Способы разрешения конфликтов. Политический консенсус и методы его достижения. Примерные тексты заданий по обществознанию

Конфронтация (соперничество, конкуренция, соревнование, подавление, доминирование) активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, следует заметить, что возможные различия между ними связаны с тем, что хотя в любом случае партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае борьбы участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга (Н.В. Гришина).

Зиммель же пишет о естественной враждебности между человеком и человеком, цитируя скептических моралистов, для которых homo homini lupus est (человек человеку волк). Он выводит это отношение из защитного инстинкта и называет его априорным инстинктом борьбы: личность даже, не подвергаясь нападению, лишь реагируя на самовыражения других, не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию, что первый инстинкт, при помощи которого она себя утверждает, есть отрицание другого (Г. Зиммель Человек как враг: Социологический журнал, 1994, N2, С.114.) Таким образом, мы видим, что соперничество зачастую выбирается автоматически, без рационального расчета: Драка так и лезет из меня, - цитирует своего знакомого пятилетнего ребенка Е.Н. Иванова

Для сегодняшнего дня характерно еще большее развитие конкурентности в отношениях между людьми: Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой реального или потенциального соперника для любого другого (К. Хорни Культура и невроз: Психология конфликта (под ред Н.В. Гришиной), с. 101). Именно при этой стратегии часто используются власть, сила закона, авторитет, связи и т.д., чтобы оправдать оценку своих интересов как высоких, а интересов соперника - как низких.

Условия эффективности использования данной стратегии:

  • проблема имеет жизненно важное значение для стороны конфликта;
  • вторая сторона легко идет на уступки;
  • сила действия одной стороны значительно превосходит силу противодействия, на которое способна другая сторона;
  • требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной ситуации;
  • наличие большого авторитета для принятия решения и очевидно, что данное решение наилучшее;
  • участник конфликта в данный момент лишен другого выбора.

Стратегию соперничества можно наблюдать на разных уровнях взаимодействия. Для конкретного анализа используют описание тактик конфликтного взаимодействия, под которыми понимают совокупность различных приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Ничего неизбежно разрушительного и губительного в тактиках соперничества нет. Негативным скорее оказывается результат, к которому ведет применение этих тактик.

Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики, приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны.

Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым. Это объясняется тем, что легкие тактики, как правило, обходятся для применяющей их стороны дешевле, чем тяжелые. И такая последовательность в их употреблении служит для другой стороны, а также для возможных наблюдателей знаком, что первая сторона действует благоразумно, то есть прибегает к тяжелым тактикам только как к последнему средству.

Если сторона прибегает сначала к тяжелым тактикам (пускает в ход обаяние), существует опасность, что другая сторона и прочие наблюдатели сочтут первую задирой, пытающейся всеми средствами навязать свою волю. Более того, могущий случиться сдвиг к более легким тактикам может создать впечатление, что первая сторона слаба: она не смогла добиться своего силой, и вынуждена была занять более мирную позицию. При таких обстоятельствах легкие тактики могут рассматриваться как подкуп, как попытки первой стороны купить себе победу, раз другие ее попытки не удались.

Разумеется, в ряде случаев переход от легких тактик к тяжелым представляется нецелесообразным. И нередко одна сторона прибегает сначала к тяжелым тактикам вроде угроз, чтобы припугнуть другую сторону, а потом переходит к легким тактикам, пуская, например, в ход обаяние. По контрасту с тяжелыми, легкие тактики кажутся столь приятными, что могут действовать весьма эффективно. Особенно впечатляюще бывает такая смена тактик, когда разные участники с одной стороны используют и тяжелые и легкие тактики, последовательно выступая в ролях плохого и хорошего полицейского. Этот прием называется также черная шляпа белая шляпа или дрянной малый добрый малый, плохой полицейский хороший полицейский.

Но все-таки надо признать, что более обычным бывает применение сначала легких, а потом уже тяжелых тактик.

Мягкие или легкие тактики не предполагают нанесения тяжелого физического или психологического ущерба оппоненту, но они, тем не менее, предполагают твердое настаивание на своей позиции. К ним относят:

    • обольщающие тактики или тактика дружелюбия, предполагающие корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, прощение;
    • тактика взъерошивание перьев;
    • тактика скрытых укоров;
    • тактика сделок взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений.

Дж. Бертон, Х. Ледер, Дж. Дэвис и другие выдвинули версию, объясняющую природу политического конфликта - так называемую теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих основу человеческой личности. К базовым источникам конфликта относятся разные ценности: О. Надлер - идентичность, экономический рост, трансценденция (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт - безопасность, общественное признание, нравственное совершенство и прочие. Удовлетворение такого рода стремлений требует от власти видоизменения и совершенствования политических структур в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей; процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим областям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

По мнению К. фон Бейме, теория политического конфликта насчитывает три основные модели: либеральную, авторитарно-консервативную, социалистическую модели.

В основе либеральной модели политического конфликта (С. Липсет) лежит ориентация на демократические параметры жизни общества и, в частности, партийный плюрализм. Ее авторы считают, что групповые конфликты являются основой развития демократии. Сторонники этой модели осознают, что политический конфликт при определенных условиях может стать явлением, дезинтегрирующим политическую стабильность общества и несущим опасность его демократическим устоям. К таковым они относят конфликты на национального и религиозного экстремизма, идеологического фанатизма, крайнего проявления классовой ненависти и т. д. Опасность для демократии они видят в том, что именно эти конфликты способны привести к доминированию сильной централизованной власти, противостоять которой не сможет ни одна из групп. Одновременно отмечается, что с приходом сильной централизованной власти сами конфликты «исчезают». Разрешаются конфликты в либеральной модели по принципу «сделки», то есть на основе консенсуса, «ключевым механизмом» которого является голосование.

Авторитарно-консервативная модель политического конфликта опирается на характеристику взаимоотношений меду правящей элитой и массами. Авторы этой модели основное внимание сосредоточили на механизме появления элиты и контрэлиты в обществе, на конфликтных отношениях между ними. Причем, по их мнению, смена мест элиты и контрэлиты в общественно-политической жизни не означает разрешения конфликта.


Социалистическая модель (модель классового конфликта), основоположниками которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Логика применения классового подхода в обосновании конфликта сводится примерно к следующему: расширение неравномерности распределения в обществе благ, ресурсов и ценн6остей ведет к углублению конфронтационных отношений между господствующими и угнетенными классами; углубление понимания угнетенными классами своего истинного положения ведет к осознанию ими социальной несправедливости в распределении и потреблении общественного достояния; объективное углубление социальной несправедливости и его осознание массами неизбежно ведет к поляризации общества, пониманию несовершенства его политической системы, а значит – к политическому объединению угнетенных классов; дальнейшее усиление поляризации между господствующими и угнетенными классами повышает вероятность насилия в неизбежном конфликте между ними; необходимость разрешения возникающего конфликта ведет к неизбежной победе эксплуатируемых, то есть к новым социалистическим общественно-политическим и экономическим отношениям.

Консенсус (от лат. consentio – общность чувств, мыслей, взаимопонимание) – это соглашение значительного большинства членов любого сообщества относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе.

Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Его достижению способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности (терпимости) в обществе, существование институциональных, проработанных государством форм разрешения конфликта, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом.

Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, который обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на разные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкретном обществе ценности и идеалы предопределяют модели поведения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым достигается равновесие общественной системы.

В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950–1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предотвращать различные конфликты и вести дебаты в спокойной атмосфере.

В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть трансформированы в соответствующие им уровни консенсуса.

Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинства членов общества.

Второй уровень консенсуса устанавливает правила политического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть – оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, признание данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу отношения к членам правительства, а не к форме управления.

Объекты возможного соглашения

Уровни консенсуса

Конечные цели, которые составляют основу системы политических ценностей (свобода, равенство и т.д.) Консенсус на уровне сообщества, или ценностный

Процедура разрешения конфликта Консенсус на уровне режима, или процедурный

Конкретные члены правительства и правительственная политика Консенсус на уровне политики

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий: обмен конфликтующих сторон требованиями; выдвижение встречных предложений; выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может или не может пойти каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами, независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие нормы:

ведение переговоров по конкретному конфликту, недопущение ситуации спора по прежним конфликтам;

равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

учет цивилизационной, национально-этнической и социокультурной среды, в которой происходит конфликт, и ее влияния на его специфику.

Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его принятии;

2) отсутствие прямых возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников.

Таким образом, консенсус – это не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при решении спорной проблемы вряд ли возможно.

На разрешение конфликта оказывает влияние и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сторон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна из сторон, то его исход может зависеть от вмешательства третьей стороны (арбитра, судьи). Именно третья сторона должна проанализировать конфликт и дать рецепты его разрешения. Если же в разрешении конфликта участвуют обе противостоящие стороны, то, как правило, они лишь вызывают к жизни новые виды конфронтации.

Политические противоречия и конфликты – неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной политической культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

11 класс

Часть I .

Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

____

2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

3. Хабаровский край, г. Москва, Камчатский край, Ванинский район_________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

2. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

3. Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество

4. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

5. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

6. В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

7. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

8. Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товаров.

9. Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

10. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

Задание 11.3. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются действиями.

А. Новобрачные получили в подарок загородный дом.

Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

В. Предприниматель взял в аренду офис.

Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Экономия времени и денежных средств.

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж .Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А.де Токвиль)

Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

_____________________________________________________________________________

2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Разве Эсхил и Софокл не создали свои великолепные трагедии много раньше, чем Аристотель построил на основании их творений первую систему представлений о прекрасном в природе и искусстве, разве какая-нибудь теория вдохновила Шекспира?___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. От обыденной жизни эта форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе, обособлена прежде всего отведенными для нее пространством и временем, и с этой обособленностью связано ее качество как культурной формы, которая может и повторяться и стать традицией

Задание 11.8. Прочитайте текст и выполните задания к нему

«Власть (1) варьируется от состояния полной анархии до жестокой диктатуры. В сущности антиномия (2) между ними делает достижение более или менее приемлемого положения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показывает исторический опыт, всякая анархия , (3) беспорядок, революция (4) кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствует нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формы диктатуры . (5) В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. Государство основано на силе, в правовом государстве эта сила узаконена, более того, она строго подчинена нормам права . (6) В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы (7) граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано правом; оно вправе разрабатывать и принимать тот или иной закон, но само в свою очередь обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему. Более того, оно подсудно своим собственным судам и может быть осуждено ими. Соответственно представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность граждан. Отцам-основателям либерального мировоззрения (8) принадлежит идея, что в государстве должны властвовать не отдельные личности (9), а право и законы».

1. Дайте определение всем выделенным курсивом терминам.

2. Какие еще, помимо указанных в тексте, признаки правового государства вы знаете? Назовите их.

3. Какая словесная формула, выдвинутая известным английским философом XVII века, использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

ОТВЕТ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть II. Сочинение-эссе.

Задание 11.9 Уважаемые участники! дПеред вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. (Ж.П. Сартр)

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

  • < Назад
  • Вперёд >

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта. Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:


1) предупреждение открытых форм проявления конфлик­тов, сопровождающихся насильственными действиями (война­ми, массовыми беспорядками и др.);

2) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;

3) формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, пере­вод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. В свя­зи с этим велика роль посредника как действующего лица кон­фликта. Роль третейского судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, воо­руженные силы. Государство обязано вмешиваться в ход собы­тий, когда конфликты угрожают интересам многих людей; когда участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; когда конфликт превращается в причину затяжного массового насилия. Посредником в конфликте может быть и от­дельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих кон­фликтующих сторон.

Политической практикой выработаны некоторые общепри­знанные положения, которые необходимо учитывать при урегу­лировании конфликтов:

1) в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов;

2) необходимо стремиться к достижению как можно боль­шей сферы согласия между конфликтующими сторонами;

3) нужно локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных фак­торов;

4) следует избегать упрощения проблем, послуживших ос­нованием политического конфликта ;

5) не допускать промедления в принятии конструктивных усилий, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха;

6) использовать накопленный опыт урегулирования кон­фликтов с учетом их национальной специфики.

Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и при­кладная политология выявляет ряд методов урегулирования по­литических конфликтов:


Применение I

«Избегание» конфликта

Временный уход с политической аре­ны, уклонение от встреч с противником и др.

Подмена конфликта

Перемещение его в иную плоскость

Конфронтация

Жесткие, «революционные» решения

Приспособление

Действия, акции, направленные на са­мостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе

Откладывание

Временная уступка сильному оппо­ненту

Примирение сторон

Сближение их позиций через посред­ника.

Третейское разбирательст­во или арбитраж

Переговоры

Наиболее распространенный и пер­спективный способ разрешения поли­тических конфликтов.

Альтернативное разреше­ние конфликтов

Конфликт регулируется самими участ­никами путем взаимного сотрудниче­ства и соглашения

Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, не­достатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным явля­ется комплексное применение различных методов в зависимо­сти от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение развития насильственной стадии конфликта ; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным ре­зультатом разрешения конфликта является достижение кон­сенсуса.


Термин консенсус (от лат. - взаимопонимание, общность чувств, мыслей). Консенсус - это соглашение значи­тельного большинства людей любого сообщества относитель­но наиболее важных принципов политической организации, рас­пределения ценностей, власти и прав в обществе. Консенсус - универсальный принцип демократии , позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряжен­ность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинст­ва, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, на­личие толерантности (т. е. терпимости, лояльности) в обществе, существование институциональных форм разрешения конфлик­та, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом. Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, кото­рый обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на раз­ные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкрет­ном обществе ценности и идеалы предопределяют модели пове­дения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым дости­гается равновесие всей общественной системы.

В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950-1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предот­вратить различные конфликты и вести дебаты в умеренной ат­мосфере.

В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть транс­формированы в соответствующие им уровни консенсуса:


Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли дан­ное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинст­ва общества.

Второй уровень консенсуса устанавливает правила поли­тического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означа­ет согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть - оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, согласие с суще­ствованием данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу разного отношения к членам правительства, а не к форме управления.

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий:

1. Обмен конфликтующих сторон требованиями;

2. Выдвижение встречных предложений;

3. Выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаим­ную выгоду там, где только возможно, а где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами незави­симо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных пере­говоров лежат следующие нормы:

а) ведение переговоров по конкретному конфликту, недо­пущение ситуации спора по прежним конфликтам;

б) равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

в) отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

г) использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

д) разграничение между участниками дискуссии и обсуж­даемыми проблемами;

е) учет цивилизационной, национально-этнической и со­циокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияния на его специфику.


Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его при­нятии; 2) отсутствие прямых возражений против принятия ре­шений со стороны хотя бы одного из участников.

Таким образом, консенсус - это не единогласие, но отсут­ствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при реше­нии спорной проблемы вряд ли возможно.

На разрешение конфликта оказывает и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сто­рон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна сторо­на, то его исход может зависеть исключительно от третьей сто­роны (арбитра, судьи) или от случая. Именно третья сторона анализирует конфликт и дает готовые решения. Если в урегули­ровании противоречия принимает участие только одна кон­фликтующая сторона, то она чаще всего подвергается проверке, где она должна доказать свою правоту. Однако на практике до­биться этого очень сложно. Если обе противостоящие стороны участвуют в разрешении конфликта, тогда, как правило, меха­низм урегулирования приобретает формы борьбы между ними. Обе стороны вызывают к жизни новые виды конфронтации тем, что они в равной степени борются за недостающие им ценности.

Политические противоречия и конфликты - неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной полити­ческой культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр – третья сторона в конфликте.

Блеф тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус – реальное положение личности в системе внутригруппо-вых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.


Top