Прием на работу: проверяем сотрудников на дисквалификацию. Дисквалифицированные лица: понятие, порядок получения информации из реестра (Тишин А.П.) Реестр дисквалифицированных лиц налоговая что

Налоговая служба ведет реестр дисквалифицированных руководителей на egrul.nalog.ru . К 9 декабря в него попали 3927 человек. За последние два месяца список увеличился более чем на 500 строк, или на 15 %.

В списке есть предприниматели, учредители, но 98 % дисквалифицированных — директора. Только один главный бухгалтер попал в реестр — за нецелевую трату бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ).

Все, кто оказался в списке, не вправе управлять бизнесом от полугода до трех лет (п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).

Причины дисквалификации директора

Самая частая причина дисквалификации — фиктивная регистрация, так как налоговики борются с однодневками. Далее идут невыполнение предписаний и трудовые нарушения. Есть экзотические случаи. Например, только одного директора лишили должности, потому что компания многократно мешала ревизорам на проверке. Десять основных причин смотрите в таблице ниже.

Если директора дисквалифицировали, его увольняют (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 8 ст. 83, ст. 84 ТК РФ). Но есть риск, что ваш контрагент этого не сделает и директор продолжит подписывать документы.

Если договор подписал дисквалифицированный руководитель, налоговики считают, что сделки не было. Инспекторы отказывают компании в расходах и вычетах, и суд их поддерживает (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2014 № А64-5102/2013).

Частые причины дисквалификации директоров

Проверка директора в реестре дисквалифицированных лиц

Проверяйте директора контрагента по реестру ФНС на момент сделки. Зайдите на egrul.nalog.ru в раздел » Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц «. Искать руководителя можно по ИНН и названию его организации или по Ф.И.О. и дате рождения.

Если директор вправе занимать должность, сайт ответит «найдено записей: 0».

Если нашли руководителя в списке, потребуйте, чтобы документы подписал другой сотрудник, который вправе это делать.

Аргументы в защиту контрагентов от претензий налоговиков

Мы обобщили арбитражную практику Московского округа по спорам о должной осмотрительности при выборе контрагентов. За последние полгода судьи рассмотрели 37 дел. Компании выиграли лишь девять споров. Победные аргументы мы привели в обзоре.

Составляйте досье контрагента

Инспекторы посчитали, что контрагент компании однодневка. Он не перечислял НДФЛ и страховые взносы, в отчетности отразил доходы меньше, чем получил от компании. Были и другие признаки. Налоговики сняли вычеты и расходы, доначислили пени и штрафы.

Перед тем как заключить договор, компания составляла досье контрагента. Это доказывает благонадежность. Заказчик проверял, не началась ли ликвидация контрагента, состоит ли он в СРО, есть ли допуски. Эту информацию компания получала не от контрагента, а от независимых источников: сайтов ФНС, СРО и др. Судьи посчитали, что компания проявила должную осмотрительность (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2016 № Ф05-14684/2016).

Перед тем как заключать договор, компании стоит собрать о контрагенте как можно больше информации. Ее можно получить из открытых источников, например бесплатных сервисов на сайте ФНС в разделе«Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Также запросите документы у контрагента: приказ о назначении директора, лицензии, если они есть, копию отчетности.

Выбирайте контрагента из нескольких организаций

Компания запросила выписки из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора, свидетельство о регистрации и постановке на учет. И только после этого заключила договор. Несмотря на это, налоговики решили, что компания не проявила должную осмотрительность. Инспекторы сняли расходы.

Компания проявила осмотрительность, так как выбрала контрагента из нескольких организаций.Компания проводила заседания закупочных комиссий по выбору подрядчика. Судьи посчитали доначисления неправомерными (постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.10.2016 № Ф05-15166/2016).

Рискованно проверять контрагента только через онлайн-сервисы ФНС. Инспекторы считают, что этого недостаточно. Доказывать обратное иногда получается только в суде (постановление от 05.09.2016 № Ф05-12755/2016).

Доказывайте реальность услуг

Инспекторы выяснили, что компания не проверяла контрагента перед сделкой. Довод налогоплательщика о том, что контрагент уже завоевал репутацию на рынке, проверяющие опровергли. Они посчитали, что компания получила необоснованную выгоду. Поэтому сняли расходы и вычеты.

Компания может получить необоснованную выгоду, если заключила договор с известной организацией. Налоговики и судьи проверили, действительно ли контрагент поставлял товар, выполнял работы. В итоге судьи признали, что сделки нереальны, и поддержали налоговиков (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2016 № Ф05-8503/2016).

Инспекторы различным образом проверяют, действительно ли контрагент оказывал услуги. Для этого они требуют представить телефоны контрагентов, адреса электронной почты, подробные отчеты, данные о сотрудниках, которые оказывали услуги. Если компания не докажет реальность услуг, судьи поддержат инспекторов (постановление от 15.11.2016 № Ф05-13685/2016).

Около 10 тысяч экс-руководителей компаний находятся в Реестре дисквалифицированных лиц, который еще называют черным списком ФНС. Эти руководители лишены права занимать «топовые» должности на срок от полугода до 3 лет. За какие правонарушения попадают в реестр дисквалифицированных лиц федеральной налоговой службы, чем грозит работодателю прием дисквалифицированного на руководящую должность? На эти и другие вопросы о реестре мы ответим в нашей статье.

В феврале 2014 года ФНС проинформировала общественность в письме № СА-4-14/2279 о том, что в России в сети Интернет в публичном доступе находятся данные о лицах, которые лишены права занимать управленческие должности на определенный судом срок. Этот открытый список дисквалифицированных руководителей получил название Реестра дисквалифицированных лиц. Реестр размещен на официальном сайте ФНС России, по заданным параметрам можно проверить нахождение или отсутствие в нем любого гражданина РФ. Реестр не является статичным, он постоянно пополняется новыми именами, одновременно из него исключаются данные о тех, у кого закончился срок дисквалификации.

9888 руководителей числятся в Реестре дисквалифицированных лиц (по данным на 06.12.2018 года).

Дисквалифицированные лица могут дорого обойтись

В армии руководителей примерно 10 тысяч дисквалифицированных «топов» - не такой уж и большой показатель. Вероятность столкнуться с дисквалифицированным руководителем оценивается многими как невысокая, поэтому нередко работодатели не проверяют своих будущих управленцев по Реестру дисквалифицированных лиц. А напрасно! Во-первых, за прием на работу дисквалифицированного лица предусмотрено прямое наказание «рублем», во-вторых, если компанией - вашим контрагентом руководит дисквалифицированное лицо, то вас могут ждать неприятности со стороны надзорных органов.

Какие последствия ждут тех, кто проигнорировал дисквалификацию:

  1. Если дисквалифицированное лицо управляет компанией в период срока дисквалификации, ему грозит административный штраф в размере 5 тысяч рублей.
  2. Если работодатель заключает с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом, то юрлицу грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей.
  3. Если руководитель компании-контрагента окажется дисквалифицированным лицом, то вас могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. А это, в свою очередь, грозит проверкам со стороны надзорных органов, доначислением налога на прибыль и т.п. Также договор, подписанный дисквалифицированным лицом, может быть оспорен в суде.

За что и на сколько попадают в список дисквалифицированных лиц

Дисквалификация физлица – это вид административного наказания. Дисквалификация лишает управленца права находиться в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет директоров или наблюдательный совет, занимать должность руководителя юрлица.

Решение о дисквалификации выносится мировыми судьями. Наказание за дисквалификацию предусмотрено сроком от 6 месяцев до 3 лет. Анализ Реестра дисквалифицированных лиц показывает, что чаще всего суды лишают права управлять предприятием на 1-2 года. Самое мягкое наказание – дисквалификация на полгода – встречается крайне редко. Самое строгое наказание – дисквалификация «по полной» на 3 года – встречается тоже не часто, но все же больше, чем дисквалификация на полгода.

За что чаще всего лишают права управлять предприятием:

  • Повторное или многократное нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Должностное лицо не предоставило сведения или предоставило заведомо ложные сведения об ИП или юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Должностное лицо нарушило законодательство о труде и об охране труда, если ранее это лицо уже подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение.
  • Должностное лицо не выполнило в срок законное предписание (решение, представление, постановление) служб, осуществляющих государственный или муниципальный надзор и контроль.

Какие данные вносятся в Реестр дисквалифицированных лиц

В Реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие данные о дисквалифицированном лице:

  • ФИО, дата и место рождения дисквалифицированного лица,
  • должность дисквалифицированного лица,
  • название организации, в которой дисквалифицированное лицо совершило правонарушение,
  • статья КоАП РФ, по которой совершено правонарушение,
  • название структуры, составившей протокол об административном правонарушении,
  • ФИО и должность судьи, вынесшего постановление о дисквалификации,v
  • срок дисквалификации,
  • уточнение срока дисквалификации с конкретными датами «от» и «до».

Как проверить на дисквалификацию в «ручном» режиме

Реестр дисквалифицированных лиц находится в недрах сайта налоговой инспекции, получить информацию из него можно при помощи специального поискового сервиса сайта ФНС. Для этого в нем нужно указать данные физлица (ФИО, дату рождение, название организации, ИНН организации). В случае отсутствия реквизитов, выдается весь список дисквалифицированных лиц, который, к слову, обновляется ежедневно.

За электронные сведения из реестра дисквалифицированных лиц плата не берется, а вот данные на бумаге стоят 100 рублей. Получить бумажную справку об отсутствии дисквалифицированных лиц или же справку о внесении в реестр физлица нужно на основании запроса. Запрос может быть отправлен в электронном виде через сайт ФНС, представлен в налоговую лично или по почте в любую территориальную инспекцию.

На основании запроса в течение пяти рабочих дней налоговики должны подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц либо выписка из реестра.

Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации

Упростить процесс проверки лица поможет СБИС «Все о компаниях» , который «автоматом» проверит на дисквалификацию. При необходимости факт проверки можно подтвердить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС.

А снизить риск попадания в число дисквалифицированных призван сервис СБИС Электронная отчетность . С ним сдача отчетности быстрее и проще, все предписания надзорных органов - на контроле. Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты . Оставьте заявку на сайте и получите ответы на свои вопросы уже сегодня.

ТК РФ не обязывает работодателя выяснять информацию о наличии или об отсутствии принятого в отношении соискателя на какую-либо руководящую должность решения о дисквалификации. А вот согласно требованиям КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем Реестр дисквалифицированных лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11). Как проверить, является ли соискатель дисквалифицированным лицом?

Что означает дисквалификация?

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Оно оформляется постановлением о дисквалификации, которое выносит суд (ст. 32.11 КоАП РФ).

Граждане, которые были дисквалифицированы за какие-либо нарушения законодательства, не имеют права управлять юридическим лицом (организацией). Срок дисквалификации зависит от вида совершенного нарушения и составляет от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Например, если соискатель на должность генерального директора ранее занимал руководящую должность и был дисквалифицирован за нарушение трудового законодательства сроком на один год (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), то его нельзя принимать на работу генеральным директором организации до окончания срока дисквалификации.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо до 100 тыс. руб. Кроме того, дисквалифицированное лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. за управление организацией в течение срока дисквалификации (ст. 14.23 КоАП РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, существует Реестр дисквалифицированных лиц (далее — Реестр). Ведет его уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

С 1 января 2012 года функции по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц переданы Федеральной налоговой службе (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 483 "Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение Реестра дисквалифицированных лиц" (в ред. 06.05.2011), п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц, утв.

Проверка на дисквалификацию

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц", далее — Положение о формировании и ведении реестра (в ред. 06.05.2011). Ранее такие функции выполняло Министерство внутренних дел РФ (п. 1 Постановления Правительства РФ N 483, п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра (ред. от 08.08.2009). Однако Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрел передачу этих функций (как непрофильных для МВД России) другому органу (ч. 1 ст. 54).

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;

— полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации (ИНН), в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации;

— статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;

— наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации;

— срок дисквалификации;

— даты начала и истечения срока дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

Лицо считается исключенным из Реестра по истечении срока дисквалификации или при наличии в ФНС России вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

ФНС России обязана вносить сведения в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня получения копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

Как получить сведения?

Порядок предоставления информации из Реестра утвержден Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из Реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из Реестра дисквалифицированных лиц" (далее — Порядок). Этот Приказ вступил в силу с 10 июня 2012 года.

Для того чтобы получить сведения из Реестра, организации (работодателю) необходимо выполнить определенные действия. Их можно условно разделить на несколько этапов:

1) Составление запроса о предоставлении сведений из Реестра дисквалифицированных лиц. Такой запрос можно составить в свободной форме или воспользоваться формой, рекомендуемой ФНС России. Форма запроса приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@.

Этот запрос должно подписать лицо, уполномоченное заключить договор (контракт) с руководителем организации (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Указанные полномочия могут быть закреплены, например, в доверенности (ст. 185 ГК РФ). Копию документа, подтверждающего полномочия лица, которое запрашивает информацию, необходимо приложить к тексту запроса.

2) Оплата предоставления информации. Информация из Реестра предоставляется за плату, она составляет 100 руб. (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 4 Постановления Правительства РФ N 805 (в ред. от 06.05.2011), ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "О минимальном размере оплаты труда"). Исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, которым информация из Реестра предоставляется бесплатно (абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ N 805 (в ред. от 06.05.2011). Кроме того, не взимается плата за доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, размещаемом ФНС России на своем официальном сайте в сети "Интернет" (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

После оплаты сбора за предоставление информации (когда такая оплата обязательна) документ, подтверждающий произведенную оплату (квитанцию, платежное поручение с отметкой банка об исполнении), также следует приложить к тексту запроса. Такой вывод следует из бланка запроса, рекомендуемого для применения ФНС России (приложение 2 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@).

3) Подача запроса в уполномоченный государственный орган (налоговую инспекцию). Запрос о предоставлении информации из Реестра подается в любой территориальный налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения.

Этот запрос можно подать одним из следующих способов:

— на бумажном носителе — представляется непосредственно в налоговую инспекцию или отправляется по почте (абз. 1 п. 5 Порядка).

Если организация выберет такой способ направления запроса, как отправка по почте, то целесообразно воспользоваться почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении (п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221). Это необходимо для того, чтобы иметь доказательства направления запроса и получения его налоговой инспекцией;

— в электронной форме — с использованием сети "Интернет", через официальный сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг (абз. 1 п. 7 Порядка).

При направлении запроса в электронной форме он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос (абз. 2 п. 7 Порядка).

4) Получение информации о наличии либо отсутствии в Реестре сведений о дисквалификации соискателя на должность генерального директора. По результатам рассмотрения запроса работодатель получает из налоговой инспекции один из следующих документов:

— выписку из Реестра, которая предоставляется в том случае, если в Реестре содержится информация о запрашиваемом лице. Указанная выписка оформляется налоговой инспекцией по форме, приведенной в приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ (абз. 1 п. 3 Порядка);

— справку об отсутствии в Реестре информации о запрашиваемом лице. Такая справка предоставляется в случае, если в Реестре отсутствует информация о запрашиваемом лице. Форма справки приведена в приложении 4 к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@ (абз. 2 п. 3 Порядка);

— информационное письмо. Если невозможно однозначно определить запрашиваемое лицо, то информация об этом предоставляется заинтересованному лицу в виде информационного письма с указанием соответствующих причин (абз. 3 п. 3 Порядка). Форма этого документа не приведена ни в приложении к Письму ФНС России от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@, ни в приложении к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@.

При получении информационного письма организации целесообразно подготовить новый запрос, в котором указать уточненные данные о соискателе на должность генерального директора и направить его в налоговую инспекцию повторно.

Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет пять дней с даты получения налоговой инспекцией соответствующего запроса (абз. 7 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 7 Положения о формировании и ведении Реестра, п. 13 Порядка).

Упомянутые выше документы (выписка, справка, информационное письмо) предоставляются организации тем способом, который был указан в ее запросе: на бумажном носителе, который вручается лично (через представителя) или направляется по почте, либо в форме электронного документа (абз. 5 п. 4, абз. 3 п. 7 Порядка).

Выписка из Реестра в форме электронного документа подписывается квалифицированной усиленной электронной подписью должностного лица уполномоченного налогового органа (абз. 2 п. 8 Порядка).

Для получения выписки лично представитель организации (работодателя) должен предъявить паспорт и документ, подтверждающий соответствующие полномочия, например доверенность (абз. 2 п. 5 Порядка).

Вместе с тем организация может не обращаться с запросом о предоставлении информации из Реестра в территориальный налоговый орган (налоговую инспекцию). Как уже было сказано выше, ФНС России размещает сведения, содержащиеся в Реестре, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Федеральная налоговая служба во исполнение положений ст. 32.11 КоАП РФ создала новый электронный сервис "Поиск сведений в Реестре дисквалифицированных лиц", который размещен на официальном сайте ФНС России в разделе "Электронные сервисы" (подраздел "Проверь себя и контрагента") с предоставлением доступа в подразделе "Реестр дисквалифицированных лиц".

Сервис предоставляет любому заинтересованному лицу возможность просмотра сведений, содержащихся в Реестре, поиска дисквалифицированного лица по определенным реквизитам, а также получения информации из Реестра в электронной форме.

Плата за доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России, не взимается.

Однако для того, чтобы получить за плату сведения, содержащиеся в Реестре, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, заинтересованные лица должны обратиться с запросом в территориальный налоговый орган.

Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 13.02.2014 N СА-4-14/2279.

На основании полученных сведений организация (работодатель) решает вопрос о возможности назначения (избрания) лица, о котором запрашивались сведения из Реестра, на должность генерального директора и заключения с ним трудового договора.

Обратите внимание! Если в нарушение требований законодательства генеральный директор был принят на работу без предварительного запроса информации о нем из Реестра, а впоследствии выяснилось, что ранее он был дисквалифицирован и срок его дисквалификации не истек, то его необходимо уволить в связи с нарушением правил заключения трудового договора по основанию, предусмотренному ст. 84 ТК РФ — заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или об ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). В данном случае при оформлении увольнения в кадровых документах делается ссылка на п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Правительство РФ закрепило обязанность налоговых органов по ведению реестра дисквалифицированных лиц в Положении о Федеральной И размер платы за предоставление содержащихся в данном реестре сведений (постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 615). В каких случаях организации потребуется указанная информация?

Что такое дисквалификация

Дисквалификация заключается в лишении физлица права занимать определенные должности, в частности, в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом или управлять им в иных случаях.

Дисквалификация - это административное наказание, назначаемое судьей, она устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (подп. 8 п. 1 ст. 3.2, ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Лицо может быть дисквалифицировано, например, за фиктивное или преднамеренное невыполнение в срок законного предписания нарушение трудового законодательства фирмы, который ранее уже был наказан за аналогичное нарушение (ст. 14.12, 19.5, п. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как дисквалифицированных лиц

Реестр формируется в целях учета дисквалифицированных лиц (копия постановления направляется судом в налоговый орган). В нем содержатся следующие сведения:

  • Ф.И.О., дата и место рождения лица;
  • наименование и ИНН организации, в которой трудился работник во время совершения правонарушения, и занимаемая им должность;
  • примененная статья Кодекса РФ об административном правонарушении и данные о судье;
  • срок дисквалификации, даты начала и истечения этого срока;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

По истечении срока дисквалификации или в случае отмены постановления о дисквалификации лицо исключается из реестра. Сведения в реестр дисквалифицированных лиц вносятся не позднее трех рабочих дней со дня получения налоговым органом копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о его пересмотре.

Плата за доступ к укзанным сведениям не взимается (п. 3 ст. 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Это подтверждено в письме ФНС России от 13 февраля 2014 г. № СА-4-14/2279.

Но если заинтересованные лица желают получить сведения о конкретном лице в виде выписки из реестра либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, то такой документ предоставляется за плату (ее размер - 100 руб.) в пятидневный срок.

Когда нужны сведения из реестра дисквалифицированных лиц

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом. При лицо, его заключить, обязано запросить информацию о наличии дисквалификации. Такие требования содержатся в пункте 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правда, Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя при заключении трудового договора с руководителем выяснять, не является ли он дисквалифицированным лицом. Однако, исходя из приведенных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, строительной компании при заключении трудового договора с работником, принимаемым на руководящую должность, необходимо запросить информацию о нем в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, то есть в

Следует помнить, что заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление организацией, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение на организацию административного штрафа в размере до 100 тыс. руб. Самому же виновнику в этом случае грозит штраф в сумме 5 тыс. руб. Такие меры предусмотрены за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юрлицом (ст. 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если руководитель был принят на работу без уточнения информации о нем, а затем выяснилось, что он является дисквалифицированным лицом, то работник подлежит увольнению. Основание - заключение трудового договора в нарушение постановления судьи о дисквалификации (абз. 5 ст. 84, п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Еще один повод проверить данные - проявление должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами. При осуществлении предпринимательской деятельности строительная компания вправе запросить сведения из реестра о Рекомендуем это сделать, чтобы убедиться, является ли контрагент добросовестным, не будет ли впоследствии оспорена заключенная с ним сделка.

Как получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц

Согласно Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141@ (далее - Порядок), для получения информации о том, не дисквалифицировано ли физлицо, необходимо:

  • заплатить 100 руб. (реквизиты уточнить в налоговой инспекции);
  • направить запрос в налоговую инспекцию (рекомендованная форма запроса приведена в письме ФНС России от 28 декабря 2011 г. № ПА-4-6/22455@).

Запрос подается в любой территориальный налоговый орган независимо от адреса (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Иными словами, компания может обратиться за сведениями в свою инспекцию.

Заполнить документ несложно - в нем нужно указать данные компании, обращающейся с запросом, и лица, о котором требуется получить информацию.

Запрос можно подать одним из следующих способов: лица, направившего запрос (п. 7 Порядка).

Выписка из реестра или справка предоставляются организации тем способом, который указан в ее запросе: на бумаге (документ вручается лично или через направляется по почте) либо в форме (п. 4, 7 Порядка).

Срок предоставления информации составляет пять дней со дня получения соответствующего запроса (п. 13 Порядка).

Как учитывать затраты на получение сведений из реестра

Поскольку получение сведений о наличии дисквалификации физлица, претендующего на руководящую должность, - это требование законодательства, документально подтвержденные затраты, связанные с их получением, являются экономически обоснованными.

В бухучете они учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99, утвержденного приказом от 6 мая 1999 г. № 33н). А в налоговом - как прочие расходы на получение информации (подп. 14 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такие затраты уменьшают прибыль независимо от того, заключен с претендентом трудовой договор или нет.

М. Ахметянова ,
юрист


Top