Наиболее крупная по численности городская агломерация. Крупнейшие агломерации мира по населению

Введение

1 Понятие городской агломерации

1.1 Иерархия городских систем

1.4 Проблемы больших городов

2 Крупнейшие городские агломерации мира

2.1 Зарубежная Европа

2.2 Зарубежная Азия

2.3 США и Латинская Америка

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая – три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.


1. Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

1.1 Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

1.2 Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

1.3 Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района». Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

1.4 Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».


Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .

Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.

Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В азиатских странах также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или столица Филиппин Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.

Агломерация

Население, млн. чел.

Страна

Республика Корея

Сан-Паулу

Бразилия

Осака – Киото – Кобе

Джакарта

Индонезия

Лос-Анджелес

Калькутта

Филиппины

Буэнос-Айрес

Аргентина

Рейнско-Рурская

Германия

Рио-де-Жанейро

Бразилия

Великобритания

Пакистан

Бангладеш

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломе­рацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответствен­но, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 ра­за. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чело­век в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломера­ций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехи­ко, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сфор­мировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

С течением времени пригородные поселения в рамках аг­ломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из цент­рального города в пригороды . Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb – приго­род). При этом «выталкивают» жителей из центральных го­родов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является разви­тие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство пересе­ляющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в раз­витых странах после развития в них пригородного железно­дорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация на­чалась только с массовой автомобилизацией населения , по­скольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обес­печенные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реа­лизуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все бо­лее широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах «среднего» класса. Вслед за переселением жителей начинает­ся перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени пере­мещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее, перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть го­родского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизации, в ее результате еще больше усилился. Глав­ные города лишились значительной части налоговой базы, в них сократилось количество рабочих мест и, соответствен­но, выросла безработица, увеличилась концентрация марги­нальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому если в первые десятилетия после второй мировой войны боль­шинство развитых государств осуществляло государствен­ные программы, направленные, на деконцентрацию населе­ния и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в после­дние десятилетия государственные и местные программы направлены на возрождение городских центров. Хотя в ос­новном не как мест проживания, а как мест концентрации различных прогрессивных видов деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной фор­мой развития городского расселения. В некоторых районах, особенно привлекательных для городского развития, сосед­ние агломерации разрастаются и сливаются своими перифе­рийными частями. Иногда более мелкие агломерации попа­дают в зону влияния более крупной агломерации, становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3 – 5 агломераций называют урбанизированными районами . В России подобные районы сформировались вокруг Московс­кой агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, количество слившихся аг­ломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили на­звание урбанизированных зон или мегалополисов (мегаполисов) – обе последние дефиниции в принципе однозначны. Мегалополис (от греч. megas – большой; в родительном падеже – megalu – больщой и polis – город, гигантское скопление городов)– первоначально имя собственное первой такой городс­кой структуры, которая была описана в 1950-х гг. французс­ким урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США. Впоследствии подобные образования сформировались и в других регионах Земли. Характеристики крупнейших магаполисов Земли представлены в табл.. 2.3.4.

Специфика определения понятия «город» зависит, конечно, от того, с каких позиций рассматривают проблему. В самом общем виде город — это крупный населенный пункт, преобладающее большинство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Можно выделить следующие характерные особенности современных городов:

  • экономические — занятость населения вне сельского хозяйства;
  • экистические — концентрация значительного населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км2 территории города);
  • демографические — формирование специфических городских характеристик и его структуры;
  • архитектурные — образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;
  • социологические — формирование городского образа жизни;
  • правовые — города, как правило, — административные центры прилегающей территории.

Степень благоприятности развития города в том или ином направлении определяется его .

Социологи предлагают искать специфические черты города в структуре его «социального пространства», «в городском стиле жизни», который, прежде всего, выражается в более высокой степени мобильности городских жителей и в увеличении количества контактов между ними, рассматриваемых как мера потенциальных человеческих взаимодействий.

В литературе можно встретить следующие характеристики городского образа жизни: увеличенная подвижность населения; свобода выбора своей среды, а также возможность легко изолироваться от нее; урегулированное рабочее время и возможность планирования свободного времени; дезинтеграция семьи; уменьшение средней величины семьи и домашних хозяйств.

В системе географического разделения труда каждый город представляет собой, прежде всего, место сложной концентрации функций, участвующих в этом разделении труда. Отсюда вытекает экономико- определение города как места сложной концентрации социально-экономических функций.

С позиций изучения народонаселения город — место жизнедеятельности (в широком понимании) концентрированных масс населения, отличающихся специфическими социально-демографическими характеристиками и факторами развития народонаселения.

По нашему мнению, наиболее правильно народнохозяйственная структура и функциональный профиль городов могут быть количественно охарактеризованы при выделении градообразующего контингента трудящихся города, т.е. той части трудящихся, которая занята в градообразующих отраслях хозяйства города, на предприятиях и в учреждениях, имеющих значение, выходящее за рамки данного пункта (промышленность, внешний , склады и базы заготовительных и снабженческих организаций, административные учреждения, научно-исследовательские институты и учебные заведения, строительные организации, сельское , прочие учреждения внегородского значения).

В настоящее время понятие «город» существенно трансформируется. Будучи формой расселения людей на территории, город издавна ассоциируется в нашем представлении не только с местом, где сосредоточивается несельскохозяйственная деятельность (индустрия, торговля, транспорт и т.д.), но и с местом, где скапливается население, концентрируются жилища, скрещиваются дороги. Понятие «город» неразрывно связано с представлением о каком-то центре — функциональном, населенном, жилом. Можно отметить, что исполнение различных функций такого центра не менее типично для городов, чем их индустриальная роль. В этом смысле города как центры издавна оказывались как бы в фокусе территориальной структуры расселения, но вместе с тем оставались лишь отдельными, хотя и фокусными точками на карте. Сущность новых видоизменений, привнесенных в развитие городов, состоит в том, что на смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации.
Производственные, трудовые, культурные связи между городом и его окружением на определенном, достаточно высоком уровне развития производительных сил становятся настолько тесными, что ни город, ни прилегающие к нему населенные пункты друг без друга существовать не могут. Этот процесс слияния, сращивания идет столь быстро и интенсивно, что некоторые ученые предлагают заменить понятие «город» как устаревшее.

Города несут разнообразные экономические и надстроечные функции, содержание которых в различные исторические эпохи существенно изменялось. В связи с этим исторически менялось и само понятие «город». В определениях города конца XIX и начала XX в. предпочтение отдавалось торговле, в то время как промышленности отводилась меньшая роль.

В дореволюционной России определение города соответствовало административно-территориальной и сословной структуре Российской империи. Название «город» вначале означало укрепленное поселение, огороженное место, а территория города ограничивалась пределами крепости. Постепенно город «обрастает» населением, живущим за его пределами, но в непосредственной близости от стен крепости. Со временем эти поселки превращаются в части города (в России это «предградья» или «посады» с ремесленным и торговым населением). Причем сам термин «город» принимает два значения: город как крепость и город как населенное место, т.е. крепость с окружающим ее предградьем.

До начала XX в. термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных предприятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел А. Вебер (1903). По мере того как крупные города разрастались и в сферу их влияния вливались все новые городские и сельские поселения, этот термин стал применяться и для обозначения новых территориальных образований. Основные черты таких образований:

  • тесные экономические связи по комбинированию и кооперированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и продукции (показателями тесноты этих связей являются значительно более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);
  • трудовые (часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное и происходят ежедневные маятниковые между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями);
  • культурно-бытовые и рекреационные (учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поселений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или целями);
  • тесные административно-политические и организационно-хозяйственные (вызывающие повседневные деловые поездки между поселениями агломерации — по делам производства, службы и общественной работы).

Все указанные характерные черты обусловливают специфику развития агломерации как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Таким образом, агломерацию следует рассматривать одновременно как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Экономическая предпосылка стремительного развития агломераций — преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно: высокая степень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность; концентрация квалифицированных кадров, тесная связь производства с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование систем производственной и социальной .

Существует также такая форма расселения, в которой роль «лидера» играет не один, а два или группа городов; некоторые авторы применяют в этом случае термин «конурбация». Другие авторы термины «агломерация» и «конурбация» применяют как равноправные. Разница заключается в том, что агломерация складывалась при «присоединении» крупным городом окружающих его территорий, а конурбация — при слиянии нескольких часто равнозначных в экономическом отношении и по людности городов. В случае такого понимания к конурбациям следует относить пол и центрические высокоразвитые системы городских поселений. Но обычно такие системы преобразуются в моноцентрические (с одним центром), в этом случае стирается различие между конурбацией и агломерацией.

Стадии динамики населения агломераций следующие:

  • численность населения ядра увеличивается, а внешней (пригородной) зоны уменьшается за счет миграции в ядро, в целом численность населения агломерации растет;
  • ядро сильно растет, внешняя зона также растет, сильная концентрация во всей агломерации;
  • ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти;
  • население ядра начинает сокращаться, но в пригородной зоне оно увеличивается, агломерация в целом растет;
  • население ядра сокращается, в пригородной зоне продолжается рост, но численность населения в агломерации уменьшается (эта стадия ныне характерна для ряда );
  • сокращается и численность населения ядра, и его численность во внешней зоне, население агломерации уменьшается.

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).


Top