Упрощенная процедура госзакупок в крыму. В крыму будет продлена упрощенная процедура госзакупок. Сергей Меняйло, губернатор Севастополя

Бизнес, основанный на государственных закупках, с каждым днем набирает популярность. С его помощью можно реализовать товары и услуги, предоставляемые вашим предприятием, а также заработать приличные денежные средства. При этом спрос на данном рынке стабилен и имеет большие объемы.

Государственные закупки – способ размещения заказов на оказание различных видов услуг, предоставления определенного вида ресурсов, или реализации оговоренных в документе работ в строго указанные сроки. Договор подписывается с победителем торгов, который смог предложить свои услуги с наиболее выгодными условиями для заказчика.

Использование таких взаимоотношений приносит пользу обеим сторонам. Государство получает наиболее качественных исполнителей.

Бизнес – денежное вознаграждение за проделанную работу и возможность постоянно совершенствовать свои услуги в связи с довольно серьезной конкуренцией. Участником таких торгов может выступать любое юридическое и физическое лицо.

Общие принципы и правила участия в госзакупках рассмотрены в этом видео:

Способы проведения государственных закупок

Рынок государственных закупок делится на следующие виды:

  • Государственные закупки с помощью аукционов
  1. Электронный аукцион
  2. Аукцион закрытого типа
  3. Аукцион открытого типа
  • Конкурсная основа
  1. Закрытый
  2. Открытый

Электронный аукцион производится в электронной форме на специализированных сайтах, который проходит аккредитацию Министерством экономического развития РФ. Вся данные о проведении данного вида аукциона, его ходе и результатах размещаются на электронных площадках. Как участвовать в электронных торгах и что нужно учитывать – читайте .

Аукционы закрытого и отрытого типа различаются только тем, что заявки остальных участников неизвестны аукционерам. Они подаются в специальных конвертах, в аукционах открытого вида все происходит наоборот. Все заявки становятся известны участникам.

Наиболее используемым видом закупок является открытый конкурс. Участие в нем может принять любой желающий, а информация о них публикуется в специализированных изданиях. Участники конкурса должны подать заявки соответствующие требованиям проведения данного мероприятия.

Победитель, обеспечивший самые выгодные условия, определяется комиссией. Конкурс считается не состоявшимся, если на него оформлена только одна заявка. В случае если переговоры с победителем заходят в тупик, предпочтение отдается следующему по привлекательности кандидату.

Закрытый конкурс отличается от открытого лишь в способе отбора участников. Участие в нем могут принимать исключительно приглашенные поставщики.

Плюсы и минусы государственных заказов

В любой сфере деятельности есть свои положительные и отрицательные моменты, и если использовать первые по максимуму и не бояться вторых, то дорога к вершинам может оказаться не только успешной, но и приносить удовольствие. Давайте разберемся во всех подводных камнях выбранного нами бизнеса.

К несомненным плюсам работы с государственными заказами можно отнести то, что форс-мажорные ситуации и риски при работе с государством сведены к минимуму. Реализовывается это за счет максимально прозрачной системы расхода средств и всех производимых процедур. Также позитивным моментом является гласность проводимых процедур.

Большую роль играет и то, что государство старается активно помогать и расширять границы в данной отрасли, так как, отдавая заказы сторонним фирмам и стимулируя их рост, оно также укрепляет экономическую стабильность и создает здоровую атмосферу внутри страны.

К сожалению, идеалов не существует, и каждая система имеет свои минусы. Так же происходит и на рынке государственных закупок. Большинству предприятий предлагающих инновационную продукцию, несмотря на всю перспективность их услуг, довольно сложно пробиться до получения стоящих заказов.

Государство в большинстве случаев старается выбирать проверенные продукты и услуги. Хотя в последнее время ситуация в данном направлении меняется в лучшую сторону.


Основные принципы осуществления государственных закупок.

Уровень проведения торгов и наличие грамотных специалистов в данной сфере также пока желает оставлять лучшего. Из этого вытекает проблема с невозможностью контролировать качество закупки, что вынуждает оценивать качество предоставляемых услуг уже в процессе эксплуатации.

В связи с перспективностью данного рода деятельности на рынке учащаются случаи махинаций, появления на рынке преступных группировок и практики «откатов» за получение особо прибыльных заказов.

Как и чем регулируются госзакупки

Существует определенный список законов, которые совершают функцию регулирования отношений на данном рынке:

Все законы помогают строго регламентировать очередность реализации и способы закупочной деятельности. Информация о закупках, ответы на вопросы участников и внесение изменений находятся в свободном доступе.

Функция мониторинга в сфере закупок возложена на Минэкономразвития. Он проводится путем постоянного сбора информации, которая в дальнейшем подвергается многосторонней оценке.

На основании закона №44-Ф3, в некоторых случаях госзакупки подвергаются общественному обсуждению. Перечень таких случаев устанавливается правительством.

Пошаговая инструкция по участию в госзакупках

Давайте поэтапно разберемся, как нам начать свой бизнес и что следует делать в первую очередь. В 21 веке наиболее перспективным вариантом будет работа с электронными ресурсами.

К их несомненным плюсам можно отнести отсутствие сложностей с реализацией таких вещей как отслеживание тендеров, облегченная форма взаимодействия с рынком и множество других положительных моментов. Исходя из этого, предпринимателю нужно выполнить следующие действия:

  • Получение электронно-цифровой подписи. Согласно законодательству многих стран, в число которых входит и РФ, электронно-цифровая подпись приравнивается к обычной подписи директора. Соответственно она необходима при использовании интернета. – читайте инструкцию по ссылке.
  • Для получения доступа к тендерам, предпринимателю надо также пройти процедуру аккредитации. Нужно заполнить регистрационную форму, представить учредительские документы (устав, доверенность для принятия участия в торгах, выписка из государственного реестра).
  • Определиться с площадкой, на которой предприниматель собирается искать свои заказы. Ее выбор дела вкуса и единственная важная вещь – наличие аккредитации.

Подготовительные этапы завершены, и следующие действия предпринимателя должны быть такими:

  • Пополнение счета, который будет привязан к торговой площадке, так как при наличии нулевого баланса подача заявки не будет осуществлена. Минимально необходимая сумма должна составлять 5% от стоимости вашего тендера. Как открыть расчетный счет и какие документы потребуются – узнайте .
  • Заполнение заявки. Она состоит из двух частей: информационной, в которой содержится вся необходимая документация и сведения, и анонимной. В ней описываются услуги, условия, а так же другие данные по сделке которые заказчик сочтет необходимыми для выполнения.

Полезные правила для новичков

Из сказанного выше можно сделать вывод, что при желании, малый и средний бизнес имеет обширные возможности заработка. А при выполнении некоторых условии можно в разы повысить вероятность успешного старта. Для этого необходимо составить бизнес-план, который значительно облегчит поэтапное развитие вашего бизнеса.

Необходимо следить за интересующим вас заказом на всех этапах и не бросать дело на самотек. Ведь существует вероятность, что заказчик в последний момент поменяет условия и нужно быть готовым к этому.


Основные способы проведения госзакупок.

В том случае если заказчик выставляет цену, ниже рыночной, нужно быть с ним более аккуратным. Это может указывать на его не добросовестность. Не стоит игнорировать отзывы людей о том или ином заказчике и по возможности изучать их как можно более тщательно.

Будет полезно посетить семинары и обучающие мероприятия, проводимые более опытными игроками, которые имеют желание делиться своим опытом. Это поможет избежать множества мелких неприятностей, которые могут попасться вам на вашем пути.

Какую поддержку малого и среднего бизнеса осуществляет государство и какие существуют источники – читайте по ссылке.

Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня.

При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах.

При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ.

Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями.

Вы подали заявку на участие в аукционе?

Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок.

Допущены к торгам?

Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе.

Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением?

Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену.

В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся.

Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере.

Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).

Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков:

В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.

Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ).

Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС)

Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт

Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС).

Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально:

Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта.

Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта.

Соотношение рабочих и выходных дней принципиально:

Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя).

Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.

Срок заключения госконтрактов без проведения торгов продлен для Крыма и Севастополя до конца 2015 года. Местные власти объясняют это срывом выполнения ФПЦ и освоения федеральных средств. Предприниматели и чиновники полуострова до сих пор не готовы участвовать в конкурсных процедурах.

Вступил в силу принятый Госдумой РФ закон N249, вносящий поправки в статью 112 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он продлевает упрощенный период проведения госзакупок на полуострове до 31 декабря 2015 года.

В правительстве Севастополя сетуют на пробуксовку федеральной целевой программы развития полуострова: изменения в ФЦП были внесены только в середине июня, а предусмотренных документом денег городские власти еще не видели.

Без установленных лимитов ФЦП мы не можем купить необходимые товары и услуги, - объяснил представитель губернатора Севастополя в Заксобрании Александр Свечников. - Предполагается, что бюджетные обязательства утвердят в августе-сентябре. В этих условиях, следуя длительным процедурам 44-ФЗ, выполнить намеченные ФЦП работы в срок невозможно.

Кроме того, чиновники опасаются, что полуостров заполонят компании с материковой части России, вытеснив местный бизнес, который пока не готов участвовать в торгах.

Еще не факт, что подрядные организации с материка будут лучше севастопольских, - говорит директор департамента городского хозяйства Севастополя Олег Казурин. - К тому же мы уже провели конкурсы на ремонт дорог, минуя 44-ФЗ, ожидаем поступления бюджетных средств.

После изменения федерального законодательства в Севастополе приняли закон "О закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд заказчиков", который в целом повторяет закон города N121-ЗС, действовавший до 1 июля. Однако перечень услуг, по которым закупки будут проводиться у единственного поставщика, спустя полгода не сократился, наоборот, стал длиннее на несколько пунктов. В список добавили проектные работы в ЖКХ, ремонт помещений для мировых судей, подготовку школ к учебному году, капремонт спортивных учреждений.

В правительстве объясняют, что в целом департаменты перешли на закупки по 44-ФЗ, но иногда в работе социально значимых организаций возникают экстренные ситуации, требующие быстрых решений.

Система планирования потребностей выстраивается у нас впервые, и у руководителей подразделений еще нет полного понимания этого процесса, - рассказал директор департамента здравоохранения правительства Севастополя Юрий Восканян. - Да и объем закупок огромный, например, от каждого лечебного учреждения в один уполномоченный орган поступает по сто-двести контрактов в месяц. Есть случаи отказа и возврата документов из-за их неправильного оформления.

Упрощенный порядок нужен как резервный вариант. Мы готовы разработать регламент, согласно которому прямые закупки проводятся только по решению специальной комиссии, фиксирующей факт чрезвычайной ситуации.

Повторное принятие того же закона вызвало протесты у нескольких депутатов Заксобрания и представителей прокуратуры. Они вспомнили недавний ремонт дорог в Севастополе, который сопровождался уголовными делами и судебными разбирательствами. К выбранным без конкурса подрядчикам возникло множество претензий, но правительство снова предложило использовать ту же процедуру.

Мы проанализировали применение 121-го закона и новый законопроект и пришли к выводу, что он содержит коррупционный фактор, - сообщил первый зампрокурора Севастополя Владимир Агапов. - Закон не регулирует особенности местных правоотношений, а создает возможность для расходования федеральных денег в тиши какого-то кабинета. Причем предприниматели и заказчики, которые могут участвовать в закупках, об этом даже не знают. За прошлый период к торгам было много претензий у Федеральной антимонопольной службы: госконтракты неоднократно признавались недействительными.

По словам зампрокурора, процедура выбора подрядчика в Севастополе не отвечает принципам открытости, прозрачности и конкуренции, прописанным в федеральном законодательстве. Так, согласно местному регламенту конкурса, председатель комиссии принимает решения по "внутренним убеждениям". Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо прописать четкие условия участия в конкурсах и требования к подрядчикам.

Федеральный закон предусматривает более детальную регламентацию и дополнительные требования, например, наличие техники, - считает Агапов.

В результате местный закон был принят с поправкой, обязывающей правительство разработать детальный регламент проведения конкурса, который будет применяться до конца года.

Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:

По 44-му закону можно работать, если с 1 января мы имеем сверстанный бюджет и подтверждение расходов по всем его статьям. Но изменения в бюджет Севастополя по капитальным расходам были приняты в апреле, а РФ, в том числе и по федеральной целевой программе, в июне. До этого мы не могли проводить конкурсы, заключать договоры. Для получения бюджетных средств необходимо было разработать и утвердить региональные программы. В то же время в прошлом году правительство РФ разрешило нам формировать бюджет без программ. Что касается 2016 года, то в идеале бюджет должен быть утвержден в октябре, а конкурсные процедуры объявлены в ноябре. Тогда с 1 января контракты начнут выполняться. К этому надо стремиться.

Татьяна Щербакова, председатель комитета по социально-гуманитарным вопросам Заксобрания Севастополя:

В конце февраля мы приняли 121-й закон, и никто не предполагал, что он будет действовать до конца года. Все исполнители знали, что надо готовиться к выполнению 44-го федерального закона, и бюджетные деньги поступят после передачи документов в федеральные министерства. Но они не были вовремя подготовлены. Сейчас те же самые исполнители просят отсрочки. И мы при этом надеемся получить какой-то другой результат? Надо воспользоваться возможностью, которую нам предоставили федеральные власти, но отбор компаний для заключения контрактов без торгов должен быть крайне жестким.

Как сообщает корреспондент ТАСС Алексей Коновалов , упрощенная процедура госзакупок в Крыму будет законодательно продлена. Об этом в пятницу заявил глава республики Сергей Аксенов . По его словам, это решение было принято на заседании межправительственной комиссии 23 марта, где обсуждались объемы реализации Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя (ФЦП).

«В Госдуме пройдет законопроект, который по упрощенной процедуре позволит нам контрактоваться по всем направлениям. То есть будет та же процедура, которая в прошлом году действовала», - сказал Аксенов .

Он отметил, что несовершенство 44 ФЗ не позволяет крымским компаниям полноценно участвовать в закупках, что тормозит реализацию ФЦП.
«Процедура упрощенная будет касаться только Крыма. К сожалению, 44 закон не совершенен. Он не позволяет порядочным крымским компаниям участвовать в конкурсных процедурах», - добавил Аксенов . По его словам, для недопущения сбоев в реализации ФЦП будет увеличена штатная численность сотрудников в профильных ведомствах.

«Будет принято решение об увеличении штатной численности наших органов, которые будут заниматься реализацией ФЦП. Будет, добавлю, 100 человек - в управлении капстроительства, минземимущества. Чтобы они выполняли специфические задачи», - сказал Аксенов .

Для проведения госзакупок в Крыму необходимо знать ряд особенностей. Несмотря на то, что законодательство на полуострове приводят в соответствие с российским, пока в новых правилах госзакупок разобрались далеко не все. Разберем их основные особенности.

Контролирующий орган в сфере закупок

Куда обращаться за разъяснениями по госзакупкам в Крыму?

За закупки в Крымском федеральном округе отвечает Комитет конкурентной политики. Вот его официальный сайт kkp.rk.gov.ru .

В Севастополе это зона ответственности Управления госзаказа – sevzakaz.ru .

На какие нормативно-правовые акты опираться для госзакупок в Крыму?

На полуострове рекомендовано, но пока не строго обязательно применять к закупкам 44-ФЗ , а вот 223-ФЗ уже действует в полной мере. Положения 44-ФЗ применяются к закупкам в Крыму только со следующего года, то есть с 1 января 2017 года.

А до этого времени, то есть до 31 декабря 2016 года, заказчики и уполномоченные органы вправе осуществлять закупки как в порядке, прописанном в 44-ФЗ , так и указанном в местных нормативно-правовых актах.

В этот же срок, до 31 декабря 2016 года, власти в Крыму и Севастополе вправе установить обязанность планирования закупок на основании положений Федерального закона.

То есть пока можно применять к закупкам местные нормативно-правовые акты. В Крыму региональные заказчики пользуются постановлением Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25 и установленным там порядком. В Севастополе Российский Закон о контрактной системе используют уже сейчас.

Где нужно размещать данные о закупках крымских заказчиков?

До 2017 года заказчики публикуют информацию на сайте www.zakup-rk.ru . Но с 1 января 2017 года они уже должны размещать планы-графики в единой информационной системе. То есть план-график на 2017 год уже должен появиться на сайте www.zakupki.gov.ru . Кстати, в Севастополе заказчики уже сейчас пользуются сайтом госзакупок РФ.

Планы-графики и планы закупок для заказчиков Крыма

Размещать данные в ЕИС крымские заказчики должны со следующего года, а в Севастополе это делают уже сейчас. Обратите внимание, на то, что в сфере закупок существуют понятия «план закупок» и «план-график закупок» . Это разные вещи. План закупок составляется на срок действия бюджета. В нем необходимо обосновать, каким образом объект закупки послужит достижению указанных целей. План-график же составляется на год.

В нем нужно объяснить начальную цену контракта и обосновать способ определения поставщика. План закупок включает, к примеру, наименование объекта закупки, его обоснование и сроки осуществления сделки. В плане-графике должны быть в частности доптребования к участникам, способ определения поставщика и информация о банковском обеспечении закупки.

Заказчикам Севастополя при создании плана следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552, Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2015 № 1115-ПП и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

В Крыму – тем же Постановлением Правительства, Постановлением Совета министров Республики от 23 марта 2015 г. № 124 и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

Что касается плана-графика, то планировать закупки заказчики на полуострове должны по правилам Закона № 44-ФЗ уже сейчас. Эта обязанность прописана в местных нормативно-правовых актах.

Какие способы определения поставщиков можно и нужно применять?

Если заказчикам Севастополя доступны все способы закупок, предусмотренные Законом 44-ФЗ, то для заказчиков Республики Крым их число пока ограничено двумя – это открытый конкурс и запрос предложений. Способы прописаны в разделе 8 Порядка, который утвердило Постановление Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25.

Какие электронные площадки госзакупок использовать?

С 2011 года в России для проведения госзакупок должны использоваться электронные аукционы по госзакупкам. Сегодня существует пять площадок, которые имеют статус национальных операторов электронных торгов . Например, торговая площадка госзакупки ЗАО "Сбербанк-АСТ" несколько лет назад Правительство РФ выбрало для электронных торгов государственными и муниципальными заказчиками в рамках нового порядка размещения госзаказа. Сейчас сбербанковская площадка госзакупки используется также коммерческими структурами. Другие операторы это ЗАО «ММВБ-Информтехнологии», ОАО «ЕЭТП», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и ООО «РТС-тендер».

Ответственность за нарушение в сфере закупок

3 июля 2016 вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за включение в планы несоответствующих целям объектов закупки, нарушение порядка общественного обсуждения закупок и срыв сроков утверждения планов и планов-графиков грозит административная ответственность . В документе прописаны и размеры штрафов – от 5 до 30 тысяч рублей.

Итак, мы разобрали основные трудности, с которыми может столкнуться заказчик при планировании закупки в Крыму и Севастополе. Будьте готовы к тому, что люди, с которыми вам нужно будет сотрудничать, могут не конца знать новые правила и тонкости.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»


Top