Предмет исследования в социальной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии. История социальной психологии

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

1. Понятие социальной психологии и ее предмет

Социальная психологияэто область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологические факторы – это наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности. Они оказывают влияние на все психологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.

Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.

Социально-психологические механизмы – механизмы, с помощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.

Задачи социальной психологии :

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:

1) предметом социальной психологии служат явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);

2) главным предметом социальной психологии является личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;

3) предметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социальная психика является сложным, динамическим и противоречивым образованием, которое функционирует как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массовых, групповых и индивидуальных эмоций, стереотипов и установок.

Функции социальной психики:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.Некоторые вопросы социальной психологии

автора Мельникова Надежда Анатольевна

1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

14. Понятие и характеристика социальной роли Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.Выделяют социальные и межличностные

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Подходы социальной психологии Несмотря на то что научные сведения, представленные в данной книге, заимствованы из самых различных областей знания, среди которых - теория коммуникации, социология, политология, менеджмент, исследование поведения потребителей,

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

1.2. Понятие социальной адаптации Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой она, личность, выстраивает новые психологические или социальные

Из книги Социальная психология автора

5. Парадигмы социальной психологии Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.Естественно-научная парадигма в социальной психологии

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

6. Принципы социальной психологии Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные

Из книги автора

8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной

Из книги автора

24. Понятие социальной роли Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых

Из книги автора

4.1. Личности в социальной психологии Согласно стандартному определению из психологических словарей, личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные

Из книги автора

1.1. Предмет психологии Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Мнения историков о том, кто первым предложил использовать это слово, расходятся. Одни считают его автором немецкого богослова и педагога Ф. Меланхтона (1497–1560), другие

Предисловие

Социальная психология – достаточно сложная и многопрофильная отрасль психологической науки. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей в социуме: социальное общение и взаимоотношения людей в обществе, психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы, конфликты и общественные настроения. Социально-психологические знания нужны любому человеку, поскольку каждый общается, взаимодействует с другими людьми, сталкивается с межличностными проблемами.

Теоретические знания о социально-психологических процессах разработаны в классических трудах отечественных и зарубежных авторов (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев, E. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Д. Майерс, Т. Шибутани и др.). В предлагаемом учебнике отражены результаты современных исследований в области социальной психологии, при этом материал адаптирован для понимания обучающихся.

Учебник состоит из четырех разделов: "Введение в социальную психологию", "Группа как социально-психологический феномен", "Психология общения", "Феномен личности в социальной психологии", и четырнадцати глав. В конце каждой главы сделаны выводы, – даны контрольные вопросы и список литературы для углубленного изучения. В конце учебника имеется глоссарий.

В приложении предлагаются практикумы по темам "Формирование команды", "Психология общения", "Лидер", "Путь к успешной карьере". Предлагаемый материал преподаватель может включить в изучаемый курс либо использовать в психолого-педагогической практике.

Авторы надеются на творческое осмысление читателем содержания данного учебника, чтобы применять полученные знания для своего личностного и профессионального развития, улучшения атмосферы взаимопонимания в среде ближайшего окружения.

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

О предмете, объекте и задачах социальной психологии

В 1908 г. были опубликованы практически одновременно "Введение в социальную психологию" английского психолога В. Мак-Дугалла и "Социальная психология" американского социолога Э. Росса. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла в конце XIX в. на стыке двух наук – психологии и социологии. Развитие общества ставило перед учеными различного рода социально-психологические задачи, решение которых стало необходимым для совершенствования таких сфер общественной жизни, как политика, производственные отношения и управление, воспитание и т.д. По оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали "материнскими" дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен в рамках какой-либо одной науки.

По поводу специфики предмета социальной психологии существуют различные мнения. Во-первых, под социальной психологией принято понимать многообразие проявлений социальной психики человека: особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, термин "социальная психология" применяется для обозначения научного направления, изучающего закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии с другими людьми. Мы даем определение этой научной области, наиболее распространенное в отечественной социальной психологии.

Социальная психология наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения.

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

  • психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;
  • проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;
  • психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
  • психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся:

  • – личность в группе (системе отношений);
  • – взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);
  • – малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);
  • – взаимодействие в системе "личность – группа" (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);
  • – взаимодействие в системе "группа – группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);
  • – большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

В последние годы многие ученые, размышляя об актуальных научных задачах, отмечают, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста в любой области психологии социально-психологического понимания общественных процессов. Практика последних десятилетий показала, насколько значимой проблемой является психологическая неготовность людей к переменам – социальным, экономическим, политическим, идеологическим.

Известный отечественный социальный психолог Б. Д. Парыгин считает, что многие затруднения в социально-экономическом, правовом и политическом реформировании общества "объясняются не только и даже не столько несовершенством тех или иных частных социальных проектов, сколько их несоотнесенностью с духовно-нравственным, социально-психологическим состоянием человека". Он подчеркивает необходимость развития и совершенствования духовно-нравственной и социальнопсихологической культуры, гражданского самосознания человека. Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии.

Оценивая перспективы фундаментальных психологических исследований, Д. И. Фельдштейн рассматривает различные аспекты влияния глобальных социальных перемен на человека. Огромный объем информации, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через средства массовой информации, неустойчивость экологической, социальной, политической, экономической обстановки – все это изменяет сознание, деятельность, мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферу личности.

Одной из важнейших исследовательских задач Д. И. Фельдштейн считает исследование проблемы самоопределения человека, а также его идентификации с определенной группой – страны, этноса, всего человеческого сообщества. Необходимо исследовать малоизученные грани проблемы отношений, особенно "по вертикали": дети – взрослые, молодые – пожилые. Причем необходимо рассматривать не просто отношения взрослых и детей, а именно их взаимодействие, в том числе и взаимовлияние.

Г. М. Андреева, подчеркивая важность развития психологии социального познания, говорит: "Есть ли что более важное для человека в сложном сегодняшнем мире, чем познать, что его окружает, какие переживания это окружение в нем вызывает и, наконец, как же в этих условиях следует действовать". Практическая значимость социальной психологии предопределена важностью решаемых ею задач, связанных с жизнью человека в социуме.

Задачи исследований социально-психологических феноменов многогранны, среди них:

  • 1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.
  • 2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • 3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология призвана заниматься вопросами, волнующими конкретное сообщество. В одних частях нашей планеты наиболее актуальны проблемы межрасовых отношений, дискриминации женщин. В других – вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации труда, экологического сознания, изменения института семьи и брака и т.д. Изучая личность, социальная психология одновременно учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая общественные явления, она помогает попять чувства, ценности, мотивы, стоящих за ними реальных людей.

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Социология (от лат. socius - общественный + др.-греч. Хбуос; - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Объектом социальной психологии являются различные социальные общности людей; психология личности как члена этих общностей:
личность в группе (системе отношений),
взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и т.д.),
малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т.п.),
взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, новичок - школьный класс и т.д.),
взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.),
большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т.п.).

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, ко-гнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера, который полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Эн-джелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма - проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма -проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда, исследовавшего проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т.д.). В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестин-гер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию. Проблема когни-тивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам А.Л. Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

К основным недостаткам данного метода относятся:
высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса.

К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.

Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная часть и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса - низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.

С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.

Области применения тестов в социальной психологии:
диагностика групп,
изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции,
социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:
опыт и испытание, как принято в естественных науках;
исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).

Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
определение варианта (числа) выборов (отклонений);
выбор критериев (вопросов) опроса;
организация и проведение опроса;
обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Предмет исследования социальной психологии.

Тема 2.1. Социальная психология как наука

Лекция

Социальная психология как наука. Предмет исследования социальной психологии. Разделы социальной психологии.

Личность в системе социальных связей и отношений.

Массовидные явления: паника, слухи и др.

Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность»

Методы исследования в социальной психологии.

Практическая социальная психология и ее взаимосвязь с медициной и здравоохранением.

Семинарские занятия

(леч)

1.Социальная психология: предмет исследования, задачи и практическое значение

2. Практическая социальная психология и медицина

  1. Социальная психология: задачи и практическое значение.

Социальная психология как наука.

Социальная психология - это раздел психологической науки, возникший на стыке двух наук - психологии и социологии.

Социальная психология– это сложное, многообразное культурное явление, которое нельзя свести только к научной форме своего существования.

Социальная психология - это раздел психологической науки, изучающий психологические связи между людьми и разрабатывающий пути их совершенствования в процессе жизни и деятельности.

Социальная психология изучает закономер­ности поведения и деятельности людей, обусловленные включени­ем их е социальные группы, а также психологические характерис­тики самих этих групп.

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Человек включается в общество через взаимодействие с другими людьми, объединенными в различные социальные общности - социальные группы, социальные институты, социальные организации и объединения.

Она изучает социально-психологические

проявления личности: особенности общения людей друг с другом, формы и особенности взаимодействия людей друг с другом, социальные условия, влияющие на поведение и деятельность людей (в т.ч. изменения психики, происходящие под влиянием взаимодействия с другими людьми), а также

социальные общности, внутри которых осуществляется общение людей друг с другом (виды социальных групп, их характеристики, положение личности в этих группах).

Таким образом, объектом исследования социальной психологии являются социально-психологические особенности (характеристики) поведения и деятельности людей и психологические характеристики социальных групп

В течение длительного времени социально-психологические аспекты жизни и деятельности людей разрабатывались в рамках различных философских учений и таких наук, как социология, антропология, этнография, криминология.

Под влиянием различных факторов во второй половине 19 в. стали формироваться первые научные подходы к анализу и объяснению социально-психологических феноменов. В это время зарождается социальная психология как отрасль научного знания.

Американский исследователь С. Сержента выделил 4 важнейших научных источника формирования социальной психологии как еще одной науки о человеке:

Социально-философские учения Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо;

Антропологические работы М. Лоцаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта (19 в.);

Эволюционное учение Ч. Дарвина и Г. Спенсера;

Социологические взгляды О.Конта и Э.Дюркгейма.

П.Д. Парыгин отмечает также значение философских взглядов Л.Фейербаха и Г.Гегеля.

Во второй половине 19 в. появляются первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народа", "психология масс", теория "инстинктов социального поведения".

Началом существования социальной психологии, как самостоятельной науки, считается 1908 г., когда появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин "социальная психология".

Первая половина 20 в. - период бурного развития социальной психологии в США и странах Западной Европы. В это время разрабатываются различные социально-психологические проблемы личности и социальных групп, имеющие большое значение для сферы производства, армии, политики, образования и др. В социальной психологии США большое внимание уделялось проблемам малых социальных групп.

В отечественной науке социальная психология начала развиваться в 20-е гг. 20в. Затем, после длительного периода "застоя", бурное развитие ее началось в 50 -60 - е гг. Таким образом в истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х - начало 60-х годов XX века.

20-е годы XX в.: рефлексология Бехтерева В.М., отделение социальной психологии от общей психологии. Но социальная психология отождествлялась, с одной стороны, с изучением социальной детерминации психики, с другой – с исследованием особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей, прежде всего явлений, связанных с коллективом. Поэтому в развитии социальной психологии на некоторое время наступил перерыв, а разработка проблем социальной детерминации психического развития человека успешно шла в рамках материалистической общей психологии. Только в конце 50-х – начале 60-х годов в нашей стране вновь возник вопрос о предмете изучения социальной психологии. Это было связано с двумя обстоятельствами: 1) расширяющимися запросами практики. Возникла необходимость изучения активного воздействия сознания на ход объективных процессов в обществе. 2) произошли изменения в области самой психологии (разработанная теоретическая база, методы исследования, кадры).

Социальная психология основывается на принципиальных ис­ходных положениях, касающихся природы общественных отноше­ний, соотношения индивидуального и общественного сознания, по­нимания личности как совокупности общественных отношений и др.

Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опе­реться, как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.

Современная социальная психология заключает в себе большой объем разнообразных знаний, полученных в рамках совершенно различных по своей методологической направленности школ, в ходе прикладных исследований и богатой практики активного социально-психологического обучения.

Предмет исследования социальной психологии.

Г.М. Андреева определяет социальную психологию как науку с двуединым предметом и выделяет основные направления содержательного развития этой науки. В качестве предмета она рассматривает закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.



Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Социальная психология в настоящее время изучает следующие проблемы:

1. социально-психологические явления в больших социальных группах. К этому ряду проблем относятся проблемы массовой коммуникации (радио, ТВ и др.).

2. Социально-психологические явления малых социальных групп. Это проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в малых группах и др.

3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

4. социально-психологические особенности общения и взаимодействия людей.

Социально-психологическая реальность включает в себя:

социально-психологические факты - наблюдаемые (или фиксируемые с помощью социально-психологических методов) проявления социально-психологической реальности.

К основным социально-психологическим фактам относятся: факты существования целостных объектов социально-психологической реальности - личности и социально-психологических общностей.

социально-психологические закономерности - объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости возникновения и динамики социально-психологических явлений. Причины могут быть как психологические, так и социальные, то же - следствия.

Социально-психологические закономерности имеют вероятностный характер.

Следствие появляется под действием нескольких причин.

Социально-психологические связи между людьми и группами.

(Связь - это отношения между объектами и явлениями, разделенными во времени и пространстве).

Социально-психологические связи выступают как взаимосвязи, т.е. как взаимное обусловливание объектов и явлений друг другом, являясь одновременно взаимодействием.

Социальные взаимосвязи и взаимодействия - это системообразующее явление, превращающее множество индивидов и других элементов социальной действительности в социальные системы.

Социально-психологические механизмы - превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию.

Личностно-групповые социально-психологические явления характеризуют психологические связи между отдельным человеком и группой, например: преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (лидером или, напротив, - пренебрегаемым членом ее).

Межличностные социально-психологические явления - психологические связи между отдельными личностями.

Личностные социально-психологические явления - социально-психологические явления, возникающие у отдельных личностей в группах.

Являясь достоянием индивидуальной психики, они, тем не менее, представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными (социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.). Современную социальную психологию интересуют не столько те социально-психологические влияния, которые сопутствовали социализации личности в прошедшие годы жизни, сколько главным образом те, влияние которых испытывают ее психическая деятельность и поведение в данное время при включенности в систему групповой психологии.

Теоретическую базу социальной психологии составляют диалектико-материалистические принципы, ведущим из которых является принцип сознания и деятельности.

Основные теоретико-методологические положения объясняют с диалектико-материалистических позиций природу общественных отношений, закономерности соотношения индивидуального и общественного сознания, личность как совокупность (продукт) общественных отношений.

Все проблемы в отечественной социальной психологии рассматриваются в соответствии с принципом деятельности, т.е. социально-психологические явления изучаются в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью.

В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности , что означает исследование социально-психологических явлений в ре­альных социальных группах, объединенных совместной деятельнос­тью. Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу - способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологи­ческой службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.

Главной задачей социальной психологии является оптимизация управления социальными процессами.

В последние десятилетия 20 в. активно стали развиваться прикладные области социальной психологии, в которых решаются проблемы и задачи, возникающие в различных областях жизни общества: экономика, образование, спорт, медицина, семейные отношения, массовая информация и коммуникация, правоохранительная сфера и др.

Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изучение поставленных проблем было достаточно трудоемким и вскоре произошла интеграция, которая и определила психологию и социологию в качестве отдельных самостоятельных наук. Так, социальная психология стала решать наиболее актуальные задачи, такие как: выработки практических рекомендаций и становление целостной системы, разработка методологии исследований и теорий. Специфика науки заключается в изучении закономерностей деятельности людей и их поведения, а также психологических характеристик социальных групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии - это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Основные методы социальной психологии .

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений и закономерностей. Они нацелены на совокупность показателей, раскрывающих сущность явлений или процессов. Рассмотрим более подробно эти методы социальной психологии :
методы феноменологизации и концептуализации - данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;
методы исследования и диагностики - к методам исследования относятся такие методы социальной психологии , как:
наблюдение - строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?;
опрос (письменный и устный) - метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;
эксперимент - вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;
моделирование - исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;
к методам диагностики относятся такие методы социальной психологии , как:
тестирование - стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных;
методы обработки и интерпретации - применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего,уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям
методы коррекции и терапии - способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;
методы мотивирования и управления - применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;
методы обучения и развития - направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;
методы конструирования и творчества.

.

Наука социальная психология занимается изучением личности и ее социального взаимодействия в конкретном обществе или группе. Проблемы социальной психологии скрываются в проявлении личностных черт, значительно различающихся в разных группах и социумах. В одних условиях могут раскрываться личностные черты, а совершенно в иных - могут и вовсе не проявиться. Основным главным ориентиром остаются взаимоотношения с социальной группой самой личности.

Top