Виды земельных правонарушений как оснований ответственности таблица. Признаки земельного правонарушения

5633

В законодательных актах РФ закреплены нормы, согласно которым при совершении землепользователями или иными лицами правонарушений в сфере эксплуатации и охраны земель, в отношении указанных лиц применяются различные меры ответственности. В настоящее время отечественное законодательство выделяет следующие :

  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • уголовная.

Административная и уголовная ответственность выделяется в , но подробно раскрывается в соответствующих нормативных актах.

Каждое земельное правонарушение содержит 3 основных элемента:

  • объект нарушения;
  • участники деяния;
  • специфика дела.

В зависимости от совокупности указанных факторов, определяется и мера ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения

Такой тип ответственности наиболее распространен в сфере эксплуатации земельных участков, так как применяется к правонарушениям, не отличающимся значительной степенью тяжести.

Административная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена КоАП РФ .

Кодекс выделяет следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния;
  • лишение специального права;
  • дисквалификация и другие санкции.

Предупреждение выражается в виде официального порицания действий гражданина или организации и выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Юридическое лицо считается виновным лишь тогда, когда у него имелись полномочия для исполнения норм и правил закона, но никаких мер им принято не было.

Конкретные составы административных правонарушений закреплены в статьях 7.1, 7.2, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9 . Указанные нормы можно структурировать на следующие виды административных правонарушений в области земельных отношений :

  1. Нарушения экономического характера , то есть деяния, связанные с захватом надела, несвоевременным возвратом территорий, нарушением землеустроительных проектов.
  2. Экологические правонарушения . Выделяются порча, деградация почвы, осуществление агротехнических процедур, негативно влияющих на состояние земельного участка, неисполнение противоэрозионных мероприятий.
  3. Противоправные деяния , связанные с землепользованием, в частности, самовольное устройство бытовых построек, потрава посевов, вредительство.
  4. Нарушения правил эксплуатации территорий – отсутствие мер по борьбе с сорными растениями, нарушение правил благоустройства и содержания площадей.
  5. Нарушения должностными лицами своих обязанностей – нарушение административных регламентов, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение кадастровых процедур.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В том случае, когда признаки противоправного деяния показывают, что оно является крайне опасным для общества и окружающей среды, наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения, то есть, можно сказать, что совершенный поступок считается преступлением.

В такой ситуации субъектами преступления являются только граждане, в том числе должностные лица. Все преступления, связанные с землепользованием можно разделить на следующие виды:

  • специальные , то есть объектами выступают исключительно правоотношения в рамках землепользования;
  • общие , где объектами становятся уже земельные и общественные отношения.

К уголовным преступлениям можно отнести следующие категории дел:

  1. Экологические — в рамках таких деяний выполняется посягательство на земельные территории, как элемент экосистемы. В группу включено такое преступление, как порча земли ()
  2. Экономические — предполагают получение прав на надел незаконным путем, например, при помощи регистрации незаконных сделок ().

Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Для административных правонарушений порядок привлечения к ответственности отличается следующими этапами:

  1. В результате или по заявлению пострадавшего лица, выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется официальный протокол и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган.
  3. В течение 15 дней производится рассмотрение частного случая и принимается решение.
  4. После этого комиссия составляет распоряжение о назначении административного наказания, и дело передается в суд.
  5. Суд принимает решение о мере наказания и передает на исполнение приставам.
  6. Виновник уведомляется в трехдневный срок .

С уголовным наказанием все обстоит несколько иначе, потому что рассмотрение дела происходит не в администрации, а уже в полиции. После окончательного выяснения состава преступления и получения пояснений у виновного лица, дело также передается в суд и наказание уже назначается согласно Уголовному кодексу РФ.

Пример по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Фермер Иванов посадил пшеницу на своем участке, ухаживал за посевами и ждал урожай. Через некоторое время мужчина посетил свое поле и обнаружил, что пшеница частично испорчена.

Иванов решил, что виноваты в этом птицы или животные и решил караулить свои посевы. Через некоторое время он увидел человека, который подъехал к полю и стал топтать злаки. В дальнейшем, выяснилось, что это обычный хулиган. Фермер поймал мужчину и отвел его в полицию.

После того как его опросили и выпустили, было назначено судебное заседание, в рамках которого преступнику назначили административное наказание в виде ареста на 15 суток и штрафа для .

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. К мерам за противоправный поступок в рамках эксплуатации земельных территорий, относится уголовная и административная ответственность.
  2. Административная мера наказания предусмотрена для различных проступков, в результате которых земле и ее владельцам был нанесен существенный ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это также мера наказания, но предусмотренная за деяния, представляющие особую опасность для человека и природы, то есть за преступления.
  4. Порядок назначения наказания для разных видов нарушения закреплен законодательно и имеет некоторые различия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Вопрос: Здравствуйте, мой сосед постоянно моет свою машину рядом с моим земельным участком и вся грязь, бензин и другие вредные вещества текут ко мне, потому что моя площадь расположена ниже.

Я уже неоднократно предлагал ему решить проблему мирным путем, однако, никакого результата не достиг. Подскажите, могу ли я решить ее иным способом и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 74 ЗК РФ , действия вашего соседа могут быть квалифицированы, как административное нарушение. Опасности для вашей жизни его действия не представляют, однако наносят существенный вред земельному участку. Соответственно и наказание должно быть именно административным.

Указанное вами нарушение входит в группу экологических.

В таком случае решение возможно лишь одно – обращение с жалобой в администрацию вашего региона. Ваша жалоба будет рассматриваться в течение 15 дней и при обнаружении состава правонарушения, а также выяснений всех обстоятельств дела, перейдет в суд.

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм , направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ . Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В теории права под правонарушением понимают общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм .

По мнению О.И. Крассова, земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, результатом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки.

Не считаются правонарушениями свойства личности, родственные и деловые связи, национальность, принадлежность к какой-либо партии, отдельным лицам, если они не проявлялись в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение или преступление представляет собой невыполнение обязанности, которая четко прописана в соответствующем нормативном правовом акте, как законе, так и подзаконном акте. Следовательно, наказание не может быть назначено, если правонарушение или преступление не предусмотрено в соответствующем законе.

Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.

Объект правонарушения — это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.

Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.


Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.

Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается виновное, противоправное деяние, действие или бездействие физического, должностного или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.

1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.

К таковым относятся:

· самовольное занятие земельного участка;

· уничтожение межевых знаков;

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

· самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);

· самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом.

2-я группа — нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.

3-я группа — нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов.

Например :

· нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;

· нарушение правил водо- или лесопользования;

· порча сельскохозяйственных и других земель;

· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению;

· использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Как отмечалось выше, субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.

Дисциплинарная и материальная ответственность.

Меры и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г. (далее - ТК РФ), а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ.

Особенность применения дисциплинарной ответственности выражается в первую очередь в том, что она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения1. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Следует помнить, что ст. 75 ЗК РФ установила дополнительные основания для применения мер дисциплинарного взыскания: должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Материальная ответственность - это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:

1. Причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ);

2. Противоправное поведение (действие или бездействие) работника;

3. Вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;

4. Наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.

Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения.

Общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате нарушения земельного законодательства, определяются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Существует два основных способа возмещения вреда — реальное (ст. 76 ЗК РФ) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст. 61 ЗК).

Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ:

· вред должен быть реальным;

· обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию, в том числе и сверх возмещения вреда;

· вред подлежит возмещению в полном объеме;

· судом могут быть назначены ограничения или запреты на деятельность физических или юридических лиц, причинивших вред, с целью дальнейшего исключения причинения вреда;

· предусмотрены особые условия по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1064, 1065, 1079 ГК РФ;

· по решению суда вред может быть полностью аннулирован, в том числе случаях, если он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Схожие принципы отражаются в ГК РФ и по вопросу возмещения убытков.

Как убытки, так и упущенная выгода возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются на них права.

Если право лица нарушено, то в соответствии со ст. 15 ЗК РФ оно может требовать полного возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).

Ст. 16 ГК РФ предусмотрено и возмещение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия), в том числе издания акта, не соответствующему вышестоящему правовому акту.

По общим правилам убытки возмещаются в случаях :

· изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

· реквизиции земельного участка;

· ограничения прав землеобладателей в особых зонах (носит, как правило, фиксированно-компенсационный характер);

· изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласования с землеобладателем;

· возмещение убытков в случае незаконных действий.

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающегося в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Еще одна разновидность гражданско-правовой ответственности предусматривает исполнение обязанности в натуре, например, восстановление деградированных или нарушенных почв, возведение снесенных зданий и строений, устранение иных правонарушений в сфере землепользования.

Ответственность за земельное правонарушение – обязанность лица претерпеть меры государственного воздействия за совершение виновного общественно опасного действия (бездействия), посягающего на общественные отношения в области использования и .

Земельное правонарушение как основание земельно-правовой ответственности

Понятие земельного правонарушения

Земельное правонарушение – виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением. Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла . Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций

Земельно-правовая ответственность

Земельно-правовая ответственность – например, изъятие земельного участка из у его собственника, если земельный участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой причинение вреда окружающей среде.

Рассмотрение земельных споров

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения (преступления).

2. Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением.

3. Рассмотрение земельных споров.

Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим наказательный процесс, который заканчивается исполнением решения административного органа или суда о наказании виновного лица.

Земельные правонарушения включают действия или бездействия, совершаемые по поводу земель и земельных участков, запрещенные законом. Они включают нарушения прав физических и юридических лиц на земельные участки, порядка государственного управления, требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия или бездействия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них обязанностей и государственных функций в области обеспечения исполнения земельного законодательства.

Таким образом, земельное правонарушение - общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающих угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону. Это такие действия или бездействия, предметом посягательства которых является земля или земельный участок в их юридическом понимании либо земельные права граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение состоит из элементов, которые характеризуют совершенное деяние как правонарушение. Совокупность этих элементов, к которым относятся объект, объективная сторона субъект, субъективная сторона, образуют состав правонарушения.

Объектом правонарушения выступают закрепленные в законодательстве общественные отношения по поводу земли, земельных участков, прав на земельные участки, которые в свою очередь являются предметом посягательства. Соответственно, деяния, предметом посягательства которых выступают земля, земельные участки и права на земельные участки, будут земельными правонарушениями.

Объективную сторону образует противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и обладающее определенной степенью общественной опасности. Противоправное поведение может быть выражено в действии, например, загрязнении земель, незаконном изъятии земельного участка решением органа государственной власти или местного самоуправления, принуждении к совершению сделки с земельным участком либо бездействии, заключающемся в не­исполнении собственником либо пользователем возложенных на него обязанностей по уплате земельного налога, невыполнении требований юридическим лицом по переоформлению в установленный срок права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Деяние будет признано правонарушением на основании зафиксированного надлежащим образом факта нарушения законодательства. Обязанность по выявлению и оформлению деяния лежит на право­охранительных органах и органах государственного земельного надзора. Оформление правонарушения производится путем составления протокола об административном правонарушении либо путем предъявления документов в органы прокуратуры о возбуждении уголовного дела. Объективная сторона может содержать указания на способы, место, время и орудия совершения правонарушения.



Признаком объективной стороны является также причинение вреда либо создание реальной угрозы его причинения. Правонарушение будет относиться к категории земельного правонарушения как в случае, если оно находится в причинно-следственной связи с наступившими общественно опасными последствиями, так и в случае отсутствия таковых. По этому признаку различают материальные и формальные составы правонарушений. Соответственно, признаком материального состава земельного правонарушения является фактическое наступление общественно опасных последствий. Так, ст. 254 УК РФ «Порча земель» содержит указание на материальный состав земельного преступления. Она предусматривает уголовную ответственность за отравление и загрязнение земель опасными химическими веществами, повлекшее причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Статья 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка» указывает на формальный состав правонарушения и предусматривает ответственность за сам факт использования земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов, независимо от того, был ли причинен этим деянием материальный или моральный вред.

Правонарушение и наступившие последствия должны находиться в причинно-следственной связи, что означает, что при квалификации деяния как правонарушения уполномоченным органам государственной власти необходимо доказать» что наступившие негативные последствия для здоровья и имущества граждан, состояния земель и других природных объектов, права собственности государства вызваны совершенным земельным правонарушением.

К субъектам земельного правонарушения относятся физические и юридические липа. Физические липа как субъекты земельного правонарушения, в свою очередь, делятся на граждан и должностных лиц, меры ответственности для которых в соответствующих случаях устанавливаются отдельно. К примеру, за одно и то же правонарушение Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает различные размеры штрафа для граждан и должностных лиц. К примеру, по ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» граждане наказываются штрафом в размере от 500 до 1000 руб., должностные лица - от 1000 до 2000 руб.

К должностным лицам по ст. 2.4. КоАП РФ относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

К субъектам юридической ответственности предъявляются определенные индивидуальные требования; субъектом правонарушения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возрасти. Признание гражданина индивидуальным предпринимателем либо организации юридическим лицом производится на основании факта его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц.

Наконец, четвертым элементом состава земельного правонарушения является его субъективная сторона , которая выражается в наличии вины правонарушителя. По определению ст. 24 УК РФ существуют две формы вины - умысел и неосторожность. По ст. 25 УК РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и делало их наступления. Если лицо осознавало обществен­ную опасность своих действий (бездействия), предвидело опасность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то преступление будет признано как совершенное с косвенным умыслом. Неосторожность как другая форма вины может быть допущена как по легкомыслию или небрежности. По ст. 26 УК РФ преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Небрежно совершенное преступление - это случай, если лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотритель­ности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Все виды деяний, за исключением гражданских правонарушений, будут признаны правонарушениями при наличии четырех элементов состава. Однако для привлечения к ответственности юридического лица, допустившего земельное правонарушение в результате аварии на опасном производственном объекте, наличие вины не требуется. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вина не является обязательным элементом гражданского правонарушения, если оно совершено источником повышенной опасности. По смыслу законодательства об источниках повышенной опасности к таковым относятся транспортные средства, механизмы, источники электрической энергии высокого напряжения, объекты, производящие атомную энергию, объекты строительной деятельности, объекты горнодобывающей промышленности и иные, признанные опасными производственными объектами. Так, аварийный разлив нефти на нефтепроводе, вызвавший загрязнение земель, явля­ется правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 3 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» специально указал, что в случае причинения вреда предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Составы земельных правонарушений определены уголовным, гражданским и административным законодательством. Однако для выявления элементов состава правонарушения в большинстве случаев требуется обращение к земельному законодательству. К примеру, для правильной квалификации деяния по ст. 7.16 КоАП РФ «Незаконное предоставление земельного участка из состава земель историко-культурного назначения», требуется обращение к ЗК РФ, который определяет, что такое предоставление земельного участка, а также какие земли относятся к землям историко-культурного назначения.

Земельные правонарушения по видам ответственности можно классифицировать на уголовные преступления, административные и дисциплинарные проступки, а также гражданские правонарушения. Земельные преступления определяются как уголовно-наказуемые посягательства на земли, земельные участки и права на земельные участки. Административные проступки - это такие действия или бездействия, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонарушений, последствия противоправного деяния, размер причиненного ущерба. Дисциплинарные проступки, нарушающие нормы земельного законодательства, влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа. Гражданские правонарушения сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.

Земельное правонарушение является основанием для применения мер юридической ответственности к правонарушителю. Правовые нормы, регулирующие отношения юридической ответственности за земельные правонарушения, образуют институт земельного права. Особенностью данного института является то, что образующие его нормы носят преимущественно отсылочный характер. В соответствии со ст. 74 3К РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Таким образом, для применения мер уголовной или административной ответственности необходимо опираться на уголовное и административное законодательство, хотя содержание составов правонарушений, выраженных соответственно в УК РФ или КоАП РФ, не будет ясным без обращения к земельному законодательству

В необходимых случаях нормы отсылочного характера, закрепленные в земельном законодательстве, адресуют к процессуальному законодательству или процессуальным нормам, установленным иным законодательством. Это нормы, регулирующие:

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. По ст. 75 ЗК РФ порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом трудовое законодательство не содержит указаний на составы земельных правонарушений;

Порядок рассмотрения земельных споров. В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, т. е. следует обращаться к Гражданско-процессуальному и Арбитражно-процессуальному кодексам о выяснении порядка рассмотрения земельных споров.

Вместе с тем в систему данного института входят и нормы прямого действия, применение которых прямо предусмотрено земельным законодательством. К ним относятся нормы, регулирующие отношения в области:

Применения особого вида земельно-правовой ответственности о принудительном изъятии у собственников и пользователей земельных участков ввиду ненадлежащего использования (ст. 45,46,54 ЗК РФ);

Возмещения убытков, причиненных нарушением прав собственников или пользователей земельных участков (ст. 62 ЗК РФ);

Проведения государственного земельного надзора (ст. 71 ЗК РФ), которыми установлен порядок административного оформления земельных правонарушений, права и обязанности государственных инспекторов, порядок наложения административных взысканий.

Для характеристики отношений юридической ответственности как предмета института земельного права следует рассмотреть основные свойства этих отношений. Одним из таких свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на правонарушителя обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают административные и уголовные штрафы, приостановление землепользо­вания, прекращение права землепользования путем принудительного изъятия земельного участка, возложение обязанности на причинителя вреда возместить причиненный ущерб и другие меры, предусмотренные уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством.

Исходя из этого, юридическую ответственность можно определить как систему принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав.

Одновременно юридическая ответственность - это правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов государственной власти. Другим участником этих отношений являются граждане, должностные лица либо юридические лица, состав которых уточняется применительно к каждому виду земельного правонарушения.

Обобщая вышеизложенное, юридическую ответственность за земельные правонарушения можно определить как государственное принуждение к исполнению требований земельного законодательства, правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной - обществом, государством,

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно, выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и земельно-правовая ответственность.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями. Они включают:

Наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;

Факт несоблюдения норм права или правонарушение, имеющее негативные последствия или создающее угрозу возникновения таких последствий;

Наличие вины правонарушителя,

Наличие причинно-следственной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление - это виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с Уголовным кодексом РФ

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы: граждане и должностные лица. Меры уголовной ответственности; применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессальным законодательством, вынесению решения суда по уголовному преступлению предшествует проведение следствия правоохранительными органами и органами прокуратуры. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные или исправительные или принудительные работы, арест, лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, к уголовной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный им вред.

Уголовным законодательством устанавливается три состава земельного правонарушения: в ст. 254 УК РФ «Порча земли» (гл. 26 «Экологические преступления»), ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей» и ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» (гл. 22 «Преступления в сфере экономической де­ятельности»).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 УК РФ уголовная ответственность наступает за отравление, загрязнение или иную порчу земли продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Понятие загрязнения дано в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как поступление в окружающую среду, частью которой является земля, вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, для правильной квалификации деяния по ст. 254 УК РФ имеет значение приказ Минприроды России от 25 мая 1994 г. № 160 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России». В соответствии с данным документом загрязнение земель - это ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т. д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением содержания этих средств свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Правила обращения с удобрениями установлены Федеральным законом от 10 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасности обращении с пестицидами и агрохимикатами», а порядок обращения с химическими и биологическими веществами - множеством нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» (по отношению к опасным отходам), от 5 сентября 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (по отношению к генно-инженерно-модифициронным организмам), ст. 47 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (по отношению к потенциально опасным химическим веществам, радиоактивным и иным веществам и микроорганизмам. Санкции по ч. 1 ст. 254 включают уголовный штраф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью до 3 лет, либо обязательные или исправительные работы. Части 2 и 3 ст. 254 предусматривают более жесткие санкции за эти же деяния при наличии дополнительных квалифицирующих признаков - их совершения в зоне экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2), в том числе повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3). В этом случае предусмотрено наказание в виде лишения свободы соответственно на срок до двух лет и на срок до трех лет. Порча означает частичное или полное уничтожение почвенного слоя в результате неумышленных или неосторожных действий и выражается в потере почвами физических и химических свойств, формирующих такое их качество, как плодородие.

Регистрация заведомо ложных сделок с земельными участками, искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК РФ. Обязательным квалифицирующим признаком, позволяющим квалифицировать такие действия как преступление, является их совершение должностным лицом из корыстной или личной заинтересованности и с использованием своего служебного положения. За это преступление может быть назначена санкция в отношении должностного лица в виде штрафа до 80 000 руб., либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до 360 ч.

Статья 179 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за принуждение к совершению сделки или отказ от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства. За его совершение судом может быть назначена санкция в виде штрафа до 300 000 руб., ограничения свободы либо принудительных работ до двух лет, ареста до 6 месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 ООО руб. При наличии дополнительных квалифицирующих признаков, таких как совершение этого преступления с применением насилия либо организованной группой, применяется более жесткая мера уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Административная ответственность применяется за совершение противоправных деяний, которые по сравнению с уголовными преступлениями характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Меньшая степень общественной опасности означает отсутствие причинения ущерба здоровью или имуществу граждан, окружающей среде при совершении правонарушения. Так, название ст. 8.6 сформулировано так же, как и ст. 254 УК РФ - «Порча земель». Однако если порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления произошла без причинения вреда здоровью или окружающей среде, то применяется не ст. 254 УК РФ, а ст. 8.6 КоАП РФ.

Главный признак административной ответственности - преимущественно внесудебный, административный порядок назначения и применения санкций.

Составы административных правонарушений, а также меры административной ответственности за их совершение установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которые применяются с учетом положений земельного законодательства, в частности, устанавливающих права и обязанности собственников и пользователей земельных участков, порядок пользования, требования охраны земель, нарушение которых является основанием для применения соответствующих статей КоАП РФ.

Всего КоАП РФ прямо предусматривает административную ответственность за земельные правонарушения в 15 статьях, которые можно объединить в три большие группы.

К первой группе административных правонарушений относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Они включают:

Самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, невыполнение обязанностей по сохранению этих знаков (ст. 7.2);

Самовольная уступка права пользования землей и самовольная мена земельного участка (ст. 7.10);

Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность (ст. 7.34).

Загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков в границах этих полос (ст. 11.21).

Большую группу земельных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, образуют нарушения требований в области охраны земель. К ним относятся:

Порча земель, которая охватывает самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами (ст. 8.6);

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной и ветровой эрозии, других форм качественного ухудшения состояния земель (ст. 8.7);

Использование земельных участков не по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования или строительства в течение установленного срока, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использованию по целевому назначению (ст. 8.8);

Выжигание травы на земельных участках, примыкающих к лесам (ст. 8.32);

Сооружение и (иди) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель (ст. 10.10).

Следующую группу образуют земельные правонарушения против порядка управления. К ним относятся:

Действия или бездействия граждан и должностных лиц, связанные с сокрытием, умышленным искажением или несвоевременным предоставлением сведений о состоянии земель (ст. 8.5);

Несвоевременное или неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление должностными лицами внесенных в государственный кадастр недвижимости, внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 14.35);

Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда (ст. 19.9);

Нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах, а также нарушение режима рос использования (ст. 8.12);

Незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения и незаконное изменение их правового режима (ст. 7.16).

В отличие от уголовной ответственности субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лица (организации и индивидуальные предприниматели).

За совершение земельных административных правонарушений предусмотрен главным образом административный штраф, который устанавливается КоАП РФ в фиксированных размерах по каждому субъекту. В некоторых случаях предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное приостановление деятельности на срок максимально до 90 дней. Решение о приостановлении деятельности выносится судом. Наложение штрафа или применение иных мер административной ответственности не освобождает правонарушителя от его обязанности устранить допущенное земельное правонарушение и возместить причиненный им вред.

Полномочия по применению мер административной ответственности распределены между соответствующими специальными государственными органами. (Ппостановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле»). Данным постановлением также предусмотрено, что эти органы имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий и учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с трудовым и земельным законодательством. По своему характеру дисциплинарные проступки не являются общественно опасными.

Субъектами дисциплинарной ответственности выступают должностные лица и работники организаций. Она применяется в случаях, когда такие лица допустили нарушение земельного законодательства в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей, и только если организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение или ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами (ст. 74 ЗК РФ). Это положение имеет большое значение, так как защищает работников предприятий от привлечения к дисциплинарной ответственности в необоснованных случаях.

Санкции за совершение дисциплинарных проступков установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарные взыскания включают замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

2. Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением

Вред, причиненный земельным правонарушением, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного и гражданского права. В соответствии со ст. 75 ЗК РФ юридические лица и граждане, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны возместить его в полном объеме. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Учитывая, что земельный участок является недвижимым имуществом, то к отношениям возмещения вреда применяются положения данной статьи ГК РФ.

Право на возмещение морального вреда возникает по ст. 1100 ГК РФ только в случае, если речь идет о возмещении вреда, причиненного гражданину источником повышенной опасности, в результате незаконного привлечения к уголовной или административной ответственности либо путем распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. Это означает, что практически возмещение морального вреда в результате совершения земельного правонарушения требовать достаточно трудно.

Таким образом, вред, причиненный нарушением земельного законодательства, - это материальный вред в виде убытков, в том числе упущенной выгоды, которые несет государство, физические и юридические липа, собственники либо пользователи принадлежавших им земельных участков, в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований иными лицами либо в результате неправомерной правотворческой или административной деятельности органов государственной власти.

Такой материальный вред выражается в утрате качественных характеристик почвенного слоя земельного участка либо земель, загрязнении земель, самовольном занятии земельного участка, незаконном изъятии или использовании земельного участка. В экономическом аспекте это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного земельного участка, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты или повреждения земель или земельных участков. Предусматриваются два способа возмещения вреда (ст. 1082 ГК РФ):

- возмещение вреда в натуре (реальное возмещение вреда);

- возмещение вреда в денежной форме (возмещение убытков)

Возмещение вреда в натуре означает обязанность правонарушителя своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать землю снести незаконно возведенные здания, строения, сооружения, восстановить уничтоженные межевые знаки. Такой порядок предусмотрен ст. 62 ЗК РФ, в соответствии с которой на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Возмещение вреда в натуре в случаях самовольного занятия земельного участка также включает обязанность нарушителя возвратить его законному владельцу. В соответствии со ст. 76 3К РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Возмещение убытков в денежной форме связано с проведением математических подсчетов всех потерь и расходов, связанных с восстановлением нарушенного права. В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в соответствии со ст. 61 ЗК РФ, издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Размер причиненных убытков определяется добровольно сторонами либо судом при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма - стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной или частичной компенсации потерпевшей стороне. Эти отношения регулируются в развитие земельного и гражданского законодательства Постановлением; Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землей пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».

В соответствии с данным постановлением при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, почвохимических и других специальных обследований, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных собственникам или пользователям земель. Убытки в виде упущенной выгоды - недополученные денежные доходы собственников и землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

Для расчета убытков, причиненных загрязнением земель (почв), применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России 8 июля 2010 г. № 238, которой установлена формула исчисления стоимости размера вреда. Порядок привлечения к ответственности за загрязнение почв в виде возложения обязанности на правонарушителя возместить причиненный вред определен Методическими указаниями по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденных Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г. В соответствии с данным документом при выявлении правонарушения должностные лица органов государственного земельного контроля выносят постановление о возмещении вреда с приложением Акта о размерах причиненных убытков. Исчисление убытков осуществляется путем специальных обследований и аналитических расчетов на основании нормативных правовых актов, методической документации, кадастровой стоимости земельного участка.

Закон не устанавливает приоритета той или иной формы возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением. Поэтому выбор формы осуществляют заинтересованные стороны добровольно либо суд. На практике наиболее удобной формой возмещения земельного вреда является денежная форма, что, по сути, снижает эффективность института возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением, так как не всегда полученные потерпевшим денежные средства используются на восстановление нарушенных земель, особенно при восстановлении земельных участков в частной собственности. При причинении вреда государственным землям механизм распределения финансовых средств (через утверждение бюджетов) не позволяет оперативно восстанавливать состояние го­сударственных земель. Такой механизм предусматривает две возможности: а) распределение средств между соответствующими органами государственной власти на выполнение государственных функций, в том числе по охране земель, и б) выделение средств на выполнение целевых программ. Реализация и того и другого механизма требует немалого времени и поэтому становится малоэффективной при решении вопроса о восстановлении состояния конкретного земельного участка или земель.

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред. Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и др. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций и иными нормативными правовыми актами. выражается в принудительном изъятии земельного участка у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования.

Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном изъятии земельного участка (прекращении права) у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования. Принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного, иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Принудительное изъятие у землепользователей, землевладельцев земельного участка осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Земельный участок может быть изъят посредством принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом госвласти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган госвласти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Уполномоченный орган власти направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

48. Понятие и состав земель с\х назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Состав земель сельскохозяйственного назначения:

– сельскохозяйственные угодья;

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных(вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

– гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

– хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

– опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; – общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законами субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование и оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».


Top