Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков. Развитие языковой способности у детей дошкольного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кисаретова Лилия Васильевна,

педагог ШРР «Тропинка»

Куйбышевского ДДТ

Новосибирская область, город Куйбышев

Развитие языковых способностей

дошкольников через игровую деятельность

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в

них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Ш. А. Амонашвили

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. К сожалению, последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников.

Передо мной, как педагогом, непосредственно занимающимся развитием речи дошкольников, встал вопрос: какие же формы совместной деятельности по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста. Анализ показал, что детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям дошкольного возраста свойственна подражательность; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность.

Показателями речевого развития являются языковые способности дошкольников: звуковая культура речи (устойчивое чистое звукопроизношение), грамматика (точное формо- и словообразование), связная речь (самостоятельное составление небольшого творческого рассказа). Этот перечень показателей, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Мною же были сформулированы следующие задачи:

  1. развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  2. расширять и обогащать словарный запас;
  3. учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы);
  4. развивать мелкую моторику рук;
  5. воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно только в условиях эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса:

  1. представлять детям возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  1. стимулировать дошкольников комментировать (сопровождать речью свои действия);
  2. внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  3. создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности;
  4. поощрять проявление детского словотворчества;
  5. поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  6. предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  1. овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

В соответствии с данными условиями, мною определены основные направления работы по развитию языковых способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи:

  1. воспитание звуковой культуры речи;
  2. развитие грамматически правильной речи;
  3. развитие связной речи.

Реализуя свою воспитательно-педагогическую деятельность по заданным направлениям, осуществляю подбор игрового материала:

  1. Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов («Придумай слово», «Строим дорожку», «Поймай слог»…);

  1. Игры на формирование грамматического строя речи.

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола («Подбираем рифмы», «Домики», «Кузовок»», «Чье все это?»…);

  1. Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», «Пойми меня», «Если бы…».

В результате реализации данной работы ребенок к концу года:

  1. овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
  2. проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
  3. в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
  4. проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно;
  5. правильно произносит все звуки родного языка;

рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправленном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Януш Корчак

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие языковых способностей дошкольников через игровую деятельность (Творческий отчет) Кисаретова Лилия Васильевна, педагог ШРР «Тропинка» Дом детского творчества Новосибирская область город Куйбышев 2013г

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни. Ш. А. Амонашвили

Введение Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. В последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников. Опыт ребенка формируется в игре. Играя, ребенок тренирует определенные умения и получает навыки. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность Задачи: развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь). расширять и обогащать словарный запас; учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы); развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности; стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия); внимательно и тактично наблюдать за игрой детей; создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности; поощрять проявление детского словотворчества; поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты; предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения; овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

Основные направления работы по развитию языковых способностей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ Ребенок к концу года: овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов; проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению; в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно; правильно произносит все звуки родного языка; рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Уровни развития языковых способностей дошкольников по итогам промежуточного обследования (диагностический инструментарий см. приложение)

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправлен-ном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш Корчак …


Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческо

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста мы занимаемся уже несколько лет в Центре творческой ориентации дошкольников “Цветик-Семицветик” Дворца творчества детей и молодежи г.Йошкар-Олы. Центр реализует комплексную образовательную программу развития детей от полутора до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие способностей по семи направлениям на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной программы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

  • Функция замещения
  • : знаки речи используются вместо явления или предмета – замещают их, превращаясь в материальные носители значений.
  • Коммуникативная функция
  • : речь используется в целях обмена значениями и смыслами в процессах присвоения и выработки новых значений.
  • Регулятивная функция
  • : с помощью речи распределяются действия, организуется и регулируется поведение людей в совместной деятельности.
  • Познавательные функции
  • :

а) фиксирование значений – с помощью речи сохраняется и передается общественно-исторический опыт;

б) средство организации мышления – с помощью речи ребенок осуществляет оперирование представлениями и значениями объектов, предметов, явлений, а также осуществляет преобразование значений во внутреннем плане сознания;

в) построение “второй реальности”, “образа мира” – с опорой на речь происходит выстраивание системы моделей, позволяющих ориентироваться ребенку в окружающем мире;

г) речь выступает и как средство организации рефлексивного контроля за протеканием внешних предметных, познавательных, речевых и внутренних – умственных действий.

  • Функции саморегуляции
  • :

а) речь является средством планирования и организации ребенком своих действий, деятельности и перспектив своей жизни;

б) средством развития, управления и контроля за протеканием своих психических процессов;

в) средством саморазвития и самовоспитания (А.Р.Лурия, Л.С.Выготский).

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Мониторинг образовательной деятельности с детьми 5-7 лет осуществляется на занятиях (со всеми детьми или индивидуально). Для диагностики мы используем таблицу, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития функций речи у детей дошкольного возраста, предложенную Сергеем Владимировичем Малановым, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Марийского Государственного университета.

Речевое развитие

Фонематические и грамматические умения.

уровень развития способности

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

выделяет и произносит отдельные звуки речи

выделяет и произносит все звуки речи

свободно ориентируется в звуковом составе речи

Умение согласовывать слова в предложениях.

имеются нарушения в согласовании

свободно владеет простыми грамматическими конструкциями

согласовывает слова в сложных грамматических конструкциях

Умение устанавливать значение слов.

выделяет слова, обозначающие предметы и действия

выделяет слова, обозначающие свойства, качества, признаки

выделяет вспомогательные слова

Регулятивные функции речи.

уровень развития способности

Выполнение действий по словесной инструкции.

простые действия

Организация действий другого человека с помощью речи.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Выполнение действий на основе самост. речевого

планирования.

простые действия

простые последовательности действий

сложные последовательности действий

Умение подчиняться правилам и

следить за этим.

непродолжительное время после речевого указания

длительное время при заинтересованности

самостоятельно и продолжительное время

Коммуникативные функции речи.

уровень развития способности

Речевое описание каких либо

предметов.

Умение передавать содержание какого либо впечатления, события, сказки.

с опорой на дополнительные вопросы

самостоятельно, без подробностей

самостоятельно, последовательно, обстоятельно

Совместное планирование действий в речевом

ориентируется на планирование

элементарное

совместное

планирование

совместное планирование и распределение нескольких действий

Понимание смысла сообщений.

умение пересказать услышанное своими словами

умение пересказать и выделить общий смысл сообщения

умение дать оценку услышанному сделать вывод и объяснить

Коммуникативно-личностные функции речи.

уровень развития способности

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Умение рассказать о переживаниях другого и

объяснить их.

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их

рассказывает путем ответа на вопросы

может рассказать самостоятельно

рассказывает подробно и самостоятельно

В качестве диагностических процедур, которые позволяют судить об уровнях развития определенных способностей или умений у ребенка, может служить выполнение следующих предлагаемых ребенку заданий.

1. Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Описание: Предъявляется набор изображений. Состав слов, обозначающих изображения: короткие слова (жук, флаг), двусложные с ударениями на разных слогах (жираф, звезда), трехсложные слова (мельница, снеговик), слова содержащие более трех слогов (Чебурашка) и т.д. При подборе слов должен учитываться их звуковой состав и положение ударного слога.

Задания: Произнести названия изображенных предметов.

Произнести слова с указанным количеством слогов.

Найти слова с указанным звуком (фонемой).

Подобрать слова, имеющие в своем составе такой же звук (фонему).

2. Умение согласовывать слова в предложении.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за речью ребенка: а) допускаются ли ошибки согласования слов в простых грамматических конструкциях; б) включаются ли в активную речь сложные грамматические конструкции (сочинительные, подчинительные, дистантные), испытывает ли при этом ребенок затруднения и допускаются ли при этом ошибки согласования слов.

3. Умение устанавливать (осознавать) значение слов.

Описание: Последовательно предъявляется ряд предложений, возрастающий по сложности грамматических конструкций: от предложений включающих предмет и действие (простых) к предложениям, включающим предметы, действия, их признаки и вспомогательные слова (предлоги, союзы):

“Мальчик бежит”; “Вкусный арбуз”; “Девочка пьет сок”; “Веселая мама готовит обед”; “На столе стоит корзина с яблоками” и т.д.

Задание: Сколько слов в предложении, назови их по отдельности.

4. Выполнение действия по словесной инструкции.

Описание: Устанавливается путем наблюдения за действиями ребенка, выполняемыми после речевой инструкции взрослого: а) без затруднений справляется с последовательностями из 3-4 новых простых действий; б) правильно выполняет последовательности из простых 5-8 простых действий; в) справляется с последовательностями действий, которые разведены в пространстве и времени (последовательность действий распространяется на различные ситуации и связывает их).

Можно опираться на результаты наблюдений за тем, как ребенок соблюдает правила при знакомстве с новой игрой. Правила игры сообщаются ребенку впервые перед началом ее организации.

5. Организация действий другого человека с помощью речи.

Описание: Предложить ребенку научить другого правильному выполнению каких либо известных ему действий: правильно составить из кубиков пирамиду, собрать игрушки и разложить их в определенном порядке и т.д.

Предложить ребенку организовать известную ему игру и распределить роли.

6. Выполнение действия на основе самостоятельного речевого планирования.

Описание: Предложить ребенку подробно рассказать, как он будет выполнять определенное задание (рассказать последовательность действий, которые необходимо выполнить), а затем посмотреть, как он реализует свой замысел.

Задание: Расскажи, как ты будешь рисовать доктора Айболита и Бармалея... Нарисуй!

Расскажи, как ты расставишь эти игрушки? Теперь расставь их.

7. Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Описание: Организация педагогом сюжетно-ролевой игры или игры с правилами и наблюдение за тем, как дети подчиняются правилам (исполняют взятые на себя роли) и как контролируют исполнение правил другими детьми.

8. Речевое описание предметов, явлений, событий или их изображений.

Описание: Ребенку предлагается составить описательный рассказ о предметах или предложенных изображениях.

9. Умение передавать содержание впечатления, события, сказки.

Описание: Предложить ребенку рассказать о сюжете мультфильма, сказки, пережитом событии.

10. Совместное планирование действий в речевом общении.

Описание: Инсценировка игр-драматизаций по мотивам сказок и басен (“Теремок”, “Телефон”, “Стрекоза и муравей”), где дети самостоятельно распределяют роли.

Совместное планирование и выполнение детьми задачи, поставленной педагогом: совместный рисунок на листе большого формата, подготовка помещения к сюжетной игре и т.д.

11. Понимание смысла сообщений.

Описание: Объяснить смысл пословицы, поговорки, метафоры.

После прослушивания басни (сказки) ребенку предлагается пересказать ее содержание и попытаться объяснить ее смысл.

12. Умение рассказать о поведении другого и объяснить его возможные причины.

Описание: Ребенку предлагается рассказать о поведении одного из персонажей мультфильма, сказки и объяснить, почему он так себя ведет.

Рассказать о поведении кого-либо в реальной жизненной ситуации и указать причины такого поведения.

13. Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их причины.

Описание: После знакомства с какой либо эмоционально значимой ситуацией (положительной, отрицательной) в которую попадают персонажи мультфильма, сказки, организованной сюжетно-ролевой игры и т.д. ребенку предлагается рассказать о том, что, по его мнению, в этой ситуации переживает указанный персонаж и почему.

14. Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Описание: Ребенку предлагается описать свое поведение и свои переживания в какой-либо значимой для него ситуации и объяснить, почему такие переживания возникают, и почему он так себя ведет (беседа должна быть безоценочной и проходить на положительном эмоциональном фоне!).

Диагностируемые речевые умения развиваются на занятиях с помощью различных упражнений. Предлагаем вам некоторые их них.

Умение дифференцировать звуковой состав речи.

Упражнение 1.

Игра “Кто в домике живет”.

Раздаются карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляются картинки. В чердачное окошко вставляется определенная буква.

Задание: необходимо найти домик, где в названии картинки имеется определенный звук, обозначенный буквой.

Умение согласовывать слова в предложениях.

Упражнение 1.

Совместный с детьми рассказ или сочинение какой либо сказочной истории, когда педагог “руководит” логикой изложения, произнося первые слова каждого предложения. Дети при этом должны завершать предложения, в соответствии с основной сюжетной линией.

Умение устанавливать значение слов.

Упражнение 1.

Педагог произносит слова и предлагает детям назвать слова с противоположным значением. При этом запрещается называть слова, начинающиеся на "не-". В упражнение включаются слова, обозначающие предметы, явления и события (смех - плач, шум - тишина); обозначающие действия (говорить - молчать, нагревать - охлаждать,); обозначающие признаки предметов, явлений и действий (старый - молодой, злой - добрый, красиво – безобразно); обозначающие различные отношения (над - под, справа - слева, перед - за, далеко – близко).

Упражнение 2.

Подобрать слова-признаки к предложенным словам, обозначающим явления, предметы, действия. Например: зима – холодная; бежит – быстро.

Подобрать слова-действия к предложенным словам. Например: снег – тает; птица – летит.

Выполнение действий по словесной инструкции.

Упражнение 1.

Детям предлагается последовательно разложить (классифицировать) множество каких-либо разнообразных мелких предметов в соответствии с речевой инструкцией. Например: сначала предлагается разделить все предметы на светлые и темные (по цвету), затем полученные множества светлых и темных предметов в свою очередь предлагается разделить на легкие и тяжелые и т.д.

Организация действий другого человека с помощью речи.

Упражнение 1.

Игра: “Зеркало движений”.

Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое либо упражнение или ряд действий. Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. В том случае если более половины группы детей не могут правильно выполнить действия по полученному “отражению”, выбирается новое “зеркало”.

В роли “отражающихся в зеркале” могут по очереди выступать и сами дети.

Выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования.

Упражнение 1.

Детям предлагается подробно рассказать друг другу о том, что они будут рисовать (строить, расставлять и т.д.), и запомнить такие рассказы. Вслед за этим дети выполняют рисунки (строят, расставляют) в соответствие со своими рассказами и указывают друг другу, что они забыли изобразить (построить, расставить).

Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Упражнение 1.

Детям предлагается организовать совместную, известную им настольную игру, ролевую игру или игру по правилам, самостоятельно распределить роли и установить очередность их исполнения, договориться о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.

Речевое описание различных предметов, явлений, событий или их изображений.

Упражнение 1.

Дидактическая игра "Магазин игрушек".

Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить", если выполните такое условие: нужно описывать игрушку, но не говорить ее название".

Упражнение 2.

Развивающая игра "Чудесный мешочек".

Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет.

Например: "Я почувствовал что-то твердое, на ощупь это прохладное, гладкое; по форме это небольшой шар, к которому прикреплена тонкая ручка". Педагог в случае затруднений помогает детям наводящими вопросами: "Какая у предмета форма?; Какой он величины?; Какой он на ощупь?; Может ли он издавать звуки? и т.д.".

Умение передавать содержание какого-либо впечатления, события.

Упражнение 1.

Педагог предлагает детям составить последовательный рассказ по сюжетным картинкам (картинок должно быть не менее четырех). На основе рассказа детям предлагается разложить картинки в правильной последовательности.

Упражнение 2.

Игра "А что было потом?".

Педагог предлагает детям придумать продолжение известных сказок ("Колобок", "Золушка", "Красная шапочка").

Упражнение 3.

Сказки "наизнанку".

Педагог предлагает детям придумать сказку, где характеры героев изменены (например, колобок злой, лиса добрая). Дети должны вообразить, что может произойти в такой сказке.

Упражнение 4.

"Салат из сказок".

Педагог предлагает детям выбрать сюжеты и героев из разных сказок и придумать новую сказку, где встречаются выбранные герои.

Упражнение 5.

"Бином фантазии".

Педагог предлагает детям сочинить сказку, используя два слова, обозначающих предметы или явления, которые дети должны связать единым сюжетом. Например: лопата и солнце, кактус и очки.

Совместное планирование действий в речевом общении.

Упражнение 1.

Детям предлагается всем вместе построить “город”, нарисовать какую либо сказку и т.п. Но перед этим дается задание договориться между собой о том, кто и что будет при этом делать. Важно, чтобы каждый ребенок после обсуждения уяснил, что он должен сделать и какое место результат его действий будет занимать в общем результате. Прежде чем приступить к выполнению своих действий каждый участник обсуждения рассказывает всем, что именно он будет делать, почему, как и для чего.

Понимание смысла сообщений.

Упражнение 1.

В игровые ситуации педагог вводит всевозможные метафоры, пословицы и поговорки, предлагая детям объяснить их смысл. В случае затруднений педагог ищет “открывает” такой смысл вместе с детьми. Пословицы и поговорки желательно включать в ситуации в тот момент, когда их смысл соответствует ситуации.

Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Упражнение 1.

Детям дается ряд карточек-картинок, на которых изображено последовательное развертывание какого-либо события или смена событий во времени. В событиях задействованы персонажи. Предлагается расположить карточки в правильном порядке. Вслед за этим дети рассказывают, что происходит с каждым из персонажей и почему он именно так что-то делает или именно так себя ведет.

Умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их (развитие эмпатии).

Упражнение 1.

Чтение педагогом сказки, басни и т.д. (К.И. Чуковский, Г.Х. Андерсен, Эзоп, русские народные сказки).

а) Ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать.

б) Ребенок "пишет письмо" (рассказывает от своего имени) выбранному герою или организуется "телефонный разговор" с выбранным персонажем сказки. От лица персонажа выступает педагог, который акцентирует обсуждение эмоциональных состояний и переживаний, вводя их названия.

в) Ребенку предлагается рассказать о том, что бы он сам чувствовал на месте указанного героя.

Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Упражнение 1.

После экскурсии в лес, парк, музей детям предлагается друг другу рассказать о том, что им запомнилось и какие переживания (удивление, страх, радость и т.д.) у них вызвали те или иные события, явления, объекты и объяснить, почему такие переживания возникли.

Важным условием развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей. Занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме.

Литература.

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 160 с. (Серия “Библиотека педагога-практика”).

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Исследование развития речи у детей раннего возраста является важным для современных специалистов в области логопедии, педагогики и специальной психологии.

В специальной литературе многими исследователями неоднократно отмечалась важность изучения вопроса становления речи при ее нормальном развитии, ее этапов.

Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, Н.Х. Швачкина, Р.М. Боскис и других.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи в раннем возрасте представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще нет или усвоенными только частично.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речи детей с ее нарушениями в раннем возрасте (и в любом другом) носит сугубо индивидуальный характер, и зависит это от различного рода факторов, начиная от локализации повреждения, заканчивая той социальной средой, в которой воспитывается ребенок.

Все это требует повышенного внимания, индивидуального подхода к ребенку со стороны специалистов.

Важно не только подобрать методики, необходимые в работе, но и учесть возможности каждого отдельного маленького пациента, т. к. одно и то же задание, примененное к разным детям, может дать абсолютно разные результаты. В одном случае это может привести к положительному результату, прогрессу, в другом - может не привести ни к каким результатам или вызвать процесс регресса.

Так, усвоение ребенком родного языка происходит в соответствии с определенной закономерностью и формируется под влиянием речи взрослых, а так же согласно той социальной ситуации, в которой находится ребенок.

Для правильной диагностики нарушений речи специалисту необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное дальнейшее формирование.

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно выбрать стратегию коррекционно-педагогического воздействия, направленного на преодоление нарушений речи.

Правильная речь существенно влияет на процесс становления социальной адаптации.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют о недостаточном развитии морфологических элементов. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно.

Поэтому усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей, не зависимо от того имеет ли он какое - либо нарушение или нет.

Так, например, в монографии А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно изучена последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Первые шаги развития речи совершаются именно так, как указывает теория условного рефлекса относительно развития всякой новой формы поведения.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей раннего возраста в норме и знать закономерности этого процесса.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Ребенку с любой формой поражения речевой функции независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи, или только периферические, или то и другое вместе, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе они испытывают определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи.

Особенности накопления первоначального словарного запаса, время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет.

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.

Таким образом, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Чрезвычайно важно осуществлять лечебно - коррекционную работу в отношении детей раннего возраста (также детей любого возраста) с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах.

Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения маленького пациента. Необходимо, чтобы ребенок был максимально активен и заинтересован в устранении речевых дефектов.

Необходимо использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительная речевая терапия должна проводиться в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями. Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи идут параллельно друг другу.

Важное значение имеет осмысление детьми логико-граматических конструкций: в связи с этим детям можно предлагать воспроизводить доступный им речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать озвученный речевой материал. Не менее важна работа по развитию фонематического слуха.

При выраженности двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) важное значение в процессе развития речи должно придаваться подавлению патологической рефлекторной активности. В целях подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное формирование доречевой и речевой деятельности.

Необходимость соблюдать это требование становиться особенно настоятельной, когда речь идет о проведении логопедической работы с детьми первых двух лет жизни.

Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор рациональных и эффективных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка раннего возраста и любого другого возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - С 24 - 32.

    Бюлер К. Теория языка. М.: Прогресс, 1993. - 125 с.

    Бюлер Ш. Диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста. 1935.

    Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. Москва 2005. -С 375 - 388.

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. - 471 - 475 с.

    Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сера, 2004. - 125 с.

    О. Е. Громова. Путь к первым словам и фразам. Пособие для родителей. -С 10 - 17.

    Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи - М.: Алетейя, 2004. - 150 с.

    Келер Д. Г.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 1999. -С3 -22, 10 - 44.

    Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. - С 74 - 83.

    Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948. - С. 132 - 157.

    Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С 214 - 310.

    Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2

    Федоренко Л. П. Закономерности усвоения; родной, речи: Учебное: пособие для студентов пед вузов. — М.: Просвещение 1998. -С 132 - 135.

    Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. - С 40 - 45.

    Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание 2-е П. - М. 1989 - С 6 - 8.

    Штерн В. Язык детей М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 375 с.

    Эдиглер Э. Творение сознания. - СПб., БСК., 2001.- С 69 - 72.

МБОУ “Большеменгерская СОШ” Атнинского муниципального района РТ

Доклад

на тему: « РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Учитель начальных классов: Лотфуллина Ландыш Фарисовна

«Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

И полнее будут усваиваться знания»

Н.И.Жинкин

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий.развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом нои в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

1.Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения,в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

Нарушение звукопроизношения

Трудности в выражении своих мыслей

Непонимание вопроса и не соответствие ответа на него

Бедность словарного запаса

Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он,конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифферинцированные упражнения

Дикционнные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков,имеющих акустико=артикуляционное сходство и одному виду развития голоса идыхания.

В зависимости от задания,гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается

-чтение слов, сходныхпо звучанию иначертанию, но различных по значению

-чтение слов образованных способом наращивания

=чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы,чистоговорки.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными.После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются.Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

2.Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей.Основным в преодолении этой проблемы является не тоько фонематический слух, но и

Зрительная память

Прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное висприятие предметов

Восстановление представлений о качествах предмета или действия

Соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

Для тренировки слуховой пямятислова воспринимаются на слух, а затем воспроизводитьяся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменени.

Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме(кто? Что делает?Где?куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

3.Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так,чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари,составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

Объяснить значение слов

По описанию определить, что это за слово

Объединить по несколько слов и составить предложения

Составить рассказ на тему.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программунапример, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах.Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

4.Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

В.А.Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение.Понимание слова зависит от многих причин, прежде всегоот степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся н только количественно, но и качественно.Свою работу построила таким образом.

Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами,Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Систематическая работа по развитию речи на всех уроках дает положительные результаты.

-речь детей стала четкой, понятной,

-дети связно выражают свои мысли

-умеют внимательно иосознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

-словарный запас стал более активным

-меньше допускается ошибок на замену, пропуск и искажение слов

Ученики постоянно участвуют в конкурсах стихов к любому празднику и занимают только призовые места.

Знакомство с новым словом.

1.Отгадывание ребуса(загадки)

Назвать новое словарное слово? /улица/

2.Дать характеристику используя схему:

/в слове 3 слога, первый слог ударный, безударная гласная и)

4.Что такое улица?

5.Подбрать к нему однокоренные слова

/улочка, уличный,переулок, проулок/

6.Какая может быть улица?

Составить и записать несколько словосочетаний.

/широкая улица, чистая улица, оживленная улица/

7.Составить предложение с одним из словосочетаний.

8.Когда так говорят:

Будет и на нашей улице праздник.

Зеленя улица.

Закрепление изученных словарных слов.

Работа с блоком «Животные»

За-ц, к-рова, м-дведь, л-сица, с-бака

1.Объяснить правописание изученных слов.

/можно проверить с помощью сигнальных карточек/

2.К какому из этих слов можно сказать плутовка, птичница. Почему ?

Про кого говорят : верный друг человека? Почему?

Название кого из них образуется от того, что он любит е c ть?

Объясните слово заяц, корова.

/Это дикое животное, живет в лесу. У него длинные уши, быстрые ноги. Ест траву и кору деревьев. Его враги волк и лиса.

Это домашнее животное. Живет с человеком. Дает молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Питается травой./

3.Составьте с этими словами предложение, используя их ласковое звучание.

/Собачка Жучка лежит у крыльца. Под кустом сидит маленький зайчонок. На прогулку вышла медведица с маленьким медвежонком./

Можно выполнить задание:

Дополнить предложения, используя эти слова.

/Быстроногий … спасается от лисы.

Косолапый …. хозяин леса.

Рыжая ….посетила наш курятник/

4.Придумать небольшой рассказ на тему «В деревне»

Какие слова вы будете использовать? Корова, собака Почему?

Упражнения для увеличения объема слухоречевой памяти.

1.Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести вслух в том же порядке (дом, дерево, солнце, ветер)

Мама, брат, дядя, сестра, жена

Май, лето, среда, весна,сентябрь

- Какую группу слов было легче запомнить?Почему?

2.Послушайте пары слов:

Курица-яйцо, молоко-корова, замок-ключ, зима-снег, кофе-чай, мама-дочь.

А теперь я называю первое слово пары, а вы называете второе.

Запомнить и воспроизвести ряды из трех слов

сирень-ваза-цветы

Окно-крыша-дом

Дети-мама-папа

Стул-стол-кресло

Молоко-трава-корова

Рельсы – шпалы-поезд

3.Послушйте текст внимательно.

Мама попросила сын сходить в магазин и сделать покупки:

В булочной -хлеб, пирожное, печенье

В мясном -котлеты, сосиски, колбасу

В овощном -огурцы, помидоры, капусту

Что нужно было купить в каждом отделе?

Приемы работы над предложением

1.Сократить предложение.

Учитель произносит предложение -дети осмысливают его. Предложение повторяется -учащиеся запоминают. После предложение сокращается до минимального количества слов.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает книгу.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

2.Переставь слова

Учитель произносит предложение и предлагает изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как изменяется.

/Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

3. Упражнение: «Послушай, запомни, ответь: Все ли верно?»

Выпал снег, Алеша вышел позагорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Мужику взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательно освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание.

4. Дополни предложение.

Предлагается увеличить его, последовательно прибавляя по одному, два слова.

Сережа учит.

Сережа учит уроки.

Брат Сережа учит уроки.

Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл, запомнить, построить высказывание.

5. Закончи предложение

Девочка шла…

Мальчик покрасил..

Летом мы решили…

Усложненный вариант:

Дети встретили старушку, которая…

Я хочу, чтобы…

Там было так темно, что…

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, уметь понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

6. Задай вопрос и ответь.

Учитель просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворечне.

(Кто поселился в скворечне?

Что сделал воробей? Где поселился воробей?)

7. Исправь ошибки.

На березах сидят снегири.

Они занесены снегом.

8. Составь рассказ по его началу

Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Ее заплеснуло волной…

Лексические упражнения.

Назови одним словом.

Белочка,птичка,червячок.-….(животные)

Дерево, трава, цветок-..(растения)

Подбери слова с противоположным значением.

Большой-…(маленький)

Ночной-…(дневной)

Как вы понимаете выражение?

Кружится, вертится, как белка в колесе.

Так лисята учатся ловить добычу (охотиться)

Найти в тексте однокоренные слова.

К слову зверята подберите слова и выражения с близким значением..

(лесные обитатели, лесные жители, зверьки)

Подготовительные задания.

1. Прочитай стихотворение. Сделай к нему словесный рисунок.

На солнцепеке на опушке,

Лисичка выставила ушки.

Что ж не бойся спать косой

Бок о бок с этой лисой.

-Что означают слова- на солнцепеке, лисичка, косой?

-Составьте предложения с каждым значением.

-Прочитайте предложения,изменяя слово лиса по смыслу.

(По лесу бежит лиса. У ….красивый мех.Мы приближаемся к …..Хотим рассмотреть… получше. Но за … трудно наблюдать. Хитрая плутовка быстро скрылась из виду. Недаром о … сложено так много сказок.

-Какими словами можно заменить в тексте слово лиса, чтобы не было повторений ?

-Найдите слово в тексте, которое использует автор, заменяя им слово лиса?

(хитрая плутовка)

Почему так называют?

Наталья Маркова
Формирование речевых умений у детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 587

Составитель :

Наталья Васильевна

г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. В отношении развития речи он является основополагающим. Тема раннего развития детей очень популярна , и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного к себе отношения. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока-белобока кашу варила…» , «Ладушки-ладушки» и т. п., не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Очень важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» .

«Капуста»

Мы капусту рубим (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз) .

Мы морковку трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим (имитируют посыпание соли из щепотки) .

Мы капусту жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы) .

В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак) .

Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак) .

«Компот»

Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком» , указательным пальцем правой руки мешают)

Фруктов нужно много. Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (загибают пальчики по одному, начиная с большого) .

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ (опять «варят» и «мешают» ).

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы)

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки –желтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зернышки ищите (собирают зерна) .

Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей . Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы головного мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте , по мнению Д. П. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)

В. Сухомлинский писал : «Что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Литература.

1. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Москва, 2007г.

2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь детей . Лань, Санкт-Петербург, 1996г.


Top