Предприятия и организации в сельском хозяйстве. Общие сведения о сельскохозяйственном предприятии и земельном участке

В процессе развития и совершенствования сельского хозяйства определяется экономическая эффективность предприятия. Поэтому виды и типы сельскохозяйственных предприятий сгруппированы по условиям задачам деятельности, системе ведениях хозяйства и уровню интенсивности производства. Кроме того, в каждом виде и типе сельскохозяйственных предприятий могут существовать подгруппы похожих предприятий, со сходными признаками, но разными способами ведения хозяйства. Чем больше сельскохозяйственная зона, тем больше сельскохозяйственных объектов расположено на ней.

Соответственно будет больше и самих видов и типов сельскохозяйственных предприятий. Первоначально изучение и определение видов и типов сельскохозяйственных предприятий велось на примере передовых хозяйств. В настоящее время, чтобы обосновать виды и типы сельскохозяйственных предприятий, достаточно определить производственные и экономические пропорции и тенденции развития сельского хозяйства.

Также помогут определиться с целесообразностью проекта маркетинговые и геологические исследования участка строительства. В любом случае, нельзя забывать, что все отрасли сельского хозяйства представляют собой единый механизм. А виды и типы сельскохозяйственных предприятий связаны с формами деятельности, общехозяйственной и территориальной специализацией. По типам сельское хозяйство может быть:

  • Молочным, мясным или мясомолочным (КРС)
  • Мясомолочным, с развитым свиноводством
  • Свиноводческим
  • Молочно-овощным
  • Овощным
  • Птицеводческим
  • Племенным
  • Семеноводческим
  • Тепличным овощеводством
  • Звероводством
  • Винодельческим заводом
  • Фермой по выращиванию саженцев плодовых деревьев
  • Плодоконсервным комбинатом, сахарным, льноперерабатывающим, мукомольным крахмалопаточным мини заводом и т.д.

Есть предприятия, достигшие высоких производственных показателей, а есть и такие, которые считаются отстающими. Наличие подобных сельских хозяйств, как Вы понимаете, сказывается в процентном соотношении на общий показатель сельского производства. В связи с чем, теряется инвестиционная привлекательность некоторых проектов. Для того, чтобы Ваш сельскохозяйственный проект приносил прибыль и быстро окупился, необходим предварительный анализ местности, где Вы собираетесь возводить сельскохозяйственный комплекс или строить ферму.

Основные сельскохозяйственные типы предприятий могут иметь несельскохозяйственные отрасли, которые подразделяются на вспомогательные производства, промышленные производства, промыслы, обслуживающие производства и хозяйства. Виды предприятий сельского хозяйства определяются организационно-правовой структурой. Чтобы дать характеристику видов и типов сельскохозяйственных предприятий, надо знать основы законодательства. Обычно, виды предприятий сельского хозяйства это:

  • Ферма, осуществляющая свою деятельность в рамках национальных и государственных программ
  • Животноводческие комплексы и предприятия по мелиорации, с межхозяйственной системой управления
  • Агропромышленные коммерческие холдинги
  • Частные сельские угодья

Организация колхозов и совхозов носит государственно-коммерческий статус, и определяется посредством правовых положений, разработанных с учетом прибыли, социальных и экономических интересов. Как видите, виды и типы сельскохозяйственных предприятий зависят еще и от управленческих отношений. Более подробную информацию, чем одно хозяйство отличается от другого, Вы можете найти в разделе «Это интересно».

Если заведомо знать, с какими организационными трудностями придется столкнуться, можно рационально распределить производство и сделать свое предприятие конкурентоспособным. При производстве сельскохозяйственной продукции должны быть четко определены цели и задачи, территориальная и общехозяйственная планировка, объем и ассортимент выпускаемой продукции.

Если у Вас возникли сложности, и Вы не можете самостоятельно определить виды и типы сельскохозяйственных предприятий, звоните нам! Специалисты нашей компании смогут удобно разместить производственные, бытовые и прочие строения на сельской территории, составить техническое задание и выполнить сметные расчеты, с учетом Ваших пожеланий и требований! Ждем Ваших звонков!

Унитарным ( unitas , лат. - единство) предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. (слайд)

Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (до­лям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно на­водится в государственной или муниципальной собственности. (слайд)

Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество, на­ходящееся в муниципальной собственности, принадлежит унитарному предприятию только на праве хозяйственного ведения. (слайд)

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем предприятия. (слайд)

Устав должен со­держать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирова­ния, другие сведения, установленные законодательством.

Органом управления унитарного предприятия является руко­водитель, который назначается собственником либо уполномо­ченным собственником органом и им подотчетен. (слайд)

Все унитарные предприятия имеют право распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, передавать в уставный капитал других коммерческих организаций и др) только с согласия собственника. Движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, унитарное предприятие может распоряжаться самостоятельно.

В зависимости от вида собственника (государство, государственный орган, муниципальный орган) и наличия того или иного вещного права (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество унитарные сельскохозяйственные предприятия подразделяются:

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения;

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия);

Муниципальные предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам этого предприятия, за исключением случаев, когда его несостоятельность вызвана самим собственником имущества или другими органами, имеющими право давать обязательные для исполнения указания либо иным образом определять его действия.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества во всех случаях.

8. Государственные сельскохозяйственные предприятия.

Государственные сельскохозяйственные предприятия на праве хо­зяйственного ведения создаются по решению уполномоченного фе­дерального государственного органа или органа субъекта РФ.

Собственник имущества (слайд)

К федеральным государственным сельскохозяйственным предприя­тиям относятся (слайд) научно-производственные, учебно-опытные, пле­менные, семеноводческие хозяйства, хозяйства на мелиорирован­ных землях, крупные животноводческие комплексы, птицефабри­ки, овощеводческие комбинаты, другие специализированные сель­скохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению Правительства Российской Федерации приватизации и разделу.

К государственным сельскохозяйственным предприятиям субъектов РФ относятся (слайд): учебно-производственные хозяйства технику­мов, колледжей, лицеев, племенные хозяйства по разведению местных пород скота и птицы, селекционные хозяйства по выведению и совершенствованию местных сортов сельскохозяйственных культур, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, хозяйства, выращивающие сельскохозяйственные культуры с содержанием наркотических и ядовитых веществ, другие сельскохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению субъекта Российской Федерации приватизации и разделу.

Имущество передается предприятию на праве хозяйственного ведения, а земля - в постоянное (бессрочное) пользование или аренду. (слайд)

Имущество предприятия формируется также за счет полу­ченных доходов, вкладов других государственных предприятий, федеральных бюджетных ассигнований, заемных и иных средств. (слайд)

Размер уставного фонда государственного федерального пред­приятия не может быть меньше суммы, определенной действую­щим законодательством. До государственной регистрации пред­приятия уставный фонд должен быть полностью оплачен соб­ственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых акти­вов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, уполномоченный федеральный государственный орган обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фон­да и известить об этом всех своих кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обяза­тельств предприятия и возмещения возникших убытков. Если сто­имость чистых активов окажется меньше минимального размера фонда, установленного законом, предприятие ликвидируется.

Федеральное государственное предприятие планирует свою деятельность самостоятельно, исходя из целей создания, конъюнктуры рынка, спроса на производимую продукцию, имеющихся финансовых и иных ресурсов.

Трудовые отношения на федеральном государственном пред­приятии регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде и уставом. Трудовой коллектив предприятия включает всех работников, участвующих в его деятельности на основе трудового договора (контракта).

Основу экономической деятельности составляют договоры (контракты) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для Федеральных нужд по ценам государственных контрактов, а также договорным (рыночным) ценам.

Федеральное государственное предприятие вправе создавать дочерние предприятия (другие федеральные государственные предприятия) путем передачи им в установленном порядке зе­мельного участка и части другого имущества в хозяйственное ведение.

Казенные сельскохозяйственные предприятия создаются по ре­шению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или по решению ад­министрации субъекта Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Федерации.

К казенным (на праве оперативного управления) предприятиям относятся (слайд) :предприятия, которые не возмещают издержки денежной выручкой и специализируют­ся на выведении новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных общефедерального значения; опытно-произ­водственные хозяйства научно-исследовательских институтов федерального значения; сельскохозяйственные предприятия, поставляющие продукцию непосредственно закрытым админис­тративно-территориальным образованиям, воинским частям; предприятия, работающие на мелиорированных землях федераль­ного значения, и др.

Казенные предприятия могут создаваться двумя способами (слайд): пу­тем ликвидации федеральных государственных предприятий и со­здания на их базе казенных предприятий и путем учреждения но­вых казенных предприятий.

Основаниями для принятия решения о ликвидации федераль­ного государственного предприятия и создания на его базе феде­рального казенного предприятия являются:

нецелевое использование выделенных федеральных средств;

отсутствие прибыли по итогам последних двух лет;

использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих положений.

Созданное федеральное казенное предприятие является право­преемником ликвидируемого предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, землепользованию, природопользова­нию, использованию полезных ископаемых, предоставленных квот и лицензий.

Новое федеральное казенное предприятие создается, как пра­вило, при условии, если преобладающим (более 50 %) потребите­лем производимой продукции (работ, услуг) является государство, которое предоставляет предприятию имущество на праве опера­ции управления.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении: (слайд)

Планирование и финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляются через план-заказ и план развития предприятия. Предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, если она разрешена уполномоченным федеральным органом. В частности, это касается распоряжения имуществом (сдачи в пользование, в том числе в аренду, залог и пр.), а также создания дочерних предприятий, выступления в качестве учредителя других организаций и др.

Утверждение и доведение до казенного предприятия плана-заказа осуществляются уполномоченным органом по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации. В плане-заказе указывают следующие основные показатели:

объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры, ассортимента, требований к качеству, срока поставок, цен и условий их изменения;

фонд оплаты труда и нормативы его возможного увеличения;

лимит численности работников;

обьем средств, выделяемых из федерального бюджета, и условиях их предоставления.

Финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой продукции (работ, услуг). При их недостатке казенному предприятию могут быть выделены средства из федерального бюджета на следующие цели:

реализацию плана развития предприятия;

компенсацию убытков при выполнении плана-заказа.

Средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в бюджете отдельной строкой. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования воз­вращаются в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование развития производства и социальной сферы по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным фе­деральным органом. Свободный остаток прибыли изымается в фе­деральный бюджет.

Принципы построения организационно-экономических основ сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК

Независимо от форм собственности и видов сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК их организационно-экономические основы построены на следующих принципах:

Деятельность сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК осуществляется самостоятельно , на основе их полной ответственности за результаты хозяйствования;

В состав сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК не входят другие юридические лица;

Основные направления деятельности: производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация;

Госхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), крестьянские, фермерские хозяйства и другие организации ведут свое производство на земле, передаваемой им государством во владение или пользование. Личное подсобное хозяйство членов СПК, работников госхозов и других граждан, как и индивидуальное садоводство, может вестись на земельных участках, передаваемых им на правах частной собственности;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) является юридическим лицом, имеет свой баланс и расчетные счета в банке, в том числе валютный счет, свое обособленное имущество и продукцию. Вмешательство в деятельность сельскохозяйственной организации (предприятия АПК) со стороны государственных, общественных и других организаций недопустимо;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) обеспечивает право на социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) повышает благосостояние работников, обеспечивая социальное устройство места жительства, создание соответствующих условий жизни, работы, быта и повышения профессионального, культурного и нравственного уровня развития работников;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) может на добровольных началах входить в межхозяйственные объединения, ассоциации и другие формы интеграции;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) несет ответственность по обязательствам своим имуществом по всем видам деятельности и не отвечает (за исключением крестьянских хозяйств) по долгам и обязательствам своих работников, как и они по долгам сельскохозяйственной организации (предприятия АПК);

Демократические основы самоуправления во всех структурах сельскохозяйственных организаций (предприятий АПК).

К организациям государственной формы собственности (госхозам) относятся :

Учебно-опытные хозяйства;

Племзаводы;

Подсобные и другие государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК.


В среднем на 1 госхоз приходится более 3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе около 2 тыс. га пашни.

Государственные предприятия АПК могут быть созданы в форме унитарных предприятий (республиканских или коммунальных).

Госхозы и другие государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РБ. В каждом госхозе разрабатывается устав, в котором устанавливаются основные задачи его деятельности. Устав госхоза является основным документом, регулирующим внутрихозяйственные отношения и взаимоотношения с другими организациями и гражданами. Устав принимается собранием трудового коллектива и подлежит регистрации.

Государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК являются самостоятельными товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность под руководством вышестоящего органа. Государство передает госхозам во владение землю и имущество для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и другой продукции на основании рационального использования земли и других элементов сельскохозяйственного производства с целью получения прибыли. В госхозах, как правило, по сравнению с сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК) более высокий уровень концентрации и реализации производства. Как юридические лица, госхозы имеют расчетный и другие счета в банках, в т.ч. валютный. Они функционируют на принципах полного хозрасчета, несут имущественную ответственность за результаты своей деятельности, ответственны за социальное развитие и материальное стимулирование работников.

сельскохозяйственные организации и предприятия АПК государственной формы собственности несут ответственность по всем обязательствам в пределах стоимости имущества находящегося на его балансе. Государственные органы не несут ответственности по обязательствам сельскохозяйственных организаций (предприятий АПК), а они не несет ответственности по обязательствам государства и его органов. Исключением здесь могут быть случаи, когда экономическая несостоятельность такой сельскохозяйственной организации (банкротство) вызвана его учредителями (участниками), которые имеют право давать обязательные для данного юридического лица указания, либо другим образом определять его действия.

После выполнения обязательств, уплаты налогов и других платежей государству, госхоз сам распоряжается произведенной продукцией и полученной прибылью.

Отношения госхоза с другими организациями, предприятиями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности регулируется договорами. В соответствии с действующим законодательством госхозы могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В госхозе создаются отделения, животноводческие фермы, бригады, цеха, звенья и др. подразделения за которыми закрепляются земельные участки, техника. Госхоз может на добровольных началах вступить в объединения различной организационно-правовой формы, в целях наиболее полного использования на основе кооперации материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При этом, госхоз как правило сохраняет самостоятельность и права юридического лица.

Госхоз сам устанавливает структуру органов управления, численность аппарата управления и затраты на его содержание. Управление осуществляется на принципах единоналичия в сочетании с самоуправлением трудового коллектива. С директором госхоза заключается контракт. Директор несет ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности организации и решает все вопросы, за исключением, отнесенных в компетенцию общего собрания трудового коллектива и совета госхоза. Директор самостоятельно распоряжается имуществом госхоза. Бригадиров производственных подразделений избирают на собраниях трудовых коллективов, после чего их кандидатуры утверждаются директором.

Собственность госхоза неприкосновенна и находится под защитой государства. Его имущество госхоза может быть изъято только по решению суда. Госхоз сам планирует свою деятельность, исходя из спроса на продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечить развитие производства, социальной базы и повышение доходов работника.

В госхозе могут быть установлены имущественные паи работников. Размер такого пая определяется с учетом коэффициента трудового участия работника в работе хозяйства (стажа, заработной платы и т.д.).

На имущественный пай могут ежегодно начисляться и выплачиваться проценты (дивиденды) в размерах, установленных общим собранием трудового коллектива. Трудовые отношения работников регулируются законодательством о труде. Формы, системы и размеры оплаты труда устанавливаются самостоятельно. Минимальный размер оплаты труда определяется в законодательном порядке.

При выходе из госхоза для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, его работнику должен быть выделен отдельный участок в размере, установленном законодательством. Для ведения личного подсобного хозяйства работникам госхоза могут быть переданы в собственность земельные участки до 1 га. Из переданных госхозу земель он может предоставить работникам для временного пользования участки под сенокосы, пастбища и другие угодья в размерах, устанавливаемых общим собранием коллектива.

Госхоз обязан создавать безопасные условия труда.

Госхоз обязан своевременно проводить природоохранные мероприятия за счет собственных средств, и несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, лесов, вод и т.д..

К государственным сельскохозяйственным организациям также относятся сельские подсобные хозяйства промышленных предприятий. В большинстве случаев они создаются для обеспечения работников дополнительными продуктами питания. Часть таких хозяйств были созданы на базе убыточных сельскохозяйственных организаций. Большинство подсобных хозяйств являются структурными подразделениями промышленных предприятий, но некоторые из них - самостоятельные сельскохозяйственные организации. Имущество сельских подсобных хозяйств формируется за счет материальных средств промышленных предприятий. Объем и структура производства и направление использования продукции определяются учредителями. За подсобными хозяйствами закрепляются земельные угодья. В среднем на 1 подсобное хозяйство приходится около 70 га сельскохозяйственных угодий. Все основные сельскохозяйственные работы выполняются постоянными работниками подсобного хозяйства. Формы оплаты труда устанавливаются учредителем. Взаимоотношения работников и учредителя оформляются соответствующими трудовыми соглашениями. Большую часть произведенной продукции сельские подсобные хозяйства реализуют организациям общественного питания и работникам организации учредителя.

Сельскохозяйственные организации

"...1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки..."

Источник:

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О несостоятельности (банкротстве)"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Сельскохозяйственные организации" в других словарях:

  • - создаются для укрепления междунар. связей в области с. х ва (экономич., науч., технич.). М. с. о. могут быть межправительственными и неправительственными. К межправительственным М. с. о., в к рые входит СССР, относятся Совет экономич.… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
  • Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу) и реализующие эту… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции… … Юридическая энциклопедия

    Сельскохозяйственные науки - совокупность наук, изучающих с. х. производство, агрономия, зоотехния, экономика сельского хозяйства, ветеринария, инженерно технические науки. С. н. способствуют всемерному развитию и совершенствованию всех отраслей сельского хозяйства в … Большая советская энциклопедия

    В целях настоящей Конвенции термин сельскохозяйственные работы включает все работы, выполняемые на сельскохозяйственных предприятиях, включая плантации и крупные, оснащенные техникой сельскохозяйственные предприятия... Источник: КОНВЕНЦИЯ N 103… … Официальная терминология

    Сельскохозяйственные общества - впервые появляются в первой половине XVIII в., когда стали обращать большее внимание на практическое усовершенствование сельского хозяйства и исследовать влияние на него различных мероприятий политических и хозяйственно полицейских, что, в свою… …

    Сельскохозяйственные товары товары, которые классифицируются в группах 1 24 гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, а также такие товары, как маннит, D глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин,… … Официальная терминология

    Школы сельскохозяйственные - I задаются целью снабдить сельскохозяйственное производство сведущими и сознательными руководителями. Потребность в подобной Ш. стала ощущаться с тех пор, как сложившиеся веками приемы хозяйства перестали удовлетворять запросам нового времени и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мелиорации сельскохозяйственные - Под этим термином разумеются всевозможные улучшения как в технике сельского хозяйства, так и в социальных и природных его условиях. В более старых сочинениях М. делят на положительные, которыми увеличиваются производительные силы природы, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Карелина С.А. (отв. ред.). В учебном пособии в форме структурированных схем и таблиц рассматриваются цели и роль института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике. Исследуютсяпонятие, критерии и признаки…

самостоятельный хозяйственный субъект, производящий сельскохозяйственную продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В рыночных условиях развитие экономики республики или отрасли, где непосредственно производится продукция, возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности, которая может осуществляться в различных организационно-правовых формах, определенных Гражданским кодексом Республики Беларусь. Выбор той или иной формы зависит от размеров первоначального капитала, масштабов предполагаемой деятельности, возможности установления партнерских отношений с другими предпринимателями, особенности налогообложения и многих других обстоятельств. Предприниматели, которых привлекает самостоятельность и независимость от непосредственных начальников или партнеров, могут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Однако, как правило, крупные участники рынка товаров и услуг имеют статус предприятия (юридического лица). Предприятие как экономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственную единицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектом собственности в виде обособленного имущественного комплекса. С позиции права в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и иное имущество. Как субъект предпринимательской деятельности предприятие осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. С социальной точки зрения предприятие - это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому задачами предприятия являются: выплата работникам социально справедливой заработной платы, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т. д. Каждое сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством продукции, характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим единством. Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Также они позволяют оказывать услуги и выполнять определенные работы на сторону с целью извлечения прибыли. Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия. Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы - объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т. д. Извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности. Поскольку предприятие является собственником имущества, то по белорусскому законодательству оно наделяется правом юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует либо на основании устава, либо учредительного договора или устава, либо только учредительного договора. В уставе отражаются: организационная и правовая формы предприятия (фирмы); наименование, почтовый адрес; предмет и цель деятельности; уставный фонд; порядок распределения прибыли; органы контроля; перечень и местонахождение структурных единиц и др. Предприятие должно обладать определенными, присущими ему признаками, без которых оно не может быть признано юридическим лицом и участвовать в законченном хозяйственном обороте. Во-первых, предприятие должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Во-вторых, конституционным признаком предприятия является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при исполнении обязательств перед бюджетом. В-третьих, признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами. В-четвертых, важным признаком предприятия как юридического лица является его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами. В-пятых, предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции, представлять установленную государственными органами отчетность. И, наконец, любое юридическое лицо должно иметь наименование, указывающее его организационно-правовую форму. Как уже отмечалось выше, предприятие имеет общую и организационную структуру. Под общей структурой предприятия подразумевается комплекс производственных, вспомогательных, обслуживающих и других подразделений, их количество, величина, соотношения между ними по размеру занимаемых площадей, численности работников, орудий труда. Производственная структура представляет собой форму организации производ-ственного процесса и выражается в размере, количестве, составе и удельном весе производственных подразделений предприятия. Основной структурной производственной единицей сельскохозяйственного предприятия является чаще всего комплексная бригада, внутри которой находятся различные производственные подразделения - фермы. В задачу вспомогательных служб входит обеспечение нормальной бесперебойной работы основных отраслей - растениеводства и животноводства. В состав вспомогательных цехов входят ремонтные, инструментальные, слесарно-ремонтные, энергетические и др. Функции хранения, транспортировки продукции сырья, материалов, выполняют обслуживающие подразделения. Структура предприятия должна быть рациональной, экономичной, прямолинейной (обеспечивать кратчайшие пути транспортировки сельскохозяйственной продукции, сырья и материалов). Очень важно построить оптимальную структуру управления предприятием. Организационная структура управления предприятием это упорядоченная совокупность служб, управляющих его деятельностью, взаимосвязями и соподчинением. Она непосредственно связана с производственной структурой предприятия, определяется задачами, которые стоят перед персоналом предприятия, многообразием функций управления и их объемом. Организационная структура аппарата управления характеризуется различным числом звеньев. Деятельностью предприятия руководит председатель (директор или генеральный директор), который может быть или собственником имущества, или наемным работником (в этом случае с ним заключается контракт). Для обеспечения эффективного руководства предприятием у руководителя имеется непосредственно подчиненный ему функциональный аппарат управления и заместитель. Каждый из них руководит частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные службы. Структура аппарата управления зависит от: объема производства, специализации хозяйства, производимой продукции и т. д. В системе управления предприятия можно выделить следующие направления деятельности: техническая оснащенность, ориентированная на управление инвестициями и технологией. Ее задачей является создание условий наиболее эффективного использования оборудования, производственных ресурсов; организация совместной деятельности персонала, включая распределение заданий по конкретным исполнителям и срокам, контроль исполнения, устранение недочетов и сбоев в работе предприятий; социальная сторона, которая обеспечивает эффективную работу системы. Она включает подбор и продвижение работников, обеспечение рационального распределения ответственности в ходе принятия решений, эффективную систему оплаты труда и т. д. Деятельность предприятия в целом, равно как и отдельных его служб, определяется внешними и внутренними условиями его развития. К внешним условиям относятся: существующая система хозяйствования, ее правовая основа, уровень государственного регулирования, обычаи и традиции населения и др. Внутренние условия по характеру своего воздействия и влияния на функционирование предприятия следующие: условия ресурсного обеспечения производства. Это здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, сырье и материалы, топливо, электроэнергия, рабочая сила и т. д., иными словами все то, без чего невозможно организовать выращивание сельскохозяйственной продукции; условия, обеспечивающие требуемый уровень экономического и технического развития (научно-технический прогресс, новейшие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, повышение квалификации работников, инновации); условия, обеспечивающие коммерческую эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия (маркетинг, реклама и др.). Это условное разделение, четкой границы между этими группами нет. По степени воздействия на производство они различны. Первая группа определяет ресурсы предприятия, его потенциальные возможности, но уровень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы. Реализация условий, входящих в третью группу, непосредственно направлена на обеспечение ритмичности производства путем организации обеспечения его всеми необходимыми ресурсами для производ-ства сельскохозяйственной продукции в качестве и количестве, позволяющем удов летворить требования рынка, снижение издержек производства или, по крайней мере, удержание их на определенном уровне путем проведения эффективной коммерческой работы.


Top