Консенсус и конфликт в политике. Политический конфликт и консенсус

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений.

Дж. Бертон, Х. Ледер, Дж. Дэвис и другие выдвинули версию, объясняющую природу политического конфликта - так называемую теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих основу человеческой личности. К базовым источникам конфликта относятся разные ценности: О. Надлер - идентичность, экономический рост, трансценденция (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт - безопасность, общественное признание, нравственное совершенство и прочие. Удовлетворение такого рода стремлений требует от власти видоизменения и совершенствования политических структур в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей; процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим областям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

По мнению К. фон Бейме, теория политического конфликта насчитывает три основные модели: либеральную, авторитарно-консервативную, социалистическую модели.

В основе либеральной модели политического конфликта (С. Липсет) лежит ориентация на демократические параметры жизни общества и, в частности, партийный плюрализм. Ее авторы считают, что групповые конфликты являются основой развития демократии. Сторонники этой модели осознают, что политический конфликт при определенных условиях может стать явлением, дезинтегрирующим политическую стабильность общества и несущим опасность его демократическим устоям. К таковым они относят конфликты на национального и религиозного экстремизма, идеологического фанатизма, крайнего проявления классовой ненависти и т. д. Опасность для демократии они видят в том, что именно эти конфликты способны привести к доминированию сильной централизованной власти, противостоять которой не сможет ни одна из групп. Одновременно отмечается, что с приходом сильной централизованной власти сами конфликты «исчезают». Разрешаются конфликты в либеральной модели по принципу «сделки», то есть на основе консенсуса, «ключевым механизмом» которого является голосование.

Авторитарно-консервативная модель политического конфликта опирается на характеристику взаимоотношений меду правящей элитой и массами. Авторы этой модели основное внимание сосредоточили на механизме появления элиты и контрэлиты в обществе, на конфликтных отношениях между ними. Причем, по их мнению, смена мест элиты и контрэлиты в общественно-политической жизни не означает разрешения конфликта.


Социалистическая модель (модель классового конфликта), основоположниками которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Логика применения классового подхода в обосновании конфликта сводится примерно к следующему: расширение неравномерности распределения в обществе благ, ресурсов и ценн6остей ведет к углублению конфронтационных отношений между господствующими и угнетенными классами; углубление понимания угнетенными классами своего истинного положения ведет к осознанию ими социальной несправедливости в распределении и потреблении общественного достояния; объективное углубление социальной несправедливости и его осознание массами неизбежно ведет к поляризации общества, пониманию несовершенства его политической системы, а значит – к политическому объединению угнетенных классов; дальнейшее усиление поляризации между господствующими и угнетенными классами повышает вероятность насилия в неизбежном конфликте между ними; необходимость разрешения возникающего конфликта ведет к неизбежной победе эксплуатируемых, то есть к новым социалистическим общественно-политическим и экономическим отношениям.

Консенсус (от лат. consentio – общность чувств, мыслей, взаимопонимание) – это соглашение значительного большинства членов любого сообщества относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе.

Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Его достижению способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности (терпимости) в обществе, существование институциональных, проработанных государством форм разрешения конфликта, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом.

Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, который обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на разные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкретном обществе ценности и идеалы предопределяют модели поведения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым достигается равновесие общественной системы.

В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950–1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предотвращать различные конфликты и вести дебаты в спокойной атмосфере.

В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть трансформированы в соответствующие им уровни консенсуса.

Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинства членов общества.

Второй уровень консенсуса устанавливает правила политического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть – оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, признание данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу отношения к членам правительства, а не к форме управления.

Объекты возможного соглашения

Уровни консенсуса

Конечные цели, которые составляют основу системы политических ценностей (свобода, равенство и т.д.) Консенсус на уровне сообщества, или ценностный

Процедура разрешения конфликта Консенсус на уровне режима, или процедурный

Конкретные члены правительства и правительственная политика Консенсус на уровне политики

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий: обмен конфликтующих сторон требованиями; выдвижение встречных предложений; выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может или не может пойти каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами, независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие нормы:

ведение переговоров по конкретному конфликту, недопущение ситуации спора по прежним конфликтам;

равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

учет цивилизационной, национально-этнической и социокультурной среды, в которой происходит конфликт, и ее влияния на его специфику.

Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его принятии;

2) отсутствие прямых возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников.

Таким образом, консенсус – это не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при решении спорной проблемы вряд ли возможно.

На разрешение конфликта оказывает влияние и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сторон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна из сторон, то его исход может зависеть от вмешательства третьей стороны (арбитра, судьи). Именно третья сторона должна проанализировать конфликт и дать рецепты его разрешения. Если же в разрешении конфликта участвуют обе противостоящие стороны, то, как правило, они лишь вызывают к жизни новые виды конфронтации.

Политические противоречия и конфликты – неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной политической культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.

Мы рады приветствовать Вас

на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию!

Желаем успехов!

10 класс

    Что является лишним в ряду. Дайте краткое пояснение.

      Земля, труд, налоги, капитал, предпринимательство ___

      Анимизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм. ___

      Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество ___

    По какому принципу образованы ряды.

2.1 Конституционное право, земельное право, гражданское право ___

2.2 Водитель, академик, аспирант, лауреат Нобелевской премии ___

    Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует.

    1. Люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ___

      Общество, это, основное, искусство, и, средство, политика, управление. ___

    Решите задачи.

    1. Гражданин Л., работая по трудовому договору, с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным в 17 лет. Может ли гражданин Л. Принять участие в референдуме. Ответ обоснуйте.

      Адвокат Васильев защищал Короедова. Короедов обвинялся в краже компьютеров. Во время беседы он рассказал адвокату, что совершил кражу не один, и назвал фамилии соучастников. Имеет ли право следователь допросить адвоката об этих обстоятельствах. Ответ обоснуйте.

5. Прочитайте текст.

Власть варьируется от состояния анархии до состояния жестокой диктатуры… Как показывает исторический опыт, всякаяанархия , беспорядок,революция кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствуют нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формыдиктатуры.

В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. В правовом государстве четко и точно определены как пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемыенормами права .

5.1 Дайте определения всем выделенным курсивом терминам.

5.2 Какая словесная формула, выдвинутая английским философом в 17 в., использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

6. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «…». При этом учитываются «…» его характеристики. Понятием «…» определяют систему «…» характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «…» как продолжающийся «…» процесс усвоения культурных норм и социальных «…». Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение «…»; подростку необходимо мнение «…».

7 .Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века

Науки

Имена ученых

    IVв. до н.э.

Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.

Консенсус как средство решения конфликта

Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.

Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях которого он имел две трактовки:

1. Без консенсуса нельзя мыслить элементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.

2. Консенсус - субъективное согласование, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный организм - "Великое существо".

Консенсус как средство решения конфликтов использовался в период буржуазной демократии. Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание, "сегодня приводит к консенсусу в той мере, в какой мнение тех, кто предлагает варианты программ, становится мнением некоего декларированного большинства, хотя в действительности, как правило, это политика, существующая благодаря терпимости индифферентных масс"

В современном либерально-демократичесом государстве «консенсус распространяется лишь на максимально гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное согласие, которое при необходимости внушается с помощью соответствующей, приспособленной для этого пропаганды»В авторитарном обществе «властьимущие не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств политики».

Следовательно в любом государстве должны существовать политические институты, способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.

Современная политическая наука выделяет следующие пути и методы управления конфликтами.

ü стратегические, ориентированные на предупреждение конфликтов и кризисов на основе научного прогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических и социально-психологических институтов и условий для стабильного развития социальной системы.

ü тактические, включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с использованием силовых средств по отношению к их участникам посредствам налаживания переговорного процесса.

ü оперативные, которые предполагают разовые действия по ограничению конфликта и устранению его последствий.

В условиях консенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные пути управления конфликтами взаимодополняют друг друга.

Относительная оценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на основе трех различных параметров; во-первых, системы правил и регулирующих механизмов разрешения конфликтов, возникающих внутри этой системы; в третьих, метода разрешения конфликта»

Для либерально демократического государства характерна демократия, т.е. низкий уровень оппозиции к существующему внутри государства своду правил и механизмов разрешения политических конфликтов, что является свидетельством легитимности существующего государственного строя и стабильности государства; низ0ий уровень конфликтности относительно существующей власти, т.е. речь идет о характере и интенсивности политических расхождений между партиями; широкие возможности создания коалиции, наличие эффективного механизма предупреждения конфликта, заложенного в корпоративных отношениях.

Таким образом, полнота реализации принципа консенсуса и содержание консенсусной демократии обусловлены такими факторами, как формы правления, тип политического режима, направленность деятельности партий и общественных движений, исторические, этнические, религиозные, культурные особенности страны и т.д.

Путь к консенсусу предполагает сложный и длительный процесс обмена требованиями, встречными предложениями, которые обоснованы, объяснены с точки зрения пользы, справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в конфликте.

«Именно таким образом политические и законодательные программы прокладывают путь к исполнительным учреждениям, законопроекты проводятся через законодательные органы, административные нормы, находят поддержку у бюрократии. Проблема поиска соглашений в этих системах обширна и сложна не только в силу многообразия интересов и идей, но и потому, что процесс формирования и реализации политики открыт для различных влияний и интересов, и правительство вынуждено реагировать на многочисленные противоречивые требования».

Наиболее благоприятные условия достижения политического консенсуса возникают при всеобщей распространенности норм приверженности легитимным процедурам, идеям всеобщего благосостояния, стремлению разрешить противоречия интересов личности, этических, экономических, религиозных, лингвистических и иных групп. Роль примирения различных интересов призваны решать политические институты, законодательные органы, суды, коалиционные политические партии, публичные школы. «Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимностный характер политической системы, делает ее более стабильной, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом. При этом различают два вида консенсуса: персонифицированный и общественный. Персонифицированный консенсус распространяется на тех, кто занимает ключевые позиции в государственных органах и общественных органах и принимает решение, влияющее на жизнедеятельность людей. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между подавляющим большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам.

Консенсусу в обществе может способствовать система контроля за конфликтной ситуацией. Она включает:

ü Взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы.

ü привлечение арбитров, беспристрастный подход которых конфликтующим сторонам гарантирован.

ü полное использование существующих или принятых новых правовых норм, административных актов и процедур, способствующих сближению позиций противоборствующих сторон.

5.___

2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.9. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите наименования групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право. Количество строк таблицы является примерным.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Часть III . Сочинение-эссе.

Задание 9.10. Уважаемые участники!

Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

Часть I .

Задание 10.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Билль, шариат, закон, обычай, указ._______________________________________

_________________________________________________________________________

9. Когда производительность труда растет медленно, тогда уменьшается себестоимость продукции.

10. Курортный сбор относится к местным налогам на территории РФ.

Задание 10.4. Найдите в приведенном перечни признаки понятия «право» и впишите их буквенные обозначения:

А. является совокупностью социальных норм

Б. находится в строгом соответствии с нормами морали

В. носит общеобязательный характер

Г. носит системный характер

Д. не требует обязательного признания государством

Е. регулирует все общественные отношения

Ж. не носит персонифицированный характер

И. определяет исключительно границы возможного поведения

К. определяет исключительно границы возможного и должного поведения

Л. имеет формальную определенность

Ответ: _________________________________________

Задание 10.5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально-исторических типов общества.

1 . Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2. Происходит переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3. Господства собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4. Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5. Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6. Классовое деление уступает место профессиональному. 7. Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8. Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9. По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10. В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11. Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.

5.1. Озаглавьте колонки таблицы.

5.2. Впишите в колонки таблицы порядковые номера предложений,

отражающих характерные черты соответствующих типов.

Задание 10.6. Во многих школах края имеются общешкольные уголки символики, но и в отдельных кабинетах оформлены стенды. Для оформления используются изображения символики Российской Федерации и Хабаровского края. Ученики оформили уголок в классе. Найдите ошибку(ки) в подписи к изображениям:

А. Государственный герб Российской Федерации

Б. Государственный флаг Российской Федерации

В. Государственный флаг Хабаровского края

Г. Государственный герб Хабаровского края

Ответ:

А________________________________________________________________________________

Б________________________________________________________________________________

В________________________________________________________________________________

Г._______________________________________________________________________________

Задание 10.7. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

7.1. Бонапартизм

1. _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Линчевание.

1. _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3. Маниловщина.

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.8. Замените выделенный курсивом

8.1. По существующим тестам на

____

8.2. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.__________________________________

8.3. В мире концентрация капитала через союзы многих лиц для ведения какого-либо промышленного или торгового предприятия, члены которых участвуют в деле лишь в известной доле всего собранного для ведения дела капитала, породила тресты, в которых предприятия лишены производственной и коммерческой самостоятельности и «доверены» единому управлению.

________________________________________________________________________________

8..4. Сторонники социального происхождения системы воззрений на жизненное назначение человека, охватывающее понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни считали, что идеал единства отражает потребность любого сообщества в стабильности, порядке и взаимопомощи .__________________________________________________________

Часть II . Сочинение-эссе.

Задание 10.9 Уважаемые участники! Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА УЧЕБНЫЙ ГОД

Часть I .

Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

_____________________________________________________________________________

Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

В. Предприниматель взял в аренду офис.

Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А. де Токвиль)

Задание 11.6. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.


Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр – третья сторона в конфликте.

Блеф тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус – реальное положение личности в системе внутригруппо-вых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.


Top