Законно ли приобретение экстремистской литературы в целях ознакомления? Работа библиотек с «Федеральным списком экстремистской литературы Ответственность за экстремистские материалы

Добрый день

Согласно ст.13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке."

Согласно ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.»

Закон не содержит каких-либо запретов в отношении владения и использования «экстремисткой» публикации в личных целях, за что ответственности также не предусмотрена. Вместе с тем, закон допускает изъятие даже одной единственной запрещенной публикации в случае ее обнаружения, как предмета изъятого из гражданского оборота.

Так что в Вашем случае при простом приобретении для ознакомления такой книги нет противоправных действий.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Закон), блогером считается владелец Интернет-сайта или страницы Интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей.

Таким образом, указанные лица обязаны соблюдать требования законодательства, регулирующие порядок распространения массовой информации; проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию; не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, а также соблюдать честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций.

Кроме того, блогерам запрещено использование сайта или страницы сайта в сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Закон обязывает блогеров размещать свою фамилию и инициалы, а также электронный адрес для направления юридически значимых сообщений.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций будет вести реестр блогов, доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций также организует мониторинг Интернет-сайтов и вправе запрашивать у организаторов распространения информации в Интернете, блогеров и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра.

Злоупотребление блогером своим правом на распространение общедоступной информации влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20.3 КоАП РФ в случае пропаганды и публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций предусматривает наказание в виде штрафа либо административного ареста с конфискацией предмета административного правонарушения.
Аналогичные санкции содержит ст. 20.29 КоАП РФ, регламентирующая ответственность за массовое распространение экстремистских материалов.

В соответствии с ч. 1 ст. 282 УК РФ, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб., либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Согласно ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, самым строгим наказанием за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации, является лишение свободы на срок до 7 лет.

Согласно ст. 2.4. вышеуказанного Кодекса должностные лица - выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Федеральный список экстремистских материалов

То есть это те, кто совершили нарушение при исполнении своих должностных функций в организации.

Милиционеры могут вам угрожать так же ст. 282 Уголовного кодекса России: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», которая влечет примерно такие же наказания, как и вышеописанная ст. 280 УК РФ.

Самый лучший вариант, если при любом разговоре с милиционером присутствовал адвокат, так как запугивания, а иногда насильственные действия с их стороны является обычной практикой. Но если адвоката нет, то в философских вопросах, является ли тот или иной поступок экстремистским, вы скорее всего проиграете, так как в этот момент у милиционеров будет позиция силы, поэтому надо настаивать на том, что публичности не было.

Рустем Валиуллин, адвокат

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?Массово распространять это понятно нельзя,а хранить?В каком количестве? Само по себе хранение экстремистской литературы не является уголовным преступлением.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Однако, это действие подпадает под другие статьи Уголовного кодекса РФ, а именно:

1) ч. 2 ст. 282.1 УК РФ Участие в экстремистском сообществе.




Не спешите сжигать книги

В последнее время много книг мусульман были признаны экстремистскими материалами.

От некоторых мусульман часто слышишь, что они хотят сжечь эти книги, желая избежать ответственности за их хранение, либо просто исключить еще одну возможность придраться к ним правоохранительных органов.

Некоторые же задают вопросы: «Какая ответственность за хранение экстремистских материалов? Могут ли милиционеры их отбирать? А забирать при обыске? Можно ли экстремистские материалы передавать кому-нибудь? Если милиционеры забрали книги, которые признаны экстремистскими, могу ли я их требовать обратно?»

Прежде всего надо сказать, что согласно ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» «на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность».

Сама ответственность установлена в ст. 20.29. Кодекса об административных правонарушениях России, которым караются следующие деяния: «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения».

Обратите внимание, что передача такой книги одному или двум людям не образуют состав этого правонарушения. Само производство такой литературы, а так же хранение, не является наказуемым. Наказуемым является лишь производство и хранение в целях массового распространения. То есть тем, кто решил вас наказать, необходимо доказать цель производства и хранения - массовое распространение. Как я уже отметил, простая передача таких материалов своим знакомым не образует состав нарушения.

Так вот, если уж правоохранительным органам стало очень нужно вас наказать (повторю, что основанием для наказания могут послужить лишь выше обозначенные действия), то это повлечет для вас наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией экстремистских материалов и оборудования, использованного для их производства; а на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Согласно ст. 2.4. вышеуказанного Кодекса должностные лица - выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть это те, кто совершили нарушение при исполнении своих должностных функций в организации.

Следующий момент - правоохранители не могут отбирать вышеуказанные материалы безмотивно, любые подобные их действия следует обжаловать. Исключение составляет изъятие при обыске (обыск - следственное действие, возможно только в рамках возбужденного уголовного дела, поэтому надо внимательно читать постановление о производстве обыска, которое милиционеры обязаны предъявить перед обыском, а потом получить копию протокола обыка) по любому уголовному делу, так как ваши возражения в момент обыска скорее всего не будут приняты. Но такие действия так же необходимо обжаловать. Во всяком случае, если эту литературу не признают вещественным доказательством по уголовному делу, ее обязаны вернуть, рано или поздно, и вам надо постоянно интересоваться их судьбой.

Однако, в дополнение к ответу, хочу объяснить мусульманам следующее. Первое - не поддавайтесь необоснованным угрозам возбудить уголовное дело, а поэтому к склонению вас к каким либо нужным им действиям.

Согласно ст. 280 Уголовного кодекса РФ караются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и влекут привлечение к уголовной ответственности, штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью является:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

То есть призывы, чтобы это повлекло ответственность, надо осуществлять публично, должна быть аудитория от нескольких человек до толпы, которые могут воспринимать (слышать, видеть, читать) предлагаемую информацию. Призывы так же характеризуется повышенной эмоциональностью, имея целью побудить к выше обозначенной деятельности, отличаясь от выражения частного мнения.

Оценивается публичность в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: время, место, обстановка содеянного.

Милиционеры могут вам угрожать так же ст. 282 Уголовного кодекса России: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», которая влечет примерно такие же наказания, как и вышеописанная ст.

Статья 13. Ответственность за распространение экстремистских материалов

Самый лучший вариант, если при любом разговоре с милиционером присутствовал адвокат, так как запугивания, а иногда насильственные действия с их стороны является обычной практикой.

Но если адвоката нет, то в философских вопросах, является ли тот или иной поступок экстремистским, вы скорее всего проиграете, так как в этот момент у милиционеров будет позиция силы, поэтому надо настаивать на том, что публичности не было.

Здесь им можно возразить, что уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если деяния совершены публично или с использованием СМИ, то есть в присутствии большого количества людей либо для большого их количества.

Но повторю совет - если вы чувствуете, что до вас хотят «докопаться», то без присутствия адвоката милиционерам не говорите не слова, просто молчите, и временами просите связаться с адвокатом. Ваше право на адвоката и молчание является конституционным правом.

Рустем Валиуллин, адвокат

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?Массово распространять это понятно нельзя,а хранить?В каком количестве? Само по себе хранение экстремистской литературы не является уголовным преступлением. Однако, это действие подпадает под другие статьи Уголовного кодекса РФ, а именно:

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?

2 ст. 282.1 УК РФ Участие в экстремистском сообществе.
Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

2) ст. 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации.
1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Поэтому я не советовала бы Вам хранить дома подобную литературу.

Все статьи Противодействие распространению экстремистских материалов через библиотечные сети (Сальников Е.В.)

На современном этапе борьбы с экстремизмом особая роль отводится мероприятиям по недопущению изготовления и распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации. Анализу данного направления противодействия экстремизму отводится внимание в работах целого ряда исследователей, среди которых можно отметить М.А. Алпееву <1>, Т.А. Плаксину <2>, М.В. Аблина <3> и ряд других. Вместе с тем отдельные аспекты данной деятельности должного освещения в полной мере еще не получили.
———————————
<1> Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 27 — 29.
<2> Плаксина Т.А. Ответственность за массовое распространение экстремистских материалов: проблемы правоприменительной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. N 4. С. 97 — 99.
<3> Аблин М.В. Экстремизм и экстремистские материалы в юрислингвистике // Вестник Челябинского государственного университета.

2012. N 36 (290). С. 5 — 8.

К таким аспектам относится противодействие распространению экстремистских материалов через библиотечные фонды. Результаты прокурорских проверок показывают, что наиболее часто в деятельности библиотек встречаются следующие нарушения:
1. отсутствие Федерального списка экстремистских материалов;
2. неосуществление на регулярной основе сверки библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов;
3. наличие в библиотечных фондах и свободная выдача читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов;
4. отсутствие норм, направленных на предупреждение распространения экстремистских материалов в документах, регламентирующих деятельность библиотек.
Так, например, 15 — 16 декабря 2010 года Ефремовская межрайонная прокуратура Тульской области вынесла предостережения о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства заведующим 12 библиотек в связи с отсутствием в них официального списка экстремистских материалов. 6 декабря 2010 года прокуратура Новгородской области сообщила о внесении представления о необходимости устранения нарушений антиэкстремистского законодательства председателю Комитета образования Новгородского муниципального района. Поводом послужило то, что в библиотеках Бронницкой, Григоровской, Борковской, Пролетарской и Чечулинской общеобразовательных школ не проводилась сверка фондов со списком экстремистской литературы. 29 ноября 2010 года прокуратура города Радужный (ХМАО — Югра) сообщила о внесении представления и привлечении к ответственности руководителя муниципального учреждения "Централизованная библиотечная система". В библиотеке отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов и присутствовала одна из запрещенных книг Свидетелей Иеговы.
Вместе с тем в библиотечной системе отсутствует единая инструкция, которая содержала бы методические рекомендации для сотрудников библиотек по нормам соблюдения антиэкстремистского законодательства, а также по правилам использования сотрудниками библиотек Федерального списка экстремистских материалов. При этом работники библиотек на местах зачастую не обладают необходимыми знаниями. В этой связи ожидание того, что сотрудники библиотек сами смогут результативно решить проблему распространения экстремистских материалов через библиотечную сеть, является необоснованным и наивным.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ определяются субъекты противодействия экстремизму. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления — они участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Согласно п. 16 ст. 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагается обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.
Нормативно-правовой базой для участия органов местного самоуправления в противодействии экстремистской деятельности является Конституция Российской Федерации, а также иные нормативные акты, из числа которых базовым является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным нормативно-правовым актом в число вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов законодатель включил участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в соответствующих границах (п. 1.7.1 ст. 14, п. 1.6.1 ст. 15 и п. 1.7.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Отталкиваясь от этих положений, можно заключить, что эффективное предупреждение и пресечение фактов распространения экстремистских материалов через библиотечную сеть возможно только в результате совместных действий:
— самих сотрудников библиотеки;
— сотрудников ОВД, на которых в соответствии с Федеральным законом "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ, иными нормативными правовыми актами возложены обязанности по пресечению экстремизма и его профилактике;
— органов местного самоуправления, в ведение которых, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, отнесены организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек.
Порядок и содержание данного взаимодействия во многом определяется тем положением дел, которое сложилось в области соблюдения конкретной библиотекой законодательства о противодействии распространения экстремистских материалов.
В целом можно выделить три типовые ситуации.
Ситуация 1. В библиотеке имеется Федеральный список экстремистских материалов; в документах, регламентирующих деятельность библиотеки, наличествуют нормы, направленные на предупреждение распространения экстремистских материалов; информации о наличии в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов, в органы внутренних дел не поступало.
В этом случае необходима организация профилактической работы, алгоритм которой следует начинать с проведения сверки библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. В дальнейшем подобное мероприятие следует проводить с периодичностью не реже 2 раз в год. При необходимости к проведению сверки привлекается сотрудник подразделения по противодействию экстремизму или управления (отдела, отделения) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующего территориального органа внутренних дел. Для этого сотрудники органов местного самоуправления, ответственные за организацию профилактики экстремизма, устанавливают контакт с соответствующими должностными лицами полиции.
По итогам проверки совместно с сотрудниками полиции целесообразно провести семинар-совещание (методический семинар) с сотрудниками библиотеки, направленный на информирование работников библиотечной системы о нормативно-правовых требованиях по недопущению распространения экстремистских материалов. Сотрудникам управлений (отделов, отделений) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления следует в рамках взаимодействия оказывать методическую (консультативную) помощь органам местного самоуправления по организации деятельности библиотек в строгом соответствии с нормами законодательства о противодействии экстремизма.
В данном направлении речь должна идти о:
— методической помощи органам местного самоуправления, работникам библиотечной системы в сверке и обновлении Федерального списка экстремистских материалов;
— разъяснении норм уголовной и административно-правовой ответственности за распространение экстремистских материалов, пропаганду идей, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
В качестве альтернативы проведению семинара-совещания (методического семинара) можно рассматривать разработку памятки сотрудникам библиотек. В подобной памятке должна содержаться информация о Федеральном списке экстремистских материалов, месте его размещения и возможности ознакомления с ним, порядке его обновления, ответственности граждан, должностных и юридических лиц за распространение экстремистских материалов.
Ситуация 2. В библиотеке отсутствует Федеральный список экстремистских материалов; в документах, регламентирующих деятельность библиотеки, отсутствуют нормы, направленные на предупреждение распространения экстремистских материалов; однако информации о наличии в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов, не поступало.
В этом случае органы местного самоуправления должны потребовать от руководства библиотеки переработать должностные инструкции сотрудников библиотеки и включить в них обязанности по соблюдению законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности. Аналогично предыдущей ситуации следует провести сверку библиотечных фондов и семинар-совещание, направленный на профилактику нарушения сотрудниками библиотеки законодательства в сфере противодействия распространению экстремистских материалов.
Ситуация 3. В библиотеке отсутствует Федеральный список экстремистских материалов; в документах, регламентирующих деятельность библиотеки, отсутствуют нормы, направленные на предупреждение распространения экстремистских материалов; имеется информация о наличии в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов.
В этом случае вышеуказанные мероприятия дополняются рядом юридических действий. Прежде всего соответствующим сотрудникам полиции следует задокументировать факт наличия в библиотечных фондах и свободной выдачи читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. Решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП РФ, установлении и привлечении виновных к административной ответственности. Материалы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов, изымаются. Данные действия протоколируются в установленном порядке.
Сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму проводятся оперативные мероприятия, направленные на:
— проверку наличия/отсутствия фактов возбуждения ненависти или вражды по экстремистским мотивам в связи с наличием в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. В случае установления подобных фактов решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
— проверку наличия/отсутствия фактов организации деятельности экстремистского сообщества в связи с наличием в библиотечных фондах и свободной выдачей читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. В случае установления подобных фактов решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
— проверку наличия/отсутствия фактов организации деятельности запрещенного экстремистского сообщества в связи с наличием в библиотечных фондах и свободной выдачей читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. В случае установления подобных фактов решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Представляется, что качественное взаимодействие вышеуказанных субъектов в деле противодействия распространению экстремистских материалов через библиотечную сеть позволит существенно повысить эффективность борьбы с данной разновидностью противоправной деятельности экстремистских элементов.

Литература

1. Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 27 — 29.
2. Аблин М.В. Экстремизм и экстремистские материалы в юрислингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. 2012.

N 36 (290). С. 5 — 8.
3. Плаксина Т.А. Ответственность за массовое распространение экстремистских материалов: проблемы правоприменительной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. N 4. С. 97 — 99.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


Top