Сроки проведения экспертизы товара по 44 фз. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Исполнение контракта: приемка результатов

При приемке результатов исполнения контракта заказчик должен провести экспертизу. О требованиях к ней и проводящим ее лицам мы поговорим в этом материале, а также рассмотрим образец заключения экспертизы.

Когда проводится экспертиза по 44-ФЗ

Экспертиза проводится на стадии приемки результатов исполнения контракта. Закон №44 ФЗ обязывает заказчика проводить экспертизу, однако дается право выбора – самостоятельно или же с привлечением специалистов.

Правда, иногда экспертов привлекать необходимо в обязательном порядке. Это касается некоторые случаев, когда закупка проводится у единственного поставщика. Например, если поставляются культурные ценности, произведения литературы и искусства, приобретаются здания для госнужд, закупаются оборудование и программное обеспечение для научно-технических работ, заключается контракт на лечение россиянина за рубежом и так далее.

При закупке у единственного поставщика экспертов привлекать не обязательно, если закупаются услуги экспертных организаций или если результатом контракта является получение проектной документации по строительству или инженерным работам, которая и так должна проходить экспертизу по закону.

Экспертам дано право запрашивать у поставщика и заказчика определенные документы, касающиеся исполнения контракта. Результатом экспертизы служит заключение. К нему закон устанавливает требования объективности и обоснованности. В нем помимо данных и реквизитов могут содержаться предложения экспертов об устранении выявленных нарушений.

При приемке товара или работы по контракту комиссия должна учитывать отраженные в экспертном заключении сведения, а также предложения. Но экспертиза может проводиться не только на стадии приемки товара. Заказчик вправе привлечь экспертов, если хочет отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Экспертиза проводится по тем же правилам с вынесением заключения. При этом заказчик должен отменить решение об отказе от исполнения контракта, если поставщик устранит нарушения, на которые указали эксперты, и возместит затраченные на экспертизу средства.

Привлечение экспертов по 44-ФЗ

Важно знать, что некоторые лица не могут быть привлечены заказчиком в качестве экспертов:

✘ Физлица, которые являлись должностными лицами заказчика или поставщика в течение двух последних лет;

✘ Близкие родственники руководителей заказчика или поставщика, члены закупочной комиссии, контрактные управляющие или другие сотрудники;

✘ Лица, имеющие личные имущественные интересы, касающиеся контракта;

✘ Лица, на которые стороны могут оказать влияние;

✘ Юрлица, в которых поставщик или заказчик владеет более чем 20 процентами голосов или долей в таком же объеме.

Если речь идет об оборонном заказе, то к экспертам предъявляется ряд других требований. Эксперты несут ответственность за предоставление ложных результатов, в том числе и заведомо недостоверных. Сюда относится и неуведомление заказчика о недопустимости своего участия в экспертизе.

Отдельно отметим, что в некоторых случаях для экспертизы необходимы определенные исследования, испытания или работы, требующие специальных знаний и разрешений, а именно лицензии, аккредитации и так далее. В таком случае в числе экспертов должны быть лица и организации, отвечающие этим требованиям.

Заключение экспертизы по 44-ФЗ: образец

Документ включает в себя несколько разделов. Это данные о контракте, сведения о поставщике и его правах на предмет поставки, а также информация об исполнении контракта и выявленных нарушениях. Необходимо указать следующие данные о контракте: его номер, дату, предмет контракта с кодом по ОКПД , источник финансирования.

В разделе «сведения о поставщике» нужно прописать наименование организации, ее адрес, ИНН, КПП и имя должного лица. Также прилагается список документов, подтверждающих наличие исключительных прав. Далее следует информация о том, какой товар, в каком количестве и на какую сумму был поставлен, указывается дата исполнения и подтверждающий это документ.

Документ содержит также ФИО лица, проводящего экспертизу, и ФИО присутствующих при этом представителей поставщика и заказчика. Далее следует непосредственное заключение, а именно: соответствуют или нет представленные документы данным контракта, были выявлены или нет нарушения в ходе его исполнения.

Если такие нарушения имеют место, указываются конкретные пункты договора, которые нарушены, и рекомендации по устранению несоответствий с возможным указанием сроков. Также делается вывод по заключению: принять или не принимать результаты исполнения контракта.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Учреждение – заказчик вправе провести силами своих сотрудников экспертизу для проверки результатов исполнения контракта. Привлекать экспертов или экспертные организации для этих целей надо только в том случае, если это прямо предусмотрено , (далее – Закон №44-ФЗ).

Для подтверждения факта самостоятельного проведения экспертизы достаточно оформить документ о приемке, подписанный сотрудниками учреждения, – отдельный документ о проведенной экспертизе составлять не надо (). А еще при оформлении приемки обязательно учитывайте требования приказов Минфина России по составлению первичных учетных документов.

1. Если приобретаете основные средства.

Всероссийская конференция с участием представителей Минфина

"Учет и отчетность, правовые
и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений"

Учетной политикой может быть предусмотрен такой порядок оформления операций:

  1. Дебет 0 106 ХХ 310 Кредит 0 302 31 730 – на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей () отражена приемка имущества;
  2. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 ХХ 310 – на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов () отражен перевод вложений в состав основных средств (объект признан пригодным к эксплуатации).

Этот порядок оформления документов позволит свести риски разногласий с ревизорами к минимуму.

Во-первых, на сегодняшний день в , по-прежнему остается упоминание об акте, как о документе, которым оформляется решение комиссии о принятии к учету основных средств.

Во-вторых, специалисты Минфина России полагают, что для оприходования нефинансовых активов достаточно отгрузочных документов поставщика (). Однако , составлены так, что позволяют некоторым ревизорам выдвигать следующее требование: "В любых ситуациях при поступлении НФА в оговоренных учетной политикой случаях обязательно составляйте акт, а в остальных – приходный ордер".

В-третьих, если приемку и экспертизу согласно проводит комиссия, оформление итогов ее работы актом – вполне уместное решение, которое можно закрепить в учетной политике.

2. Если оплачиваете работы или услуги.

При приемке и экспертизе результатов выполненных работ или оказанных услуг, оформляйте акт по форме, предусмотренной контрактом. Он должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в и . При оплате строительных работ предусматривайте в контракте требование об оформлении акта по .

Чтобы проверить, насколько результат поставки, работы или услуги соответствует условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Это важный этап приемки. Как проходит экспертиза, какая бывает и какой документ нужно составить по итогу, читайте в материале.

Когда проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно

По требованиям 44-ФЗ экспертиза обязательна всегда. Заказчик может выбрать лишь тип процедуры. Экспертиза может быть внутренней. В этом случае проверку либо поручают контрактной службе, либо созывают приемочную комиссию не менее чем из пяти человек. Комиссию формировать необязательно. Она создается по усмотрению заказчика. Второй вид - внешняя экспертиза. В этом случае проверку проводит эксперт или экспертная организация.

Случаи, когда экспертиза с привлечением специалистов обязательна, может устанавливать Правительство РФ.

Экспертиза своими силами по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза может проводиться по одному из трех сценариев. В первом случае ее можно поручить специально созданной комиссии по приемке. Во втором - контрактному управляющему или контрактной службе. Также заказчик может создать специальную комиссию из числа сотрудников (в этом случае одновременно будут функционировать две комиссии) или уполномочить отдельное лицо из числа работников организации (в помощь контрактному управляющему).

Рекомендуем поставить перед сотрудниками конкретные вопросы и задачи: на что обращать внимание при оценке. Если идет приемка товара, необходимо проверить, нет ли брака, цела ли упаковка, нет ли повреждений в результате транспортировки, вся ли партия поставлена, соблюден ли срок годности, в порядке ли сопроводительные бумаги, есть ли все необходимые сертификаты.

Если проводите экспертизу своими силами, можно не составлять отдельно акт приемки и заключение экспертизы. Объедините эти два документа в один.

Положение

Если проводится внутренняя процедура, то есть экспертиза своими силами, необходимо положение. В нем заказчик определяет порядок экспертизы. Включите в положение следующую информацию:

  • сформирована ли комиссия, если да - перечислите, кто в нее входит;
  • метод экспертизы;
  • срок проведения проверки;
  • порядок действий на случай, если будут обнаружены недостатки.

С 31 июля 2019 года отменили обязанность привлекать к приемке экспертов и экспертные организации. Правительство вправе принять решение, в каких случаях проводить экспертизу поставки с помощью сторонних экспертов или организаций обязательно. Читайте подробнее в рекомендации, как без ошибок провести экспертизу и приемку результатов контракта.

Внешняя экспертиза по 44-ФЗ

В качестве эксперта можно привлечь ИП или физлицо, также можно нанять экспертную организацию. К ним предъявляют определенные требования. Во-первых, должны быть познания в области, к которым относится товар, работа или услуга. Во-вторых, нельзя нанимать людей, которые в последние 2 года работали у заказчика или поставщика или имеют конфликт интересов. Кроме того, внешние эксперты не должны входить в число закупочной комиссии.

С экспертом или экспертной организацией необходимо заключить официальный договор. Там стороны определяют порядок оказания услуги и основные условия - сроки, стоимость. В цену включайте все расходы исполнителя, в том числе, командировочные, а также налоги, сборы и т.д. Подробно пропишите, как будет проходить приемка, утвердите перечень необходимых документов. Составьте техзадание для экспертов. Это список вопросов, на которые они должны ответить во время экспертизы.

Итак, перед экспертами стоит задача проверить:

  • соответствие товара принятым на госуровне нормативам, стандартам;
  • соответствие техзаданию;
  • соответствие реальных характеристик маркировке на продукции, сведениям на ярлыке и этикетке;
  • соответствие реальных свойств тем, что указаны в сопроводительных документах;
  • цельность и качество упаковки;
  • условия транспортировки;
  • условия хранения.

Если говорить о работах и услугах, их результат также оценивают по стандартам и нормативам, требованиям техзадания. Также проверка касается объемов работ, сроков и качества.

По закону эксперты вправе запрашивать у заказчика документы, связанные с исполнением контракта, а он обязан их предоставить.

Акт экспертизы товара по 44-ФЗ: образец

По итогу внешней экспертизы составляют итоговый акт или заключение. Если товар или работу приняли без серьезных замечаний, в документе должна быть фраза «подтверждает соответствие» или слово «соответствует» по каждому из критериев оценки. Если обнаружены нарушения, эксперты должны дать рекомендации по их устранению, установить конкретный срок и назначить ответственных лиц.

По закону, у экспертной организации есть 4 дня после запроса заказчика на то, чтобы подготовить заключение. Оно содержит:

  • информацию о контракте;
  • сведения о сторонах - заказчике и поставщике;
  • данные об исполнении контракта;
  • должности и ФИО экспертов;
  • критерии, по которым проводилась оценка;
  • итоговый вывод о соответствии или несоответствии товара, работы или услуги техзаданию;
  • перечень нарушений, если они были выявлены;
  • дату и подпись эксперта.

Обратите внимание, что существуют специфические товары, работы и услуги, для экспертизы которых необходимы исследования и испытания. Проводить такие процедуры могут только эксперты и компании с соответствующими лицензиями. Учитывайте это при выборе организации.

Вложенные файлы

  • Контракт на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контракта.docx
  • Заключение по результатам экспертизы, проводимой силами заказчика.docx
  • Акт о приемке товара.docx
  • Техническое задание на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контракта.docx
  • Акт об оказании услуг внешней экспертизы исполнения контракта.docx

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом , пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ , заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях , предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Если вам была полезна данная статья – подписывайтесь на рассылку, задавайте свои вопросы в комментариях.

Вам также могут быть интересны следующие статьи.

Государственных и муниципальных закупок регулируется законодательно. В отношении этой системы действует громадное количество правил и требований. Важнейшим элементом здесь является проведение экспертизы. По 44-ФЗ, это совокупность специальных мероприятий, необходимых для регистрации товаров, услуг и работ. Именно про экспертизу и всю систему закупок будет рассказано в этой статье.

Общая характеристика 44-ФЗ

Согласно статье 1, предметом рассматриваемого нормативного акта являются отношения в области обеспечения региональных и федеральных нужд Российской Федерации. В частности, речь в законе идет о следующих явлениях и процессах:

  • качественные работы по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • услуг, товаров или работ;
  • проведение аудита в области закупок;
  • осуществление мониторинга;
  • заключение специальных гражданских договоров при покупке;
  • осуществление работ контрольно-надзорного типа за соблюдением российского законодательства.

Представленный Федеральный закон должен строго соответствовать конституционным нормам.

О системе закупок

Что представляет собой контрактная система в области осуществления государственных и муниципальных закупок? Закон гласит о совокупности участников системы и осуществляемых ими закупочных действий, направленных на реализацию нужд федерального или регионального характера. В контрактной системе немаловажным элементом является поиск подрядчика - лица, способного и согласного осуществлять определенные услуги. Именно с подрядчиком или с лицом, готовым продать определенный товар, заключается договор на контрактной основе. Государственным или муниципальным заказчиком при этом выступает соответствующий орган, наделенный властными полномочиями.

Все действия участников контрактной системы закупок отражаются в единой информационной системе. Здесь имеются данные о годовом объеме закупок, об общем количестве затрат, о стоимости полученных и т.д.

Отдельно стоит отметить необходимость привлекать специальных экспертов при реализации действий по закупке. Экспертиза по 44-ФЗ нужна для изучения и оценивания предмета сделки, а также для подготовки экспертных заключений по участникам закупки.

На каких принципах базируется система?

По 44-ФЗ экспертиза, купля-продажа, занесение информации в специальный реестр и прочие действия, составляющие весь процесс закупок, должны базироваться на ряде специальных принципов. Под принципами в данном случае понимаются разного рода условия, идеи и убеждения, от которых ни в коем случае нельзя отступать. Вот что здесь стоит отметить:

  • принцип качественной организации электронного документооборота в системе;
  • принцип обеспечения здоровой конкуренции;
  • принципы открытости, прозрачности и гласности;
  • принцип профессионализма сторон сделки;
  • принцип стимулирования инновационных работ;
  • принцип ответственности за результативность обеспечения закупок;
  • принципы гуманности и соответствия законам Российской Федерации;
  • принцип применения национального режима и т.д.

Именно на всех представленных выше принципах базируется система исполнения, изменения или ликвидации контрактов.

Об исполнении контрактов

В статье 94 рассматриваемого нормативного акта закрепляются нормы, в соответствии с которыми должен оформляться, регистрироваться и приниматься контракт на реализацию закупок государственного или регионального характера.

Сам процесс исполнения контрактного договора состоит из ряда специальных мер, которые реализуются после заключения документа и имеют своими целями осуществление действий закупочного характера. Сюда включены пути взаимодействия поставщика с заказчиком в соответствии с нормами российского законодательства. Вот что здесь стоит выделить:

  • процесс приемки поставляемого товара, выполняемой услуги или работы;
  • оплата заказчиком услуги, работы или товара;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком, исполнителем или подрядчиком при расторжении или изменении контракта.

В обязанности поставщика входит своевременное наделение заказчика достоверной информацией об условиях контракта. При этом исполнитель должен качественно реализовать все прописанные в документе обязанности.

В пунктах 6-12 статьи 94 рассматриваемого нормативного акта рассказывается о создании заказчиком специальной приемочной комиссии, о приемке результатов контракта поэтапно, о составлении отчетов и т.д. Немаловажное место занимает здесь экспертиза. По 44-ФЗ, это целый ряд мероприятий по проверке поставляемого товара или услуги. Именно про экспертные работы и будет рассказано далее.

Об экспертизе

Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться.

Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион. Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством.

В каких случаях необходимы экспертные работы?

Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.

Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг.

Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер. В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа. Стоит обратить внимание на ситуации, когда поэтапность не указана в контракте, но на практике к ней все же приходится обратиться. В этом случае экспертные работы все так же необходимо осуществлять поэтапно.

О привлечении экспертов

У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами - дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов - профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность. Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика. Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:


Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта. Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ - акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии. При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ (образец оформления)

По 44-ФЗ проведение внутренних экспертных работ возможно лишь при строгом соблюдении норм закона, в которых устанавливается следующее:

  • руководитель организации (он же заказчик) формирует и регистрирует приказ о создании экспертной комиссии;
  • в составе комиссии должны находиться минимум 5 человек;
  • в приказе содержится номер и предмет контрактного документа, а также сроки и этапы проведения экспертных работ;
  • приемка все так же осуществляется в сроки, установленные в контракте.

При соблюдении данных условий возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами. В случае с отсутствием экспертов извне документ о приемке товара одновременно является и актом о проведении экспертных работ. Положение о проведении экспертизы (44-ФЗ) гласит, что акт должен быть размещен в государственной информационной системе в сети "Интернет".

Написание заявления

Проведение экспертизы осуществляется в рамках обыкновенного гражданско-правового договора. По результатам проведения внутренних экспертных работ лицо, являющееся заказчиком, обязано оформить и подать в информационный реестр всего один документ, включающий данные о приемке и об экспертизы. Привлечение же сторонних экспертов влечет за собой создание следующих документов:

  • акт о приемке;
  • акт об экспертизе;
  • заключение о проведении экспертизы.

В отчет (акт о проведении экспертных работ) входит информация об исполнении контракта и сроках, о нарушениях и принятых мерах ответственности, а также об изменениях, если таковые вносились в контракт. Заключение экспертизы по 44-ФЗ включает в себя оценочные данные о том или ином товаре, услуге или работе.


Top