Как избирается парламент. Сигареты «Парламент» от «Филипп Моррис»: виды и описание

нем. Parlament, англ. parliament, фр. parlement parler - говорить) - высший представительный орган власти во многих странах, построенный целиком или гл. обр. на выборных началах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

от фр. parler - говорить, совещаться).

1) Сословно-представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов. Окончательно англ. п. сложился к концу XIII в. в правление Эдуарда I. Англ. государство приобрело форму сословной монархии. В первой пол. XIV в. п. делился на две палаты (до этого существовал однопалатный п.): верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин. В палату лордов личным письмом король приглашал крупных светских и духовных феодалов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов влиятельных монастырей). В палату общин избирались рыцари (выбирались на собраниях графств открытым голосованием, по два рыцаря от графства. Всего графства посылали в п. 74 рыцаря) и представители городов (при Эдуарде I в п. приглашали по два представителя от 165 городов, многие из которых были маленькими городками). Вместе они имели численный перевес над баронами и стали собирательно называться термином «общины». Гл. функцией п. было утверждение налогов и предоставление субсидий короне. В XIV в. п. приобрел право участвовать в издании законов (статутов, биллей). Палата лордов являлась высшим суд. органом по полит, делам. Низшие слои гор. населения и крестьянство в п. представлены не были.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства . Еще в первобытном обществе люди собирались на различные народные собрания, и из одного из таких собраний сложился старейший в мире парламент – исландский альтинг (около 1000 г.). Но почти во всех странах эти собрания теряют свое значение. В Древней Греции в городах существовали такие собрания граждан, в Риме – сенат и Народное собрание , избиравшие всех должностных лиц и принимавшие законы. На Руси такие учреждения были почти во всех княжествах, и дольше всего они продержались в Новгороде (до XV в.) и Пскове (до XVI в.) – вече . Да и до конца XVII в., до Петра I, в России существовал Земский Собор, собиравшийся для решения важнейших вопросов. Например, Собор 1613 года избрал новую династию Романовых в лице царя Михаила Федоровича. А в Великом княжестве Литовском был свой 2-палатный парламент: Господарская Рада и Великий Вольный сейм. Но парламентаризм как явление связан с подписанием в 1215 английским королем Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей по принуждению мятежных баронов. На основе этой хартии и был создан английский парламент. Реальное значение он приобрел в XVII в. в ходе Английской буржуазной революции. А после революций в США и Франции в XVIII в. парламент стал органом высшей власти в большинстве стран Европы и Америки, и уже ни одно государственное решение не принималось без парламента.

Парламент бывает одно- и двухпалатным (в ЮАР - трехпалатный). Однопалатный парламент в скандинавских странах, Греции, Украине, небольших странах (Люксембург). Двухпалатный парламент характерен для крупных государств и федераций: США, Франции, Канаде, Германии, Великобритании, России. Нижние палаты и однопалатные парламенты всегда формируется путем прямых выборов и обновляются целиком, а верхние палаты (обычно это сенат) либо назначаются главой государства, либо также избираются , либо частично места в них наследуются , как в Великобритании.

Другие отличия между верхней и нижней палатами парламента:

    Верхняя палата обычно имеет более долгий срок полномочий и обновляется не сразу, а частично;

    Возрастной ценз в верхнюю палату более высокий (например, в США в палату представителей можно избираться с 21 года, в сенат – только с 30);

    Верхняя палата меньше по численности (но есть исключения – британская Палата Лордов).

Роль высшей палаты – как бы экспертиза работы нижней палаты, она рассматривает принятые законы и может отклонять их.

В большинстве стран мира при формировании парламента существует численный норматив . Считается оптимальным, если 1 млн. человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. В Беларуси раньше, до 1996 г., однопалатный Верховный Совет состоял из 260 депутатов, а сейчас Палата представителей включает 120 депутатов, а Совет Республики – 64 члена (по 8 от областей и г. Минска и еще 8 назначаются лично президентом). В Индийском парламенте 547 депутатов, хотя в Индии живет 1 млрд. человек, в палате общин Великобритании – 650 членов, в Палате представителей конгресса США – 535 конгрессменов.

Заседания палат парламента в полном составе проводятся редко. Поэтому для того, чтобы его решения были правомочны, определятся кворум . В Индийском парламенте он составляет 10% от численности палаты, в английской палате общин – 40 человек, а в палате лордов – всего 3 человека, включая спикера (при том, что в нее еще недавно входило более 1100 человек). В парламенте Беларуси кворум – 2/3 депутатов.

Эффективность работы парламента определяется профессионализмом депутатов. Среди депутатов в западных странах большинство – юристы, политологи, экономисты, бизнесмены, журналисты, профессиональные политики. В нашем парламенте депутаты должны работать на профессиональной основе.

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии : 1) иммунитет (парламентская неприкосновенность) – депутат не может быть привлечен к ответственности и быть вызван в суд; 2) индемнитет – депутат не несет ответственности ни за свои выступления в парламенте, ни за решения, за которые он голосовал.

Депутаты имеют следующие полномочия : 1) право законодательной инициативы, 2) право голоса, 3) право запроса в устной или письменной форме премьер-министру или министру с требованиями дать объяснение по какому-либо поводу или факту (интерпелляция ).

Работа парламента четко организована. Основными элементами такой организации являются: 1) фракции , 2) комиссии (комитеты) , 3) руководящие органы палат .

Обычно депутаты группируются по политическим интересам, создавая партийные фракции , объединяющие депутатов от одной партии. Фракция имеет в здании парламента свое помещение для заседаний, участвует в формировании органов парламента. В нашем парламенте фракций нет.

Большое значение имеют также парламентские комиссии (комитеты) . Они могут быть постоянными или временными. Члены комиссий избираются на пленарном (общем) заседании палаты, а иногда назначаются спикером. Обычно соблюдается принцип пропорционального представительства фракций в комиссиях. Во главе комиссии стоит председатель, у него есть зам или несколько замов, а также секретарь (не депутат). При фракции и комиссии есть аппарат, обеспечивающий их работу. В Палате представителей у нас 14 постоянных комиссий по разным отраслям, в Совете Республики – 5.

Руководит работой парламента его председатель . В англоязычных странах его называют спикер . Обычно его избирают на весь срок работы парламента. Кроме ведения заседаний он представляет свою палату в отношениях с другими органами и парламентами, следит за расходованием финансовых средств палаты и за работой ее аппарата. У спикера есть заместители (как в России – от каждой фракции, по числу фракций) или только 1 заместитель – как у нас. А вот в США или Великобритании вице-спикера нет. Таким образом, руководство парламента состоит из спикера, его заместителей (если есть), председателей комиссий и комитетов и лидеров партийных фракций . В нашем парламенте председатель, его заместитель и председатели постоянных комиссий формируют Совет палаты.

Парламент имеет ряд важных функций :

    Главная функция – законотворчество . Оно проходит ряд стадий:

а) внесение законопроекта.

б) 2-я стадия – обсуждение законопроекта в парламенте (нижней палате) в комиссиях и на пленарном заседании. Часто он обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.

в) 3-я стадия – принятие поправок и согласование интересов фракций.

г) если есть верхняя палата, то 4-стадия – утверждение законопроекта ею. Верхняя палата может принять, а может вернуть на доработку законопроект.

д) передача законопроекта на подпись главе гос-ва. После его подписи это уже не законопроект, а закон.

Есть много способов, применяемых депутатами от оппозиции, как затянуть обсуждение законопроекта или вообще сорвать его. В японском парламенте есть тактика «суварикоми», когда одни депутаты не пускают в зал заседания или встают и покидают зал. Есть приемы с целью не дать слово неугодным ораторам: «гильотина» - даже если еще есть желающие выступить, переходит к дебатам; «флибустьерство» - затягивание прений (в конгрессе США спикер не может прервать прения, даже если конгрессмены начинают читать текст библии вместо выступления).

    Вторая функция парламента – представительская. Депутаты представляют своих избирателей и должны защищать их интересы.

    Третья функция – функция обратной связи, без которой нельзя обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется при помощи контактов депутатов с избирателями: письма, «круглые столы», встречи с избирателями, в США – даже званые обеды и ужины, правда, входной билет на них стоит до 1000$.

    Четвертая функция (больше в парлам. республике или парлам. монархии) – участие в формировании правительства или даже избрание президента, а также контроль за деятельностью правительства, исполнительной власти (интерполяция, вопросы депутатов правительству).

    Пятая функция – формирование бюджета («право кошелька»). Во многих странах парламент расписывает в деталях, как надо расходовать бюджет. Парламент, используя это право, может формировать и политику гос-ва. Например, в 1972 конгресс США отказал президенту в выделении средств на пребывание наземных войск во Вьетнаме.

    И, наконец, шестая функция – внешнеполитическая (право объявления войны и заключения мира, ратификация международных договоров и соглашений).

Ключевые термины и понятия:

  • монокамеральные парламенты;
  • бикамеральные парламенты;
  • структура парламента;
  • полномочия парламента;
  • парламентские комиссии;
  • модели фракций;
  • виды законов;
  • формы парламентского контроля;
  • круг субъектов законодательной инициативы;
  • виды кворума.

В результате изучения данной главы студент должен

знать :

  • структуру парламента и организацию работы палат;
  • порядок формирования парламента и статус депутатов;

уметь :

  • указывать компетенцию парламента, которая зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил;
  • разбираться в особенностях законодательного процесса, в частности в области законодательной процедуры и основных стадий прохождения законопроекта;

владеть :

Понятийным аппаратом института парламентаризма.

Парламент как общенациональный представительный орган: возникновение и развитие

Парламент (от франц. parier и лат. pariare – говорить) – высший законодательный и представительский орган государства. Данный орган (либо похожий на него) имеется практически во всех государствах мира.

Институт представительской власти, который выполняет одновременно и законодательные функции , занимает важное место в конституционном механизме любого государства. Исключением являются государства, в которых такие учреждения имеют только совещательный характер или формально основаны, но распущены и не функционируют. Поскольку законотворчество – не единственная, хотя и основная функция этих представительских органов, для их обозначения употребляют другое собирательное наименование – парламент.

Международная панорама

Для официального обозначения высших органов представительской и законодательной власти в разных странах применяются различные названия: "парламент" – в 40 государствах (Великобритания, Канада, Румыния и др.): "народная (национальная) ассамблея" – в 37 (Болгария, Египет и др.); "федеральное собрание" – в 3 (Российская Федерация, Швейцария, Коморские Острова): "государственное собрание" – в 4 (Эстония, Венгрия и др.); "верховная (национальная) рада" – в 14 (Словакия, Украина и др.); "палата депутатов (или представителей)" – в 11 (Мальта, Марокко и др.); "конгресс" – в 16 (США, Аргентина и др.); "сенат" – в Маршалловых островах. В 19 государствах существуют индивидуальные названия: "сабор" (Хорватия); "фолькетинг" (Дания); "едускунта" (Финляндия); "альтинг" (Исландия); "кнессет" (Израиль); "ландтаг" (Лихтенштейн); "генеральные кортесы" (Испания); "риксдаг" (Швеция); "генеральные штаты" (Нидерланды); "скупщина" (Словения); "сейм" (Латвия, Литва); "совет представителей" (Эфиопия); "конституционное собрание" (Камбоджа).

Можно констатировать, что возникновение парламента как базового политико-юридического института в обществе, организованном в государство, фактически было естественной реакцией против деспотизма и специфической тирании феодального абсолютизма.

Кроме Англии, где с самого начала, т.е. с конца XIII в., это учреждение имело как сословный, так и территориальный характер, во всех других государствах того времени парламенты начали формироваться как настоящие органы народного представительства в ходе буржуазных революций XVIII–XIX вв. и последующего общественно-политического развития в XIX–XX вв.

По времени возникновения и становления современные парламенты можно условно разделить на четыре поколения, а именно: 1) давние (Средневековые) парламенты; 2) времен Новой истории; 3) возникшие после Второй мировой войны; 4) новейшие парламенты.

К парламентам первого поколения необходимо отнести те, которые имеют давнюю родословную, в частности Альтинг Исландии, который возник еще в 930 г., и Парламент Великобритании (конец XIII в.). Эти институты были и являются носителями многих политико-государственных традиций, способствуют утверждению демократии в своих сообществах.

Этапы развития и характеристика института парламентаризма представлены на схеме 11.1.

Схема 11.1.

Ко второму поколению относят все парламенты, возникновение которых связано с буржуазными революциями и принятием первых конституций (Конгресс США, Парламент Франции, Стортинг Норвегии и др.). Катализаторами становления и развития парламентского строительства могут считаться в первую очередь парламенты США и Франции: первый сыграл важную роль в становлении органов народного представительства стран Латинской Америки, второй – ряда европейских стран и франкоязычных государств других континентов. И хотя ряд классических парламентов пережили упадок в первой половине XX столетия, когда в некоторых странах установились диктаторские режимы, во второй половине прошлого века они укрепили свои позиции (Австрия, Италия, ФРГ, Япония и др.).

Третье поколение представляют парламенты, образовавшиеся после Второй мировой войны в ряде стран Азии и Африки в связи с провозглашением их независимости.

Наконец, четвертое поколение парламентов, самое молодое, составляют парламенты государств из числа бывших республик Союза ССР и стран Восточной Европы. В подавляющем большинстве этих стран высшие представительские органы находятся на стадии постепенного превращения в настоящие органы народовластия.

Нередко парламентом называют только нижнюю палату, хотя в конституционном праве, особенно в англосаксонской правовой системе и в тех странах, где она сохранила свое влияние, понятие парламента шире: в его состав входят все высшие органы, которые принимают участие в принятии законов. В Великобритании, например, парламент как высший законодательный орган состоит из монарха и двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов. Трехчленная структура парламента существует в Австралии, Индии, Канаде, Пакистане, па Ямайке и в других странах британского Содружества (понятно, что в республиках место монарха занимает президент).

Конституция Индии (ст. 79) содержит предписание: "Учреждается Парламент Союза, какой складывается из Президента и двух Палат, которые именуются соответственно Советом Штатов и Народной Палатой". В ряде государств парламент представляет собой двуединое учреждение. В Танзании согласно Конституции 1997 г. к его составу относят президента страны и Национальную ассамблею; в Бразилии – это две палаты. Наконец, в некоторых странах парламент – это однопалатный представительский орган (на Кубе, в большинстве стран континентальной Европы и других континентов).

Как институты государственной власти парламенты по форме являются постоянно действующими собраниями представителей народа, на которых обсуждаются и решаются важнейшие общественные и государственные дела. По характеру деятельности они являются прежде всего органами законодательной власти.

Конституционная формула

В Конституции США 1787 г. (разд. 1) сказано: "Вес принятые здесь полномочия законодательной власти предоставляются Конгрессу". Эта формула в разных вариантах была воспроизведена в конституциях большинства государств. Другие высшие органы государственной власти, как правило, законы не принимают. Их нормативные акты называются по-другому (например, указы и декреты – законы президента, постановления, прокламации, конституционные акты военных органов (временных, советов и т.п.). Конечно, есть и исключения. В отдельных странах наряду с высшими представительными органами или при их отсутствии законы готовят некоторые другие органы: монарх в абсолютной монархии, народный консультативный конгресс в Индонезии (только в форме пятилетней программы развития), Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (по отдельным вопросам), постоянные комиссии итальянского парламента, секции парламента в Греции (в особых условиях).

Важно обратить внимание на то, что кроме законодательной функции в деятельности парламентов значительное место занимают и другие, в частности представительная, учредительная, контрольная, бюджетно-финансовая, квазисудебная, внешнеполитическая и т.п. Иначе говоря, парламент любого демократического государства объединяет в себе несколько качеств. Такая комплексная характеристика органа народного представительства находит отражение в конституциях. Приведем несколько конституционных определений парламента.

Форма правления Швеции 1974 г. (§ 4) фиксирует: "Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает постановления о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией". По-другому характеризует парламент Конституция Португалии. В ст. 150 она определяет: "Ассамблея республики является собранием, которое представляет всех португальских граждан". А дальше в разд. 2 довольно подробно излагается политическая и законодательная компетенции парламента, его контрольные полномочия, а также его компетенция относительно других органов власти. Но наиболее удачное определение этого понятия дает Конституция Испании (ст. 66): "1. Генеральные кортесы представляют испанский народ... 2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность правительства и, кроме того, владеют другими полномочиями, предусмотренными Конституцией".

Следовательно, современные парламенты – это общенациональные коллегиальные представительные органы государственной власти, которые полностью или частично избираются народом (избирательным корпусом), действуют на постоянной основе и осуществляют в механизме государственного властвования прежде всего такие функции, как законотворческая, учредительная, бюджетно-финансовая, внешнеполитическая, контроль за исполнительной властью и т.п.

Большое значение для характеристики парламента как конституционного института имеет упрочение его правового положения в системе органов государственной власти. Мировая конституционная теория и практика исходят из того, что правовой статус парламента обусловлен многими факторами, в первую очередь особенностями истории политических институтов соответствующего государства, его государственного и общественного порядка, провозглашенными в основных законах принципами, существующими партийными системами и социально-экономическими и политическими условиями и др.

И все же конституционный статус парламента зависит прежде всего от закрепленных в конституциях основополагающих принципов организации государственной власти в той или другой стране. В Великобритании, например, в качестве одного из фундаментальных провозглашается принцип парламентского верховенства, согласно которому орган народного представительства юридически выступает как источник всей законодательной власти. Вместе с тем принцип народного (национального) суверенитета предопределяет, что в конечном счете источник власти, в том числе законодательной, – народ, а парламент – один из органов государства, через который народ осуществляет свой суверенитет в форме законодательной функции.

Совсем по-другому определяется конституционный статус парламента в Конституции США 1787 г., где впервые была использована формула, согласно которой главным источником законодательной власти является народ (в преамбуле зафиксировано: "Мы, народ Соединенных Штатов... устанавливаем и вводим эту Конституцию...").

Вместе с тем в социалистических странах марксистская концепция традиционно умаляет значение парламента в управлении государственными делами, требуя заменить его (и в самом деле заменяет на практике) системой советов. Ее приверженцы считают, что в составе парламента при капитализме нет трудящихся.

В конституционной науке широкое распространение приобрела и концепция "рационализированного парламентаризма" (например, во Франции). Она предусматривает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако даже в странах, которые придерживаются этой концепции, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов. Совсем с других позиций отрицается значение парламента исламскими фундаменталистами, концепция которых построена на идее халифата. Здесь вместо парламента образовывается совещательный орган при правителе, как, например, в Саудовской Аравии в соответствии с Конституцией 1992 г. Хотя в большинстве мусульманских странах парламент избирается, но его роль зачастую ограничивается консультативными полномочиями.

В научной литературе справедливо связывают конституционный статус парламента с соответствующими формами государственного правления, ведь положение и роль высшего представительного и законодательного органа в решающей мере зависит от характера взаимоотношений вышестоящих органов государства. Рассматривая под таким углом зрения конституционный статус парламентов, можно выделить четыре основных модели.

Конституционные модели парламента

К первой модели относятся органы народного представительства тех государств, которые провозгласили в качестве основания конституционного порядка принцип парламентского правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Болгария, Греция, Венгрия и др.). Место и роль парламента в системе государственных органов определяется тем, что правительство является производным от него, оно формируется парламентом и несет ответственность перед ним. В некоторых из этих стран глава государства также избирается при активном участии парламента.

Вторая модель конституционного статуса парламентов присуща странам с президентской формой правления, которые заложили в основы организации государственной власти принцип жесткого разделения властей (США и др.). Существующая здесь конституционная система "сдержек и противовесов" четко отображает соотношение трех ветвей власти.

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления (Франция, Россия и др.). Здесь провозглашается институт парламентской ответственности правительства, однако и президент наделяется правом роспуска парламента.

Четвертую модель составляют парламенты "советского образца" (СРВ, КНР, КНДР, Куба). Здесь назначение парламента сводится к формальному одобрению законов, принятых за его пределами высшим партийными органами.

Нельзя отнести ни к одной из указанных моделей так называемые консультативные парламенты (Бахрейн, Бруней, Катар, ОАЭ), поскольку они являются только совещательными учреждениями.

В 1920–1960-с гг. роль парламентов резко снизилась. Они превратились в декоративные, ни на что не влияющие органы в фашистских странах и странах тоталитарного социализма, в прикрытие для диктатуры партии и ее вождя либо были подавлены исполнительной властью в демократических государствах (например, в Великобритании и во Франции).

С конца 1960-х гг. начался и продолжается по сей день процесс возрождения парламентаризма. Парламенты постепенно "отвоевывают" новые полномочия и становятся главным органом в системе государственного аппарата большинства развитых стран. Процесс возрождения парламентов был обусловлен следующими факторами:

  • – избирательное право (активное и пассивное) получили не только мужчины, но и женщины;
  • – были ликвидированы многочисленные цензы (имущественный, ценз грамотности и т.д.), что превратило парламент из органа, выражавшего интересы меньшинства общества (главная причина повсеместного падения его авторитета после Первой мировой войны), в действительно всенародный орган;
  • – СМИ повысили интерес граждан к деятельности парламента;
  • – выборы в парламент (по крайней мере, в нижнюю палату) стали свободными, прямыми, равными и тайными;
  • – совершенствовались избирательные системы, структура парламентов и порядок их работы;
  • – парламенты стали завоевывать авторитет, работая более ответственно и профессионально.
  • В английской литературе его нередко называют "легислатура".

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.

Парламент

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler - говорить) -

общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей . В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях Украины, России, Таджикистана, Туркменистана.

Собственное наименование для обозначения высшего представительного органа. Применяется в Армении, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Казахстане и других странах.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

История парламента

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Римский форум, Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания - первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801-1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами - для верхней. Обычно в парламент входят 300-500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая - нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента - Палата лордов, нижняя - Палата общин, в России - Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане - Сенат парламента и Мажилис парламента, в США - Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

Великобритания - двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин)

Китай - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей

Россия - двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума

США - двухпалатный парламент Конгресс (Сенат и Палата представителей)

Украина - однопалатная Верховная Рада

Франция - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание)

Финляндия - однопалатный Эдускунта

Азербайджан - однопалатный Милли Меджлис

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз - ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран.

  • Народное собрание - в эпоху родо-племенного устройства общества высший законодательный орган управления родоплеменной общины. Комиции в Древнем Риме, тинги в германских племенах, вече у славян по существу не отличались друг от друга. В народном собрании имели право участвовать все способные носить оружие мужчины, принадлежащие к племени.
  • Совет старейшин (фр. Conseil des Anciens) - французская верхняя палата по конституции III года.Совет старейшин состоял из 250 человек, избиравшихся департаментскими избирательными собраниями из лиц, имевших не менее 40 лет от роду (отсюда его название), состоящих или состоявших в браке и живших на территории республики не менее пятнадцати лет до избрания. Его состав возобновлялся ежегодно по третям. Совет старейшин заседал в Тюильри, вначале в Манеже, а затем в Бурбонском дворце. Совет старейшин избирал президента и секретаря не более, как на месячный срок. Члены его получали жалованье. Совет старейшин одобрял или отвергал (но непременно целиком, без поправок) резолюции Совета пятисот. Одобренные им резолюции становились законами, но сам Совет старейшин законодательной инициативы не имел. Ему принадлежало право изменять, в случае надобности, местопребывание законодательного корпуса, указывая новое место и время его собрания. Совет старейшин прекратил своё существование в 1799 году после переворота 18 брюмера.
  • Палата лордов (англ. House of Lords) - верхняя палата Парламента Великобритании. Парламент также включает Суверена и нижнюю палату, так называемую палату представителей. В палате лордов 732 члена. Палата лордов не выборная, состоит из двух архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви («духовные лорды») и 706 членов пэрства («светские члены палаты лордов»). Духовные лорды присутствуют, пока они занимают церковные должности, а светские члены палаты лордов служат пожизненно. Члены палаты лордов называются «лорды парламента».

Палата лордов возникла в XIV веке и с тех пор почти всегда существовала. Название "Палата лордов" не использовалась для верхней палаты до 1544. Была устранена в 1649 революционным правительством, пришедшим к власти в Английской гражданской войне, но восстановлена в 1660. Палата лордов имела больше власти, чем избираемая палата общин («нижняя палата»). С XIX века, однако, власть верхней палаты имела тенденцию снижаться; сейчас верхняя палата слабее, чем избираемая часть. Парламентский акт (прошёл в 1911 и 1949) установил, что всё законодательство, кроме «денежных счетов» (включая гос.бюджет), проходящее через палату представителей, может быть задержано на 12 месяцев, но не может быть отвергнуто. Такая власть в политической науке называется suspensive veto. Реформа House of Lords Act 1999 устранила автоматическое право наследования места в верхней палате. Некоторое число пэров сохранило места, потому что они занимали посты Великих Офицеров Государства, и дополнительные 92 выбираются как представительные пэры. Дополнительные реформы планируются текущим лейбористским правительством, но законной силы пока не обрели.

Кроме законодательной, до 2009 года палата лордов имела судебную власть и являлась высшей апелляционной инстанцией в Соединённом Королевстве, за исключением дел в юрисдикции судей Тайного совета и Высшего уголовного суда Шотландии. Constitutional Reform Act 2005 создал Верховный суд Великобритании, в ведение которого передаются судебные функции лордов.

Полное формальное название палаты лордов звучит как: Достопочтенные лорды духовные и светские Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в Парламенте собранные. Палата лордов, как и палата общин, заседает в Вестминстерском дворце.

  • Палата общин - наименование одной из палат парламента Соединённого королевства и одной из палат парламента Канады.

В двухпалатном парламенте Вестминстерской системы Палатой общин исторически называлась Нижняя избираемая палата. Палата общин обычно имеет намного больше полномочий, чем Верхняя палата (Сенат в Канаде или Палата лордов в Соединённом королевстве). Глава партии большинства в Палате общин обычно становится премьер-министром.


Top