Что такое полномочия органов местного самоуправления. Основные полномочия органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов.

Органы местного самоуправления наделены значительными правами в области использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов на территории муниципального образования.

Одним из главных элементов современной земельной реформы является формирование земельных отношений в муниципальных образованиях. Земельная реформа коренным образом изменила земельные отношения, т.к. появились различные формы собственности, земля становится объектом гражданско-правовых сделок.

Органы местного самоуправления придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе социально-экономический реформ местного самоуправления. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, взимают плату за землю, организуют проведение работы по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля.

Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений составляют ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ «о недрах» и другие нормативно-правовые акты.

В соответствии с законодательством представительный орган местного самоуправления в области использования и охраны земли:

Определяет в соответствии с земельным законодательством порядок представления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными границами на территории муниципального образования;

Устанавливает границы земель, передаваемых в ведение других муниципальных образований по согласованию с ними.

Местная администрация в области земельных отношений обладает следующими полномочиями:

Предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду;

Планирует использование земель, находящихся в ведении муниципального образования;



Взимает плату за земли;

Разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;

Осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель и т.д.

Природные ресурсы и земля – основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Важную роль по охране недр и рациональному их использованию отводится органам местного самоуправления.

В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере недропользования входят:

Участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и от воде земельных участков;

Развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.д.

От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством РФ.

Составной частью среды обитания является животный мир, организация охраны животного мира осуществляется органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, должно происходить гласно, с учетом интересов местного населения. В соответствии с ФЗ «о животном мире» граждане наряду с общими правами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира.

Органы местного самоуправления участвуют в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования. К их ведению в этой области относятся:

Определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ;

Учет и оценка окружающей природной среды и природных ресурсов территории муниципального образования;

Планирование, финансирование, материально-технической обеспечение природоохранных мероприятий;

Организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

Экологическое воспитание, образование, просвещение;

Решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Использование атомной энергии за последние десятилетия получило мировое распространение. Вместе с тем ее использование сопряжено и с определенным риском для населения, окружающей среды и среды обитания. Органы местного самоуправления на территории муниципального округа обеспечивают в области использования атомной энергии:

Участие в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственным им территориях ядерных установок, рациональных источников и пунктов хранения;

Принятие решений о размещении и сооружении радиационных источников, имеющих местное значение и т.д.

Другим опасным для населения, окружающей среды и среды обитания результатом научно-технической революции является производство и уничтожение химического оружия. Представители органов местного самоуправления имеют право посещения в ознакомительных целях объектов на хранение химического оружия и объектов на уничтожение химического оружия.

Действующим законодательством предусмотрено участие муниципальных органов в организации проведения экологической экспертизы. Полномочия их в этой сфере деятельности определены ФЗ «об экологической экспертизе». Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

в области строительства, транспорта и связи.

Деятельность органов местного самоуправления в области градостроительства направлена на обеспечение благоприятных условий, жизнедеятельности человека, рационального формирования расселения и размещения производственных сил, планировки, застройки и благоустройства городских и сельских поселений и других муниципальных образований.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительства осуществляется ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительным кодексом РФ, в соответствии с которым в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

Принятие, изменение правил застройки, иных правил нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

Разработка проектов черты городских и сельских поселений;

Выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости;

Другие функции.

В области муниципального дорожного строительства и содержания дорого местного значения органы местного самоуправления: организуют за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт дорог, привлекают в установленном порядке к дорожному строительству колхозы, совхозы и другие предприятия, организации; организуют эксплуатацию муниципальных объектов дорожного хозяйства.

Значительная работа проводится органами местного самоуправления по благоустройству и озеленению территории муниципального образования в области транспортного обслуживания и обеспечения граждан услугами связи. В этой сфере органы местного самоуправления:

Организуют благоустройство населенных пунктов, привлекают на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население;

Контролируют благоустройство производственных территорий, организуют озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, участвуют в создании мест отдыха граждан.

При организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления:

Осуществляют контроль за работой транспортных предприятий и организации на территории муниципального образования;

Согласовывают маршруты и графики движения;

Руководят муниципальными транспортными предприятиями и организациями;

Организуют и контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; другие функции.

В области обеспечения услугами почтовой связи органы местного самоуправления:

Оказывают содействие организациям почтовой связи, возмещение на территории муниципального образования объектов почтовой связи;

Устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;

Способствуют созданию и поддержанию почтовых местных маршрутов и т.п.

Полномочия органов местного самоуправления

в области жилищно-коммунального хозяйства,

бытового и торгового обслуживания.

В этих сферах компетенция органов местного самоуправления является широкой и многогранной. Деятельность органов местного самоуправления направлена на обеспечение в рамках своих полномочий, социальных гарантий жилищных прав граждан. В связи с появлением частной собственности на жилые здания и помещения роль органов местного самоуправления в этой сфере серьезно изменилась. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляют Закон РФ «об основах федеральной и жилищной политики», Закон РФ «о приватизации жилищного фонда в РФ», Жилищный кодекс РФ и др.

Представительные органы местного самоуправления в этой области своей деятельности осуществляют следующие полномочия:

Устанавливают порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;

Устанавливают порядок использования нежилых помещений и распоряжения ими.

Местная администрация в жилищной сфере:

Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда и т.д.

В целях обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания органов местного самоуправления:

Устанавливает местные цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;

Устанавливают правила торговли и обслуживания населения на территории муниципального образования;

Обеспечивает проведение единой политики цен в районе, организует и осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов, наценок и скидок;

Организуют рынки и ярмарки;

Контролируют санитарное состояние мест торговли.

Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

Рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

При выявлении товаров ненадлежащего качества незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

Обращаться в суды в защиту прав потребителей.

Полномочия органов местного самоуправления

в социально-культурной области.

Органы местного самоуправления в социально-культурной сфере реализуют задачи, вытекающие из ст.7 Конституции РФ, согласно которой РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Важную роль в реализации этой политики призвано играть органам местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знанию его нужд и потребностей.

Эта сфера деятельности органов местного самоуправления охватывает вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.

Весьма значительной является роль органов местного самоуправления в организации, содержании и развитии муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Они ответственны за:

Реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования;

Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием;

Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

Установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования и т.д.

В области здравоохранения в ведению органов местного самоуправления относятся:

Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья;

Формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

Защита прав и свобод человека, гражданина в области охраны здоровья;

Развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;

Формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;

Выявление факторов неблагоприятно влияющих на здоровье граждан;

Осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан и т.д.

Конституция РФ (ст. 44) гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет в ведении муниципальных образований: создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности. В целях создания условий для деятельности учреждений культуры органы местного самоуправления:

Объявляют природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определяют правила их охраны и использования;

Организуют и координируют с учетом национально-культурным традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивают их материально-техническое снабжение;

Организуют использование памятников истории и культуры, переданных в их ведение;

Осуществляют охрану и организуют использование переданных в ведение муниципального образования памятников истории и культуры;

Другие функции.

Важной функцией органов местного самоуправления является обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения. В этой сфере они обладают следующими полномочиями:

Определяют за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для граждан, проживающих на территории муниципального образования;

Оказывают жителям помощь в назначении пенсий;

Принимают меры по улучшению жилищных, материальных и социально-бытовых условий, инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;

Способствуют устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

Назначают и выплачивают пенсии и пособия;

Обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей в детские дома, школы, интернаты и на воспитание в семьи граждан,

Решают вопросы усыновления (удочерения);

Разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения;

Другие функции.

Полномочия органов местного самоуправления

в области обеспечения общественной

безопасности и правопорядка.

Органы местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными и правоприменительными государственными органами, обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок. Федеральное законодательство, развивая конституционные нормы и принципы организации и деятельности местного самоуправления наделяет органы местного самоуправления необходимыми полномочиями по обеспечению режима законности и правопорядка на территории муниципального образования, определяют источники финансирования правоохранительных органов, в частности, милиции. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления объединяют усилия правоохранительных и правоприменительных органов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями. В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов внутренних дел. В ряде муниципальных образований в соответствии с Указом Президента РФ «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления», от 17 сентября 1998 года проводится эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципальных учреждений, являющихся участниками эксперимента:

Определяют совместно с начальствами территориальных ОВД задачи по охране общественного порядка, а также согласовывают текущие и перспективные планы работы по охране общественного порядка;

Осуществляют контроль за состоянием общественного порядка;

Вносят в министерства, главные управления, УВД субъектов РФ предложения о назначении на должность и освобождении от нее начальников милиции общественной безопасности и их заместителей, а также предложения о реорганизации подразделений и служб милиции общественной безопасности, принимающих участие в эксперименте;

Финансируют в установленном порядке, а также осуществляют материально-техническое обеспечение подразделений и служб милиции общественной безопасности, принимающих участие в эксперименте;

Другие функции.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

На муниципальных территориях, на которых расположено учреждение, исполняющее наказание, органы местного самоуправления в пределах их полномочий:

Оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказание;

Создают данным учреждениям условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду; и т.д.

Значительными являются полномочия органов местного самоуправления и в области обеспечения пожарной безопасности. К ним относятся:

Организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

Участие в выполнении федеральных региональных целевых программ;

Разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

Обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечению к предупреждению и тушению пожаров;

Организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;

Другие полномочия.

На территории РФ функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые объединяют органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Органы местного самоуправления самостоятельно:

Осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайной ситуации и организуют их проведение;

Обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

Организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;

Создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Выполняют другие функции.

Наделение органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями.

Наряду с решением вопросов местного значения к предметам ведения органов местного самоуправления относятся также осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольно государству.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматривается соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны, градостроительства, использования и охраны водных объектов, объектов животного мира, при проведении работ по хранению, перевозки и уничтожению химического оружия и в других областях в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств.

Понятие «наделяться» предполагает временное или постоянное делегирование полномочий, но не полная передача их органам местного самоуправления.

Подобное наделение влечёт за собой ряд правовых последствий:

Обязательна передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Эти обязанности лежат на федеральных и региональных органах государственной власти;

Органы государственной власти приобретают полномочия по контролю за реализацией переданных полномочий;

Несмотря на то, что органы местного самоуправления реализуют переданные им полномочия под свою ответственность, при определённых условиях эта ответственность может быть солидарной.

В законодательном плане эта практика остается не последовательной. В ряде законов конкретно не перечисляются государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления. В других законах закрепляется норма общего плана о том, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Тем самым вопрос остается неурегулированным.

Необходимо отметить и то, что при правовом регулировании предметов ведения и полномочий местного самоуправления зачастую не определяется правовая природа полномочий местного самоуправления, а именно: относятся ли они к государственным полномочиям либо к вопросам местного значения.

Нечеткость и неопределенность в их разграничении создают значительные трудности в деятельности органов местного самоуправления, а также порождают коллизии во взаимоотношениях органов местного самоуправления и государственной власти.


ТЕМА 9. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО .

Распределение рабочего времени:

7. Вступление – 5 минут.

8. Основная часть – 70 минут.

9. Заключение – 5 минут.

Учебные вопросы:

1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы.

2. Понятие и виды муниципальных должностей.

3. Правовой статус муниципального служащего.

4. Прохождение муниципальной службы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обуславливается тем, что институт муниципальной службы, наряду с институтом государственной службы, имеет огромное значение, как институт непосредственной демократии в период развития относительно молодого государства – Российской Федерации. Переход от социалистического общества к демократическому позволил населению напрямую участвовать в политической жизни страны, особенно это характерно для местного самоуправления.

Целью занятия является выявление понятия, общих принципов и характерных признаков муниципальной службы, на основании этого были определены задачи следующим образом:

Определение понятия, принципов и нормативного закрепления муниципальной службы;

Определение видов муниципальных должностей, а также их классификация;

Определение правового статуса муниципального служащего, его прав и обязанностей, ограничений и запретов для муниципальных служащих;

Рассмотрение порядка прохождения муниципальной службы, т.е. поступление на службу, аттестация и т.п.

Для более детального изучения темы предполагается использование научных статей в периодической литературе, нормативных правовых актов самой свежей редакции, а также учебной литературы.

В Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вслед за изложением в ст. 14, 15, 16 вопросов местного значения трех видов муниципальных образований помещена ст. 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения".

В ней в обобщенной форме изложены единые для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия, необходимые для реализации вопросов местного значения. Несмотря на специфику муниципальных образований, их органы обладают одинаковыми ключевыми полномочиями для достижения своих задач, хотя конкретный объем этих полномочий зависит от уровня муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями (ч. 1 ст. 17):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и об иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Учитывая широкий спектр вопросов местного значения и в связи с этим объективную невозможность перечисления всех полномочий органов местного самоуправления по их решению, Федеральным законом 2003 г.

Указанный выше перечень полномочий оставлен открытым и предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут обладать иными полномочиями в соответствии с названным Законом 2003 г. и уставами муниципальных образований.

В целом объем издания муниципальных правовых актов, особенно нормативных актов, больше на уровне муниципального района, городского округа в сопоставлении с поселениями. Муниципальное образование может утверждать свою символику. А вот объем местного хозяйства, а тем более муниципального заказа у сельского поселения гораздо скромнее, чем, например, у городского округа, отсюда и разные масштабы в равной мере принадлежащих каждому уровню полномочий. Далеко не каждое сельское поселение "размахнется" на учреждение печатного средства массовой информации, муниципальные районы и городские округа сделают это скорее.

Вопросы местного значения и полномочия по их решению - разные по характеру и значению категории, их нельзя отождествлять.

Вопросы местного значения - это соответствующие сферы, направления, предметы ведения, в которых местное самоуправление, его органы и должностные лица, в ряде случаев и непосредственно население вправе действовать, более того - они и обязаны это делать. По сути, это и цели деятельности местного самоуправления как одного из уровней публичной власти.

Каждое из таких полномочий по решению вопросов местного значения представляет собой право органов местного самоуправления действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом, предпринимать соответствующие действия, принимать при необходимости муниципальные правовые акты.

Федеральный закон 2003 г. (ч. 3 ст. 17) подчеркнул, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В ст. 18 "Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления" установлен ряд гарантий в части закрепления вопросов местного значения, которые можно считать и гарантиями полномочий. Согласно ч. 1 ст. 18 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Это означает, что хотя согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, на деле перечень вопросов местного значения для каждого уровня местного самоуправления является исключительным федеральным ведением. Надо полагать, таким же федеральным ведением является и круг полномочий органов местного самоуправления, приведенный ранее.

И одно из последних новшеств Федерального закона 2003 г. убедительно подтверждает данный вывод. Дополнением от 18 октября 2007 г. в Закон включена ст. 18.1 "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления". Она гласит, что перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ. И далее: нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

В целях реализации названных положений Закона принят Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Указом утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления названных муниципальных образований, а Правительству РФ поручается разработать и утвердить перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов; типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период; методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; методические рекомендации о порядке выделения за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Правительство должно обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в федеральную программу статистических работ на 2009 г. и последующие годы.

Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов в Указе предписано ежегодно до 1 мая представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период.

В Указе рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ: выделять за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Кроме того, рекомендуется также устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Для муниципальных районов указанный перечень устанавливается в случае, когда решение этих вопросов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Утвержденный Указом от 28 апреля 2008 г. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов насчитывает 30 пунктов и в общей сложности около 50 позиций. Они охватывают вопросы занятости населения, его медицинского обслуживания, наличия дошкольных детских учреждений, состояние образования, число субъектов малого предпринимательства, качество автомобильных дорог, состояние и продолжительность строительства зданий и сооружений, жилищное и коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д.

Появление подобного регулирования - это своего рода показатель усиления государственного влияния на местное самоуправление, причем по линии исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 18 федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Эти правила означают, что Закон исходит из самостоятельности органов местного самоуправления в рамках закрепленных вопросов местного значения и полномочий. Российская Федерация и ее субъекты могут дать дополнительное финансирование из своих источников, и тогда они вправе влиять на осуществление полномочий органов местного самоуправления. Но если основой полномочий являются средства местных бюджетов, нормативным регулированием Российской Федерации или ее субъекта предопределить объем соответствующих расходов нельзя. Конечно, нельзя исключить "текущее" воздействие, когда органам местного самоуправления "подсказывают", на что тратить свои бюджетные средства.

Полномочия ОМС: исходя из юридической природы полномочий, их можно подразделить на собственные полномочия и делегированные полномочия.

1) Собственные полномочия - это такие полномочия, которыми наделяются исключительно органы местного самоуправления, которые собственно принадлежат им в силу закрепления их в законе, а также в силу того, что с их помощью решаются вопросы местного значения. В п.З ст. 14 ФЗ ^ 154 записано, что органы местного самоуправления в РФ в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Собственные полномочия органов местного самоуправления закрепляются в уставах муниципальных образований на основании соответствующих положений федеральных законов и законов субъектов РФ.

Государственные органы и их должностные лица не вправе принимать к своему ведению эти вопросы, то есть осуществлять местное самоуправление, подменять его.

Собственные полномочия органов местного самоуправления, в свою очередь подразделяются на собственные обязательные и собственные добровольные полномочия.

Собственные обязательные - это такие полномочия органов местного самоуправления, которые прямо законом закреплены за органами местного самоуправления, и которые они обязаны осуществлять в своей деятельности самостоятельно, без передачи (делегирования) их кому-либо, в том числе и государственным органам.

Собственные добровольные полномочия - это такие полномочия органов местного самоуправления, которые также принадлежат органам местного самоуправления и используются ими для решения вопросов местного значения.

Однако, в отличие от собственных обязательных полномочий, они прямо в законе за органами местного самоуправления не закреплены, но и из их ведения не исключены, кроме того, не отнесены к ведению государственных органов или других муниципальных органов. Эти полномочия носят добровольный характер, так как органы местного самоуправления не обязываются каким-либо законом их реализовывать, но сами добровольно, если на это у них есть соответствующие материально-финансовые ресурсы могут принять их к своему ведению, закрепив их соответственно в Уставе муниципального образования.

Что касается первой группы полномочий, то следует прежде всего выделить исключительные полномочия представительного ОМС, которые закреплены в п.З ст. 15 ФЗ № 154. К ним относятся:

  • 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении:
  • 3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 4) установление местных налогов и сборов;
  • 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Перечисленные полномочия, как указано в законе, относятся исключительно к ведению представительных органов местного самоуправления. Наряду с ними органы местного самоуправления наделяются и так называемыми делегированными полномочиями.

Данный вид полномочий органов местного самоуправления принципиально отличается от их собственных полномочий. По своей природе делегированные полномочия - это государственные полномочия, а не полномочия органов местного самоуправления. Даже в случае их передачи органам местного самоуправления, они не теряют характера государственных полномочий и могут быть в любое время возвращены в компетенцию соответствующих государственных органов. Эти полномочия могут делегироваться органам местного самоуправления лишь в каждом конкретном (индивидуальном) случае, иначе говоря, такая передача не должна носить массового, группового характера, иметь определенные пределы. Для реализации делегированных полномочий органам местного самоуправления соответствующими государственными органами должны быть одновременно переданы необходимые материальные и финансовые средства, ресурсы, то есть государственные ресурсы. Без этого органы местного самоуправления вправе не принимать к своему ведению передаваемые им государственные полномочия. И, наконец, за реализацией этих полномочий органами местного самоуправления, за расходованием, использованием переданных им материальных и финансовых средств прямой- контроль осуществляют соответствующие государственные органы. Иначе говоря, деятельность ОМС в этой сфере прямо подконтрольна государству.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права.

Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия – это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению – это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений.

Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительные органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования путем выборов. Наименование представительного органа местного самоуправления определяется в уставах

муниципальных образований. Наименования представительных органов местного самоуправления отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенными наименованиями являются: городской совет, городская дума, муниципальный совет, собрание депутатов, собрание представителей, поселковый совет и т. д. Численный состав представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Организация работы представительного органа местного самоуправления предусматривает различные формы. Основной формой его работы является сессия, которая представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Периодичность сессий различная – от 1 раза в месяц в небольших муниципальных образованиях, до 3–4 раз в год в крупных. Представительный орган на своих сессиях может образовывать из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии.

В соответствии со статьей 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или на общественных началах. Депутат осуществляет свою деятельность в различных формах:

участвуя в сессии представительного органа местного самоуправления;

работая в комитетах или комиссиях, образуемых представительным органом;

Работая в избирательном округе, от которого он избран. Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты

рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.

Одним из важных составных элементов статуса депутата является депутатский иммунитет. Это означает, что на территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев

задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Досрочное прекращение депутатом своих полномочий возможно в случаях:

утраты гражданства Российской Федерации;

признания недееспособным по решению суда;

отзыва избирателями;

выезда на постоянное место жительства за пределы территории субъекта Российской Федерации;

вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;

упразднения муниципального образования;

объявления депутата безвестно отсутствующим или умершим по решению суда.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах – мэр или глава города; в районах – глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях – глава поселка, глава сельсовета, староста.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено два варианта порядка выборов главы муниципального образования:

непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;

представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это прежде всего:

Представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной

власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;

внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;

организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;

являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

устав муниципального образования;

решения, оформленные в виде актов, принятые на местном референдуме; решения, принятые на сходе граждан; решения представительного органа муниципального образования;

распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации

юридических лиц». Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Информация об изменениях:

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов , если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающи е:

Информация об изменениях:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Информация об изменениях:

2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.

Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-эконом ического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономичес ких связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающи е наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В статье 20 рассматривается осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающи х наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на три основные группы:

1) полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами;

2) «собственные», т.е. полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований;

3) отдельные государственные полномочия, которыми федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления.

Значительная часть полномочий местного самоуправления реализуется непосредственно населением муниципальных образований. Формы реализации полномочий непосредственно населением были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому содержимое данной главы будет посвящено полномочиям, реализуемым органами и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона «Об общих принципах…» - ст.17. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техн ическое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

Перечень ФЗ, определяющих полномочия органов местного самоуправления

Название: Федеральный закон ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 08.11.2007 N 260-ФЗ, от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 03.12.2008 N 246-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 03.11.2010 N 286-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 20.03.2011 N 38-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 03.05.2011 N 88-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 247-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ, от 06.12.2011 N 411-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 91-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 28.07.2012 N 137-ФЗ, от 16.10.2012 N 173-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 176-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 02.11.2013 N 303-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 370-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П)


Top