Элементы характеризующие геополитическое положение страны. Понятие геополитического положения

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Факультет мировой экономики и международной торговли

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

на тему «Современное геополитическое положение России»

Выполнил студент 2 курса

заочного отделения

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Геополитическое положение в современной России………………. 4

2. Геополитические аспекты обеспечения безопасности

обороны России……………………………………………………………………….. 8

3. Методологические основы геополитической доктрины

России в ХХI столетии ……………………………………………………………….. 9

4. Глобализация и геополитические интересы России

в начале ХХI века……………………………………………………………………… 12

Заключение…………………………………………………………………………….. 16

Список использованной литературы………………………………………………. 17

Введение

В начале XX века громкую известность получила новая наука — геополитика. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации геополитика — это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями — ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами — «география как судьба».

Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.

Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой предмет исследования — взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод — системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.

Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия — страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.

1. Геополитическое положение в современной России

Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили «западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.

Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР — России.

Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:

— военном (военностратегическом);

— геоэкономическом.

Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня.

НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море — турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.

Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия — 154 млн человек, Китай — 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.

Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.

Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, — это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.

В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

Известно, что вплоть до середины XXв. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.

На Россию оказывается своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении экономической Триады мира — на западе Европейский Союз, на востоке — Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке — Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транс национализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

Министерство науки и образования Российской Федерации

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

НАДЗОРНАЯ РАБОТА

дисциплина : геополитика

Тема: «Геополитическая ситуация в России.

В каком мире мы должны жить? «

Студент заключил:

2 курса 061000 «Страна и

муниципальное руководство », Мезенина О.В.

Научный руководитель:

Буртны К.П.

Москва 2006

1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………… …………………………… … .str. 3

2. Глава 1. Геополитическая ситуация в России на рубеже XX и XXI веков.

1.1. «Конфликт цивилизаций» или «принцип договора»? ………… .. …… .str. 5

Парадоксы вестернизации ………………………………………… ……. p. 8-е место

3. Глава 2. Альтернатива сегодняшней разрушительной политической поездке …………………………………. ………………………………….. … стр. 12-е место

4. Заключение ………………………………………… ……………………. …… стр. 14

4. Литература ………………………………………… ………………. p. 16

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня геополитические и политические приоритеты, идеологически сформированные в концепции перехода от тоталитаризма к демократии, в конечном итоге выдвинули более важные вопросы формирования условий для вступления наций в постиндустриальное будущее.

Эйфория освобождения от тоталитаризма препятствует пониманию таких важных вопросов, как общее снижение уровня жизни и катастрофическое ухудшение его качества в регионах, которые передаются победоносным силам холодной войны.

Формальная или политическая демократия восстала с социал-демократией. Началась быстрая археология социальных отношений в компаниях. Под предлогом борьбы с экономикой проводится демонтаж систем социальной защиты, и компании теряют характер социального института и становятся прибыльной машиной. Таким образом, на карту поставлены человеческие предпосылки для прорыва в постиндустриальном обществе.

Я выбрал эту тему, потому что считаю ее важной в наши трудные времена.

Время борьбы и время быстрого развития современного общества и государства в целом.

Глава 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В ИНОСТРАНЦЕ XX XXI CENTURY

Особенности геополитической ситуации для России на рубеже XX и XXI веков связаны с тремя факторами:

Во время новой геополитической напряженности, вызванной «ограничениями роста», Россия стала крайне слабой и не всегда способна отстаивать свои законные интересы.

Показатели экономического и демографического развития на территории России довольно низки по сравнению с большинством стран. Меньше России доказывает, что она способна эффективно осваивать свое пространство, тем больше у ее соседей создается впечатление «пустого вакуума», который можно попытаться заполнить.

3. Судьба постиндустриального общества как глобального феномена сегодня во многом зависит от судьбы России.

Сильная, безопасная геополитическая Россия, так что нет никаких шансов, что любовники будут иметь новую геополитическую передислокацию, объективно ускорит переход от индустриального общества к рабочему месту и связанные с ним изменения в самой парадигме развития.

Напротив, слабая геополитически «хрупкая» Россия может служить в качестве помощи устаревшей модели промышленного развития, основанной на расточительном использовании природных ресурсов и территорий.

Вместе с этим глобальным значением России в историческом временном векторе должно быть реализовано его значение в пространственном геополитическом векторе.

Вопрос в том, можно ли обеспечить стабильность в евразийском пространстве и на глобальном уровне без участия России как полноценного субъекта мировой политики?

В наше время геополитическая безопасность государства связана не только с ее собственной защитой, но и с оценкой ее значимости и ценности для других влиятельных субъектов глобальной геополитики.

Подсчитано, что баланс оценок относительно действительной роли России до сих пор не сформирован в мире. Влиятельные участники глобальной геополитики не решили, что для них существует опасность: возможное возрождение России как региональной (и даже еще большей в мире) сверхдержавы и окончательного обесценения уже не может служить России как геополитический противовес между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Эта неопределенность еще более затрудняет оценку будущей геополитической позиции России от противоречивого характера ее собственного поведения на мировой арене.

Для геополитического прогнозирования важно найти соотношение трех уровней контроля:

— уровень долгосрочных геополитических потребностей, связанных со спецификой российского пространства (географического, исторического, социокультурного);

— уровень внутренней геополитической динамики, что связано с неравномерным экономическим и демографическим развитием регионов, созданием новых стран, новыми формами самосознания людей;

— уровень глобальной (глобальной) динамики, связанный с одной рукой с миром неравного развития, с другой — с глобальными проблемами, которые диктуют весь планетарный сдвиг парадигмы.

«КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» ИЛИ «ПРИНЦИПЫ КОНТРАКТА»?

Основные принципы геополитики менее различные факторы, которые изменяют ход, так как некоторые «инварианты», касающихся статус географического аспекта. Независимость коллективных образований (наций и государств) от географического пространства может возрасти в долгосрочной перспективе, но она никогда не становится полной: география — это тип наследования, который может быть благородным, но не может полностью изменить его.

Время геополитического развития пространства представляет собой значительно иной вид, например, время его экономического, технологического и информационного развития.

Время геополитики является интерактивным. Не случайно аналитики учитывают крайнюю преемственность геополитических устремлений дореволюционной России и Советского Союза, несмотря на удивительную разницу в других параметрах — политической, экономической, культурной.

С. Джонс предложил следующую классификацию политико-государственных границ: естественную, этническую, договорную, геометрическую и сильную.

Говоря о естественных границах, российские историки неоднократно подчеркивали точный характер российского пространства. Размер евразийского самолета во многом определял размер российского государства и известное единство управленческих и управленческих решений.

В евразийском пространстве он не может быть скрытым и изолированным; он устанавливает население, которое решает его перед дилеммой: либо близкий союз, либо общая судьба истории или бесконечная враждебность. Это в значительной степени является следствием условности этнических границ.

Стабильность, основанная на модели этнического сепаратизма в нашем пространстве, маловероятна.

Поэтому со времен первых московских королей (XV-XVI вв.) Он разработал модель жизненной структуры, основанной на сверхсушливых университетах. И реальная стабилизация российской цивилизации была достигнута, когда были найдены modus vivendi для православных и мусульман. Языческих людей чаще всего просто принимали Православие и ассимилировали. Здесь принцип монологов и социокультурное господство россиян был более эффективным, чем диалог и партнерство, хотя монолог почти никогда не приобретал характер строгой субординации и колониальной эксплуатации.

С язычниками русские достигли соглашения на полностью внутреннем уровне, совместного контроля над грубыми пространствами и обмена экономическим опытом.

Реальным испытанием объединяющего потенциала российской цивилизации стала конфронтация с мусульманским миром.

Фактически, в российской попытке это имело историческое значение: это относится к возможности устойчивого синтеза наций, принадлежащих к различным цивилизационным традициям, но приговоренная история и география живут вместе. Этот круглый год прошел успешно, что гарантировало цивилизацию и геополитическую стабильность в масштабе шестого класса.

Сегодня в мире есть активные силы, которые готовы передать этот опыт и принять теорию «конфликта цивилизаций».

Безопасно сказать, что стратегия дестабилизации России, которая реализуется в виде новой оппозиции православной славянской и турецко-мусульманского начала, на первый взгляд, кажется, нацелена на Россию. На самом деле, речь идет о судьбе принципов глобального значения. Если на постсоветском пространстве само пространство Российской Федерации окончательно сломается под предлогом этнической и религиозной несовместимости между мусульманами и немусульманами, это станет стратегическим поражением для нашей цивилизации в целом.

Мы не можем строить российскую геополитику на основе принципа этнофессиональной демаркации и оппозиции: в нашем евразийском пространстве нет «чистых» этнических групп и конфессиональных «чистых» районов.

Специфика российского цивилизационного пространства в том, что отличить социальное поведение, связанные не только с этническими и религиозными различиями как чисто социальный конфликт: Центр — провинция промышленных районах — сельское хозяйство, элита — массовые. Политическая история России была важным парадокс: соглашение между принципом цивилизации между этническими группами и религиями сформировалось раньше, чем на Западе, тогда как в действительности между социальными группами (классами) архаичные принципы властной политики сохранялись слишком долго.

2) расширение НАТО;

В настоящее время территорией доминирующего политического влияния России является территория СНГ.

Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новой экономической ситуации. Геополитическое положение страны влияет на экономическое и географическое положение.

Экономическая и географическая ситуация постоянно меняется. Анализ экономической и географической ситуации соответствует следующим компонентам:

— положение на рынке;

— демографический статус;

Учитывая его экономическое и географическое положение, Россия занимает центральное место.

Особенно благоприятным и уникальным является расположение крупных городов — на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Особенность территориально-государственного строя России заключается в том, что девять автономных районов включены в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и автономными регионами и регионами они являются теми же темами федерации.

1) 21 республика;

2) 6 ребер;

3) 49 сайтов;

6) 10 автономных округов;

7) районы 1867 года;

8) 1091 место;

9) 329 городских районов;

10) 1922 городских поселений;

в России сформировано семь федеральных округов. Руководителем каждого из них является уполномоченный представитель Президента Российской Федерации. Эти районы не влияют на административно-территориальное деление государства, но служат укреплению государственной власти. Центрами федеральных округов являются общепризнанный региональный капитал:

5) Уральский регион — Екатеринбург;

6) Сибирский округ — Новосибирск;

7) Дальний Восток — Хабаровский край.

Причины социально-экономического кризиса девяностых годов.

XX век. В России высокие затраты на поддержание военных и полувоенных формирований, большие внутренние и внешние долги, войну в Чечне, ошибки в осуществлении экономических реформ и отток капитала во весь остальной мир.

В результате ВВП страны сократился вдвое, объем промышленного производства увеличился в 2,5 раза, уровень производительности на треть и объем сельскохозяйственного производства в 1,3 раза.

Уровень жизни в стране снизился, и стратификация населения увеличилась.

Самые старые отрасли в европейской части России были в наибольшей степени затронуты экономическим кризисом, причем наибольшая доля обрабатывающей промышленности.

Позитивные элементы экономической реформы включают:

— появление новых форм собственности;

— внедрение рыночных отношений;

— закрытие некоммерческих отраслей;

— сокращение производства военно-промышленного комплекса;

— сократив количество вооруженных сил.

Социально-экономический кризис повлиял на уровень социально-экономического развития России.

Для оценки уровня социально-экономического развития используются многие показатели. Они включают:

1) стоимость ВВП;

2) уровень производительности труда;

3) уровень потребления на душу населения;

4) отраслевая структура экономики;

5) удельный расход топлива, энергии, сырья и материалов в экономику.

6) уровень образования населения;

7) средняя продолжительность жизни в регионе.

Внешняя политика России в конце XX в. Century. стали более конкретными, ориентированными на будущее и учитывали геополитические факторы.

Но есть серьезные проблемы, связанные с возможностями его реализации. Они вызваны такими обстоятельствами, как: несоответствие между идеями в нашей стране и за рубежом о будущем России, в том числе. об их положениях в мировом порядке; риск новой изоляции в стране; появление альтернативных геополитических моделей, которые игнорируют или нарушают интересы нашей страны.

Для реалистической оценки потенциала российских геополитических проектов, установленных во внешней политике страны во второй половине 1990-х годов, необходимо пересмотреть характеристики текущей ситуации.

Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменением глобального геополитического порядка, геоэкономическими процессами.

После распада СССР геополитическая ситуация в России снизилась. На постсоветском пространстве, без исключения части территории Российской Федерации, стали подтверждаться внешние силовые центры. Процесс дезинтеграции поставил под вопрос геополитическую тему России.

Нынешнее политическое и географическое положение нашей страны в мире можно увидеть с двух точек зрения.

В первом случае Россия рассматривается как географический центр глобальной системы (Heartland) и интеграционное ядро ​​Евразии. Идея России как вид "мост" между Европой и Азией (это имеет философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о "посредник" между западом и востоком).

Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал Центра для евразийцев, но с ограниченным использованием возможностей, которые приводят к ее превращению в региональную силу с тенденцией к дальнейшему сокращению — геополитическую ситуацию.

Экономическая слабость (по данным ИМЭМО за 1998 год, наша страна производит только 1,7% мирового ВВП), отсутствие общественной воли и общественного консенсуса относительно того, как развиваться, не позволяют нам реализовать модель сердца в новой интерпретации: Россия как основа интеграции в Евразии.

Геополитическая структура постсоветского пространства качественно меняется, что теряет свое первоначальное "Rossocentrism", СНГ, включающее все бывшие советские республики, за исключением трех прибалтийских республик, очень неэффективно.

Основными факторами, препятствующими его распаду, являются зависимость многих постсоветских стран от российского сырья для топлива, других экономических аспектов и в меньшей степени культурных и исторических связей.

Однако Россия как геополитический и геоэкономический центр явно слаба. Между тем, постсоветские республики активно работают с европейскими странами, в частности с Германией и Турцией, своими усилиями по восстановлению единства Турецкого совета "от Адриатики до Великой Китайской стены", Китай (Центральная Азия), США (страны Балтии, Украина, Грузия) и т. Д.

Создание новых региональных держав осуществляется Узбекистаном и Украиной, в которых западные геостратегии видят естественную оппозицию России и ее "имперские амбиции" о территориях бывшего СССР (идея Бжезинского).

Постсоветские страны входят во многие геополитические союзы, которые являются альтернативой СНГ (европейская, турецкая, исламская и другие формы интеграции).

Их роль недооценивается в России, где по-прежнему сохраняется сильная убежденность "Они не уйдут от нас", На границах Российской Федерации появляются новые системы регионального сотрудничества. В некоторых из них они играют активную роль — Балтийская, Черноморская, Каспийская и Азиатско-Тихоокеанская системы, а в некоторых случаях союз идет без его присутствия. Страны Центральной Азии активно участвуют. Регулярные встречи "тройни" (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) и "шарлатан" (так же, как Туркменистан и Таджикистан), которые формируют их особые интересы.

В качестве альтернативы СНГ в этом регионе они считают, что у них есть свой союз в Центральной Азии, турецкая интеграция (включая Турцию) или объединение мусульманских стран в рамках Организации Исламская конференция. Типичным событием является встреча глав правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана в Душанбе (декабрь 1999 года), направленная на развитие среднеазиатского сообщества в XXI веке.

Важным геополитическим явлением является консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (Союз называется ГУАМ); в 1999 году.

Узбекистан присоединился к этому процессу (с этого момента — ГУУАМ). Этот блок разработан как геополитический противовес влияния России на постсоветском пространстве. Вот очень активная Украина, лидеры которой неоднократно обменивались визитами с главами государств, которые состояли из ГУУАМ. Официальный Киев, продвигая Запад, пытается сыграть роль геополитической альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает, что в Восточной Европе идеи альянса любой конфигурации, но без России, являются, как правило, проектом ассоциации против России и, следовательно, возможностями для реконструкции средневекового Прибалтика-Понтика ("санитарный кордон" вдоль его западной границы) должны привести к нашей озабоченности.

Поиск Лекций

В советское время геополитика у нас считалась буржуазной лженаукой, серьезно ею не занимались, а международная политика строилась на основе марксистско–ленинского учения о классовой борьбе. На Западе благодаря исследованиям Мэхена, Маккиндера, Спикмена и др. еще в 19 веке она превратилась в науку, определяющую долгосрочные стратегические направления внешнеполитической деятельности.

Спикмен утверждал: «география есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому что он наиболее постоянен.

Геополитика предназначается для планирования внешней политики в целях обеспечения безопасности страны путем учёта географических факторов. Союзы создаются не благодаря чувствам и эмоциям, а вследствие действия географических причин и баланса сил».

Исходя из этой прагматичной позиции, уже в 19 веке Россия рассматривалась США как геополитический соперник, против которого необходимо применять все возможные способы, ведущие к его ослаблению. Именно этим объяснялась деятельность различных кругов США, направленная на ослабление Российской империи, в том числе и через поддержку радикальных революционных движений в России.

Как в прошлых планах, по отношению к Российской империи, так и в отношении к СССР, стояла задача их разрушения и подчинение возникших образований интересам США.

С распадом СССР эти планы не изменились.

Внутри РФ создаются структуры, которые содействуют этому, подготавливая общественное мнение нашей страны к такому переделу. Ряд публичных деятелей откровенно заявляют, что экономические трудности государства связаны с его огромной территорией и наличием дотационных районов.

По их мнению, государству для успешного развития и процветания необходимо избавиться от этих «лишних» территорий.

До 2005г. в РФ было зарегистрировано более 200 филиалов известных зарубежных организаций, деятельность которых выходит за рамки допустимого в независимой стране. Эти организации осуществляют идеологическую, культурную и духовную экспансию Запада с целью создания подсистем влияния, лоббирования, сбора информации, установления контроля над общественным сознанием нашего народа.

В конце 20 века американец Збигнев Бжезинский обосновал и построил современную военно–политическую стратегию США.

Во–первых, необходимость блокирования Евразии союзными США государствами и военными базами, во–вторых, не допустить объединение центров силы на евразийском пространстве, в–третьих, расширить число своих союзников и сателлитов на евразийском пространстве.

В отношении РФ Бжезинский пишет: «Хотя концепция зрелого партнерства ласкает слух, она обманчива.

Америка никогда не намеривалась делить власть на земле с Россией. Новая Россия была слишком слабой, слишком разоренной 75 годами правления коммунистов и слишком отсталой социально, чтобы быть реальным партнером Америки в мире». Таким образом, все разговоры о строительстве «общеевропейского дома», партнерстве раде мира, полноправной восьмерке, звездном часе России – это пропагандистская дымовая завеса, призванная привязать и подчинить Российскую Федерацию Западу.

Наработки западных геополитиков не пропали даром.

На западе Россия отброшена к границам середины 17 века, на Кавказе и Средней Азии к рубежам начала 19 века. Численность населения сократилась до 140 млн.

человек и продолжает снижаться. Военный потенциал и стратегические позиции существенно ослаблены.

Россия не имеет надежных союзников в Европе и не может рассчитывать на активную помощь со стороны партнеров по СНГ, более того, многие из стран содружества проявляют к ней откровенную агрессивность.

Вместе с тем Россия продолжает оставаться самым большим по территории государством в мире, занимая 12,6% суши Земли, имеет огромный неиспользованный потенциал развития.

Оставаясь даже в своих сегодняшних границах, Россия, как и прежде, является крупнейшим геополитическим центром, вокруг которого раньше или позже начнут объединяться близкие нам народы.

Основные понятия концепции национальной безопасности

Российской Федерации

Концепция национальной безопасности Российской Федерации –система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и т.д.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Портал «Институт геополитики» — более 3 000 000 посещений из 120 стран мира

Обсудить статью в Дискуссионном клубе

Геополитическое положение государства

Владимир Дергачев

Основываясь на идеях многомерного коммуникационного пространства, идея геополитические (геоэкономические) условия и геополитический (геоэкономический, культурно-генетический) код государства.

Геополитическая ситуация государство определяется совокупной силой материальных и нематериальных ресурсов (военно-политической, экономической, технологической и страстной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли.

Геополитическое положение государства характеризуется отношением к основным направлениям коммуникации развития цивилизации, военно-политическим блокам и районам конфликтов.

На основе внешнеполитической и геополитической ситуации, геополитические векторы (военно-политическое, экономическое, культурное) влияние государства или блока на окружающий их мир.

Основные геополитические векторы появляются в стратегическом партнерстве и определяются геополитическим кодом страны.

Геоэкономическое положение государства Напротив, он отражает географическое положение государства по отношению к глобальным и региональным центрам экономической власти к основным линиям связи капитала, производству товаров и услуг. Разработанные на основе баланса национальных интересов многовекторная система экономических отношений с внешним миром, в том числе международное и межкорпорационное разделение труда, и обеспечивают эффективное функционирование структуры коммуникационной экономики, форм геоэкономический кодекс государства .

Код хранится в «генетической» памяти состояния и изменениях в процессе преобразования геополитического пространства.

Это основной источник доходов в мире и прибыли системы в многомерном пространстве связи Земли геоэкономическая рента, которые основаны на высокоуровневой энергии (функции места) и гетерогенном социальном времени (постиндустриальные и развивающиеся страны).

В постиндустриальную эпоху так называемые мировые города (Киберпорт), расположенные на границе многомерного пространства связи, которые создают высокоэнергетическую обработку не только коммерческого, промышленного и финансового капитала, но и поток информации, знаний и идей, Поэтому центры приоритетного развития начали набирать обороты, они не обязательно имеют благоприятное положение в реальном географическом районе и на пересечении нескольких пространств (политических, экономических, финансовых, информативных и т. Д.).

Основными сверхприбылями (аренда предельной энергии) являются глобальные полигоны (мегаполисы), расположенные на границах многомерного коммуникационного пространства.


Дергачев В.А. Геополитическая теория большого многомерного пространства .

Монография. (Электронное издание на CD + интернет-гиперссылки) — издательский проект профессора Дергачева, 2011. 32 стр.

ISBN 978-966-02-6012-2

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция.

Преобразование геополитического мышления
Полный неолиберальный оптимизм
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Geoekonomija
Последняя геополитика. Гео-философия.

Геополитика власти
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Изменение приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия страны

Лекция вторая. БОЛЬШАЯ КАРТА
Интеллектуальное происхождение.

Гео-философия. Многообразие миров
Классификация больших пространств Земли
Неизвестный большой океан. Многомерное пространство связи

Лекция три. РАЗРАБОТАНЫ В ВЫШЕУ ГЕОПОЛИТИКЕ
Периферийная энергия неизвестного Великого Океана
Великие геополитические границы Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство страны

Лекция четыре.

МИРОВАЯ ПОЛИЦИЯ ВОЗРАСТА
Исторические времена и полюсы глобального развития
Города мира
Он ушел с историей ветра
Преференциальные полюса на границах мировой экономики
Технополис. Высокотехнологичные мосты
Эпицентры выглядят великолепно
Миры философской мысли
Вдохновение земли
(стержни кристаллизованной страсти)

Лекция Pet.

КРУПНЕЙШИЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великая шелковая дорога
Геополитическая трансформация мирских путей
Отличные часы южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушно-десантные драконы
Отличная информационная трасса
Угроза потери государственной связи государством

Лекция шесть. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Многослойные циклы геополитической трансформации
Изменение глобального геополитического цикла
Экономические циклы и циклы глобальной гегемонии
Заключение геополитического геополитического цикла США
Геополитические циклы и технологические режимы

«Суперзвезда геополитики»

Политико-географическое положение России

Политическое и географическое положение России изменилось из-за распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних стран, сокращению территории России, сокращению численности населения России и сокращению объема ВВП.

На мировой арене геополитические позиции России были ослаблены. Это связано с тем, что:

1) геополитическое влияние Соединенных Штатов распространилось на территорию;

2) расширение НАТО;

3) новые сильные геополитические центры — Китай и Япония;

4) усилились агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) Военный потенциал России сократился.

В настоящее время территорией доминирующего политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новой экономической ситуации. Геополитическое положение страны влияет на экономическое и географическое положение.

Экономическая и географическая ситуация постоянно меняется.

Анализ экономической и географической ситуации соответствует следующим компонентам:

— транспорт и географическое положение;

— промышленное и географическое положение;

— положение на рынке;

— демографический статус;

— рекреационного и географического местоположения.

Учитывая его экономическое и географическое положение, Россия занимает центральное место. Особенно благоприятным и уникальным является расположение крупных городов — на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Россия является федеративным государством, состоящим из 89 компаний. Среди них республики, края, провинции, автономные области, автономные органы власти и два города федерального значения.

Особенность территориального и государственного устройства России заключается в том, что девять крупных автономных округов включены в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и автономными регионами и регионами действуют те же субъекты федерации.

В 2000 году административно-территориальная структура России включала:

1) 21 республика;

2) 6 ребер;

3) 49 сайтов;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономный регион (еврейский);

6) 10 автономных округов;

7) районы 1867 года;

8) 1091 место;

9) 329 городских районов;

10) 1922 городских поселений;

11) 24 444 сельских администраций.

Большинство республик расположены в европейской части страны (16 из 21), остальные пять — в азиатской части.

Обе области находятся в европейской части (Краснодар и Ставрополь), четыре в азиатской части. Все десять автономных районов расположены на Крайнем Севере, два в европейской части.

Все республики, автономные области и автономные области формируются на основе национально-территориального принципа и соответствуют компактным районам этнических групп.

В мае 2000 года в России было создано семь федеральных округов. Руководителем каждого из них является уполномоченный представитель Президента Российской Федерации. Эти районы не влияют на административно-территориальное деление государства, но служат укреплению государственной власти.

Центрами федеральных округов являются общепризнанный региональный капитал:

1) Центральный округ — Москва;

2) северо-западный район — Санкт-Петербург;

3) Приволжский район — Нижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (южный округ) — Ростов-на-Дону;

Перейти на страницу: 1 234

Другие продукты

Российская Федерация в XXI веке
Россия или Российская Федерация — это страна в Восточной Европе и Северной Азии.

Это самая большая страна в мире (17 075 400 км² или 11,46% от общей поверхности Земли или 12,65% площади поверхности человека, что почти в два раза больше, чем занято в мире …

Геополитическое положение России

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов. Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками. После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы. Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский. На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет.

Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса. Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами. Со стороны новых геополитических субъектов - Балтийских стран - наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия - Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров. Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России. Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть рос-сийского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский. Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее - на Запад, в обход России по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое. В случае реализации транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси. Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав. Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону ста-бильности между Россией и НАТО. В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал. Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2-3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия. И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах. Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы

До распада СССР находился в "двухполюсном" (биполярном) мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт), которые возглавляли крупнейшие экономические, политические и военные лидеры (сверхдержавы) - США и СССР находились на стадии противоборства и "холодной войны". Распад СССР, прекращение военного противостояния полностью изменили геополитическую обстановку вокруг России. Мир постепенно входит в нормальное состояние, становится многополярным и в то же время более безопасным. Россия поэтому должна ориентироваться в своей геополитике не на одну группировку стран.

Ее геополитическое положение определяется тем, что, во-первых, Россия - крупнейшая часть бывшего СССР должна, прежде всего, установить новые формы взаимосвязей с независимыми государствами, образовавшимися на его территории. Во-вторых, Россия, будучи огромной, по территории евроазиатской страной, протянулась от стран Европы и морей Атлантического океана на западе до стран Азии и Тихоокеанского побережья на востоке. В-третьих, ее основная территория (64%) относится к планетарной зоне Севера, выходящей на побережье Северного Ледовитого океана.

Геополитическое положение России, т.е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами.

Огромное позитивное воздействие оказывает на него характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны, происходящих в последний период времени. Главные среди них -- переход на рыночные отношения и открытость экономики, отказ от политики «холодной войны», военного противостояния США и другим странам НАТО, ликвидация военного присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли международный авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.

Из внешних факторов особое значение имеет образование в результате распада СССР на западных и южных рубежах страны новых пограничных государств, получивших название «ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза. Их образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные страны. Возникшие в связи с этим трудности в организации торгово-экономических связей России с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (ближневосточном) направлении (ряд важных коммуникаций России -- железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы и авиатрассы, проходят теперь через территорию новых независимых государств) не могут перекрыть всех преимуществ, которые она получила благодаря безопасности на этих участках границ (в условиях непрекращающегося расширения НАТО на восток, угрозы экспансии на юге исламского фундаментализма).

Другой фактор, влияющий на современное геополитическое положение России, - рост экономической мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.). Именно этот азиатский субрегион играет все более заметную роль в развитии хозяйственных связей с Россией.

В современной мировой экономике страны Восточной и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие темпы развития (исключение -- Япония, уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значительным объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной и трудоемкой продукции. Однако узость внутреннего рынка, ограниченность территории, собственной минерально-сырьевой базы, невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают большую зависимость стран субрегиона от внешнего рынка.

Восточные районы России, огромные по площади, но слабозаселенные, напротив, отличаются мощным природно-ресурсным потенциалом, развитыми отраслями тяжелой индустрии (в т.ч. производством военной техники, цветных металлов, топлива, леса и других видов продукции, конкурентоспособной за рубежом), обширным внутренним рынком с повышенным спросом на продукцию легкой промышленности и наукоемких производств, отсутствием крупных внутренних источников финансирования, т.е. являются во всех отношениях как бы дополняющими азиатский субрегион. Это создает предпосылки для развития экономического сотрудничества и политического сближения России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение России благоприятствует этому.

В пределах государственных границ страны особо выделяют таможенное пространство. Таможенную территорию Российской Федерации, согласно Таможенному кодексу, составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (см. ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 15февраля 1999г.).

За пределы национальной таможенной территории Российской Федерации выводятся свободные таможенные зоны -- местности, в пространственных рамках которых вводится особый таможенный режим, т.е. применяется определенная система стимулов и льгот (например, отмена экспортно-импортных таможенных пошлин и сборов; применение пониженных ставок таможенного обложения при импорте товаров, предназначенных для внутреннего рынка России; освобождение от налога; упрощенная процедура въезда и выезда; свобода выбора источников финансовых операций), не используемая в других частях страны. Такого рода территориальные образования, обособленные от остальной части национального экономического пространства определенным набором базовых стимулов и норм, различаются по направлению хозяйственной деятельности, поставленным экономическим задачам и др. Свободные таможенные зоны, являясь частью суверенной государственной территории Российской Федерации, в силу своего хозяйственно-правового статуса остаются за пределами таможенных границ, т.е. рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

В Японии хотят заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

В Эстонии - Печорский район (на территории России - Псковская область).

В Латвии - Пыталовский район.

В Финляндии - на земле Карелии - Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Украина и Грузия на пороге вступления в НАТО.

В условиях новой геополитической картины мира интересам России соответствует политика добрососедских отношений по всем азимутам. Проводя взведенную дальновидную политику, Россия в состоянии обеспечить себе такое место путем интеграции в международные механизмы принятия решений. Прежде всего, в механизмы доминирующей системы международных отношений, в западную систему регулирования межгосударственных отношений. Не отказываясь от самостоятельности, руководствуясь национальными интересами, Россия обязана интегрироваться в большую Европу. Несмотря на все евразийство, Россия по ее глубинным корням европейская страна. Являясь частью европейской культуры, именно из Европы она взяла религиозную идеологию и идеологию марксизма. Еще философ Вл. Соловьев заметил, что Россия все действительно великое сумела создать лишь при "тесном внешнем и внутреннем общении с Европой, а, не утверждаясь в своем национальном эгоизме и обособляясь от прочего христианского мира". Идет ли речь о долгосрочной линии, конкретной политике приоритетом для России должно стать стремление получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений. Такая политика открывает новые возможности сближения России со славянскими странами и, прежде всего, с Белоруссией и Украиной, восстановления ее влияния в государствах Восточной Европы.

Большое значение в деле политической интеграции России с Европой имеют растущие между ними экономические связи. Уже сегодня Европейский союз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 32% экспорта и 35% импорта России, Западная Европа импортирует более 40% энергоносителей из России. Западные инвесторы имеют хорошую перспективу участвовать в совместной разработке богатств Сибири и Дальнего Востока.

Развитие всесторонних связей с Европой как стратегическим партнером не означает, что отношения России с Западом будут без конфликтными. Столкновения интересов неизбежны. Но они должны рассматриваться не как часть несовместимого противоборства, а как средство достижения Россией достойного ее места в системе европейских государств. Именно таким способом, а не путем конфронтации и наращивания военной силы наша страна может обрести великое будущее.

Отношения России и НАТО - ключевой вопрос военной безопасности Европы и России. В условиях отсутствия организации Варшавского Договора сохранение НАТО в нынешнем его виде это исторический анахронизм Прирост боевого потенциала альянса и одновременное его продвижение на Восток ущемляет военно-политические и экономические интересы России. Она не может с этим согласиться. Вместе с тем, у нее нет возможности использовать традиционный способ реагирования на силу ответить силой. НАТО имеет 4-5-ти кратное преимущество перед Россией в обычных вооружениях и 2-3 кратное - в стратегических. В этих условиях ее политика должна быть направлена, прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решения НАТО.

Добиться такого европейского статуса современной России нелегко. Эту задачу можно было решить успешно в конце 80-х - начале 90-х гг., когда рассматривался вопрос об уходе России из Восточной Европы, о роспуске Варшавского Договора. Тогда Запад зависел от России, и в качестве компенсации он пошел бы на большие уступки, связанные с включением СССР (России) на все уровни принятия решений. Но момент был упущен.

Сегодня, в условиях экономической интеграции Европы и неминуемого продвижения НАТО на Восток добиваться этих целей стало намного труднее. Однако шансы на успех сохраняются. НАТО и Россия объективно заинтересованы в европейской безопасности. Поэтому, решительно осуждая опасную политику НАТО, Россия выступает за сотрудничество с ним. Такое сотрудничество вместе с деятельностью в других международных организациях позволит России принимать активное участие в строительстве новой системы европейской безопасности, поднять свой международный авторитет и определенным образом влиять на деятельность НАТО в желательном для России направлении.

Серьезный потенциал сотрудничества заложен в ряде высоких соглашений между Россией и НАТО и, прежде всего в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией. В этом документе содержится ряд важных военно-политических обязательств сторон, способных значительно укрепить безопасность в Европе (стороны не рассматривают друг друга в роли противников, односторонние обязательства НАТО пересмотреть свою стратегическую доктрину, провести трансформаций организации, отказ от размещения ядерного оружия на территории новых членов и др.). Создана и действует система органов практического сотрудничества: Совет НАТО-Россия, комитеты и рабочие группы. Учреждено постоянное представительство России в НАТО и др. Развивается практическое сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира", в области миротворческих операций. Здесь также открываются возможности позитивного влияния на политику НАТО. Приобретен полезный опыт военного сотрудничества при проведении миротворческих операций в Югославии. Однако крайне ограниченное финансирование не позволяет в полном объеме использовать эти программы для названных целей.

Нужна настойчивая постоянная деятельность России по превращению НАТО из организации угрожающей безопасности в организацию, укрепляющую европейскую безопасность. И это не исключено. Даже такой традиционный наш недоброжелатель, как З.Бжезинский, последнее время стал рассматривать НАТО в виде органа примирения народов Европы. По его мнению, "в будущем может настать момент, когда участие Росси в НАТО станет приемлемым и для НАТО и для России".

История взаимодействия в рамках Россия-НАТО насчитывает менее двух лет. За это время, с учетом 40-летнего между ними противостояния, трудно достигнуть многого. Результаты скромны. Механизм сотрудничества пока еще не затронул наиболее острую проблему - расширение НАТО. Но процесс сотрудничества начался, Россия здесь на верном пути.

Страны можно оценивать на:

  • макроуровне - относительно мировых центров экономики и политики;
  • мезоуровне - относительно крупных регионов и групп стран;
  • микроуровне - относительно пограничных стран и отношений с ними.

    Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

  • Смотреть что такое "Геополитическое положение" в других словарях:

      Геополитическое положение - определяется совокупной мощью материальных и нематериальных ресурсов (военно политической, экономической, технологической и пассионарной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли …

      Геополитическое положение государства - отношение к основным коммуникационным направлениям цивилизационного развития, военно политическим блокам и зонам конфликтов … Геоэкономический словарь-справочник

      Белоруссия - Геополитическое положение республики имеет исключительное значение для Восточной Европы. Белоруссия является воротами России в Западную Европу и ЕС и одновременно служит барьером для создания Балто Черноморского геополитического щита. В… … Геоэкономический словарь-справочник

      Дальневосточный федеральный округ … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

      Политическая карта мира в романе «1984». Эта статья о вымышле … Википедия

      Эту страницу предлагается объединить с Масис (мифология). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/16 июня 2012. Обсуждение длится одну неделю … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Великие Луки (значения). Город Великие Луки … Википедия

      - (КОР) (другое название Калининградский особый район) оперативно тактическое соединение разных видов и родов войск (ВМФ, ВВС, ПВО и СВ), предназначенное для обороны Калининградского полуэксклава и защиты интересов России в южной Балтике.… … Википедия

      Федерация Малайзия, гос во в Юго Вост. Азии. Федерация образована в 1963 г. Название Малайзия от этнонима малайцы (самоназвание мелаю) образовано по редкой словообразовательной модели (ср. в средневековой Европе Австразия, название части гос ва… … Географическая энциклопедия

    Книги

    • Геополитика в современном мире , И. И. Пирожник. Представлено системное изложение трех генетически взаимосвязанных географических дисциплин - политической географии, геополитики и геоконфликтологии. Раскрытыпредмет политической географии,…
    • Геополитика. Выпуск № 10. Тема: Восточная Европа , Савин Л.В.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. СОДЕРЖАНИЕ Политико-географические образы Центральной и Восточной Европы и геополитическая…

    Геополитическое положение государства отражает его место на политической мировой карте. Кроме того, этот термин подразумевает отношение державы к разным странам или группам стран.

    Первая в истории человечества глобальная геополитическая перестановка завершилась поражением австрийско-германского блока, подписанием Сен-Жерменского и в 1919 году и формированием Версальско-Вашингтонской системы. В результате распались побежденные государства, стали формироваться новые державы, началось перераспределение колоний и формирование новых политических союзов.

    Статус великих государств подтвердили Англия, Америка и Франция. Однако более всех усилили свое геополитическое положение США, разбогатевшие в то время на военных поставках. В тот период влияние Америки было весьма значительным.

    После распада СССР у России не стало удобного выхода к морю, хорошо оборудованных балтийских (Риги, Таллина, Вентспилса, Клайпеды) и черноморских (Одессы, Севастополя, Николаева, Кроме потеряла и многие военно-морские базы.

    Территориальные потери привели и к потере части ресурсного потенциала. Вместе с этим Россия утратила и мощные основные фонды в виде военных баз, заводов, санаториев, курортов и прочих учреждений всесоюзного подчинения. Для восполнения этих потерь пришлось снова формировать производственную базу.

    По мнению многих исследователей, группа государств-лидеров, как и сто лет назад, остается достаточно ограниченной и имеет практически неизменный состав. Единственным, пожалуй, изменением специалисты считают замену Австро-Венгрии Канадой и Китаем.

    Положение стран-лидеров сегодня, обусловленное динамикой и показателями изменений в их геополитических потенциалах и статусах, рассматривается в качестве части глобальной геополитической конфигурации, в виде геополитической ротации. Немаловажными характеристиками в этом вопросе является ротационный вектор и скорость, увеличивающаяся в военный период. В качестве общей тенденции изменений геополитического положения исследователи отмечают перманентный рост потенциалов почти у всех государств-лидеров при постепенной их деградации у стран «третьего мира». Таким образом, страны-лидеры вместе с относительно незначительным количеством так называемых «новых индустриальных держав» все больше отрываются от остальной группы.

    Многие специалисты отмечают, что наибольшая концентрация лидирующих стран отмечается в районах Северной Америки, Западной Европы, Центральной Евразии. Занимающие эти территории три страны (Россия, США и Германия) в течение всего ХХ столетия оказывали мощнейшее воздействие на динамику и характер мировой геополитической конфигурации.

    
    Top