и европейские стандарты и нормы. Проблемы гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского Союза.
    • Национальные и государственные (ГОСТ) стандарты, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы.

    Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
    1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 2001 г. 197-ФЗ (с
    изменениями и дополнениями).
    2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».
    3. ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
    5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


    Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда дается в ст. 210 Трудового кодекса РФ

    «Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»


    Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.

    Законы

    • Конституция РФ;
    • Трудовой кодекс РФ;
    • иные федеральные законы.

    Подзаконные акты

    Указы Президента Российской Федерации;
    . постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
    . конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
    . акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

    Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами . Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

    Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

    К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

    К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

    Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро-сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при-нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

    Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со-ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со- циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст-вующего законодательства по охране труда, положения, прави-ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты , регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и госу дарственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ . Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

    Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.


    Законодательные и подзаконные акты, регули- рующие условия охраны труда субъектов России , принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
    . при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
    . конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
    . разработке технологических процессов;
    . организации производства и труда.

    Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:

    • стандарты безопасности труда;
    • правила и типовые инструкции по охране труда;
    • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

    (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

    Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


    Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
    • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
    • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
    травматизма и профессиональных заболеваний;
    • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению
    условий труда;результатов внедрения новой техники и технологий;
    • по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
    Локальные нормативные правовые акты охраны труда

    Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

    Локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

    • Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
    • Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
    • Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
    Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем , за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
    . с трудовым законодательством;
    . иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    . коллективными договорами;
    . соглашениями.
    Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

    Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

    Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    • введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной

    рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ);

    с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);

    квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);

    • в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
    • в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

    творческих работников средств массовой информации (ст. 113 ТК РФ);

    • утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
    • утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
    • утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
    • принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и

    муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ);

    • принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на

    тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

    • принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и

    пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

    • принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).

    Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .
    1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
    2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
    3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
    · не содержит согласия с проектом, либо
    · содержит предложения по его совершенствованию,
    работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
    4. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
    5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).
    В случае если в организации не создан постоянно действующий представительный орган, к обсуждению проекта акта привлекаются представители работников, избранные в соответствии со ст. 31 ТК РФ.


    МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И НОРМЫ.
    ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

    Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

    МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ .
    Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.
    50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
    Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
    · Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
    · Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
    Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
    · организацию охраны труда;
    · требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
    · соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
    · определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
    Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства - члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

    Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам - членам Сообщества.

    Технические регламенты

    Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

    • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в

    том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

    • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к

    продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

    • оценке соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора),

    испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
    Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

    Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения , связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.

    В статьях 6 и 7 говорится что:

    Статья 6. Цели принятия технических регламентов

    1. Технические регламенты принимаются в целях:
    защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
    охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
    обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
    2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

    1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
    безопасность излучений;
    биологическую безопасность;
    взрывобезопасность;
    механическую безопасность;
    пожарную безопасность;
    безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
    термическую безопасность;
    химическую безопасность;
    электрическую безопасность;
    радиационную безопасность населения;
    электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    единство измерений;
    другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

    В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда .

    Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется - (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...»,

    На этом основании применяются нормативно - правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

    ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
    СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    Наименование вида нормативного правового акта
    Полное Сокращенное
    Межотраслевые правила по охране труда
    Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
    ПОТ Р М
    ТИ Р М
    Отраслевые правила по охране труда
    Типовые инструкции по охране труда
    ПОТ Р О
    ТИ Р О
    Правила безопасности
    Правила устройства и безопасной эксплуатации
    Инструкции по безопасности
    ПБ
    ПУБЭ
    ИБ
    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
    Строительные нормы и правила
    Своды правил по проектированию и строительству
    СНиП
    СП
    Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
    санитарные правила,
    гигиенические нормативы,
    санитарные правила и нормы,
    санитарные нормы

    СП
    ГН
    СанПин
    СН

    Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
    В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов , которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

    Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

    Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot . ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - ЕИСОТ .

    Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

    Система стандартов безопасности труда

    Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

    ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
    Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.

    Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
    ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1

    Таблица 1

    Шифр группы Наименование группы
    0 Организационно-методические стандарты
    1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
    2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию
    3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
    4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

    Стандарты группы "0" устанавливают:

    • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
    • требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

    Стандарты группы "1" устанавливают:

    • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
    • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
    • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

    Стандарты группы "2" устанавливают:

    • общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
    • требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;

    Стандарты группы "3" устанавливают:

    • общие требования безопасности к производственным процессам;
    • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
    • методы контроля выполнения требований безопасности.

    Стандарты группы "4" устанавливают:

    • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
    • методы контроля и оценки средств защиты;
    • классификацию средств защиты.

    Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р -государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

    Примеры - ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
    а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
    б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
    в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.

    2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
    а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
    б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
    в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;

    3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
    а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
    б) Трудовой кодекс федеральные законы;
    в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

    4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
    а) К федеральным законам;
    б) к законодательным актам;
    в) к подзаконным актам.

    5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
    а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
    б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
    в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.

    6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
    а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
    б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
    в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

    7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
    а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
    б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
    в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
    а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
    б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
    в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

    9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
    а) Да;
    б) нет;
    в) да при изменении должностной инструкции.

    10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
    а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
    б) обратиться в суд;
    в) действия по пунктам а) и б).

    11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
    а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
    б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
    в) при выполнении пунктов а) и б).

    12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
    а) Распространяется;
    б) не распространяется;
    в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.

    13. Технические регламенты принимаются в целях:
    а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
    б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
    в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
    том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

    !4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
    а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
    б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
    в) СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

    15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
    а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
    б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
    в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).

    Руководитель любого предприятия должен помнить, что обеспечение требований охраны труда – его обязанность. Условия работы в организации должны соответствовать действующим стандартам. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения гражданами и юрлицами в процессе осуществления любого вида деятельности. Данное предписание содержится в ст. 211 ТК. Далее рассмотрим основные требования охраны труда.

    Законодательная база

    Общие требования охраны труда содержатся в Конституции. Так, в ст. 37, п. 3 установлено, что каждый имеет право работать в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности. В ст. 219 ТК установлены основные права рабочего на:

    1. Условия труда в соответствии с действующими требованиями.
    2. Получение от нанимателя достоверных сведений о:
    • существующем риске вреда для здоровья;
    • условиях и безопасности на предприятии;
    • мерах по предупреждению воздействия опасных или вредных производственных факторов.

    Основные мероприятия

    Государственные нормативные требования охраны труда предполагают определенные меры для защиты здоровья и жизни сотрудников в ходе профессиональной деятельности на предприятии. Они включают в себя такие мероприятия:

    • Правовые.
    • Санитарно-гигиенические.
    • Организационно-технические.
    • Социально-экономические.
    • Реабилитационные.
    • Лечебно-профилактические и прочие.

    Порядок осуществления мероприятий

    Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.

    Локальные акты

    Их разрабатывает и утверждает работодатель. Локальные правовые акты устанавливают требования к организации охраны труда на предприятии, формированию безопасных условий на производстве. Право на их принятие предусмотрено ст. 8 ТК. Согласно положениям, наниматель может утверждать акты, в которых приводятся требования, инструкции по охране труда, в рамках своей компетенции и согласно отраслевому законодательству и прочим документам, содержащим соответствующие предписания. Приказы и распоряжения нанимателя формируют правовую основу системы производственной безопасности предприятия. Кроме этого, локальные акты способствуют предупреждению несчастных случаев и существенному упрощению рассмотрения таких ситуаций, если, несмотря на предпринятые меры, они произойдут. Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения как нанимателем, так и работниками компании. Существует определенная методология разработки соответствующих стандартов. Рассмотрим ее далее.

    Государственные требования охраны труда: юридический аспект

    Согласно ст. 211 ТК, порядок разработки, принятия и изменения подзаконных актов, касающихся производственной безопасности, устанавливается Постановлением Правительства. В число документов, в которых изложены требования охраны труда, входят стандарты, положения, рекомендации, правила. При их разработке, принятии и утверждении должно учитываться мнение трехсторонней комиссии, осуществляющей регулирование сферы социально-производственных отношений в РФ. К документам, содержащим общие требования охраны труда, относят:

    1. ГОСТы (стандарты безопасности).
    2. Типовые инструкции и правила.
    3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и предписания. В них устанавливаются требования к трудовому процессу и факторам производственной среды.

    ГОСТы

    В процессе разработки правил безопасности на предприятии учитываются положения системы Госстандартов. В частности, имеются в виду требования охраны труда ГОСТа, устанавливающей соответствующие стандарты, целью которых выступает:

    • Оказание содействия по защите работников от воздействия на них вредных или опасных производственных условий.
    • Исключение вероятности возникновения несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

    В ГОСТе 12.0.230/2007 содержится описание системы, обеспечивающей управление охраной труда на предприятии. В соответствии с п. 4 указанных Стандартов, формирование этой структуры по безопасности на производстве, в том числе соответствия условий работы предписаниям, установленным федеральными законами и прочими подзаконными актами, включается в обязанности нанимателя. В этой связи работодатель должен продемонстрировать заинтересованность и грамотное руководство деятельностью, направленной на обеспечение охраны труда на предприятии, и создать систему регулирования и контроля. В качестве главных элементов управления выступают:

    При создании подразделения, отвечающего за безопасность на производстве, предприятие должно следовать положениям Постановления Минтруда. В них утверждены рекомендации по формированию и последующей деятельности службы. Согласно п. 1 указанного Постановления, управление в сфере охраны труда на предприятии осуществляется руководителем. В своей деятельности сотрудники службы производственной безопасности должны руководствоваться:

    • Коллективным договором.
    • Законами и прочими отраслевыми актами по охране труда на территории РФ и конкретного субъекта.
    • Соглашениями (отраслевыми, региональными, генеральными).
    • Договором по охране труда.
    • Прочими локальными актами предприятия.

    Разработка и принятие Правил

    Требования охраны труда формируются в соответствии с порядком создания отраслевых и межотраслевых стандартов. Он утвержден Методическими рекомендациями по разработке и принятию Правил. Согласно п. 3.2, предписан следующий порядок:

    1. Формирование перспективного проекта разработки новых, проверки (пересмотра) или же отмены существующих правил.
    2. Утверждение техзадания по созданию требований.
    3. Разработка первой редакции плана правил, рассылка проекта для ознакомления и выражения мнения заинтересованным организациям.
    4. Формирование сводки отзывов и заключения о разногласиях.
    5. Создание окончательного проекта Правил.

    Особенности разработки

    Требования охраны труда следует излагать четко и по возможности кратко. Это позволит исключить вероятность их различного толкования. В правилах необходимо закреплять новые требования охраны труда, стремясь к минимальным отсылкам к иным документам (ГОСТам, СНиПам и прочим). Для полноты изложения темы в правилах допускается воспроизведение отдельных положений законодательства. В качестве приложений могут использоваться:

    Отраслевые и межотраслевые правила

    В них следует включать следующие разделы:


    При разработке в Правила могут включаться и иные разделы. План окончательной редакции до его подписания должен пройти проверку на соответствие действующему законодательству, правилам русского языка и визирование руководителем юридического отдела (при его наличии).

    Предписания для работников: разработка и утверждение

    Инструкция по производственной безопасности выступает в качестве одного из главных документов, регламентирующих охрану труда на предприятии. При разработке правил для работников следует руководствоваться Методическими рекомендациями. Они утверждены Постановлением Минтруда и регламентируют:

    1. Порядок разработки и утверждения.
    2. Требования, предъявляемые к содержанию инструкции.

    Предписания для работника составляются в соответствии с:

    • Должностью сотрудника.
    • Профессией либо видом работы, которую исполняет служащий.

    Обязанности нанимателя

    Разработка инструкции осуществляется с учетом положений ст. 212 ТК. В соответствии с ней, обязанности по обеспечению производственной безопасности лежат на работодателе. В связи с этим наниматель должен, в числе прочего, предпринимать меры по:

    Правовая база предписаний для работников

    Инструкции, устанавливающие требования по охране труда, разрабатываются в соответствии с:

    Данные предписания излагаются относительно профессии, должности или вида исполняемой работы. Титульную страницу при издании Инструкции по производственной безопасности рекомендовано оформлять согласно приложению № 8, которое содержится в Постановлении № 80.

    Временные предписания

    Правила данного типа разрабатываются при введении в действие новых и реконструированных производственных предприятий, цехов, площадок. Временными инструкциями по охране труда обеспечивается:

    • Безопасное выполнение технологических работ (процессов).
    • Использование оборудования в соответствии с ремонтной и технической документацией.

    Временные инструкции разрабатываются на период до принятия данных производств в эксплуатацию.

    Пересмотр предписаний

    Проверка инструкций, согласно п. 5.6, содержащегося в Постановлении № 80, организуется работодателем. Пересмотр предписаний необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет. Досрочно данная процедура может выполняться в случаях:

    • Пересмотра отраслевых и межотраслевых типовых Инструкций и Правил безопасности на производствах.
    • Изменения условий работы на предприятии.
    • Внедрения новых технологий и оборудования.

    Инструкции могут также пересматриваться в соответствии с результатами изучения и оценки материалов расследований несчастных случаев, аварий на производстве, а также исследования уровня заболеваемости сотрудников. Предписания должны быть проверены также по запросу представителей уполномоченных контрольных органов. В случае если за все время, в течение которого действовали положения Инструкции, условия работы сотрудника остались прежними, она продлевается на следующий период.

    Хранение документации

    Руководитель каждого подразделения предприятия должен иметь перечень инструкций и непосредственно сами предписания по охране труда. Документация для работников может быть:

    • Выдана на руки в ходе первичного ознакомления.
    • Вывешена на участках либо рабочих местах.

    Инструкции также могут храниться в иных местах, доступных для сотрудников. В соответствующих журналах ведется учет документов, выдача бумаг для работников подразделений предприятия. Формы приводятся в Постановлении № 80 (приложения 9 и 10).

    Отраслевые и межотраслевые инструкции

    Их разработку и утверждение регламентируют Методические рекомендации, принятые в соответствии с Постановлением № 80. Создание предписаний осуществляется на основании:

    1. Действующего законодательства, нормативных актов в сфере труда.
    2. Исследования работ, для которых разрабатываются предписания.
    3. Изучения условий деятельности, которые характерны для соответствующей профессии, должности.
    4. Установления вредных и опасных факторов производства, имеющих место при проведении тех или иных видов работ.
    5. Анализа наиболее вероятных, типичных предпосылок возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
    6. Установления наиболее безопасных приемов и методов исполнения работ.

    Структура предписаний

    1. Общие требования. В данном разделе приводятся:

    • Указания о необходимости следовать правилам внутреннего распорядка.
    • Требования по соблюдению режимов отдыха и работы.
    • Список вредных и опасных факторов производства, способных влиять на сотрудника в ходе исполнения им своей деятельности.
    • Перечень спецодежды и обуви, а также иных средств личной защиты, которые выдаются работнику, согласно установленным нормам и правилам.
    • Порядок, в соответствии с которым осуществляется информирование администрации о несчастных случаях, неисправности оборудования, инструментов и приспособлений.
    • Правила индивидуальной гигиены.

    2. Требования перед началом смены. В этой главе содержатся правила о подготовке рабочего места, а также средств личной защиты, порядок передачи и приема смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования. В разделе приводится порядок проверки:

    • инструмента и приспособлений;
    • оборудования;
    • блокировок и прочих устройств;
    • сигнализаций;
    • местного освещения;
    • вентиляции;
    • защитного заземления;
    • проверки исходного сырья (полуфабрикатов, заготовок).

    3. Требования в процессе работы. В этот раздел включаются методы безопасной работы, эксплуатации оборудования, грузоподъемных приспособлений, инструментов и механизмов, транспортных средств. Кроме того, должны присутствовать требования по безопасному обращению с исходным сырьем (материалами, полуфабрикатами, заготовками), указания по надлежащему содержанию рабочих мест. В разделе указываются действия, которые необходимо выполнять для предотвращения аварийной ситуации либо несчастного случая. В главе приводятся также требования, которые предъявляются к эксплуатации средств личной защиты.

    4. Действия в аварийных случаях. В данном разделе приводится перечень вероятных ЧП и причины, по которым они могут возникнуть. Излагаются действия сотрудников при аварии на производстве, а также способы оказания помощи работникам, пострадавшим при катастрофе.

    5. Требования безопасности при завершении смены. В данном разделе приводятся порядки:

    • отключения, разборки, остановки, смазки, очистки аппаратуры, механизмов, машин, оборудования, приспособлений;
    • уборки и утилизации отходов, полученных в ходе производства.

    Дополнительно в документе формируется раздел, посвященный ответственности за нарушение требований охраны труда. Следует указать, что настоящие предписания обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Нарушение требований охраны труда может повлечь административную либо дисциплинарную ответственность. На сотрудников, не исполняющих предписания, может быть наложено взыскание.

    Глава 34, статья 211. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Государственные нормативные требования охраны труда обязаны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Нормативные акты по безопасности

    Нормативные акты по безопасности – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденным компетентным органом.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в РФ действует система нормативные требования охраны труда, состоящая из:

    Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

    • стандарты на продукцию;
    • стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
    • стандарты на услуги;
    • стандарты основополагающие (организационно- методические и общетехнические)
    • стандарты на термины и определения;
    • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

    ССБТ - это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

    ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органов. Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.

    Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.

    Стандарты группы «0» - организационно-методические стандарты – устанавливают:

    • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминологии в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
    • требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.)

    Стандарты группы «1» - стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:

    • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
    • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
    • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

    Стандарты группы «2» - Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:

    • общие требования безопасности к производственному оборудованию;
    • требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

    Стандарты группы «3» - Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:

    • общие требования безопасности к производственным процессам;
    • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
    • методы контроля выполнения требований безопасности.

    Стандарты группы «4»- Стандарты требований к средствам защиты работающих - устанавливают:

    • требования к отдельных классам, видам и типам средств защиты;
    • методы контроля и оценке средств защиты;
    • классификацию средств защиты.

    Нормативные документы в строительстве

    Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СниП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).

    Обозначения документов состоят из индекса, номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинается с номера 01, СП – с номера 101.

    Нормативные документы по пожарной безопасности

    Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ -96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).

    К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относятся:

    • нормы технологического проектирования (НТП)
    • правила пожарной безопасности (ППБ)
    • нормы пожарной безопасности (НПБ)
    • Санитарные нормы и правила

    Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдения которых создает угрозу здоровью и жизни людей.

    Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.

    Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

    Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:

    • руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;
    • методические указания – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-эпидемиологического контроля.
    • методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.
    • Правила по охране труда – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст.211 ТК РФ).
    • Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как: ПОТ - правила по охране труда; Р - Россия, М- межотраслевые; О-отраслевые; 001-присвоенный номер; 200-год утверждения.

    Все документы принимаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 года. Решение о продлении срока правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.

    
    Top