Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Перечисление оплаты для обеспечения исполнения контракта Заказчик обязан потребовать обеспечение исполнения контракта

Виды обеспечения исполнения контракта

Требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ, закон о государственных закупках).

Необходимость предоставления обеспечения всегда зафиксировано в проекте контракта, закупочной документации, в извещении о закупке или приглашении принять участие в выборе определенного поставщика.

Когда не требуется обеспечение контракта

Существуют случаи, когда предоставление обеспечения не требуется . Таких случаев немного и все они регламентированы законом о государственных закупках. Так, требование о предоставлении обеспечения не действует в случае, если контракт подписывается между государственными или муниципальными организациями. Даже если в документации о закупке указана необходимость обеспечения, участник, являющийся государственной организацией вправе такое требование не исполнять и обеспечение не предоставлять. Не применимо также требование о предоставлении обеспечения в случае, если предметом контракта является оформление кредита, займа или выдача банковской гарантии. Требование о необходимости оформления обеспечения в таком контракте всегда отсутствует.

Кроме того, законом предусмотрен перечень случаев, в которых заказчик может самостоятельно определять, необходимо ли предоставление обеспечения или есть возможность предоставить исполнителю возможность осуществлять работу без предоставления какого-либо обеспечения. К таким исключительным случаям относятся некоторые контракты с единственным поставщиком, например на закупку товаров или услуг на незначительные суммы в размере менее 100 тысяч рублей или покупка учреждениями культуры различных ценностей культурного, исторического или художественного значения. Нет необходимости в обеспечении также при закупке у естественных монополий или производителей военного оборудования и техники, не имеющих аналогов, у российских поставщиков. Закупка услуг по защите интересов Российской Федерации в различных международных организациях и судах, а также контракты, обеспечивающие проведение переговоров на уровне официальных лиц иностранных государств и деятельности организаций государственной охраны при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц Российской Федерации, тоже не требуют предоставления обеспечения.

Стоит отметить, что перечень подобных исключений, в которых установление требования о предоставлении обеспечения остается на усмотрение заказчика, достаточно обширен и полностью содержится в законе №44-ФЗ.

Кроме того, исключения из правила об обязательном предоставлении обеспечения могут устанавливаться Правительством РФ. Так, в 2015 году Постановлением от 06.03.2015 № 199 государственным заказчикам разрешено самостоятельно определять необходимость обеспечения в следующих случаях:

  • если участник закупки - субъект малого предпринимательства или некоммерческая социально ориентированная организация;
  • в проекте контракта указаны условия, регламентирующие банковское сопровождение контракта;
  • авансовые платежи по контракту перечисляются на счет, который открыт территориальному органу Федерального казначейства или финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России;
  • размер аванса в соответствии с контрактом не более 15% в случае, если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд. Субъекты федерации и муниципальные образования вправе самостоятельно установить предельный размер авансового платежа, при выплате которого предоставление обеспечения не является обязательным при закупке с целью удовлетворения нужд субъекта федерации или муниципального образования соответственно;
  • в контракте предусмотрена оплата не более 70% стоимости поставки при закупке для федеральных нужд, а остаток оплаты предусмотрен только после полного выполнения услуг или поставки товаров. В данном случае субъект и муниципальное образование также вправе самостоятельно определять размер первоначальной оплаты при закупке для нужд обеспечения органов власти субъекта или муниципального образования;
  • участник закупки является бюджетным учреждением, предложившим низкую стоимость товаров или услуг, но не более 25% от первоначальной стоимости контракта.

Проект государственного контракта, заключение которого требует обязательного предоставления обеспечения, должен в обязательном порядке содержать все существенные условия обеспечения, а именно: размер, срок предоставления и порядок его возврата.

Выбор способа обеспечения государственного контракта

Существует только два способа обеспечения исполнения государственного контракта:

1. Предоставление банковской гарантии, удовлетворяющей всем необходимым требованиям, которые будут охарактеризованы ниже.

2. Перечисление денежных средств на счет заказчика.

Заказчик не вправе регламентировать в конкурсной документации, какой способ обеспечения должен использовать участник закупки. Исполнитель вправе самостоятельно определить наиболее приемлемый и удобный для него способ. Вместе с тем, можно использовать только один вид обеспечения - либо банковскую гарантию, либо депозит. Возможность частично использовать в качестве обеспечения банковскую гарантию, а на оставшуюся часть предоставить денежные средства в виде депозита законом не предусмотрена. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то должна быть выпущена банком и предоставлена заказчику только одна банковская гарантия на всю сумму. Предоставление нескольких гарантий в общей сумме, покрывающей необходимый размер обеспечения, не разрешается.

Размер обеспечения, которое должен предоставить участник закупки, варьируется от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Эта цена всегда указана в извещении о закупке. При высокой стоимости контракта, превышающей 50 млн рублей, заказчик вправе повысить минимальный размер обеспечения и установить его диапазон в размере от 10% до 30% от НМЦ. Но в любом случае размер обеспечения не должен быть ниже, чем размер аванса, перечисляемого исполнителю, если выплата такого аванса предусмотрена государственным контрактом. Это требование действует также в случае, если размер аванса более 30% всей стоимости контракта. Таким образом заказчик страхует риски невозврата аванса в случаях, если исполнитель после его получения прекратит исполнять свои обязательства по государственному контракту.

Особенности предоставления банковской гарантии

Банком, гарантию которого можно предъявить в качестве обеспечения по государственному контракту, может быть не любой банк по выбору участника закупки, а лишь тот, что включен в перечень банков , гарантии которых принимаются для целей налогообложения. Такой перечень ведется Министерством финансов совместно с Центральным банком РФ. Ознакомиться с ним можно в интернете на сайте Министерства финансов. В этом перечне фигурируют только банки с устойчивым финансовым положением, не требующие процедуры финансового оздоровления, соблюдающие все необходимые банковские нормативы, имеющие соответствующую лицензию на осуществление банковских операций, а также собственный капитал в размере не менее 1 млрд рублей.

Основные требования к банковской гарантии, которая может быть предоставлена в качестве обеспечения:

  • Банковская гарантия обязательно должна быть безотзывной. Это означает, что гарантия не может быть отозвана банком-гарантом ни при каких обстоятельствах и не должна содержать условий, позволяющих отозвать гарантию до истечения ее срока действия. Срок действия такой гарантии должен превышать срок заключаемого государственного контракта минимум на один месяц.
  • Гарантия должна содержать точное определение обязательств, в обеспечение которых она выдается, а также сумму, которую банк-гарант выплатит заказчику в случае, если исполнитель не выполнит свои обязательства по контракту, обеспечиваемые данной гарантией. Кроме того, в гарантии необходимо указать, что банк-гарант в случае задержки выплаты, обязуется выплатить заказчику неустойку. Размер такой неустойки составляет 0,1% в день. Исполнением обязательств по банковской гарантии считается дата фактического зачисления денежных средств на счет заказчика. Именно с этой даты обязательства гаранта могут считаться исполненными. Соответствующий пункт также должен обязательно содержаться в тексте гарантии. Кроме того, закон 44-ФЗ позволяет заказчику в случаях, если гарант не осуществляет выплату в течение 5 рабочих дней, осуществить бесспорное списание средств со счета гаранта. Однако действующее законодательство пока не содержит юридических механизмов, предоставляющих заказчику право реализовать такую возможность.
  • Банковская гарантия должна содержать полный необходимый и достаточный перечень документов, которые заказчик должен будет предоставить в банк при обращении за выплатой в случае, если участник закупки нарушит обязательства по контракту. Стоит отметить, что такой перечень не может противоречить требованиям Постановления Правительства, определяющим, какие документы должны быть предоставлены и являются достаточными для осуществления выплаты (Постановление Правительства №1005 от 08.11.2013). Заказчик не имеет обязанности доказывать нарушение исполнителем требований контракта в судебном порядке, поэтому предоставления для выплаты каких-либо судебных актов не требуется, и банковская гарантия не должна содержать подобных обязательств.

Для рассмотрения банковской гарантии и принятия решения о ее соответствии всем требованиям заказчику предоставляется не более 3 рабочих дней. Если заказчик принял решение, что банковская гарантия не может быть принята, он должен в обязательном порядке уведомить о данном факте исполнителя - в письменной форме и с указанием причины, по которой гарантия не может быть принята. Перечень таких причин регламентирован 44-ФЗ. Отказаться использовать предоставленную банковскую гарантию в качестве обеспечения заказчик может лишь в нескольких случаях:

1. После проверки гарантии выясняется, что она отсутствует в реестре банковских гарантий , который ведется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками-гарантами. Такой реестр размещен в интернете в свободном доступе и участник закупки сам может проверить, есть ли выданная гарантия в данном реестре. Мера по формированию реестра была принята в связи с возрастающим числом поддельных банковских гарантий, которые были предоставлены в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, но не стояли на балансе выдавших их банков.

2. Гарантия выдана банком, который отсутствует в перечне Минфина РФ.

3. Предоставленная банковская гарантия не соответствует хотя бы одному требованию, предъявляемому к гарантиям законом №44-ФЗ.

4. Гарантия не соответствует документации о закупке. Стоит внимательно ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к обеспечению всеми конкурсными документами, чтобы избежать возврата банковской гарантии по данному основанию.

Обеспечение в виде перечисления денежных средств

Предоставление обеспечения в форме перечисления денежных средств является более простым в реализации способом, чем получение в банке банковской гарантии. При таком способе нет необходимости внимательного изучения всех требований и нормативов к банковским гарантиям, отсутствует риск, что гарантия не будет принята заказчиком по каким-либо основаниям и контракт не будет заключен. Для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнительно может либо использовать собственные средства, либо воспользоваться кредитными.

Обеспечение должно быть перечислено в срок, оговоренный в проекте контракта. Поступившие денежные средства до момента исполнения всех обязательств по контракту остаются в распоряжении заказчика. Следует зафиксировать срок возврата обеспечения при заключении контракта. Так как основной целью предоставления денежных средств является обеспечения исполнения всех обязательств по контракту, то возврат обеспечения должен быть осуществлен после подписания Акта выполненных работ между исполнителем и заказчиком.

Стоит обратить особое внимание, что если участник закупки не сможет предоставить обеспечение в срок, регламентируемый проектом контракта, то контракт с ним не будет заключен. Кроме того, такой участник рискует быть добавленным в реестр недобросовестных поставщиков и, таким образом, потерять возможность участвовать в каких-либо еще государственных закупках.

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В качестве исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Ситуация

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии

Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Ситуация

Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе. Закон № 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе. Статья 96 Закона № 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2 , , , 10 части 2 статьи 83 , пунктами 1 , и 4 части 2 статьи 83.1 , пунктами 1 , (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), - , - , , - , , - , - , , , , - (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - , не предусмотрена выплата аванса), , 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 7 - 7.3 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяются к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Согласно п. 4 , 5 ст. 96 Закона №  44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ , в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 , к которым относятся случаи:
  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:
  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44‑ФЗ ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д 28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата - обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ , то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №  1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять:
  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609 ). Согласно разд. V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи 610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 - 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н ).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н ).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения 3 201 11 510 3 304 01 730 200 000
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю 3 304 01 830 3 201 11 610 200 000
Сумма предоставленной банковской гарантии. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта - два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10 170 000
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась 10 170 000
Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта.

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства №  42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее - Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.

Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  1. в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, - учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
  2. после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, - учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Эти поступления отражаются по коду доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 «Доходы от компенсации затрат государства» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, предусмотренных Указаниями № 65н.

Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.

Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта 3 201 11 510 3 304 01 730 40 000
Перечислен аванс исполнителю 4 206 26 560 4 201 11 610 40 000
Предъявлено требование в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта 4 209 30 560 4 206 26 660 40 000
Удержан аванс за счет денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта в сумме удовлетворения требования залогодержателя 3 304 01 830 3 304 06 730 40 000
Уменьшена дебиторская задолженность в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта 4 304 06 830 4 209 30 660 40 000
Перечислена удержанная сумма обеспечения исполнения контракта в счет невозвращенного аванса со счета, предназначенного для учета средств во временном распоряжении, на лицевой счет 3 304 06 830 3 201 11 610 40 000
4 201 11 510 4 304 06 730

При предъявлении требований в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта заказчик также вправе предъявить дополнительное требование об уплате процентов за пользование чужими средствами. Названная операция отразится в бухгалтерском учете по дебету счета 2 209 40 560 и кредиту счета 2 401 10 140 .

Суммируя вышеизложенное, отметим следующие основные моменты:

  • кроме отдельных случаев, установление в контрактной документации требования о предоставлении участником закупки, с которым планируется заключить контракт, обеспечения исполнения контракта является обязанностью заказчика;
  • контракт заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта;
  • исполнение контракта может быть обеспечено путем предоставления банковской гарантии или внесения денежных средств на указанный заказчиком счет;
  • денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 как денежные средства, полученные во временное распоряжение;
сумма предоставленной банковской гарантии подлежит отражению на забалансовом счете 10 .

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Историческое развитие системы гражданских правоотношений между участниками рынка привело к созданию различных способов обеспечения исполнения (выполнения) принятых обязательств, поскольку ничем не обеспеченное обязательство являлось весьма ненадежным, привлекало недобросовестных контрагентов и использовалось мошенниками. Для исключения подобных возможных рисков в российском законодательстве, основываясь на международном опыте, были предусмотрены разные способы обеспечения (гарантии) исполнения обязательств.

При разработке существующего контрактного законодательства этому вопросу было уделено значительное количество внимания, поскольку в период действия предыдущего Закона 94-ФЗ данный институт на практике показал себя не с лучшей стороны, он не работал, из-за чего государство несло значительные убытки. Хуже всех себя проявлял такой способ обеспечения исполнения контракта (договора) как поручительство. Поэтому в существующем законодательстве от данного способа отказались вовсе. Неважно дела обстояли и с рынком так называемых «серых» банковских гарантий, по которым невозможно было обеспечить взыскание, поскольку они являлись фальшивыми. Для борьбы с данным явлением был введен механизм реестра. Как видно из приведенных примеров, в последние годы механизмы и способы обеспечения исполнения претерпели значительные изменения, с которыми мы и разберемся в настоящей статье.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта

Как уже отмечалось в государственных закупках законодательно предусмотрено только два способа обеспечения выполнения контракта: внесение денежных средств на счет заказчика и банковская гарантия. Если госзаказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, то участник, с которым заключается договор вправе самостоятельно выбрать один из этих двух способов. У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь далее.

В первую очередь, как более простой способ, рассмотрим внесение денежных средств на счет заказчика. При таком способе участник, с которым заключается контракт, при подписании договора со своей стороны осуществляет перечисление денежных средств на счет госзаказчика, реквизиты которого заказчик обязан указать в документации о закупке. Никаких дополнительных действий от заказчика ждать не стоит, все действия участник должен осуществить самостоятельно, поскольку подразумевается, что участник полностью ознакомился с контрактным законодательством и непосредственно с документацией о закупке.

После того, как денежные средства отправлены, будет весьма не лишним, заранее, у заказчика уточнить информацию на предмет поступления данных денежных средств на его счет. Если прошло уже больше привычного количества времени, стоит тогда связаться с банком и уточнить статус платежа. Все это необходимо по той причине, что на момент подписания договора госзаказчиком, деньги уже должны поступить на его счет. Если же этого не произошло, то тогда госзаказчик не может подписать договор, и обязан отправить сведения о поставщике в антимонопольную службу для включения в РНП.

Такая практика, когда участник может пострадать по вине банковской системы весьма распространена именно в стадии гарантии исполнения контракта, независимо от способа обеспечения. Поэтому участнику необходимо полностью держать контроль над всеми процессами, не полагаться на банк и все свои действия координировать с заказчиком, который, как правило, не меньше вашего заинтересован в заключении договора и его скорейшем исполнении.

Дополнительно стоит помнить, что при подписании контракта со своей стороны необходимо приложить копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет госзаказчика. Если произошла ошибка в размере обеспечения, и было переведено меньше требуемой суммы, то следует сделать еще один перевод на образовавшуюся разницу и приложить оба платежных поручения.

Во вторую очередь рассмотрим банковскую гарантию, как способ обеспечения исполнения договора. Банковская гарантия является документом, которая удостоверяет право заказчика на получение возмещения ущерба, неустоек, возврата аванса от банка, а не от стороны договора. Такой способ удобен участнику закупки тем, что для гарантии выполнения контракта не требуются собственные средства, которые могут быть изъяты из оборота компании на достаточно длительный период времени. Чем-то данный механизм напоминает механизмы страхования. Но, несмотря на такой значительный плюс, есть у него и несколько существенных недостатков.

Во-первых, за получение банковской гарантии придется заплатить. Конечно, сумма по сравнению с обеспечением исполнения договора будет значительно меньше, но эти деньги не вернутся к вам со временем, и вы их потеряете. Не стоит забывать также, что банк в случае выплаты по банковской гарантии имеет право на регрессное требование к участнику закупки. Соответственно, если возникает неисполнение или ненадлежащее выполнение контракта, участник закупки должен быть готов, что банковская гарантия, избавляя его от требований заказчика, не избавляет от выплаты вообще. Такая выплата, скорее всего в конечном итоге будет взыскана банком.

При этом оформление банковской гарантии — процесс непростой и в разных банках он оформляется по-разному, где то быстрее, где то не очень. Учитывая, что сроки предоставления обеспечения исполнения договора жестко регламентированы, и их нарушение повлечёт серьезные последствия для участника, стоит сбором документов и предварительным оформлением банковской гарантии заняться как можно раньше. Также законодательство устанавливает множество требований к содержанию банковской гарантии, а так же к порядку ее оформления. Исполнение данных требований обязанность банка, однако, из-за нарушения этих условий пострадает в первую очередь участник закупки, которого признают уклонившимся от заключения контракта и включат в РНП. Поэтому стоит тщательно проверить банковскую гарантию самостоятельно и проект банковской гарантии стоит согласовать с заказчиком до момента ее изготовления. Все это убережет вас от неблагоприятных последствий.

Отдельно стоит оговориться о случаях, когда все вышеуказанное не применяется. Такие условия частью 8 статьи 96 закона о закупках и их всего три. Исключение сделано для абсолютно всех казенных учреждений, которые выступают на стороне участника закупки. Так же, если приобретаются услуги кредитования, участник тоже не обязан исполнять вышеуказанные требования. Ну и последнее исключение сделано для бюджетных учреждений и унитарных предприятий, которые предоставляют услуги по выдаче банковской гарантии. Во всех выше обозначенных случаях заказчик не может требовать от участника исполнения требований закона в части предоставлений гарантий и денежных средств.

Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?

Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.

Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.

Размер обеспечения исполнения контракта

Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.

Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.

Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.

Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.

Возврат обеспечения исполнения контракта

О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.

Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.

Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.

Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать .

Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.

Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.

Участник имеет право обжаловать решение принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия банковской гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.


Top