Хартия детства по правам ребенка оон 1959. Основные принципы декларации прав ребенка. Право на образование

Декларация прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. Она состоит из Преамбулы и 10 принципов.

В преамбуле отмечается, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без национальный, расовых, религиозных, политических и иных убеждений, социального и имущественного положения.

Ребенок в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной защите и заботе, в том числе и правовой, как до, так и после рождения.

Декларация содержит 10 принципов, согласно которым следует поступать.

Принцип 1. За ребенком должны признаваться все права без каких-либо различий или дискриминации.

Принцип 2. Ребенку должна быть обеспечена защита и предоставлены условия для физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения: право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Матери должен быть обеспечен надлежащий дородовый и послеродовый уход.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые в силу его особого состояния.

Принцип 6. Для гармоничного развития ребенок должен расти на попечении родителей и лишь в исключительных случаях может быть разлучен с матерью. Общество обязано заботиться о малоимущих. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. На первом месте должно быть обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История разработки документов о правах ребёнка

Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться

Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены и признаны международными документами. В качестве основных из них выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

Основные положения

В соответствии с международными документами, ребенком признается гражданин, которому нет 18 лет. Государство принимает на себя обязанность по защите детей. Ребенок имеет право на:

  1. Равенство.
  2. Семью.
  3. Образование.
  4. Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей.
  5. Свободу выражения мыслей.
  6. Собственное мнение.
  7. Гражданство и имя.
  8. Получение информации.
  9. Защиту от жестокого обращения и насилия.
  10. Медицинское обслуживание.
  11. Досуг и отдых.
  12. Дополнительную государственную поддержку при наличии особых потребностей.

Нормативная база

На национальном и международном уровнях принято большое количество специальных актов. В 1989 году была принята Конвенция. Она состоит из 54 статей. Все положения, включенные в нее, распространяются без исключения на всех детей. В России в качестве основного нормативного документа выступает ФЗ № 124. Его положения устанавливают гарантии прав ребенка в РФ. Они приняты в соответствии с международными актами.

Женевская Декларация прав ребенка

Впервые она была принята в 1924 году. Ее содержание сводилось к описанию пяти положений, обеспечивавших защиту детей от торговли, проституции и рабства. Первая Декларация ООН о правах ребенка стала серьезным прорывом в международном законодательстве. Однако необходима была несколько иная защита несовершеннолетних. Принципы Декларации прав ребенка были доработаны. Новая редакция была принята в 1959 году. В этом документе основные гарантии были зафиксированы в расширенном варианте. Разработчиками была определена ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого. Международная Декларация прав ребенка излагает, таким образом, обязательства взрослых перед детьми.

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Равенство

Декларация прав ребенка распространяет свое действие на всех детей. Положения документа должны признаваться за всеми несовершеннолетними без исключений и каких-либо различий либо дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи, языка, социального/национального происхождения, рождения, имущественного положения и прочего обстоятельства, относящегося к самому малолетнему или к семье.

Защита

Декларация прав ребенка утверждает необходимость обеспечения специальной охраны законами и прочими средствами. Для несовершеннолетних должны быть созданы благоприятные условия и предоставлены возможности, позволяющие развиваться нравственно, умственно, духовно, физически, здоровым в социальном отношении. Этот процесс должен идти нормальным путем в условиях достоинства и свободы. В ходе принятия законодательных актов для реализации этих задач главным должно быть намерение наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.

Социализация и блага

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост. Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение. Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Гармоничное развитие

Несовершеннолетний нуждается в понимании и любви. В тех случаях, когда это возможно, ребенок должен расти под ответственностью и на попечении родителей в атмосфере любви, материальной и моральной обеспеченности. Малолетний не может быть, кроме ситуаций с исключительными обстоятельствами, разлучен со своей матерью. На публичных структурах власти и обществе лежит обязанность обеспечивать особую заботу детям, не имеющим семьи и достаточных средств для существования. Желательно, чтобы законодательства государств прописывали предоставление многодетным семьям пособия на поддержку несовершеннолетних.

Образование

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Охрана

Дети должны быть при любых обстоятельствах в числе тех, кто первыми получает помощь и защиту. Несовершеннолетних необходимо оградить от всех форм жестокости, небрежного отношения и эксплуатации. Ребенок не может быть объектом торговли ни в каком ее виде. Малолетнего не допускается принимать на работу до достижения им установленного возрастного минимума. Ответственные лица не вправе поручать ребенку занятие или трудовую деятельность, вредные для его образования и здоровья, препятствующие нравственному, умственному и физическому его развитию.

Заключение

Преступления против подростков и детей совершаются повсеместно. Эта проблема стоит перед мировым сообществом в числе первых. Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства. Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым. Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.

Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1959 г. единогласно.
Преамбула
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека, и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное и социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
(...) принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2. Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно
Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума: ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.- С. 95-97.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

1989 г.

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13. 06.1990 г.

Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, (...)
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, (...) принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 10 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, (...)
согласились о нижеследующем:
Часть I
Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2.1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. (...)
Статья 5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Статья 6.1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (...)
Статья 7.1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. (...)
Статья 8.1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства (...)
Статья 9.1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. (...)
Статья 11.1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением или невозвращением детей из-за границы. (...)
Статья 13.1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
а) для уважения прав и репутации других лиц; или
б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Статья 14.1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести я религии. (...)
Статья 15.1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. (...)
2. Ребенок имеет право на защиту закона от всякого вмешательства или посягательства. (...)
Статья 16.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 19.1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (...)
Статья 23.1 Государства-участники предпринимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. (...)
Статья 20.1 Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
3. Такой уход может включать, в частности, передачи на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык. (...)
Статья. 24.1 Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях» которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества.
Статья 25. Государства-участники признают право неполноценного ребёнка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответе за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.(...)
Статья 25.1. Государства-участники признают право ребенка» помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения» предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.
Статья 26.1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (...)
Статья 27.1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
2. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
3. Государства-участники в соответствии с; национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителя и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. (...)
Статья 28.1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают, такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
в) обеспечивают доступность высшею образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимают меры по содействию регулярному посещению школы и снижению числа учащихся, покинувших школу. (...)
Статья 32.2. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать; в культурной жизни и заниматься искусством. (...)
Статья 32.1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. (...)
Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Статья 34.1. Государства-участники обязуются защитить ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. (...)
Статья 35. Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.
Статья 36. Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Статья 37. Государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) Ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
б) Ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом (...)
в) Каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста (...)
Статья 38.1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных, конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.
2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.
3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. (...)
Статья 39. Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление или реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Статья 40.1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.
2. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:
а) Ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их свершения.
б) Каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:
I) презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;
II) незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;
III) безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;
IV) свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признание вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;
V) если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;
VI) бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;
VII) полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.
3. Государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, в частности:
а) установлению минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство;
б) в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.
4. Необходимо наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

Гуманитарная сфера и права человека. - М., 1992.- С. 98-112.

Марковичева Е.В.

Орловский государственный университет, Россия

История международной защиты прав ребенка.

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения детей и ее швед­ский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ас­самблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.

Этот документ предполагал закрепление принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка. В их число были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бед­ствий, в том числе от угрозы войны, от непосильно­го труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитывать­ся в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила на­звание Женевской, поскольку была подписана в 1924 г . в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций. Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в даль­нейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка ( 1959 г .) приведена более полная формулировка, почти пол­ностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательтво. В частности, в Германии в начале 20-х гг. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.

После за­вершения второй мировой войныбы­ла создана Организация Объединенных Наций, под чьей эгидой разработан и принят ряд серьезнейших документов. Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых - стариков, женщин и детей были приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г . При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В этой Декларации была повторена мысль о «специальной ox ране и заботе» по отношению к ребенку и провозглашеныпринципы защиты прав детей.. В число подобных принципов и прав были включены:равенство, наилучшее обеспечение интересов ре­бенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования;первоочередность при получении защиты и помо­щи;защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г . были перечислены все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждаю­щиеся в особом контроле. На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще общих мерах, помимо воплощения поименованных принципов в нацио­нальную практику различных государств. Вероятно поэтому в 1978 г . инициатива группы общественных деяте­лей Польши о придании правам детей силы норм междуна­родного права вначале была воспринята несколько скепти­чески. Прозвучавшие возражения против разработки и при­нятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавших норм по правам че­ловека, поэтому выделение прав детей в специальную кон­венцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискримина­ции.

Дискуссии длились около года. Вскоре сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убеди­тельными аргументами международные эксперты, входящие в составРадда Барнен, по­считали следующие.Во-первых, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых стра­дали дети: о высокой детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях по­лучения базового образования. Стали известныпримеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах, обнародованы данные о подро­стках - узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.

Во-вторых, было признано, что во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство людей осознало, что интересы детей необяза­тельно должны совпадать с взглядами родителей или опе­кунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначи­лось явление, получившее название «садизм в детской», ко­гда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники. Недаром с течением времени проблем уоснованного в Великобритании еще в 1884 г . Национальногообщества защиты детей от жестокости не уменьшается, а прибавляется. И это характерно для многих развитых странмира: США, Германии, Японии, России и др.

Наконец, отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.

Было признано очевидным, что суще­ствующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. В результате, в 1979 г . в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.

Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 г . рабочая группа представила Комиссии по пра­вам человека ООН окончательный вариант документа и 20ноября 1989 г . в тридцатилетие со дня утверждения Декла­рации о правах ребенка 1959 г . Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положе­ние маленьких граждан.

Таким образом, после многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 ГенеральнойАссамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Пункты 18-19 этого Плана особое внимание уделяют роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка.

В настоящее время именно Конвен­ция о правах ребенка считается основным документом, вкотором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Однако очевидно, что уже в обозримом времени данный международный документ также станет историей и потребуется дальнейшая разработка проблем защиты прав детей.

Литература:

1.Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. – София, 1979.

2.Карташкин В.А. Международная защита прав человека. - М., 1976.

3.Коржуков А.В. Конвенция о правах ребенка // Журнал российского права. 2000. № 10.

4.Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Советский журнал международного права. 1991. № 2.

5.Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 2000.

6.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Фонд НАН.- М., 1999.

7.Саидов А.Х. Международное право прав человека. М., 2002.

8.Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Научно-практический комментарий // Российская юстиция. 1999. № 6.

9.Томилов А.Ю. Международно-правовые нормы об опеке и попечительстве над несовершеннолетними. – Челябинск, 2000.


Top