Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества. Внесение сведений в реестр федерального имущества Несвоевременное внесение данных в реестр федерального имущества

Учет федерального имущества ведется расширения базы Реестра федерального имущества. Каждый объект, принадлежащий Российской Федерации, должен быть учтен и добавлен в Реестр, чтобы информация, содержащаяся в базе, была как можно более точной, актуальной и полной. При учете федерального имущества обязательно следует указать все доступные данные об объекте, который вносится в базу. Такой порядок помогает контролировать состояние имущества казны, служит плацдармом для проведения всевозможных статистик, подведения итогов и т. п. Вот почему так важно иметь полное и правильное представление о том, как проводится учет имущества РФ.

Последовательность учета федерального имущества

Ответственность за начало процедуры учета имущества казны всегда лежит на управляющем собственности, который, согласно с законодательством РФ, обязан за срок до 14 дней со дня поступления имущества в его собственность (уполномоченной передачи либо приобретения) отправить запрос о регистрации имущества либо смене сведений о нем с прикреплением следующих данных:

  1. Заполненные карты о состоянии имущества по форме №1. Это могут быть сведения о космических объектах, движимого и недвижимого имущества, воздушное либо морское судно и т. п. для каждого вида собственности предусмотрена своя необходимая к заполнению форма № 1;
  2. Документы, которые способны подтвердить сведения, указанные в заполненной правообладателем форме №1, где было подробно описано состояние имущества;
  3. Документы, подтверждающие передачи в право владения управляющего имущества, о котором идет речь в форме №1.

Важный момент! Все документы отправляются правообладателем в электронной форме для большего удобства проверки и отправления. При этом документация должна быть правильно оформленной и заверенной официальной электронной подписью правообладателя. Если же правообладатель не имеет возможности воспользоваться электронной формой отправки, то возможно предоставление и бумажной версии документов.

Забегая наперед, следует сказать о том, что после прекращения срока привилегии собственности на имущество казны, бывший управляющий должен точно также в 14-дневный срок отправить заявление по форме №3 о окончании срока управления государственным имуществом. Форма №3 является единой для управляющих всеми возможными видами имущества казны. Также к заявлению, разумеется, следует прикрепить документы, которые показывают, что физическое либо юридическое лицо больше не является управляющим данного имущества. Такая процедура действительна как при добровольном отказе от управления, так и при банкротстве организации и во всех других случаях, ведь главная ее цель – сохранить актуальность сведений, которые содержатся в Реестре.

Совет! В первую очередь представителям территориальных органов необходимо обязательно проверить подлинность полученных документов и правильность их оформления. В случае несоответствия установленным нормам, пакет документов может быть возвращен управляющему на дополнительную корректировку. В таком случае, объект следует оформить как «приостановленный в процедуре учета» до получения более точной и достоверной документации либо правильного заполнения формы управляющим.

За установленный законодательством срок (до 21 дня) представители органов местного самоуправления обязаны установить подлинность и полноту документов (либо неподлинность и неполноту) и на основе полученных сведений осуществить одну из нижеуказанных процедур:

  1. Зарегистрировать полученные от управителя данные об объекте и управителе федерального имущества и удалить все предыдущие, содержащееся в Реестре, данные о представленном объекте и его прошлом управляющем в целях избегания возникновения путаницы;
  2. Отказать в регистрации представленного объекта (причиной чего может послужить только тот факт, что имущество не является собственностью РФ и потому его нельзя добавить в Реестр имущества казны);
  3. Приостановить процедуру учета по причине возникновения затруднений у управляющего с оформлением документации.

В случае принятие первого из перечисленных решений, объекту присваивается новый регистрационный номер, и полученные данные вносятся в Реестр, при этом все предыдущие сведения об объекте удаляются из Реестра. С этого момента объект можно назвать учтенным федеральным имуществом.

Если же было принято отрицательное решение, то правообладатель указанного объекта (инициатор его учета) должен получить аргументированный отказ от добавления объекта в Реестр в письменном виде.

Порядок внесения изменений в сведения об объектах, состоящих на учете как федеральное имущество

Инициатором внесения изменений должен быть правообладатель имущества казны. А именно в течении 14-дневного срока со дня вступления изменений в силу он должен предоставить в органы местного самоуправления такие документы, как:

  1. Заявление по форме №2 с указанными в нем изменениями, которые необходимо внести в Реестр учета федерального имущества, где указывается перечень произошедших изменений и перечень документов, которые подтверждают действительность изменений;
  2. Документы, подтверждающие действительность изменений.

Важный момент! Представители органов местного самоуправления обязательно должны проверить подлинность всех поступивших документов и правильность их оформления перед тем, как вносить сведения об изменениях в реестр.

Изменения, которые требуют занесения в реестр, могут быть связаны со следующими факторами:

  • Изменение личности правообладателя;
  • Изменение размера общей стоимости федерального имущества;
  • Изменения в фондовых средствах правообладателя;
  • Изменения отметки о государственной регистрации управляющего имуществом казны.

Совет! В случае перемены места государственной регистрации правообладателя федерального имущества необходимо предоставить весь необходимый пакет документов представителям органов местного самоуправления того региона, в котором правообладатель действительно зарегистрирован, а не по бывшему месту регистрации.

Порядок обжалования решения органов местного самоуправления о невнесении предложенного правообладателем объекта в реестр

Правообладатель, которому было дважды отказано во внесении объекта федеративного имущества в Реестр по причине неподлинности или неполноте документов имеет право обжаловать такое решение органов местного самоуправления в специально установленном законодательством порядке, который предусматривает:

  1. Обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой провести повторную экспертизу предоставленной правообладателем федеративного объекта документации, с целью учета федеративного имущества в Реестре;
  2. В случае позитивного решения Федерального агентства будут предприняты меры по внесению имущества в Реестр в одном из двух установленных порядков:
    • Федеральное агентство одобрит обращение правообладателя и в течение 7 календарных дней отправит извещение о установленном заключении в органы местного самоуправления, представителями которого было ранее отказано в учете представленного управляющим имущества казны. Постановление Федерального агентства обязательно должно быть подкреплено аргументированием и подтверждающей необходимость вышеуказанных действий. Представители органов местного самоуправления обязаны будут внести изменения в Реестр и отправить уведомление об этом правообладателю;
    • Представители Федерального агентства самостоятельно внесут все необходимые изменения в Реестр, а правообладатель и представители местного самоуправления того региона, в котором зарегистрирован правообладатель федерального имущества будут извещены о принятом решении и внесенных изменениях;
  3. В случае отрицательного постановления Федерального агентства, правообладатель будет уведомлен в течение 7 календарных дней о невнесении объекта в Реестр, при этом причины таких действий должны быть разъяснены аргументацией и подкреплены соответствующими документами.

Реестр необходим для качественного и своевременного осуществления важных государственных процессов, а потому каждый сознательный гражданин РФ должен следить за своевременным внесением в него необходимой информации.

Руководителю

федерального государственного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия

В связи с обращениями правообладателей, поступающими в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), по вопросам учёта федерального имущества в соответствии с Положением об учёте федерального имущества, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании учёта федерального имущества» (далее - Положение), Территориальное управление сообщает следующее.

Реестр - реестр федерального имущества, учёт которого осуществляет Территориальное управление;

Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Постановление № 47 - постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ «О совершенствовании системы учёта федерального имущества» »;

Карты сведений - формы карт сведений об объектах учёта, заполняемые в соответствии с Приложением 1 и Приложением 4 Положения;

Запись об изменениях сведений - форма «Запись об изменении сведений об объекте учёта или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем», заполняемая в соответствии с Приложением 2 и Приложением 4 Положения;

13. По сложившейся практике правообладатели в случае списания объектов движимого имущества, первоначальная стоимость которых менее 500 тыс. руб., т. е. учитываемых в Карте сведений по форме 2.5, представляют акты о списании движимого имущества и приказ учреждения о создании постоянно действующей комиссии, а также другие документы, подтверждающие исключение сведений.

Количество документов, подтверждающих исключение объектов, учитываемых в карте по форме 2.5, может достигать нескольких сотен в каждом квартале.

Поэтому преставление документов, подтверждающих списание объектов, учитываемых в карте 2.5 (акты о списании, приемо-сдаточные акты и т. п.), не требуется.

14. В общем случае Запись об изменениях сведений на Карту сведений по форме 2.5 выглядит следующим образом:

Стоимость (тыс. руб.):

первоначальная – ххх;

остаточная - ххх

Документ-основание:

Бухгалтерская справка от 01.01.2001 г. № 2 выдана «ФГУ»,

где дата бухгалтерской справки меняется в зависимости от даты представления соответствующей Записи об изменениях сведений на Карту сведений.

VI. Учёт особо ценного движимого имущества

15. В Картах сведений по форме 2.3 кроме учёта объектов движимого имущества, первоначальная стоимость которых равна или превышает 500 тыс. руб., также осуществляется учёт особо ценного движимого имущества (независимо от его стоимости) (далее - ОЦДИ).

Для отнесения объекта к ОЦДИ в Картах сведений по форме 2.3 предусмотрено заполнение строки «Вид».

В данной строке согласно пп. б) п. 19 Приложения 4 к Положению заполняется вид ОЦДИ, а не то, как выглядит или для чего предназначен данный объект.

Однако, согласно сноске, указанной в карте сведений, данная строка заполняется только федеральными автономными учреждениями .

Принимая во внимание постановление Правительства РФ «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного имущества» включать в Реестр сведения об ОЦДИ федеральных бюджетных учреждениях является неверным.

16. Для подтверждения отнесения объектов к ОЦДИ правообладателем должны быть представлены два перечня :

· перечень объектов движимого имущества, отнесенных к категории ОЦДИ;

· перечень видов особо ценного движимого имущества.

По полученной информации от правообладателей о количестве объектов, отнесенных к ОЦДИ, количество объектов может достигать нескольких сотен и тысяч.

17. В связи с тем, что на основании Постановления № 47 из Реестра были исключены объекты движимого имущества, первоначальная стоимость которых менее 500 тыс. руб., возможна ситуация, при которой к исключённым объектам могут относиться те, которые отнесены к ОЦДИ. Так как из Реестра восстановить сведения о данных объектах не представляется возможным и при этом нарушается порядок учёта сведений в Реестре, то правообладателю необходимо будет предоставить информацию о данных объектах по состоянию на текущую дату, в том числе Карты сведений на бумажном носителе и в электронном виде, дела документов на каждый из объектов.

18. Т. к. правообладателями не получен перечень, указанный в пп. 2 п. 14, то до получения разъяснений от Росимущества о порядке учёта объектов движимого имущества, отнесенных к особо ценному имуществу, от правообладателя не требуется предоставление информации об ОЦДИ. После в адрес правообладателей будут направлены соответствующие разъяснения.

VII. Отражение стоимостей в Картах сведений

В связи с многочисленными ошибками, допускаемыми при формировании Карт сведений, а также внесения соответствующих изменений в Карты сведений, в строках «Стоимость» Территориальное управление сообщает.

19. В картах сведений по форме 1.1 «Земельные участки» строка «Первоначальная стоимость» не заполняется. Сведения о стоимости земельного участка вносятся в строку «Иной вид стоимости - кадастровая» и подтверждаются кадастровым паспортом данного земельного участка. Поэтому заполнение данной строки будет выглядеть следующим образом:

Иной вид стоимости (тыс. руб.): кадастровая – ххх.

20. Сверка данных, проведенная в мае 2011 года, показала, что у большей части земельных участков, сведения о которых включены в Реестр, стоимость данных земельных участков не заполнена вовсе или заполнена с ошибками. Количество таких правообладателей превышает 400.

Данная строка заполняется на основании сведений, указанных в кадастровом паспорте земельного участка или кадастровом плане земельного участка. Однако в данном документе кадастровая стоимость указана в рублях . Карта сведений предполагает заполнение строк «Стоимость» в тысячах рублей . Обращаем на это особое внимание.

В Картах сведений по остальным формам при сверке данных были выявлено большое количество ошибок в заполнении строк «Первоначальная стоимость», «Остаточная стоимость», «Иная стоимость» и т. п.

21. Согласно пп. е) п. 7 Приложения 4 к Положению первоначальная стоимость объекта не изменяется . В части Карт сведений, где указаны только две стоимости «Первоначальная» и «Остаточная», было выявлено, то остаточная стоимость превышает первоначальную.

Такая ситуация возможна в случае, когда объект был модернизирован, реконструирован и т. п., т. е. увеличилась именно та стоимость объекта, по которой данный объект был поставлен на баланс.

Принимая во внимание п. 7 и п. 8 Приказа Министерства финансов РФ н «Об утверждения Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01» постановка объектов на баланс осуществляется по первоначальной стоимости.

Однако понятия «Первоначальная стоимость» по бухгалтерскому учету и «Первоначальная стоимость» объекта для учёта в Реестре имеют разную смысловую нагрузку.

22. В строку «Первоначальная стоимость» Карты сведений вносится стоимость объекта согласно документу, подтверждающему возникновение права собственности Российской Федерации на данный объект (договор купли-продажи, государственный контракт, товарная-накладная и т. п.).

Таким образом, если в договоре купли-продажи стоимость имущества указана как «стоимость по договору составляет 1 500 000 (полтора миллиона рублей), в т. ч. НДC 18% - 270 000 (двести семьдесят тысяч рублей)», а на баланс учреждения объект поставлен по стоимости, отличающейся от указанной в договоре (от первоначальной), то вводится новая стоимость «Балансовая» и указывается в строке «Иная стоимость – балансовая», т. к. именно с данной суммы будет исчисляться амортизация.

Обращаем внимание, что все стоимости указываются в тыс. руб.

VIII. Отражение в Картах сведений
блока «Ограничение (обременение), сведения о лице
в котором невозможно внести в карту 3.4

Сверка данных показала, что в части Карт сведений на бумажном носителе заполнен блок «Ограничение (обременение)», однако данный блок в Базу данных не внесен. Обязательным условием заполнения блока «Ограничение (обременение)» является наличие лица, в пользу которого установлено ограничение (обременение) (далее - лицо), т. е. необходима ссылка на Карту сведений из раздела 3 Реестра «Сведения о лицах». Однако в некоторых случаях заполнить Карту сведений на лицо не представляется возможным (например, «Особый режим использования земли » и т. п.).

23. По разъяснениям Росимущества сейчас разрабатывается механизм добавления блока сведений без включения сведений о лице.

24. Ввиду того, что данный блок должен быть внесен в Карту сведений в электронном виде, в случае наличия ограничений (обременений), сведения о которых не отражены и которые невозможно внести в Базу данных без лица, то в сопроводительном письме на представление выписок из Реестра в обязательном порядке указывается наличие ограничения (обременения) и его необходимого отражения в выписке.

IX. Исключение из Реестра сведений
об объектах движимого имущества,
первоначальная стоимость которых до 500 тыс. руб.

В связи со вступлением в силу Постановления № 47, из Реестра исключены объекты движимого имущества, указанная первоначальная стоимость которых менее 500 тыс. руб. Учёт данных объектов с мая 2011 года осуществляется в Карте сведений по форме 2.5.

25. Представление Записей об изменениях сведений или Записей о прекращении права собственности на объекты движимого имущества, исключенные на основании Постановления № 47, а также документов , подтверждающих списание объектов и исключение сведений о данных объектов из Реестра, не требуется .

26. Из Реестра не исключены объекты, у которых:

· указанная первоначальная стоимость равна или более 500 тыс. руб.;

· в строке «Вид» содержится какая-либо информация.

Как указано в пп. 2 п. 26 в случае наличия каких-либо данных в строке «Вид», подтверждающих отнесение объекта к ОЦДИ, данный объект из Реестра не исключён. Но т. к. правообладателем не могут быть представлены документы, подтверждающие отнесение объектов к ОЦДИ (в т. ч. в пп. 2 п. 16) на текущий момент и на момент первоначального учёта объекта в Реестре, то сведения из данной строки должны быть исключены .

X. Выдача выписок из Реестра

27. В соответствии с п. 18 Письма правообладателям необходимо было до запроса о выдаче выписок из Реестра провести сверку сведений, содержащихся в карте сведений на бумажном носителе и в электронном виде, и в случае наличия расхождений внести соответствующие изменения в Карту сведений.

Правообладатели восприняли эту информацию не совсем корректно. В основном ошибки как были в Картах сведений, так и остались. Строки, в которых содержится подавляющее количество ошибок:

· «Номер регистрации права собственности РФ» и «Номер регистрации иного вещного права» - на бумажном носителе и в Базе данных;

· неверно прикрепленные документы-основания возникновения права – в Базе данных.

Территориальное управление принимает во внимание, что исправить ошибки за минимальный промежуток времени не представляется возможным, поэтому настоятельно рекомендуем перед запросом о выдаче выписок сверить информацию, содержащуюся на бумажном носителе и в Базе данных.

Кроме того, в обязательном порядке в запросе о выдаче выписок указывается причина получения выписок, а также количество экземпляров.

28. Выписки из Реестра в отношении каждого объекта учёта выдаются в одном экземпляре. В случае необходимости оформления нескольких экземпляров выписок, второй и последующие экземпляры считаются повторными и осуществляются за плату в соответствии с п. 38 Положения в размере 200 рублей за информацию об одном объекте учёта.

XI. Единые шаблоны писем

29. В связи с большим количеством поступающих обращений, имеющих одну смысловую нагрузку, но написанных совершенно разными словами, Территориальное управление составило единые шаблоны письма для каждой из следующих возможных ситуаций:

· включение в Реестр сведений о новых объектах учёта (Приложение 1);

· внесение изменений в Карты сведений (Приложение 2);

· исключение из Реестра сведений об объектах учёта (Приложение 3);

· включение в Реестр сведений о новых объектах учёта, внесение изменений в Карты сведений (Приложение 4);

· включение в Реестр сведений о новых объектах учёта, исключение из Реестра сведений об объектах учёта (Приложение 5);

· включение в Реестр сведений о новых объектах учёта, внесение изменений в Карты сведений и исключение из Реестра сведений об объектах учёта (Приложение 6);

· выдача выписки из Реестра (Приложение 7);

· направление исправленных карт сведений, записей об изменениях сведений, записей о прекращении права собственности (Приложение 8).

На основании вышеизложенного просим Вас использовать данные шаблоны писем при направлении пакета документов в адрес Территориального управления.

30. В случае невозможности представления документов для внесения новых и/или изменения существующих сведений в сопроводительном письме в обязательном порядке приписывается данная ситуация и указывается причина (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 4, Приложение 6).

31. При необходимости представления информации об объекте, сведения о котором уже были предоставлены ранее, в обязательном порядке в сопроводительном письме приложением указывается и на бумажном носителе представляется копия платежного поручения , подтверждающая оплату за повторное представление информации (Приложение 7).

XII. Ответственность за непредставление или
ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе

32. Пунктом 42 Положения на правообладателей возложена ответственность за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо предоставление недостоверных и (или) неполных сведений о нём в территориальные органы Росимущества.

Территориальное управление вправе обратиться с иском в суд на основании статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , направлять в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, предложения о прекращении в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора с руководителем предприятия.

33. В июне 2011 года отдел учета федерального имущества, информационно-аналитического обеспечения и перераспределения федерального имущества запустил электронную рассылку новостей, связанных с работой Модуля, и решения основных проблем, возникающих с учётом сведений в Реестре.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 7

Согласно нормам гражданского законодательства собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. ст. 120, 296 ГК РФ). О том, каким образом осуществляется учет федерального имущества в Росимуществе, расскажем в статье.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом РФ, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, например функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет Минобороны (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом")).

Согласно п. 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы.

Поскольку в отношении основной массы имущества федеральных государственных учреждений собственником выступает Росимущество, рассмотрим порядок представления сведений по имуществу госучреждениями в данный орган.

Общие положения по учету федерального имущества

Порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447). Нормы этого документа не распространяются на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.

В силу п. 3 Положения N 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

  • недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
  • движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда, средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством РФ (о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде) и бюджетным законодательством.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр имущества ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях (п. п. 5 - 6 Положения N 447).

Реестр состоит из трех разделов:

  • разд. 1, включающего сведения о федеральном недвижимом имуществе;
  • разд. 2, содержащего информацию о движимом имуществе;
  • разд. 3, включающего данные о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета) (п. 8 Положения N 447).

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Росимуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке (п. 9 Положения N 447).

Порядок представления сведений в Росимущество

В силу п. 14 Положения N 447 госучреждение для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ, представляет в двухнедельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные:

  • карты сведений об объекте учета в соответствии с Формами реестра федерального имущества согласно Приложению 1;
  • копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах госучреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и соответствующем лице (п. 15 Положения N 447):

  • запись об изменениях сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, правообладатель представляет запись по каждой из них;
  • копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.

Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, представляют записи об изменениях сведений и копии документов, подтверждающих изменения сведений, в соответствующие территориальные органы в установленном порядке.

В соответствии с изменениями, внесенными в Положение N 447 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2011 N 47, карты и записи представляются госучреждением в Росимущество на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в сети Интернет на официальном сайте данного органа в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе госучреждение формирует их на электронном носителе в территориальном органе Росимущества, который создает для этого необходимые условия (п. 17 Положения N 447).

К сведению. В случае ликвидации госучреждения записи о прекращении права собственности РФ на имущество и запись об изменениях сведений формируются территориальным органом в двухнедельный срок после получения выписки из ЕГРЮЛ и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства (п. 18 Положения N 447).

Далее территориальный орган Росимущества в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов госучреждения и по ее результатам принять одно из следующих решений (п. 19 Положения N 447):

  • о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
  • об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ;
  • о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений, либо у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений, либо документы по форме и содержанию не соответствуют установленным требованиям Положения N 447 и законодательства РФ.

В силу п. 26 Положения N 447 решения об отказе в заверении карт учета могут быть обжалованы госучреждением в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе в Росимущество, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

В случае отмены указанных решений Росимущество направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения и обязывает его заверить карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или прекращении права собственности РФ на имущество либо самостоятельно заверяет их и вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. После заверения указанных карт или записей в отношении соответствующего объекта учета и дальнейшего изменения сведений о нем заверение записей об изменениях осуществляется территориальным органом.

Осуществление контрольных мероприятий по представлению сведений

В соответствии с п. 27 Положения N 447 контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Росимуществом.

Для обеспечения осуществления контроля госучреждение ежегодно до 10 апреля текущего года представляет в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные (п. 28 Положения N 447):

  • копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
  • копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

При наличии у госучреждения средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе указанные документы допускается представлять только на электронном носителе.

В случае невыполнения госучреждением указанного требования территориальный орган обязан в десятидневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования (п. 29 Положения N 447):

  • присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета - временные реестровые номера федерального имущества, внести присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета, исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности РФ на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, - в дело;
  • инициировать принятие к правообладателю мер ответственности согласно законодательству РФ.

Для справки. В соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

Копии заверенных карт и записей не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра направляются правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении в соответствующие подразделы реестра и инициировании принятия к нему мер ответственности на основании законодательства РФ. Копия уведомления помещается в дело.

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

До декабря 1991 года все имущество: земля, вода, недры, здания и квартиры, было государственным. В конце 91 года Верховный Совет издает постановление №3020-I, которым определяются принципы деления госимущества между федерацией, субъектами и муниципалами .

Регистрация права собственности РФ: особенности

Критерии федеральной собственности по приложению №1 постановления :

  1. казна РФ;
  2. имущество всех федеральных учреждений, предприятий;
  3. особо охраняемые объекты;
  4. высшие учебные заведения и т.п.

На всю остальную недвижимость, приобретенную или построенную Росимуществом , будут уже другие документы-основания;

  • Субъект права заносится в ЕГРП как «Российская Федерация». Так как государство юр. лицом не является и других реквизитов, кроме названия, не имеет.

Порядок регистрации права собственности

  1. представителем Росимущества на основании письменной доверенности, составленной в простой форме на бланке. Это исключение из общего правила;
  2. Госпошлина не оплачивается , так как федеральные органы госвласти освобождены от такой уплаты в соответствии с НК РФ;
  3. Постановление № 3020-1 на регистрацию права собственности РФ не предоставляется, так как относится к категории общеизвестных и доступных документов. Если право РФ возникает по другим основаниям, такие документы предоставляются на перерегистрацию права собственности, в рамках закона о регистрации;
  4. Остальные документы предоставляются на общих основаниях.

Перерегистрация права собственности

Реестр федеральной собственности пополняется также и за счет имущества, приобретенного Росимуществом по иным основаниям:

  1. Выморочное имущество - в случае отсутствия всех наследников на объекты, не подлежащие передаче местной власти, либо субъекту РФ;
  2. Недвижимость, приобретенная на федеральные деньги по сделкам, оформленным в рамках закона о госзакупках;
  3. Передача имущества в федеральную собственность на основании решения территориального агентства Росимущества, изданного во исполнение ст. 154 (п. 11) закона № 122 от 22.08.2004. В этом случае перерегистрация права собственности носит формальный характер, т.к. право государства уже возникло в силу закона (если в решении о передаче это предусмотрено). Особенности порядка регистрации права собственности в данном случае :
  • заявление на переход права от передающей стороны может и не подаваться;
  • правоустанавливающий документ - решение, как акт органа госвласти, представляется в двух заверенных Росимуществом копиях, либо в подлиннике и копии (если подлинник выдадут представителю);
  • на перерегистрацию права собственности РФ представляется акт приема-передачи, составленный во исполнение решения о передаче. Акт относится к иным документам . Поэтому представляется в подлиннике и копии.

За счет особенного субъекта права - государства, порядок регистрации права собственности РФ имеет свои тонкие нюансы, разобраться в которых поможет только опытный юрисконсульт .


Вернуться назад на

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав).

Единый государственный реестр прав (ЕГРП)

ЕГРП прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие их них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения учреждением юстиции по регистрации прав разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

ЕГРП ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях.

При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленным ст. 21 ФЗ № 122-ФЗ.

Порядок государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация договора об отчуждения объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.


Top