Что такое толерантность и какие ее виды существуют? Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра


Научные и общественные сферы: политика, медицина, философия, религия, психология, этика, в связи со своей спецификой, по-разному отвечают на вопрос, что такое толерантность. Понятие активно стало употребляться в обществе в конце 90-х гг. прошлого века, вызывая споры и противоречия по содержавшимся в нем постулатам.

Толерантность - что это такое?

Человек по сути своей уникален, но в чем-то люди похожи, поэтому - ищут подобных себе, своим увлечениям, вероисповеданию. Принадлежность важна для личности, в виду того, что люди - существа социальные. У разных народов менталитет отличается, и что в одной стране приемлемо - в другой может вызвать общественный резонанс. Что значит толерантность в общем понятии?

В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности. Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире.

Что обозначает толерантность в других областях:

  • в медицине (фармакология, наркология): привыкание организма к веществу ввиду чего требуется большая дозировка для того достижения того же эффекта;
  • в музыке: уважительное отношение к разным стилям и музыкальным направлениям;
  • в экологии: способность биологических организмов развиваться в среде, даже при неблагоприятны факторах.

Толерантность в психологии

Это понятие в психологии занимает важное место. Принятие людей, с их особенностями, без критики и осуждения, позволяет выстроить доверительные отношения с клиентом и является элементом психотерапии. Психологический феномен толерантности вбирает в себя как научные аспекты и принципы, так и повседневные:

  1. Моральная (условная) - в основе своей, содержит отсроченную агрессию. Терпимость «внешнего Я» только на поверхностном уровне: человек соглашается с происходящим, а внутри, буквально сдерживается, «кипит».
  2. Естественная (натуральная) – характерна для маленьких детей и выражается в их безусловном принятии родителей без оценивания, к сожалению, бывает с ущербом для себя, если родители отличаются жестокостью.
  3. Нравственная (подлинная) – основанная на полном и осознанном принятии реальности. Это зрелая и позитивная толерантность «внутреннего Я». Духовное отношение ко всем проявлениям жизни и людям и постоянное самопознание. На нравственности основаны все мудрые притчи.

Психолог должен развивать данную толерантность, основные критерии которой:

  • эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
  • способность к рефлексии, внутреннему диалогу;
  • способность устанавливать конструктивные, положительные отношения с людьми.

Толерантность - плюсы и минусы

Идея данного понятия несет в основе своей, благие для общества цели, так ли это на самом деле? Возможен ли мир и благополучие на земле без терпимости к другим народам? Понятие толерантности может истолковываться и использоваться людьми по-разному, без учета общепринятых и прописанных понятий. У медали две стороны.

Плюсы толерантности:

  • помогает быть гуманным;
  • учит преодолевать страхи через эффективную коммуникацию с другими непохожими людьми;
  • вырабатывает правильное понимание разного с их привычками, характером, мировоззрением и укладом жизни;
  • способствует личностному и общественному развитию через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия среди как отдельных людей, так и наций в целом.

Минусы толерантности:

  • под видом толерантности манипуляции сознанием людей, прикрытые благими намерениями;
  • тонкая грань между действительно терпимостью и рабским терпением, в ущерб личности;
  • подмена истинных понятий и ценностей ложными, посредством социальных технологий;
  • толерантность некоторыми воспринимается как равнодушие, нежелание воспринимать и бороться.

Чем толерантность отличается от терпимости?

В переводе с древнего латинского языка, что такое толерантность дословно: «tolerantia» - означает «терпение», «терпеть», «переносить». Толковый словарь позиционирует слово «толерантность» как производное от французского «tolerant» - «терпимый». В русском, в отличие от других иностранных языков «терпимость» – это слово с явно негативным оттенком, обозначающем терпеть плохое, переносить лишения. Тем не менее, терпимость и толерантность - это различные понятия.

Терпимость – сознательный отказ общества от открытого проявления ненависти, вражды. Человек внутренне при этом, может испытывать сильные негативные чувства и протест. Формируется в короткие сроки и может быть навязана с помощью СМИ (например, для урегулирования конфликта между разными народами). Толерантность – общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка и предполагает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и национальностями - это необходимое явление.

Толерантность и ксенофобия

Слово «ксенофобия», наряду с «толерантностью» часто звучит в СМИ и с греческого языка переводится как «боязнь незнакомых». Мышление ксенофоба отличается четким делением на «своих» и «чужих». Небывалый поток мигрантов, достаточно болезненно и агрессивно воспринимается коренным населением: прибывшие иностранцы ведут себя по-другому, не всегда хотят изучать новый язык, не стремятся познать культуру и обычаи той страны, в которую мигрировали. Толерантность в современном мире в идеале, предполагает отсутствие ксенофобии, мирное сосуществование и развитие разных народов.

Виды толерантности

Основой толерантности являются фундаментальные ценности общества, без которых человечество не сможет существовать. Классификацией толерантности занимаются ученые многих специальностей. В постоянно меняющемся мире – актуальными и «острыми» являются вопросы связанные с религией, отношением к инвалидам, межнациональные, гендерные и политические отношения. Рассматривая, толерантность что такое - каждая прикладная сфера озвучивает свою типологию. Основные виды толерантности наиболее полно отражены М. С. Мацковским:

  • религиозная;
  • гендерная;
  • физиологическая;
  • образовательная;
  • сексуально-ориентационная;
  • географическая;
  • возрастная;
  • маргинальная;
  • межклассовая;
  • межнациональная;
  • расовая;
  • политическая.

Религиозная толерантность

Религия этносов содержит в себе сакральный компонент, отличающий ее от других конфессий. В прошлые века, считая свою религию единственно истинной - правители разных стран предпринимали военные походы с целью обратить иноверцев в свою веру. Что такое религиозная толерантность в наши дни? Человек имеет право на любое вероисповедание, принятое в его государстве, даже если оно не относится к главенствующей религии. Терпимость к другой вере – залог мирного взаимодействия между людьми.

Толерантность к инвалидам

Сострадание и милосердие ко всему живому – важные черты человека, закладывающиеся в детстве при правильном воспитании родителями. Проявление толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья – это в высшем смысле помощь в адаптации и социализации инвалида, как полноправного члена общества. Инклюзивное образование, предоставление рабочих мест – важные составляющие толерантности.

Этническая толерантность

Принадлежность к своему народу, этносу с усвоением многовекового опыта, традиций, ценностей - это этническая идентичность. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Это – уважительное отношение к укладу жизни других народов. Проблема толерантности в полиэтнических странах имеет глобальное значение. Обратная сторона – интолерантность (нетерпимость) все чаще является поводом для разжигания межнациональной розни.

Гендерная толерантность

Независимо от половой принадлежности – люди достойны уважения и равных прав - это ответ на вопрос, что такое гендерная толерантность. Толерантность в обществе в отношении полов неустойчивое явление. На сегодняшний день, претерпевают изменения, и это является причиной негативного реагирования в обществе и развития фобий. Интолерантность к другому полу – сексизм, является дискриминирующим личностным фактором.


Политическая толерантность

Толерантность в политике – это готовность правительства к конструктивному диалогу с другими странами. В полном объеме, может быть представлена в государстве с демократическим режимом власти и выражается в урегулировании межнациональных конфликтов, соблюдении прав человека, уважительном отношении к иным политическим убеждениям, не противоречащим законодательству. Политическая толерантность – глобальный процесс, от которого зависит мир на земле.

Политкорректность и толерантность взаимопроникающие понятия в современном обществе. История вопроса о политкорректности возникла в США, когда афроамериканцы потребовали исключить из английского языка оскорбительное слово «black»применительно к их расе. Политкорректность включает в себя запрет на оскорбительные выражения по отношению к другой расе, полу, сексуальной ориентации и т.д. В мультиэтнических странах, таких как США, политкорректность набирает обороты и пронизывает все сферы общества.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

  • Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
  • Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.
  • Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.
  • Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.
  • Дать учащимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.
  • Продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), сюжетно-ролевая игра.

Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение. Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта, полученного учащимися в ходе ролевого действия. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание учащимися драматических ситуаций.

Задание к занятию: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти значение слова “толерантность”, как понятие “толерантность” переводится с разных языков); нарисовать рисунки, в которых были бы отражены терпимость, добро и братство. Готовятся приемы быстрого деления класса (группы) на несколько мини-сообществ (с помощью различной цветовой гаммы, наклеек разных животных, растений, цветов).

Ход занятия

Ученик:

Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю встречу мы начали со стихотворения Ломиа, абхазского поэта. Как вы думаете, в чем идея этого стиха? На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей , а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности .

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

Упражнение 1. Игра “Возьму с собой”

– А сейчас я бы хотела провести с вамиигру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей !” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

Вопросы по итогам игры :

  1. Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость .)
  2. Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д .)
  3. А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность .)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность ? (Толерантными).

Упражнение 2

Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).

– Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?

Вывод: у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности : каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими .

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Упражнение 3. “Мой портрет в лучах солнца”

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других . При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Упражнение 4. Игра “Кто есть кто?”

(Игра на выявление собственной склонности к использованию социальных стереотипов.)

Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: “На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них – это закоренелые преступники, а другая часть – авторы детективных романов, есть среди них и люди иных профессий”. Затем педагог просит определить ребят: кто есть кто?

После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, подростки довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: “…надменное лицо”, “…лживые глаза, спрятанные за очками”, “…мечтательный взгляд писателя”, “…классическое лицо мошенника”. Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: “что вы думаете об этом занятии?”, “легко ли было его выполнять?”, “почему никому не удалось точно определить, кто есть кто?”, “насколько объективны ваши оценки других людей?”, “часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?”

При выполнении этого задания можно выйти на проблему соотношения внешнего вида и внутренних качеств человека, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок. Разговор можно перевести и на похожее стереотипное восприятие представителей иных национальностей, религий, субкультур.

Упражнение 5. Игра “Испорченный телефон”

– Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 3–4 человека ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.

Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в 3 и 4 четверти в г. Саров Нижегородской области в 2010 г.”.

– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?

Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять .

При наличии времени.

Упражнение 6. Дискуссия

Увы, нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей.

Как вы думаете, для вас проявление какой толерантности самое сложное и почему?

Толерантность бывает разная: расовая, межклассовая, межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная, физиологическая, гендерная, толерантность по отношению к маргиналам: бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д., политическая, внешнеполитическая.

  • Кто эти люди – “отбросы” общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
  • Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?
  • Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на “дно” в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?
  • Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных, “первосортных” и “второсортных”?
  • Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?
  • А если посмотреть на все это глазами самих тех людей, о которых мы сегодня говорим?

Здесь педагог предлагает учащимся еще раз поработать в группах, но на этот раз встать в позицию самих представителей маргинальных слоев населения и попытаться воспроизвести их взгляды на самих себя, окружающее общество, государство .

В ходе работы ребята, как правило, отмечают настороженное отношение этих людей к государству и представителям власти. Окружающие характеризуются ими как равнодушные, черствые, непонимающие их проблем, не проявляющие к ним никакого сочувствия, отторгающие и презирающие их. Самовосприятие этих людей школьники описывают в таких понятиях как безысходность, покинутость, обреченность, неуверенность, пессимизм.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

– С чем мы сегодня познакомились?

– На нашем сегодняшнем занятии мы познакомились с понятиями “Толерантность” и “интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.

Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

7.

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

– Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.

И как домашнее задание я бы хотела вам дать “Диету для тех, кто хочет стать толерантным”.

– На следующем занятии мы с вами поговорим, удалось ли вам придерживаться этого распорядка жизни.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, создавая табу на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения Что такое милосердие и как развить в себе это качество Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных


Top