Прибыль на потоке. Новый законопроект "о концессии" предусматривает механизм трансформации аренды в концессию Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги

Жилищно-коммунальный комплекс России вступил в эпоху перемен. Постепенно отрасль переходит на рельсы государственно-частного партнерства. Власти признают: за счет бюджета вывести ЖКХ из системного кризиса не получится, на модернизацию требуются триллионы рублей. Единственный выход - привлечь частных инвесторов.

Как этот процесс идет в сфере водоснабжения и водоотведения, рассказывает генеральный директор УК "Росводоканал" Антон Михальков.

Антон Юрьевич, ЖКХ всегда считалось одной из самых проблемных отраслей в России. Для изменения ситуации руководство страны делает ставку на государственно-частное партнерство. Как сегодня развивается ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения (ВиВ)?

О необходимости привлечения частных инвестиций в региональные инфраструктурные проекты федеральные власти говорят уже давно, наша компания - один из самых ярких примеров инвестиционного присутствия в отрасли. Сегодня бизнес в ЖКХ начал развиваться, полностью подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. Хотя еще два-три года назад никто особо не рассматривал отрасль водоснабжения и водоотведения как возможное поле для нормального инвестиционного процесса.

Долгое время мы работали не совсем в цивилизованном правовом поле, когда договоры аренды сетей были основной формой взаимодействия между заказчиком (муниципалитетом) и ресурсоснабжающей организацией. Сегодня в законодательство внесены изменения, которые позволяют спокойно работать в рамках концессионных соглашений и обеспечивают большую защищенность инвестора-оператора и муниципалитета.

Этот формат подразумевает долгосрочные отношения на десятилетия вперед. В рамках таких соглашений город сохраняет в собственности существующую инфраструктуру и получает новые капитальные объекты, построенные для улучшения работы систем ВиВ. Оператору же, в свою очередь, гарантируется возврат инвестированных средств, речь идет о том, что долгосрочная тарифная формула зафиксирована на весь срок концессионного соглашения. В стране заключено более 400 концессионных соглашений. На тех конкурсах, которые проводят крупные муниципалитеты, идет настоящая конкурентная борьба. Минстрой РФ делает все возможное для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере ЖКХ.

- Однако отрасль традиционно называют убыточной, на чем же бизнес, решивший войти в нее, может заработать?

Все зависит от нормативно-правовой базы, в которой живет отрасль. Долгое время сама идея, что ЖКХ может быть полем предпринимательской деятельности, формирующей сегодня прибыль, всерьез не воспринималась. На федеральном уровне дан четкий сигнал на привлечение инвесторов и передачу частным профессиональным оператором управление муниципальными сетями ВиВ, на основе концессионных соглашений, что зафиксировано в стратегии развития ЖКХ. Однако зачастую руководителям муниципалитетов проще и привычнее в ручном режиме управлять водоканалами, функционирующими в форме МУПов, для которых высокая эффективность и экономический результат не являются приоритетом.

- За счет чего формируется доходность предприятий в группе компаний под вашим руководством?

Действующее законодательство гарантирует оператору предпринимательскую прибыль, которая составляет пять процентов.

Кроме того, повышение энергоэффективности и снижение операционных издержек, стоимость закупок и прочее тоже может принести предприятию экономический эффект.

Сегодня делается очень многое, чтобы ЖКХ стало инвестиционно-привлекательным для частной инициативы

Есть еще один источник - плата от промпредприятий за негативное воздействие на окружающую среду и за превышение допустимых концентраций вредных веществ в стоках. Эти средства мы направляем на экологические мероприятия и на реализацию производственной программы.

- Какие риски вы видите при переходе на долгосрочное тарифообразование?

В рамках нормативно-правовых актов, регулирующих тарифообразование, мы имеем несколько источников формирования денежных потоков. Один из них - это тарифная составляющая, которая идет на операционную деятельность. С 2016 года все предприятия отрасли должны перейти на долгосрочное тарифное регулирование ("Росводоканал" сделал это в 2015-м). Экономический эффект, который мы получим от грамотного управления бизнесом, позволит нам пользоваться средствами, накопленными в результате экономии, в течение пяти лет. Мы начали работать вместе с Минстроем над дополнениями к нормативным актам, которые помогут мотивировать операторов к повышению эффективности работы в следующий тарифный цикл. Так как существует риск, что экономия, которую мы получили в течение первых пяти лет, будет изъята из тарифа и следующий регулируемый период потеряет инвестиционную привлекательность. Долгосрочное и прогнозируемое тарифное регулирование позволит привлекать инвестиции в необходимых объемах для модернизации отрасли уже сегодня, так как гарантия возврата средств заложена в действующем законодательстве.

Как реализуется поручение президента о передаче неэффективных МУПов в концессию? Есть ли успешные примеры?

Концессия, самый прогрессивный метод ГЧП, который позволяет на понятных и прозрачных условиях вкладывать в отрасль собственные и заемные средства сегодня, а не через 20 лет, так как есть гарантия того, что они вернутся через будущие тарифные поступления. Сегодня мы сталкиваемся с нежеланием многих муниципалитетов переходить на концессионную модель отношений. Это связано с системой, которая складывалась в течение многих лет. В настоящее время Минстроем России и Минэкономразвития РФ разработана методика для оценки эффективности МУПов, на основании которой все субъекты Российской Федерации провели анализ эффективности МУПов, и официально неэффективными признаны 30% всех предприятий, а их передача в концессию должна состояться в ближайшие два года. Нужно найти механизмы стимулирования, например, дополнительно субсидировать малые города, куда тяжело привлечь крупных инвесторов, и, наоборот, прекращать финансирование из бюджета убыточных предприятий, владельцы которых - муниципалитеты - не принимают мер для передачи их частным операторам.

"Росводоканал" управляет предприятиями в семи городах России, и одно из них, в Воронеже, работает в рамках концессии, а благодаря четко прописанным обязательствам у нас сложились понятные деловые отношения с областной администрацией и муниципалитетом.

В регионах присутствия компанией накоплен позитивный опыт по оптимизации процессов бизнеса и производства. Мы проводим реструктуризацию долгов, переформатируем систему управления, повышаем энергоэффективность, сокращаем потери воды.

Однако в нашей практике есть и другие ситуации. Так, в Краснодаре руководство города хочет вернуть водоканал в муниципальное управление. "Краснодар Водоканал", входит в ГК "Росводоканал" уже более 10 лет, все это время достаточно успешно работает над повышением эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения Краснодара. Хотелось бы понимания со стороны города в отношении нашего стремления максимально конструктивно разрешить ситуацию и сохранить предприятие под управлением нашей группы. В этом мы получаем поддержку со стороны Минстроя. Деятельность краснодарского водоканала была тщательно проанализирована экспертами рабочей группы Минстроя России, созданной по распоряжению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, в которую вошли представители Минстроя, эксперты НП "ЖКХ Развитие" и ОАО "Институт МосводоканалНИИпроект". Проведен детальный анализ, на основании которого подготовлен отчет о деятельности водоканала, в котором сказано, что нарушений в работе, способных стать основанием для расторжения соглашения с оператором, нет. 2 сентября прошло совещание рабочей группы под руководством заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса с участием представителей администрации Краснодара, Краснодарского края и ГК "Росводоканал". Была констатирована необходимость урегулирования ситуации в решении вопроса о трансформации договоров аренды в концессионные соглашения без расторжения действующих договоров.

Что даст отрасли трансформация договоров аренды в концессионные соглашения? Почему пока этот механизм непопулярен?

Законодательство позволяет трансформировать договоры аренды в концессионные соглашения, однако этот процесс требует согласия обеих сторон (муниципалитета и инвестора). Мы идем по пути трансформации во всех регионах нашего присутствия. Это придаст прогнозируемости отношениям между муниципалитетом и оператором.

Подавляющее большинство частных операторов управляет предприятиями системы водоснабжения и водоотведения на основании договоров аренды, заключенными 10-15 лет назад, в них, как правило, недостаточно четко прописаны взаимные обязательства, что несет риск обеим сторонам. Кроме того, некоторые пункты этих договоров конфликтуют с сегодняшним законодательством, поэтому существует возможность недобросовестного прочтения определенных положений. Проще говоря, можно в одностороннем порядке попытаться расторгнуть договор и передать сети либо другому оператору, либо в управление МУПа.

Однако все ваши усилия могут быть сведены на нет из-за проблемы неплатежей, которая в ЖКХ уже давно приобрела хроническую форму. Какие проблемы вы видите по текущей деятельности предприятия, какие меры необходимо принять, чтобы урегулировать этот вопрос?

Да, неплатежи - это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов.

Еще одной существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями в рамках действующего законодательства, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать в рамках заключенного договора.

Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юридическое лицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошенических действий.

Но у нас есть и примеры позитивного сотрудничества с властями в рамках борьбы с неплатежами, например Воронеж. Мы нашли компромисс с тепловиками, сегодня они сокращают свою задолженность. Во многом это обусловлено тем, что власти города и области максимально поддерживают нашу работу.

Мы совершенствуем нашу платежную систему, стараемся повысить удобства расчетов для клиентов, развиваем судебную практику. Ведь из-за долгов страдают потребители, так как деньги не попадают в инвестиционную программу.

- Какие еще законодательные изменения необходимы, чтобы бизнес активнее входил в ЖКХ?

На сегодня проделана работа по внесению изменений в закон о концессиях, в которой мы приняли активное участие, которые должны быть приняты в ближайшее время. Данные изменения касаются возможности передачи в концессию сетей коммунального комплекса, которые не зарегистрированы. Это очень важно, так как сейчас в муниципалитетах отсутствует регистрация на большую часть объектов имущества предприятий ВиВ, и проблема решается очень тяжело в связи с отсутствием средств в бюджетах муниципалитетов.

Мы также считаем крайне важным допускать к концессионным конкурсам только профессиональных операторов, имеющих многолетний опыт и доказавших свою финансовую состоятельность. Согласитесь, странным выглядит участие в конкурсе на управление водокоммунальным комплексом города компании, которая зарегистрирована за пару месяцев до конкурса.

Кроме того, необходимо внести изменение в действующее законодательство, повышающее ответственность за неплатежи и несвоевременную оплату услуг ЖКХ, предоставляющее возможность взыскания долгов и начисления штрафов с 1-го месяца просрочки.

По моему мнению, все это поможет вывести отрасль на новый уровень и привлечь серьезные инвестиции в модернизацию ЖКХ России.

2. Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) дата окончания срока действия концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон и не может наступить позднее даты окончания срока действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения (в случае заключения концессионного соглашения с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, указанным в статье 51 настоящего Федерального закона, возникли на основании нескольких договоров аренды - наиболее поздняя из дат окончания срока действия договора аренды по отношению к датам окончания сроков действия иных договоров аренды);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные и настоящего Федерального закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 настоящего Федерального закона, в том числе обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. В предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям , а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.4. Орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о:

1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;

2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях;

3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Отказ в заключении концессионного соглашения допускается в случае, если:

1) деятельность лиц, выступивших с инициативой заключения концессионного соглашения, с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения не допускается в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом;

2) объект концессионного соглашения изъят из оборота или ограничен в обороте;

3) у публично-правового образования отсутствуют права собственности на объект концессионного соглашения;

4) объект концессионного соглашения является несвободным от прав третьих лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона;

5) создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения, за исключением случая, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствуют программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам;

6) у публично-правового образования отсутствует ресурсное обеспечение для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;

7) объект концессионного соглашения не требует реконструкции;

8) создание объекта концессионного соглашения не требуется;

9) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, отказалось от ведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, предусмотренных частью 4.8 настоящей статьи, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;

10) в случае, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствующие утвержденным схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

11) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

4.7. В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1

4.8. В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров. Срок и порядок проведения переговоров определяются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в решении о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которое доводится до сведения инициатора заключения этого соглашения в письменной форме. По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок. В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

4.9. В случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке , установленном настоящим Федеральным законом.

4.10. В случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) решение о заключении концессионного соглашения, предусмотренное

4.11. Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

4.12. Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе проводить с органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, переговоры, связанные с подготовкой проекта концессионного соглашения, до направления предложения о заключении концессионного соглашения.

(см. текст в предыдущей редакции)

03 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон, ФЗ), существенно изменяющий с 1 января 2017 года концессионный режим в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее – Объекты).

Ключевые изменения концессионного режима в отношении Объектов
1. Установлена обязательность участия в качестве третьей стороны по концессионному соглашению в отношении Объектов, субъекта РФ , в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру.
Обязательность т акого участия предусматривается в случае, если концедентом выступает муниципальное образование и полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта РФ (ч. 1 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Обязанности субъекта РФ , от имени которого выступает высшее должностное лицо такого субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в части тарифного регулирования и утверждения инвестиционных программ концессионера определены в ч. 4 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ.
Названная новелла вводится, прежде всего, «в целях реализации определенных действующим законодательством полномочий субъекта РФ в части тарифного регулирования и инфраструктурного планирования в сфере коммунального комплекса»* как гарантия исполнения концессионного соглашения и окупаемости инвестиций концессионера.
Важно:
1 .Федеральным законом предусмотрены последствия неподписания субъектом РФ концессионного соглашения . В этом случае такое концессионное соглашение считается незаключенным (ч. 2 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
2 . Закреплена возможность заключения концессионного соглашения в отношении Объектов, которые принадлежат унитарному предприятию или учреждению на праве оперативного управления (ч. 2. ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Справочно:
Действующая редакция Закона о концессионных соглашениях предусматривает возможность заключения концессионных соглашений лишь в отношении Объектов, находящихся в казне либо переданных в хозяйственное ведение унитарных предприятий.

Важно:
Федеральным законом предусмотрены последствия передачи в концессию Объектов, находившихся во владении и (или) в пользовании унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления.
Так, не позднее чем по истечении 1 календарного года после вступления в силу концессионного соглашения в устав (иной документ, определяющий порядок деятельности) унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению.
Унитарное предприятие, бюджетное или автономное учреждение, в устав (или иной документ, определяющий порядок деятельности) которого были внесены изменения, предусматривающие исключение всех видов деятельности, ранее осуществляемых такими унитарным предприятием, бюджетным или автономным учреждением, подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном требованиями законодательства (части 3, 4 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Проблема:
По нашему мнению, исключение из устава (иного документа, определяющего порядок деятельности) унитарного предприятия, во владении и (или) в пользовании которого находились Объекты, видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения после заключения концессионного соглашения , не исключает риск признания концессионного соглашения недействительной сделкой как совершенной в нарушение целевой правоспособности унитарных предприятий (ст. 18, 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
3 .Предусмотрены условия и порядок передачи в концессию в составе Объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру недвижимого имущества незарегистрированного имущества (водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей) с установлением обязательств концессионера по его регистрации за счет собственных средств (часть 5 ст. 39, часть 3 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Возможность передачи в концессию незарегистрированного имущества может быть реализована при выполнении следующих условий:
а ) наличие документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество, и (или) документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, права владения или пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом;
б ) балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает 50% балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения;
в ) опубликование концедентом не менее чем за 3 месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее — Реестр) перечня незарегистрированного недвижимого имущества.
Важно:
а ). Расходы концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, подлежат учету в тарифах концессионера в порядке и размере, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ в сфере государственного регулирования тарифов (ч. 18 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
б ). Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ.
При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. При этом в случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением (ч. 3 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Проблема:
Необходимо отметить, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее 1 года, подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ). При этом договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, передача в аренду незарегистрированного недвижимого имущества на срок действия концессионного соглашения не менее 1 года сопряжена с рисками отказа в гос.регистрации такого договора аренды и квалификации договора аренды незаключенным (включая инвестиционные риски, связанные с вложением инвестиций в имущество, права на которое не оформлено).
В. Обременение объекта незарегистрированного недвижимого имущества считается возникшим со дня включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованный в Реестре, отметки о наличии обременения такого объекта (часть 12 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Проблема:
Обращает на себя внимание то, что указанное положение не согласуется с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации (в т.ч. обременения), возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр , если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ).
Полагаем, что подобная неоднозначность в решении вопроса о моменте возникновения обременения Объекта незарегистрированного недвижимого имущества правами концессионера может иметь своим результатом трудности толкования и применения названных положений в правоприменительной практике.
4 .Конкретизированы условия установления концессионной платы за пользование Объектами:
а) установлено, что по концессионному соглашению «может предусматриваться концессионная плата» (ч. 1 ст. 41 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ), что позволяет предположить допустимость заключения концессионного соглашения в отношении Объектов в отсутствие концессионной платы;
б) закреплена возможность учета при определении размера концессионной платы (и утверждении тарифов для концессионера) неисполненных на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговых денежных обязательств унитарных предприятий , учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения. Речь идет исключительно об обязательствах по оплате труда, энергетических ресурсов, обязательствах по кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий инвестиционных программ таких организаций, а также об обязательствах по уплате налогов и сборов в случае, если срок между датой возникновения соответствующих долговых обязательств и датой принятия решения о заключении концессионного соглашения составляет более 2-х лет (ч. 2, 3 ст. 41 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Негативные аспекты и риски:
Указанная конструкция, по сути, предполагает переложение обязательств предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения, по погашению накопленных долгов на потребителей,финансовые риски, связанные с невозможностью включения в тариф всех расходов концессионера на погашение долгов предприятий, учреждений,
отсутствует четкий механизм погашения названных долгов унитарных предприятий, учреждений за счет концессионной платы, поступающей в соответствующий бюджет.
5. Вводятся запреты в отношении:
а ) заключения концессионных соглашений одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктур ы, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 Закона о концессионных соглашениях (ч. 21 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Справочно:
Действующая до 01 января 2017 года редакция Закона о концессионных соглашениях (ч. 5 ст. 4) запрещает заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Данное нормативное положение вызывало на практике проблемы, связанные с его применением и толкованием.
Новая редакция Федерального закона, вступающая в силу с 01 января 2017 года, также, по нашему мнению, может иметь своим результатом трудности в правоприменении в связи с неопределенностью «видов объектов коммунальной инфраструктуры».
б ) передачи концессионером прав владения и (или) пользования Объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких Объектов в субаренду;
в ) передачи Объекта концессионного соглашения в собственность концессионера и (или) иных третьих лиц, в том числе в порядке реализации преимущественного права на выкуп имущества, переданного в соответствии с концессионным соглашением;
Справочно:
Действующий концессионный режим допускает передачу концессионером с согласия концедента объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру имущества в пользование третьим лицам (п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях), а также предусматривает преимущественное право концессионера на выкуп объекта концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ч. 4 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).
г) передачи прав по концессионному соглашению в отношении Объектов в доверительное управление (ч. 7 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
6. Дополнены существенные условия концессионного соглашения в отношении Объектов (ч. 1 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):
а ) обязательствами концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в срок, равный 1 году с даты вступления в силу концессионного соглашения;
б ) условием о возможности переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

7. Скорректированы условия допустимости заключения концессионного соглашения без конкурса в порядке т.н. «трансформации» договора (договоров) аренды в отношении Объектов (ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):
а ) в концессию могут быть переформатированы договоры аренды, заключенные в установленном законом порядке до 1 января 2015 года;
Справочно:
Действующая редакция Закона о концессионных соглашениях допускает трансформацию в концессию договоров аренды в отношении Объектов, заключенных до 1 января 2010 года (ч. 2.1 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).
б ) введено новое условие переформатирования аренды в концессию: отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанной обеими сторонами договора аренды задолженности по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.
Важные уточнения:
А. Действие договоров аренды прекращается с момента подписания концессионных соглашений (ч. 2 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Б. Заключаемое концессионное соглашение в отношении Объектов может предусматривать увеличение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором (договорами) аренды, в случае, если такое увеличение инвестиционных обязательств обосновано в схеме теплоснабжения или в схеме водоснабжения и водоотведения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы в установленном Правительством РФ порядке с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) (ч. 4 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Дополнены требования к решению концедента о заключении концессионных соглашений в отношении Объектов и к конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении Объектов.
Так, решение концедента должно содержать, в т.ч.:
а ) перечень и состав долговых обязательств унитарных предприятий, учреждений, определяемые в соответствии с положениями части 2 статьи 41 Закона о концессионных соглашениях;
б) права и обязанности, осуществляемые субъектом РФ, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны (ч. 1 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Конкурсная документация включает, в т.ч., состав и описание незарегистрированного недвижимого имущества, передаваемого в составе объекта концессионного соглашения, включая копии документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права владения и (или) пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом. Перечень таких документов должен быть утвержден Правительством РФ (п. 15 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Уточнены условия передачи в концессию без проведения торгов бесхозяйных Объектов, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в течение срока реализации концессионного соглашения (части 5, 6 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):
В этом случае не допускаются:
Уменьшение размера расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенного на основании конкурсного предложения концессионера и установленного в концессионном соглашении,
увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения (в случае, если решением о заключении концессионного соглашения и (или) конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) этого объекта),
ухудшение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановых значений иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов.
Важно:
Передача указанных объектов в концессию не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Изменения в общем концессионном режиме
Кроме того, следует отметить важные изменения в общем концессионном режиме (действующем в отношении всех объектов концессионных соглашений):
Закреплена возможность осуществления уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения. Порядок проведения указанного мониторинга должен быть утвержден Правительством РФ (часть 6 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).
Установлены требования к порядку определения размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельными участками, предназначенными для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, исходя из обязательных платежей, установленных законодательством РФ и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).
Факультативные (несущественные условия) концессионного соглашения дополнены обязательствами концессионера по возмещению расходов концедента на организацию конкурса на право заключения концессионного соглашения и подготовку конкурсной документации (п. 17 ч. 2 ст. 10).

Новый законопроект "О концессии" предусматривает ранее не использовавшийся механизм трансформации аренды в концессию. Об этом идет речь в материалах Минэкономразвития и торговли, розданных в ходе презентации указанного законопроекта в Киеве в пятницу, 8 сентября, передает Интерфакс-Украина .

Согласно им, документ также позволяет арендатору выступать инициатором государственно-частного партнерства в форме концессии.

Условиями применения такого механизма являются: соответствие арендатора требованиям закона к концессионеру; срок концессионного договора не должен превышать срок договора аренды; арендатор должен выполнять обязательства согласно договору; в договоре аренды должны быть обязательства об улучшении арендованного имущества. Заключение и выполнение договора концессии не должно приводить к уменьшению объема инвестиций концессионера, сравнительно с договором аренды.

Согласно законопроекту, сроки концессии определяются с учетом сроков эксплуатации объекта концессии и сроков его амортизации; сроков, необходимых концессионеру для возмещения его инвестиций и получения установленного уровня прибыли; срока, необходимого для достижения целей и задач концессии. Срок концессии может составлять от трех до 50 лет.

Инициаторами концессии могут выступать государство, органы местного самоуправления, юридические лица частного права. Возможными видами платежей по договорам концессии могут быть: плата концессионеру от пользователей; плата концессионера в пользу концессиедателя; концессиедателя в пользу концессионера.

Кроме того, предусматривается господдержка концессионных проектов, но она не должна покрывать в полном объеме риск спроса и/или предложения и превышать инвестиции концессионера.

Еще одним новшеством документа является возможность замены концессионера. Ее могут инициировать концессиедатель или кредитор в случае, если концессионер не выполняет свои обязательства по договору. Кредиторы могут воспользоваться правом вступления в концессионный договор и замены концессионера. Концессиедатель или кредиторы имеют право временно принять на себя обязательства концессионера по договору. Новый же концессионер должен соответствовать всем квалификационным требованиям и требованиям, которым соответствовал предыдущий.

Сам договор концессии должен предусматривать обязательства концессиедателя компенсировать концессионеру часть внесенных им инвестиций, которую последний не может восполнить вследствие установления госрегуляторами тарифов ниже, чем было предусмотрено в договоре. Если такого пункта в договоре нет, то он должен предусматривать право концессионера отказаться от договора или приостановить исполнение инвестобязательств до утверждения тарифов в соответствии с договором, или же должно быть установлено право концессионера инициировать внесение изменений в договор.

Помимо прочего, указанный законопроект предусматривает два способа определения концессионера. Первый - концессионный конкурс с предварительным отбором претендентов, подачей предложений, их оценкой и переговоров с победителем. Второй - прямые переговоры по решению Кабмина. Такой метод применим в случае необходимости обеспечения национальной безопасности и обороны; возможности выполнения работ только одним лицом (ноу-хау, авторские права и т.д.); по результатам анализа предложения арендатора имущества.

При процедуре конкурса конкурсную комиссию предлагается формировать двумя способами: Кабмином в случае, если стоимость госимущества превышает 1 млрд гривен, а ожидаемые объемы инвестиций превышают 50 млн евро; органом управления объектом концессии для всех остальных проектов.

Среди критериев оценки конкурсных предложений: технические характеристики проекта; соблюдение экостандартов; качество работ; объем господдержки; NPV всех денежных потоков на протяжении срока концессии.

Новшеством документа также является возможность концессиедателя по привлечению советников для разработки технико-экономического обоснования проектов, подготовки конкурсной документации, поиска инвесторов.

Положения концессионного договора могут быть пересмотрены в случае изменения законодательства или принятия госорганами решений, меняющих условия осуществления концессионных проектов.

Ранее первый вице-премьер - министр экономразвития и торговли Степан Кубив заявлял, что первыми пилотными проектами государственно-частного партнерства в форме концессии в Украине будут проекты в инфраструктуре, а именно портовые проекты: концессия государственного стивидора "Ольвия", Херсонского морского торгового порта и железнодорожно-паромного комплекса порта Черноморск.

Комментарий к статье 37 Федерального закона “О концессионных соглашениях”

1. Комментируемая статья предусматривает случаи, в которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. К данной статье отсылает норма ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона, указывая на изъятия из общего правила, которое установлено данной нормой и в соответствии с которым концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Комментируемая статья изложена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции данной статьи указывалось лишь то, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 29 и частью 7 ст. 32 комментируемого Закона, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях. В отличие от данной редакции в ч. 1 комментируемой статьи в действующей редакции введено указание на случай, предусмотренный частью 2 данной статьи, а также уточнено, что без проведения конкурса концессионное соглашение заключается с концессионером, определенным решением Правительства РФ.

В части 6 ст. 29 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен несостоявшимся по причине того, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. В указанной норме предусмотрено, что концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в установленном порядке; в случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации; по результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем. Порядок подписания концессионного соглашения при его заключении в этом случае определен в ч. 3 ст. 36 комментируемого Закона.

В части 7 ст. 32 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен не состоявшимся по причине того, что в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Как предусмотрено в указанной норме, концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в 30-дневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся.

2 – 3. В части 2 комментируемой статьи определены два условия, при одновременном соблюдении которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с комментируемым Законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с комментируемым Законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 г.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, которым должно удовлетворять концессионное соглашение, заключенное без проведения конкурса в соответствии с ч. 2 данной статьи:

1) срок действия концессионного соглашения не превышает срок действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения;

2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные статьей 10 комментируемого Закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 данного Закона, в т.ч. обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;

4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.

Части 2 и 3 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ, одной из целей которого декларировалось обеспечение возможности трансформации договоров долгосрочной аренды в концессионные соглашения. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, уточняется порядок трансформации в концессионные соглашения договоров аренды, заключенных на долгосрочный период и предполагающих инвестиционные обязательства; эта мера позволит перейти к более прозрачной и сбалансированной системе отношений в сферах, где в настоящее время частные операторы работают на основании договоров аренды.

4 – 5. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 г. в комментируемую статью введены части 4 и 5, предусматривающие передачу концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при исполнении концессионного соглашения, объектом которого является имущество, указанное в ч. 1.2 ст. 10 комментируемого Закона, т.е. объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В части 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется в случае, если оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает 10% от определенной на дату заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. При этом непосредственно определено, что данное ограничение балансовой стоимости имущества, права на которое могут быть переданы без проведения торгов, распространяется на все договоры или соглашения, заключаемые правообладателем без проведения торгов и предполагающие переход прав владения и (или) пользования в отношении каждого объекта теплоснабжения и каждого объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в совокупности.

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и без учета требований, установленных частью 4 данной статьи (т.е. вне зависимости от стоимости объектов), в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами в указанном порядке осуществляется концессионеру, наделенному статусом единой теплоснабжающей организации, гарантирующей организации:

единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона “О теплоснабжении” – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;

гарантирующая организация в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении” (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ <138>) – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

——————————–


Top