Меры социальной поддержки семей с детьми в российской федерации. Нормативная правовая база в области поддержке семей с детьми Социальная поддержка семей, имеющих детей

Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

  • 1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.
  • 2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.
  • 3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).
  • 4. Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

  • - пособие по беременности и родам - выплачивается за период отпуска по беременности и родам (декретного отпуска) в размере 100% от среднего заработка;
  • - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 490,79 рублей;
  • - единовременное пособие при рождении ребенка - 13087,61 рублей;
  • - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - в размере 40% среднего заработка, но не более чем 16241,14 рублей и не менее для первого ребенка - 2453,93 рублей для второго и последующих детей - 4907,85 рублей;
  • - ежемесячное пособие на ребенка - выплачивается ежемесячно в размере 50 рублей на районный коэффициент;
  • - женщинам родившим (усыновившим) второго или третьего ребенка начиная с 1 января 2007 года, предоставляется «материнский капитал» - 408,900 рублей;
  • - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 11 703,13 рублей, если несколько детей то на каждого;
  • - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву составляет 20,725 рублей;
  • - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 8,882 рублей и выплачивается независимо от других детских пособий .

Выплата этих пособий производится за счет: федерального бюджета, бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан. Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

Размер государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат (социальные трансферты), так и в виде натуральной помощи .

Особенностью формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

  • - трудовые гарантии и льготы;
  • - льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;
  • - транспортные льготы для семей и детей;
  • - субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • - безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;
  • - льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
  • - права и льготы в области охраны здоровья семей;
  • - налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Социальное обслуживание различных категорий населения установлено в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом предусмотрены такие формы социального обслуживания, как материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, реабилитационные услуги инвалидам. Особенностью социального обслуживания как самостоятельной формы социальной помощи населению, в том числе семьям, имеющим детей, является то, что все указанные виды социальной помощи населению оказываются специализированными учреждениями социального обслуживания населения и за исключением материальной помощи представляют собой социальные услуги. Социальное обслуживание включает: материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; консультативную помощь клиентам государственных учреждений социального обслуживания населения; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социальное обслуживание населения государственными учреждениями социального обслуживания - это относительно новая форма социальной помощи населению. Начало ее формирования как целостной системы связано с процессами современной социально-экономической трансформации России, хотя государственные интернатные учреждения для детей, престарелых и инвалидов существуют уже давно, а первые центры дневного пребывания и социальные приюты для детей и взрослых появились еще в 80-е годы.

В 90-е годы в Российской Федерации государством создана новая социальная отрасль реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что является несомненным достижением.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций. В России много центов, которые предоставляют услуги помощи семье. Например: в Республике Коми «Центр социальной помощи семье и детям» в котором есть отделения: по профилактике безнадзорности, отделение помощи женщинам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными способностями, отделение помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей и замещающим семьям, отделение экстренной психологической помощи населению, а также есть центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения во всех районах республики .

В рамках полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республике Коми также установлены государственные гарантии семьям, имеющим детей, в частности:

  • - Законом Республики Коми № 57-РЗ от 12.11.2004 «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей». В соответствии с законом семьям, имеющим детей, предоставляются следующие виды государственных гарантий:
    • 1) ежемесячное пособие на ребенка;
    • 2) доплата к ежемесячному пособию на ребенка;
    • 3) ежемесячная социальная выплата матерям, воспитавшим 7 и более детей;
    • 4) ежемесячная денежная выплата семьям при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей - до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата). применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением ребенка (детей) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года .
  • - Законом Республики Коми № 45-РЗ от 29.04.2011 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми». Настоящий закон устанавливает на территории Республики Коми дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми), получения платных медицинских услуг ребенком (детьми).

Право на дополнительные меры социальной поддержки возникает при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми:

  • 1) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является третьим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона;
  • 2) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является четвертым или последующим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 настоящей части.

При возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона:

  • 1) учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) по 31 декабря 2010 года данными лицами;
  • 2) не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на дополнительные меры социальной поддержки возникает со дня рождения соответственно третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня рождения третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами (частью средств) регионального семейного капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом .

Согласно ст. 5 Закона № 45-РЗ за счет средств регионального семейного капитала лица, получившие сертификат, ежегодно могут получить единовременную выплату в размере не более 25 000 рублей для компенсаций расходов по следующим направлениям:

  • 1) на оплату занимаемого семьей жилого помещения и коммунальных услуг;
  • 2) на оплату за содержание в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях, а также иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как родного (родных) ребенка (детей), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей;
  • 3) на уплату налогов семьи - налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога с владельцев транспортных средств;
  • 4) на страхование имущества семьи, на страхование жизни ребенка (детей) как родного (родных), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей.

В Постановлении Правительства Республики Коми от 01.08.2011 № 324 (ред. от 16.07.2012) «О мерах по реализации статей 5 - 8 Закона Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми», можно ознакомиться с правилами:

  • - подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального семейного капитала;
  • - перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами регионального семейного капитала,
  • - направления средств (части средств) регионального семейного капитала на улучшение жилищных условий
  • - направления средств (части средств) регионального семейного капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов
  • - направления средств (части средств) регионального семейного капитала на получение платных медицинских услуг ребенком (детьми)
  • - подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств регионального семейного капитала, перечнем документов, необходимых для получения единовременной выплаты, правилами ее осуществления .

Таким образом, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи семьям, имеющим детей, различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.), социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Многодетные семьи законодательство 2018 — 2019 гг. наделяет довольно широким кругом прав и преимуществ. Многодетным семьям законодательством 2018 — 2019 гг. предоставляются гарантии и права в жилищной, налоговой и других сферах. Какие именно - расскажем в данной статье.

Закон о многодетных семьях 2018 — 2019: чем регулируются права многодетных родителей

Единого закона, который на федеральном уровне регулировал бы статус, льготы и права многодетных граждан, на сегодняшний день нет. Гарантии и привилегии, предоставляемые семьям с тремя детьми, содержатся в различных федеральных законах РФ (Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, закон «О страховых пенсиях» и т. д.). До сих пор действует Указ Президента от 05.05.1992 № 431, который закрепляет ряд льгот для многодетных семей и возлагает обязанность по их предоставлению на руководство регионов.

Определение понятия «многодетная семья» закрепляется в законах субъектов РФ. Помимо этого, в каждом регионе имеются свои нормативные акты, предусматривающие меры поддержки граждан с несовершеннолетними детьми. К примеру, в столице действует закон «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23.11.2005 № 60. Законодательством субъектов федерации определяются:

  • конкретные виды помощи многодетным;
  • размеры пособий и выплат из регионального бюджета;
  • условия, при наличии которых оказывается помощь;
  • меры поддержки семей с 5 и более детьми;
  • основания награждения медалью «Материнская слава».

Многие права предоставляются только родителям, официально оформившим статус многодетных. В то же время некоторые льготы адресованы гражданам, имеющих 3 и более детей, независимо от получения ими такого статуса.

Не знаете свои права?

Права многодетных семей 2018 — 2019 гг. в жилищной сфере

Такие права закреплены в Жилищном кодексе РФ, а также в региональных правовых актах. К числу основных жилищных прав многодетных граждан можно отнести:

  1. Право на получение жилья по договору социального найма. Этим правом обладают те многодетные семьи, в которых доход на 1 человека ниже прожиточного минимума, и которые нуждаются в предоставлении жилья. Нуждающимися являются граждане, не имеющие жилплощади в собственности или по договору социального найма. К ним также относятся семьи, обеспеченные жильем ниже минимальной нормы на человека (в среднем по стране это 10 кв. м.). Для реализации жилищного права семье необходимо встать на очередь по получению жилья.
  2. Право на получение жилищной субсидии. Субсидия - это бюджетные денежные средства, которые выдаются семье для частичной оплаты приобретаемой жилплощади, оставшуюся часть граждане оплачивают сами. В Москве семьи с 3 детьми могут получить стопроцентную субсидию на жилье. Согласно закону РФ многодетная семья может претендовать на субсидию в тех же случаях, что и на получение квартиры в соцнаем. Если семья получит субсидию, то с очереди на получение социального жилья она снимается.
  3. Право на получение земельного надела для жилищного строительства. Получить участок могут семьи с 3 и более детьми. Его площадь варьируется в зависимости от региона, но не менее 6 соток. Участок передается в собственность бесплатно. Но получить его возможно только 1 раз. Законодательство субъекта РФ может допускать выделение земли не только для постройки жилого дома, но и для ведения дачного, огородного хозяйства. Земельный надел выдается в границах того населенного пункта, в котором проживает семья. Он предоставляется в порядке очередности, но, как правило, период ожидания меньше, чем при получении субсидии или квартиры по договору соцнайма.

Права многодетных в социальной сфере

Хотя ФЗ о многодетных семьях 2019 г. по-прежнему не принят, права этих семей на получение социального обеспечения закрепляются в других нормативных актах, в частности в законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В число социальных прав многодетных семей входят:

  1. Право на получение причитающихся выплат, связанных с рождением и воспитанием детей. Если семья не только многодетная, но и малообеспеченная, то ей помимо прочего полагается:
  • пособие на третьего ребенка и последующих детей (до исполнения 3 лет), которое выплачивается в 53 регионах нашей страны;
  • пособие на ребенка до исполнения 16 (учащемуся - 18) лет.
  • Право на бесплатное получение товаров и услуг (детское питание - детям до 3 лет, лекарства - до 6 лет, двухразовое питание в школах, проезд в городском транспорте, 1 раз в месяц - посещение музея). Подробный перечень льгот устанавливается региональным законодательством.
  • Право на помощь в подготовке школьника к началу учебного года (например, в столице ежегодно выплачивается по 5 000 руб. на каждого школьника из многодетной семьи).
  • Право первоочередного зачисления в детские дошкольные учреждения.
  • Право снижения оплаты за услуги ЖКХ не менее чем на 30%.
  • Право на бесплатное получение юридической помощи (если семья малоимущая).
  • Права в трудовой сфере

    Закрепленные в законе трудовые права для многодетных родителей важны не менее чем социальные. Ведь основная забота о содержании детей ложится на родителей, государственные выплаты и льготы - это лишь дополнительные меры поддержки. Права в данной области закреплены в Трудовом кодексе РФ, законе «О занятости населения» и других правовых актах. К числу прав в этой сфере относятся:

    1. Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск (не более 2 недель) в удобное время, если в семье хотя бы 2 детей младше 14 лет. Однако реализовать такое право работник может, только если оно содержится в коллективном договоре.
    2. Право на досрочную пенсию по старости для женщин, родивших 5 и более детей. Такое право принадлежит также матерям 2 и более детей, проработавшим 12 лет на Крайнем Севере.
    3. Право включения в страховой пенсионный стаж периода ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет (не более 6 лет в общей сумме).
    4. Право на помощь в поиске подходящей работы для многодетных безработных граждан. Служба занятости должна учитывать, что в связи с воспитанием детей они могут нуждаться в работе на дому, с гибким графиком или в режиме неполного рабочего дня.

    Права многодетных граждан в сфере налогообложения

    Права многодетных, касающиеся уплаты налогов, содержатся в Налоговом кодексе РФ. К ним можно отнести:

    1. Право на освобождение от уплаты подоходного налога с сумм государственных пособий на содержание детей. Налог не начисляется на любые выплаты и пособия, за исключением выплат по больничному листу (при уходе за болеющим ребенком).
    2. Право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ на третьего ребенка в размере большем, чем вычет на первого и второго. Вычет на третьего и последующих детей предоставляется в размере 3 000 руб. (с этой суммы зарплаты не взимается налог 13%). Такой увеличенный размер вычета сохраняется, когда старшие дети становятся совершеннолетними.
    3. Право на льготы по уплате земельного и транспортного налогов, если это закреплено региональным законодательством. В ряде регионов (например в столице) один из многодетных родителей полностью освобождается от налога за одно транспортное средство.

    Право на объединение

    Как и другие граждане, многодетные семьи вправе объединяться в общественные организации. Как правило, такие объединения создаются по территориальному принципу. Так, в 2014 году в Москве окружные организации многодетных семей сплотились в общегородское объединение. По словам его создателей, это сделано для более качественной защиты своих интересов перед лицом столичного правительства.

    Основными задачами объединений многодетных родителей являются:

    • совместное решение актуальных проблем;
    • адресная поддержка нуждающихся семей;
    • помощь в решении бюрократических вопросов, в том числе в оформлении пособий, льгот и выплат;
    • разработка предложений к региональным органам власти о мерах поддержки семей с детьми;
    • формирование в обществе положительного отношения к семье с большим числом детей;
    • оказание психологической поддержки;
    • совместное проведение досуга.

    Несмотря на значительное число прав многодетных семей, многие из них так и остаются нереализованными. Особенно это касается жилищной сферы, поскольку потребности населения в жилплощади намного превышают финансовые возможности регионов.


    Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на . Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья .

    Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

    Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

    Понятие приемной семьи

    Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были . Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

    Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (), и сопровождается .

    Формирование приемной семьи

    В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

    В договоре указываются:

    1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
    2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году : единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет — 7 857,64 рубля , достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей . Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
    3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
    4. Срок действия договора.

    Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

    Итак, договор о приемной семье разрывается если:

    1. Истек срок действия.
    2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
    3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
    4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

    Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

    Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

    Порядок образования приемной семьи

    По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

    1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
    2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
    3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
    4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
    5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
    6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
    7. Подписание договора.
    8. Начисление социальных выплат.

    Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

    Список документов

    • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
    • справка о составе семьи;
    • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
    • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
    • справка о состоянии здоровья;
    • автобиография;
    • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

    Заключение

    Определим главные моменты статьи:

    1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
    2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
    3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
    4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
    5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

    Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

    Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

    Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

    При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

    Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

    На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ , установленных для региона.

    Одна из самых сложных социальных проблем в нашей стране - это жилищный вопрос.

    Особенно остро он стоит для (МС). В то время как одни семьи вынуждены ютиться на маленькой жилплощади, другие не имеют собственного жилья вообще.

    Это имеет самые негативные последствия для всей семьи, а особенно для маленьких граждан.

    Поэтому рассмотрим, что предусмотрено законодательством РФ для решения данного вопроса.

    Законодательное регулирование

    Для получения пособий и льгот, предусмотренных для многодетных семей, необходимо, чтобы семье был присвоен статус многодетной, а также получено удостоверение, подтверждающее его.

    Этот документ выдает Управление соцзащиты по месту проживания.

    В согласии с Указом президента № 431 “О мерах по соцподдержки многодетных семей” от 5.05.92 г. (в редакции от 25.02.03 г.), статус МС определяют региональные власти. Данное понятие определяется в законах регионов. Кроме того, в каждой области России существуют свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки рассматриваемой категории граждан. Например, в Москве эти вопросы регламентирует закон “О соцподдержке семей с детьми”.

    Также, семье могут присвоить статус , благодаря чему она сможет воспользоваться дополнительными . В этом случае среднедушевой доход должен быть меньше установленного . При этом должны быть уважительные причины для низкого размера дохода. Стоит отметить, что уровень размера госпособий и выплат данным семьям имеет прямую зависимость от экономического положения области РФ.

    Примечательно, что многодетные семьи, имеющие приемных детей, которым необходима жилплощадь, с 1.08.16 года могут получить жилье при условии, что доход на одного человека не превышает прожиточного минимума. При этом у них не должно быть собственного жилья, либо жилплощади . Такие же права имеют семьи, у которых площадь жилья меньше нормы на 1 человека (в среднем по регионам 10 м²). Чтобы получить эту льготу, необходимо встать на жилищную очередь.

    Еще одна льгота - это . Она выдается из средств бюджета для частичной компенсации суммы приобретаемого жилья, а оставшуюся часть семья платит самостоятельно. Например, в столице семьи с тремя детьми имеют возможность получить 100 %-ю субсидию на покупку жилплощади. При выплате субсидии, семья снимается с очереди на получение соцжилья.

    Помимо рассмотренных льгот, многодетная семья может получить земельный надел для жилищного строительства (ЖС). Данная льгота предусмотрена для семей с тремя и более детьми. Площадь земельного надела зависит от субъекта РФ, но не меньше 6 соток. Землевладение передается совершенно бесплатно. Но оно предоставляется только один раз. Законодательство некоторых регионов России может позволять выделение участка не только для строительства дома, но и для ведения сельского хозяйства.

    Землевладение выделяется в пределах населенного пункта, где проживает многодетная семья (регистрация по месту проживания должна составлять не меньше пяти лет). Хотя он выдается в порядке очереди, но обычно время ожидания намного меньше, чем при предоставлении жилищной субсидии или жилплощади по договору соцнайма.

    Федеральные законы не предусматривают льготное налогообложение земли. Тем не менее, местные власти имеют право учреждать их в виде отсрочки оплаты, частичного освобождения от налогообложения на установленный период, а также уменьшения ставки данного налога.

    Помимо того, в регионах разработаны дополнительные преференции, которые позволяют расширить площадь жилья, приобрести участок, получить единоразовую финпомощь и так далее. Стоит отметить, что в различных регионах предусмотрено обеспечение, отличающееся от принятого в других субъектах России.

    Согласно статье 49 ЖК РФ , малоимущим многодетным семьям полагается соцжилье. Также, им предоставляется возмещение расходов на аренду жилплощади. Помимо перечисленного, таким семьям власти некоторых субъектов России могут частично компенсировать затраты во время постройки дома на выделенном участке. Рассмотрим более подробно некоторые законодательные акты РФ, регулирующие вопрос предоставления жилплощади МС в текущем году.

    Федеральные законодательные акты

    Проект ФЗ № 98035393-2 » (редакция согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 17.11.99) Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей» регламентирует систему мер по оказанию материальной помощи МС для увеличения рождаемости в РФ, а также создания необходимых условий для полноценного развития детей из данных семей.

    Согласно 2-й статье данного законопроекта для получения статуса МС, необходимо иметь 3-х и более детей, которым не исполнилось 18 лет. Статья 3 устанавливает, что затраты на реализацию прав и льгот таких семей компенсируются за счет федерального и региональных бюджетов. Эти средства перечисляются региональным властям, которые предоставляют данные льготы в рамках проведенного финансирования госорганами.

    Статья 5 регламентирует жилищные льготы для МС. К примеру, бесплатное предоставление квартир (в пределах нормы жилплощади) в первоочередном порядке в согласии с соответствующими законодательными актами РФ. Примечательно, что дополнительные причины для признания рассматриваемых семей нуждающимися в увеличении жилплощади устанавливаются региональными властями.

    Кроме того, данный проект закона предусматривает первоочередное предоставление участков земли площадью от 0,15 га, единоразовое обеспечение земельными наделами для образования фермерских хозяйств и предприятий с льготным налогообложением в согласии с законами РФ.

    Данный Федеральный закон был отклонен президентом РФ (письмо от 3.01.00 г. № Пр-30), поэтому Государственная Дума сняла этот законопроект с дальнейшего рассмотрения.

    Предоставление земельных участков

    ФЗ от 14.06.11 г. № 138-ФЗ гласит, что МС имеют право на предоставление бесплатного земельного участка. Поправки, внесенные в закон, регламентирующий поддержку ЖС, и в Земельный кодекс, устанавливают, что кадастровый учет, касающийся объектов недвижимости Федерального фонда поддержки ЖС, может проводиться и госучреждением подотчетным федеральному госоргану исполнительной власти по решению последнего.

    Многодетные семьи, имеющие 3-х и более детей, теперь могут получить бесплатно землевладения, которые являются муниципальной или госсобственностью, например, для индивидуального ЖС.

    Основания и порядок передачи земельных наделов, в том числе и их максимальные размеры регламентируются региональными законами.

    Землевладения, относящиеся к федеральной или общественной собственности, которые планируются выделяться многодетным семьям, сначала могут быть отданы в безвозмездное владение муниципалитетам. Кроме того, участки, принадлежащие какому-либо муниципалитету, могут передаваться во владение другому муниципальному образованию, чтобы впоследствии бесплатно передаваться данным семьям. Однако федеральным законом установлено, что передача землевладений не должна проходить при помощи торгов, а также ей не должна предшествовать координация мест размещения участков.

    Примечательно, что закон отдельно оговаривает данный вопрос для Москвы и СПб, так как они испытывают острый дефицит земли для строительства жилья. Это означает, что если многодетные семьи, проживающие в этих городах, решат построить дом, то земельный участок им будет выделен, по всей видимости, не на территории этих городов, а в пригороде.

    Также, этот документ устраняет противоречия между положениями двух законов - о госкадастре недвижимости, а также о поддержке жилищного строительства. Например, установлен единый перечень госорганов, которые наделяются обязанностью проводить кадастровый учет и вести госкадастр недвижимости. Данные поправки действуют с момента их опубликования на официальных интернет-ресурсах и печатных публикациях.

    Указы Президента

    На сегодняшний день статус МС, а также финансирование ее соцподдержки регламентируются Указом президента от 05.05.92 года № 431 .

    В нем регионам предоставлена возможность самостоятельно решать каким категориям семей необходима экономическая поддержка. В связи с этим, Минфин должен установить порядок финансирования.

    Это связано с тем, что в каждом субъекте понятие “МС” определяется по-разному, так как в одном регионе семья с 3 детьми является обычным явлением, а в другом - это редкость. К примеру, в столице с 2009 года льготы полагаются МС, имеющим 3-х и более детей до наступления 16-ти летия младшего ребенка или 18-ти летия, при условии, что он обучается в общеобразовательном учреждении. В Республике Марий Эл (Приволжский Федеральный округ), где большие семьи составляют значительный процент от общего числа семей, многодетной является только та семья, у которой минимум четверо детей.

    Из рассмотренной статьи мы увидели, что законодательная база, регулирующая вопросы получения жилья многодетными семьями является весьма сложной и требующей доработок во многих вопросах. Кроме того, региональное жилищное законодательство отличается во многих субъектах РФ. Но в ряде случаев это имеет большие плюсы для семьи, так как региональные льготы могут быть значительно больше, чем это предусматривают федеральные законы.

    Инновации 2019 года

    В 2019 году многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут воспользоваться Федеральными и региональными программами . Такой категории граждан следует знать о следующих законодательных инновациях :

    1. Правительство оказывает помощь многодетным семьям в решении жилищных вопросов. В зависимости от региона проживания им доступны в 2019 году: займ на возведение частного дома, не предусматривающий уплату процентов; субсидии; получение ордеров на муниципальное жилье; участие в программе приватизации недвижимости; получение новой квартиры взамен ветхого жилья (аналогичная квадратура).
    2. Многодетные семьи по-прежнему могут принимать участие в государственных программах на приобретение в ипотеку жилья: «Молодая семья», «Доступное жилье» и т. д. После оформления кредитной документации государство будет в течение определенного количества лет возмещать часть расходов, при условии внесения заемщиком своевременных ежемесячных платежей.
    3. Многодетные семьи, решившие приобрести жилье в ипотеку, могут рассчитывать на снижение годовых процентных ставок, увеличение срока действия займа, снижение размера первоначального взноса и т. д.
    4. При оформлении программы рефинансирования такая категория заемщиков может претендовать на более выгодные и комфортные условия.
    5. Если многодетная семья решит развивать приусадебное или фермерское хозяйство, то ей будет бесплатно выделен земельный надел. Также для них предоставлена возможность переводить в частную собственность участки, находящиеся на балансе своего населенного пункта.
    6. Проект ФЗ № 98035393-2 не был поддержан Президентом, поэтому описанные в законодательном акте возможности для улучшения жилищных условий многодетными семьями в 2019 году не возможны.
    7. Региональные власти должны ориентироваться в вопросах предоставления муниципального жилья многодетным семьям Указами Президента № 431 от 05.05.92. Претендентам необходимо будет встать в очередь в областной муниципалитет либо в администрацию своего населенного пункта. Как только подойдет их очередь, они получат положенную по закону жилищную субсидию.

    О государственной помощи в приобретении жилой недвижимости или ее строительстве рассказано в следующем видеосюжете:

    12 декабря 2019 , Утверждён перечень субъектов Федерации, в которых в 2020 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 10 декабря 2019 года №2968-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2020 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

    29 января 2019 , Социальная поддержка семей с детьми О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении условий предоставления гражданам ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка Распоряжение от 28 января 2019 года №87-р. В целях приведения Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в соответствие с Гражданским кодексом законопроектом предлагается уточнить, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка может быть подано гражданином не только по месту жительства, но также и по месту его пребывания или фактического проживания на территории России.

    28 декабря 2018 , Социальная поддержка семей с детьми Президент России подписал Федеральный закон, направленный на поддержку семей в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №568-ФЗ. Федеральным законом установлено, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на ежемесячную выплату в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, не взимается.

    9 ноября 2018 , Социальная поддержка семей с детьми Об официальном отзыве Правительства на законопроект, направленный на поддержку семей в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» положением о том, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, не взимается. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.

    11 октября 2018 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в порядке предоставления отпуска гражданам, имеющим трех и более детей Федеральный закон от 11 октября 2018 года №360-ФЗ. Федеральным законом вносятся изменения в Трудовой кодекс, предусматривающие предоставление работникам, имеющим трёх и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время.

    27 августа 2018 , Государственная программа «Социальная поддержка граждан» Об утверждении перечня субъектов Федерации, в которых в 2019 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 24 августа 2018 года №1747-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2019 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

    14 августа 2018 , Жилищная политика, рынок жилья Об использовании социальных выплат для участия в долевом строительстве Постановление от 14 августа 2018 года №940. Для участия граждан в долевом строительстве жилья разрешено использовать социальные выплаты, право на которые имеют эти граждане.

    10 января 2018 , Демографическая политика О субсидировании процентной ставки по ипотечным кредитам для семей с детьми Постановление от 30 декабря 2017 года №1711. В целях стимулирования выдачи кредитов по ставке ниже рыночного уровня утверждены правила предоставления субсидий кредитным организациям и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам, которые предоставлены гражданам, имеющим детей. Правила предполагают субсидирование ставки до уровня 6% в течение трёх или пяти лет при рождении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года соответственно второго или третьего ребёнка у заёмщиков, которые возьмут кредит или рефинансируют действующий кредит на покупку жилья на первичном рынке. Это позволит выдать гражданам, родившим второго и третьего ребёнка, до 600 млрд рублей жилищных кредитов с пониженной процентной ставкой.

    27 ноября 2017 , Социальная поддержка семей с детьми Об утверждении перечня субъектов Федерации, в которых в 2018 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 18 ноября 2017 года №2565-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2018 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

    9 октября 2017 , Социальная поддержка семей с детьми О дополнительных субсидиях на ежемесячные денежные выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 6 октября 2017 года №2184-р. Распределены дополнительные субсидии 25 субъектам Федерации в объёме 526,3 млн рублей на софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей.

    1
    
    Top